психологические аспекты укрепления воинской дисциплины
учебно-методический материал (психология) по теме

Скворцов Павел Николаевич

материал для воспитателей СВУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon aspekty_ukrepleniya_vd.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

 « Психологические аспекты  укрепления воинской дисциплины ».

СОДЕРЖАНИЕ:

    1.   Вступление

    2.   Социально - педагогическая сущность взаимоотношений в

          воинском коллективе.

    3.   Методологические и теоретические основы изучения неуставных

          взаимоотношений  ( межличностных конфликтов ).

    4.   Педагогические аспекты деятельности командира по формированию

          уставных взаимоотношений в воинском коллективе.

    5.   Психолого - педагогические проблемы в деятельности командира.

    6.   Заключение.

   

    7.  Список используемой литературы.

 

1.ВСТУПЛЕНИЕ.

    Исторический опыт показывает, что воинская дисциплина как этико-правовой институт появилась

с возникновением первого войска. Но идея дисциплины родилась не в армии, а в первобытной семье.

Она вытекала, естественно, из факта старшинства отца-родоначальника, патриарха. Армия приспосо-

била готовую идею к своим потребностям и дополнила её недостающими элементами. Как свидетель-

ствует история в основе воинской дисциплины лежала идея устрашения, идея строгости, даже жесто-

кости. Но во времена А.В. Суворова в русскую армию все более проникают здравые военно-педаго-

гические и правовые взгляды на дисциплину, на обращение с солдатом как с человеком, разуму и во- ле которого отводилась решающая роль в обеспечении конечного успеха в бою, сражении и битве.

    В современной литературе имеется большое количество различных определений дисциплины. В са-

мом широком смысле- дисциплина- это определенный порядок поведения людей, отвечающий сло-

жившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации.

    В соответствии со сферами проявления дисциплина  может подразделяться на: государственную,

производственную, партийную и т.д. Воинская дисциплина, являясь разновидностью государствен-

ной дисциплины, имеет спицифику и особенности, которые накладывают отпечаток на отношения

в Вооруженных Силах РФ. Её особые правила и требования регулируют порядок этих отношений.

 «Военная организация, - указывал М.В. Фрунзе, - это специфическая организация, требующая от сво-их членов особой четкости, точности, исполнительности, выдержки, быстроты исполнения всех рас-

поряжений.»

 Суть воинской дисциплины изложена в Дисциплинарном уставе Вооруженных Сил РФ. В нем указы-

вается, что воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими поряд-

ка и правил, установленных законами, воинскими уставами и приказами командиров (начальников).

 Она основывается на осознании каждым военнослужащим воинского долга и личной ответственнос-

ти за защиту своего Отечества, на его беззаветной преданности своему народу. Убежденность, поли-

тическая сознательность, глубокое понимание каждым воином своего патриотического долга, пре-

данность Родине, верность военной присяге, осознание личной ответственности за защиту своего

Отечества - вот тот фундамент, на котором основывается дисциплина в армии и на флоте.

 Воинская дисциплина имеет две стороны - правовую и нравственную. Она включает в себя соблюде-

ние как правовых, так и моральных норм, которые органически связаны между собой, дополняют

друг друга. В военной присяге, воинских уставах сливаются воедино закон и мораль.

 « Воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков,

нужных для того, чтобы офицеры и солдаты всех степеней отвечали своему назначению...»

                                                          М.И. Драгомиров «Дисциплина. Субординация. Чинопочитание.»

   Воинская дисциплина - одна из самых существенных сторон деятельности и общения человека. Ха-

рактеристика человеческого фактора в условиях Вооруженных Сил раскрывает значение дисциплины

и организованности для повышения боевой готовности, показывает зависимость воинского мастерст-

ва, идейной стойкости от уставного порядка, организованности и дисциплины.

   « Субординация, Послушание, Дисциплина, Обучение, Ордер воинский (воинский внутренний по-

рядок в части), Порядок воинский, Чистота, Опрятность, Здоровье, Бодрость, Смелость, Храбрость,

Экзерциция (активное участие в учениях), Победа и слава ! ».

                                                           А.В. Суворов   из труда  «Наука побеждать».

    В настоящее время предъявляют все более высокие требования к деятельности воинов, расширяют

их обязанности, повышают ответственность за результаты ратного труда, что непосредственно сказы-

вается на содержании воинской дисциплины. Требования дисциплины приобретают большую конк-

ретность, определенность и категоричность.

   «В современную эпоху главным методом воспитания людей является убеждение, воздействие на

сознание и через сознание, выработка привычки у всех членов общества к организованности, дисцип-лине, активности, трудолюбию».                           Р.Я. Малиновский.

    Одним из важнейших условий укрепления воинской дисциплины является поддержание строгого

уставного порядка в подразделении, части, на корабле, четкая организация боевой учебы личного

состава и службы войск. Практика подтверждает, что там, где уклад воинской жизни организован

в строгом соответствии с требованиями уставов, где налажен четкий распорядок дня, где существу-

ет жесткая регламентация отношений среди военнослужащих, налажена служба войск, эти факторы

выступают мощным стимулом укрепления дисциплины и порядка. Каждый кто попадает в такие ус-

ловия, проникается уважением к установившимся правилам, стремится неуклонно следовать им, вы-

рабатывает привычку и прочные навыки дисциплинированных действий.

    И наоборот, там, где личный состав не обеспечен всем, чем положено по уставу, по нормам дово-

льствия, где призывы к поддержанию высокой дисциплины не подкрепляются действиями, где не

ведется повседневная борьба с фактами неуставных взаимоотношений и групповые или личные инте-

ресы отдельных воинов превалируют над коллективом, трудно рассчитывать на успех, на достижение

реальных результатов в укреплении воинской дисциплины.  

2. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

    Теоретические положения по проблеме взаимоотношений имеют практическую значимость для

любого коллектива, в том числе и для воинского, который является разновидностью социальных

коллективов и имеет общие черты, свойственные им. В тоже время воинские коллективы выполня-

ют особые задачи, имеют строгую организационную структуру, относительную стабильность, дли-

тельность и непрерывность пребывания в нем личного состава. Это определяет взаимоотношения

между военнослужащими, которые характеризуются рядом существенных особенностей:

- строгой регламентацией уставами и приказами;

- ярко выраженной направленностью на обеспечение боевой готовности;

- своеобразной динамикой возникновения, становления и развития воинского коллектива;

- базированием на принципах единоначалия и строгой субординации, коллективизма и гуманизма;

- высокой требовательности;

- многообразием сфер воинской жизнедеятельности личного состава;

- своеобразием межнациональных отношений в воинском коллективе, и др.

    Анализ литературных источников, а также результаты изучения взаимоотношений в подразделени-

ях позволяют сделать вывод о том, что уставные взаимоотношения в воинских коллективах есть сис-

тема взаимосвязей, возникающая, складывающаяся и развивающаяся между военнослужащими в про-

цессе их взаимодействия и общения во всех сферах воинской жизнедеятельности, основанная на тре-

бованиях воинских уставов, высокой сознательности, культуре общения и воспитанности личного

состава.

    Содержание и спицифика воинской деятельности требуют конкретной и четкой регламентации

межличностных отношений военнослужащих в интересах боевой готовности. В силу этого принципы

единоначалия и строгой субординации становятся основополагающими при организации взаимоотно-

шений военнослужащих. Однако они не могут быть изолированы от жизни всего общества, сложив-

шейся в нем системы общественных отношений. Поэтому такие качественные признаки взаимоотно-

шений людей как сознательность, готовность подчинить личные интересы общественным, коллекти-

визм, гуманизм становятся определяющими для взаимоотношений воинов.

     Для уставных взаимоотношений между военнослужащими характерны:

- высокая личная ответственность за выполнение своих функциональных обязанностей;

- твердое знание, умелое и добросовестное выполнение требований законов, военной присяги и воин-

ских уставов;

- дисциплинированность, честность, правдивость при выполнении воинского долга;

- войсковое товарищество, помощь товарищам словом и делом, удержание их от недостойных пос-

тупков;

- строгое соблюдение правил воинской вежливости, поведения и воинского приветствия и другие.

     В общевоинских уставах отражена не только сущность взаимоотношений, но и дана их структура,

основанная большей частью служебно-функциональном взаимодействии и подчиненности военнос-

лужащих, призванных решать общие задачи. При этом воинские уставы предусматривают, что в про-

цессе воспитания и обучения ведущими являются не административные, а педагогические отношения

между начальниками и подчиненными.

     Каковы же особенности требований к взаимоотношениям между начальником и подчиненным?

