Самопрезентация психолога и наиболее релевантные технологии в работе с детьми -логопатами
статья по психологии по теме

Пономарева Анастасия Алексеевна

Презентация, дает представление о направлениях и специфике моей работы в качестве психолога в школе-интернате V вида. Здесь я представляю опыт работы, наиболее часто применяющиеся мной методики работы с детьми на районном конкурсе в номинации "специалист п сопровождению учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

1

Титульный слайд

2

Здравствуйте уважаемые коллеги, меня зовут Пономарева Анастасия Алексеевна, мне очень приятно выступать сегодня для людей, находящихся в постоянном профессиональном творческом поиске. Я закончила ЛГУ им. А.С. пушкина по специальности специальная психология, а также Санкт-Петербургский Гуманитарный институт, психокоррекция детей с отклонениями в развитии, 2007г.

3

Я работаю  в ГБС(К)ОУ школе-интернате №2 (V вида) – учреждение, где обучаются и воспитываются дети с тяжелой речевой патологией и ограниченными возможностями здоровья. На должности педагога-психолога. Являюсь специалистом 1 квалификационной категории.

4

5

Работа психолога в коррекционном  ОУ V вида достаточно специфична, т.к. обучающимся с тяжелыми нарушениями речи свойственный следующие особенности:

недостаточная устойчивость внимания

сниженная вербальная память, страдает продуктивность запоминания

отставание в развитии словесно-логического мышления

снижение координации движений

Для детей логопатов характерны: повышенная тревожность, застенчивость, либо наоборот агрессия, гиперактивность, а также различные акцентуации характера, склонность к невротическим проявлениям, в тяжелых случаях психопатии.

Зачастую в анамнезе учащихся имеется родовая травма, поражение ЦНС, длительные соматические заболевания, органические поражения коры больших полушарий,нарушение речи может быть вторичным дефектом на фоне задержки психического развития либо других видов дизонтогенеза.

6

Исходя из особенностей учащихся я выделила для себя основные моменты организации работы психолога в нашем учреждении:

Предпочтительна индивидуальная работа, либо в малых подгруппах, при этом практически весь контингент нуждается в той или иной форме психологического сопровождения.

Делается акцент на развитие познавательных психических процессов и волевой саморегуляции учащихся (особенно в младших классах)

Задания для детей должны быть наглядными, увлекательными, интерактивными, яркими

Для коррекции психологического состояния детей-логопатов,   в рабочем арсенале педагога-психолога находятся  оперативные  методики, способные вывести ребенка  из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.,

Очень большое внимание я уделяю консультированию подростков, так как в переходном периоде проблемы детей-логопатов не исчезают, а усугубляются личностным кризисом.

В кабинете психологии собран методический комплекс методик и материалов для развития и корренкции познавательной и эмоционально-волевой сферы. Консультирования и других видов работы с учащимися.

7

В работе я использую различные методики но наиболее релевантными для работы с детьми с речевыми нарушениями являются Информационно-коммуникационные технологии –

8

Так как я люблю информационно-коммуникационные технологии – у меня конечно есть свой сайт – вот скриншот

9

И более подробно я хотела бы остановиться на арттерапевтических технологиях. Арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте, а такие проблемы в эмоционально-волевой сфере как уже говорилось свойственны нашим детям. Кроме того:

Дети с тяжелыми речевыми нарушениями зачастую с трудом могут словесно сформулировать свои проблемы. чувства и эмоции. Арттерапевтические методики позволяют им сделать это невербально, например через рисунок, что делает технологию эффективной на занятиях и при консультировании.

В рисунках ребенок может отработать проблемы, выразить их линией и цветом, происходит коррекция эмоционального состояния, снятие стресса, ребенок может лучше познать самого себя.

  Работаю по программе арттерапевтических занятий, которую разработала с учетом специфики образовательного учреждения.

10

Кроме рисунков

музыкотерапия использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.

сказкотерапия – в УМК психолога входит блок  психологических проблемно-ориентированных сказок, которые я применяю  для коррекции тревожности, страхов, агрессии, гиперактивности.Такая история – это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни. В конце предлагаются вопросы для обсуждения.

