Программа психорекционной помощи при недостатках развития внимания.
план-конспект занятия по психологии на тему

Вансович Виктория Андреевна

Эта программа составлена на основе концепции Р.В. Овчаровой, в которой говориться о развитии учащихся в следующих направлениях:
·    необходимо формировать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу учебной познавательной активности ребенка;
·    повышать уровень произвольности психических процессов;
·    формировать основные свойства субъекта учебной деятельности;
Программа развития включает в себя 3 части:
I – диагностико-мотивирующая (5 занятий)
II – формирующая (20 занятий)
III- поддерживающая (10 занятий)
Первые две части проводятся психологом, третья поддерживающая часть проводиться родителями.
Программа психокоррекционной работы с социально и педагогически запущенными детьми, имеющими недостатки развития внимания, состоит из 2-х блоков (направлений):
·    Развитие основных свойств внимания.
·    Развитие произвольности за счет развития и укрепления волевых качеств личности, тем самым преодолевается ригидность внимания.
Диагностико-мотивирующая часть.
Задачи:
1.    Определить уровень развития внимания.
2.    Сформировать исходный уровень мотивации у школьника на работу с учителем, психологом.
Занятия проводятся в индивидуальной форме. Длительность 20-30 мин.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvivayushchaya_programma_0.doc136 КБ

Предварительный просмотр:

Программа психорекционной помощи

 при недостатках развития внимания.

Эта программа составлена на основе концепции Р.В. Овчаровой, в которой говориться о развитии учащихся в следующих направлениях:

  • необходимо формировать любознательность и познавательные интересы ребенка как основу учебной познавательной активности ребенка;
  • повышать уровень произвольности психических процессов;
  • формировать основные свойства субъекта учебной деятельности;

Программа развития включает в себя 3 части:

I – диагностико-мотивирующая (5 занятий)

II – формирующая (20 занятий)

III- поддерживающая (10 занятий)

Первые две части проводятся психологом, третья поддерживающая часть проводиться родителями.

Программа психокоррекционной работы с социально и педагогически запущенными детьми, имеющими недостатки развития внимания, состоит из 2-х блоков (направлений):

  • Развитие основных свойств внимания.
  • Развитие произвольности за счет развития и укрепления волевых качеств личности, тем самым преодолевается ригидность внимания.

Диагностико-мотивирующая часть.

Задачи:

  1. Определить уровень развития внимания.
  2. Сформировать исходный уровень мотивации у школьника на работу с учителем, психологом.

Занятия проводятся в индивидуальной форме. Длительность 20-30 мин.

Занятие 1.

Цель: определить уровень развития таких свойств внимания, как сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение; выявить индивидуальный темп работы, наличие самоконтроля.

Задания:

  1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Надувная кукла».

Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности. Ведущий играет роль «насоса»: он делает движение руками, имитирующие работу с насосом. Участник сначала сидит расслабленно в кресле, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают раздуваться. Участник распрямляется, поднимает голову, напрягает руки и, в конце концов, встает в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий выдергивает «затычку» у куклы, и игрок с шипением (Ш, Ш, Ш) расслабляется и постепенно опускается на корточки. Игра может повториться 2-3 раза.

  1. «Сделай также». Ребенку предлагается повторить движения заданные ведущим. Первый раз копирование, второй зеркальное отображение.
  2. «Корректурная проба». Ребенку предлагается таблица с любыми знаками- буквами, фигурами, цифрами, например при буквенной форме корректурной пробы ребенок должен как можно быстрее находить и зачеркивать какую либо букву. Фиксируйте время, затраченное на выполнение задания и количество ошибок.

Для получения информации о работоспособности ребенка через каждые 30 секунд взрослый делает отметки цветным карандашом на бланке (предупредив об этом заранее ребенка). Далее подсчитывается число просмотренных знаков за  каждые 30 сек. и составляется график продуктивности по вертикальной оси - число просмотренных знаков за каждые 30 сек., а по горизонтали затраченное на работу время- 30-секундными отрезками.

Если кривая работоспособности имеет резкие колебания по всей длине или пониженная в конце работы - это свидетельствует о состоянии быстрой истощаемости внимания.

  1. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 2.

Цель: определить уровень развития переключения внимания и объема; способствовать развитию наблюдательности.

Задания:

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Шалтай Болтай».

Ребенок проговаривает стихотворение С. Маршака «Шалтай Болтай».

