Педагогика движений глаз
методическая разработка по психологии на тему

Макошенко Елена Евгеньевна

Использование паттернов глаз для усиления педагогических воздействий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_dvizheniy_glaz_1.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИКА ДВИЖЕНИЙ ГЛАЗ

        СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ

Положение глаз и динамика работы репрезентативных систем.

Вернемся к репрезентативным системам, ибо то, что было нами о них сказано, — это еще далеко не все, что можно вообще сообщить об этом любопытнейшем феномене.

Дело в том, что предпочитаемую репрезентативную систему можно рассматривать в качестве своеобразной статической настройки режима работы нашего мозга (преимущественно визуальной, аудиальной, кинестетической или дискретной). Однако из того простого факта, что в жизни мы и видим, и слышим, и чувствуем, и читаем/изучаем, легко сделать вывод о том, что, помимо статического режима, наш мозг имеет еще и некие динамические настройки, — это когда мы как бы «отключаемся» от «работы» в предпочитаемой репрезентативной системе (например, К) и «переключаемся» в какую-либо другую из оставшихся (V, А или D). Определить, произошло ли это переключение, а заодно и выяснить, в какую систему («режим настройки») перешел человек, можно с помощью еще одного поразительного открытия— соответствия положения глаз режимам работы мозга, иначе называемого глазные ключи доступа.

Информация о них без предварительной подготовки принимается плохо, поэтому проделайте небольшой эксперимент, чтобы убедиться, что все что я вам сейчас скажу – истина. Попросите кого-нибудь стать на время вашим партнером и дайте этому партнеру простую и короткую инструкцию: представлять то, о чем я буду спрашивать. Сами сядьте напротив и внимательно следите за тем, куда пойдут глаза вашего партнера, после того, как я прочитаю вопросы.

Блок №1

1.Какого цвета Ваша зубная щетка?

2.Сколько дверей в вашем доме?

  1. Какого цвета волосы у Вашего начальника?
  2. Кого первым Вы сегодня увидели?
  3. Какой цвет у светофора вверху — красный или зеленый?

Отметьте для себя: глаза вашего партнера скорее всего пошли вверх и вправо (с вашей, а не его точки зрения).

Блок № 2

1.Представьте, что парадная дверь в Вашем доме по
крашена в розовый цвет в зеленый горошек.

2.Представьте корову пурпурного цвета.

  1. Опишите, каким Вы себя увидели бы на экране телевизора.
  2. Представьте себе, что Вы похудели на 10кг.

5.5.Представьте, что у Вас розовые волосы.
Скорее всего его глаза пошли вверх и налево.
Блок 3

1.Сколько раз Вам слышится слово «ягненок» в предложении «У Мери был ягненок»?

  1. Услышьте, как Вас зовет мама.
  2. Услышьте, как скрипит мел, когда им пишут на доске.
  3. Услышьте, как звенит Ваш будильник.
  4. Услышьте, как шумят волны.

В ответ на эти вопросы глаза Вашего партнера по горизонтали уходили вправо 

Блок 4

  1. Какая Ваша рука теплее левая или правая?
  2. Как Вы себя чувствуете сейчас?
  3. Какое у Вас бывает ощущение, если прикусите язык?
  4. Вспомните, что Вы чувствовали, когда целовались в первый раз ?
  5. Опишите, что вы ощущали, когда переели?

Скорее всего глаза вашего партнера «ездили» вниз — влево.

Блок 5

  1. Задайтесь вопросом, что Вам надо сделать на будущей неделе ?
  2. Обсудите сами с собой свои планы на будущий месяц.
  3. Расскажите самому себе о том, как Вы прекрасны.
  4. Вспомните о самом смешном эпизоде в прошлом году.

5.Расскажите себе самому о том, что Вас особенно
удивило.

Глаза Вашего партнера «уходили» вниз и вправо.

Расширенное описание глазодвигательных реакций.

Предоставлю вам расширенное описание соответствия направления взгляда и режима (характера) работы мозга человека (по: Ф. Пуселик и Б. Люис. «Магия нейролингвистического программирования без тайн»).

Взгляд вверх и влево (еще раз: с вашей, а не его точки зрения!): визуальное конструирование (сконструированные образы). Это визуальные образы или картины, которые создаются индивидом. Они могут быть повторными перегруппировками частей предыдущего визуального ввода (см. далее «Эйдетичные образы») в новые части или в новые формы и последовательности, а также просто созданными образами, сконструированными в ответ на другие сенсорные раздражители. Сконструированные образы обычно плоские или недостаточно глубокие, а иногда и бесцветные.

Взгляд вверх и направо: визуальные воспоминания (эйдетичные образы). Это хранимые визуальные образы или картины прошлых событий, а также других ранее испытанных визуальных раздражителей. Они включают сны и конструированные образы, которые уже были испытаны. Эти образы обычно характеризуются как глубиной, так и движением (как в кино), а также и цветом.

