ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УПК
статья по психологии по теме

Новосёлова Светлана Леонидовна

Ориентируясь на глобальные цели системы образования, как педагог-психолог ставлю перед собой следующую цель: способствовать формированию социально-трудовой компетенции учащихся УПК.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nc_dokl.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УПК

Новосёлова С.Л.

Учебно-производственный комбинат №2 города Павлодара,

Педагог-психолог

        Время диктует высокие требования к уровню развития трудовых ресурсов, постоянному повышению творческого и трудового потенциала работников. В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений различного уровня с позиций предоставления образовательных услуг, способствующих формированию различных компетентностей, что особенно важно в старшем школьном возрасте, характеризующемся осознанным приобретением знаний и опыта для дальнейшей профессиональной деятельности. Несомненно, что подростку, вступающему в жизнь, очень сложно разобраться в мире информации. Выбор профессии является для школьника чрезвычайно сложной и ответственной задачей, поскольку он еще недостаточно подготовлен для принятия такого решения вследствие своего небольшого жизненного опыта, недостаточного умения согласовывать свои мечты и способности.

        В «Концепции развития образования» отмечается необходимость формирования личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться, саморазвиваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно – ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира. Поэтому формирование ключевых компетенций учащихся, в том числе и социально-трудовых, является приоритетной задачей системы современного образования.

Ориентируясь на глобальные цели системы образования, как педагог-психолог ставлю перед собой следующую цель: способствовать формированию социально-трудовой компетенции учащихся УПК.

Социально-трудовая компетенция входит в состав ключевых компетенций. Социально-трудовая компетенция, по А. В. Хуторскому, означает владение знаниями и опытом в гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении. В эту компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой. Ученик овладевает необходимыми для современной жизни навыками социальной инициативности и конструктивной грамотности.

        Становится очевидной необходимость специальной целенаправленной работы по формированию социально-трудовых компетенций учащихся. Следует отметить, что в учебно-производственном комбинате обучение, имея деятельностный характер, придает образовательной деятельности ребенка личностный смысл.

        Идея формирования социально-трудовых компетенций учащихся в процессе их обучения и воспитания в условии УПК является не просто отображением сложившихся в образовании тенденций, стимулирующих поиск способов и средств формирования ответственности учащегося за его индивидуальный выбор, включая выбор профессионального пути. Появилось понимание того, что формирование способности учащихся действовать и быть успешными в динамично развивающемся обществе во многом зависит от таких качеств личности, как мобильность, решительность, ответственность, способность усваивать и применять знания в незнакомых ситуациях, способность выстраивать коммуникацию с другими людьми и кооперировать ресурсы для достижения общих целей.

        В процессе формирования социально-трудовой компетентности старшеклассников в деятельности УПК мы выделяем мотивационно-смысловой, содержательно-деятельностный, рефлексивно-оценочный этапы.

        Следует отметить, что деятельности УПК свойственны открытость, гибкость, мобильность, вариативность на запросы и потребности рынка образовательных услуг, что обусловливает предпосылки формирования в учреждении данного типа социально-трудовой компетентности старшеклассника.

Развитие социально-трудовых компетенций старшеклассников является приоритетной  частью психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в УПК, целью которого является воспитание и профессиональное самоопределение, социально-трудовая адаптация в условиях выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда, создание условий для профессионального самоопределения, формирование потребности готовности к труду.

Для реализации данной цели предусмотрено:  оказание психолого-педагогической помощи учащимся  в осознанном выборе профессии с учетом способностей, склонностей, психофизиологических и физических возможностей; повышение уровня осведомленности старшеклассников о состоянии рынка труда, содержании труда специалистов различных сфер деятельности, о  профессиональных образовательных программах и учебных заведениях.

Для решения поставленных задач  проводится психолого-педагогическая работа по следующим направлениям: профессиональное просвещение и информация, профессиональная диагностика, профессиональное  консультирование, профессиональное воспитание и образование.  

Профессиональное просвещение и информация. Целевая установка данного направления – формирование целостного, многопланового представления о мире профессий.  