     К ним можно отнести следующее:

     - беспрекословное повиновение командирам (начальникам );

     - оказание уважения командирам ( начальникам ) и старшим, содействие им в поддержании поряд-

       ка и дисциплины;

     - сочетание высокой требовательности и принципиальности с доверием и уважением к людям, с

       постоянной заботой о них, недопущение грубости и унижения их личного достоинства;

     - учет командирами и начальниками общественного мнения, гласность, соблюдение равенства и

       справедливости по отношению ко всем категориям военнослужащих;

     - служить для подчиненных примером строгого соблюдения моральных и этических норм поведе-

       ния, безупречного выполнения требований военной присяги, воинских уставов и своих служеб-

       ных обязанностей;

     - всестороннее изучение подчиненных путем личного общения с ними как на службе, так и в быту.

      Эти и другие элементы отношений между военнослужащими образуют стройную систему их вза-

имоотношений, которая способствует решению воспитательных задач.

      Несмотря на полноту и строгость регламентации взаимоотношений, уставы не могут охватить

всех сторон, всего многообразия их отношений в процессе воинской деятельности. Существуют отно-

шения, которые складываются стихийно и ничем официально не регламентируются.  Всю  совокуп-

ностьсложных взаимоотношений в воинском коллективе можно классифицировать по сфере их про-

явления на служебные и неслужебные (бытовые).

      Служебные взаимоотношения главенствуют во всей системе межличностных связей, ибо они за-

даются и определяются функциональными характеристиками военной профессии и специальности,

организационно оформлены в воинских уставах. Этот  вид  взаимоотношений  обуславливает  проч -

ность и устойчивость взаимодействия членов коллектива, является объективной основой для выбора

и корректировки содержания, форм и способов общения, установления межличностных контактов

по поводу задач, способов и средств совместного ратного труда. Служебные взаимоотношения пред-

полагают высокую ответственность взаимодействующих лиц друг перед другом, более жесткую и чет-

кую организацию взаимосвязей. Специфической характерной чертой служебных взаимоотношений

является то, что они динамичны, многофункциональны, требуют от военнослужащих развитости и

многосторонности проявлений их коммуникативных, личностных качеств, высокой профессиональ-

ной и военно-специальной подготовленности.

    В служебных взаимоотношениях немалой долей представлена личностная позиция вступивших во

взаимодействие военнослужащих. Эта позиция привносит субъективные оценки, эмоции, чувства, вы-

ражающие индивидуальность военнослужащего, уровень его общей, политической, нравственной и

педагогической культуры. Она же нередко становится фактором той или иной формы проявлений

служебных взаимоотношений, в том числе и не соответствующей требованиям воинских уставов.

   Невоспитанность начальника или неопределенность его поведения нередко становится источником

конфликтов, снижает результативность усилий воинов в боевой подготовке. Практика показывает,

что если сложившиеся в коллективе отношения, в том числе и между начальником и подчиненным

удовлетворяют военнослужащих, то работа спорится, жизнь в коллективе интереснее.

   Значительное негативное влияние на взаимоотношения подчиненных оказывает несоответствие

требований установок, адресуемых начальниками подчиненным, собственной практике, реальному

поведению. Если аксиома воспитательной работы: « воспитывает, прежде всего, пример самого вос-

питателя » - на практике игнорируются, то это неизбежно негативно сказывается на воспитательном

процессе, на состоянии взаимоотношений в воинском коллективе. В группе качеств личности коман-

дира прямо воздействующего на процессы взаимоотношений, особое значение имеют моральные. Их

часто называют нравственным потенциалом руководителя или его нравственным запасом.

   Служебные взаимоотношения военнослужащих являются ведущими и влияют на характер внутри-

коллективных отношений в других сферах воинской жизни и деятельности.

     Взаимоотношения между военнослужащими в неслужебной (бытовой) сфере складываются за

пределами служебной деятельности в результате удовлетворения различных материальных и духовно-

эстетических потребностей, в часы досуга, при проведении индивидуальной работы командира с под-

чиненными, на спортивных и культурно-массовых мероприятиях и т.д. Некоторые определяют дан-

ные взаимоотношения как личные, неофициальные, считая, что они складываются стихийно и ничем

не регламентируются. Но это не совсем правильно, так как эти отношения базируются на единстве

идейной убежденности, духовных интересов, склонностей, увлечений военнослужащих.

   В этой системе отношений также существуют свои социальные роли, свои нормы, правила взаимо-

отношений, развивающиеся на основе принципов морали и нравственности, традиций армейской

жизни. Безусловно, во взаимоотношениях между военнослужащими в неслужебной деятельности

превуалирует компонент добровольности, но вместе с тем, они возникают на основе общности взгля-

дов, целей, привычек, выражая ту или иную сторону или позицию жизнедеятельности членов коллек-

тива. Однако у этого вида взаимоотношений есть специфика, которая проявляет себя не только в

обыденных, неслужебных условиях жизнедеятельности воинов, но и обладает эффектом «переноса»

на служебные взаимоотношения. Именно поэтому командиру следует организовать воспитательную

работу с подчиненными так, чтобы служебные и неслужебные взаимоотношения максимально едини-

лись общими, согласованными позициями членов коллектива по главным вопросам жизнедеятель-

ности и воинской службы, характеризовались общностью мировоззрения, убеждений и жизненных

принципов воинов, стремятся выработать у них навыки взаимодействия в процессе деятельности в

быту, в часы досуга и отдыха, которые бы отвечали требованиям войскового товарищества, характе-

ризовались взаимным доверием, высокой требовательностью друг к другу, уважением и ответствен-

ностью.

    Взаимоотношения военнослужащих, функционирующие в неслужебной (бытовой) сфере обладают

ярко выраженной спецификой. В то время, как быт рабочих, служащих ограничен от их производст-

венной деятельности и протекает, как правило, вне рамок трудового коллектива, удовлетворение ма-

териальных  и культурно-эстетических потребностей воинов проходит в том же самом коллективе, совместно с товарищами по службе. Характер удовлетворения этих потребностей относительно од-

нообразен и осуществляется по установленным нормам.

   Во всех сферах воинской деятельности взаимодействуют люди, обладающие разумом, чувствами,

волей и т.д. Поэтому нельзя отрывать служебные и другие объективные взаимоотношения между во-

еннослужащими от личностных, так же как неправомерно личностные отношения отождествлять с

неслужебными. Личностные психологические контакты являются стороной объективных взаимоотно-

шений военнослужащих, оказывающих влияние на их поведение.

   В любом воинском коллективе наряду с официально установленной системой отношений существу-

ют неофициальные отношения. Они возникают стихийно, в процессе личного общения военнослужа-

щих и, как правило, локализуются в рамках численно небольших объединений - так называемых мик-

рогрупп. У большей части существующих микрогрупп устремления и интересы не противоречат ин-

тересам всего коллектива и отношения между членами данной группы складываются на основе вза-

имной помощи и уважения. Однако порой в отдельных подразделениях возникают микрогруппы с

явно выраженной негативной направленностью, вступающей в противоречие с интересами коллекти-

ва, снижают его успехи в боевой подготовке, уровень дисциплины.

   Результаты военно-педагогических исследований свидетельствуют о том, что во взаимоотношениях

между военнослужащими имеют место различные по своему содержанию и степени проявления про-

тиворечия. Они выражают специфику процесса формирования уставных взаимоотношений и активно

влияют на характер взаимоотношений между военнослужащими.

     К их числу относится следующее:

  - противоречия между требованиями общевоинских уставов к военнослужащим и их взаимоотноше-

    ниям в воинских коллективах и реальным их состоянием;

  - противоречия между возрастающими задачами, усложняющимся содержанием обучения и воспита-

    ния личного состава и достигнутым уровнем нравственной и педагогической культуры командиров

  - противоречия между возросшими качественными и количественными характеристиками ведущих

    потребностей военнослужащих и условиями, возможностями их удовлетворения, недооценка ко-

    мандирами и начальниками демократических форм и методов работы;

  - противоречия между привычными нормами поведения и взаимоотношениями, сложившимися до

    призыва в армию и новыми требованиями к военнослужащим и их взаимоотношениям, регламен-

    тируемых воинскими уставами;

  - противоречия между реальными усилиями командиров по формированию уставных взаимоотноше-

    ний и субъективными критериями оценки их деятельности со стороны вышестоящих должностных

    лиц;

  - противоречия между равными правами всех военнослужащих и стремлением части военнослужа-

    щих последнего периода службы к незаслуженным привилегиям, к перекладыванию на молодых

    воинов отдельных служебных и бытовых обязанностей;

  - противоречия, вызываемые субъективными факторами: нечеткой организацией жизни и деятель-

    ности личного состава, недостаточной психолого-педагогической подготовкой командиров, неже-

    ланием и неумением решать задачи по сплочению воинского коллектива и др.

