Использование психологических игр во внеурочной деятельности педагога
методическая разработка по психологии по теме

методические рекомендации и психологические игры для подростков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m_r_psikhigra.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»

Методическая разработка

«Психологические игры и упражнения во внеурочной деятельности воспитанниц»

воспитателя 6-х классов

                                       Чихаевой Т.Г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора Пансиона воспитанниц МО РФ

по воспитательной работе

________________ Н.А.Макшакова

МОСКВА 2012 г.

Дата____________Подпись______________

                                                    Содержание:

  1. Введение.
  2.  Актуальность психологической игры для подростков.
  3. Обзор теорий игры:

а) теория игры К. Гросса;

б) теория Г. Спенсера;

в) мотивы игры по К. Бюлеру;

г) идеи З.Фрейда и Сухомлинского;

д) теория интерактивных игр К. Фопеля;

4. Важнейшие функции психологической игры.

5. Игры наших воспитанниц:        

6. Правила психологической игры для ведущего и участников.

7. Заключение. Важность использования в работе педагогов психологических игр.

     8. Приложение.

     9. Список используемой литературы.

          1.Введение.

В песенке из кинофильма о Дениске Кораблеве поётся:

В игре детей всегда видны

Ошибки и просчёты.

Скажи, во что играешь ты,

И я отвечу, кто ты.

Действительно, только на первый взгляд игра кажется легким и беззаботным времяпровождением. А на самом деле она требует от игрока внимания и максимум усилий. Опора на игру – это важнейший путь включения детей в реальную жизнь,  в учебную и трудовую деятельность.  Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

        

          2. Актуальность психологической игры для подростков.

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методиках психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии подростка и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к реальной жизни.

Психологические игры, в свою очередь, - это способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия,  нормальных (без перегрузок) условий жизнедеятельности, правильных и бесконфликтных взаимоотношений.  Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность, принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом. Новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся как нечто привычное приобретения  по преимуществу входят в игру, а из игры трансформируются в жизнь.

Войдя в психологическую игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие знания и навыки   закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни. Ребенок, конечно, не для того играет, чтобы приобрести подготовку к жизни, но он, играя, приобретает подготовку к жизни, потому что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия или ситуации, которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычными. В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшим межличностным взаимоотношениям. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.

Различные формы серьезной деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Если обычные игры органически связаны со всей культурой народа, а свое содержание они черпают из труда и быта окружающих, то психологические игры способствуют проявлению личностных наклонностей. В любом случае

игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую в будущем предстоит выполнять. Но этого мало. Благодаря психологическим играм подростки должны научиться действовать сообща, создавать коллектив, проявлять собственное «я», не ущемляя ничьего достоинства.

В действительности, лишь в жизни можно готовиться к жизни. Играя, ребенок живет жизнью, исполненной непосредственности, действенности и эмоциональности, а не готовится лишь к тому, чтобы в дальнейшем жить. Но именно потому, что, играя, он живет, он в игре и получает первую, совершенно специфическую подготовку к жизни. В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности  закладываются и подготовляются в психологическом игровом действии, прокладывая путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения.

Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность,   как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.

     3.Обзор теорий игры.

Различные исследователи и мыслители нагромождают одну теорию игры на другую – К.Гросс, Ф.Шиллер, Г.Спенсер, К.Бюлер, З.Фрейд и другие. Каждая из них как будто отражает одно из проявлений многогранного, переливчатого явления игры, и ни одна, к сожалению, не охватывает подлинной ее сущности.

Особой известностью пользуется теория К.Гросса. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по Гроссу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых.

Основное достоинство этой теории, которое завоевало ей особую популярность, заключается в том, что она связывает игру с развитием и ищет смысл ее в той роли, которую она в развитии выполняет. Основным недостатком этой теории является то, что она указывает лишь "смысл" игры, а не ее источник, не вскрывает причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих играть. Объяснение игры, исходящее лишь из результата, к которому она приводит, превращаемого в цель, на которую она направлена, принимает у Гросса сугубо телеологический характер, телеология в ней устраняет причинность. Поскольку же Гросс пытается указать источники игры, он, объясняя игры человека так же, как игры животных, ошибочно сводит их целиком к биологическому фактору, к инстинкту. Раскрывая значение игры для развития, теория Гросса по существу своему антиисторична.