11

Забавный факт о музыкотерапии: Известный французский актер Жерар Депардье в молодости сильно заикался. Эта болезнь ставила крест на его только начинавшейся карьере. Но врач посоветовал ему ежедневно не менее двух часов уделять прослушиванию Моцарта. Через два месяца Жерар полностью избавился от заикания. Так музыкотерапия позволила многочисленным поклонникам наслаждаться талантом выдающегося актера.
так что если бы не музыка моцарта у нас могло и не появиться такого замечательного соотечественника.

12

Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства (Методика В. М. Элькина) одна из моих любимых она сочетает в себе многие вещи

 На первом этапе это диагностика по люшеру и другим субтестам, на втором этапе происходит психокоррекция с использованием изображений животных, изобразительных шедевров присутствуют также афоризмы но не со всеми нашими детьми работа с ними целесообразна в виду особенностей восприятия речи.

Третий этап — музыкотерапевтический — можно проводить индивидуально и с группой. На основании результатов предыдущих этапов специалист предлагает для прослушивания музыкальные произведения из входящих в комплект методики девяти компакт-дисков.

Результатом применения методики является нормализация и улучшение эмоционального состояния и психической деятельности клиента

13, 14,15

И в заключение

Перед вами некоторые результаты оценки эффективности использования арттерапевтических методик…..14

14 график

15 опрос учащихся

все


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Номинация «Специалист по сопровождению учащихся» Конкурсное испытание: « Самопрезентация и защита психолого-педагогической технологии» Участник: Анастасия Алексеевна Пономарева

Слайд 2

Участник: Пономарева Анастасия Алексеевна, 05.12.1984г.р. Образование: Ленинградский Государственный Университет им. А.С. Пушкина, специальная психология, 2007г. Санкт-Петербургский Гуманитарный институт, психокоррекция детей с отклонениями в развитии, 2007г. Категория: I Профессиональные интересы: ИКТ, арттерапевтические технологии, здоровьесберегающие технологии, сопровождение детей-логопатов Увлечения: книги, путешествия, мода и стиль, кино, попугаи…. . Считаю главным в работе школьного психолога - быть добрым другом для учащихся, которые всегда могут прийти, поговорить, отдохнуть, и даже выпить чаю в кабинете психолога.

Слайд 3

Я работаю в ГБС(К)ОУ школе-интернате №2 (V вида) – учреждение, где обучаются и воспитываются дети с тяжелой речевой патологией и ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 4

Осуществляю работу по всем направлениям деятельности школьной психологической службы. Предоставляю рекомендации родителям и педагогам по результатам диагностики учащихся

Слайд 5

Работа психолога в коррекционном ОУ V вида достаточно специфична, т.к. обучающимся с тяжелыми нарушениями речи свойственный следующие особенности: недостаточная устойчивость внимания сниженная вербальная память, страдает продуктивность запоминания о тставание в развитии словесно-логического мышления с нижение координации движений Для детей логопатов характерны: повышенная тревожность, застенчивость, либо наоборот агрессия, гиперактивность , а также различные акцентуации характера, склонность к невротическим проявлениям, в тяжелых случаях психопатии. Зачастую в анамнезе учащихся имеется родовая травма, поражение ЦНС, длительные соматические заболевания, органические поражения коры больших полушарий,нарушение речи может быть вторичным дефектом на фоне задержки психического развития либо других видов дизонтогенеза .

Слайд 6

Исходя из обозначенной специфики, ключевые моменты моей работы как психолога в коррекционном ОУ: Предпочтительна индивидуальная работа, либо в малых подгруппах, при этом практически весь контингент нуждается в той или иной форме психологического сопровождения. Делается акцент на развитие познавательных психических процессов и волевой саморегуляции учащихся (особенно в младших классах ) Задания для детей должны быть наглядными, увлекательными, интерактивными, яркими Для коррекции психологического состояния детей-логопатов, в рабочем арсенале педагога-психолога находятся оперативные методики , способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д .,

Слайд 7

Наиболее релевантные для работы с детьми –логопатами психолого педагогические технологиии : Информационно-коммуникационные технологии – наглядны , интерактивны, разнообразны, вызывают интерес, удерживают неустойчивое внимание ребенка-логопата. * Техники биологической обратной связи. Компьютерные программы саморегуляции «Волна» и «Экватор» - используются на занятиях и консультациях с учащимися – обучение релаксационному диафрагмальному дыханию презентации аудио и видео материалы обучающие компьютерные игры компьютерные тесты БОС *

