Программа по профилактике употребления ПАВ "Множество решений"
рабочая программа по психологии на тему

Халитова Джамиля Чолпонбаевна

 

Отличительной особенностью программы является предложение использовать художественное творчество в качестве эффективного средства предупреждения наркомании.

Цель: изменение поведения путем формирования навыков, развивающих у подростков стойкость и способность противостоять проблемам, которые могут привести к злоупотреблению психоактивными веществами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_profilaktike_pav.rar27.87 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

МНОЖЕСТВО РЕШЕНИЙ

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ГУБКИНСКИЙ

Автор-составитель:

Д.Ч. Халитова,

педагог-психолог

Г.Н.Солодилова

педагог-психолог

Губкинский, 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность проблемы профилактики употребления психоактивных веществ определяется неуклонным ухудшением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является рост числа наркозависимых и злоупотребляющих  алкоголем, прежде всего среди детей и подростков. Исследователи отмечают, что повышение интереса к ПАВ напрямую связано с изменениями, происходящими в обществе. Чем глобальнее изменения в обычном ритме жизни, устоях, традициях, тем больше вероятность того, что часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Происходит неуклонное «омоложение» наркомании.

Направленность данной программы заключается в том, чтобы в детско-подростковой среде сделать акцент на формирование личностного иммунитета к соблазну употребления ПАВ, предупредить возникновение желания к их употреблению.

Отличительной особенностью программы является предложение использовать художественное творчество в качестве эффективного средства предупреждения наркомании.

Цель:изменение поведения путем формирования навыков, развивающих уподростков стойкость и способность противостоять проблемам, которые могут привести к злоупотреблению психоактивными веществами.

Задачи:

  1. Привлечение подростков к участию в программе.
  2. Организация с детьми занятий на основе художественного творчества согласно тематическому плану.
  3. Создание условий, позволяющих молодым людям проявлять инициативу и вести своими силами пропаганду, направленную на снижение уровня употребления ПАВ.
  4. Формирование установок на здоровый образ жизни и личностное саморазвитие.

Программа предназначена для детей от 10 до 16 лет и рассчитана на 1 учебный год (включает 36 занятий).Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Форма проведения:занятия с элементами тренинга в сочетании с различными видами художественного творчества (танцы, поэзия, музыка, кукольные представления, декламация, театр, изобразительное искусство и т.д.).

Ожидаемые результаты:        

  1. Развитие личностных ресурсов, социальной компетентности молодых людей.
  2. Возникновение нового добровольческого объединения школьников, направленного на профилактику зависимого поведения.
  3. Привлечение широких слоёв молодежи и взрослых к работе по профилактике ПАВ и адаптации детей в школе.

Оценка результатов

Критерии эффективности реализации проекта:

  1. Популярность деятельности группы по первичной профилактике в учебном заведении.
  2. Увеличение числа волонтеров, желающих заниматься профилактической работой.
  3. Популярность группы среди учащихся и педагогов школы.
  4. Данные исследовательской работы волонтеров (анкетирование, отзывы, наблюдения и т.д.)

Механизм оценки результатов:

На входе и выходе работы с участниками профилактической работы проводится анкетирование, опросы, сбор отзывов и предложений.

Форма подведения итогов реализации программы: Фестиваль творческих идей, приуроченный к 1 июня –  Дню защиты детей.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Кол-во часов

1

Вводное занятие

Знакомство. Создание мотивации на участие в программе. Адаптация к рабочей атмосферы в группе. Формирование навыков эффективного общения в группе. Осознание необходимости регулировать работу в группе. Установление правил работы в группе. Обозначение целей и задач программы.

1

2

«Творческая мастерская»

Тренинговая работа: Структурирование свободного времени. Различные варианты и способы организации досуга, альтернативного наркотизации. Проблема выбора хобби, увлечения, выхода таланта, признания.

Практическая часть: Организация творческих подгрупп среди участников программы (дети делятся по наиболее привлекательным для них видам художественного творчества: одни поют, другие танцуют, третьи пишут стихи и т.д.). Организация работы в микрогруппах по созданию творческой работы. Подведение итогов работы в виде выставки рисунков, фотографий, публикации стихов, демонстрации танцевальных и музыкальных номеров.

5

3

«Красота спасет мир!»

Тренинговая работа: Обсуждение понятия «красота». Связь с душевной красотой. Влияние на человека. Значение понятия для каждого члена группы. Способы выражения красоты в творчестве.

Практическая часть: Организация мероприятия «Подарок своими руками». Обсуждение предложений, для кого можно изготовить подарки (для родителей, друзей, воспитанников центра «Елена», пожилых людей, людей с ОВЗ и т.д.). Изготовление подарков. Вручение. Организация чаепития.

3

4

«Курить или не курить? Вот в чем вопрос!»

Тренинговая работа: Обсуждение проблемы тобакокурения среди подростков. Формирование навыков оценки проблемной ситуации и принятия решения. Способы решения простых и сложных жизненных проблем.

