Работа психолога с "трудным" классом
презентация к уроку по психологии по теме

Кондратова Татьяна Владимировна

Понятие «трудный класс» используется в психолого-педагогической литературе часто, но, к сожалению, его содержание варьируется от источника к источнику. Признаком «трудности» класса чаще всего называют низкую успеваемость, несколько реже — неблагоприятный социально-психологический климат, конфликтные отношения между учащимися (например, Романова, Иванникова, 1994). При этом «трудный класс» зачастую рассматривается с позиции учителя, работающего с этим классом (например, Тюнников, 2005), что закономерно вызывает вопрос о том, где же эта «трудность»: в классе или в самом учителе? Для уточнения этого понятия мы предлагаем очень условную классификацию классов, к которым в той или иной степени применимо определение «трудные». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudnyy_klass_noyabr_2013_kondratova_t.v.pptx809.41 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор: Кондратова Т.В., педагог-психолог Трудный класс: приговор или… МОУ «Краснооктябрьская СОШ» с. Красный Октябрь, 2013

Слайд 2

Трудный класс в образовательной среде

Слайд 3

Сущность феномена «Трудный класс» «Трудный класс» «Объективно» трудные классы «Ситуативно» трудные классы «Субъективно» трудные классы «Устойчиво трудные» классы

Слайд 4

Критерии эффективности группы Признаки трудного класса 1. Эффективность совместной деятельности Неэффективны учебная и внеучебная деятельности 2. Характеристика социально-психологического климата в группе. Неблагоприятный эмоциональный фон отношений в группе. Несбалансированность групповой структуры (разобщенность, гиперсплоченность, конфликтность) 3. Мотивация совместной деятельности Преобладание «отрицательных» мотивов в структуре шаблона учебной деятельности группы. Низкий ранг учебы и нормативности поведения в иерархии групповых ценностей. 4. Характеристики групповой идентичности и взаимодействия с «аутогруппами» Размытая групповая идентичность. Использование самооценочных ярлыков – самоописаний . Неадекватный стиль взаимодействия с представителями «аут - групп». Признаки «Трудного класса» в его функционировании

Слайд 5

Типология «трудных классов» «необучаемые» классы; - «немотивированные» классы; - «неуправляемые» классы; - «внутренне конфликтные» классы; - «закрытые классы»; - «звездные» классы.

Слайд 6

Социально – психологические особенности класса в целом Психологические особенности отдельных учащихся Неэффективность учебной деятельности. Ярлык «тупые» (отражается в групповом самосознании). Несоответствие учебных задач возрастным особенностям, Стиль педагогического взаимодействия не способствующий формированию и развитию познавательной активности. Несформированность учебных навыков. Остаточная минимальная мозговая дисфункция. Задержка психического развития. Выученная беспомощность. Школьная тревожность. Низкий темп учебной деятельности. 1. «Необучаемый» класс

Слайд 7

Социально – психологические особенности класса в целом Психологические особенности отдельных учащихся Преобладание «отрицательных» мотивов в шаблоне учебной деятельности. Низкий рейтинг ценности учебы в структуре групповых ценностей. Низкий рейтинг ценности учебы, транслируемый родителями. Несоответствие учебных задач возрастным особенностям. Ситуация «хронического учебного неуспеха», в том числе связанная со спецификой оценивания. Несформированность учебных навыков. Выученная беспомощность. Школьная тревожность. Низкий темп учебной деятельности. Низкий уровень притязаний. 2. «Немотивированный» класс

Слайд 8

Социально – психологические особенности класса в целом Психологические особенности отдельных учащихся Ярлык «неуправляемые» (отражается в групповом самосознании). Преобладание «отрицательных» мотивов в шаблоне учебной деятельности (мотивов общения). Низкий рейтинг ценности дисциплины в структуре групповых ценностей. Низкий рейтинг ценности дисциплины или статуса педагога, транслируемый родителями. Авторитарный или попустительский стиль руководства со стороны учителя. Переживание критических этапов развития. Психотравмирующий опыт, вызывающий реактивное поведение. 3. «Неуправляемый» класс