Шалтай Болтай

Сидел на стене,

Шалтай Болтай

Свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

  1. Отыскивание чисел. Ребенку дается таблица с набором цифр от 1 до 25, которые располагаются в произвольном порядке. Затем дайте ему инструкцию: «Постарайся как можно быстрее находить, показывать и называть вслух цифры от 1 до 25.» Фиксируется время выполнения задания, а также количество ошибок.
  2. «Скажи, что не нарисовано». Ребенку показывается картинка с изображением знакомых предметов, попросите его внимательно посмотреть на каждую картинку и назвать недостающую деталь, (то есть сказать, что не дорисовано). Фиксируется время восприятия и правильность определения недостающих признаков.

  1. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 3.

Цель: определить уровень развития основных свойств внимания; способствовать развитию наблюдательности.

Задания:

  1. Упражнение на мышечную релаксацию. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем двумя руками одновременно.
  2. «Чем отличается». Ребенку показывается 2 пары картинок, содержащих по 10 отличий. Ребенка просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.
  3. «Корректурные пробы». Предлагаются бланки с изображением поросят, расположенных по 10 в каждом ряду (5-12).

Варианты заданий:

  • подчеркни (сосчитай) веселых (грустных) поросят;
  • подчеркни веселых (грустных) поросят с двумя ушками (одним ушком).
  • подчеркни веселых (грустных) поросят с двумя ушками (одним ушком), без челки (с челкой).

Задание усложняется постепенно.

  1. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 4.

Цель: определить уровень развития способности контролировать свои действия.

Задания:

  1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Надувная кукла».

Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности. Ведущий играет роль «насоса»: он делает движение руками, имитирующие работу с насосом. Участник сначала сидит расслабленно в кресле, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают раздуваться. Участник распрямляется, поднимает голову, напрягает руки и, в конце концов, встает в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий выдергивает «затычку» у куклы, и игрок с шипением (Ш, Ш, Ш) расслабляется и постепенно опускается на корточки. Игра может повториться 2-3 раза.

  1. «Исправь ошибки». Ребенку показывают рисунок с нарисованными геометрическими фигурами и просят закрасить цветным карандашом каждый из них. Круг-красный, треугольник синий, квадрат зеленый. Затем просят найти и исправить свои ошибки.
  2. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 5.

Цель: определить уровень развития свойств внимания, определить степень волевых усилий; определить наличие саморегуляции и самоконтроля.

Задания.

  1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Кораблик»

Педагог: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу». Руки сцепите за спиной: «Стало палубу качать, ногу к палубе прижать, крепче ногу прижимаешь, а другую расслабляешь».

  1. «Лабиринт». На острове в лабиринте спрятан клад. Но чтобы до него добраться, надо пройти лабиринт, не запутавшись в нем. Тому, кто прошел, все лабиринты и смог выйти из них, присваивается звание: «Искатель кладов».
  2. «Найди одинаковые». Ребенку в комнате предлагается найти похожие на круг или квадрат предметы. Ребенок перечисляет и считает их.
  3. Итоги занятия (настроение в цвете).

После проведения индивидуальных занятий первой части осуществляется переход к формирующей части.

Формирующая часть.

На данном этапе занятия проводятся в групповой и при необходимости в индивидуальной форме. Длительность 40 минут.

Задачи.

  1. Коррекция основных свойств внимания.
  2. Развитие произвольности внимания.

В играх-заданиях обе задачи тесно переплетаются. Если в результате 20 групповых занятий у большинства детей наблюдается более устойчивое внимание, расширяется его объем, концентрация становиться более интенсивной, то индивидуальные занятия целесообразно продолжить только с теми детьми, у которых успехи менее заметны.

Групповые занятия.

Занятие 1

Цель: развитие наблюдательности и произвольности у младших школьников.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Кукушонок»

Во время этюда дети наклоняют корпус вперед - вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, а затем выпрямляя корпус. При этом кукушонок кукует:

Кукушка кукушонку

Купила капюшон

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

2. «Заметить все». Игра «Я-фотоаппарат».  Предложите ребенку представить себя фотоаппаратом, который может сделать любой предмет. Например, ребенок в течение нескольких секунд внимательно рассматривает предметы, находящиеся на столе. Затем, закрыв глаза, и перечисляет, что ему удалось запомнить.

3. «Запоминай порядок». Дети называют последовательность предметов после предъявления.

