Семинар для педагогов "Информационная безопасность"
методическая разработка по психологии по теме

Информационная безопасность – это состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Есть видеоподборки для семинара. Но нет взможности их загрузить, т.к. достаточно много весят. Кого заинтересовал материал - обращайтесь!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация и комментарии2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Семинар для педагогов по теме: 

«Психологическая безопасность в информационном пространстве»

(12.03.2012г.)

Любое средство массовой информации,

способное расширить горизонты человеческих

возможностей, способно разрушить мироустройство.
Пол Ди Филиппо

Итак, давайте по порядку! Сначала мы посмотрим, что же такое информация.

Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) —сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.

В современной науке рассматриваются два вида информации:

  • Объективная (первичная) информация — свойство материальных объектов и явлений (процессов) порождать многообразие состояний, которые посредством взаимодействий (фундаментальные взаимодействия) передаются другим объектам и запечатлеваются в их структуре.
  • Субъективная (семантическая, смысловая, вторичная) информация – смысловое содержание объективной информации об объектах и процессах материального мира, сформированное сознанием человека с помощью смысловых образов (слов, образов и ощущений) и зафиксированное на каком-либо материальном носителе.

В бытовом смысле информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальным устройством.

В настоящее время не существует единого определения информации как научного термина. С точки зрения различных областей знания, данное понятие описывается своим специфическим набором признаков.

Согласно концепции К.Шеннона, информация — это снятая неопределенность, т.е. сведения, которые должны снять в той или иной степени существующую у потребителя до их получения неопределенность, расширить его понимание объекта полезными сведениями.

Далее рассмотрим 6 основных свойств информации. Это – актуальность, полнота, доступность, достоверность, адекватность, объективность. Как вы думаете, в современном информационном пространстве все ли эти свойства сохраняются?

Существуют 4 основных канала передачи информации. Кто может назвать хотя бы  один из каналов передачи информации?  Итак, это электронный канал передачи информации, куда относится ТВ, радио, Интерент. Печатный – газеты, журналы, книги и т.д. Слухи, общественное мнение – это третий канал и четвертый – это встречи на предприятиях с руководством.

Так же информация подразделяется на 2 формы протекания процесса воздействия: Скрытое воздействие и Открытое воздействие. Скрытое воздействие происходит с помощью использования методов НЛП. суггестии, 25-ого кадра. Т.е. информация проходит минуя сознание.

При открытом – происходит явное воздействие на сознание, т.е. никакие специальные техники не применяются

Теперь рассмотрим с вами понятие БЕЗОПАСНОСТЬ. Я выбрала вот эти 2 трактовки термина безопасность.

  • Безопасность - это система гарантий, обеспечивающих устойчивое развитие и защиту от внутренних и внешних врагов.
  • Безопасность – это состояние защищённости. Защищённости от последствий воздействия на Ваше тело, психику, Ваших близких, Ваше имущество, Ваши отношения.

Может вы с какой-то из них не согласны или хотите предложить свою?

А теперь посмотрим что же такое Информационная безопасность – это состояние защищенности отдельных лиц и (или) групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере.

Обратимся к пирамиде потребностей Абрахама Маслоу. Как нам известно в основании пирамиды находятся базовые потребности, без которых жить невозможно. Если мы будем двигаться снизу вверх, то, как правило, следующая ступень лежит на фундаменте нижележащей. Т.о. мы видим, что потребность в безопасности находится на втором месте, сразу после физиологических потребностей (это пища, вода, жилье, одежда и т.д.). Следовательно, мы можем говорить о том, что в безопасности мы нуждаемся немногим меньше, чем в еде и воде. Это очень важно, но мы очень часто, к сожалению, об этом забываем.

Что же происходит с информационной безопасностью наших детей на сегодняшний день. А происходит, собственно говоря, следующее. Я думаю, что вы согласитесь, что злобные гоблины, полуобнаженные дивы и брутальные мужчины с дымящимися пистолетами давно вытеснили сентиментального Чебурашку и мечтательную сестрицу Аленушку с обложек школьных тетрадей. Теле- и видеопродукция, потребляемая в больших дозах детьми от 3 и до 16, полна сцен насилия всех существующих в природе видов... В обществе растет тревога по поводу агрессии информации и рекламы, наносящей вред детскому душевному и физическому здоровью. Звучали предложения ввести контроль государства в этой сфере. 21 декабря 2010 года Госдумой принят Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Закон издан на 29 страницах, состоит из 7-ми глав и 23 статей. Должен вступить в силу с 1 сентября этого года.

Суть закона в следующем: все  дети поделены на четыре "информационно-возрастные" категории: до шести лет, от шести до двенадцати, от двенадцати до шестнадцати и достигшие шестнадцати лет. Для каждой - закон определяет, какую информацию можно ей предоставлять, а какую - запрещается.

Федеральный закон направлен на защиту детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации, от информации, способной развить в ребенке порочные наклонности, сформировать у ребенка искаженную картину мира и неправильные жизненные установки.