Слайд 9

Социально – психологические особенности класса в целом Психологические особенности отдельных учащихся Несбалансированность групповой структуры. Провокация учителя и родителей. Типичный стиль отношений в школе (отсутствие адекватной модели разрешения конфликтов ). Несформированность навыков общения. Переживание критических этапов развития. Психотравмирующий опыт, вызвавший реактивное поведение. 4. «Внутренне конфликтный» класс

Слайд 10

Социально – психологические особенности класса в целом Психологические особенности отдельных учащихся Сформировавшийся стереотип групповой экспрессивной деятельности. Сформированный стереотип восприятия школы. Интроверсия. Несформированность навыков общения. Страх самораскрытия. Тревожность. 5. «Закрытый» класс

Слайд 11

Социально – психологические особенности класса в целом Психологические особенности отдельных учащихся Ярлык «Гений» (отражается в групповом самосознании). Акцентирование «звездности» учителями и родителями. Завышенный уровень притязаний. Завышенная самооценка. Неадекватное ролевое поведение. Чувствительность к критике. 6. «Звездный» класс

Слайд 12

Алгоритм работы по запросу учителя: «Трудный класс!» Запрос учителя «Трудный класс!» Консультация с учителем В чем проблема, трудность? Для кого проблема, трудность? Диагностика класса Консультирование учителя Работа с классом Работа с родителями Работа с учителями Оценка эффективности проведенной работы субъективно ТК объективно ТК Совместная работа класса и учителя Устойчиво трудный Ситуативно трудный

Слайд 13

«Внутренне конфликтный» класс

Слайд 14

Практическое занятие: Цель: создание условий для развития способности понимать состояние другого человека, а так же осознание неточности восприятия и интерпретации поведения других людей Ритуал приветствия (Пожать руки по кругу и улыбнуться). Разминка (Мое имя). Рефлексия прошлого занятия ( Повторение правил общения). Основное содержание занятие («Муки творчества», «Какая все же у меня и у тебя есть прелестная штучка», «Фотографии»). Рефлексия прошедшего занятия (Мишень настроения). Ритуал прощания (По кругу похлопать по плечу и поблагодарить за работу).

Слайд 15

Правила общения Общение – это обоюдный процесс, который имеет свои законы и правила. И прежде чем, приступать к развитию навыков, следует ознакомиться с их перечнем. Поскольку это – тот фундамент, на котором строится эффективное общение. Итак, пять простых правил общения, которые помогут вам эффективно взаимодействовать с другими людьми : Изначально будьте дружелюбны к своему собеседнику. Проявите к нему искренний интерес, найдите достоинства, подчеркните его уникальность и значимость. Невидимая волна доброго отношения воспринимается где-то на уровне шестого чувства. И человек вам ответит тем же. Помните, что вы посылаете, то и получаете. Приклейте улыбку на свои уста. Легкая простая улыбка дает поразительный эффект. Вам лично с кем больше захочется общаться: с хмурым нытиком или веселым улыбающимся человеком? К тому же улыбка – это сигнал: “У меня все хорошо. Я – счастлив и готов поделиться этим с тобой”. Кто не хочет получить вот так просто чуточку счастья и хорошего настроения. Самым близким и приятным для любого человека есть звучание его собственного имени. Всегда знакомьтесь и спросите вначале разговора: “Как мне вас называть” или “Как я могу к вам обращаться”. После этого уже обращайтесь к человеку по имени. Этот небольшой секрет мало кто использует, но он способен сотворить чудо в твоем контакте с человеком. Всегда говорите о том, что интересует вашего собеседника. Джим Рон прекрасно сказал по этому поводу: “Лично я люблю клубнику со сливками, но рыба любит червяки. Поэтому на рыбалку я иду с червяками”. Если хотите, чтобы ваш разговор был интересен другому, говорите о том. что ему интересно. Секрет общения – в понимании . Ну, а как следствие – самому надо иметь широкие интересы, чтобы общаться с разными людьми. Никогда не перебивайте своего собеседника. Умение слушать – основной принцип эффективного общения. Каждый человек жаждет, чтобы его послушали. Так предоставьте ему такую возможность

Слайд 16

Каждый участник должен записать свое имя, располагая буквы вертикально (чтобы в итоге они образовали столбик). Затем к каждой букве своего имени нужно подобрать позитивную положительную характеристику себя. Если в имени две или три одинаковые буквы, необходимо найти разные слова на каждую. «Мое имя».