4. «Хамелеон». Взрослый рассказывает детям, кто такой хамелеон. Объясняет, что это ящерица, меняющая свою окраску, в зависимости от того места, где она находиться, чтобы ее не было заметно. Затем ведущий спрашивает, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на траве, бревне, на черном камне. Игра проводиться в виде соревнования.

5. Этюд «Факиры». Дети изображают факиров. Они садятся на пол, скрестив по-турецки ноги, спина и шея расслаблены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Факиры отдыхают.

6. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 2

Цель: развитие наблюдательности и произвольности, основных свойств внимания.

Задания.

  1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Насос и мяч».

Играют двое. Один большой надувной мяч, другой надувает этот мяч насосом. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос» начинает надувать «мяч», сопровождая движение рук звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» надувается все больше и больше. Услышав первый звук «с», мяч вдыхает первую порцию воздуха, после второго - выпрямляется, после третьего поднимает голову, затем надув щеки и даже руки отводит от туловища. «Мяч» надут, друг выдергивает из мяча шланг «насоса». Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «Ш.». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.

  1. Упражнение на концентрацию внимания. На бланке напечатаны буквы в случайном порядке (5 строчек). Ребенок просматривает каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова. Он должен отыскать эти слова (трех, четырех, пятибуквенные) и подчеркнуть их.
  2. «Зеркало». Ребенок один делает движение, а его партнер «зеркало» повторяет за ним, не ошибаясь. Другие дети считают ошибки.
  3. «На берегу моря». Дети играют на берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за камешками, то бросают их в воду, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Подбрасывают и ловят камушки, плещутся в воде. Вдоволь наигравшись и накупавшись, они ложатся на теплый песок. Закрывают глаза от яркого солнца и отдыхают.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 3.

Цель: развитие устойчивости внимания, развитие внимания к звукам.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Шалтай Болтай».

Ребенок проговаривает стихотворение С. Маршака «Шалтай Болтай».

Шалтай Болтай

Сидел на стене,

Шалтай Болтай

Свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

2. Путешествие во Дворец Внимания. Двое на бумаге в клетку вычерчивают по квадрату в 64 клетки каждый. Вдоль контура квадрата по горизонтальной (слева направо) и вертикальной (сверху вниз) сторонам у каждой у каждой клетки ставятся подряд цифры от1до 8. Внутри контура квадрата 1-й играющий отмечает дворец внимания, занимает 1клетку и проводит ломаную линию- «путь» во Дворец внимания. Линия эта может идти по всем направлениям, но соблюдается одно правило- шаг начинается и кончается в центре клеток. Линия не должна сама собой пересекаться. 1-й игрок показывает начерченный им «путь» (20-30с) и прячет свой листок, 2-ой по памяти набрасывает «путь» 1-го в своем квадрате. Начало и конец «пути» ему указывается. Для определения клетки раньше говорят цифру по горизонтали, а затем по вертикали 2-й называет подряд клетки, по которым (как он считает) проходит «путь» 1-го, и оба у себя отмечают крестиками эти клетки. Если 2-й ошибается, 1-й говорит: «Сбился с пути». Если 2-й не дойдя, до дворца внимания, сделает 5 неправильных шагов, он проиграл. По окончании игры участники меняются ролями.

  1. «Слушай и исполняй». Детям называют различные слова: стол, кровать, чашка и т.д. Они должны по договоренности, отреагировать на определенные слова. Дети слушают и хлопают в ладоши тогда, когда встретиться слово, обозначающее, например, животное. Затем условия меняются.

4. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 4.

Цель: развитие концентрации внимания, развитие внимания к звукам.

Задания.

1.Упражнение на мышечную релаксацию. Один ребенок подходит к другому и прикасается своими ладошками и называет свое имя, второй в ответ называет свое имя и т.д.

2. «Найди различия». Необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10 отличий. Детей просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

3. «Не пропусти растение». Играющие сидят в круге и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз когда, когда среди слов, встретиться название растения, дети должны вставать и тут же садиться.

4. «Послушай, что за окном». Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, что происходит за окном, дверью. Каждый ребенок должен рассказать, что он слышал.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 5.

Цель: развитие произвольного внимания и наблюдательности.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Надувная кукла».

Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности. Ведущий играет роль «насоса»: он делает движение руками, имитирующие работу с насосом. Участник сначала сидит расслабленно в кресле, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают раздуваться. Участник распрямляется, поднимает голову, напрягает руки и, в конце концов, встает в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий выдергивает «затычку» у куклы, и игрок с шипением (Ш, Ш, Ш) расслабляется и постепенно опускается на корточки. Игра может повториться 2-3 раза.