Взгляд горизонтально и влево: аудиальное конструирование (конструированная речь). Этот паттерн обычно связан с процессом создания разговорного языка. В этом положении человек «вкладывает мысли в слова», определяя то, что он хочет сказать дальше.

Взгляд горизонтально и направо: аудиалъные воспоминания (запомненный звук). Он включает в себя «алфавитную мелодику», буквы, звуки рекламы, "номера телефонов, а также слэнг и ругательства. Подобный паттерн встречается также, когда человек часто двигает глазными яблоками при воспоминаниях о слышанном ранее слуховом образе, хранимых в коротких, часто мелодичных или ритмичных паттернах, чье существование не осознается из-за частого повторения.

Взгляд вниз и влево: кинестетика (чувства). В этом положении глаз человек получает доступ как к возникающим эмоциям и чувствам, так и к хранимым кинестетическим воспоминаниям. Вспомните позу, которую часто можно наблюдать у человека в депрессии: голова вниз, плечи опущены, тело совершенно поникшее. Такой человек буквально ушел «в свои ощущения».

Взгляд вниз и направо: внутренняя речь (внутренний диалог). Обычно связан с серьезными размышлениями, когда этот процесс сопровождается словами и звуками внутреннего происхождения. Внутренний диалог является комментарием нашего текущего опыта. В более спокойные моменты он может быть аналитическим орудием комплексного, рационального и логического мышления.

 Расфокусированные глаза: визуализация. Этот паттерн часто используется во время разговора лицом к лицу между людьми, которые общаются по правилу «посмотри-послушай». Он обычно является доступом к эйдетичному или конструированному визуальному воображению, но может быть также указанием на допуск к другим формам информации.

Все вышеописанное может быть представлено и виде следующей схемы (Слайд).

Однако данная схема «правильна» только для правшей. У левшей все обстоит точно наоборот. Впрочем, выяснить, кто перед вами — левша или правша (есть ведь и переученные левши, но часто не до конца), очень несложно. Попросите, например, человека вспомнить пейзаж вокруг его дома. И если, делая это, он уйдет глазами вверх-влево, значит, перед вами левша (так как у правшей это область режима визуального конструирования, а не визуального же, но воспоминания, а пейзаж вокруг своею дома человек обычно вспоминает в визуальной модальности).

Движения глаз происходят очень быстро, так что Вам следует быть наблюдательным, чтобы их заметить. Довольно часто, прежде чем ответить на вопрос, человек будет обращаться сначала к своей ведущей системе.

В процессе мышления мы сознательно двигаем глазами в любом направлении. Однако, чтобы получить доступ к определенной репрезентативной системе, необходимо обратить внимание на естественные движения глаз. Глядя вниз, очень трудно вспомнить, как выглядит ваш друг. Для того, чтобы вспомнить то, что Вы видели в отпуске или вчера, легче всего будет, если Вы посмотрите вверх и влево или зафиксируете взгляд перед собой.

Понаблюдайте за людьми, с которыми Вы общаетесь. Вам будет интересно узнать, какие репрезентативные системы они используют для получения доступа к той или иной информации. Придумайте свои вопросы, которые обязательно включат доступ к различным репрезентативным системам, для того, чтобы получить ответ на поставленный вопрос. Осторожно задавая эти вопросы в процессе общения, Вы узнаете, какими стратегиями пользуется ваш собеседник для организации и извлечения информации. Например, Вы можете спросить: «Какой день запомнился больше всего в прошедшем году?». Заметив движение глаз, Вы узнаете, какая репрезентативная система является ведущей у вашего собеседника. Задав следующий вопрос: «Как Вы это узнали?», — Вы поймете, какую репрезентативную систему использует партнер в качестве оценочной, а предикаты укажут Вам на первичную или предпочитаемую систему. Например, ваш собеседник использовал визуальные предикаты (В). Отвечая на вопрос: «Какой день запомнился больше всего в прошедшем году?», глаза указали на ведущую аудиальную (А) систему, а оценочной системой является кинестетика (К). Таким образом, стратегия вашего партнера выглядит так: ВАК. Используя в своей речи, последовательно визуальные, аудиальные и кинестетические предикаты, Вы установите хороший раппорт  с вашим партнером. И тут важно не забывать, что любой процесс мышления сопровождается не только латеральными  глазными движениями, но и набором более тонких внешних сигналов.

Использование паттернов глаз для усиления педагогических воздействий. Зная, как работает «механизм» глазодвигательных реакций, вы, во-первых, можете использовать три варианта «усилителей» вашего педагогического воздействия на учащихся или просто любого другого человека (всех их я далее буду называть «партнер по взаимодействиям»).

