«Модель работы почты доверия в школе»
методическая разработка по психологии по теме

Чегодаева Виктория Викторовна

 

В сборнике представлены методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению подростков через организацию работы почты доверия в школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по управлению образованием

Администрации муниципального района

 «Город Краснокаменск и Краснокаменский район»

Методические рекомендации

по психолого-педагогическому

сопровождению подростков

 «Модель работы почты доверия в школе»

                                                                                        

Краснокаменск  2011

Модель работы почты доверия в школе: методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению подростков.- Краснокаменск: КУО, 2011.- 12с.

В сборнике представлены методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению подростков через организацию работы почты доверия в школе.

Составитель: методист отдела развития образования и инновационной деятельности  В.В. Чегодаева

Пояснительная записка

        Работая с подростками и старшеклассниками, школьный психолог сталкивается сегодня с проблемами, сложность и глубина которых выходят далеко за рамки традиционных психолого-педагогических задач, связываемых обычно с данным возрастом. В последние годы отмечается  тревожная тенденция роста различного рода социальных отклонений в подростковой и молодежной сфере.

Ранняя профилактика этого явления  требует комплексных мер в виде медико-консультативной, социально-психологической, консультативно-правовой и психотерапевтической помощи как, самим подросткам так и их родителям.

Выполняя задачи консультативного и профилактического характера, одним из направлений такого рода работы может стать подростковая почта доверия в системе школьной психологической службы.

        Помощь через почту доверия – может рассматриваться как одна из наиболее адекватных для подростковой психологии форм социально-психологической помощи.

        Известно, что в 14 – 16 лет человек редко обращается к психологу по доброй воле. Жалоба обычно исходит от учителей или родителей, которые и приводят своих подопечных, настроенных соответственно, т.е. отчужденных, недоверчивых, агрессивных. И надо одолеть не один барьер, чтобы исчезло это отчуждение, и был получен ''допуск'' к внутреннему миру ребят.

        Особенности же связи через почту обеспечивают ее большую доступность.

В письме можно рассказать о своих проблемах, оставаясь анонимным и, следовательно, не боясь быть осмеянным, подвергнутым санкциям и разоблачениям, не пряча своих слабостей, страхов и ошибок. Важно, что не кто-то другой, а ты сам контролируешь ситуацию так как, получив ответ на свое письмо, подросток сам решает, будет ли консультирование, начатое в письме иметь продолжение в личной беседе. Имеют значение, и такие преимущества помощи через почту, как ее не явный характер и возможность проецировать на консультанта качества того ''идеального взрослого'', того ''идеального друга'', образ которого необходим именно данному подростку. Все это делает почту доверия для многих ребят порой единственной возможностью начать разговор о своих тревогах и начать его на собственном языке. Ведь чаще всего сесть за письмо учащихся побуждает острая нужда, накипело на душе, а поделиться не с кем. Пишут в надежде разрешить сомнения и страдания, с уверенностью в том, что его поймут, посочувствуют и придут на помощь.

Принципы организации

и порядок работы почты доверия

        Почта доверия является структурной единицей в системе школьной социально-психологической службы. Почта доверия  может  работать как  одна из психологических рубрик школьной газеты (таких как: «Поговорим откровенно», «Для тебя и о тебе», «Истина где-то рядом», «Познай самого себя» и др.) в сотрудничестве с редактором школьной газеты (при условии, что редактор- педагог).

Может работать как самостоятельная служба  (курировать её работу  должен психолог).

        Почта доверия должна вести свою работу на базе кабинета психолога, который отвечает требованиям, предъявляемым к оснащению и функционированию кабинета психолога в школе Почтовый ящик и планшет для ответов на письма подростков могут быть расположены в фойе 1-го этажа, на двери кабинета психолога, на психологическом информационном стенде и других местах,  удобных для чтения.

При получении письма ответ должен даваться в течение нескольких дней, который  необходимо поместить на планшете. Ответ на письмо должны иметь возможность прочесть каждый школьник, педагог и родитель. В исключительных случаях через обращение на планшете подростку необходимо сообщить, что письмо получено и психолог ждет его для личной беседы и решения проблемы предполагающей прямое участие и помощь

        Важнейшим принципом работы почты доверия является – деонтологический, утверждающий непреложность сохранения анонимности всех случаев обращений. Таким же правилом является  гарантированное невмешательство в судьбу консультируемого если с его стороны не выражается добровольное и недвусмысленное на то согласие. Лишь с ориентацией на самые крайние случаи, когда цена данного принципа отступает перед ценой жизни обратившегося за помощью, обсуждаются возможности отклонения от него. Доступ к ящику имеет только психолог. Почта доверия работает в течение учебного года. В конце учебного года на планшете должен помещаться номер городского телефона доверия, который работает на базе ГУСО «Доброта».