  1. «Перекличка-путанка». Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя, то фамилию. Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя и фамилия. Кто ошибается, выбывает из игры.
  1. «Слушай и исполняй». Ведущий называет, повторяет 1-2 раза несколько различных движений, в той же последовательности, в какой они были названы ведущим.
  2. «На берегу моря». Дети играют на берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за камешками, то бросают их в воду, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Подбрасывают и ловят камушки, плещутся в воде. Вдоволь наигравшись и накупавшись, они ложатся на теплый песок. Закрывают глаза от яркого солнца и отдыхают.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 6.

Цель: развитие  внимания, с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Шалтай Болтай».

Ребенок проговаривает стихотворение С. Маршака «Шалтай Болтай».

Шалтай Болтай

Сидел на стене,

Шалтай Болтай

Свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

2. «Четыре стихии». Играющие сидят в круге. Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода», вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь»- произвести вращение в локтевых суставах. Игра повторяется дважды, тот, кто ошибается, выбывает из игры.

3. «Змейка» или «Закончи слово». Дети встают в две разные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

4. Этюд «Факиры». Дети изображают факиров. Они садятся на пол, скрестив по-турецки ноги, спина и шея расслаблены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Факиры отдыхают.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 7.

Цель: развитие  способности к переключению внимания.

Задания.

  1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Цветок под солнцем». Дети представляют себя в образе растения, которое утром с солнышком встает и раскрывается, а затем на ночь закрывается (мышцы ног и рук расслабленны, голова опущена, и садятся на пол в удобную позу).
  2. «Не пропусти растения и животных». Детям ведущий называет слова. Дети хлопают в ладоши при произнесении слова, обозначающего животное, и встают при произнесении слова, обозначающего какое-либо растение.
  3. «Кто больше увидит и запомнит?» Пока ведущий считает до 30, нужно найти в комнате и запомнить все предметы в названии, которых два слога. При произнесении ведущим последнего числа «тридцать» все дети закрывают глаза. Один ребенок (названный ведущим) перечисляет все, что запомнил, затем остальные дети дополняют его.
  4. Дыхательная гимнастика. Дети глубоко вздохнули и подняли руки вверх, затем опустили руки – выдох.

  1. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 8.

Цель: развитие  концентрации внимания и его устойчивости.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Кораблик»

Педагог: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу». Руки сцепите за спиной: «Стало палубу качать, ногу к палубе прижать, крепче ногу прижимаешь, а другую расслабляешь».

2. Детям умеющим читать предлагается бланк с напечатанными буквами в случайном порядке (5 строчек). Дети просматривают внимательно каждую строку и пытаются обнаружить среди случайных букв слова. Они должны отыскать эти слова.

3. Упражнение «Пантомима». Попросите детей изобразить жестами, мимикой, звуками какой- либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание)

4. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 9.

Цель: развитие  способности к переключению внимания, расширение кругозора.

Задания.

  1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Встреча взглядами». Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача - встретиться взглядами с кем-то. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.
  2. «Не пропусти профессию». Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается, название профессии, дети должны подпрыгивать на месте.
  3. «Назови соседей», вариант с числами. Играющие, находятся в круге. Ведущий бросает мяч ребенку, называя числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т.е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного. Если поймавший мяч ребенок дважды ошибается в названии «Соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за игрой со стороны.
  4. Дыхательная гимнастика. Дети глубоко вздохнули и подняли руки вверх, затем опустили руки – выдох.

  1. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 10.

Цель: развитие  устойчивости и объема внимания, развитие наблюдательности.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Насос и мяч».

Играют двое. Один большой надувной мяч, другой надувает этот мяч насосом. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос» начинает надувать «мяч», сопровождая движение рук звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» надувается все больше и больше. Услышав первый звук «с», мяч вдыхает первую порцию воздуха, после второго - выпрямляется, после третьего поднимает голову, затем надув щеки и даже руки отводит от туловища. «Мяч» надут, друг выдергивает из мяча шланг «насоса». Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «Ш.». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.

2. «Найди букву а». Детям дается небольшой текст из газеты и предлагается просматривать каждую строчку, зачеркнуть букву «А». Фиксируется время и количество ошибок. Результаты отмечаются на графике. Детей знакомят с результатами.

3. «Точки и квадраты». В 8-ми квадратах расставлены точки. Ребят посмотреть на первый (остальные 7 закрываются) и постараться также расставить эти точки в пустом квадрате (заранее детям раздаются пустые квадраты). Время показа 1 карточки 1-2 секунды, на воспроизведение детям отводиться не более 15 сек.

