«Взаимосвязь интеллекта и социального статуса младших школьников и подростков»
статья (психология) по теме

Зайцева Ирина Юрьевна

Вступая в различные социальные взаимодействия, индивид занимает определенное положение в социальных системах, которое называют социальным статусом, от занимаемого социального статуса зависит успешность межличностного взаимодействия и социальной адаптации

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon issledovanie_na_temu.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД ЦВР Фрунзенского района Санкт-Петербурга                                          педагоги-психологи Высоцкая З.С,  Зайцева И.Ю.

Исследование на тему: «Взаимосвязь интеллекта и социального статуса младших школьников и подростков»

Актуальность работы: Выбор темы исследования обусловлен появлением и укреплением в отечественной психологии взгляда на интеллект как на важнейший ресурс развития современного общества и в том числе и его социальной структуры.

        Вступая в различные социальные взаимодействия, индивид занимает определенное положение в социальных системах, которое называют социальным статусом, от занимаемого социального статуса зависит успешность межличностного взаимодействия и социальной адаптации. На социальный статус влияют многие факторы, и интеллектуальные особенности в этом ряду играют не последнюю роль.

        Таким образом, на наш взгляд, представляется нам интересным и актуальным изучение взаимосвязи интеллектуальных особенностей младших школьников и подростков и их социального статуса.

Цель работы: изучение взаимосвязи интеллектуальных особенностей младших школьников и подростков и их социального статуса.

Задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме интеллекта и социального статуса в психологии в аспекте возрастных особенностей детей.

2. Выявить интеллектуальные особенности у младших школьников и подростков.

3.  Выявить субъективные личностные предпочтения младших школьников и подростков и определить их индивидуальный статус в группе.

4. Выявить взаимосвязь интеллектуальных особенностей младших школьников и подростков и их социального статуса.

Гипотезы исследования:

1) Уровень интеллектуального развития младших школьников и подростков определяет их социальный статус в группе.

2) Влияние уровня интеллектуального развития на социальный статус имеет качественное своеобразие в зависимости от возраста детей (младшего школьного и подросткового возраста)

Предметом нашего исследования является взаимосвязь интеллектуальных особенностей и социального статуса младших школьников и подростков.

Объектом нашего исследования являются младшие школьники и   подростки.

Методы исследования:

1 блок исследование интеллектуальных особенностей, в него вошли следующие методики:

1. Тест интеллекта Слоссона направлен на экспесс-оценку интеллекта для возрастной группы 4-16 лет.

2. Тест на определение интеллекта (Хорс Зивер «Ваш коэффициент интеллекта»)

1. тест на языковой интеллект. Состоит из заданий, которые представляют собой нахождение одинаковых по значению слов, аналогий, правильного звучания пословиц.

2. тест на практический интеллект. Состоит из трех подтестов: тест на изготовление фигур, тест на составление фигур, тест на воспроизведение фигур. Каждый подтест состоит из 9 заданий

2 блок исследование социального статуса младших школьников и подростков в группе, нами использовалась методика социометрии.

3.         Социометрия. Автор: Дж. Морено.

Для  выявление социального статуса учащихся в группе.

Младшим школьникам и подросткам было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Если у тебя не получается задача к кому бы ты обратился за помощью?

2. Кому бы ты доверил свою тайну?

3. Ваш класс пошел в поход кого бы ты выбрал в помощники?

4. С кем из одноклассников ты бы никогда не хотел иметь дел, ни при каких обстоятельствах?

В исследовании принимали участие 60 человек. Из них 30 человек (18 мальчиков и 12 девочек) - учащиеся девятого класса, в возрасте 14-15 лет и 30 человек (17 мальчиков и 13 девочек) – учащиеся 5 класса, в возрасте 10-11 лет.

        Полученные данные были подвергнуты качественному и количественному анализу математико-статистической обработки, включающей в себя:

  • подсчет первичных математических статистик;
  • подсчет значимости различий средних значений по t критерию;
  • факторный анализ;
  • корреляционный анализ (использовался коэффициент линейной корреляции Пирсона;

Выводы по результатам исследования:

        1. У подростков более высокая способность к приобретению знаний и у них более высокий уровень социализации, чем у младших школьников, что объясняется возрастными особенностями.

        2.Корреляционный анализ показывает, что данные младшие школьники предпочитают обращаться за помощью в решении задач к одноклассникам, которые имеют высокие показатели по языковому и общему коэффициенту интеллектуальности. У мальчиков более выражены практические навыки и умения чем у девочек.

        3. Так же корреляционный анализ показывает, что у данных младших школьников положительный выбор в отношении доверия своей тайны и выбора помощников в поход не связан с интеллектуальными особенностями тех, кому они отдают предпочтение. На основании этого можно сделать вывод, что социальный статус исследуемых младших школьников в группе не зависит от их интеллектуальных особенностей.

        4.  Анализ корреляционных связей подростков позволяет сделать вывод, что подростки чаще доверяют и обращаются за помощью в решении задач, а так же выбирают в помощники тех, у кого высокие показатели общего коэффициента интеллектуальности. Таким образом, можно говорить  о том, что в данной группе подростков показатели общих интеллектуальных особенностей влияют на социальное положение в классе.

        5. Так же корреляционный анализ показывает, что подростки, у кого хорошо развиты практические навыки и умения, но при этом имеют низкие показатели по когнитивному фактору, связанному с социальным поведением, и имеют положение отверженных в классе.

        6. Корреляционный анализ показывает, что уровень интеллектуального развития, показатели интеллектуальных особенностей по языковому и практическому интеллекту, а также показатели социометрических выборов отношений в группе взаимосвязаны между собой. Результаты корреляционного анализа во взаимосвязи с результатами других методик отражают влияние интеллектуальных особенностей на социальный статус школьников в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Взаимосвязь интеллекта и социального статуса младших школьников и подростков»

Изучение взаимосвязи интеллектуальных особенностей младших школьников и подростков и их социального статуса...

ДОКЛАД на тему «Личностные факторы в становлении одаренности младших школьников и подростков»

ДОКЛАД на тему«Личностные факторы в становлении одаренности младших школьников и подростков»...

Актуальность развития социального здоровья младших школьников

Что такое социальное здоровье? Почему социальное здоровье является неотъемлемым компонентом понятия "здоровье"?  Младший школьный возраст именно тот период, когда необходимо развивать социальное ...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассматривается значимость внеурочной деятельности для младшего школьника, представлены ее виды и формы....

Статья "ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"

В статье проанализирована и систематизирована современная психолого-педагогическая литература по проблеме социальной компетентности младших школьников с умственной отсталостью. Освещены взгляды извест...

"Формирование навыков социального поведения младших школьников"

Дети должны управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения. ...