Психологическое занятие по формированию навыков общения "На старт, внимание, марш!".
рабочая программа по психологии (8 класс) по теме

Соколова Мария Александровна

Цель: формирование навыков коммуникативного общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_start_vnimanie_marsh.docx931.07 КБ

Предварительный просмотр:

На старт, внимание, марш!

Психологическая мастерская

Мясниковой Натальи Александровны, преподаватель ММК,

  и Соколовой Марии Александровны, психолог,

г. Муром, Владимирская область

Цель: формирование навыков коммуникативного общения.

Оборудование: веревка, повязки на глаза, раздаточные буклеты, листы бумаги, карандаш или ручка, шнур для плетения, бусины

I. Введение:

«Слепая цепочка» (Сплочение группы, настрой на занятие, введение в тему)

  1. Приветствие  группы
  2. Повязать повязки на глаза
  3. Выстроить в колонну по одному
  4. Соединить участников одной веревкой
  5. Каждый кладет правую руку на правое плечо впереди   стоящего человека
  6. Один из руководителей ведет группу по маршруту, второй контролирует движение (маршрут произвольный с препятствиями, время 5-7 мин.)
  7. Соблюдать молчание во время прохождения маршрута.
  8. В конце маршрута положить участников на землю, попросить снять повязки.
  9. После непродолжительной паузы провести рефлексию:

  • Что вы ощущали во время прохождения маршрута,
  • Что вам понравилось, что было неприятно,
  • Какие эмоции вы испытывали,
  • Что хотелось сделать больше всего и т.п.

Если требуется, можно ввести любые игры-активаторы типа «Черные шнурки», игры на знакомство, на сплочение и т.д.

Притча про умение слушать или притча «Небольшая разница». Вывод и обсуждение.

Переход к понятию «общения», владение искусством общения.

II.Основная часть

 Упражнение «Пересадка сердца»

Цель. Развитие толерантности при ответственном выборе, умение быстрого  коллективного принятия решения.

Время 20 мин.

Материалы. Список групп кандидатов на пересадку сердца – по количеству подгрупп.

Инструкция.

-«Разделитесь на подгруппы по 4-5 человек.

Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут на принятие решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть.

Каждая подгруппа получает список кандидатов на операцию.

Список (раздается каждой из подгрупп): см. приложение

 По окончании  обсуждения каждая подгруппа озвучивает свое решение и аргументирует его».

Обсуждение.

«Пожалуйста, ответьте на три вопроса:

 Легко ли было принимать решение?

Что повлияло на принятие решения?

 В чем вы видите смысл упражнения?»

Резюме тренера.

-«При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было  видно, что вы старались быть справедливыми. И все-таки, может быть, невольно, вы поставили «оценку» каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они обязаны руководствоваться совсем другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента.

Принятие решения должно быть основано на объективных  фактах, а не социальных оценках.

Также бывает и в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом часто забываем, что не вправе судить других людей.  Нам могут не нравиться их поступки, поведение, их стиль жизни, как они выглядят, или ведут себя. Мы даже можем решить, что не хотим общаться с ними, видеть их, но мы не можем судить их.

Вопрос: в какой момент обсуждения вы были близки к принятию решения?

Замечено:

Основа отношения собеседника к нам закладывается

в течение первых 15 секунд общения с ним.

- Специалистами замечено: чтобы с самого начала знакомства или беседы расположить к себе собеседника, нужно дать ему, как минимум три психологических плюса.

  1. Комплимент.

 Упражнение« Ты - мне, я - тебе…»

 Поставить  участников в две шеренги напротив друг друга. Попросить сделать друг другу комплимент и дать ответ на него.

Комплимент бывает трех типов:

1.Косвенный комплимент. Мы хвалим не самого человека, а то, что ему дорого: охотнику — ружье, помешанному на собаках — его любимца, родителю — ребенка и т.д.

2.Комплимент минус-ПЛЮС. Мы даем собеседнику сначала маленький минус, а потом

— огромный плюс. Например, Пожалуй, я не могу сказать, что ты хороший работник... ты незаменимый для нас специалист! 

