Рабочая программа по курсу "Самосовершенствование личности", 6 класс
рабочая программа (психология, 6 класс) на тему

Программа разработана на основе:

1. Программы Селевко Г.К. Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса. М.: Народное образование, 2000.

2. Используемый учебник: учебное пособие Селевко Г.К. «Сделай себя сам».  – Изд. 2-е. – М.: Народное образование, 2006. – Серия «Самосовершенствование личности».                                                                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_samosoversh.lichnosti6_kl.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

       

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по курсу «Самосовершенствование личности» разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года   № 1897.
  • Основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ __ на 2012-2017 учебные годы.
  • Программы формирования универсальных учебных действий;
  • Списка учебников МАОУ СОШ ___, соответствующего Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
  • Рекомендаций по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся (Рекомендации Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011. № МД-1552/03).

Общая характеристика курса

Одно из примечательных явлений подросткового возраста – начало процесса сознательного самовоспитания. Подросток начинает задумываться над возможностями влияния на свои физические и личностные качества и предпринимать для достижения этой цели сознательные, целенаправленные усилия. Самовоспитание – это процесс намеренного изменения, возведение человеком себя самого на более высокую ступень физического, духовно-нравственного, социального и творческого развития.

Возрастные особенности шестиклассников (11-12 лет) объясняются прежде всего резким повышением интереса к своей внешности, своему «Я-физическому». Остро переживается угловатость движений, особенности черт лица, худоба или излишний вес, что в какой-то степени определяет популярность у сверстников и формирует самооценку личности. Быстро взрослеющий подросток убежден: он исключительная личность, способная выполнять разнообразные обязанности, нести большую ответственность за других. Он требует уважительного тона в обращении к нему, у него появляется чувство взрослости – это главное новообразование возраста. Он демонстрирует смесь детско-взрослого поведения, он ребенок и взрослый одновременно.

Шестой класс – время, когда осознанно формируется внутренний мир подростка, он вырабатывает свои принципы деятельности, общения. Значимым становится  стремление к дружбе, рыцарству, романтизму, пробуждается интерес к объяснению поведения и проблемам внутренней жизни человека. Общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности. Совместная деятельность помогает «поиску себя» среди других. Общение для подростка в этом возрасте чрезвычайно важно – из него он получает ценнейшую информацию, оценивает себя и других, ориентируется на мнение коллектива, оценки сверстников, становится наиболее значимым. Очень важно в это время подсказать средства самовоспитания, которые помогут подростку сориентироваться в выборе вариантов ощущения (и демонстрации) своей значимости. Необходима активная деятельность классового коллектива – среды обитания, создающей условия для самореализации, формирования положительной «Я- концепции».

Формируется и круг интересов (коллекционирование, увлечение кино и т.д.), из которых вырастают ценностные ориентации ребенка.

Организация внешней части учебно-воспитательного процесса (воспитание) должна способствовать появлению у ребенка внутреннего процесса самовоспитания, включающего следующие элементы:

  • собирание своего образа «Я»: способности, возможности, умения;
  • осознание своих проблем и определение своего направления движения;
  • свободный выбор нравственных целей;
  • культивирование положительных чувств веры в свои силы, надежды на преодоление препятствий;
  • искоренение в себя страха, зависти, уныния, вредных привычек;
  • устремленность к решению задачи;
  • самоконтроль, критический самоанализ своих успехов и достижений;
  • умение корректировать программу своих действий.

Подросток при этом выступает как субъект своего воспитания, как творец своей личности. Обязательные элементы самовоспитания: постановка цели, волевое усилие, самоконтроль, самоанализ и рефлексия.

Таким образом, цели курса:

  • систематизированное изложение понятий и проблем самосовершенствования личности на уровне возрастного развития,
  • вооружение учащихся теорией (методологией) собственной психической деятельности;
  • ознакомление с возможными стилями деятельности по самосовершенствованию.

Задачи курса: 

  • побудить ученика к самовоспитанию;
  • ознакомить с понятиями: самовоспитание, воля, самоконтроль, самообладание, самовоздержание;
  • формировать мотивы самовоспитания;
  • раскрыть возможности человека в его стремлении стать лучше;
  • помочь ребенку овладеть приёмами самовоспитания, методами работы над собой;
  • формировать первоначальные умения по самовоспитанию, постановке перед собой целей и задач, организации режима, контроля над собой, волевого поведения;
  • пробудить в ребенке веру в свои силы, в возможность стать лучше;
  • создать у учащихся первый опыт самовоспитания;
  • составить индивидуальную программу самовоспитания. 

Место курса в учебном плане

                 На изучение содержания курса отводится 1 час в неделю.

Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания, влияния личности на саму себя определяется уровнем осознания ребенком целей и возможностей своего развития. В технологии самовоспитания ребенку открывается "тайна" процессов, идущих в его психике, серия специальных предметов и курсов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. В учебный план школы вводится существенный, принципиально важный компонент - курс "Самосовершенствование личности".

Курс дает ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебных предметов и для внеурочной деятельности.

Результаты освоения программы основного общего образования

Личностными результатами, обучающимися основной школы, формируемыми при изучении содержания курса, являются:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
  • сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
  • системы значимых межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в деятельности;
  • способность ставить цели;

Метапредметные результаты изучения курса проявляются в:

  • способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
  • самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками;
  • построении индивидуальной образовательной траектории;
  • способности анализировать реальные психологические ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных психологических ролей;

Предметными результатами освоения обучающимися основной школы содержания программы по курсу являются:

  • относительно целостное представление о личности, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
  • владение основами гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты);
  • владение готовностью к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовности к выбору направления профильного образования;
  • владение основами понимания принципиальной ограниченности знания, существования различных точек зрения, взглядов;
  • знание основных понятий;
  • умение учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • умение контролировать действия партнера;
  • умение строить сложные монологические высказывания;
  • осуществление наблюдений и экспериментов;
  • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
  • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
  • понимание значения коммуникации в межличностном общении;
  • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
  • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности.

Содержание курса

I. Понятие о процессах воспитания и самовоспитания. Роль и возможности самовоспитания в развитии личности. Внутренние мотивы самовоспитания: неудовлетворенность собой, стремление развить свои индивидуальные данные, здоровое честолюбие.

Деятельность и ее роль в воспитании и самовоспитании. Этапы деятельности: целеполагание, планирование, реализация цели (содержание), результат (анализ). Основные направления самовоспитания: нравственное, эстетическое, трудовое, умственное и физическое. (3 часа).

Самовоспитание как волевой процесс. Роль целевых установок и привычек в волевых усилиях. Активное и реактивное поведение. Слабоволие и упрямство, особенности их проявления и коррекция.

II.        Нравственное самовоспитание. Основные понятия нравственности: добро, зло, справедливость, честь, достоинство, верность, долг, ответственность, милосердие, великодушие, стыд, совесть, счастье, свобода. Нравственность и мораль. Мораль общечеловеческая, религиозная, этническая, малогрупповая. Моральные кодексы: рыцаря, джентльмена, самурая, русского дворянина, средневековой русской семьи. Современная мораль. Баланс «могу-хочу-надо».    (3 часа).

III.        Программа самовоспитания.

Условия, средства и организация самовоспитания. Планирование работы над собой. Личные правила самовоспитания, самообязательство. Личный образ жизни. Правила самовоспитания и девизы, стиль жизни, режим, традиции, упражнения. (4 часа).

IV.        Самосознание, самоощущение. Образ Я, Я-концепция. Разнообразие «Я» (субличностей) человека. (4 часа).

  1. Организация (методы) самовоспитания.

а) Самоконтроль, самоотчёт. Режим дня и его роль в организации самовоспитания.

б)   Самоубеждение. Диалог с собой как способ осознания себя. Самоприказ. Значение внутренней и внешней речи в волевом процессе. Выработка привычек, развитие способностей, самовоспитание культуры общения.

в)  Самоактивизация: самопоощрение, самонаказание, самостимуляция, самоободрение.

г) Самообладание: самоприказ, самоуспокоение, самопручение, самовнушение. Выработка хороших привычек.

д) Самовоздержание: самоограничение, самоотучение, самоотказ. Избавление от вредных привычек.      (2 часа).

Методы и приемы:

В процессе занятий применяются словесные, наглядные и практические методы, причём две трети времени рекомендуется отводить практической, лабораторной и тренинговой формам работы. Диагностические задания можно успешно сочетать с тренинговыми, формирующими.

Основной метод, используемый на занятиях, — беседа и диалог на основе обсуждения выдвигаемых идей, мыслей, практических ситуаций, событий. Эффективнейшим средством социализации подростка, его приобщения к нормам и ценностям общества является игра, в процессе которой подросток расширяет, обогащает, углубляет свои социальные и психологические компетенции. Игра или её элементы должны присутствовать практически на всех уроках:

  • диагностические;
  • активизирующие,
  • игры-театрализации;
  • ролевые игры, содержание которых постепенно усложняется: от индивидуального проигрывания ситуаций-проб до моделирования общественных отношений.

В учебном процессе рекомендуется применять различные аудиовизуальные средства: таблицы, схемы, фотографии, фрагменты видеофильмов, магнитофонные записи, компьютерные мультимедийные средства.