Практическая часть: Совместная разработка инсценировки (шарады) для младших школьников по обсуждаемой теме. Распределение ролей по подготовке, организации и исполнении сценки среди участников проекта. Подготовка необходимого оборудования, реквизита. Организация репетиций, разучивание ролей. Демонстрация подготовленной инсценировки для учащихся школы.

4

5

«Скажи мне, кто твой друг…»

Тренинговая работа: Осознание собственной потребности и способности к дружескому общению. Умение создавать, сохранять и разрывать дружеские отношения. Умение отличать дружбу от давления окружающей среды. Сопереживание. Социальная помощь и поддержка. Решение проблем в общении. Формирование навыков заботы о себе и защиты своего Я. Способы противостояния прямому давлению сверстников, побуждающих подростка употреблять ПАВ. Умение говорить НЕТ. Формирование многогранной, творческой здоровой личности, способной, сохраняя индивидуальность, оставаться «душой компании».

Практическая часть: Разработка сценария кукольного представления для детей дошкольного возраста на тему «Дружба». Организация процесса по подготовке мероприятия. Посещение детских садов города с демонстрацией кукольного театра.

5

6

«Быть здоровым – это модно!»

Тренинговая работа: Обсуждение проблемы давления, которое оказывают СМИ, рекламирующие табак, алкогольные напитки, наркотики. Методы, используемые для рекламы табака и спиртных напитков. Способы противостояния влияния СМИ. Умение сформировать собственную позицию по отношению к ПАВ, ориентированную на здоровье.

Практическая часть: Организация конкурса рекламы о ЗОЖ среди участников группы. Групповые и индивидуальные проекты рекламы. Обсуждение полученных продуктов деятельности. Распространение рекламы по школе, городу.

5

7

«Я выбираю свободу!»

Тренинговая работа: Развитие личности и личностный рост. Отношение к себе, своим возможностям и недостаткам, самооценка. Ценность личности.

Обсуждение проблемы употребления ПАВ среди молодежи. Осознание причин происходящего.

Практическая часть: Совместная разработка сценария театрализованного представления для старшеклассников на тему «Быть здоровым - это модно!» Распределение ролей по подготовке, организации и исполнении представления среди участников проекта. Подготовка необходимого оборудования, костюмов, музыкального сопровождения, реквизита. Организация репетиций, разучивание ролей, песен. Демонстрация подготовленной театральной постановки для учащихся школы и их родителей.

6

8

«Фестиваль творческих идей»

Подведение итогов работы группы. Тренинговая работа: Обсуждение мнений относительно того, что каждому из участников дала творческая деятельность. Выражение отношения к употреблению ПАВ после пройденной программы. Планы на будущее. Пожелания и рекомендации по организации подобных проектов.

Практическая часть: Организация концерта (например,  приуроченного к Дню защиты детей). Подготовка творческих номеров. Демонстрация мероприятия жителям микрорайона (города).

7

Тренинговое занятие по теме «Творческая мастерская»

Организация времени и досуга

Содержание.

Структурирование свободного времени. Различные варианты и способы организации досуга, альтернативного наркотизации. Проблема выбора хобби, увлечения, раскрытие таланта, призвания.

Начало работы.

Информирование о необходимости структурирования своего времени для возможности самореализации и предотвращения риска употребления психоактивных веществ.

Упражнение «Время».

Участникам предлагается оценить, сколько прошло времени от команды «Старт!» до команды «Стоп!», которые дает ведущий. Промежуток времени заранее не сообщается участникам иможет составлять 1–2 минуты. (5 мин)

Работа по теме занятия.

Упражнение «Мое настоящее».

Участникам предлагается нарисовать на листе бумаги круг (аналог суток) и отметить в нем сектора, отражающие затраты времени на то или иное дело в течение обычного «среднего» дня(сон, учеба, общение с друзьями, бытовые обязанности, общение с родителями, одиночество ит.д.). (25 мин)

Обсуждение упражнения.

Разговор о том, что существуют различные «поглотители времени», которым мы сами позволяем наше время «съедать» (например, бесконечные разговоры по телефону), а также обсуждениеспособов структурирования времени. Индивидуальная оценка достигнутого подростком прогресса с целью позитивного подкрепления. (10 мин)

Домашнее задание.

Участникам предлагается проанализировать свой распорядок дня, выделить ту деятельность, которую можно было бы выполнять быстрее, чтобы заполнить освободившееся время темиувлечениями (хобби), на которые времени «всегда не хватает». Составить новый распорядок дня.(5 мин)

Тренинговое занятие по теме «Скажи мне, кто твой друг…»

Содержание.

Осознание собственной потребности и способности к дружескому общению. Умение создавать, сохранять и разрывать дружеские отношения. Умение отличать дружбу от давления социальной среды. Сопереживание. Социальная помощь и поддержка. Решение проблем в общении.

