Воспитательный потенциал семьи
занимательные факты по психологии по теме

Прокопьева Лариса Александровна

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnyy_potentsial_semi.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательный потенциал семьи.

   

     Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

    У постоянно обеспокоенных матерей, достаточно часто растут тревожные дети; амбициозные родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; вспыльчивый отец, выходящий из себя по любому поводу, часто, сам того не понимая, закладывает в сознание ребёнка тот же стереотип поведения.  

     Именно в семье ребёнок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно словесно передаваемый опыт подкреплять конкретными примерами, чтобы ребёнок видел – у взрослых теория не расходится с практикой. Родителям не в коем случае нельзя рассчитывать на то, что процесс воспитания будет осуществляться сам по себе.

     Например, достаточно часто встречающаяся конфликтная ситуация в семье – разные подходы к воспитанию ребёнка. Первая задача родителей – найти компромиссное решение, если один не может принять аргументы другого. Компромисс должен обязательно удовлетворить основные требования сторон. Когда один родитель принимает решение, он обязан помнить о позиции другого.

     Вторая задача – сделать так, чтобы ребёнок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше в его отсутствие. Родители, принимая любое решение, должны на первое место ставить не собственные удобства, а интересы ребёнка.

     Ребёнок  должен приниматься родителями таким, какой он есть.

     Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда  уверены в своей правоте? Можно ли  назвать хорошими тех родителей, которые пребывают в тревожных постоянных сомнениях, теряются при появлении чего-то нового в поведении ребёнка? И повышенная родительская уверенность, и излишняя тревожность не содействуют успешному родительству. Цель и мотив воспитания ребёнка – это его счастливая, полноценная, творческая, полезная обществу жизнь. На созидание такой жизни  и должно быть направлено семейное воспитание.

     

    Родители – первая общественная среда ребёнка. Личности родителей играют существеннейшую роль в жизни каждого человека. Любовь каждого ребёнка к своим родителям обеспечивает ребёнку собственную жизнь и безопасность. Родительская любовь – источник и гарантия благополучия человека, а также поддерживания его физического и душевного здоровья.

    Именно поэтому первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относиться к ребёнку в любом возрасте внимательно и с любовью.

     Психологами доказано, что за трагедией подросткового алкоголизма и подростковой наркомании часто стоят не любящие своих детей родители. Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Только при уверенности ребёнка в родительской любви возможно правильное формирование психологии человека, только на основе любви можно воспитать нравственное поведение, только любовь способна научить любви.

    Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая что, когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Наоборот – эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создаётся некий эмоциональный дефицит, когда ребёнок лишён прочного фундамента неизменной родительской привязанности, вне зависимости от того, как он себя ведёт в данный момент.

     Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – это универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, так как контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям  возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу. Основа для сохранения контакта – искренняя заинтересованность во всём, что происходит в жизни ребёнка.

Восточная мудрость.

 «Если ты думаешь на год вперёд, посей семя. Если ты думаешь на десятилетия вперёд, посади дерево. Если ты думаешь на век вперёд, воспитай человека».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитательный потенциал семьи" родительское собрание

Выступление предназначено для общешкольного родительского собрания. Предусмотрена предварительная работа по созданию выставки творческих работ"Мир семейных увлечений", где показаны будут результа...

Педагогические условия повышения воспитательного потенциала неполной семьи.

Работа педагога с неполными семьями, методы. 1 часть....

Программа работы с родителями по повышению воспитательного потенциала семьи

Программа работы с родителямипо повышению воспитательного потенциала семьи...

Презентация "Воспитательный потенциал семьи"

Материал для родительского собрания....

Социальная практика детско-взрослого сообщества как средство повышения воспитательного потенциала семьи.

В качестве приоритетного направления в системе работы с родителями желательно чаще использовать нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей, некоторые использовать на постоянной осн...