   

   Наличие противоречий во взаимоотношениях между военнослужащими само по себе уже требует

разработки мер по их устранению. Процесс разрешения противоречий и их возникновения объекти-

вен и диалектичен. Его проявление во времени порождает те наиболее существенные, устойчивые и

необходимые связи, которые определяют его независимое от желания и воли людей существование.

Вышеназванные противоречия выступают в едином комплексе и на практике предстают в виде раз-

личного рода трудностей, неразрешение которых порой приводит к возникновению неуставных вза-

имоотношений в воинском коллективе.

   Изучение реального состояния взаимоотношений между военнослужащими показывает, что основ-

ные причины возникновения неуставных взаимоотношений в воинских коллективах можно условно

объединить в две группы.

     К первой группе относятся негативные явления, которые имеют место во всех сферах жизни наше-

го общества:

 - недостатки и упущения воспитательной работы с молодежью в семье, школе, трудовых коллективах

 - инфантильность некоторой части молодежи;

 - нарушение принципа социальной справедливости и законов;

 - наличие у отдельных призывников отрицательных «традиций» и привычек, отсутствие навыков

   дисциплинарного поведения;

 - преступность и т.д.

    Так, деформированные внутрисемейные отношения ( стремления родителей удовлетворить все зап-

росы детей, формируя тем самым неразумные потребности, эгоизм и иждивенческие устремления,

аморальный образ жизни родителей, семейные разлады, брань, отсутствие полноценного общения

между членами семьи и т.д.) способствуют возникновению отклонений в нравственном и обществен-

ном развитии подростков. Важно также иметь в виду, что в некоторых школах существуют негатив-

ные факты в отношениях между учащимися, проявляющиеся как в моральном, так и в физическом

оскорблении. Все это, в свою очередь влияет и на состояние дисциплины в войсках.

   Данные наблюдения позволяют в деятельности командиров выделить, в первую очередь, следую-

щие задачи:

   - тщательное изучение условий жизни, учебы или работы прибывшего молодого пополнения, выяс-

     нение характера существовавших отношений в тех коллективах, где они находились до призыва в

     армию;

   - организация и проведение целенаправленной воспитательной работы по разъяснению сущности

     действующих в подразделениях взаимоотношений;

   - осуществление постоянного контроля за прохождением адаптации молодых воинов и др.

     Вторая группа причин вытекает из сложности и противоречивости самого процесса формирования

уставных взаимоотношений в подразделении. К этой группе, как показывает практика относятся:

   - личностно-психологические ( наличие отдельных недостатков в индивидуальных личностных

     качествах военнослужащих );

   - педагогические ( отсутствие заботы о личном составе, недостатки в планировании и организации

     боевой подготовки, воспитательных мероприятий, низкий контроль за поведением подчиненных

     со стороны должностных лиц, сокрытие случаев неуставных взаимоотношений, низкая эффектив-

     ность воспитательной работы с личным составом, слабая подготовка сержантов и работа с ними,

     недостаточная работа по профилактике неуставных взаимоотношений, низкая личная примерность

     во взаимоотношениях некоторых командиров, слабая индивидуальная воспитательная работа ).

   

    Содержание взаимоотношений, их устойчивость и направленность, а также тенденция развития во

многом обусловлены влиянием многих факторов. Изучение различных факторов позволяет всю их

совокупность подразделить на следующие основные группы:

   1 группа: социальные ( объективно существующие экономические и общественные отношения,

                   сложившиеся в обществе; социальная защищенность военнослужащих, соблюдение прин-

                   ципа социальной справедливости; организация и условия воинской жизнедеятельности и

                   др.)

   2 группа: социально-психологические ( опыт взаимоотношений, усвоенные традиции и привычки

                   до армейской жизни и деятельности; господствующее общественное мнение, настроения,

                   социальные чувства, традиции и привычки в воинском коллективе ).

   3 группа: личностно-психологические ( уровень нравственно-правовых знаний, регулирующих

                   взаимоотношения военнослужащих; взгляды и убеждения воинов, их потребности, инте-

                   ресы и мотивы; степень ответственности за выполнение воинского долга; уровень воспи-

                   танности и привычки поведения; степень общественно-политической активности и др.).

   4 группа: педагогические ( система воспитательной работы; педагогическая подготовленность ко-

                   мандиров; наличие педагогической культуры у командиров, их личная примерность и др.).

   Все факты взаимосвязаны и взаимообусловлены, в совокупности воздействуют на взаимоотноше-

ния в воинских коллективах.

     Таким образом, анализ содержания и структуры взаимоотношений между военнослужащими, изу-

чение их конкретной динамики в воинском коллективе и знание причин возникновения неуставных

взаимоотношений является необходимым, исходным моментом в работе командиров по формирова-

нию и укреплению уставных взаимоотношений среди личного состава частей и подразделений.

4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТАВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

     Формирование отношений - центральная задача воспитания,  или по словам А.С. Макаренко

«истинный объект нашей педагогической работы...»

     Формирование уставных взаимоотношений - это процесс целенаправленного, систематического

согласованного педагогического воздействия командиров и воспитателей на сознание, чувства и во-

лю военнослужащих комплексом всех средств, приемов и методов с целью достижения целостного

единства взаимосвязей складывающихся в общении и взаимодействии личного состава в процессе

воинской деятельности, основанных на внутренних потребностях и убеждениях, ценностном отноше-

нии к требованиям воинских уставов, способностях и привычках строить взаимоотношения исходя

из высокой ответственности за выполнение воинского долга.

    Данное определение отражает саму суть процесса, как единства деятельности всех воспитателей,

осуществляющих систему педагогических воздействий на психологию воинов, активно реагирующих

на эти воздействия под влиянием своих потребностей, мотивов сложившихся убеждений и других

факторов.

    Результативность усилий, направленных на формирование и совершенствование взаимоотношений

военнослужащих, в решающей степени обуславливается тем, насколько педагогические требования

командиров подкрепляются конкретной организаторской деятельностью, стремлением реально обеспечить успех дела. При этом положительных результатов можно добиться в том случае, если ко-

мандирами реализуется ряд организационных и педагогических условий:

  - во-первых, достоверное знание реального состояния взаимоотношений в воинском коллективе и

    причин, порождающих неуставные взаимоотношения между различными категориями военнослу-

    жащих;

  - во-вторых, четкое и точное определение направлений работы;

  - в-третьих, выбор эффективных способов, средств, методов и форм воздействия на личный состав

    в целях укрепления уставных взаимоотношений в части (подразделении);

  - в-четвертых, практическая организация жизни и деятельности воинов на основе твердого уставно-

    го порядка и др.

   Рассмотрим более подробно каждое из данных условий.

  1). Знание реального состояния взаимоотношений в воинском коллективе и причин, порождающих

       неуставные взаимоотношения между различными категориями военнослужащих.

  Это условие обеспечивается достаточным уровнем компетентности руководителей воинских коллек-

тивов в организации получения достоверной информации о реальном состоянии взаимоотношений.

Нередко на этапе получения информации о взаимоотношениях в коллективе командиры встречают определенные трудности, для преодоления которых необходимо овладеть методами и средствами ди-

агностики взаимоотношений.

  Основными требованиями к изучению взаимоотношений в воинском коллективе являются:

  - объективность, предполагающая изучение взаимоотношений в воинском коллективе на основе

    действенных фактов, составляющих содержание взаимоотношений, а не сложившихся мнений;

  - всесторонность, предусматривающая рассмотрение состояния взаимоотношений во всех аспектах,

    связях, количественных и качественных показателях;

  - конкретность, которая предполагает рассматривать все факты поведения военнослужащих в един-

    стве с условиями, а рекомендации и предложения должны определенно указывать на средства, с

    помощью которых можно наиболее эффективно формировать уставные взаимоотношения, нас-

    колько те или иные методы и формы работы пригодны для данного подразделения, части;

  - установление основных причин, позволяющее определить основные направления усилий команди-

    ров, воспитателей по предупреждению неуставных и формированию уставных взаимоотношений;

  - регулярность изучения взаимоотношений, предполагающая анализ их состояния не от случая к

    случаю, а постоянно.

    Так, анализ взаимоотношений в воинских коллективах проводится при подведении итогов боевой

подготовки: в роте - еженедельно, во взводе и отделении - ежедневно. Это реально и необходимо.

   Для изучения реального состояния взаимоотношений важно наметить программу исследования, т.