Начало работы.

Информирование о том, что такое дружба, о необходимости создания и сохранения дружеских отношений. Отличие дружбы от давления социальной среды.

Упражнение «Слепец-поводырь».

Группа разбивается на пары. «Поводырь» ведет участника, у которого завязаны глаза, на другую сторону помещения. «Слепец» должен преодолевать препятствия с помощью устных указаний«поводыря». (5 мин)

Работа по теме занятия.

Упражнение «Ищу друга».

Участникам группы предлагается представить, что они переехали в город, в котором у них нет ниодного знакомого. В городе есть «Стена объявлений», на которой все желающие могут оставитькакую-либо информацию. Необходимо составить текст и придумать оформление объявления,начинающегося словами «Ищу друга». Организуется индивидуальная работа, участники должныработать самостоятельно, не видя объявлений друг друга. Готовые объявления развешиваютсяпо стенам так, чтобы с ними могли ознакомиться все желающие. Каждый из участников упражнения получает право «трех голосов»: он может карандашом поставить крестики на трех объявлениях, на которые он бы откликнулся. (25 мин)

Обсуждение упражнения.

Обсуждение того, какие объявления оказались популярными, а какие нет и почему. Поддержка в виде конструктивной обратной связи, направленная на повышение стремления к самосовершенствованию. Поощрение продуктивной и самостоятельной работы участников. Индивидуальная оценка достигнутого каждым подростком прогресса.(10 мин)

Домашнее задание.

Участникам группы предлагается написать письмо человеку, которому сейчас одиноко.(5 мин)

Тренинговое занятие по теме «Быть здоровым – это модно!»

Содержание.

Давление, которое оказывают СМИ, рекламирующие табак, спиртные напитки и прием наркотиков. Методы, используемые в рекламе табака и спиртных напитков. Способы противостояния влиянию СМИ. Умение сформировать собственную позицию по отношению к ПАВ,ориентированную на здоровье.

Начало работы.

Информирование о необходимости понимания того, что СМИ могут оказывать давление на людей, и о способах противостояния такому давлению.

Упражнение «Кукольник и марионетка».

Участники разбиваются на пары. Первый становится кукольником, второй — марионеткой. Кукольник берется за воображаемые ниточки и начинает управлять куклой. Начать лучше с простых движений, например, кукольник поднимает с помощью воображаемой нити правую рукумарионетки до уровня плеча, а затем отпускает нить. В дальнейшем движения марионетки ограничены только физическими и изобретательными способностями кукольника. После завершения работы партнеры меняются ролями. (5 мин)

Работа по теме занятия.

Упражнение «Антиреклама».

Участникам предлагается различными способами (рисунок, коллаж, сценка, танец, песня, заметка в журнал в виде стихов, эссе и т.д.) создать «антирекламу» употребления ПАВ. (25 мин)

Обсуждение упражнения.

Поддержка в виде конструктивной обратной связи, направленная на повышение стремления к творческой самореализации. Индивидуальная оценка достигнутого подростком прогресса сцелью позитивного подкрепления. (10 мин)

Домашнее задание.

Участникам предлагается отследить и записать варианты прямой или скрытой рекламы ПАВ в средствах массовой информации. (5 мин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная социально-психологическая программа по профилактике употребления ПАВ "Твой выбор"

   Основные задачи программы:- предоставить учащимся объективную информацию о влиянии ПАВ на организм человека;- сориентировать учащихся на выбор правильного жизненного пути, на здоро...

Программа по профилактике употребления алкоголя, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни

Программа по профилактике употребления алкоголя, табакокурения и пропаганде здорового образа жизни рассчитана на детей коррекционной школы с учебно - тематическим планом и удобным приложением....

Программа по профилактике употребления наркотиков и ПАВ "В гостях у сказки"

Новизна программы заключается в разработке системы профилактики, поиска новых эффективных методов и форм работы способствующих сохранению личностного и социального здоровья подрастающего поколения....

методическая разработка к программе по профилактике употребления наркотиков и ПАВ "В гостях у сказки"

Полный курс тренинговых занятий,   методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н.Орел)...

Образовательный проект по теме:«Разработка программы по профилактике употребления наркотиков среди подростков»

Реализация проекта не требует финансовых затрат. Успешность его   зависит от тесного взаимодействия всех участников программы, целеустремлённости каждого участника: «ребёнка-родителя-педагог...

ПРОГРАММА по профилактике употребления психоактивных веществ в студенческой среде

ПРОГРАММА по профилактике употребления психоактивных веществ в  государственном  бюджетном  образовательном  учреждении среднего профессионального образования «Октябрьский нефтяной...

Программа по профилактике употребления ПАВ

Программа  по  профилактике  употребления  психоактивных  веществ  в  студенческой  среде  "Я выбираю жизнь!" в ГБПОУ СПО ОНК...