В теории игры, сформулированной Г.Спенсером, который в свою очередь развил мысль Ф.Шиллера, усматривается источник игры в избытке сил: избыточные силы, не израсходованные в жизни, в труде, находят себе выход в игре. Но наличие запаса неизрасходованных сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху. Трактовка игры как расходования или реализации накопившихся сил является формалистской, поскольку берет динамический аспект игры в отрыве от ее содержания. Именно поэтому подобная теория не в состоянии объяснить игры.

Стремясь раскрыть мотивы игры, К.Бюлер выдвинул теорию функционального удовольствия (т.е. удовольствия от самого действования, независимо от результата) как основного мотива игры. Опять-таки не подлежит сомнению, что здесь верно подмечены некоторые особенности игры: в ней важен не практический результат действия в смысле воздействия на предмет, а сама деятельность; игра не обязанность, а удовольствие.

Теория игры как деятельности, порождаемой удовольствием, является частным выражением гедонической теории деятельности, т.е. теории, которая считает, что деятельность человека регулируется принципом удовольствия или наслаждения, и страдает тем же общим недостатком, что и эта последняя. Мотивы человеческой деятельности так же многообразны, как и она сама; та или иная эмоциональная окраска является лишь отражением и производной стороной подлинной, реальной мотивации. Так же как динамическая теория Шиллера-Спенсера, и эта гедоническая теория упускает из виду реальное содержание действия, в котором заключен его подлинный мотив, отражающийся в той или иной эмоционально-аффективной окраске. Признавая определяющим для игры фактором функциональное удовольствие, или удовольствие от функционирования, эта теория видит в игре лишь функциональное отправление организма. Такое понимание игры, будучи принципиально неправильным, фактически неудовлетворительно, потому что оно могло бы быть применимо, во всяком случае, лишь к самым ранним "функциональным" играм и неизбежно исключает более высокие ее формы.

Фрейдистские теории игры видят в ней реализацию вытесненных из жизни желаний, поскольку в игре часто разыгрывается и переживается то, что не удается реализовать в жизни.

А советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Известный немецкий психолог, психотерапевт Клаус Фопель

предлагает использовать в работе с подростками интерактивные или психологические игры, созданные на основе синтеза элементов различных видов психотерапии: гештальттерапии, психодрамы, транзактного анализа, метода направленного воображения и осознания ценностей. Разрабатываемые К. Фопелем игры базируются на принципах партнерского взаимодействия и гуманистической психологии, проведение их невозможно без атмосферы взаимного доверия, раскрепощенности и открытости. Эти игры помогают детям и взрослым учиться общению и сотрудничеству в живом взаимодействии друг с другом. Использование игр К. Фопеля в обучении помогает подходить к человеку как к целостному существу, они задействуют интеллект и эмоции, тело и душу, сознание и бессознательное.Главное направление работ К. Фопеля — профилактическое, а не коррекционное. Он работает и предлагает своим читателям — психологам и педагогам — работать со всеми детьми, а не только с теми, которые уже входят в так называемую «группу риска» или в категорию «трудных».

    4. Важнейшие функции психологической игры.

          Важной особенностью психологической игры как формы жизни детей является  выполнение таких функции, как:

- коммуникативной: освоение диалектики общения;

- самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

- игротерапевтической: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

- диагностической: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

- развлекательной: развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес;

Таким образом, психологическая игра является той формой организации жизнедеятельности подростка, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность.

        

5. Игры наших воспитанниц

В «Пансионе воспитанниц Министерства Обороны», в котором мы работаем, живут и учатся дочери военнослужащих преимущественно из отдаленных гарнизонов. Конечно, девочки, живущие далеко от родителей и имеющие всего одно увольнение в месяц, скучают. К тому же они испытывают и большие учебные нагрузки, так как обучаются по усложненным программам и заняты в обширной системе дополнительного образования: поют, танцуют, занимаются спортом. Воспитанницам требуется и эмоциональная, и психологическая разгрузка. Как все дети они любят играть. И нам, воспитателям, на помощь приходят психологические игры – игры-разминки или энеджайзернные как их называют современные теоретики игры.  Они занимают немного времени (от 2 до 10 минут), но помогают создать дружелюбную обстановку или снять напряжение, дают возможность почувствовать себя частью коллектива,

Одна из наших любимых игр – «Если весело тебе, то делай так» . В неё мы играем и в спальном корпусе, и на прогулке, играем и с музыкой, и без. Движения повторяются за ведущим, а перед каждым движением проговаривается: «Если весело тебе, то делай так». Движения самые разнообразные, на что хватит фантазии ведущего: два хлопка над головой, три под правой коленкой; подпрыгнуть и присесть и т д .Важно, что ведущим может стать любой желающий, а желающих всегда предостаточно.