На данном этапе, учитывается, что старшеклассники могут определить ряд профессий, которые им интересны, которые им нравятся, однако в силу своего возраста, могут иметь только поверхностное представление о них, или вообще не иметь никакого. Это подтверждает опросник профессиональной осведомленности. Из предложенного списка профессий, которым можно обучиться в начальных профессиональных учебных заведениях, только 50,5% из числа опрашиваемых  хорошо знакомыми  назвали лишь парикмахер, автомеханик и газоэлектросварщик. А остальные из предложенного списка  профессий хорошо знакомы меньшему количеству школьников (от 38% до 3,7%). Конечно, подчерпнуть полезную информацию о профессиях можно из художественной литературы, газет, журналов, телепередач. Но современные дети читают мало, а телепередачи предпочитают развлекательные. Это подтверждает анкетирование, всего 6% подростков получают  информацию о профессиях через средства информации, печать.

 Поэтому с этой целью собраны в УПК: информация о колледжах и ВУЗах не только г. Павлодара, но и стран ближнего и дальнего зарубежья;  профессиограммы – комплексные, систематизированные описания профессий, где обязательно указываются содержание деятельности, необходимые качества, обеспечивающие успешность в профессии, условия труда, области применения, требования к здоровью, уровни профессиональной подготовки.

 Определенную роль профессиональной информации, просвещения играет интерьер здания УПК. Стенды, фотовитрины своим содержанием привлекают внимание учащихся, в классах – информационный уголок  «Вопрос психологу».

Профессиональная диагностика.  Целью профдиагностики  является выявление и определение с помощью научно-обоснованных методов способностей, ресурсов и потенциала учащихся.  Данный этап включает в себя ряд диагностических исследований: тест на определение типа личностной направленности, выявление интересов и склонностей, определение мотивов выбора профессий, активизирующие методики, анкетирование учащихся. Для успешного выбора представления о той или иной интересующей профессии недостаточно. Старшекласснику  необходимо знать соответствие его психологических особенностей, способностей требованиям и соответствующим характеристикам избранной профессии. Диагностика, проводимая в УПК, помогает ученику разобраться в своих интересах, склонностях, личностной направленности и по полученным данным подобрать список профессий, которые оптимально ему подходят. Вот что показали  результаты тестирования интересов и склонностей 1239 учащихся 9-10 классов из 40 школ г. Павлодара:

  • 20% учащихся имеют ярко выраженный интерес к природе;
  • 28% учащихся  проявляют интерес к технике;
  • 42% учащихся  умеют и любят общаться с людьми;
  • 20%  имеют способности в работе с цифрами, буквами;
  • у 31% проявились  способности  к творчеству и работе с художественными образами.

 На основании этого можно сделать следующие выводы:   в большинстве своем современные дети разносторонне развиты,  нацелены в будущем, выбрать профессию, связанную с общением и умением работать в коллективе, при этом у них хороший творческий потенциал, но  склонностей по техническим направлениям,  которые так необходимы на сегодняшний день на рынке труда,  не проявляют, несмотря на то, что они хорошо информированы о востребованности инженерно-технических специальностей.

Определение профессионального типа личности, и его  социальной направленности помогает предположить в каких сферах человек, скорее всего, добьется успеха, какие направления деятельности для него эффективны. В результате, по процентному соотношению преобладает количество учащихся с явно выраженным предприимчивым типом личности (48%). Люди предприимчивого типа это уверенные в себе  конкурентоспособные, избегающий  монотонной умственной работы, стремящийся руководить и организовывать. А большинство современных школьников мечтают о признании, о быстром результате, не любят подчиняться, а любят руководить. Их не привлекает решение интеллектуальных задач, требующих   усидчивости и усилия над собой. Само общество формирует такое отношение к жизни и признает только успешных людей, поэтому дети все чаще думают о материальных благах, а не об интеллектуальном саморазвитии.    

