Правила формирования мотивации старшеклассников
консультация по психологии (8 класс) по теме

Алексеенко Надежда Станиславовна

Как мотивировать учащихся 8 классов и без усилий заставить учиться. Придерживаясь простых и всем знакомых правил, можно повысить мотивацию подростков к учению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravila_formirovaniya_motivatsii_starsheklassnikov.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Правила формирования мотивации старшеклассников

Мотивы, которые определяют преобладание интереса к тому или иному предмету, многообразны. В основном они сводятся к следующим:

1. Непосредственный интерес к самому содержанию предмета, к тому содержанию действительности, которое в нем отражается.

2. Интерес вызывает характер той умственной деятельности, которой требует предмет.

3. В некоторых случаях интерес вызывается или по крайней мере подкрепляется соответствием склонностям подростка, а также тем, что данные дисциплины хорошо ему даются

4. Опосредованный интерес к предмету вызывается, далее, связью его с намеченной в будущем практической деятельностью.

Для того, чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были понятны, но и внутренне приняты им, т.е. чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли, таким образом, отклик и опорную точку в его переживании.

  1. Мотивация обучения - средства побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.

     Мотив - это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней.

Развить интерес к обучению можно различными способами:

1. Излагать материал, исходя из уровня и качества знаний учащихся

2. Увлечение предметом – вовлекать в предмет учащихся

3. Сделать занятия разнообразными, интересными, устранить монотонность и однообразие, не допускать скуку

Как мотивировать учащихся и без усилий заставить учиться следует применять следующие правила мотивации:

• Учитывать интересы и склонности

• Поощрять желания добиться успеха. В ходе урока всегда нужно создавать ситуации переживания, успеха, связанные с положительными эмоциями.

• Одобрять успехи у каждого учащегося можно найти, за что его отметить. Сравнивать надо с его результатами предыдущими.

• Признавать достоинства

• Сделать работу привлекательной

• Использовать ситуацию, то есть ловить момент

• Показывать достижения: большинство людей любят слышать, когда о них говорят приятно. Лучшим способом стимулирования, по мнению Шаталова, служат рейтинги и экран успеваемости.

• Обращаться к самолюбию, так как любому человеку свойственно улучшать свои результаты, положение.

• Поддерживать соперничество, вовлекать учащихся в борьбу за достижение наилучших результатов. Это стимулирует творческую активность, инициативу, ответственность, коллективизм

• Хвалить - похвала должна быть конкретной, точно адресованной и объективной. Особенно она необходима учащимся несмелым, неуверенным.

Формирование мотивации на отдельных этапах урока

1.Этап вызывания исходной мотивации. На начальном этапе урока преподаватель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:

  • актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"),
  • вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),
  • усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"),
  • усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

2.Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Здесь учитель ориентируется на познавательные и социальные мотивы,

  • вызывая интерес к нескольким способам решения задач,
  • к разным способам сотрудничества с другим человеком

Этот этап важен потому, что учитель, вызвав мотивацию на первом этапе урока, иногда перестает о ней думать, сосредоточиваясь на предметном содержании урока.

3.Этап завершения урока. Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Бывает важным показать ученикам их слабые места, чтобы сформировать у них представление о своих возможностях. Это сделает их мотивацию более адекватной и действенной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование межпредметных связей информатики для развития познавательной мотивации старшеклассников.

Экологическое воспитание и образование детей и подростков – сложный процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов, участвующих в воспитании юного поколения – школы, внешкольных ...

Способы и формы измерения учебно – познавательной мотивации старшеклассника

Способы и формы измерения учебно – познавательной мотивации старшеклассника...

Диагностика учебной мотивации старшеклассников

Диагностика учебной мотивации старшеклассников использовалась для исследования развития учащихся на уроках химии...

Методика Лукьяновой М.И. для диагностики мотивации старшеклассников 10-11 класса

Методика Лукьяновой М.И. для диагностики мотивации старшеклассников 10-11 классов...

Диагностика эмоциональной учебной мотивации старшеклассников

Аннотация. В работе  (методическая разработка) представлена проблематика эмоциональной учебной мотивации старшеклассников. Дается определение данному явлению. Теоретические и практические аспекты...

Родительское собрание по теме «Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»

Родительское собрание по теме«Повышение учебной мотивации обучающихся. Восемь правил повышения мотивации учения»...