е. что конкретно надо изучить, какие аспекты взаимоотношений, в каких сферах деятельности, меж-

ду какими категориями военнослужащих? Если же намечено комплексное изучение всех этих вопро-

сов,  то необходимо наметить последовательность их  изучения.  Такое  изучение проводится  с по -

мощью определенных методов психолого-педагогического диагностирования.

   Наиболее доступным методом является наблюдение. Оно тогда успешно выполняет свое предназ-

начение, когда, во-первых,  ориентировано на охват всех сторон жизнедеятельности военнослужа-

щих, всех сфер ее проявления:

  - наблюдение за поведением военнослужащих и их взаимоотношениями на занятиях, во время несе-

    ния внутренней службы и боевого дежурства, в процессе выполнения практических работ, в часы

    досуга, на различных культурно-досуговых мероприятиях, при выполнении элементов распорядка

    дня, во время проведения хозяйственных работ;

  - наблюдение за выполнением правил воинской вежливости военнослужащих в общении между со-

    бой по вопросам службы и в личное время, в обращении начальников и старших к подчиненным

    и младшим;

во-вторых, если наблюдающие хорошо видят цель наблюдения и знают его задачи, а также проблемы

коллектива, учитывая основные потребности его членов и степень их удовлетворения в условиях дан-

ного подразделения; в-третьих, если каждый командир близок к людям, находится с ними в тесных

служебных и неслужебных контактах.

   Успех наблюдения определяется еще и тем, какой психологической установке оно подчинено. Если

командир настроен на выявление внешних показателей взаимоотношений, он будет наблюдать преж-

де всего формы субординации. Это, конечно, важно, но такого рода установка не позволит опреде-

лить глубинные процессы взаимоотношений.

   Более важной задачей наблюдения является выявление целей и мотивов военнослужащих, вступив-

ших во взаимодействие или общение. Наиболее типичными целями вступающих в межличностное

общение являются: самоутверждение, вооружение необходимой информацией, потребность в овладе-

нии способами и средствами деятельности, стремление обеспечить себе комфортные условия ( физи-

ологические и физические, психологические ).

   Методом наблюдения можно получить вполне достоверный ответ на вопрос: «Каковы взаимоотно-шения военнослужащих в их внешних проявлениях, в формах общения?». Однако большее значение

имеет ответ на вопрос: «Что является источником определенных форм взаимоотношений?». Чтобы

на него ответить, командиры расширяют диапазоны методов изучения взаимоотношений в воинском

коллективе. Здесь большую помощь оказывают: индивидуальные и групповые беседы; анализ различ-

ных документов; организация диспутов по вопросам морального климата в коллективе; проведение

вечеров вопросов и ответов и т.д.

   С целью изучения причин, порождающих неуставные взаимоотношения в воинских коллективах не-

обходимо прежде всего выявить и проанализировать признаки неуставных взаимоотношений, то есть

в чем наиболее характерно проявляются негативные стороны во взаимоотношениях военнослужащих.

Практика свидетельствует о том, что неуставные взаимоотношения в большинстве случаев возникают

в звене «солдат - солдат», «сержант - солдат». К сожалению допускаются отклонения в звене «офи-

цер - сержант, солдат ». Однако при диагностике взаимоотношений нельзя игнорировать тот факт,

что на их состояние значительное влияние оказывают взаимоотношения между самими офицерами,

их личная примерность.

 

  2)  Определение основных направлений работы по формированию и совершенствованию уставных

       взаимоотношений между военнослужащими.

  Положительный опыт формирования и совершенствования взаимоотношений военнослужащих в

частях и подразделениях свидетельствует о том, что таких направлений может быть несколько. Ос-

новные из них следующие:

  1. Воспитание и обучение всех категорий воспитателей ( офицеров, прапорщиков, сержантов) преж-

де всего формирование и развитие у них таких качеств, как нравственная чистота, профессиональная компетентность, тактичность, близость к людям, высокая культура общения, а также педагогических

навыков и умений по укреплению уставных взаимоотношений в воинском коллективе.

     Особое место в деятельности командира занимает работа по сплочению офицерского коллектива,

вооружению каждого офицера знаниями о сущности процесса формирования уставных взаимоотно-

шений личного состава и путях его совершенствования. Это достигается проведением с офицерами циклов лекций, занятий по проблеме взаимоотношений, пропагандой психолого-педагогической ли-

тературы в ходе общественно-государственной и командирской подготовки, мероприятий, проводи-

мых по линии командования. Особая роль отводится Офицерскому собранию, которое призвано до-

биваться безупречного выполнения своих обязанностей каждым офицером.

    Учитывая передовой опыт и современные требования к подготовке военных кадров, упор в обуче-

нии воспитателей делается на такие формы и методы, которые наиболее способствуют активному

развитию навыков и умений деятельности офицеров по формированию уставных взаимоотношений

в воинских коллективах. К ним относятся: показные занятия, практические занятия, проводимые в

форме решения военно-педагогических задач и ситуаций, деловых игр, встреч «за круглым столом» и

другие. Достоинства проведения занятий вышеуказанными методами состоят в том, что они позволя-

ют обогащаться воспитателей опытом практической деятельности, в том числе и проведения такого

рода занятий, учиться избегать ошибок и неверных решений, прогнозировать и планировать свою ра-

боту. Становление молодых офицеров как воспитателей, в основном проходит самостоятельно, хотя

в Уставе внутренней службы ВС РФ определены конкретные обязанности должностных лиц по обу-

чению подчиненных. В то же время это повышает роль проблемы организации и руководства само-

воспитанием и самообразованием офицеров. Основной смысл перестройки организации, руководства

обучением и воспитанием подчиненных на современном этапе - в повороте к людям, их нуждам и

проблемам, к живому делу.

   2. Активное внедрение в жизнь подразделений принципов высокой нравственности, социальной справедливости и положений воинских уставов. Важным периодом формирования уставных взаимо-

отношений в воинских коллективах подразделений является период прибытия молодого пополнения

в подразделение. Именно в этот период у молодых воинов складываются первые впечатления о дан-

ном подразделении, о командирах, уставном порядке и т.д. Именно в первый период службы моло-

дые воины испытывают трудности в службе. К наиболее типичным проблемам относятся следующие:

 - необходимость обязательного соблюдения строгого распорядка дня, режима деятельности;

 - необходимость беспрекословного подчинения;

 - высокая требовательность командиров;

 - отношения с воинами более ранних призывов;

 - разлука с домом, любимой девушкой, друзьями;

 - «предвзятое» отношение командиров, их «несправедливость»;

 - ограничение свободы действий и личного времени и др.

   Эти показатели свидетельствуют о том, что на первый план в качестве основных трудностей для большинства молодых воинов выдвигаются требования, связанные с уставным воинским порядком и

системой взаимоотношений в воинских коллективах. Именно эти трудности осознаются более дли-

тельно и проявляются более устойчиво в первые месяцы службы. Их наличие выступает одним из по-

казателей протекания процесса адаптации у молодых воинов. Кроме того молодые воины призывают-

ся в армию уже с определенными представлениями о воинской службе и установками о взаимоотно-

шениях между военнослужащими. Поэтому, с целью изменения негативных представлений у моло-

дых воинов о взаимоотношениях между военнослужащими и формирование у них правильных при-

вычек поведения в воинском коллективе на начальном этапе работа проводится по нескольким нап-

равлениям. Одним из направлений является систематическое целеустремленное вооружение молодых

воинов знаниями об уставных требованиях к взаимоотношениям в воинском коллективе, составляю-

щих основу сознательного поведения. Особое внимание обращается на изучение и раскрытие основ-

ных статей Дисциплинарного устава и Устава внутренней службы. Занятия по изучению основных

требований целесообразно проводить методами рассказ-беседа, решения практических задач и анали-

за конкретных ситуаций. Закреплению полученных знаний способствует обеспечение строгого устав-

ного порядка в части, доброжелательное и внимательное отношение к молодым воинам со стороны

офицеров, прапорщиков и сержантов, постоянная забота о подчиненных, чуткость и такт во взаимо-

отношениях.

   Основные усилия сосредотачиваются на глубокой индивидуальной воспитательной работе с воен-

нослужащими, ознакомление их с задачами, решаемыми частью, подразделениями, а также с тради-

циями коллектива, организацией выступлений перед молодыми воинами лучших специалистов части

и другие мероприятий, направленных на быстрейшую адаптацию молодых воинов в коллективе.