 По результатам тестирования после предприимчивого наиболее встречаемый тип личности конвенциальный, (21%), данный тип предпочитает структурированную деятельность, работу со знаками, избегает  неопределенных и напряженных ситуаций, ценит материальное положение, общественный статус, предпочитает традиционные, консервативные ценности. Профессиональный выбор - банковские служащие, бухгалтеры, канцелярские работники  Люди, обладающие качествами данного типа, дисциплинированы, добросовестны, являются хорошими исполнителями. Но это тип личности, противоположный предприимчивому, несмотря на различный подход к выбору сферы деятельности на различное отношение к способу достижения цели, общим у них является материальное благополучие, при этом первые нацелены на быстрый результат и хотят быть признанными лидерами, а люди конвенциального типа не желая брать на себя ответственность, подчиняясь воле другого человека поэтапно идут к достижению своей цели.

 Одним из непопулярных типов личности, является реалистический тип (7%), который принято считать  мужским, несоциальным, стабильным. Люди данного типа выбирают занятия, требующие моторных навыков, ловкости. Предпочитают профессии с конкретными задачами и результатами. Вообще, люди реалистического типа имеют шансы добиться успеха в таких областях, как физика, экономика, спорт. Кроме того у них развито пространственное воображение (умение читать чертежи).          То есть они могут найти себе применение в следующих профессиях,  непопулярных у подростков: строитель, портной, повар, механик, водитель, инженер, слесарь. Небольшой процент этого типа можно объяснить тем, что данные профессии не престижны в обществе,  несмотря на востребованность на рынке труда. Вообще людей, выбравшими рабочие специальности, принято считать неуспешными. Поэтому молодёжь, ориентированная на успех окружающей действительностью, средствами СМИ, телевидением, Интернетом,  не желает выбирать рабочие профессии. 

 Немногим больше подростков социального типа (16%). Несмотря на то, что подростки общительны, коммуникабельны, их мало волнуют социальные проблемы, проблемы других людей, они считают, что сопереживать и сострадать не  модно. Они в большей мере ориентированы на себя, нежели чем на других. В связи с этим у них вырабатывается   потребительское отношение к жизни.

Исследуя мотивы выбора профессии можно сделать следующие выводы:

1. Ведущим мотивом при выборе будущей профессии является деловой характер труда. 59 % опрошенных учащихся хотят заниматься любимой работой, при этом, профессия должна соответствовать их способностям. Но останавливаться на достигнутом они не хотят и планируют постоянно самосовершенствоваться, чтобы выполнять свои будущие обязанности достойно и приносить пользу людям. Все эти факторы, по мнению учащихся, сделают их жизнь насыщенной, интересной и увлекательной.

2. Немаловажное значение для многих имеет вопрос оплаты своего труда. Для 30 % учащихся большое значение имеет возможность в будущем себе обеспечивать достойное проживание.

3. Мотивы творческой реализации в труде по степени значимости стоят на третьем месте – 15 %.  Зачастую творчество и интерес к творческой работе приходит уже с опытом работы.

4. На последнем месте стоит мотив престижности профессии, всего 8 %.

Результаты диагностики помогают определить уровень социально – трудовой компетенции и позволяют эффективно осуществить дальнейшую коррекционную работу, направленную на то, чтобы выпускник школы был активной, конкурентоспособной и творческой личностью, быстрой и гибкой, ориентированной в решении сложных жизненных проблем.

Профессиональное  консультирование. Целью профконсультирования является оказание действенной помощи в профессиональном самоопределении.  В моей практике для учащихся хорошо зарекомендовала следующая схема консультирования:

1. Выявление интересов, склонностей, профессиональных предпочтений.

2. Формирование образа “идеальной” профессии.

3. Анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий.

4. Анализ психологических портретов реальных профессий.

5. Изучение индивидуально-психологических особенностей клиента.

6. Сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий.

7. Уточнение профессии, разработка программы и способов овладения профессией.

        Консультирование проводится в групповой и индивидуальной форме как с детьми так и с преподавателями и родителями. 

В связи с этим разработана программа групповых консультативных занятий. Данная программа состоит из  серии социально-психологических тренингов, направленных на формирование поисковой и исследовательской деятельности учащихся старших классов. Средствами тренинга  выступают беседы с элементами игры, дискуссии, просмотр видеоматериалов, моделирование ситуаций, создающих условия для формирования своего потенциала с точки зрения образовательной перспективы, ответственного отношения к выбору профессиоального пути через расширение границ самопознания и получения информации о мире профессий.