3. Комплимент – сравнение. Человек сравнивается с чем-нибудь самым дорогим для делающего комплимент. Я хотел бы иметь такого же ответственного сына, как Вы! 

Что нужно для удачного комплимента:

1. Чтобы он не выглядел искусственным, необходимо существование близких и доверительных  отношений между собеседниками.

2. Партнер должен знать, сколь важно для нас то, с чем мы сравниваем. Однажды пришлось слышать фразу, сказанную как комплимент: Ты такой же интересный, как и

мои барбусы (Оказывается, этот человек — аквариумист и очень любит наблюдать за поведением рыбок-барбусов)

3. И, наконец, главное: комплимент ценен только тогда, когда он сделан искренне.

Неискренний комплимент — это уже изощренная издевка.

-Самое трудное в комплименте — это достойно на него ответить. 

Это необходимо сделать тут же, иначе человек, если и не обидится, то уже не захочет в другой раз нам сделать комплимент.

Общая схема может быть следующей: Это благодаря Вам! Все искусство состоит в умении

изящно ее варьировать.

— Меня восхищает Ваше остроумие!

— Трудно быть другим, находясь рядом с человеком, который шутит столь тонко, как Вы!

Иными словами, необходимо вернуть психологический плюс тому человеку, который

дал его нам. При этом важно похвалить собеседника за его положительные качества, а не за то, что он такой хороший: похвалил нас, заметил хорошее в нас.

  1.  Улыбка.

Упражнение «Крошка моя, подари мне свою улыбку…» см. приложение

-Объясните, пожалуйста, пословицу: «Человек без улыбки на лице не должен открывать магазин».(Китайская пословица) 

-Вспомним, как встречает нас знакомая собака: она виляет хвостом, повизгивает, стремится

 забраться на руки или лизнуть по щеке,- словом, всеми доступными ей средствами выражает свою радость. И заметим, с какой добродушной улыбкой мы смотрим на нее, даже возникает желание ласково потрепать ее по шее. Но почему бы нам не воспользоваться этим приемом, выражая радость от встречи с человеком всеми доступными нам средствами? Универсальное средство — улыбка! 

Для того, чтобы люди хотели с нами общаться, мы сами должны хотеть общаться с ними,

и собеседники должны это видеть.

Иногда силу воздействия улыбки на окружающих трудно представить.

( Привести пример из жизни).

А что же делать, если не получается отыскать в собеседнике хоть что-нибудь хорошее, чтобы ему можно было искренне улыбнуться?

-Тогда на первых порах нам может помочь следующий прием, который предлагает Д.Карнеги: Перед тем, как войти к нему в кабинет, на мгновение остановитесь и подумайте о тех многих вещах, за которые вы должны быть благодарны судьбе, и на лице у вас появится широкая, неподдельная улыбка; и когда вы войдете в комнату, лицо еще будет сохранять следы этой улыбки.

  1.  Имя.

Упражнение «Снежный ком имен»

( Попросить участников сесть по кругу. Один из круга называет имя, второй называет имя первого, добавляет свое, третий – имя первого, второго и свое и т.д., пока тот, кто начинал, не повторит  имена всех).

Само звучание имени оказывает

большое воздействие на человека.

Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный

для него звук на любом языке!

Средств поднятия значительности собеседника, конечно, существует тысячи, каждый выбирает сам наиболее подходящее для данной ситуации. Но есть и универсальные, которые могут быть названы воистину волшебными словами. Например, Я хотел бы с вами посоветоваться!  Люди читают их так: Со мной хотят посоветоваться. Я нужен! Я значителен! Что ж, почему бы не помочь этому человеку?  Конечно, эта фраза — общая формула, все искусство состоит в умении ее варьировать, искать наиболее подходящие по ситуации слова.

Главное — искренне попросить у человека той или иной помощи.

Я хотел бы с вами посоветоваться! -

формула успеха.

О ЖЕНЩИНАХ. Петь дифирамбы женщине до свадьбы — это вопрос склонности. Но петь ей дифирамбы после того, как вы на ней женились, — это уже вопрос необходимости, больше того — личной безопасности.

О МУЖЧИНАХ. Говорите с мужчиной о нем самом, и он будет слушать вас часами.

4. «Волшебные слова»  

Упражнение «Кто больше?» см. приложение

5. Кто чистит уши по утрам, тот поступает мудро!

Дискуссия по вопросу: «Зачем нам два уха и один рот?»

Бабушка, зачем тебе такие большие уши?

Это чтобы лучше слышать тебя, дитя мое!

Красная шапочка

      -Подавляющее большинство людей от рождения наделены умением слушать, и, что самое главное, слышать окружающие их звуки. К сожалению, с возрастом, многие теряют эти способности. В переносном, конечно, смысле. У каждого из нас есть среди знакомых некоторое количество людей, с которыми категорически не хочется общаться из-за отсутствия у них умения слушать. Они перебивают, отвлекаются от темы и везде норовят вставить свои “пять копеек”.

     На самом деле, что бы научиться слушать и слышать, вам достаточно следовать буквально 5 основным правилам, которые большинство знает и так, но не следует им по различным причинам. И зря, т.к. общение между людьми до сих пор является основой любых взаимоотношений. И умение правильно слушать собеседника просто необходимо для создания своего положительного образа.

Не перебивайте

Это самое главное правило! Перестаньте, наконец, перебивать – это никому не нравится, и к тому же, перебивая собеседника вы выглядите в его (и окружающих) глазах глупо и вызываете чувство неприятия. Зачем вам это? Лучше спокойно дослушайте человека, а потом выскажите свое мнение. Другое дело, если и ваш собеседник – знатный болтун, в речь которого совершенно невозможно “вклиниться” – в таком случае даже нужно его вовремя остановить.

Не отвлекайтесь

Очень многие люди, при общении постоянно на что-то отвлекаются. На проходящую мимо девушку, красивую машину, собственные ботинки. А представьте, каково в этот момент вашему собеседнику? Он вам передает какую-то информацию, а вы, вместо впитывания ее, таращитесь на что-то другое - это раздражает. Если разговор важный, то телефон тоже лучше поставить на вибро-режим. Не переживайте, ответить на звонок вы сможете позже.

Смотрите в глаза

При общении, старайтесь смотреть прямо в глаза собеседнику. Тем самым, вы показываете свою заинтересованность и сосредоточенность на разговоре. К тому же, психологи говорят, что прямой взгляд свидетельствует о вашей честности и открытости. Только не нужно 100% времени таращиться на собеседника, будто у него на лбу нарисована пентаграмма, достаточно сосредотачивать взгляд каждые 10-15 секунд. Используйте невербальные знаки

Кивки, “угуканье”, вспышки глазами. Так вы даете понять говорящему, что вы внимательно его слушаете и понимаете, о чем он говорит.

Будьте доброжелательны

Даже если вы не согласны с собеседником. Любая резкая отрицательная реакция вызовет у него чувство настороженности и отторжения. Это конечно не значит, что вы должны соглашаться со всем, но постарайтесь объяснить свою точку зрения как можно более доброжелательно. Т.е. не нужно в спорной ситуации отвечать: “Ты - дебил, и это полная чушь”, – лучше спокойно сказать: “Вадим, мне кажется ты не прав, потому что…”

Будьте наблюдательны

Следите за собеседником – за его мимикой, жестами, выражением лица. Соответствуют ли его не речевые сигналы тому, что он говорит, ведь контакт между двумя людьми, в первую очередь происходит на эмоциональном уровне. К тому же, наблюдательность поможет вам выявить ложь в словах говорящего.

Заключение

Умение слушать и слышать собеседника – это на самом деле не так уж сложно. Достаточно быть сосредоточенным на разговоре и следовать вышеуказанным советам, а также правилам культурного общения. Научиться слушать собеседника можно, главное – захотеть.

Упражнение « Давай с тобой поговорим…» см. приложение.

-На психологическом тренинге общения группа выполняла следующее упражнение.