Или игра «Ниточка и иголочка» . Эта игра направлена на формирование сплоченности коллектива, умения согласовывать свои действия с действиями других, достигать группового успеха за счёт слаженных индивидуальных усилий. Вначале класс делится на 3 команды, в командах выбирается иголочка (мы стараемся, чтобы ими стали наименее активные девочки, тогда им удастся побыть в роли лидера и почувствовать собственную значимость). Затем к иголочкам прикрепляются ниточки. По команде начинается движение. Важно:

-не отцепиться друг от друга, иначе ниточка порвется;

-не пересекаться с другими иголочками, так как можно уколоться;

Эту игру можно усложнить, придумав различные препятствия.

          С удовольствием мы с девочками играем в игру «Паутинка». Все становятся в круг. В руках ведущего клубок (выбираем яркую пушистую шерсть – и в руках приятно держать, и распутывать легче). Намотав на палец кончик нити, ведущий с пожеланиями (вопросами, комплиментами, заданиями – в зависимости от цели сегодняшней игры) перекидывает другой участнице, которая в свою очередь, выполнив задание и намотав нить на палец, перекидывает следующему игроку. Когда все играющие оплетены, начинается самое интересное: обратный процесс. Снова перекидываем клубочек, но, уже распутывая «паутинку», главное: не запутать ещё больше и не забыть задание.

В учебном корпусе у нас очень красиво: по стенам развешены репродукции картин, и мы часто играем в «Самую наблюдательную». Эта игра создает условия для развития творческого отношения к окружающей жизни, помогает обрести свежесть взгляда на привычное, зафиксировать в памяти любопытные сюжеты, сделать мини-открытия. Эта игра без проигравших. Внимательно рассматриваем репродукцию на стене. Отходим. Делимся на 3 команды:

1команда задаёт вопросы по содержанию увиденного;

2 команда отвечает ;

3 команда – эксперты. Проверяют правильность, указывают на неточности, разрешают возникшие споры.

Кто не любит «Комплименты»? Как здорово, если утро начинается с добрых слов! Девочки встают по кругу. Первая говорит кому-то комплимент и передаёт (перебрасывает) мягкую игрушку-брелок. Тот говорит следующему и игра продолжается. Создаётся доброжелательная атмосфера,  воспитанницы получают положительный эмоциональный заряд.

Игра «Узнай по голосам»  показывает не только наблюдательность, но и умение слышать друг друга. В этой игре можно и самовыразиться, и самопроявиться. Размещение участников произвольное. Выбирается водящий, он поворачивается к остальным спиной. Ведущий указывает на одного игрока, который должен один раз четко произнести: «Я говорю». Водящий называет сказавшего. Затем ведущий указывает на двоих участников, и они говорят хором: «Мы говорим четыре слова», водящий, распознав голоса, называет сказавших. Затем нужно узнать троих, четверых. Наш рекорд: воспитанница, обладающая отличным музыкальным слухом, правильно назвала шестерых говоривших.

Задуматься над жизненными ценностями позволяет игра «Волшебный магазин». Кроме того , здесь можно поделиться своими радостями и огорчениями. Воспитанницы учатся понимать, что разные люди могут иметь разные жизненные ценности, разные человеческие качества, учатся понимать, что те или иные качества оказывают определенное влияние на формирование характера, личности. Сначала ведущий предлагает участникам подумать, какими личностными качествами они обладают. Затем предлагается представить волшебный магазин, где каждый является  продавцом. В обмен на свои качества (ум, лень, веселость, смелость, равнодушие), которых, как он считает, у него в избытке, или те, от которых он хотел бы избавиться, можно получить другие, нужные для себя. Покупатель сдает свои качества, продавец говорит, есть ли то, что требуется, сколько он мог бы дать взамен. Таким образом, все желающие могут побывать в любой роли. Самым главным в этой игре является этап обсуждения. По ходу дискуссии участники делятся своими переживаниями от игры, обсуждают, любое ли человеческое качество ценно.