  В системе мероприятий, проводимых в этот период особое место отводится совершенствованию ор-

ганизации служебной деятельности. В том числе, упорядочению служебной нагрузки среди личного

состава ( очередность заступления в наряд, соблюдение графика уборки помещений и т.д.), усилению

контроля за местом нахождения молодых воинов в строю, в столовой при приеме пищи, размещение

в спальном помещении и т.д. Все это активно формирует у молодых воинов уважение к порядку, их уверенность в соблюдении принципа социальной справедливости. Важно, чтобы проводимые мероп-

риятия организовывались и осуществлялись планомерно, систематически, со всеми категориями во-

еннослужащих, а не только с молодыми воинами. При этом имеет значение не столько количество и

качество мероприятий с личным составом по вопросам морали, воинской этики, сколько создание та-

ких условий их жизни и межличностного общения, которые предполагали бы возможность макси-

мальной реализации принципа социальной справедливости.

   3. Обеспечение строгого, точного качественного выполнения каждым должностным лицом, в пол-

ном объеме и в срок, определенных ему обязанностей. Необходимость реализации усилий командира

в данном направлении вызывается тем, что одной из специфических черт воинского коллектива и

значительным фактором его дееспособности является четко определенная субординация отношений

личного состава. Нарушение связей субординации не только вносит путаницу в систему взаимоотно-

шений военнослужащих, но и создает ощутимые трудности в достижении общеколлективных целей.

Генерал М.И. Драгомиров по этому поводу отмечал: «Субординация только для того и существует,

чтобы был порядок и кто перескакивает ее ступени, как бы ни были они скромны, тот прямо ведет к

подрыву порядка, так как этим показывает якобы ненужность начальников, которых обходит, и тем

самым приучает ... равнодушно относиться к делу».

   4. Вооружение всех членов коллектива целесообразными, нравственно зрелыми средствами и спо-

собами межличностного общения, образцами правильных эмоционально-оценочных реакций, воле-

вых усилий, нормами поведения людей.

   Практическая педагогика давно пришла к выводу, что наиболее эффективным методом воспитания

является пример: во взаимоотношениях, в межличностном общении его действие особенно заметно.

Это происходит потому, что образец для подражания своим поведением воздействует сразу на под-

сознание человека, поэтому его поступки, оценки, отношения ( при условии, что образец для объекта

воздействия авторитетен ) принимаются как ориентир для организации собственных поведенческих

реакций, как эталон оценок, действий, поступков.

   В связи с этим особое значение имеет пример командира. Он всегда в поле зрения подчиненных.

              «В искусстве повиновения должны совершенствоваться постоянно и наши основные

                кадры - генералы и офицеры всех рангов. Исстари установилось правило: чтобы ко-

                мандовать и повелевать, учить и воспитывать, надо самому уметь подчиняться, быть

                исполнительным, совершенствовать свои знания, характер. Повеление и повиновение

                - две стороны воинской дисциплины.»

                                                                   Р.Я. Малиновский  «Бдительно стоять на страже мира».            

Если с его стороны проявляются высокомерие во взаимоотношениях с подчиненными, скверносло-

вие, грубость в общении, пренебрежение интересами воинов, то это не только замечается, но и оце-

нивается, а порой перенимается как образец организации собственного поведения. Кроме того нега-

тивное воздействие на подчиненных оказывают: «разнос» по различным поводам, стремление перело-

жить часть своих обязанностей и ответственность на чужие плечи, угрозы взысканием, нарушение

субординации, разговор на повышенных тонах, выделение «любимчиков». Это говорит о том, что

начальники и подчиненные несколько по-разному ценят друг друга наиболее важные качества. К при-

меру, начальники ценят в подчиненных исполнительность, дисциплинированность и трудолюбие, а

подчиненные отмечают как наиболее важные качества начальника доброжелательность, порядоч-

ность, простоту в обращении и др.

    В.А. Сухомлинский считал, что «крик - верный признак отсутствия культуры человеческих отно-

шений. В крике выражается самая примитивная, самая грубая реакция на поступки и поведение лю-

дей ».

    3) Выбор эффективных способов, средств, методов и форм воздействия на личный состав в це-

        лях укрепления уставных взаимоотношений в части (подразделении).

 

  Анализ деятельности командиров подразделений по выбору и применению форм и методов педаго-

гического воздействия на подчиненных показывает, что наиболее эффективными из них являются:

  а) формы организации и руководства деятельностью подразделения (собрания, совещания, заседа-

      ния, инструктажи и т.д.);

  б) информационно-массовые формы  (коллективные беседы, тематические вечера, диспуты, обсуж-

      дение книг, кинофильмов, вечера вопросов и ответов и т.д.);

  в) методы индивидуальной воспитательной работы (индивидуальные беседы, индивидуальные зада-

      ния и поручения и т.д.).

  Разумеется, что в воспитательном плане ценным является не качественное многообразие форм, а их

нравственно-педагогическая направленность, определенная упорядоченность. Кроме вышеуказанного

можно выделить и такие формы воспитательной работы, как посещение молодыми воинами музея

боевой славы, ознакомление их с традициями коллектива; викторины по знанию военнослужащими

требований воинских уставов; обсуждение статей из газет и журналов по проблеме взаимоотношений

в воинских коллективах; выступления в день принятия молодыми воинами военной присяги с напут-

ствиями в службе командира части, ветеранов части, родителей воинов, лучших воинов последнего

периода службы; тематические вечера в подразделениях; коллективное обсуждение различных, часто

встречающихся ситуаций во взаимоотношениях военнослужащих и др.

   Основными средствами процесса формирования уставных взаимоотношений выступают личная

примерность воспитателей в отношениях с подчиненными и между собой, единство слова и дела, здо-

ровое общественное мнение коллектива, высокая культура общения воспитателей с подчиненными.

Указанные средства, используемые в воспитательном процессе, выступают составными частями ме-

тодов педагогического воздействия, и, в первую очередь таких как убеждение, примера, поощрения, упражнения, критики и самокритики, принуждения. Названные методы являются общими, однако в

рассмотренном процессе каждый метод имеет свою специфику воздействия и условия применения.

   Анализ деятельности командиров подразделений свидетельствует о том, что офицеры стараются

делать упор в процессе формирования уставных взаимоотношений на метод убеждения. Путем разъ-

яснения и доказательства необходимости строгого соблюдения требований воинских уставов и воен-

ной присяги, опровержения неправильных взглядов на взаимоотношения в воинских коллективах,

широкой гласности негативных моментов во взаимоотношениях и критики отрицательных поступков

отдельных военнослужащих формируется правильная установка воинов, сознательное отношение их

к выполнению служебных обязанностей.

  В целях формирования у подчиненных привычек правильного поведения и соблюдение взаимоотно-

шений активно применяется метод упражнения. По этому поводу А.С. Макаренко отмечал: «Нельзя

воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог проя-

вить мужество, все равно в чем, - в сдержанности, в терпеливости, в смелости ... ». В процессе фор-

мирования уставных взаимоотношений могут использоваться различные виды упражнений:

  - включение военнослужащих в активную общественно-политическую деятельность;

  - постановка их в условия строгого соблюдения воинского режима жизни, распорядка дня, выполне-

    ния уставных обязанностей.

  При всем этом одним из условий в приобретении опыта соблюдения уставных взаимоотношений во

всех видах воинской жизнедеятельности коллектива. Поведение, указывал А.С. Макаренко, есть очень сложный результат не одного сознания, но и знания, силы привычки, ухватки, приспособлен-

ности, смелости, здоровья и, самое главное, социального опыта.

   Среди методов педагогического воздействия, активно способствующих формированию уставных

взаимоотношений, следует выделить поощрение и принуждение, которые в совокупности с другими

выполняют оценочно-стимулирующую функцию и являются сильным средством на воспитание под-

чиненных. Если метод поощрения стимулирует развитие лучших черт характера и поведения военно-

служащих, усердия и ответственности при выполнении требований воинских уставов, то цель метода

принуждения, основанного на прочном и безусловном убеждении, с помощью дисциплинарно-педа-

гогических воздействий побудить воинов, нарушающих требования воинских уставов, прочувство-

вать свою вину перед коллективом, предупредить возможное нарушение воинской дисциплины.

  Однако дисциплинарное воздействие не всегда эффективно при воздействии на нарушителей воин-

ской дисциплины. Как показывает практика, действенными формами воздействия на военнослужа-

щих являются также:

 - осуждение со стороны близких, товарищей, друзей;

 - осуждение со стороны военнослужащих старших сроков службы;

 - сообщение о проступках на предприятия, учреждения по месту призыва и родителям;

 - критика в стенной печати;

 - рассмотрение проступка на общем собрании военнослужащих;

 - индивидуальная беседа командира части с провинившимся и др.

    Исследования свидетельствуют, что немаловажное значение эмоционального ( воспитательного )

воздействия имеет способ объявления различных видов поощрения и принуждения:

   - лично, в неофициальной обстановке;

   - на служебном совещании;

   - перед строем;

   - на общем собрании.