4. «На берегу моря». Дети играют на берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за камешками, то бросают их в воду, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Подбрасывают и ловят камушки, плещутся в воде. Вдоволь наигравшись и накупавшись, они ложатся на теплый песок. Закрывают глаза от яркого солнца и отдыхают.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 11.

Цель: развитие  распределения  внимания и внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Кукушонок»

Во время этюда дети наклоняют корпус вперед - вниз без всякого напряжения, как бы бросая его, а затем выпрямляя корпус. При этом кукушонок кукует:

Кукушка кукушонку

Купила капюшон

Кукушкин кукушонок

В капюшоне смешон.

2. «Кто внимательнее?» Детям предлагается подсчитать от 10 до 1 (обратный счет), но при этом одновременно выполнять вслед за ведущим простые физические упражнения (наклоны, приседания, повороты).

3. «Тропинка». Дети берутся за руки, образуя круг, по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону, пока ведущий не произносит слово-задание. Если ведущий говорит «тропинка», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна» - дети направляются к центру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «кочки», дети приседают, положив руки на голову. Задание ведущим чередуется.

4. . Этюд «Факиры». Дети изображают факиров. Они садятся на пол, скрестив по-турецки ноги, спина и шея расслаблены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Факиры отдыхают.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 12.

Цель: развитие  способности к переключению внимания и развитие фонематического слуха, внимания, мышления.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Надувная кукла».

Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности. Ведущий играет роль «насоса»: он делает движение руками, имитирующие работу с насосом. Участник сначала сидит расслабленно в кресле, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают раздуваться. Участник распрямляется, поднимает голову, напрягает руки и, в конце концов, встает в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий выдергивает «затычку» у куклы, и игрок с шипением (Ш, Ш, Ш) расслабляется и постепенно опускается на корточки. Игра может повториться 2-3 раза.

2. «Рыба, птица, зверь…». Дети сидят в круге. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до3-х) назвать, в данном случае животное. Причем названия не должны повторяться.

3. «Хор». В игре принимают участие 2-3 ребенка, остальные следят за игрой. Одного из играющих, на некоторое время просят выйти за дверь, остальные получают карточки со словами из одного предложения, которые должны произнести по сигналу ведущего одновременно - каждый свое слово. Задача «отгадчика» понять и произнести предложение целиком. Игра проводиться несколько раз, так чтобы в ней приняли участие все дети.

Варианты предложений:

Шел по улице отряд.

Стала жаба важно квакать.

Муха денежку нашла.

Пошла коза за орехами.

Летела сорока высока.

4.Дыхательная гимнастика. Дети глубоко вздохнули и подняли руки вверх, затем опустили руки – выдох.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 13.

Цель: развитие  распределения внимания и расширение кругозора.

Задания.

  1. «Шестерка». Все игроки встают в круг. Каждый участник (начиная с ведущего) по очереди называет числа, натурального ряда: 1,2,3…Запрещается называть числа, заканчивающиеся на 6 и кратные 6 (например: 6,12,16, и т.д.) Если игроку досталось такое число, он должен молча подпрыгнуть и хлопнуть в ладоши. Кто ошибся, выбывает из игры.
  2. «Найди пропущенные цифры». Детям показывается таблица, на котором в случайном порядке нанесены цифры от 1 до 35 из них пропущено 10. Попросите детей найти и назвать пропущенные цифры. Детям дается время 3 мин.

3. «Послушай, что за окном». «Послушай, что за окном». Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, что происходит за окном, дверью. Каждый ребенок должен рассказать, что он слышал.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 14.

Цель: развитие  концентрации внимания и наблюдательности.

Задания.

1. «Смотри на руки». Упражнение на успокоение и организацию. Дети стоят друг за другом, первый командир. Во время спокойной ходьбы по кругу, командир показывает различные движения рук, остальные повторяют эти движения. Затем выбирается новый командир.

2. «Найди различия». Необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10 отличий. Детей просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

  1. «Много-один». Дети сидят в круге. Ведущий бросает мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок возвращает мяч в единственном.

4. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 15.

Цель: развитие  способности к переключению внимания, наблюдательности, мышления.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Кораблик»

Педагог: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу». Руки сцепите за спиной: «Стало палубу качать, ногу к палубе прижать, крепче ногу прижимаешь, а другую расслабляешь».