Слайд 8

Мой сайт: http ://nsportal.ru/ponomareva-anastasiya-alekseevna

Слайд 9

Здоровьесберегающие технологии: арт-терапия Арттерапия является одной из наиболее широко применяемых методик коррекции тревожности, агрессии, гиперактивности в детском возрасте. Дети с тяжелыми речевыми нарушениями зачастую с трудом могут словесно сформулировать свои проблемы. чувства и эмоции. Арттерапевтические методики позволяют им сделать это невербально , например через рисунок, что делает технологию эффективной на занятиях и при консультировании. В рисунках ребенок может отработать проблемы, выразить их линией и цветом, происходит коррекция эмоционального состояния, снятие стресса, ребенок может лучше познать самого себя. Работаю по программе арттерапевтических занятий, которая была разработана мной с учетом специфики образовательного учреждения.

Слайд 10

Методика В.М. Элькина В работе я использую и другие направления арт-терапии : музыкотерапия использование музыки для : расслабления и успокоения , активизации эмоциональной сферы , коррекции эмоционального состояния . сказкотерапия – в УМК психолога входит блок психологических проблемно-ориентированных сказок , которые я применяю для коррекции тревожности, страхов, агрессии, гиперактивности. Такая история – это рассказ об определенных ситуациях, схожих с теми, в которые часто попадает ребенок. Также в ней описываются чувства, возникающие у ребенка, которые могут быть связаны с совершенно различными событиями жизни . В конце предлагаются вопросы для обсуждения.

Слайд 11

Методика цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства (Методика В. М. Элькина ) Набор цветных карточек (8 шт.) Набор карточек с изображениями животных (8 шт.) Набор карточек с репродукциями картин (8 шт.) Набор карточек с афоризмами (8 шт .) Компакт-диски с музыкальными проиведениями Работа с методикой разделена три этапа. На первом психодиагностическом этапе проводится индивидуальная диагностика по шести субтестам . На основании полученных результатов делается вывод об актуальном нервно-психическом состоянии человека, выявляются психические резервы, основные проблемы и источники напряжения. На втором психокоррекционном этапе индивидуально по предложенной технологии перед клиентом открываются новые горизонты, обозначаются пути выхода из сложных ситуаций, гармонизируется его состояние. Третий этап — музыкотерапевтический — можно проводить индивидуально и с группой. На основании результатов предыдущих этапов специалист предлагает для прослушивания музыкальные произведения из входящих в комплект методики девяти компакт-дисков. Результатом применения методики является нормализация и улучшение эмоционального состояния и психической деятельности клиента.

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьные праздники -одна из форм воспитательной работы с детьми -логопатами..

Театрализованный праздник - важная часть жизни школьника, это радостное событие, которое позволяет расслабиться, встряхнуться, забыться, а порой и просто отдохнуть от уроков. И уже почти афоризмом ста...

Система работы с детьми - логопатами над слоговой структурой слов

В статье отражена система последовательных упражнений по развитию темпа, ритма движений; задания  для усвоения слов с 1 слогом  постепенно подводят к усвоению многосложных слов....

Повышение эффективности коррекционной работы с детьми-логопатами через осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к ним

Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается процент детей, имеющих тяжелую речевую патологию. Особенности нарушения речи у обучающихся обуславливают дополнительные специфические задачи при...

Возможности проектной деятельности, как педагогической технологии в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей

Для  коррекции  у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей эмоционально-личностных нарушений, формирования социально-психологических навыков,  умения выражать  свои...

«Нетрадиционные технологии в коррекционно - развивающей работе с детьми – логопатами»

laquo;Нетрадиционные технологии в коррекционно - развивающей работе с детьми – логопатами»...

Мастер-класс «Проектная деятельность, как наиболее эффективная технология реализации ФГОС с детьми с ОВЗ. Изготовление лэпбука «Зима»

Цель мастер-класса: познакомить с опытом организации проектной деятельности с детьми с ОВЗ.Задачи мастер-класса:создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между ...