Использование потенциала семьи, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, в системе коррекционно-развивающей работы
статья по теме

Федотова Ольга Юрьевна

Статья посвящена вопросу сотрудничества учителя – логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи, систематизации эффективных подходов, форм и принципов взаимодействия. Ведь одной из задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_potentsiala_semi.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Использование потенциала семьи, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, в системе коррекционно-развивающей работы

 Одной из задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. Значимость форм взаимодействия с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Постоянная занятость родителей, недостаточная компетентность, отсутствие элементарных психолого-педагогических знаний и нежелание разобраться в сложном мире ребёнка – основные причины создавшейся ныне ситуации. Поэтому успех образовательной деятельности детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей. Я считаю, что это особенно важно в работе с детьми с нарушениями речи, так как родители, помимо знаний педагогических, должны уметь использовать специальные знания, которые они могут применить в домашних условиях с детьми.

Прямая задача учителя-логопеда: рассказать, объяснить, научить, т.е. поделиться своими профессиональными навыками и умениями.

Практический опыт работы ДОУ позволяет сделать вывод о том, что сотрудничество семьи и учителя-логопеда становится все более востребованным. Поэтому  возникла  необходимость  обновления и систематизации  эффективных подходов,  форм, принципов взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с речевыми нарушениями повышения результативности коррекции с учетом изменившейся ситуации.  Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и учителя-логопеда, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.          

Использование потенциала семьи, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, в системе коррекционно-развивающей работы я осуществляю с помощью коллективной, индивидуальной, наглядной форм взаимодействия. Коллективную работу можно представить в нескольких видах.

        Родительские собрания. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, активно включиться в процесс воспитания детей. Мне чрезвычайно важно разъяснить родителям необходимость усиленной, ежедневной работы со своим ребёнком дома по рекомендациям логопеда. Только в таком случае возможны наилучшие результаты.        В нашем саду также практикуются общие родительские собрания, в которых участвуют все специалисты. Эти собрания проходят как викторины, развлечения. Активными участниками их становятся и дети, и родители.

        Мастер-классы и семинары-практикумы вооружают родителей практическими, чаще всего игровыми, приемами коррекционной работы. Родители, играя с логопедом и друг с другом обязательно поиграют с ребенком.  Семинары-практикумы  «Такие простые игры», «Речевые игры с мячом» не только устанавливают партнерские отношения с родителями, но и повышают педагогическую компетентность родителей.

Консультации я строю так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться для пользы дела. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей: “Артикуляционная гимнастика”, «Развитие мелкой моторики”,  “Выполнение рекомендаций логопеда дома ”, “Речевые игры дома”, “Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях”.

        Индивидуальная форма взаимодействия имеет то преимущество в сравнении с коллективной формой, что позволяет установить более тесный контакт с родителями.

        Немалую роль играет анкетирование родителей.                         Особенности семейного воспитания, потребности родителей в знаниях выявляю при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем наше сотрудничество        Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Полученные знания родители используют при выполнении индивидуальных домашних заданий.

        Основной формой взаимодействия с родителями является индивидуальная тетрадь рекомендаций. Через нее родители получают информацию о том, чем занимался ребёнок, с каким новым материалом он познакомился, что у него получилось, а какое задание вызвало затруднения. Через тетрадь осуществляется и обратная связь. Она служит для нас “телефоном доверия”. Взрослый пишет в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.

        Невозможно представить сотрудничество с родителями без наглядной информации. Эта форма работы очень важна для родителей. Популярно в практике взаимодействия с родителями изготовление и распространение различных памяток, изготовленных в виде буклетов.  Красочность оформления, интересная подача материала в краткой форме позволяют родителям дома восстановить материал собрания, практикума или консультации. В работе с родителями также широко используются вспомогательные наглядные средства:  тематические выставки книг; пособия, памятки, образцы выполненных заданий.

          Я практикую такую нетрадиционную форму работу с родителями, как библиотека книг, содержащих описание игр, упражнений, пальчиковой гимнастики, тексты чистоговорок, скороговорок. Это является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

Постепенно родители овладевают сугубо логопедическими навыками и умениями и из пассивных зрителей превращаются в активных участников - помощников по решению проблем в развитии речи ребёнка. Заботливый родитель в определённом смысле становится "семейным логопедом".         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА «КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ»

В данной работе раскрывается система коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями с использованием здоровьесберегающих технологий....

Система коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта

В общей педагогике под педагогическими системами понимаетсяцелостное единство всех факторов, способствующих достижениюпоставленных целей развития личности, поведения и деятельностиобучающегося. Каждая...

Урок развития речевого слуха и формирования произносительной стороны устной речи как форма коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.

В статье описывается структура индивидуальног занятия по ФРС и ПСУР;  его задачи и формы работы (диагностика, коррекционно-развивающая работа, мониторинг)....