2. «Назови соседей вариант с буквами алфавита». Ведущий бросает мяч одному из детей, называя любую букву алфавита. Поймавший мяч должен назвать «соседей» указанной буквы, т.е. предыдущую букву и последующую. После этого ребенок возвращает мяч ведущему.

3. «Найди себе пару». Дети получают карточки со словами.

На           Сос

КА         Мыш

ГО         РА

ЖИ         Вот

ПАР        Та

ВО        Да

Задание детям: найти пару и встать рядом так, чтобы получилось слово.

4.  Упражнение «Пантомима». Попросите детей изобразить жестами, мимикой, звуками какой- либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание)

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 16.

Цель: развитие  наблюдательности и основных свойств мышления.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Шалтай Болтай».

Ребенок проговаривает стихотворение С. Маршака «Шалтай Болтай».

Шалтай Болтай

Сидел на стене,

Шалтай Болтай

Свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

2. «Четвертый лишний». Ведущий бросает мяч ребенку и называет 4 предмета, 3 из которых, относятся к одному общему понятию. Ребенок должен определить лишний предмет, т.е. не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч ведущему. Варианты слов:

  • стол, стул, кровать, чайник.
  • лошадь, кошка, собака, щука.
  • огурец, заяц, репа, морковь.
  • огурец, арбуз, мяч, яблоко.
  • волк, лиса, медведь, кошка.

3.  «Корректурные пробы». Предлагаются бланки с изображением девочек, расположенных по 10 в каждом ряду (5-12).

Варианты заданий:

  • подчеркни (сосчитай) веселых (грустных) девочек;
  • подчеркни веселых (грустных) девочек с белыми (черными) волосами.
  • подчеркни веселых (грустных) девочек с белыми (черными) волосами, без челки (с челкой).

Задание усложняется постепенно. Детям отводиться время и подсчитываются ошибки.

4. «На берегу моря». Дети играют на берегу моря. Они то останавливаются, нагибаясь за камешками, то бросают их в воду, то входят в воду и брызгаются, зачерпывая воду руками. Подбрасывают и ловят камушки, плещутся в воде. Вдоволь наигравшись и накупавшись, они ложатся на теплый песок. Закрывают глаза от яркого солнца и отдыхают.

5.Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 17.

Цель: развитие  концентрации внимания и способности контролировать свои действия.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Кораблик»

Педагог: «Представьте себе, что мы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги по шире и прижмите их к полу». Руки сцепите за спиной: «Стало палубу качать, ногу к палубе прижать, крепче ногу прижимаешь, а другую расслабляешь».

2. «Найди различия». Необходимо подготовить 2 пары картинок, содержащих по 10 отличий. Детей просят сравнить картинки в предложенной паре и назвать все их различия.

3. «Будь внимателен». Детям дается небольшой текст из газеты или журнала. Инструкция: В каждой строке зачеркни букву «А», а букву «Б» подчеркни. Дается время 1 мин. Дети считают ошибки и правильные варианты. Результаты обсуждаются в группе.

4. Этюд «Факиры». Дети изображают факиров. Они садятся на пол, скрестив по-турецки ноги, спина и шея расслаблены, голова опущена (борода касается груди), глаза закрыты. Факиры отдыхают.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 18.

Цель: определить уровень развития свойств внимания, определить степень волевых усилий, наличие саморегуляции и самоконтроля.

Задания.

  1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Встреча взглядами». Все участники стоят в кругу, опустив головы вниз. По команде ведущего они одновременно поднимают головы. Их задача - встретиться взглядами с кем-то. Та пара игроков, которой это удалось, покидает круг.
  2. «Лабиринт». На острове в лабиринте спрятан клад. Но чтобы до него добраться, надо пройти лабиринт, не запутавшись в нем. Тому, кто прошел, все лабиринты и смог выйти из них, присваивается звание: «Искатель кладов». Обсуждение задания. Что было легко, какие трудности возникли.

3.  «Змейка» или «Закончи слово». Дети встают в две разные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив второго члена противоположной шеренги, и так далее до конца.

4. «Послушай, что за окном». «Послушай, что за окном». Ведущий, предлагает детям послушать и запомнить, что происходит за окном, дверью. Каждый ребенок должен рассказать, что он слышал.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 19.

Цель: определить уровень развития свойств внимания.

Задания.