Конечно, игр, в которые мы играем с нашими воспитанницами, гораздо больше, чем перечислено здесь. Мы учим девочек общаться, учим концентрировать внимание и развивать память, формируем коммуникативные навыки.

    6. Правила психологической игры для ведущего и участников.

Главное, в ходе игр, проводимых с детьми, помнить и выполнять следующие правила:

1.Давать чёткие инструкции к игре.

2.Не выступать в роли судьи.

3.Не навязывать свои идеи и выводы.

4.Поощрять участников отвечать на вопросы, общаясь друг с другом, а не через педагога. Обсуждение будет продуктивным при непосредственном общении, когда участники смотрят друг на друга, а не только на педагога.

5.Помогать участникам формулировать и выражать мысли и мнения.

6.Способствовать повышению авторитета каждого участника игры в глазах остальных, укреплять в каждом участнике чувство уверенности в себе и понимание своей значимости для работы всей группы.

7.Обращать внимание на процесс общения в группе и помнить, что язык жестов, мимики, телодвижения играют в процессе общения самую важную роль. Если принимать во внимание все возможные способы общения, то можно получить наиболее полное представление о коллективе.

8.Выбирая ту или иную игру, хорошо представлять себе, какие цели ставите перед собой и участниками.

9.Главное – оставаться самим собой. Только в этом случае все участники будут чувствовать себя раскованно и непринуждённо, и каждый привнесет в работу что-то особенное.

Если есть правила для педагогов-ведущих, то, конечно, нельзя не перечислить правила поведения участников в игре:

1.Добровольность участия при чётком определении своей позиции.

2.Правильных и неправильных ответов не существует. Правильный ответ тот, который на самом деле выражает твоё мнение.

3.Необходимо соблюдать анонимность и не превращать игру в обсуждение кого-то. Вне занятий не обсуждается то, что узнали друг о друге, и то, как мы себя ведем на них, все, что происходит на занятии, должно оставаться общей тайной.

4.Лучше промолчать, чем говорить не то, что думаешь, или просто врать.

     5.Если участник не просит, то не нужно давать оценку его выступлению.

7. Заключение. Важность использования в работе педагогов психологических игр.

 

      Все мы знаем, что игра – это важное звено в общении между детьми. Взрослые могут формировать коллектив подростков, предлагая для игры различные игры, и разрешая конфликты между ребятами. Педагоги могут влиять на настроение своих подопечных посредством правильно выбранной и грамотно проведённой игры. И какие бы важные цели мы не ставили, главным для нас остаётся психо-эмоциональное состояние каждого ребенка, и игра берет на себя важнейшую функцию – создание максимально возможных условий для развития личности. А психологическая игра делает мир наших детей интереснее, ярче, заполняет его творчеством и радостью открытий, помогает юному человеку лучше узнать себя и окружающих.

Приложение.

1.Упражение «Принцесса, дракон, самурай».

   Цель: взбодрить        и        развеселить        участников.
 
Размер        группы:        до        20        человек.
 
Время:        10-15        минут.
  Инструкция:

   Эта игра похожа на  игру “Камень-Ножницы-Бумага». Помните такую игру? Только эта игра командная. Разделить участников на 2 команды.  Участники команд  договариваются, какую фигуру они будут показывать. После того как договорятся, команды выстраиваются в две шеренги друг против друга и по  команде,  одновременно, показывают выбранные фигуры. Фигур у нас будет три: принцесса, самурай и дракон. Принцесса  побеждает Самурая,  Самурай    Дракона,        Дракон Принцессу.
Как        показывать        фигуры?
Самурай. Как будем его показывать? Обычный образ самурая это меч, он агрессивен и кричит “банзай”. Давайте попробуем показать самурая: у каждого в руке меч, шаг вперед, бьем мечом и кричим “банзай”! На счет        три-четыре!
Дракон. Как дракона покажем? Он больший и страшный, а еще у него изо рта пламя бьет. Давайте попробуем по моей команде показать дракона: шаг вперед, руки-когти и рычим - р-р-рррр.
Принцесса. "Ну, принцесса у нас будет «девочка-припевочка»: в руках подол, присела в полупоклоне и поет “ля-ля-ля”.
Разобрались с фигурами? Теперь у каждой команды есть 30 секунд, чтобы обсудить свой первый ход, т.е. то, какую фигуру вы будете показывать. Постарайтесь обсуждать так, чтобы вас не услышала другая команда.
Игра будет играться до трех побед.