Сейчас мы с вами немного покопаемся в этом законе и просмотрим, насколько он будет полезен и действительно ли с ним нашим детям будет безопасно? В нем нас инетерсует только 5 статья первой главы – Виды информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Итак, давайте посмотрим, какую же информацию считают «вредной» и «травмирующей».

А теперь я попрошу вас ответить вот на какие вопросы:

  • Эффективен ли это закон?
  • Будет ли он работать?
  • Кто является потребителем информационной продукции для детей?
  • Как будет и будет ли соблюдаться данный закон родителями?
  • Кто будет нести ответственность за несоблюдение закона?

Ну, хорошо, а теперь я вам предлагаю немножечко окунуться в детство и представлю вашему вниманию небольшой обзор любимых детских мультфильмов. И мы с вами обсудим, что бы вы разрешили смотреть своим детям, а что нет.

- Шрек (Согласитесь, Шрек очень нравится детям и очень маленьким и постраше? А кто такой Шрек? Что транслирует его поведение в этом отрывке? Можно ли это смотреть детям? Почему?)

- Том и Джерри (Что транслирует поведение Тома в этом отрывке? Можно ли это смотреть детям? Почему?)

- Красавица и чудовище (Что вы заметили в этом отрывке? Можно ли это смотреть детям? Почему? А теперь давайте просмотри медленно этот эпизод. Вот здесь и происходит скрытое воздействие. Смотрим на образ юной девушки – Бель и на образ матери? Видите разницу?)

Сейчас мы с вами рассмотрели первый тип канала передачи информации – электронный.

Теперь небольшой дайджест печатной продукции для детей. И я вам предлагаю посмотреть небольшой отрывок выступления одного из резидентов КамедиКлаб – Пала Воли (учителя русского языка и литературы) с обзором литературы для детей разного возраста. Итак, смотрим.

Ну и небольшой обзор периодических изданий для детей.

Если от этой информации мы можем как-то оградить детей, то от того, что называется «Двигателем торговли» - это сложно. Так как реклама окружает нас повсюду – на улицах, в магазинах, в почтовых ящиках, в телевизоре. Дети очень восприимчивы к этому продукту – учат слоганы наизусть, копируют манеру общения и т.д. И я думаю, вы со мной согласитесь, что некоторые рекламные лозунги прочно вошли в нашу жизнь – например «А ты налей и отойди!» и пр.

Итак, рассмотрим основные манипулятивные приемы в рекламе.

  • Открытые вопросы (А вы где одеваетесь?);
  • Ссылка на авторитет (когда в рекламе фигурирует известная личность);
  • Свидетельство очевидцев;
  • Использование чисел;
  • Использование образов детей и животных;
  • Образ женщины;
  • Недерективное внушение (вся реклама, где используется приставка –БИО);
  • Манипулирование эмоциями;
  • Использование музыки, цвета и ритма (используется с целью создания определенного фона для снижения эмоций);
  • Использование различных видов шрифта.

Сейчас, я хочу вам предложить просмотреть несколько популярных молодежных рекламных роликов, которые показывают по нашим российским телеканалам. А затем мы с вами обсудим, кто и что увидел в них. И не вредит ли это здоровью и развитию наших детей, какое мнение и какие установки формируется у детей благодаря рекламе.

Итак, первый ролик – Реклама печенья «Tuc»

Второй ролик – Реклама дезодоранта «Axe»

Следующий ролик – Реклама «Кока-Колы»

Следующий ролик – Реклама шампуня «Head&Shoulders» (про Алекса)

И последний ролик – Реклама «

Существует 2 уровня защиты от манипуляций:

1 уровень – Социальный (когда эти вопросы решаются государством. Создание законов регулирующих выпуск рекламы)

2 уровень – Индивидуально-личностный.

  • отказаться от иллюзии (на тебя это не действует);
  • отказ от стереотипных сценариев поведения (манипулировать и управлять творческим человеком сложно, а человеком живущим по «навязанным» правилам – манипулировать легко);
  • научиться работать с информационным потоком (фильтровать информацию и находить в ней несоответствия и противоречия. Осмысленно подходить к информации);
  • прерывание контакта с источником информации (отказаться от ТВ на некоторое время);
  • знать и понимать, что СМИ – это виртуальный мир, следовательно – ШОУ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар для педагогов "Психологическая безопасность образовательной среды"

Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают ее проектировать и строить как предмет и ресурс своей совместной деятельности и где между су...

Открытое внеклассное мероприятие для учащихся 8 «Б» класса в рамках городского семинара на тему: «Интернет- территория безопасности»( путешествие по глобальной сети)

Цель: обеспечение информационной безопасности учащихся  путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-телекоммуникационной среде.Задачи:1) информиро...

Семинар для учителей «Информационная безопасность участников образовательного процесса»

Цель семинара: рассмотреть основные угрозы информационной безопасности участников образовательного процесса, методы профилактики и устранения этих угроз, дать практические рекомендации использования и...

Семинар "Техника безопасности при проведении занятий по плаванию"

Соблюдение техники безопасности дошкольниками в бассейне....

Методический семинар Методика организации безопасного проведения туристических походов

Методический семинар "Методика организации безопасного проведения туристических походов"...