Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки годичной командой педагогов
по психологии (9 класс) по теме

Чегодаева Виктория Викторовна

 

Психолого-педагогическое сопровождение школьников в их самоопределении — сложная, полифункциональная проблема, решить которую можно лишь в том случае, если объединить ресурсы всех субъектов образовательного процесса, создать определенную систему их взаимоотношений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки годичной командой  педагогов

Чегодаева Виктория Викторовна,

педагог-психолог СОШ №1

г. Краснокаменска.

Аннотация: Психолого-педагогическое сопровождение школьников в их самоопределении — сложная, полифункциональная проблема, решить которую можно лишь в том случае, если объединить ресурсы всех субъектов образовательного процесса, создать определенную систему их взаимоотношений

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, выбор, годичная команда педагогов, психолого-педагогическое сопровождение, психолого-педагогическая поддержка, координация, согласованность.

        В хрестоматии «Предпрофильная подготовка: начало эксперимента», вышедшей в 2004 году, показаны различные направления предпрофильной подготовки, имеющие своей целью создание процесса индивидуализации образования. Это специально организованные курсы по выбору, информационная и профориентационная работа. Большое значение в проектировании продолжения обучения в профильных и непрофильных классах старшей ступени, учреждениях начального и среднего профессионального образования имеют психолого-педагогическая диагностика учащихся, консультирование, оказание учащимся психолого-педагогической поддержки.

        При реализации таких различных направлений предпрофильной подготовки ключевой проблемой становится проблема координации. Все перечисленные направления лишь задают ситуацию выбора для школьника, но остается неясным, каким образом и когда - в каком «месте» школьного пространства осуществляется школьником выбор и самоопределение в отношении профилирующего направления собственной деятельности, как осуществляется поиск оснований этого выбора, с кем происходит обсуждение результатов и анализ последствий того или иного выбора. 

Психолого-педагогическое сопровождение является связующим звеном по отношению к информационной и профориентационной  работе, курсам по выбору и между этими направлениями предпрофильной подготовки и предпочтениями учащихся. 

 Для согласованной работы всех субъектов данного процесса в школе создана специальная структура психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения школьников - годичная команда педагогов. В состав, которой включены педагог-психолог, классные руководители, учителя технологии, социальный педагог, учителя предметники. Координацию деятельности годичной команды педагогов осуществляет заместитель директора по опытно-экспериментальной работе. Разработано положение о работе годичной команды, разработан и утвержден на педагогическом совете порядок распределения функций между партнерами  сопровождения профессионального самоопределения учащихся, разработан организационный  механизм и определен порядок взаимодействия между собой членов годичной команды.

Годичной командой осуществляется психолого-педагогическое сопровождение  всех участников предпрофильного обучения. Психологом разработана и реализуется  программа психологического сопровождения предпрофильной подготовки, совместно с учителем технологии на основе программ   М.Ю. Савченко  «Мои профессиональные намерения» и О.А. Махаевой «Я выбираю профессию», материалов к урокам   раздела «Профессиональное самоопределение» программы В.Д Симоненко «Технология» составлена программа занятий с учетом специфики школы.         Профориентационные и  психологические  занятия ведутся во всех 9-х классах в соответствии с расписанием уроков еженедельно по пятницам. Занятия проводят  психолог, учитель технологии, и классные руководители. Организована  работа по диагностике и самодиагностике   особенностей личности учащихся, их намерений и готовности к профильному обучению и продолжению образования.

На основе результатов психологической диагностики членами годичной команды совместно с психологом разрабатываются рекомендации по  индивидуализации  профессионального самоопределения учащихся по следующим направлениям: развитие профессиональных интересов; помощь в формировании личностных качеств, связанных с избираемой профессиональной деятельностью; обучение приемам самопознания и саморазвития; диагностика состояния здоровья. Психологом также  проводятся групповые консультации, основанные на результатах диагностических  исследований: «Психологическая суть жизненного и профессионального само определения», «Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии», «Значение  выбора в жизни человека», «Мои личные жизненные планы», групповые тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самодиагностики, самоконтроля. 

 В течение года для учащихся и их  родителей оформляется информационный стенд «Твоя карьера», на котором размещаются консультации психолога.

 Учителями предметниками создан банк  программного обеспечения предпрофильной подготовки, в который вошли  программы элективных курсов  по психологии: «Для тебя и о тебе», «Грамматика общения», «Твое психологическое здоровье», «Профессии, которые мы выбираем».

         Анализ деятельности годичной команды педагогов    предполагает изучение состояния и тенденций самоопределения,  учащихся в условиях предпрофильной подготовки с целью объективной оценки его результатов, последующую выработку на этой основе рекомендаций по осуществлению психолого-педагогического сопровождения, позволяет своевременно конкретизировать, уточнять и корректировать необходимые действия, обоснованно принимать решения.        

