сказкотерапия в работе педагога-психолога
статья по психологии на тему
В статье рассматривается методика проведения и значения сказкотерапии педагога-психолога детского дома-интерната
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazkoterapiya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ БРАТСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ
«Сказкотерапевтические технологии в работе психолога»
Подготовила
педагог-психолог Н.И.Панова
г.Братск, 2014 г.
На протяжении многих и многих столетий сказки и занимательные истории люди рассказывали детям. Из поколения в поколения дети с удовольствием слушали их, постигая с их помощью жизнь, учились отличать на примере действующих там героев хорошее от плохого. Методика сказкотерапии как совместного литературного творчества опирается на жанр народной волшебной сказки. Дети всерьез верят в сказочный мир, полный чудес, с его ловкими и сильными героями и свирепыми чудовищами. Сказки уместны в любой ситуации, пригодны во всех случаях жизни.
Одним из актуальным методов работы с детьми, испытывающими те или иные эмоциональные и поведенческие затруднения, является сказкотерапия. Сам термин «сказкотерапия» появился сравнительно недавно. Основателем метода комплексной сказкотерапии является Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева.
Сказкотерапия — метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.
Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора как ядро любой сказки. Именно глубина и точность метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе с детьми. Специалисты утверждают, что метафора обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятия сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображения, творчества. Психологи, применяющие сказки, метафоры в работе с клиентами, часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.
Сказка так эффективна при работе с детьми, потому что:
1) восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
2) у ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Работая в детском доме-интернате педагогом-психологом, я использую в своей работе метод сказкотерапия. Каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому цель сказкотерапии – помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения.
На своих занятиях создают особую атмосферу эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств.
На своих занятиях я внимательно наблюдаю за поведением детей и интерпретирую их реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Занятия проводится в групповой форме, по 4-6 человек. Каждое занятие начинается с ритуала: например, с игры «Приветствия», в которой дети приветствуют друг друга или говорят друг другу комплименты и т.п. Далее дети создают свои правила: например, правило поддержки, правило очередности, правило активности, правило конфиденциальности и т.п. Затем проходит небольшое обсуждение того, что случилось с детьми за время, прошедшее с предыдущего занятия, их успехов и неудач.
После этого происходит ритуал «входа» в сказку, цель, которого является создание мотивации на совместную работу, вхождение в сказку. «Вхождение в сказку» является очень важным моментом. Это — момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того, чтобы перенестись в необычное пространство, нужны «волшебная сила», «сверх сила» или, по крайней мере, преодоление барьера, препятствия. На данном этапе проводится ряд психотерапевтических игр (в зависимости от проблем детей, участвующих в группе). Затем дети все вместе слушают сказку, далее идет обсуждение героев сказки, мотивов их поступков. Назначение этого обсуждения — выявление видимой и скрытой мотивации героев. Чтобы выявить скрытую мотивацию, задаются следующие вопросы: Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чтобы помочь ребёнку увидеть способы разрешения его трудной жизненной ситуации посредством сказки задаются специальные вопросы: Как решает герой проблему? Какой он выбирает способ решения проблемы? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен данный способ решения проблем и преодоления трудностей? Важно выяснить отношение главного героя к окружающим людям и к себе. Необходимо понять общую направленность героя: созидатель он или разрушитель по отношению к окружающему миру и другим героям. Здесь можно задать следующие вопросы: Что приносят поступки героя окружающим людям? В каких ситуациях он поступает плохо, в каких — хорошо? И т.п. Важно, чтобы ребёнок понял возможные способы разрешения трудной жизненной ситуации.
Следующий этап занятия – это драматизация сказки, в котором дети проигрывают ситуации сложившиеся в данной сказке. На этом этапе используются также различные игры, такие как ролевые, связанные с сюжетом сказки, направленные на разрешение трудностей и проблем детей
В конце, происходит ритуал «Выход» из сказки подводятся итоги того, как прошло занятие и исполняется ритуальная песня или игра на сплочение группы и осознание групповой поддержки и т.д. Резюмирование.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с клиентом на ценностном уровне. Психологические, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.
Ведущими идеями сказкотерапии являются:
·осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;
·понимание причинно-следственных связей событий и поступков;
·познание разных стилей мироощущения;
·осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;
·внутреннее ощущение силы и гармонии.
Эмоциональный аспект сказкотерапии является дверью к личностному ресурсу. Погружаясь в сказку, дети, подростки и взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. У сказкотерапии нет возрастных границ: в каждом возрасте своя сказка, миф, притча, легенда, басня, баллада, песня и т.д. Сказкотерапия применяется для разрешения самых разнообразных проблем: от трудностей в обучении до острых жизненных кризисов. И в каждом случае свои комбинации, акценты, "посылы". Секрет метода состоит в том, что в сказкотерапии важно последействие - та мощная сила, стимулирующая развитие клиента. Развитие, не зависящее от психолога - собственное развитие.
У сказкотерапии много возможностей. Однако, при ее использовании важны три вещи:
- уместность;
- искренность;
- дозированность.
Как бы ни любил психолог сказки, необходимо чувствовать клиента. И важным условием для использования данного метода является внутреннее желания человека погрузиться в мир детства, фантазии и творчества, где все возможно.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.: Ось-89, 2007.
2. Вачков И.В. Метафорический тренинг. М.: Ось-89, 2005.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб. : Речь, 2000.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб.: Речь, 1998.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001.
6. Тренинг по сказкотерапии / Под ред. Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. СПб.: Речь, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами
презентация "Интерактивные формы работы педагога-психолога с педагогами" и пракическое занятие "Я - само совершенство"...
План работы педагога - психолога, журнал психолога на год
Планом работы и журналом педагог-психолог пользуется ежедневно, планируя и свою работу и фиксируя результаты рабочего дня....
Экспертная деятельность педагога-психолога. О работе педагога-психолога в рамках сотрудничества. Анкетирование учителей на предмет состояния эмоционального комфорта в школе. Удовлетворённость учащихся образовательным процессом.
Представлены виды работ педагога-психолога во взаимодействии с другими специалистами. Эта работа даёт положительные результаты....
Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".
Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»
Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...
"Неделя психологии" Профилактическая работа педагога-психолога в адаптивной школе-интернате по формированию бесконфликтного общения как условие успешной адаптации обучающихся с ОВЗ. 2021г.
Конкурс«Творческий учитель – 2021» https://www.1urok.ru/categories/13/articles/43107Название раздела (категория)ПсихологияАвторыФИО: Виноградова Татьяна ПавловнаДолжность:...
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении Выступление педагога-психолога МОУ СОШ №18 Варшавской Т.М.
Особенности коррекционно- развивающей работы педагога психолога в образовательном учреждении...