Главные вкладки

    Психическое здоровье учащихся .
    методическая разработка по психологии по теме

    Бариева Лейсан Фахаметдиновна

     Для Выступления на родительском университете

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Выступление педагога-психолога на родительском университете на тему «Психическое здоровье учащихся»

    Здоровье –залог успешного обучения. Само понятие здоровье- подразумевает 2 аспекта: физическое и психическое здоровье . Они оба взаимосвязаны и  взаимодополняют друг друга. Проблема состояния психического здоровья детей остро стоит во всем мире. И в России рост психических расстройств среди школьников наблюдается  

    • Выделяют несколько понятий, характеризующих психически здорового человека:
    •    - человечность;( умение сопереживать, сочувствовать)
    • -уверенность в себе;( нормальная самооценка)
    • -самообладание;( контроль за своими чувствами, эмоциями, действиями)
    • -потребность в знаниях( желаниеучиться)
    •     - потребность в самоактуализации, желание стать тем, кем могут стать, а значит жить осмысленно и совершенно.

    Почему же так стремительно ухудшается психическое здоровье учащихся?

    Ну во-первых,1) школьная нагрузка так велика, что действует не только на психическое здоровье, она реально способствует ухудшению физического здоровья. Большинство школьников мало спят и мало бывают на свежем воздухе, не полноценно питаются, много занимаются, а в свободное время сидят у компьютеров и телевизоров.

    2). Во-вторых, из-за тотальной занятости родителей, их общение с ребёнком зачастую сводится к минимуму, причём родители не вникают в детские проблемы, а привычно делают замечания, ругают за недостаточно хорошие оценки, сравнивают с более успешными детьми. В то время как главной задачей родителей должно являться создание у ребёнка уверенности, что его любят, о нём заботятся, признают его право на индивидуальность, в том числе и непохожесть на родителей

    3). В третьих, предоставленный самому себе ребёнок, у которого ещё неустойчивая психика легко впадает в разного рода зависимости (компьютерную, игровую, наркотическую, алкогольную)

    Эксперты  на основе проведенного в разных странах исследования пришли к выводу, что нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. Часто в семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком

    Уважаемые родители, для поддержания гармоничного развития Вашего ребенка мы предлагаем Вам 

    рекомендации «Как сохранить психическое здоровье ребенка»:

    • Всегда находите время поговорить      с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие      у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
    • Не оказывайте нажима на ребенка,      признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право      на самостоятельное решение.
    • Научитесь относиться к ребенку      как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным      опытом.
    • Не унижайте ребенка криком, исключите      из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
    • Не требуйте от ребенка      невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность      с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
    • Осознайте, что взрослеющий подросток      не всегда адекватен в своих поступках в силу      физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
    • Не сравнивайте ребенка с другими,      более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его      с ним же самим, но менее успешным.
    • Следите за выражением своего      лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно      сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина»      ребенку
    • .
    • Чтобы выработать чувство      ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые      отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.).
    • В случае неудачи ребенка вселяйте в      него уверенность в том, что все должно получиться.
    • Демонстрируйте ребенку позитивное      отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей.
    • Выражайте любовь к ребенку. Говорите      ему, как Вы рады, что у Вас именно такой сын иди дочь.

     Что нужно сделать  чтобы личностный рост был гармоничным?

    •  Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую самооценку, уверенность и способность противостоять трудностям:
    • доверие к ребенку;
    • уважительное отношение;
    • в случае неудачи ребенка необходимо вселить в него уверенность в том, что все должно получиться;
    • родители должны демонстрировать ребенку позитивное отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей;
    • детей нельзя обманывать - делать хорошую мину при плохой игре, т.к. дети очень чувствительны к фальши;
    • меньше сравнивать ребенка с другими детьми, особенно если сравнение не в пользу ребенка;
    • чтобы выработать чувство ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.);
    • похвала не должна быть фальшивой, иначе у ребенка возникает чувство собственного бессилия;
    • помощь ребенку необходима тогда, когда он об этом попросит.

    Критическими точками в формировании психического здоровья школьника является несколько этапов в его школьной жизни.

    • 1) поступление в 1 класс
    • 2) переход из начальной в среднюю школу ( тревожность в 1 четверти была завышена у некоторых детей ,а сейчас уже период адаптации проходит и учащиеся привыкли у учителям, к своим кл.руков , и требованиям учителя и темпу их работе на уроке.)
    • 3)переломный подростковый период, когда мнение окружающих становится важнее, идет интенсивное формирование характера
    • 4) период государственной аттестации учащихся

    Свое выступление хочу закончить следующими словами: «Психически здоровый человек

    должен быть максимально полезен

    многим людям; если это невозможно - то хотя бы немногим;

    если и это невозможно - то хотя бы своим ближним;

    а если даже это невозможно - то хоть самому себе!»

                                                                               Сенека.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Направления психолого-педагогического сопровождения в сохранении и укреплении психического здоровья учащихся в рамках введения ФГОС

    Из опыта работы по психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС...

    Контрольный диктант с грамматическим заданием для учащихся 7 класса (2четверть) с ограниченными возможностями здоровья ( учащиеся с задержкой психического развития).

    Контрольный диктант адаптирован для учащихся с логопедическим диагнозом и задержкой психического развития....

    Методическая разработка "Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребенка"

    Семья для ребёнка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятным. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношение к самому себе и к окружающим...

    Динамика психического и физического здоровья учащихся в системе дополнительного образования

    Поговорим о здоровье, как о состоянии равновесия между адаптационными возможностями организма (потенциалом здоровья) и, постоянно меняющимися, условиями среды....

    Статья "ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ И НРАВСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ УРОКОВ МУЗЫКИ В ШКОЛЕ НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ

    Статья отражает влияние уроков музыкального искусства в школе на психическое состояние учащихся, их духовную сущность и здоровье в целом. В ней представлены основные виды деятельности учащихся на урок...