МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «НА ПУТИ К УСПЕХУ»
методическая разработка по психологии (11 класс) по теме

Шкапова Лариса Викторовна

Программа психолого-педагогической помощи учащимся 11-х классов в период подготовки к сдаче ЕГЭ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_na_puti_k_uspekhu.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Педагог-психолог ГБОУ ЦПМСС Московского района Шкапова Л.В.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ УЧАЩИМСЯ 11-Х КЛАССОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К СДАЧЕ ЕГЭ «НА ПУТИ К УСПЕХУ»

Для многих старшеклассников форма экзамена в форме ЕГЭ становится не только периодом интенсивной работы, но и эмоциональных переживаний, поэтому с особой остротой встаёт вопрос организации психологической поддержки со стороны педагогов, психологов и родителей. Рассматривая проблему ЕГЭ, следует помнить, что экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата.

Успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого- готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки к сдаче единого государственного экзамена, формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Самое главное и непременное условие хорошей результативности экзамена - это стремление самого школьника к такому успеху. Необходимо его заинтересовать успешной сдачей ЕГЭ. Начинать надо с диагностики его знаний и умений, не забывая при этом учитывать его способности. Затем изучить эмоциональную сферу, уровень школьной, ситуационной и личной тревожности. Далее Рефлексияируются мотивация к учебе, успеху. И обязательно изучаются личностные особенности для разработки психолого-педагогической помощи школьнику и установления форм, методов и приемов работы, которые или помогут добиться успеха на экзамене, или помогут снять стресс.

На организационном этапе программы по психолого-педагогическому сопровождению учащихся 11-х классов в период подготовки к сдаче ЕГЭ (Приложение №1) необходимо выяснить проблемы, возникающие в ходе подготовки к ЕГЭ. В связи с этим в конце первой - начале второй четверти учебного года проводится анкетирование на тему «Мое отношение к ЕГЭ» среди учителей, учащихся и их родителей, а также диагностическое обследование учащихся с целью выявления их индивидуальных особенностей. По результатам данного анкетирования и диагностического обследования проводится педагогический консилиум и родительское собрание с целью предоставления рекомендаций для выработки программы сопровождения выпускников с учетом их индивидуальных особенностей и формируется группа для участия в программе «На пути к успеху» для детей с высоким уровнем тревожности и имеющих специфические трудности. Данная работа с учащимися может проводиться по желанию учащихся – со всем классом или выборочно.

Программа «На пути к успеху» включает в себя практические занятия, групповые дискуссии, игровые методы, медитативные техники, мини-лекции и рекомендации, которые помогают школьникам научиться решать проблемы, обрести уверенность в собственных силах, преодолеть страх и тревожность. Направленность программы, а также подробное описание психологических игр, диагностический материал делает ее полезной не только для психологов и педагогов, но и для взрослых заинтересованных в психологически комфортном развитии детей.

Целью программы является оказание психолого-педагогической помощи учащимся 11-х классов в период подготовки к сдаче ЕГЭ путем решения следующих задач:

развитие у учащихся навыков саморегуляции, самоконтроля;

развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы;

обучение способам релаксации и снятия эмоционального и физического напряжения, повышение сопротивляемости стрессу;

обучение приемам активного запоминания;

отработка навыков уверенного поведения.

Программа рассчитана на работу с одиннадцатиклассниками в учебных группах по 9–12 человек. При проведении занятий необходимо соблюдать принципы добровольности. Тогда на занятие придут те, кто действительно нуждается в поддержке и помощи психолога. Группы формируются на основе результатов диагностического обследования, направленного на выявление уровня тревожности учащихся, уровня мотивации к достижению успеха, уровня познавательных способностей, которое проводится либо на базе ОУ, либо в ходе индивидуального консультирования на базе ГОУ ЦПМСС.

Сроки реализации программы: программа реализуется за 8 занятий в течение 2 месяцев 1 раз в неделю.

Условия реализации: занятия проводятся на базе ГОУ ЦПМСС.

Для реализации программы требуются

Отдельный кабинет;

Столы и стулья;

Доска, мел (или маркеры);

Ручки, цветные карандаши.

Стимульный материал.

Предполагаемые критерии эффективности реализации программы:

Результатом реализации данной программы можно считать:

снижение уровня тревожности учащихся

повышение уровня мотивации к достижению успеха

овладение приемами и техниками стрессоустойчивости, приемами релаксации;

приобретение внутренней уверенности в собственных силах.