   Из вышеизложенного видно, что реализация такого условия, как оптимальный выбор, комплексное

и творческое использование различных форм, средств и методов воспитательных воздействий на вза-

имоотношения военнослужащих требует глубокого знания воспитателями своих подчиненных, какое

воздействие будет эффективным на того или другого военнослужащего, а также знание межличнос-

ных связей в коллективе с целью привлечения военнослужащих к воздействию на лиц, склонных к

грубости, к нарушениям.

   4)  Поддержание в части, подразделении твердого уставного порядка.

  Практика показывает, что даже незначительное отклонение от устава быстро отражается на взаимо-

отношениях людей. Почему? Да потому, что в таких случаях нарушается ритм жизни, срывается вы-

полнение намеченных задач, возникает неорганизованность и часто неразбериха, что вызывает у во-

нов раздражительность, чувство недовольства.

   Около половины трагических случаев с гибелью связаны именно с нарушением уставов, инструк-

ций, наставлений, требований безопасности военной службы.

   Отсутствие единых требований к подчиненным, деление их на «своих» и «чужих», безнаказанность

нарушителей, неустроенность быта активизирует деятельность слабодисциплинированных воинов и

создает в коллективе различные конфликты. И, наоборот, единые требования, строгий контроль за

службой и бытом военнослужащих, четкое выполнение распорядка дня, высокая организованность

в процессе решения служебных задач, целесообразность и разумность всех проводимых мероприятий

оказывает положительное влияние на укрепление уставных взаимоотношений. Требования дисципли-

нарного поведения только тогда станут побудительными стимулами, когда они многократно, изо дня в день повторяются в действиях, входят в повседневную жизнь, становятся привычным социально-

психологическим образованием в структуре личности воина, когда каждый воин ставится в условия,

стимулирующие вести себя в строгом соответствии с требованиями уставов.

   Таким образом, деятельность командира по формированию уставных взаимоотношений между во-

еннослужащими дает положительные результаты тогда, когдаим учитываются как организационные,

так и педагогические условия формирования взаимоотношений личного состава, когда командиры

и воспитатели личным примером показывают образец во взаимоотношениях между собой и с подчи-

ненными. Формирование и совершенствование взаимоотношений зависит от овладения офицерами

передовым педагогическим опытом и умелого применения его в своей практической деятельности.

     

     В формировании уставных, нравственных взаимоотношений важную роль играют:

  - идейно-политическое и нравственное воздействие на коллектив и личность, формирование социа-

     льно ценностных ориентаций и привычек уставного поведения;

  - оценка адаптации личности к коллективу и создание условий для ускоренного приспособления во-

    нов друг к другу;

  - анализ стиля межличностного общения воинов;

  - оценка психологической совместимости воинов и создание оптимальных условий для срабатывае-

    мости, взаимопонимания и взаимной удовлетворенности партнеров в процессе выполнения служе-

    бных функций;

  - оценка групповой сплоченности и объединение воинов в единый интернациональный коллектив;

  - анализ взаимоотношений между начальниками и подчиненными, упорядочение стиля межличност-

    ного общения;

  - оценка и упорядочение отношения сержантов к рядовым воинам, формирование у младших коман-

    диров правильного представления  о войсковой дружбе и субординации;

  - развитие исполнительности и инициативности у воинов последнего периода службы;

  - анализ дружеских микрогрупп, оценка лидера и организации его взаимодействия с активом коллек-

    тива;

  - повышение роли общественных организаций в развитии войскового товарищества и коллективиз-

    ма;

  - оценка и упорядочение межгрупповых взаимоотношений, особенно в звеньях « старослужащие-

     молодые воины », « сержанты - рядовые », « воины одной специальности - воины другой специ-

     альности » и т.п.

        Думается, что выполнение этих рекомендаций позволит командиру и воспитателю регулировать

  межличностные отношения в воинском многонациональном коллективе, сплачивать его на высоко-

  нравственных и идейных позициях.

3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ

НЕУСТАВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ (МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ).

     В военной психологии первые попытки постановки и теоретического осмысления проблемы кон-

фликта предпринимаются практически одновременно с аналогичными попытками гражданских пси-

хологов во второй половине 60-х годов - начале 70-х годов. В 60-х годах, изучая взаимоотношения

военнослужащих в первичном воинском коллективе, определяют нарушения требований воинских

уставов военнослужащими как «неуставные взаимоотношения». В начале 70-х годов эти нарушения

определяются как конфликты среди военнослужащих.

       КОНФЛИКТ - это наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих

                               в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействиях субъ-

                               ектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями и чувст-

                               вами, переживаемыми ими по отношению друг к другу.

   Все конфликты можно разделить на две категории:

  - социальные;

  - внутриличностные.

   В свою очередь социальные конфликты подразделяются на:

  - межличностные;

  - между личностью и группой;

  - между малыми социальными группами;

  - между средними социальными группами;

  - между большими социальными группами;

  - межгосударственные.

   Конфликты различают по нескольким типам:

   - конструктивный конфликт - это конфликт, позитивно влияющий на структуру, динамику и ре-

     зультативность социально-психологических процессов и служащий источником самоусовершен-

     ствования и саморазвития личности и коллектива в целом.

   - деструктивный конфликт - это конфликт, когда один из оппонентов прибегает к нравственно-

     осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера, дискредитируя и

     унижая его в глазах окружающих. Обычно это вызывает яростное сопротивление другой стороны,

     диалог сопровождается взаимными оскорблениями, решение проблемы становится невозможным.

   Морально-психологический климат - это качественная сторона межличностных отношений, прояв-

ляющаяся в виде совокупности психологических и моральных устоев, способствующих или препят-

ствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в коллекти-

ве.

 Межличностные конфликты проявляются, главным образом, в процессе непосредственного общения

личности с другими людьми. Они означают столкновение  (противоборство) личностей вследствии

расхождения или несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения.

    СТРУКТУРА МЕЖЛИЧНОСТНОГО КОНФЛИКТА.

         

    1) Конфликтная ситуация:   (содержательная сторона конфликта)

         - участники конфликта;

         - истинный объект (предмет) конфликта;

         - условия протекания конфликта (социальные и психологические, и его предпосылки);

         - образцы конфликтной ситуации, имеющиеся у каждой из сторон.

    2) Конфликтное взаимодействие: (процессуальная сторона конфликта)

         - это совокупность приемов, способов и принципов, которые каждая из сторон использует в

           конфликте, т.е. это то как вы конфликтуете.

   Межличностный конфликт не возникает мгновенно, ему предшествуют скрытые социально-психо-

логические процессы, это есть конфликтная ситуация, которая несет в себе совокупность психологи-

ческих и социальных предпосылок, вызывающих конфликт.

    Используя методику  К. Томаса рассматривают следующие способы взаимодействия в конфликте:

   - соперничество  (конкуренция);

   - компромисс;

   - избегание  (уклонение);

   - приспособление;

   - сотрудничество.

   Конфликты очень разнообразны по своему характеру. Поэтому межличностные конфликты можно

классифицировать по следующим параметрам:

  1. СОДЕРЖАНИЕ: - деловые;

                                   - коммуникативные;

                                   - нравственные;

                                   - бытовые.

  2. ОБЪЕМ:    - широкие;

                         - локальные.

  3. ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ТЕЧЕНИЯ:  - кратковременные;

                                                           - затяжные;

                                                           - единичные;

                                                           - повторяющиеся.

  4. СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ:   - сильные;

                                                  - слабые.

  5. ФОРМА ПРОЯВЛЕНИЯ:  - внутренние;

                                                  - внешние;

                                                  - организованные;

                                                  - неорганизованные.

  6. ИСТОЧНИК ВОЗНИКНОВЕНИЯ: - объективные и субъективные;

                                                                - истинные и ложные;

                                                                - в результате внушения и самовнушения.

  7. ПОСЛЕДСТВИЯ: - положительные;

                                     - отрицательные.

  Можно выделить две основные группы причин возникновения конфликтов:

 

  1.  Субъективные причины:

   - низкая общая культура и воспитанность обоих или одного оппонента;

   - незнание ими безконфликтных способов разрешения противоречий;

   - неправильно сформированные представления о способах самоутверждения и завоевания авторите-

     та в коллективе;

  - отсутствие эмпатического понимания и адекватного восприятия оппонента, личный эгоизм;

  - неумение эффективно общаться с другими людьми и регулировать процесс общения;

  - неуравновешанность характера оппонентов, неумение управлять своим эмоциональным состояни-

    ем, болезненное реагирование на критику;

  - неправильная самооценка, неправильное представление своей роли в коллективе;

  - стремление облегчить свое существование за счет других;

  - психологическая несовместимость оппонентов;

  - недостаточно хорошее знание оппонентами друг друга.