   2.Упражнение «Ртуть на пальце».

   Цель: Активизация и концентрация внимания участников. Это      упражнение        разработано        Станиславским.
 
Размер        группы:        Любой.        Время:        5        минут.   Инструкция: Участники встают в        круг.
Сейчас мы проведем с вами разминку. Пофантазируйте. Представьте, что у вас в указательном пальце правой руки шарик воображаемой ртути. Мысленно перекатите ее, не торопясь, по суставам пальца, через ладонь к сгибу кисти, потом дальше, к локтевому сгибу и в плечо… Плавно поднимите руку… Мысленно перелейте ртуть в обратном направлении, осторожно опуская и выпрямляя руку, но так, чтобы ртуть “не вылилась”. Покатайте ртуть по телу… Верните ртуть в руку… На последнем разгибании пальца “вылейте” ртуть на пол. 

3. Упражнение «Встаньте, дети, встаньте в круг!»

Цель: улучшить коллективные взаимоотношения, поднять группу на более высокий уровень взаимопонимания.

       В эту игру нужно играть, имея свободное пространство. Ведущий просит  собраться вокруг него. По сигналу все должны закрыть глаза и начать хаотично двигаться, стараясь не наступать друг на друга и  жужжа, как пчелы, собирающие мед. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, и играющие должны мгновенно замолкнуть и замереть на месте. Два хлопка – не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, играющие в полной тишине пробуют выстроиться в круг. Очень важно почувствовать окружающих людей. Когда все заняли подходящие с их точки зрения места, ведущий просит открыть глаза и посмотреть, что получилось. В группах, где участники умеют работать согласованно, доверяют друг другу, построить круг удается довольно быстро. Если же  постигла неудача, можно обсудить, почему это произошло, как вели себя разные играющие (не называя конкретных имен). Игру можно повторить несколько раз.

4. Упражнение «Встреча взглядами».

            Для игры нужно четное число участников. Они садятся в круг, закрывают глаза и опускают головы вниз. По сигналу ведущего каждый должен открыть глаза, поднять голову и с кем-нибудь встретиться, «сцепиться» взглядами (вариант – указать пальцами друг на друга). Число сложившихся пар  подсчитывается в конце каждого раунда. Цель игры – разбиться на пары всем сразу, с одной попытки.

          Список используемой литературы:

          1.Мищенкова Л.В. «Творческие игры и упражнения», Издание 2-е, Волгоград, Издательство «Учитель» 2010г.

2.Кулагин С.Н. «Возрастная психология», Москва «Просвещение» 2000г.

3.Эльконин Д.Б. «Психология игры» 2-е издание, Москва  Издание «Центр ВЛАДОС», 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовая работа Тема: «Использование психологических игр и упражнений во внеурочной деятельности педагога. Система практических занятий с детьми для развития межличностных отношений в коллективе»

Данная работа помогает воспитателю с помощью игры давать подросткам новые знания о мире, испытывать переживания, которые по тем или иным причинам недостижимы в обычной жизни. В разработке дается подро...

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности».

План-конспект внеурочной деятельности в 4 классе по  теме «Использование метода проектов во внеурочной деятельности"Тема: "Экология Земли"На своем занятии, я решила связать 2 предмета: информатик...

Использование ИКТ во внеурочной деятельности педагога

Под внеурочной деятельностью, в рамках реализации ФГОС НОО, понимается образовательная деятельность школьников, отличная  от классно-урочной, направленная   на достижение планируемых ре...

Основы обработки видео- и фотоинформации для использования в проектной и внеурочной деятельности педагога

Основы обработки  видео- и фотоинформациидля использования в проектной и внеурочной деятельности педагога...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности «Психокоррекционные занятия» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.2) 5-9 классов

В подростковом возрасте интенсивно растет мотивация и повышается интерес молодых людей к взаимодействию друг с другом. В этом взаимодействии возникают чувства и эмоции, которые проявляются по-новому, ...

Рабочая адаптированная коррекционно-психологическая программа по внеурочной деятельности ««Основы коммуникации» для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)

Программа реализуется в рамках коррекционно-развивающего направления организации внеурочной деятельности и предназначена для учащихся 5 – 9 класса. Обеспечивает развитие коммуникативной сферы, ф...