Кто пишет, категории запросов

Можно выделить следующие типы обращения:

  1. Субъективные переживания по поводу неблагополучия отношений с другими: застенчивость и страх, препятствующий общению, желание пользоваться большим успехом у сверстников, переживание чувства обиды на кого-то, давление и угрозы со стороны компании сверстников.
  2. Взаимоотношения в семье: непонимание со стороны родителей, слежка и жесткие запреты, борьба подростков за самостоятельность, уходы из дома.
  3. Проблема ''мальчики – девочки'' вне сексуальной сферы: ссора с любимым человеком и страх потерять любовь, соперничество и ревность, желание привлечь внимание того, кто нравится, отсутствие взаимности.
  4. Секс и беременность: давление со стороны партнера с требованием интимной близости, ранняя беременность.
  5. Школа: успеваемость, несправедливость и преследование со стороны учителей, проблемы жизненного предназначения, уклад школьной жизни.
  6. Проблемы, связанные с алкоголизацией и табакокурением.
  7. Общее личностное консультирование не связанное ни с одной из указанных выше категорий: чувства вины, тоски, пустоты и одиночества, отчаяния, страдания по поводу своего физического облика, переживания утраты смысла жизни, намерение покончить с жизнью.

Ступени психологической помощи

        У помощи через почту доверия есть особенности: контакт с учащимися носит сугубо невербальный характер, а ситуация подчас столь остра, что требует быстрых и точных действий. К тому же, всегда остается возможность, что первая консультация оказывается единственной.

        Работа при ответе на письмо складывается из ряда последовательных этапов:

  1. идентифицировать проблему;
  2. определить степень серьезности ситуации;
  3. придать подростку уверенность в том, что он обратился туда, где его поймут и поддержат;
  4. помочь в интеллектуальном и ценностном овладении проблемой;
  5. поддержать все здоровые, позитивные, сохранные стороны личности подростка, обратив их на то чтобы повысить его самооценку и укрепить уверенность в  себе;
  6. установить круг людей, которые в сложившейся ситуации могли бы ему помочь;
  7. предложить различные варианты действий, направленные на преодоление сложившейся ситуации.

Следует отметить, что подростку не предлагаются готовые решения. Ответ дается с расчетом на активность самого консультируемого. Подросток подводиться к самостоятельному выбору варианта решения проблемы, с которым согласен он сам;

  1. Снова поддержка и максимальное одобрение: выражается вера в него самого, в его силы, уверенность в осуществлении намеченного;
  2. В завершении следует приглашение для личной беседы.

Давая ответ на письмо, необходимо также руководствуемся тем, что проблемы которые ''поднимают'' в своих письмах подростки свойственны и другим учащимся данного возраста, которые будут иметь возможность,  прочесть и обсудить ответ.

Все ответы на письма  подростков в почту доверия должны храниться в школьной библиотеке и быть доступными  для учащихся, родителей, педагогов.

Типы обращений

Можно  выделить следующие типы обращения:

  1. Когда в письме обозначена проблема и подросток хочет получить необходимую информацию для ее решения, указывая класс или возраст («Как подружиться с девочкой?», «Как бороться с комплексами?», «Хочу учиться на 4 и 5, а у меня не получается?», «Как бросить курить?»);
  2. Когда в письме выражается просьба о помощи, подросток указывает имя, класс, ставит подпись, либо инициалы, указывает возраст, а в дальнейшем сам приходит для личной беседы.

(«Когда меня спрашивают от страха забываю, как зовут учителя. Что делать?! Помогите!» Указана фамилия и имя;

 «В школе меня все ненавидят. Мне просто надоело жить. Я не могу справиться с уроками, друзья меня избегают. Помогите!» Указано имя, возраст, подпись;

«Как сообщить родителям о беременности. Я не знаю, что делать, меня мама убьет. Помогите, что мне делать?» Указано имя, класс);

  1. Когда в письме подросток выражает свою точку зрения по какому-либо вопросу «Я ученик десятого класса. Я не согласен с решением о единой  школьной форме. Зачем вы возвращаете все ваше старое...»;

«Я считаю, что школьная форма нужна, но она должна быть современной. Давайте выделим день на голосование и выберем эскиз. Ученица 9 класса»;

«Я люблю свою школу, но друзья это не понимают...»;

  1. Письма ''засорение'', имеются в виду дурачества, шутки, разного рода скабрезности.

Возможно и то, что существенная часть обращений будет носить деловой характер, когда функция консультанта будет сводится лишь к тому, чтобы дать разовую консультацию, сообщив необходимую информацию. Но при этом, необходимо помнить, что общение с эти возрастом предполагает весьма высокую степень ответственности: «Мы не можем бросить подростка, едва ступив на новую дорогу и указав, куда идти дальше – мы должны пройти с ним, хотя ба часть пути».

После письма

В школьной практике возможны случаи, когда консультирование, начатое через почту доверия, может получить продолжение в личном контакте с психологом (проведение коррекционно-развивающей работы с подростками обратившимся за помощью через почту доверия).

В подобном случае на первом этапе работа с подростками должна проходить в форме еженедельных встреч, которые поначалу не преследуют ''психологических'' целей.

Первые встречи рекомендуем заполнить просто разговорами, преимущественно на тему, которые предлагает сам подросток.

Цель на этом этапе работы – возврат доверия к взрослому человеку. Когда в жизненно-смысловой реальности подростка происходят сдвиги, психолог уже не должен  ограничиваться только эмоциональной поддержкой. На данном этапе при совместном с подростком разборе случившегося создаются условия для органичного приобщения подростка к незнакомым ему, но важным психологическим понятиям, новым ценностям, призванным продвинуть его хотя бы на шаг вперед на пути к большей психологической зрелости. Изменения в одном звене жизненно-смысловой реальности подростка, если они касаются действительно значимых ее образований, обычно отражаются на изменении структуры психологического опыта личности в целом.

        В дальнейшем работа может идти параллельно в разных комбинациях: работа с подростком, семьей, социальным педагогом, педагогами, в некоторых случаях с детским психоневрологом.

        Довольно часто проблемы подростков своими корнями глубоко уходят в особенности семьи и не могут быть продуктивно решены без ее участия. Исходя из этого, необходимо  ЗДВР  школы организовать работу родительского всеобуча.

        Так же необходимо понимать, что именно педагог является основной школьной фигурой, проводником разнообразных воздействий и влияний на школьников. И поэтому совместно с ЗДНМР школы работу с педагогами необходимо организовать через психолого-педагогический семинар и практикум по эмоционально-волевой саморегуляции.

Но и на этом этапе работа почты доверия может не останавливается. Возможной формой просветительской и профилактической работы психолога с подростками может стать проведение цикла тематических классных часов  для учащихся 7 – 8 классов.

        Через работу почты доверия в школе может оказываться комплексная помощь в виде социально-психологической, медико-консультативной, консультативно-правовой как самим подросткам и их родителям, так и педагогам. Именно совместная деятельность психолога, социального педагога, педагога, психоневролога, родителей, социального педагога, основанная на принципах сотрудничества и взаимодополнения, поможет обеспечить подросткам реальную помощь и поддержку, даст возможность использовать личные качества и готовность к изменению учащихся  для их саморазвития.

Работа почты доверия повлечет за собой увеличение  числа обращений к психологу по собственной инициативе учащихся и родителей. Возможно станет более оптимальной организация  работы родительского лектория, тематических классных часов и других форм работы.

Являясь структурной единицей в системе школьной психологической службы почта доверия содержит в себе нереализованный потенциал как средство социально-психологической помощи, которым в состоянии воспользоваться многие подростки, лишенные возможности получить ее какими-либо иными путями.

Литература

  1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М: 1997.
  2. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия. – С-Пб: 1994.
  3. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М: 1995.
  4. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. – М: 2000.
  5. Еникеева Д. Практическая психология для мальчиков. – М: 1999.
  6. Ионов Ю. Профессия – присутствие // Школьный психолог. – 2001, №8.
  7. Кон И.С. Психология ранней юности. -  М: 1989.
  8. Лютова Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – С-Пб: 2003.
  9. Найк А. Практическая психология для девочек. – М: 1999.
  10. Рудестам К.  Групповая психотерапия. – М: 1993.
  11. Реан А.А. Социальная педагогическая психология. – С-Пб: 1999.
  12. Сальникова Л.С. Телефон доверия // Народный университет. Педагогический факультет. – 1990, №6.
  13. Скороходова Н.Ю. Психология ведения урока. – С-Пб: 2002.
  14. Сатир В. Как строить себя и свою семью. – М: 1992.
  15. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы.- М: 1993.
  16. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М: 1998.
  17. Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы. – С-Пб: 2003.
  18. Фопель К. Энергия паузы. – М: 1999.
  19. Фопель К. Психологические группы. – М: 1999.
  20. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. – М: 1999.
  21. Фельдштейн Д.И. Хрестоматия по возрастной психологии. – М: 1994.

Составитель: методист отдела развития образования В.В. Чегодаева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Модель работы с одаренными детьми в начальной школе"

Если школьник с первого класса подготовлен к тому,что он должен учиться создавать, придумывать,находить оригинальные решения,то формирование личности будет проходить на основе обогащения её инте...

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе

Модель работы с одарёнными детьми в начальной школе...

Модель сетевого взаимодействия «Детский сад + школа». Система работы по обеспечению преемственности «Детский сад + школа» в условиях реализации ФГОС.

Королева Н.С., Шестопалова Л.А., Фомина А.С.Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить проблему адаптир...

Организация работы школьной "почты доверия"

Предлагаемый материал содержит методические рекомендации по  организации работы по работе школьной «почты доверия» деятельность по профилактике правонарушений в учреждениях образования.Материалы...

Почта доверия

Настоящее Положение разработано в целях организации эффективного взаимодействия администрации и педагогов с обучающимися школы....

Проект педагога-психолога "Почта доверия"

Выступление на педагогическом совете, приведены обоснования, актуальность, цели и задачи проекта....

Прямой эфир, посвященный юбилею Всероссийского Детского Телефона Доверия «Мифы о работе Телефона Доверия»

Прямой эфир, посвященный юбилею Всероссийского Детского Телефона Доверия «Мифы о работе Телефона Доверия»...