        Итогом работы за учебный год становится  психолого-педагогический консилиум «Осуществление выбора содержания образования учащихся 9-х классов» и школьная конференция «Шаг в будущее». Работа школы за год  по предпрофильной подготовке рассматривается на заседании годичной команды, педагогическом совете, научно-методическом совете, Управляющем совете школы.        

        Благодаря эффективно организованному  психолого-педагогическому сопровождению, использованию различных форм и методов работы, учащиеся выбирают  элективные курсы; выполняют профильные пробы; участвуют в различных видах социальной практики, тренингах, исследовательской, проектной  и другой деятельности, что позволяет им приобрести практический опыт для определения, будущего образовательного маршрута. Осознанный выбор старшеклассниками направления дальнейшего профиля обучения и места дальнейшего обучения подтверждает эффективность психолого-педагогического сопровождения.        Так из окончивших 190 выпускников за три последних учебных года  37% выпускников поступили в полипрофильные 10-е классы, 12% выпускников в универсальные 10-й классы, 51% выпускников  в средние профессиональные учреждения. Комплексный подход  в сопровождении предпрофильной подготовки, осуществляемый годичной командой педагогов, создал условия для наиболее полного выявления интересов, склонностей, способностей учащихся.

        При этом существенная роль принадлежит годичной команде педагогов, которая объединила усилия каждого партнера школы в процессе психолого-педагогического сопровождения самоопределения учащихся.

Литература.

  1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. приказом Министерства образования Российской  Федерации от 18.07.02г. № 2783)
  2. Письмо Министерства образования России от 20.08.03г. № 03-51-15/ин/13-03 «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования на 2003/2004 учебный год».
  3. Гладкая И.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей/ под  ред. А.П. Тряпициной,  И.В. Гладкая, С.П. Ильина, С.В. Ривкина.- СПб.: КАРО, 2005.-128с.
  4. Даутова О.Б. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения: учеб.- метод.пособие для учителей/ под ред. А.П Тряпицыной, О.Б. Даутова, Т.В. Менг, Е.В. Пискунова.- СПб.: КАРО, 2006.-112с.
  5. Липаткина Н.В. Организационные условия деятельности команды в образовательном учреждении / Материалы Международной научно-практической конференции.Ч.1.- Новосибирск.: Изд-во НГПУ, 2003.-с.221-224.
  6. Немова Н.В. Управление введением системы предпрофильного обучения девятиклассников: учебно-методическое пособие/ Н.В. Немова.-М.: АПК и ПРО,2003.-68с.
  7. Немова Н.В. Подготовка педагогических кадров к введению предпрофильного обучения: методическое пособие/ Н.В. Немова, А.С. Прутченков, Т.Г. Новикова.- М.: АПК и ПРО, 2003.-124с.
  8. Новикова Т.Г. Теория и практика организации предпрофильной подготовки/ Т.Г. Новикова, Н.В. Немова, А.С. Прутченков.-М.: АПКи ПРО, 2003.-110с.
  9. Пинский А.А. Предпрофильная подготовка: начало экперимента: хрестоматия/ Пинский А.А.-М.: Альянс Пресс, 2004.-
  10. Хренова Т.П. Управление введением предпрофильного обучения в общеоразовательной школе: учебно-методическое пособие/ Т.П. Хренова - Чита: ЧИПКРО,2005.-74с.
  11. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации/ А.П. Чернявская.- М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.- 96с.
  12. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной и профессиональной ориентации и профильного обучения школьников./ С.Н Чистякова.- М.: издательский центр «Академия», 2005.-128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическое сопровождение предпрофильной подготовки

Сборник адресован педагогам, ведущим профориентационные курсы...

Программа сопровождения предпрофильной подготовки обучающихся

Поэтапная программа сопровождения предпрофильной подготовки детей  с нарушениями интеллекта, обучающихся в 5-11 классах....

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

«Формула будущей профессии» Программа психолого-педагогического сопровождения предпрофильной подготовки учащихся 9 классов

Цель программы: психолого-педагогическое сопровождение учащихся 9 классов спецшколы в выборе индивидуального маршрута образовательной деятельности с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и в...

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

В статье "Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся" представлены материалы  из опыта работы педагога-психолога. Опыт работы с учащимися средне...

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся

          Постоянно ускоряющийся темп жизни,  увеличение объемов учебных программ требует от детей особой подготовленности.  Старые приемы, ориентированные на...

ОПЫТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ОПЫТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ....