Анализ ситуаций педагогического общения
материал (психология) по теме

Еремеева Нина Никифоровна

 

      

    Сегодня проблема конфликтов, эффективного их разрешения, поиска согласия вызывает огромный интерес у профессиональных психологов, социологов, педагогов.Этот вопрос я и рассматриваю в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_pedagogicheskogo_obshcheniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

                              Анализ ситуаций педагогического общения

                   Еремеева Н.Н. учитель математики высшей категории                 МОУ Новоаганская ОСШ №2  

    Сегодня проблема конфликтов, эффективного их разрешения, поиска согласия вызывает огромный интерес у профессиональных психологов, социологов, педагогов, руководителей, т. е. у всех людей, которые в своей деятельности в той или иной степени связаны с людьми. Конфликты нельзя считать своеобразными "болезнями роста" и нельзя не придавать им особого значения. Такие ситуации нельзя пускать на самотек. От психологических травм, полученных в школьные годы, большинство людей страдает всю последующую жизнь. Ребенок может стать неуверенным в себе, депрессивным и безынициативным, либо - агрессивным, эгоистичным, отвергающим социальные нормы и авторитеты. Поэтому важно не раздувать конфликт, а суметь погасить его в зародыше. Чем быстрее он будет погашен, тем меньший стрессовый след в жизни вашего ребенка оставит. Можно сказать, что любые критические ситуации в школе - это экзамен на социальную зрелость личности. Естественно, жизненный опыт ребенка невелик, поэтому ему необходима ваша поддержка. Чтобы помочь ребенку, родители должны уяснить, что они не должны решать за детей их школьные проблемы, мешая им тем самым приобретать собственный адаптационный опыт. Что греха таить, далеко не всех своих учителей мы вспоминаем с благодарностью и любовью. Но школа - это как бы прообраз большой жизни, которая сводит нас не только с приятными и интересными личностями. Тем не менее, мы должны уметь общаться со всеми: людьми разного возраста, социального и культурного уровня.  Надо объяснить детям, что и у взрослых на работе бывают напряженные ситуации, и  они также решают их - успешно или не очень, что проявляют терпимость и психологическую гибкость когда нужно,  в любом возрасте. В то же время, не надо устраняться от детских проблем,  надо напоминать своему чаду: "Что бы ни случилось, я на твоей стороне, я тебя люблю". Не кричите, никого не обвиняйте, а попытайтесь разобраться в том, что происходит, поищите позитивный выход из ситуации. Ваше дело - обсудить проблему, дать совет, может быть, вместе обратиться за помощью к психологу. В конечном счете, решение каждого конфликта требует от нас развития терпимости, доброты, умения встать на позиции другого человека. Учите ребенка признавать свою неправоту - это признак силы, а также умению прощать обиды, извлекать уроки. Чувству юмора, наконец.

      В конфликтах учащиеся находят возможности для:                      а)изменения статус-кво и поведения, причиняющего беспокойство сверстникам;   б) самозащиты, социального продвижения, личного достоинства, межличностного понимания, разрешения конфликтов и волнения;

в) героической драмы, которая превращалась в устную историю опасности, героизма и борьбы добра против зла;

г) рассуждений и прояснения ценностей и кодов поведения.

       В педагогической практике, вопреки голословно провозглашаемым мнениям, имеется ряд оснований для возникновения конфликтов. В личности растущего человека происходят  определенные изменения, которые могут ускользать  от внимания педагога и не учитываться в обучении и воспитании. В учебно-воспитательном процессе возможно несовпадение личных целей, задач, педагогических методов и индивидуальных особенностей учащихся, что нередко приводит  к кон6фликтам  между учителем и учеником. Это становится причиной потери учащимся  познавательного интереса, возникновения  неуверенности в своих силах, отрицательного отношения к школе.

       Конфликты между  отдельными детьми чаще всего бывают вызваны неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм, в отстаивании своей позиции любой ценой. При педагогически целесообразном вмешательстве в такой конфликт он может способствовать успешному формированию личности, положительным  изменениям в поведении ребенка, консолидации сил коллектива.

      В своем развитии конфликт проходит несколько этапов: возникновение, становление, зрелость, преобразование. Каждый этап предполагает свою логику поведения педагога.

       Подходы к разрешению противоречий  различаются в зависимости от принятого стиля педагогического общения. В рамках авторитарного стиля любой конфликт, как правило,  подавляется с целью любой ценой утвердить правоту педагога, заставить учащихся принять его точку зрения и подчиниться ей. Понятно, что о разрешении конфликта в буквальном смысле слова тут даже речи не идет, поскольку «выигрыш» одной из сторон заранее предопределен. Однако даже простой жизненный опыт убеждает, что настоять на своем – далеко не всегда означает победить. К тому же согласие с позиции подчинения не является конструктивным, напротив – чревато последующими конфликтами.

      Либерально – попустительский стиль характеризуется  уклонением от противоречий, когда обе стороны  продолжают вести себя по-своему, не придавая большого значения расхождению своих взглядов и позиций. Хотя такая ситуация внешне может выглядеть  эмоционально благополучной, она также неконструктивна, поскольку не предусматривает согласия сторон по важным вопросам их взаимодействия. Оптимальное разрешение конфликтов обеспечивается в рамках подлинно демократического стиля педагогического      общения, при котором обе стороны признают права друг друга на собственные позиции примирить, сблизить, достичь компромисса. Разрешение  противоречия тут осуществляется не по  принципу «мой  выигрыш – твой проигрыш», а в интересах взаимного выигрыша.  Суть любого конфликта состоит в том,  что противоборствующие стороны по разному подходят к решению одной проблемы. Устранение противоречия возможно лишь тогда, когда обе стороны заинтересованы найти взаимоприемлемое решение.

     Например: среди учащихся 7-го класса возник конфликт на почве неприязни одноклассников к одному из учеников, чьи успехи были заметно выше, чем у остальных. Каждая из сторон конфликта отыскивает у другой явные и мнимые недостатки, которые якобы способствуют разжиганию неприязни.  

       Если бы этот конфликт решал учитель с авторитарной позицией, то он сделал бы это следующим образом: Учитель переговорил бы с учеником  и группой учеников по отдельности, привела бы аргументы в пользу преуспевающего ученика и ученики приняли бы точку зрения педагога, но как мы понимаем, конфликт при этом не был бы решен до самого конца. При удобном случае он снова бы разгорелся.

      Либерально-попустительский стиль педагога – это означает, что дети продолжают вести себя так, как, будто ничего не случилось, но одновременно продолжать  издеваться над  учеником с повышенной мотивацией. Зато мальчик, который раньше занимался с удовольствием, сейчас замыкается в себе и начинает не готовить домашнее задание.

     Оптимальное разрешение этого конфликта можно обеспечить в рамках демократического стиля педагогического общения, при котором обе стороны должны признать друг друга, примириться, сблизиться  и достичь  компромисса. Разрешение этого конфликта осуществляется в интересах взаимного выигрыша. Ну, например, надо создать единую команду, в которую войдут участники конфликта  и дать им возможность защитить честь класса на конкурсе «Математическая смекалка» между 7 классами. (Ради  этого случая договориться с учителем параллельного класса о проведении такого конкурса).  После выступления в одной команде, когда перед  ними были поставлены общие задачи, произойдут перемены  и конечно в лучшую сторону. Это я уже точно могу сказать после 39 – летнего опыта.  Лично у меня за все время  работы не было не одного серьезного конфликта    и наверное несерьезного, чтобы его можно было не разрешить на этапе возникновения.

         И еще очень важно то, что сглаживать острые углы в общении – причем в любом, и в том числе, разумеется, педагогическом, - помогает уместное использование юмора. Даже самые трудные, неуживчивые люди боятся выглядеть смешными. Есть такая пословица: « Насмешка проникает даже сквозь панцирь черепахи».  Обращение в шутку может сыграть исключительно положительную роль.                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Ситуации речевого общения"

Одним из наиболее эффективных средств раскрытия творческого потенциала учащихся является обучение общению. Научить школьников общаться естественным образом на иностранном языке в условиях учебного про...

Ситуации речевого общения на уроках английского языка

Способы организации речевой деятельности учащихся...

Прблемные ситуации в процессе педагогического общения с детьми

Общение-многогранный процесс, обеспечивающий многообразие жизнедеятельности и отношения учителя и учащегося. Конфликтные ситуации, преодоление этих конфликтов....

Невербальные средства общения как важная часть различных стилей педагогического общения.

Существует несколько стилей общения учителя с учеником, поэтому, при написании работы я хочу указать основные и выделить наиболее распространенные стили, такие как: невербальное педагогическое общение...

Выступление на педагогических чтениях "Педагогический такт. Стили педагогического общения."

В выступлении рассматриваютя понятия "Педагогический такт", "Педагогическое общение", "Стили педагогического общения", "Модели поведения педагогов"...

СИТУАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ. ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Для того, чтобы проанализировать предконфликтные ситуации, следует сначала поговорить об оценке, как критерии объективных результатов образовательного процесса....

Психология общения. Стили педагогического общения.

стили педагогического общения. психология. психология общения...