Эпиграфы, афоризмы, поговорки, «Мысли мудрых людей» и др. в пособиях представляют учащимся дополнительную область для размышления.

Записям на занятиях придаётся большое значение не только потому, что происходит самоадаптация учебного материала, но и потому, что перед каждым школьником ставится отдельная педагогическая задача: «написать книгу о самом себе». По мере того, как учащиеся заполняют страницы теорией, упражнениями, проверочными тестами, учитель систематически дополняет   эти   записи    оценками, заключениями, рекомендациями.

Чтобы усвоить важнейшие понятия, новые термины, рекомендуется оформлять «Словарь понятий».

«Книгу о себе» можно художественно оформить рисунками, фотографиями, собственными сочинениями  в стихах и прозе.

Примеры практических занятий:

  • диспут «Можем ли мы считать себя взрослыми?»;
  • сочинения «Я в прошлом, настоящем и будущем»;
  • закрепление адекватной самооценки;
  • составление программы изживания (угасания) одной из вредных привычек для ежедневного тренинга;
  • составление программы формирования актуальной положительной привычки для постоянного тренинга;
  • составление индивидуальной программы самовоспитания;
  • разбор социальных ситуаций-проб.

Ожидаемые результаты: Повышение интереса к процессу самоизучения. Формирование адекватной самооценки посредством развития навыков самовосприятия, самовоспитания, самокритичности, самонаблюдения.

Критерии эффективности: Анкета самооценки умений по самовоспитанию учащегося в области самосовершенствования личности «Какой вы воспитатель?». Автор: Г.К. Селевко

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса 

1. ТСО

№ п/п

Наименование

Кол-во

1

Монитор

1

2

Системный блок

1

3

Клавиатура

1

4

Мышь

1

5

Телевизор

1

6

Интерактивная доска

1

7

Проектор

1

8

Колонки

2

9

Музыкальный центр

1

  1. Методические пособия:

№ п/п

Название

Год издания

1

Г.К. Селевко, «Сделай себя сам», М.: Народное образование, - Серия «Самосовершенствование личности»

2006

2

Г.К. Селевко, «Современные образовательные технологии»,  М.: Народное образование.

1998

Планируемые результаты изучения курса

Освоение учащимися содержания курса «Самосовершенствование личности», должно обеспечить:

  • выявление собственных положительных качеств, потенциала, способностей;
  • раскрытие сильных сторон и индивидуальных качеств его личности;
  • собирание своего образа «Я»: способности, возможности, умения;
  • осознание своих проблем и определение своего направления движения;
  • свободный выбор нравственных целей;
  • культивирование положительных чувств веры в свои силы, надежды на преодоление препятствий;
  • искоренение в себе страха, зависти, уныния, вредных привычек;
  • устремлённость к решению задачи;
  • самоконтроль, критический самоанализ своих успехов и достижений;
  • умение корректировать программу своих действий.

Список литературы:

  1. Зюзько М.В. Пять шагов к себе. М., 1992.
  2. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика. Минск, 1992.
  3. Маленкова Л.И. Человековедение. М., 1993.
  4. Маленкова Л.И. Я — человек. М., 1996.
  5. Немов Р.С. Практическая психология. М., 1997.
  6. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991.
  7. Орлов Ю.М. Самопознание и самовоспитание характера. М.,1987.
  8. Петровский А.В. Что мы знаем и чего не знаем о себе? М., 1988.
  9. Рогов Е.И. Психология познания. М., 1998.
  10. Селевко Г.К., Тихомирова Н.К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль, 1991.
  11. Соина О.С. Этика самосовершенствования. М., 1990.
  12. Фридман Л.М., Кулагина Н.Ю. Психологический справочник учителя. М., 1991.
  13. Что вы знаете и чего не знаете о себе / Сост. С. Степанов. М., 1994.
  14. Яковлев Ю. Ваши права, дети. — М., 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс к учебнику Бабайцевой, Рабочая программа по литературе 11 класс к учебнику под редакцией В.П.Журавлёва

В этом году появились новые требования к оформлению учебных программ по всем предметам. Данные программы составлены в соответсви с новыми требованиями. Они помогут учителям русского языка и литературы...

Аннотация к рабочей программе по геометрии, 11 класс + рабочая программа по геометрии для 11 класса

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (геометрии). Класс: 11.Программа по геометрии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднег...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Математике 5 класса (Рабочая программа составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида, под ред. В.В.Воронковой и учебника «Математика» М.Н. Перова, Г.М. Капустина)

Рабочая программа  составлена на основе программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида,  под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой Сб.1. –М.:...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...