  2.  Объективные причины:

  - образ жизни до службы в армии;

  - возрастные особенности;

  - ошибки в руководстве, несправедливое распределение материальных и духовных благ;

  - естественное столкновение значимых служебных, материальных и духовных интересов в процессе

    жизнедеятельности военнослужащих;

  - сложившиеся отношения в конкретном коллективе, следование ложным традициям;

  - копирование сложившейся в подразделении системы отношений среди офицеров и перенос этой

     системы на взаимоотношения между собой;

  - сам образ жизни военнослужащих, связанный с ограничением свободы деятельности, выбора парт-

    нера по общению и т.д.

   Классификация основных признаков и типов межличностных отношений и конфликтов поможет

командирам объективно разобраться в неуставных взаимоотношениях и принять необходимые меры

по исключению их в дальнейшем, поможет качественней проводить работу по укреплению воинской

дисциплины.

   На основе проведенных практических и теоретических исследований построили социоматрицу кон-

фликтных противоречий. Анализ социально-психологического климата позволяет наметить следую-

щую методику предупреждения конфликтов:

 1. Анализ повода и причины конфликта. Выясняя причины конфликта, командир определяет зону

    служебной, деловой и неслужебной, личной конфликтности, разрешает служебный конфликт в пер-

    вую очередь.

 2. Профилактика конфликтной ситуации. Предупредить конфликт - это значит предупредить проти-

     воречия во взаимоотношениях воинов, тактично подсказать мирную стратегию разрешения спора.

     Эта стратегия выполняется при соблюдении следующих условий:

     - взаимное стремление выслушать товарища, понять смысл предложения, оценить сказанное, от-

       бросив личные предубеждения;

     - уважение точки зрения и мнения собеседника;

     - умение тактично опровергать слова собеседника и в корректной форме предлагать свою точку

       зрения;

     - умение спокойно воспринимать критику и критиковать прежде всего не отдельные слова, а суть

       дела;

     - способность быстро признавать свои ошибки и приносить извинения за допущенную резкость;

     - на заключительной стадии конфликта соглашаться с наиболее верными решениями, суждениями,

       определять сферу выясненного и убеждаться в том, устранена ли причина конфликта.

  3. Определение истинных целей конфликта. Главное - разграничить эгоистические устремления и де-

      ловые конфликты, сугубо личные и коллективные .

  4.  Устранение подлинных причин конфликта. Эмоциональные напряжения чаще всего возникают в    

       несплоченных группах, где нарушается уставной порядок, бытуют неуставные взаимоотношения,

       не учитывается психологическая совместимость, не обеспечивается эмоциональное равновесие

       среди личного состава.

  5.  Создание эмоционального равновесия в конфликте. Иногда предоставленная возможность успо-

       коиться и собраться с мыслями конфликтующим сторонам сама по себе устраняет напряженность

  6.  Соблюдение педагогического такта при разрешении конфликта. Педагогический такт проявляет-

       ся в умении выполнять ряд условий:

       - внимательно слушать собеседника, не перебивая его и не отвлекаясь;

       - стараться не упрекать и не ругать подчиненного за то, что он не способен держать себя в руках;

       - показать подчиненному, насколько выгодно ему самому прекращение конфликта;

       - дать возможность подчиненному выговориться и тем самым уменьшить силу отрицательных

         эмоций.

  7.  Выбор способа воздействия на конфликтующие стороны осуществляется  в зависимости от уме-

       ния командира прогнозировать ход конфликтной ситуации и поведение воинов в ней.

   

   Таким образом, всесторонний анализ конфликтов и конфликтных состояний обеспечивает их своев-

ременное предупреждение и оперативное устранение, а вместе с тем способствует улучшению нравст-

венного воспитания личного состава.

                                                                   

5. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КОМАНДИРОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

   Психолого-педагогическая деятельность командира - это процесс выполнения задач, связанных

  с обучением, воспитанием, развитием и психологической подготовкой военнослужащих, сплочени-

  ем воинских коллективов.

Структура деятельности:

М о т и в ы   ---  Ц е л и  ---   С п о с о б ы

    МОТИВЫ - это побуждение к проявлению активности и достижению целей командиром. Интерес

                        к своей работе, понимание служебных обязанностей, чувство подготовки военнослу-

                        жащих, желание оказать им помощь в овладении воинским мастерством и т.д.

    ЦЕЛИ  - это представляемые результаты деятельности, они заключаются в обучении и воспитании

                   военнослужащих, формировании у них необходимых знаний, навыков, умений, личных

                   качеств. Реализация этих целей подразумевает решение ряда учебных и воспитательных

                   задач.

    СПОСОБЫ - это операции и приемы , с помощью которых достигаются цели.

   Этапы психолого-педагогической деятельности командира:

 1. Уяснение цели, определение учебной, воспитательной задачи.

 2. Выработка плана достижения цели, решения задачи.

 3. Подготовка к действиям, ведущим к желаемому результату.

 4. Практическое осуществление действий по достижению цели, решению задачи.

 5. Анализ и оценка сделанного.

 6. Совершенствование последующих действий на основе полученного опыта достижения намечен-

     ных целей.

   Отличительные черты психолого-педагогической деятельности командира:

 1. Исключительно большая социальная значимость и ярко выраженная практическая направленность.

 2. Своеобразие целей и результатов.

 3. Особый характер объекта воздействия.

 4. Запрограммированность условий деятельности.

 5. Высокая интенсивность функционирования психики.

   Психологические предпосылки эффективности психолого-педагогической деятельности командира:

 1. Личностные:

     - положительные черты направленности личности командира;

     - проявление темперамента, адекватного требованиям педагогической деятельности;

     - благоприятные особенности характера, наличие таких черт, как доброжелательность, чуткость,

       тактичность, требовательность, справедливость, выдержка, внимание, настойчивость, решитель-

       ность, находчивость.

     - педагогические и организаторские способности.

 2. Ситуативные:

     - четкое понимание текущих задач своей деятельности и деятельности подчиненных;

     - достаточно сильные ситуативные мотивы, побуждающие к достижению стоящих целей;

     - адекватно протекающие психические познавательные процессы;

     - стенические психические состояния.

     ВАЖНЕЙШИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДИРА ПО УКРЕПЛЕНИЮ

    ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

   1. Приведение в действие механизма наведения в части твердого уставного порядка, улучшение ор-

       ганизации службы войск, более полное использование возможностей боевой общественно-госу-

       дарственной подготовки в интересах укрепления воинской дисциплины.

   2. Практическая реализация требований по вопросам социальной защиты личного состава и членов

       семей военнослужащих, материального и бытового обеспечения, строгого соблюдения требова-

       ний безопасности, сохранения здоровья  и  жизни людей.

   3. Формирование культуры межнациональных отношений в воинских коллективах, создание здоро-

       вой морально-нравственной атмосферы, решительная борьба с неуставными взаимоотношениями

       в них.

   4. Принятие мер по укреплению единоначалия, совершенствованию стиля деятельности командных

       кадров, воспитанию у них высокой требовательности к себе и подчиненным, решительное присе-

       чение проявление грубости, барства, злоупотребления служебным положением со стороны всех

       начальников, вооружение их передовой методикой работы по укреплению воинской дисциплины,

       установления взаимопонимания между начальниками и подчиненными.

   5. Воспитание у командиров (начальников) высокой требовательности к подчиненным в сочетании

       с постоянной заботой о них. Умелое использование мер убеждения и принуждения. Всестороннее

       внимание к моральному и материальному стимулированию воинского труда. Повышение ответст-

       венности всех категорий военнослужащих за их воинские преступления.

   6. Усиление воспитательной работы со всеми категориями военнослужащих, формирование у лич-

       ного состава уважения к законам, чувство собственного достоинства, чести, скромности, наце-

       ленность воспитательной работы на конкретного человека, на общечеловеческие ценности, на

       воспитание культуры взаимоотношений и поведения в общественных местах.

   7. Всемерное развитие демократизации и гласности в армейской жизни. Повышение роли демокра-

       тических институтов и общественных организаций в укреплении воинской дисциплины.

   8. Объективная и самокритичная оценка морально-психологического состояния личного состава,

       систематический анализ состояния воинской дисциплины и дисциплинарной практики, выработ-

       ка на этой основе конструктивных и эффективных мер по предупреждению правонарушений.

   9. Взаимодействие с местными общественными организациями, укрепление шефских связей.

ОБЯЗАННОСТИ КОМАНДИРА ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ВЫСОКОЙ
ВОИНСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ЧАСТИ  (ПОДРАЗДЕЛЕНИИ).

