Трудности адаптации учащихся в начальной школе
статья по психологии по теме

Лаврова Елена Дмитриевна

Статья о трудностях  адаптации учащихся в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsii_v_nach.shkole.rar12.18 КБ

Предварительный просмотр:

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА «НОВООСКОЛЬСКИЙ РАЙОН»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СОЛОНЕЦ-ПОЛЯНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА НОВООСКОЛЬСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ»

Проблемы адаптации в начальной школе

                Выполнила:

Лаврова Елена Дмитриевна

                                         

        

С. СОЛОНЕЦ-ПОЛЯНА

2007год

Многие педагоги знают, как нелегко бывает современным первоклассникам адаптироваться к школе. А между тем перед учениками и учителем стоят непростые задачи, от решения которых зависит не только успешность в учении, общении с одноклассниками, но и эмоциональное отношение к школьной жизни, психологическое и физическое здоровье первоклассников.        

Говоря об адаптации, нужно отметить, что адаптироваться приходится не только первоклассникам (к классу, к своему месту в школе, к учителю), но и самому педагогу к новым для него воспитанникам.

        Проблема адаптации, преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой чрезвычайно актуальна. Феномен адаптации связан с овладением человеком новым видом деятельности, новой ролью, изменением его социального окружения. Дошкольники, попавшие в школу, испытывают особую тревожность, у них не хватает физической выносливости. В концепции А. В. Петровского адаптация рассматривается как особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития.

По мнению детей «настоящий школьник – это счастливый обладатель портфеля и старательный исполнитель школьных правил. Он слушает учителя, поднимает руку и получает отметки». Школу почти каждый первоклассник воспринимает как игру. В таком слишком поверхностном образе детских надежд таится серьёзная опасность – и для ребёнка, и для будущего учителя. Возможно, уже в первые дни ребёнок сочтёт себя обманутым, потому что в школе надо играть совсем в другие игры. Поэтому родителям важно в этот непростой период помочь ребёнку настроиться именно на реальную школу, где малыш должен будет в первую очередь учиться и где для этой учёбы от него потребуется немало усилий, рассказать ему, что он вступает в новые отношения с взрослыми, сверстниками и даже самим собой. Ведь именно 1 класс решает судьбу всего школьного обучения. И он является серьёзным испытанием, как для ребёнка, так и для родителей.

Успешная адаптация позволяет сочетать интегрированность ребёнка в группе с его индивидуализацией и автономностью. В 1 классе ребёнок осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную. Изменяется его социальное окружение: появляются одноклассники, учителя и другие школьные работники.

        В понятии адаптации можно выделить две подструктуры: готовность ребёнка к учебной деятельности и его психологическая готовность. Таким образом, адаптация – это процесс взаимодействия личности и социальной группы с окружающей средой.

        Период адаптации ребёнка к школе может длиться от двух-трёх недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребёнка, характера его взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения, степени подготовленности ребёнка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка родственников: чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее ребёнок адаптируется к новым условиям.

Первые дни ребёнка в школе сопряжены с более или менее продолжительной адаптацией. Его психика в этот период испытывает определённую нагрузку, так как резко изменяется образ жизни, увеличиваются и качественно усложняются требования, предъявляемые со стороны учителя и родителей. В связи с этим возможно возникновение определённых адаптационных затруднений.

        В последнее время увеличивается количество детей, которые уже в начальной школе не справляются с учебной программой. Они требуют к себе особого внимания со стороны педагога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии учащихся.

        Всем педагогам нужно чётко представлять цели и возможности анализа адаптационного периода, владеть навыками его осуществления. Компетентный учитель предотвращает развитие дезадаптации, содействует преодолению возникающих адаптационных затруднений, обеспечивает более

быстрое включение первоклассников в учебную деятельность и, в конечном счете, содействует их развитию.

        Часто учителя не осознают, что дети пришли в новые условия, и уже из-за этого у них могут появиться разные страхи. Например, некоторые дети,  вернувшись из школы домой, не раздевшись, быстрей бегут в туалет. Почему? Оказывается, на перемене туалет был занят, а отпроситься на уроке ребёнок постеснялся. Очень многие дети, поступив в школу, просыпаются ночью: всё ли они положили в портфель, не забыли ли ластик и линейку. Постоянно присутствующая тревожность плохо сказывается на здоровье. Вот почему у хорошего учителя на столе всегда должно быть несколько запасных ластиков, ручек, он не ругает детей за забывчивость, а говорит: «Ничего страшного, я поделюсь с тобой, а следующий раз ты мне всё вернёшь».  Постепенно ребёнок приучится всё делать правильно. Ведь всякие страхи особенно сильны в первые дни, и если детям не помочь в их преодолении, они могут закрепиться.

        Наблюдения за первоклассниками показали, что социально-психологическая адаптация может проходить по-разному. Значительная часть детей (их обычно 50-60%) адаптируется в течение первых двух-трёх месяцев обучения. Это проявляется в том, что ребёнок привыкает к коллективу, ближе узнаёт своих одноклассников, приобретает друзей. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладают хорошее настроение, активное отношение к учёбе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения выполнять требования учителя.

        Другим детям (их примерно 30%) требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Они могут до конца первого полугодия предпочитать игровую деятельность учебной, не сразу выполняют требования учителя, часто выясняют отношения со сверстниками неадекватными методами. У этих детей встречаются трудности и в усвоении учебных программ.

