ОПЫТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
учебно-методический материал по психологии на тему

Градобоева Татьяна Ивановна

ОПЫТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАБОТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ И ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

МОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ» г. НАДЫМ ЯНАО

Градобоева Татьяна Ивановна,

педагог-психолог высшей кв. категории,

Лисицина Татьяна Владимировна,

педагог-психолог высшей кв. категории

Современная социально-экономическая ситуация в стране, растущие информационные потоки и высокотехнологичное производство предъявляют к выпускникам общеобразовательных школ требования к наличию базового уровня образованности, который подразумевает сформированность универсальных способов действия, ключевых компетенций, высоких коммуникативных умений и навыков.

МОУ «СОШ №6 с углубленным изучением отдельных предметов» города Надыма ЯНАО рассматривает профильное обучение как образовательную систему подготовки личности старшеклассника к обоснованному выбору направлений будущего профессионального образования, самореализации выпускника в его профессиональной деятельности. Учитывая рейтинг наиболее востребованных профессий в стране и регионе, а также индивидуальные особенности обучающихся, наша школа имеет 3 направления профильного обучения: физико-математический, гуманитарный и кадетский классы.

Одной из составляющей психологического сопровождения при выборе профиля является углубленное изучение особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сфер обучающихся и предоставление необходимых рекомендаций школьникам, педагогам и родителям. Профориентационное и психологическое просвещение создают условия для широкой информированности школьников о мире профессий, формирования умений необходимых для развития профессиональных и личностных особенностей ученика. Психологические занятия способствуют развитию навыков принятия решения, целеполагания, ответственности ребенка за совершаемый выбор.

Приоритетной задачей, в ходе реализации плана профориентационной работы, считаем постепенное формирование у обучающихся способности к самопланированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и перспектив

Важным моментом в работе психолога является создание условий для полноценного развития обучающихся в рамках школьной среды, решение возникающих у них социально-психологических проблем. Профориентационная работа в школе реализуется по основным направлениям психологической деятельности: психодиагностика, консультирование, коррекционно-развивающая работа, психологическое просвещение.

Считаем, что психологическое сопровождение профильного обучения должно проходить в 4 этапа в соответствие с возрастными особенностями детей: 1- 4 классы, 5-7 классы, 8-9 классы и 10-11 классы. Каждый этап подразумевает решение определенных задач по формированию у обучающихся необходимых на данном возрастном этапе компетенций. Психологической службой школы осуществляется лонгитюдное исследование особенностей развития ребенка и мониторинг динамики.

1 этап. Выбор образовательного маршрута каждого ученика осуществляем на основе результатов диагностики готовности дошкольника к обучению в школе, выявления его способностей, индивидуальных особенностей. С момента поступления в первый класс, на каждого обучающегося заполняем индивидуальную карту психологического развития, где фиксируем результаты первичной диагностики особенностей интеллектуальной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка, его способности и разрабатываем рекомендации педагогам по работе с конкретным школьником.

На первой ступени обучения большое внимание уделяем адаптации первоклассников к учебно-воспитательному процессу. Реализация психологической программы адаптационно-профилактических занятий «Я – школьник!» способствует развитию произвольности поведения детей, формированию устойчивой самооценки, развитию коммуникативных навыков, обучению приемлемым формам поведения в коллективе.

В период младшего школьного возраста у обучающихся появляется интерес к популярным и модным профессиям, определяются предпочтения в выборе кружков и секций. Разработанная психологическая программа «Азбука профессий» способствует дальнейшему развитию самосознания детей. Так как каждое занятие имеет конкретную тематику, школьники имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Учебно-воспитательный процесс в школе строится на основе внедрения информационных и цифровых технологий, организуется проектная и исследовательская деятельность обучающихся. Все это способствует развитию учебно-познавательной мотивации, формированию основ информационно-коммуникационных компетенций, активной и инициативной позиции ученика, реализации принципа связи обучения с жизнью.

2 этап. (5-7 классы). При переходе младших школьников в среднее звено проводим повторное комплексное диагностическое обследование особенностей развития всех сфер ребенка. На основе результатов составляем «Психологический портрет выпускника начальной школы», где помимо психологических особенностей и динамики развития фиксируем первичные интересы, склонности ребенка. Проведение подобных исследований способствуют накоплению информации о профессиональных намерениях обучающихся и являются важными для решения вопроса об их профессиональном будущем. Исходя из особенностей личности каждого ученика, его физического и психологического здоровья, интересов и склонностей, школа предлагает обучение в классах с углубленным изучением математики, гуманитарных дисциплин и военно-спортивной подготовки (кадетских классов). Обучающимся предоставляется возможность наиболее глубоко раскрыть свои склонности, попробовать силы и убедиться в правильности выбора профиля дальнейшего обучения. В каждом классе реализуем следующие модифицированные психологические программы:

  • «Уроки общения» (5 классы). Программа способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся;
  • «Познай себя» (6 классы). Программа направлена на формирование Я-концепции подростков;
  • «Умники и умницы» (7 классы). Программа, развивающая интеллектуальный и творческий потенциал школьников.

В работе с детьми используем интерактивные методы и примы: дискуссии, решение проблемных ситуаций, круглые столы с приглашением известных людей города, экскурсии на предприятия.

