Методическая разработка по психологии Тренинг на тему: "Отношение к жизни? Позитивное!"
методическая разработка по психологии на тему

Сергеева Ольга Павловна

Цель тренинга: дать  педагогам представление о психологическом здоровье и приемах эффективного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Отношение к жизни? Позитивное!

Цель тренинга: дать  педагогам представление о психологическом здоровье и приемах эффективного общения.

Правила работы в тренинге. Работают все. Выполняют упражнения и задания. Персонитфицируют высказывания (говорят от своего имени: «Я считаю», «Я думаю»). Уважают мнение других. Слушают друг друга не перебивая.  Работают в кругу.

Материалы: ватман, маркер. Листы бумаги и карандаши (или ручки) для каждого участника.

Примечание. Возможные ситуации и установки должны быть оформлены как раздаточный материал.

Разминка.

Игра «Имя с прилагательными». Все участники поочередно называют свое имя с эпитетом перед ним на ту же букву, что и имя. Прилагательные должны быть только позитивными.

Упражнение «Пересядем!» Пересаживаются те, кто любит мороженое, мандарины,  лыжную прогулку, шашлычок, запах ели, конфеты…

(стулья уже расставлены парами по кругу).

А сейчас посмотрите на своего соседа. Работать мы сегодня будем парами.

Упражнение «Комплименты» Каждый участник, долго не задумываясь, сделает комплимент своему напарнику. («Вы сегодня отлично выглядите», «Мне в Вас нравится…)

   Существует два типа мышления: патогенное (пессимист) и саногенное (оптимист). В себе необходимо  развивать второй тип мышления.

Пример. Вы проснулись. Ваши первые слова и мысли обязательно должны быть положительно окрашены. Позитивные утверждения программируют сознание и подсознание на достижение наилучших результатов, в том числе в самочувствии. Чтобы опробывать это на себе, нужно научиться негативные мысли перестраивать в позитивные.

Упражнение «Идет дождь» (работа в парах) 1-й участник говорит о том, что плохого в том, что идет дождь. 2-й участник – что хорошего.

То есть думаем об отрицательном – получаем отрицательное, думаем о положительном – получаем положительное.

Установки должны быть короткими и позитивными, например: «Я здорова и счастлив. Я хочу и готова ежедневно быть активной, чтобы укреплять свое здоровье».

Откуда берутся позитивные эмоции?

Позитивные эмоции – это радость, любовь, прощение, благодарность, сочувствие.

Откуда берутся разрушающие эмоции?

Разрушающие эмоции – обида, месть, зависть – работают не на здоровье.

Важно, чтобы позитивное мышление вошло в  повседневную привычку, тогда оно будет работать на здоровье и успех.

Шесть аспектов психологического здоровья человека

  1. Позитивное отношение к себе.
  2. Самореализация (постоянный профессиональный и личностный рост).
  3. Автономность (самодостаточность).
  4. Психическая интеграция (умение находить общий язык с разными людьми).
  5. Реалистическое восприятие мира.
  6. Адекватная реакция на внешнее окружение.

Человек психологически здоров, если знает ответы на два вопроса: что я делаю? Зачем я это делаю? И осознает это.

Нервно-психическая напряженность, неуверенность в себе, повышенная тревожность приводят к стрессам и депрессиям. Медики предполагают, что к  2015  году депрессии опередят сердечно-сосудистые заболевания и  встанут на первое место. Если профессиональные стрессы воздействуют в течение длительного времени, то возникает синдром эмоционального выгорания (СЭВ).

В целях профилактики СЭВ следует:

- стараться рассчитывать и обдуманно распределять свою нагрузку;

- учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, использовать «тайм-аут» (отдых на работе);

- проще относиться к конфликтам на работе;

- не пытаться быть лучшим  всегда и во всем.

Наш  тренинг называется «Отношение к жизни? Положительное!». Сегодня мы попытаемся научиться  регулировать свое эмоциональное состояние, ознакомимся с методами, которые позволяют убрать неприятные эмоции и настроиться на позитивные минуты общения.

Игра «Чем мы похожи?» Каждый в паре находит какое-либо сходство с собой. Например, одинаковый цвет волос, имя на одну и ту же букву, одинаковая черта характера и т.п.)

  1. Размышления о хорошем и приятном

Игра «Ассоциации»

Играющие по очереди называют, с чем у них ассоциируются:

- встреча Нового года,

- железнодорожный вокзал,

- уроки в школе,

- жаркий день,

- вечер встречи выпускников,

- удачная покупка,

- хорошее настроение,

- план работы на год,

- однокомнатная квартира,

- экзамен у сына, дочери),

- аэропорт,

- профессия дизайнера,

- морской пейзаж,

- дождливое утро,

- букет цветов,

- путевка в санаторий,

- приглашение на ужин…

  1. Общение с приятными людьми; взаимопонимание

Игра «Мы похожи, мы отличаемся» (в парах)

В течение 2-3 мин каждой паре необходимо найти у себя по 1 сходному и 1 отличительному качеству. Сравниваться могут внешность, события, личностные качества и др.

  1. Чтение книг, журналов

Игра «Фраза по кругу»

Нужно прочесть предложенную фразу (например, из журнала «Здоровье») с разными интонациями, с чувством: вопросительно, оптимистично, испуганно, восторженно, удивленно, шепотом, обиженно, ласково, торопясь, грустно, громко,  восклицательно.

  1. Арт-терапия с музыкотерапией

Групповое рисование. Под звучание музыки участники рисуют что хотят, передают соседу, дорисовывают до позитивного результата, пока рисунок не вернется к хозяину.

Рефлексия. Разность чувств,  мыслей, впечатлений.

  1. Двигательная активность

Игра «Посмотри и угадай»

Каждый участник берет карточку с описанием ситуации, не показывая ее никому. Все по очереди изображают то, что написано в карточке с помощью мимики и жестов. Коллеги отгадывают, что это  может быть.

Варианты ситуаций:

-учитель ругает учеников;

- человек находится под холодным дождем без зонта;

- человек обжегся о горячий утюг;

- у девушки сломался каблук;

- человека обрызгала машина;

- электрик вкручивает лампочку;

- человек купается в проруби.

  1. Смех, улыбка, юмор

Игра «Начало и конец рассказа»

Играющим дается карточка, на которой написано начало и конец его.

Нужно придумать середину рассказа.

Например:

1.«Мама купила рыбу и принесла домой… Поэтому вечером ужинали при свечах»

2. «Девушка сломала каблук… Поэтому вечером ужинали при свечах».

3. Сегодня было самое обыкновенное утро… Поэтому вечером ужинали при свечах»

  1. Похвала, комплименты

Игра «Телеграмма»

Каждый играющий пишет по одному прилагательному, обозначающие качества личности. Эти слова вставляются в телеграмму (готовый текст), в места, где стоят точки, и телеграмма зачитывается вслух.

Примерный текст телеграммы: «Сегодня мы собрались на наш …тренинг. Выглядим мы … и … .Но если бы погода сегодня … то мы были бы …, а может, даже …. Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе… Пожелаем всем всего…, а именно …, здоровья, успехов, … учеников».

Заключительная часть.

Коллаж(виртуальные Новогодние пожелания).

Все участники пишут свои имена на листочках, которые затем перемешиваются. Все поочередно вытягивают по листочку с именами. Тому, чье имя там написано, делается подарок-пожелание. Дарить можно не только материальные блага, но и духовные. В конце все высказывают друг другу позитивные пожелания и дарят подарки.

Завершение

Ведущий. Наш сегодняшний тренинг подошел к концу.  Закончить его я хочу притчей.

Жил-был один Монах. И в течение большей части своей жизни он пытался выяснить, чем отличается Ад от Рая. На эту тему он размышлял днями и ночами. И в одну ночь, когда он заснул во время своих мучительных раздумий, ему приснилось, что он попал в Ад.

Осмотрелся он кругом и видит: сидят люди перед котлами с едой. Но какие-то изможденные и голодные. Присмотрелся он получше – у каждого в руках ложка с длинню-ю-ющей ручкой. Зачерпнуть из котла они могут, а в  рот никак не попадут. Вдруг подбегает к Монаху местный служащий (судя по всему, черт) и кричит:

- Быстрее, а то опоздаешь на поезд, идущий в Рай.

Приехал человек в Рай. И что же он видит?! Та же картина, что и в Аду. Котлы с едой, люди с ложками с длинню-ю-ющими ручками. Но все веселые и сытые. Присмотрелся человек – а здесь люди этими ложками кормят друг друга».

Ведущий обсуждает притчу с группой, участники делают выводы.

Сегодня мы собрались на наш …тренинг. Выглядим мы … и … .Но если бы погода сегодня … то мы были бы …, а может, даже …. Но мы не будем унывать. Дела у нас на работе… Пожелаем всем всего…, а именно …, здоровья, успехов, … учеников.

-учитель ругает учеников;

_____________________________________

- человек находится под холодным дождем без зонта;

________________________________________

- человек обжегся о горячий утюг;

____________________________________________

- у девушки сломался каблук;

__________________________________

- человека обрызгала машина;

________________________________________

- электрик вкручивает лампочку;

___________________________________________

- человек купается в проруби.

___________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по психологии по теме: "Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью"

В данной методической разработке освещены проблемы изучения и оказания помо­щи детям с выраженными интеллек­туальными нарушениями. Эта про­блема особенно актуальна в связи с тем, что в последние ...

Методическая разработка по психологии Доклад на тему:"Стили педагогического общения учителя"

В данном материале изложены рекомендации А.К. Марковой и А.Я. Никоновой по проведению диагностики среди педагогов с целью изучения и выявления стилей педагогического общения.  В основу различения...

Методическая разработка Недели психологии

Современным школьникам объективно приходится учиться не только больше, но и интенсивнее. И для того, чтобы снять напряженность труда участников образовательного процесса и поддержать основные ид...

Методическая разработка с элементами тренинга для воспитателей и педагогов

         Программа «С радостью к себе и окружающим» предназначена для педагогов     и рассчитана на один учебный год. Проводится социальным педагого...

Методические разработки к семинару-тренингу «Психоэмоциональная разгрузка педагогов как средство устранения синдрома сгорания».

Семинар-тренинг для педагогов ЗелАО "Психоэмоциональная разгрузка педагогов как средство устранения синдрома сгорания."...

Методическая разработка с элементами тренинга «Педагогическая толерантность как профессионально важное качество личности учителя»

Высокий уровень педагогической толерантности обеспечивает адекватное восприятие партнера по взаимодействию, что повышает эффективность профессиональной деятельности учителя и  уровень образовател...

Методическая разработка к уроку-тренингу "Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции"

Данный методический материал является методической разработкой урока по дисциплине Химия на тему «Классификация химических реакций. Окислительно-восстановительные реакции».Методическая раз...