        И, наконец, в каждом классе есть примерно 14% детей, у которых к значительным трудностям учебной работы прибавляются трудности болезненной и длительной адаптации. Такие дети отличаются негативными формами поведения, устойчивыми отрицательными эмоциями, нежеланием учиться и посещать школу. Часто именно с этими детьми не хотят дружить, сотрудничать, что вызывает новую реакцию протеста.

        Наиболее напряжёнными для всех детей являются первые четыре недели обучения. Это период так называемой «острой» адаптации. В это время не следует повышать нагрузку, темп работы. Активный период обучения должен начинаться после «острого» периода адаптации. На этом пути неизбежно встретятся и трудности. Что-то не будет удаваться, где-то потребуется приложить очень значительные усилия. Но если относиться к этому спокойно, не терять бодрость духа, сохранять настойчивость, то любые трудности удастся преодолеть.    

Как учитель может помочь детям благополучно пережить процесс вхождения в новую социальную ситуацию, принять нормы и требования школьной жизни, успешно сформировать качества, свойственные ученику?

        Это можно сделать, используя потенциальные возможности учебных предметов 1 класса. Существенный вклад следует ожидать от уроков «окружающий мир», что обусловлено его специфическими особенностями. Одной из ведущих целей этого предмета является социализация младшего школьника, т. е. введение его в систему отношений с окружающей действительностью, раскрытие роли и места человека в природе и обществе. С этой точки зрения уроки «окружающий мир» имеют особое значение для формирования знаний о правилах поведения и взаимодействия людей, развития у ребёнка эмоционально-положительного отношения к окружающим и себе, мотивированной деятельности общения.

        Ключевое значение имеют формы организации взаимодействия первоклассников друг с другом на уроке в адаптационный период. В частности, работа в парах является наиболее комфортной формой организации учебного процесса, целью которого является формирование деловых межличностных отношений. Работа в парах позволяет учителю оценивать степень развития навыков сотрудничества у первоклассников и целенаправленно организовывать их совместную деятельность на уроке в адаптационный период.

        Каковы же признаки успешной адаптации?

        Первый – удовлетворённость ребёнка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.

        Второй – насколько легко ребёнок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребёнок испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в первоклассника уверенность в успехе, не дать ему поддаться унынию.

        Третий признак успешной адаптации – степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослых лишь после предпринятых им попыток выполнить задание самому.

        Но самым важным признаком того, что ребёнок освоился в школьной среде, является его удовлетворённость межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.

        Успехи в обучении напрямую зависят от состояния здоровья ребёнка. Ежедневно посещая школу, малыш привыкает к ритму её жизни, к распорядку дня, учится выполнять требования учителя. Частые заболевания выбивают его из привычного ритма школьной жизни, ему приходится догонять класс, и от этого многие дети теряют веру в свои силы.

        Нередко родители ругают ребёнка за то, что он поздно возвращается из школы, что ему часто звонят друзья «не по делу», что слишком много времени у него уходит на прогулки. Однако хорошо бы помнить, что в этот период первоклассник активно устанавливает контакты, ищет своё место в детской среде, учится сотрудничать с другими детьми и принимать их помощь в свой адрес. И ему необходимо помочь в этом непростом деле! От того, какую нишу займёт ребёнок при распределении социальных ролей, зависит насколько удачно пройдёт его обучение в школе. Вспомним, как тяжело избавиться от имиджа «жадины» или «всезнайки», как много проблем появляется в подростковом возрасте именно потому, что когда-то малышу не удалось проявить себя должным образом.

        Первый учитель – важный человек не только в жизни ребёнка, но и  всей семьи. От учителя зависит и то, какой сосед по парте достанется ребёнку. Это не маловажный фактор успешной адаптации первоклассника: важно, как будут складываться отношения у детей, сидящих вместе. Учащиеся 1 класса в начале учебного года ещё не освоили непривычных норм поведения, просидеть 35 минут, не отвлекаясь, в этом возрасте достаточно сложно. Учитель должен проводить беседы о том, что надо уважать другого человека, когда он работает; должен стимулировать детей помогать друг другу, не поощрять позицию «моя хата с краю», и кто знает, возможно, именно взаимовыручка и доброе отношение между одноклассниками помогут ребёнку в трудный момент.

        В заключении можно сказать, что успешность прохождения образовательной траектории ребёнка напрямую зависит от того, каким способом учителя, родители и другие члены семьи помогают ему в этом важном деле.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ адаптации учащихся 1 класса школы - интерната VIII вида 2012 уч. год.

По результатом проведенного исследования психоэмоционального состояния учащихся, данные отражают в целом .Рекомендации психолога  классному руководителю  по осуществлению благоприятной адапт...

Объединенный педагогический совет «Организационно-педагогические условия построения преемственности в обучении и воспитании учащихся 1-х классов на этапе адаптации учащихся в условиях школы»

Сегодня, говоря о различных аспектах проблемы преемственности, мы постоянно произносим одно и то же слово – «взаимодействие». Это основополагающее понятие в решении проблем преемственности. Взаимодейс...

Социальная адаптация учащихся специальной (коррекционной) школы 8 вида.

Основной задачей коррекционной школы является коррекционное воздействие на учащихся, обеспечивающее достижение такого уровня социального статуса, учебной деятельности и уровня активности, который соот...

Трудности и проблемы перехода учащихся из начальной школы на среднюю ступень обучения

В данной статье мы рассмотрели трудности, с которыми сталкиваются учащиеся 5 класса, сделали аспект на их эмоциональное состояние личности и обратили внимание родителей на неотъемлемую психологическую...

Родительское собрание "Трудности адаптации учащихся 5 классов"

В данном родительском собрании представлен материал по адаптации учащихся 5 классов....