3 этап. В 8-9 классах работа психолога ориентирована на предпрофильную подготовку и представляет собой комплекс просветительских и развивающих мероприятий, основанных на психодиагностических исследованиях.

Можно выделить 3 периода подготовки обучающихся к выбору профиля обучения: (пропедевтический, основной и завершающий).

Пропедевтический период (8 класс). В этот период выявляется не только заинтересованность старших подростков в умении планировать своё будущее, но и инициативность по реализации планов. Основа этому - осознание учеником своих успехов и способностей в освоении школьной программы и дополнительном образовании (музыка, спортивные достижения, прикладная деятельность). Психологической службой осуществляется анализ перспектив различных вариантов выбора профиля обучения. В ходе индивидуальных консультаций педагог-психолог способствует формированию у обучающихся основ предварительного личностного и профессионального самоопределения. В школе успешно реализуем спецкурс «Я выбираю профессию», в котором наряду с информационным материалом используем блок диагностической работы. Данные тестирования в сочетании с методиками изучения личности подростка, особенностей его познавательной сферы, взаимоотношений с окружающими способствуют осознанию учеником представлений о своих возможностях, желаниях, склонностях. Происходит выяснение последующих жизненных планов, в том числе и предпочитаемых профессий.

В основном периоде (9 класс) вводится моделирование видов образовательной деятельности. На этом этапе обучающиеся выбирают профиль обучения, предопределяющего профессиональный выбор ученика. Наиболее эффективной считаем использование компьютерной диагностической профориентационной программы «Профориентатор», разработанной Центром гуманитарных технологий МГУ им Ломоносова, направленной на изучение индивидуальных особенностей обучающихся при выборе профиля. По итогам диагностики предусмотрено психологическое консультирование школьников и их родителей, которое способствует формированию у старших подростков стремления к самостоятельному выбору дальнейшего профиля обучения и будущей профессии с учетом знаний о себе, своих способностей и перспектив развития.

В завершающий период (окончание 9 класса) реализуется выбор профиля обучения, основанный на личной заинтересованности, выраженных способностях и возможностях ученика в соответствии с требованиями избираемого профиля. При этом учитываются не только академические достижения и «портфолио» обучающегося, но и уровень социальной зрелости, особенности освоения ключевых компетенций, выраженность ценностных ориентаций.

4 этап (10-11 классы). Профильное обучение рассматривается в школе как особый вид дифференциации и индивидуализации обучения, форма обучения старшеклассников, при которой учитываются интересы, склонности, способности, создаются условия для максимального развития в соответствии с познавательными и профессиональными намерениями.

Профильное обучение обусловлено личностно-ориентированным подходом как новой парадигмы образования, когда школьник признается субъектом всего образовательного процесса, а его развитие и самореализация рассматривается в качестве приоритетной задачи, обеспечивает углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования, расширения возможностей социализации обучающихся, реализует принцип преемственности между общим и профессиональным образованием.

Для обучающихся 10-11 классов в учебный план введены психологические профориентационные программы «Психология личности и профессиональное самоопределение» (10 класс), направленная на познание старшеклассниками процесса развития личности и её роли в обществе, формирование черт социально-адаптированной и успешной личности. В 11 классе проводим занятия по программе «Мир карьеры», способствующие формированию умения ориентироваться на рынке труда, знакомящие с необходимыми знаниями по особенностям трудоустройства и поиску альтернатив. На данном этапе качественно изменяем набор используемых методов и приемов: тренинговые упражнения, профориентационные и деловые игры («Остров», «Ассоциация», «Приемная комиссия», «Профконсультация» и др.), предлагающие в реальном времени пройти тренинг принятия решений.

Итоговая диагностика и консультирование в первой половине 11 класса с использованием компьютерного профориентационного комплекса «Профориентатор» и системы «Профэксперт», позволяет совместить анализ интересов, способностей личностных качеств в рамках диагностики их профессиональных склонностей и сделать решающий выбор в пользу профессионального направления или конкретной профессии.

Таким образом, мониторинговые мероприятия позволяют проследить динамику интересов и склонностей обучающихся и, путем построения индивидуальной траектории, подвести выпускника школы к профессиональному и личностному самоопределению социально-адаптированной, успешной, востребованной в обществе личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Школьное лесничество как модель предпрофильной подготовки и профильного обучения"

На базе школьного лесничества "Лесные Берендеи" как структурного компонента дополнительного экологического образования в школе возможно создание модели предпрофильной подготовки и профильного обучения...

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И ПРОФИЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ

Материал представляет собой обобщение опыта работы по предпрофильной подготовкеобучающихся 9-х классов и профильного обучения обучающихся 10-11 классов....

Исследовательская работа на тему: "Обеспечение современного качества образования на основе предпрофильной подготовки и профильного обучения"

Исследовательская работа по теме обеспечению качества образования на основе предпрофильной и профильной подготовки....

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся.

В статье "Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся" представлены материалы  из опыта работы педагога-психолога. Опыт работы с учащимися средне...

Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки учащихся

          Постоянно ускоряющийся темп жизни,  увеличение объемов учебных программ требует от детей особой подготовленности.  Старые приемы, ориентированные на...

Организация предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе (из опыта работы)

Современная ситуация в стране и в мире предъявляет новые требования к организации процесса обучения на старшей ступени образования. Актуальным становится раннее выявление образовательной области, успе...