  1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Цветок под солнцем». Дети представляют себя в образе растения, которое утром с солнышком встает и раскрывается, а затем на ночь закрывается (мышцы ног и рук расслабленны, голова опущена, и садятся на пол в удобную позу).
  2. Детям предлагается игра: Внимательно осмотрите комнату и найдите предметы, в которых есть круг, окружность. Игра проводиться в форме соревнования: «Кто больше назовет таких предметов».
  3. «Кто кем будет?» Дети сидят в круге. Ведущий обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос: «Кем будет (или чем будет)… Яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, щенок, ученик, доска и т.д.»
  4. «Расставь посты». Игра способствует успокоению и организации поведения.

Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда он подает сигнал (хлопнет в ладоши) идущий последним ребенок должен немедленно остановиться и стоять на посту, не двигаясь, а остальные продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.д.) Затем назначается новый командир.

  1. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 20.

Цель: определить уровень развития свойств внимания.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Надувная кукла».

Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности. Ведущий играет роль «насоса»: он делает движение руками, имитирующие работу с насосом. Участник сначала сидит расслабленно в кресле, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают раздуваться. Участник распрямляется, поднимает голову, напрягает руки и, в конце концов, встает в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий выдергивает «затычку» у куклы, и игрок с шипением (Ш, Ш, Ш) расслабляется и постепенно опускается на корточки. Игра может повториться 2-3 раза.

  1. «Цветок, дерево, фрукт…». Дети сидят в круге. Ведущий указывает по очереди на каждого игрока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт…». Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до3-х) назвать, в данном случае фрукт. Причем названия не должны повторяться.
  1. «Внимательные руки». Ведущий читает ряд слов, в которых есть звуки «И, Й» или без них.

Дети внимательно слушают и, если в слове есть звук «И», поднимают правую руку, если звук «Й», то левую; если нет ни той, ни другой, то руки остаются на коленях.

  1. Дыхательная гимнастика. Дети глубоко вздохнули и подняли руки вверх, затем опустили руки – выдох.

  1. Итоги занятия (настроение в цвете).

Поддерживающая часть (для родителей)

Занятие 1

Цель: развитие способности к переключению внимания.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Надувная кукла».

Это упражнение направлено на преодоление скованности и напряженности. Ведущий играет роль «насоса»: он делает движение руками, имитирующие работу с насосом. Участник сначала сидит расслабленно в кресле, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают раздуваться. Участник распрямляется, поднимает голову, напрягает руки и, в конце концов, встает в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий выдергивает «затычку» у куклы, и игрок с шипением (Ш, Ш, Ш) расслабляется и постепенно опускается на корточки. Игра может повториться 2-3 раза.

2. Называйте ребенку различные слова: стол, стул, кровать и т.д. Он должен по договоренности, отреагировать на определенные слова. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретиться слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, повторите задание снова.

3. Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят его нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа будет завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как произноситься инструкция только один раз: «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом 3, 7,9 треугольники». Если ребенок спрашивает, что делать дальше,- ответить, что пусть он делает так, как понял. Если ребенок справился с первым заданием, можно предложить, выполнение заданий, придумывая и постепенно усложняя условия.

4.Дыхательная гимнастика. Ребенок глубоко вздохнул и поднял руки вверх, затем опустил руки – выдох.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 2

Цель: развитие концентрации внимания и его устойчивости.

Задания.

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Шалтай Болтай».

Ребенок проговаривает стихотворение С. Маршака «Шалтай Болтай».

Шалтай Болтай

Сидел на стене,

Шалтай Болтай

Свалился во сне.

Ребенок поворачивает туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз.

2. На бланке в случайном порядке напечатаны буквы. Ребенок внимательно просматривает каждую строку и пытается обнаружить среди случайных букв слова. Он должен отыскать эти слова и подчеркнуть их. Показатель успешности - число найденных правильных слов и скорость выполнения задания. Для дальнейшей тренировки внимания приготовьте самостоятельно аналогичный стимульный материал. Придумайте слова смешные, детям это всегда нравиться.

3.  . «Послушай, что за окном». Ведущий предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за окном, дверью.  Ребенок должен рассказать, что он слышал.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 3.

Цель: развитие устойчивости внимания.

Задания. 

  1. Для развития устойчивости внимания дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например «А»). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты на графике проанализируйте, как изменяется результативность. Если вы делали все правильно, то должно быть улучшение результатов – ознакомьте ребенка с ними, порадуйтесь вместе с ним.