Участники разбились на пары, каждому втайне от другого тренер называл тему разговора и давал задание попытаться разговорить на нее партнера. Пары по очереди приступили к работе. И тут началось самое комичное: ведь у каждого тема была своя: у одного мороженое, у другого — стройматериалы, или косметика и пулемет. Надо было видеть, как каждый..тянул одеяло на себя, все было очень похоже на описанный разговор двух старушек у подъезда. Но вот у одной пары беседа получилась, причем каждому удалось разговорить собеседника на свою тему. В результате совместного анализа группа сформулировала правило

Люди склонны слушать другого только после того, как выслушали их

Лучший собеседник не тот, кто умеет хорошо говорить, а тот, кто умеет хорошо слушать.

Будьте хорошими слушателями…поощряйте других говорить о самих себе.

А теперь…. На старт…. Внимание….. Марш!!!

Можно!

На своих занятиях мы применили тактильный метод запоминания. После раскрытия каждого «плюса общения» ребятам предлагалось взять по одной бусине. В конце занятия 5 накопленных бусин мы использовали  для плетения браслета по технике макраме, применив простейшие узлы.

Приложение

Притча «Небольшая разница»
  Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали один за другим все зубы.
   В сильном волнении он призвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких».
   Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и призвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Я счастлив, сообщить тебе радостную весть - ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за это предсказание.
   Придворные очень удивились. «Ведь ты сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит не от того, что сказать, а как сказать».

 «Притча про умение слушать»

В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, поспешно вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, начал излагать поручение своего владыки:

— Мой господин… повелел вам сказать, чтобы вы дали ему… голубую лошадь с чёрным хвостом,… а если вы не дадите такой лошади, то…

— Не желаю больше слушать! — перебил царь запыхавшегося гонца. — Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то…

Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседскому царю войну. Долго длилась она — много крови было пролито, много земель опустошено — и дорого обошлась обеим сторонам.

Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу.

Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:

— Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с чёрным хвостом, а если не дашь, то…»?

— «…пошли лошадь другой масти». Вот и всё. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то…»?

— «…непременно послал бы её в подарок моему доброму соседу».

Вот и всё.

Обсуждение притчи. Вывод.

Список  для упражнения «Пересадка сердца» (раздается каждой из подгрупп):

Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост.

Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей.

Священник, 27 лет.

Мужчина,40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен.

Девочка, 5 лет. Задержка психического развития.

Студент, 20 лет. Депрессия, две попытки суицида.

Мужчина, 48 лет, врач-онколог, ученый, разрабатывает лекарство от рака. Близок к решению проблемы. Гомосексуалист.

Женщина, 30 лет, работница коммерческого секса.

Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ - инфицирована.

Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болен диабетом.

Упражнение « Давай с тобой поговорим…». Темы для разговора. 

Строительные материалы

Музыка

Косметика

Оружие

Продукты питания

Бытовая химия

Спорт

Автомобили

Парикмахерское дело

Танцы

Конфеты

Лекарства

Учеба

Путешествия

Упражнение «Крошка моя, подари мне свою улыбку…»

Участники стоят в кругу. Водящий выбирает себе пару и при помощи фразы «Крошка моя, я так тебя люблю! Подари мне свою улыбку!», должен вызвать улыбку у «жертвы». Если удалось – меняются местами и игра продолжается дальше.

Упражнение «Кто больше?»  По очереди называются «волшебные слова» (спасибо, будьте любезны и т.д). Задержка на 3 сек. –  участник выбывает из игры.

Раздаточный материал в конце занятия.

См. добавочный файл


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дипломная работа на тему "Особенности формирования навыков общения у умственно отсталых детей младшего школьного возраста"

документ написан на уровне дипломной работы: 2 главы, исследование проведено с детьми  начальных классов Нефтекамская СКОШ интернат VIII вида....

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Развитие коммуникативной компетентности у школьников с нарушенным слухом....

Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.

В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната....

Программа психологического тренинга для коллектива "Навыки общения"

Цель:Повышение эффективности взаимодействия  коллективаЗадачи:установить контакт между участниками;сплотить и раскрепостить участников;формирование способности к сотрудничеству;развитие нав...

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ

Дана подробная характеристика обучения коммуникации. Отражена методика использования различных средств общения с детьми с ДЦП при формировании коммуникативных навыков. Обучение детей с детским церебра...