Слайд 17

Создать новое произведение искусства очень непросто. Недаром же существует выражение «муки творчества». Оно означает, что все шедевры рождаются лишь в результате неимоверных, «мучительных» усилий художника. Попробуйте показать в маленьком этюде-пантомиме процесс творческой работы, или «муки творчества»... • писателя; • композитора; • художника; • скульптура; • фотографа. Упражнение «Муки творчества»

Слайд 18

ИНСТРУКЦИЯ 1. Пожалуйста, выберите любую имеющуюся у вас при себе вещь, которая вам нравится, которую вы выбирали лично. Покажите эту вещь группе, расскажите о ней и о своем отношении к этой вещичке. Когда все желающие высказались, можно без обсуждения перейти ко второй части упражнения. ИНСТРУКЦИЯ 2. Пожалуйста, выберите любую вещь, которая вам нравится у другого члена группы, подойдите к нему и расскажите в деталях, чем вам нравится эта вещь. Обсуждение. Расскажите, пожалуйста, о ваших чувствах, когда вы говорили сами, и о чувствах, когда говорили другие «КАКАЯ ВСЕ ЖЕ У МЕНЯ И У ТЕБЯ ЕСТЬ ПРЕЛЕСТНАЯ ШТУЧКА»

Слайд 19

«Фотографии». Организуется работа в малых группах. Каждая группа получает фотографию незнакомого им человека и его краткую характеристику (возраст, род занятий, социальный статус, достигнутые успехи и т. д.). Необходимо , внимательно вглядываясь в фотографию, описать характер этого человека. «Секрет» этого упражнения заключается в том, что все группы работают с одной и той же фотографией, к которой приложены разные описания (этот факт выясняется только на итоговом общегрупповом обсуждении).

Слайд 20

62 года Международный гроссмейстер Мастером спорта СССР Государственный и общественный деятель

Слайд 21

Мишень настроения Мне было не совсем комфортно Настроение как всегда Настроение отличное Необходимо поставить звездочку на круг, который подходит

Слайд 22

Используемая литература : Микляева А.В., Румянцева П.В ., «Трудный класс» диагностическая и коррекционная работа . Балабкина Л. Методика анализа отношения школьников к учению // Школьный психолог. 2000. № 23. Балашова И. Г. Изменение социометрического статуса подро­стков в процессе социализации в учебной группе. Авто­реферат дис. канд . психол. наук. Самара, 1999. Барчук О. Маска // Школьный психолог. 2000. № 39. Беглова Г. Нешуточные испытания // Школьный психолог. 2001. №27. Битянова М. Р. Организация психологической работы в шко­ле. М.: Генезис, 1998. Битянова М. Р, Практикум по психологическим играм с деть­ми и подростками. СПб.: Питер, 2002. Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. М.: Генезис, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Альбом для работы психолога по коррекции мелкой моторики

МОТОРИКА(лат. motor — приводящий в движение) — вся сфера двигательных функций организма человека, объединяющая их биохимические, физиологические и психологические системы.Мелкая моторика- это со...

Альбом для работы психолога по коррекции внимания

Внимание как познавательный процессПонятие внимания, как и всегда, вызывает живой интерес у психологов, да и у других специалистов, поскольку оно обеспечивает объяснение совершенно разных психол...

Альбом для работы психолога по коррекции мышления

Мышление- одно из высших проявлений психического, процесс деятельности познавательной индивида, процесс моделирования неслучайных отношений внешнего мира, характерный обобщенным и опосредованным...

Проектная работа: «Психология адаптации пятиклассников».

В этом году мне дали классное руководство в пятом классе. Главная задача, стоявшая передо мной, состояла в том, чтобы дети, пришедшие в мой класс чувствовали себя комфортно. Мне как классному ру...

Примерный перечень диагностического инструментария для работы психолога с «трудными» подростками (методические рекомендации)

В рекомендациях помещён примерный перечень диагностических методик необходимых педагогу-психологу для проведения диагностики подростков с девиантным поведением...

Система работы психолога с педагогическим коллективом инновационного образовательного учреждения.

Обобщение опыта  работы педагога -психолога с педагогическим коллективом....