   1. Изучать личные качества подчиненных, поддерживать определенные воинскими уставами прави-

       ла взаимоотношений между ними, сплачивать воинский коллектив, укреплять дружбу между во-

       еннослужащими различных национальностей.

   2. Знать состояние воинской дисциплины и морально-психологическое состояние личного состава,

       добиваться единого понимания подчиненными командирами требований, задач и способов укре-

       пления воинской дисциплины, руководить их деятельностью по укреплению воинской дисципли-

       ны и повышению морально-психологического состояния личного состава, обучать  практике при-

       менения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий.

   3. Немедленно устранять выявленные нарушения правил несения службы и решительно пресекать

       всякие действия, которые могут причинить вред боеготовности части (подразделения), организо-

       вать правовую пропаганду и проводить работу по предупреждению преступлений, происшествий

       и проступков.

   4. Воспитывать подчиненных в духе неуклонного выполнения требований воинской дисциплины и

       высокой исполнительности, развивать и поддерживать у них чувство собственного достоинства,

       сознание воинской чести и воинского долга, создавать в воинских частях (подразделениях) нетер-

       пимое отношение к нарушениям воинской дисциплины, особенно уставных правил взаимоотно-

      шений между военнослужащими, фактами социальной несправедливости, широко используя при

      этом гласность

   5. Систематически анализировать состояние воинской дисциплины и морально-психологического

      состояния подчиненных ему военнослужащих, своевременно и объективно докладывать о них вы-

      шестоящему командиру, а о проступках и происшествиях - немедленно.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСТАВНЫХ

И ФОРМИРОВАНИЕ УСТАВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В
ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ.

   - политическое и нравственное воспитание воспитателей, повышение их педагогической культуры;

   - систематическое обучение всех категорий командиров практике работы по предупреждению и ис-

     коренению неуставных взаимоотношений;

   - усиление идейно-воспитательной работы с личным составом, внедрение в повседневную жизнь

     воинов норм морали и требований общевоинских уставов;

   - активное внедрение в жизнь подразделения принципа социальной справедливости;

   - обеспечение целенаправленной согласованной деятельности всех офицеров части (подразделения)

     по сплочению воинского коллектива;

   - организация жизни и деятельности воинов в условиях строгого уставного порядка;

   - целесообразность и разумность всех проводимых мероприятий, равномерное распределение работ

     и общественных нагрузок на весь личный состав;

   - формирование здорового коллективного мнения, решительное пресечение неуважительного отно-

     шения к командирам и начальникам;

   - улучшение подбора, профессиональной подготовки и постоянной работы с сержантским составом

     повышение их роли и ответственности в формировании нравственного климата коллектива;

   - повышение боевитости общественных организаций в устранении причин неуставных взаимоотно-

     шений;

   - объективная информация, постоянный анализ и критическая оценка состояния взаимоотношений

     в коллективе;

   - обеспечение близости к людям, глубокое знание и своевременное удовлетворение их нужд и зап-

     росов;

   - предъявление строгой, но справедливой требовательности с уважением личного достоинства каж-

     дого подчиненного;

   - учет объективных и субъективных факторов, влияющих на возникновение неуставных взаимоот-

     ношений, целеустремленная работа по выявлению и предотвращению отрицательного влияния не-

     формальных лидеров и отрицательно направленных микрогрупп в коллективе;

   - активизация работы армейской общественности в борьбе с носителями неуставных взаимоотноше-

     ний, в формировании здорового морально-нравственного климата в воинском коллективе;

   - обеспечение личной примерности офицеров, прапорщиков, сержантов в выполнении своих слу-

     жебных обязанностей, повышение их персональной ответственности за искоренение неуставных

     взаимоотношений в подразделении.    

  Уважение личности, национального достоинства, забота о социальной и правовой   защищенности военнослужащих - важнейшая обязанность командира.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   Воинская дисциплина - это часть государственной дисциплины, представляющая собой специфи-

ческую форму общественной связи между военнослужащими, объективно возникающую из потреб-

ностей вооруженной защиты Отечества, необходимую для их совместной воинской деятельности,

предполагающей сознательное и добровольное подчинение, единство воли в выполнении требова-

ний законов и общевоинских уставов, приказов командиров и начальников, регулирующих поведе-

ние, деятельность и отношения военнослужащих и воинских коллективов.

         Взаимоотношения военнослужащих, выступая существенной качественной характеристикой во-

инского коллектива, его психологии, являются одновременно важным фактором укрепления воинс-

кой дисциплины в части (подразделении), сплоченности воинских коллективов. Педагогическая сущность взаимоотношений состоит в том , что они оказывают сильное формирующее влияние на

каждого члена коллектива, включенного в данную систему взаимодействия и межличностного обще-

ния, выполняют по отношению к поведению воинов стимулирующую и оценочно-корректировочную

функцию.

     Формирование и совершенствование взаимоотношений военнослужащих является педагогически

управляемым процессом. Успех управления обеспечивается тем, насколько командиры владеют мето-

дикой определения реального состояния взаимоотношений, адекватно вскрывают источники и причи-

ны конкретных форм взаимоотношений.

    Совершенствование взаимоотношений военнослужащих подразделения, части будет эффективным,

если оно осуществляется педагогически грамотно, на основе точного знания степени влияния тех или

иных факторов воинской жизни, а также факторов социального порядка. Процесс формирования и

совершенствования взаимоотношений осуществляется тогда, когда командиры умело владеют целе-

сообразными способами и средствами педагогического воздействия на личный состав, когда они са-

ми показывают образцы взаимоотношений со старшими, младшими и равными по должности и воин-

скому званию на основе нравственных норм и требований общевоинских уставов.

     В целях поддержания высокой воинской дисциплины, твердого уставного порядка командиры на-

делены необходимой дисциплинарной властью, реализуемой прежде всего через дисциплинарную

практику, которая должна строго соответствовать требованиям законности. Она может быть приме-

нена только при наличии оснований, в интересах службы, для стимулирования должного поведения

военнослужащих, обеспечения воинской дисциплины и порядка. Дисциплинарная власть применяется

 в том объеме, который предоставлен конкретному командиру (начальнику) уставом, и только в отно-

шении тех военнослужащих, на которых она распространяется.

    Претворение в жизнь положений и требований законов, воинских уставов позволяет предупреж-

дать нарушения дисциплины и преступления, вести профилактическую работу с лицами, склонными к нарушениям, в основе которой лежит изучение, выявление и устранение причин противоправного

поведения военнослужащих.

        « Каждому из нас, мужчин, надо твердо помнить - у меня две специальности:

         первая - то ли учитель, то ли агроном, инженер ... , а вторая у всех одна и та

         же - защитник  Родины. ».

                                                                                 В.А. Сухомлинский.

.  СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. И.А. Ламанов   «Особенности взаимоотношений и межличностных конфликтов»

                                    (методическое  пособие ).

   

    2. А.С. Макаренко, сочинения в 7-и томах   (том 5).

    3. В.А. Сухомлинский,     «Письмо к сыну».

    4. Р.Я. Малиновский,    «Бдительно стоять на страже мира».

    5. М.И. Драгомиров,   «Армейские заметки».

    6. М.В. Фрунзе,  избранные произведения.

   

    7. Офицеру подразделения о воинской дисциплине. (Методическое пособие).

    8. Деятельность командира по формированию уставных взаимоотношений в

        воинском коллективе.     ( Методическое пособие ).

    9. Дисциплинарный устав  ВС  РФ.

  10. Устав внутренней службы   ВС  РФ.          

                       

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление завуча по теме"Психологические аспекты управления педколлективом: достижения и проблемы"

Показана особенность управления педколлективом школы, систематизарованы компоненты и принципы системы управления....

Психологический аспект исследовательской деятельности учащихся

Какие качества необходимы человеку в процессе исследования? Чем отличается психологический портрет юного исследователя? И достаточно ли иметь только врождённые способности к исследованию или необходим...

"Комплекс ГТО как один из аспектов укрепления здоровья и воспитания национального достоинства личности"

Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защит...

Воинская дисциплина

Воинская дисциплина. Конспект урока....

Воинская дисциплина

ВОИНСКАЯ  ДИСЦИПЛИНАВысокая воинская дисциплина – одно из основных качеств военного человека.Военный историк А. Керсновский отмечает, что храбрость, которую ошибочно полагают главной воинск...

Статья "Психологические аспекты личности ученика, учитываемые при изучении дисциплины ОБЖ"

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме обобщения учеников в классе. Рассматривается понятие «Ученик, как личность». Подробно описана история развития человеческих качеств...