         Важным этапом психолого-педагогического сопровождения развития социально-трудовых компетенций         является формирования позитивного отношения к трудовой деятельности, воспитание психологической и нравственной готовности к труду и выбору профессии, что является неотъемлемой частью профессионального воспитания и образования. Развитию социально-трудовой компетенции способствуют круглые столы, недели психологии, недели профилей, конкурсы «Лучший по профессии», ярмарки профессий с приглашением профессионалов.

В настоящее время общепризнано, что целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к выбору сферы профессиональной деятельности стала важнейшим элементом национальной образовательной системы нашего государства.

        Воспитывать и развивать социально-трудовую компетенцию учащихся, как одно из основополагающих условий на успешное жизненное и самоопределение, необходимо с нескольких позиций:            

        - с позиции учащихся – создание  условий для дальнейшего профессионального определения каждого школьника в соответствии с его индивидуальными задатками, способностями, склонностями, потребностями;

        - с позиции родителей – удовлетворение социального заказа, ожиданий      родителей по организации и результативности  профессионального самоопределения и воспитания на всех ступенях школы;

        - с позиции общества, рынка труда – формирование профессиональных компетентностей школьников в соответствии с социально-экономическими потребностями общества, рынка труда;

        - с позиции образовательного учреждения – создание условий непрерывного трудового обучения и воспитания, обеспечивающих каждому школьнику возможность для саморазвития, самореализации в дальнейшей жизни.

Хочется еще раз подчеркнуть,  что   в УПК модель формирования социально-трудовой компетентности старшеклассников  базируется на компетентностном, системном, деятельностном и технологическом подходах.  Данная модель представляет собой динамическую структуру, раскрывающую способ связи и последовательность этапов процесса, которые обеспечивают количественные и качественные изменения компонентов социально-трудовой компетентности старшеклассников.

        

Литература

  1. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года. Астана, 2005.
  2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". - 2002.
  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как комплекс личностно ориентированной парадигмы образования. // Народное образование, №2, 2003.
  4.  Широкова О.П. Формирование социально-трудовой компетентности старшеклассников в деятельности учреждений дополнительного образования. // Народное образование, №70-2, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая работа по блоку ИБ «Основные направления региональной образовательной политики" в Формирование социально – трудовых компетенций обучающихся при изучении раздела «Домашняя экономика"

Вданной работе представлена модель разработки урока-практикума « День святого Валентина». Данная разработка поможет формированию социально-трудовых компетенций у учеников 8х классов при прохождении ра...

Формирование социально-трудовой компетенции как средство достижения метапредметных УУД обучающихся в образовательной области «Технология»

Тезисы для публикации в городском сборнике статей «Развитие инженерного и технического образования (из опыта работы)», из статьи Формирование социально-трудовой компетенции как средство достижения мет...

Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством уроков СБО

Предложена модель формирования социально-трудовых компетенций реализуемая через системный и  деятельно-продуктивный подходы на уроках социально-бытовой ориентировки. приведены примеры исполь...

Формирование социально-трудовой компетенции в учреждении дополнительного образования детей.

В статье описан личный опыт работы Дома детского творчества, направленной на формирование социально-трудовой компетенции обкчающихся в системе дополнительного образования....

Опыт педагогической работы по теме: «Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с особыми образовательными потребностями».

Цель: формирование навыка самостоятельной трудовой деятельности и положительного отношения к труду; накопление положительного социального опыта....

Тема: Формирование социально - трудовой компетенции у детей с ограниченными возможностями здоровья через творческий час.

В качестве научных подходов, являющихся основой методологической и мировоззренческой направленности процесса формирования социально трудовой компетентности учащихся нами выделены: компетентностный, си...

Роль учебной мастерской в формировании социально-трудовой компетенций на занятиях

Актуальность данной темы обусловлена сегодняшними социально-экономическими условиями и требованиями к воспитанникам дополнительного образования детей.Сегодня  педагоги дополнительного образования...