СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ.
статья
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
ДЕТСКО-ВЗРОСЛОГО СООБЩЕСТВА
КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ.
В настоящее время в основе принципа взаимодействия родителя и учителя лежит понятие - «учитель и родитель – союзники». Действия педагога должны основываться на запросах и интересах семьи. Каждый родитель хочет видеть своего ребёнка счастливым и успешным, здоровым, умным, творческим, дисциплинированным, инициативным, ответственным – в общем хорошо воспитанным; а также готовым к встрече с трудностями, способным делать в жизни большие жизненные проекты и т.д. Можно еще много перечислять чего.
Для обучения, воспитания и развития поколения, растущего в условиях информационно насыщенной среды и бешенного ритма жизни необходимы новые формы работы с семьёй.
Инновационные формы работы с родителями предполагают:
- активную позицию родителей,
- их партнерство с педагогами,
-инициативность в процессе сотрудничества и побуждения к действиям,
-применение в семейной среде результатов воспитательной деятельности.
Какие же инновационные формы мы можем применить в своей работе?
В качестве приоритетного направления в системе работы с родителями желательно чаще использовать нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей, некоторые использовать на постоянной основе (на слайде перечислены):
мини-собрания, педагогическая гостиная, педагогическая библиотека для родителей, электронный дневник, исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры, клубы отцов, бабушек, альманахи, журналы и газеты, издаваемые для родителей, дни (недели) открытых дверей, родительские вечера, родительский тренинг, родительские ринги, микрогруповая работа с родителями.
Я хочу рассказать какие ещё новые формы работы с детьми и с семьёй используются в нашей школе. Это различные социальные проекты. Являясь руководителем волонтёрского отряда в школе, я очень активно взаимодействую с детьми и их родителями. Программа волонтёрского отряда «Чистые сердца» не является каким-либо отдельным направлением в учебно-воспитательном процессе. Наоборот, она позволяет эффективнее решать поставленные воспитательные задачи школы.
Немного расскажу об экологическом проекте. Ребята нашего отряда «Чистые сердца» решили сделать необычный подарок школе и учителям, посадить аллею из сосен для любимых учителей. Педагоги и родители, конечно, поддержали такое желание детей, организовали экологический проект.
Это очень важно, актуальность данной темы в том, что важнейшей нравственной ценностью сегодня в обществе является чувство истинного патриотизма к Родине, малой Родине, формирование активных, социально-значимых качеств личности у школьников, бережное отношение к природе.
Была проведена большая работа:
Составление плана проекта
Согласование плана с администрацией школы и с старостой микрорайона.
Договоренность на приобретение саженцев
Информирование обучающихся школы, родителей, педагогов школы о проведении проекта
Разработка анкеты для учащихся «Важность учительского труда» и анкетирование в классах
Посадка растений на пришкольной территории
Освещение мероприятия в средствах массовой информации (канал ТНТ, социальные сети, сайт школы)
Написание сочинений учащимися о любимом учителе
Изготовление и выпуск листовки с информацией о бережном отношении к зеленым насаждениям, рисунки о бережном отношении к природе
Проведение опроса родителей по эффективности данного мероприятия
Обучающиеся привлекались к участию в трудовой деятельности, прививались навыки экологически грамотного поведения; проект содействовал нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников; приобрели качества коллективизма, умение помогать друг другу. Участниками проекта привлечено внимание к профессии учителя, многие прониклись нелёгкостью будней, важностью этого труда и самоотдачей учителей.
А также на постоянной основе принимаем участие в экологических акциях микрорайона, чистим берег реки в парке «Баранка», участвуем в субботниках как на пришкольной территории, так и на близлежащих территориях.
Приведу пример ещё одного социального проекта, в котором мы взаимодействуем все вместе: дети, родители, педагоги.
Участие в проекте «Дари добро». Мы в школе собираем корм, пледы, одеяла для приюта животных; собираем и отвозим осенний урожай в Абаканский зоопарк (2-й год), дети вместе с родителями мастерят кормушки для птиц (большинство увозим в ЦДТ, а несколько оставляем в нашем школьном парке, а зимой кормим птиц). Участие детей и родителей в данном проекте позволяет системно решать проблему вовлечения школьников в социально – значимую деятельность, повысить социальную активность нового поколения. У детей возникает потребность совершать добрые дела и поступки.
В День Пожилого человека раздавали открытки пожилым людям нашего микрорайона, сделанные учениками нашей школы. Ребята получили массу положительных эмоций. А самое главное – уделили внимание людям старшего поколения, расширили круг общения, развивали умение взаимодействовать с взрослыми. Некоторые ребята вручили открытки своим бабушкам и дедушкам. Хочу отметить, что многие открытки были сделаны совместно с родителями.
Школа является инициатором и координатором дел и мероприятий, и мы постоянно привлекаем родителей, насколько это возможно.
В результате:
-увеличились показатели родительской активности в воспитательном процессе,
-родители помогают готовить совместные мероприятия с детьми и сами в них принимают участие,
-существенно изменилась позиция некоторых семей по отношению к школе,
-успешно реализовано содержание основных направлений воспитательной деятельности всех участников образовательных отношений.
Сотрудничество родителей и школы посредством взаимодействия в социальных проектах, способствует улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих школьных повседневных проблем, и более успешно реализуется воспитательный потенциал семьи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/19/picture-45928-1355897116.jpg)
"Воспитательный потенциал семьи" родительское собрание
Выступление предназначено для общешкольного родительского собрания. Предусмотрена предварительная работа по созданию выставки творческих работ"Мир семейных увлечений", где показаны будут результа...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/01/picture-354682-1519898457.jpg)
Воспитательный потенциал семьи
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/20/picture-386436-1390237964.jpg)
Использование потенциала семьи, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, в системе коррекционно-развивающей работы
Статья посвящена вопросу сотрудничества учителя – логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи, систематизации эффективных подходов, форм и принципов взаимодействия. Ведь одной из задач, стоящих...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/25/picture-637243-1432562242.jpg)
Шоноев Т.И. Традиционная культура и развитие ресурсного потенциала семьи в Республике Бурятия.
В последнее время высказывается немало пессимистических прогнозов о кризисе семьи и разрушении ее основ в России. Но при проведении Фестиваля молодых семей ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000660-1516722691.jpg)
МОДЕЛЬ ПРЕОДОЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ИЗОЛИРОВАННОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ И/ИЛИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ, ЧЕРЕЗ УСИЛЕНИЕ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА СЕМЬИ
Социальная адаптация и интеграция в общество семьи, воспитывающей детей с ограниченными возможностями здоровья и/или детей-инвалидов, и основанная на ней социальная успешность дошкольника должны...
Социальная практика детско-взрослого сообщества как средство повышения воспитательного потенциала семьи.
В качестве приоритетного направления в системе работы с родителями желательно чаще использовать нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей, некоторые использовать на постоянной осн...