2. «Четыре стихии». Ведущий объясняет правила игры: если он скажет слово «земля», ребенок должен опустить руки вниз, если слово «вода», вытянуть руки вперед, слово «воздух» - поднять руки вверх, слово «огонь»- произвести вращение в локтевых суставах. Игра повторяется дважды.

3. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 4.

Цель: развитие распределения и переключения внимания.

Задания. 

1. Упражнение «Пантомима». Попросите ребенка изобразить жестами, мимикой, звуками какой- либо предмет (поезд, машину, чайник, самолет) или какое-нибудь действие (умывание, расчесывание, рисование, плавание)

2. Ребенку дается текст из газеты или журнала. Инструкция: «В каждой строке зачеркни букву «А», а букву «Б» подчеркни. Фиксируйте время и ошибки.

3. Ребенку предлагается считать от 20 до 10 (обратный счет), но при этом одновременно выполнять вслед за вами простые физические упражнения (наклоны, приседания, повороты). Усложнять это задание можно за счет постепенного убыстрения обратного счета, так и за счет повышения трудности физических упражнений.

4. «Послушай, что за окном». «Послушай, что за окном». Ведущий, предлагает ребенку послушать и запомнить, что происходит за окном, дверью. Ребенок должен рассказать, что он слышал.

5. Итоги занятия (настроение в цвете).

Занятие 5.

Цель: развитие распределения и объема  внимания.

Задания. 

1. Упражнение на мышечную релаксацию: «Насос и мяч».

Играют двое. Один большой надувной мяч, другой надувает этот мяч насосом. «Мяч» стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки и шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). «Насос» начинает надувать «мяч», сопровождая движение рук звуком «с». С каждой подачей воздуха «мяч» надувается все больше и больше. Услышав первый звук «с», мяч вдыхает первую порцию воздуха, после второго - выпрямляется, после третьего поднимает голову, затем надув щеки и даже руки отводит от туловища. «Мяч» надут, друг выдергивает из мяча шланг «насоса». Из «мяча» с силой выходит воздух со звуком «Ш.». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются местами.

  1. Сделайте таблицу с 25 клетками, на которой в случайном порядке нанесены цифры от 1 до 35, из них пропущено 10. Попросите ребенка найти и показать все цифры подряд, а пропущенные цифры записать. Зафиксируйте время, которое потребовалось ребенку для выполнения всего задания. Далее по сходной таблице, продолжайте тренировку. Оцените, насколько улучшился показатель распределения у ребенка.

3.  «Точки и квадраты». В 8-ми квадратах расставлены точки. Ребенка просят посмотреть на первый (остальные 7 закрываются) и постараться также расставить эти точки в пустом квадрате (заранее ему раздаются пустые квадраты). Время показа 1 карточки 1-2 секунды, на воспроизведение ребенку отводиться не более 15 сек.

*

*

*

4. Дыхательная гимнастика. Ребенок глубоко вздохнул и поднял руки вверх, затем опустил руки – выдох.

5. Итоги занятия (настроение в цвете)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа " развитие внимания младшего школьника"

Занятие 1. “Давайте познакомимся”Цель занятия:создание атмосферы психологического комфорта в группе, снятие напряженности, знакомство ведущего с детьми. Вступление. Научить ритуалу приветствияв...

Обобщение опыта работы по теме «Особенности внимание учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Методы и приёмы развития внимания учащихся с нарушением интеллекта».

В данной статье рассказывается об особенностях внимания детей с нарушением интеллекта, приёмах развития произвольного внимания....

Развитие внимания у детей с задержкой психического развития.

Данный материал предназначен для родителей детей дошкольного возраста с ЗПР....

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с задержкой психического развития. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

Все коррекционные упражнения, направленные на развитие внимания учащихся среднего звена, составляют совокупную систему, охватывающую разделы языкознания: лексику, грамматику, фонетику,  словообра...

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие внимания, памяти, мышления

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа на развитие внимания, памяти, мышления...

Особенности развития внимания учащихся среднего школьного звена с ЗПР. Использование коррекционно-развивающих упражнений, направленных на развитие внимания на уроках английского языка.

От организации учебного процесса опирающегося на возрастные и психические особенности детей зависит успех освоения детьми иностранного языка.     Актуальность проблемы развития внимани...

Особенности развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. Практикум по развитию внимания на уроках в специальной (коррекционной) школе

Статья посвящена особенностям развития внимания детей с ограниченными возможностями здоровья. В ней представлены практические упражнения на развитие всех свойств внимания, которые можно использовать н...