"Школа для родителей"
учебно-методический материал по психологии по теме

Малаева Ирина Алексеевна

Методическая работа с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shkola_dlya_roditeley.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                                                  

Директор ГБОУ СКОШИ № 31        

________________Бегун В.В.                    

                                                                                                 

                                                                   

«__»_________________2012г.          

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «ШКОЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ»

                                       

ГБОУ СКОШИ № 31

                                     Составитель программы: педагог-психолог

                                                              Малаева И.А.

                                   Исполнители программы: педагоги-психологи

                                         школы-интерната № 31

Пояснительная записка

Традиционно семья воспринимается как естественная среда, обеспечивающая гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка. Внимание ученых к проблеме семьи обусловлено не только профессиональным интересом, но и значительными трудностями, которые претерпевает данный социальный институт в своем развитии.

Особое положение в этом вопросе занимают семьи, воспитывающие детей с проблемами в здоровье и отклонениями в развитии. Практика свидетельствует о том, что в  таких семьях выявляется высокий уровень потребности в оказании им помощи специалистами: психологами, дефектологами, логопедами, социальными работниками. К сожалению, во многих семьях не только не созданы адекватные условия для развития детей, но и часто семейная ситуация оказывает деструктивное воздействие на ребенка, травмируя его формирующуюся личность.

Создание благоприятной реабилитационной и коррекционно-развивающей среды для ребенка в период его пребывания дома, требует от родителей определенного объема знаний, способствующих пониманию потребностей и возможностей ребенка, они также должны владеть практическими навыками, позволяющими методически правильно общаться с ребенком и правильно его воспитывать. Создавая программу «школа для родителей» мы в первую очередь думали о том, чтобы установить более тесную связь между семьей и школой, предупредить наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей, укрепить уверенность пап и мам в собственных воспитательных возможностях через предоставления им новых знаний об особенностях и закономерностях развития ребенка с особыми образовательными потребностями.

Цель программы:

- Предоставление родителям практических и теоретических материалов о возрастных и индивидуальных закономерностях и особенностях психического развития детей имеющих проблемы в здоровье и развитии в целях их дальнейшей социализации.

Задачи:

- решать проблемы дифференцировнной и адресной помощи ребенку с проблемами в здоровье и отклонениями в развитии; через оптимизацию внитрисемейной атмосферы, гармонизации межличностных, супружеских, детско-родительских отношений;

- формировать позитивное отношение близких лиц к ребенку с проблемами в здоровье и отклонениями в развитии;

- устанавливать причины, дестабилизирующие внутрисемейную атмосферу и межличностные отношения, и их коррекцию;

- обучение родителей практическим приемам и методам  коррекционной работы с детьми, имеющими проблемы в здоровье и развитии;

Актуальность программы:

Актуальность разработки программы психологической помощи этой категории семей обусловлена тем, что современная семья, в которой воспитывается ребенок с проблемами в здоровье на данный момент не выполняет роли базовой структуры ( в 85%), обеспечивающей максимально благоприятные условия для оптимального развития и воспитания ребенка в результате следующих причин:

- высокого уровня психической травматизации членов семьи вследствие  рождения ребенка с проблемами в здоровье и отклонениями в развитии;

- отсутствие как мотивов к оказанию помощи проблемному ребенку, так и элементарных психолого-педагогических знаний у родителей;

- непринятие особенностей ребенка, что может быть обусловлено как треморбидными особенностями личности родителей, так  и их культурно-ценностными ориентациями в отношении таких детей.

Длительность программы: экспериментально – полгода

Программу реализуют: педагоги-психологи ГБОУ СКОШИ № 31

Эффективность программы оценивается по результатам наблюдения, психологического обследования, уровня посещаемости.

Программа составлена на основе Письма Министерства образования РФ «Об организации родительского всеобуча в образовательных учреждениях» от 2002 года.

  СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

№ п.п.

Темы занятий

Дата

пров.

Кол-во

часов

1.

Методика Марии Монтессори – «Помоги мне это сделать самому»

27.02

29.02

1 час

1 час

2.

Сущность, содержание и структура психологического здоровья

1 час

3.

Возрастные особенности детей мл шк.

5.03

1 час

4.

Возрастные особенности подростка

7.03

1 час

5.

Типы родительского поведения

12.03

1 час

6.

Личностные особенности ребенка.

Типы нервной системы. Темперамент ребенка.

14.03

1 час

7.

 Типология детских характеров. Детская жестокость

19.03

1 час

8.

Типичные ошибки в семейном воспитании

21.03

1 час

9.

Позиция школьника и ее влияние на учебную деятельность

26.03

1 час

10.

Гармония между семейной и школьной жизнью

28.03

1 час

11.

Классификация стилей воспитания

2.04

1 час

12.

Возрастные особенности учащегося

4.04

1 час

13.

Гармония между любовью к ребенку и реальное отношение к жизни

16.04

1 час

14.

Развитие у ребенка умений оценивать свои неудачи и достижения

18.04

1 час

15.

23.04

1 час

16.

Различные виды нервных расстройств.

25.04

1 час

17.

Тревожный ребенок, страхи у детей с ДЦП

7.05

1 час

18.

Развитие социально-бытовых навыков у детей с ДЦП.

14.05

1 час

19.

Ответственность родителей, родительская позиция, родительская установка.

16.05

1 час

20.

Конструирование против ДЦП

21.05

1 час

21.

Тренинговая работа: коррекция нарушений в личностной и межличностной сферах родителей.

23.05

1 час

                               Всего:                                  

22 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анкета для родителей "Школа глазами родителей"

Анкета для родителей "Школа глазами родителей"Работа с родителями - Анкеты для родителей Автор: Рябова Т.Н.10.11.2012Анкета для родителей "Школа глазами родителей"  Вопросы Да Нет Не совсем 1. ...

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

Программа взаимодействия школы и родителей "Семья и школа: навстречу друг другу"

Данная программа является продуктом дипломной работы "Взаимодействие школы  и родителей, как компонент социального партнерства" по программе "Менеджмент в образовании".В программе представлены ос...

ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»

Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...

«Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей

Семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне. Ребенок- надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение. Ребен...

Анкета для родителей "Школа глазами родителей"

Уважаемые родители! Предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты "Школа глазами родителей"....

Анкета для родителей «Культура взаимодействия школы и родителей»

Выявляет уровень информированности родителей в вопросах школьной жизни и степень удовлетворенности взаимодействием со школой. З основу взята работа Н.В. Калининой ,  Л.А. Лукьяновой « Удовл...