Учебно-тематический план занятий.

№ п/п

Тема занятия.

Лекционное сообщение

Практические занятия

Всего часов

Как лучше подготовиться к экзаменам.

15 мин.

1 час 45 мин.

2 часа

Приемы волевой мобилизации

15 мин.

1 час 45 мин.

2 часа

Эмоции и поведение

15 мин.

1 час 45 мин.

2 часа

Способы снятия нервно-психического напряжения

15 мин.

1 час 45 мин.

2 часа

Как бороться со стрессом

15 мин.

1 час 45 мин.

2 часа

ИТОГО:

12часов

ЗАНЯТИЕ 1

«Как лучше подготовиться к ЕГЭ».

Цель: формирование позитивного отношения к ЕГЭ, осознание участниками группы ответственности за свои действия.

Задачи:

  1. Снятие первоначального психоэмоционального напряжения;
  2. Создание благоприятных условий для групповой работы;
  3. Информирование в доступной форме об эффективных способах подготовки к экзаменам.

Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, мягкая игрушка.

ЗАНЯТИЕ 2

«Знакомство с приемами волевой мобилизации и приемами самообладания»

Цель: формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

Задачи:

  1. развитие навыков самообладания в ситуации проверки знаний;
  2. обучение способам мобилизации сил и активизации деятельности;
  3. отработка экспресс-приемов волевой мобилизации.

Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема: «Эмоции и поведение»

Цель: выработка умений выражать эмоции адекватно ситуации.

Задачи:

  1. осознание участниками своих чувств и умения их выражать;
  2. осознание своих негативных эмоций и продуктивных способов их выражения;
  3. развитие чувства эмпатии друг к другу.

Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов и методик, карточки с различными эмоциями, свеча.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема: «Способы снятия нервно-психического напряжения»

Цель: формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

Задачи:

  1. осознание участниками группы своих индивидуальных особенностей, своих привычек;
  2. повышение самооценки участников группы;
  3. ознакомление с понятием саморегуляции;
  4. обучение эффективным способам снятия нервно-психического напряжения, мышечной релаксации;
  5. отработка приемов снятия нервно-психического напряжения.

Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов, мягкая игрушка.

Рекомендации ведущему: Упражнения, описанные на этом занятии лучше проводить в тихом и хорошо проветренном помещении с неярким освещением. Упражнения постарайтесь проводить под спокойную негромкую музыку, подходящую для занятий аутотренингом.

ЗАНЯТИЕ 5

Тема: «Как бороться со стрессом»

Цель: формирование у учащихся умения управлять своим психофизическим состоянием.

Задачи:

  1. выявление уровня стрессоустойчивости участников группы;
  2. информирование о способах нейтрализации и снятия стресса;
  3. обучение способам снятия мышечных зажимов в области плеч, шеи, позвоночника, способам расслабления.
  4. отработка приемов снятия нервно-психического напряжения.

Материалы: магнитофон с записями, ватман, различные изобразительные средства, белая бумага формата А4, бланки к проведению тестов, мягкая игрушка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мнемонические приемы запоминания как один из путей успеха на ГИА и ЕГЭ Методическая разработка

Мнемонические приемы запоминания как один из путей успеха на ГИА и ЕГЭМетодическая разработка...

Методическая разработка тематического занятия «Формула успеха»

Создания ситуации успеха в ходе учебно-воспитательной работы со студентами определяется потребностью общества в активизации их позитивного личностного развития. Изменения в современном обществе остро ...

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"

Методическая разработка урока по обществознанию 6 класс с использованием ЭФУ "На пути к жизненному успеху"...

Методическая разработка классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"

Методическая разработка  классного часа "Здоровье путь к успеху" к презентации на конкурс "Учитель года-2014"...

Методическая разработка «Африка: пути развития»

Планируемые результатыраскрывать смысл и значение понятий: саванны, пигмеи; отвечать на вопросы по содержанию исторической карты, учебника о природно–климатическом положении северной и южной Афр...

Методическая разработка Тема: «Пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии через занятия в системе дополнительного образования»

laquo;Пути достижения результата обучающихся в практической части ВСОШ по технологии через занятия в системе дополнительного образования» на примере студии «Модница» ОДОД &laq...