        Возможность №1 — улучшение контакта с партнером по взаимодействиям. Как вы уже знаете, и для того, чтобы вы понравились другому и для того, чтобы он просто лучше вас понял, следует говорить, используя предикаты из его предпочитаемой репрезентативной системы. Однако это более всего «работает», если этот человек просто смотрит на вас во время вашей речи. Если же его глаза куда-то «поехали», это признак того, что он бессознательно ушел в другую систему восприятия, в которой роль предпочитаемой репрезентативной системы несколько снижается (никто не знает — насколько). Повышается роль той системы, в которую он только что «включился». А раз так, усильте свое воздействие на другого, включив в свою речь предикаты из соответствующей модальности — например, так, как это описано в нижеприведенной таблице (Слайд)

Естественно, что описанное в таблице — это только примеры предикативного сопровождения глазодвигательных реакций. Вы сами можете значительно расширить список используемых слов и выражений. А как результат — получить реальную возможность мгновенного бессознательного «прохода» к внутреннему состоянию чело века и, соответственно, воздействию на него.

Возможность №2 — усиление воздействия на партнера по взаимодействию и одновременно расширение его поля восприятия. Если вы начали хорошо контактировать с другим человеком, вы можете приступить к усилению своего воздействия на него — особенно если он застрял в своей предпочитаемой репрезентативной системе п. стремясь, например, «ощутить и охватить предмет и точки своей проблемы» (стоит ли говорить, что это кинестетик) никак не может «увидеть предлагаемые вами возможности и перспективы» (вы — выраженный визуал). Что ж, сделайте зеркальное по отношению к этому человеку движение глаз наряду с соответствующей фразой, дабы его глаза, последовавшие за вами, переключили его в другую, нужную вам систему восприятия — так, как это описано в нижеследующей таблице (Слайд).

И, наконец, возможность №3 (самая, пожалуй, интересная, но требующая уже хорошей подготовки по крайней мере в выявлении глазодвигательных реакций) — определение и использование внутренних стратегий партнера по взаимодействиям. (Слайд) Дело в том, что где-то глубже первичной репрезентативной системы (то есть ближе к бессознательному) у человека находится еще один элемент его модели мира — стратегия извлечения последовательности модальностей. Не пугайтесь мудреного названия — за ним стоит всего-навсего некая цепочка (действительно последовательность) обработки информации, которую использует человек. Для того чтобы определить эту самую стратегию извлечения, задайте простой вопрос, имеющий некоторое отношение к теме вашего взаимодействия, например: «Мы встретились для того, чтобы (укажите, для чего)... Как нам лучше всего это сделать?» Внимательно следите за тем, куда пойдут глаза другого после этого вашего вопроса. Например, они ушли «вверх вправо» (зрительно воспринимаемые образы), затем «вниз влево» (кинестетические ощущения), далее «побегали» по горизонтали (аудиальные звуки и слова), после чего «ушли» «вниз вправо» (внутренняя речь) — это, кстати, может совершаться и очень-очень быстро. Все, дело сделано. Перед вами не просто стратегия извлечения информации данным человеком, но последовательность действий, которые вам надлежит осуществить с ним в ходе взаимодействия: показать; дать пощупать и ощутить; поговорить о деталях и подробностях; а потом просто немного помолчать, пока он сам с собою будет обсуждать вопрос о том, стоит ли делать это. Если хотите, можете косвенно сообщить другому об извлеченной стратегии: «Наверное, нам лучше сначала рассмотреть общую картину, потом пощупать ее детали, далее обсудить все это и, конечно же, позволить спросить самого себя о том, стоит ли это того». Если вы точно определили последовательность смены репрезентативных систем, ответом вам будет конгруэнтность — увеличение соответствия внутреннего и внешнего состояния вашего партнера по взаимодействию (например, увеличение наклона головы, некоторое расслабление и успокоение дыхания) — или просто какое-то проявление «Да» — легкий кивок, улыбка и т. п.

 Однако значительно интереснее здесь нечто другое, прямо лежащее в русле темы этой главы — индивидуальной работы с отстающими учащимися. То, что с помощью движений глаз вы можете помочь своим ученикам в изменении режимов работы их мозга — и, соответственно, в повышении эффективности его (мозга) и их (учеников) деятельности. Например, для того, чтобы более зримо и выпукло вспомнили что-то визуальное, попросите их посмотреть влево-вверх. Аудиальный материал заметно лучше вспоминается, если они будут смотреть влево по горизонтали. Для того чтобы посоветоваться с самим собой, предложите им опустить глаза влево-вниз. Ну а если по условиям урока им нужно что-то представить, предложите учащимся смотреть вправо: вверх, если это нечто визуальное, и по горизонтали, если речь идет об аудиальных вещах. Что же касается взгляда вправо-вниз, то его следует применять тогда, когда вы (или они) хотите (хотят) усилить какое-то ощущение. Попробуйте все это и убедитесь, насколько эффективней станет работать мозг ваших подопечных.

Есть здесь и еще одна — совершенно фантастическая по силе, но сложноватая и в понимании, и в применении — возможность: использование эффективных стратегий взамен неэффективных.

Помните вышеописанную «возможность №3» — определение и использование внутренних стратегий? А теперь представьте, что вы, например, работаете с дремучим двоечником, который никак не может научиться правильно писать. Как исходное, предположим, что происходит это в силу неэффективности бог весть откуда усвоенной им внутренней стратегии опознания слов. Для того чтобы определить эту стратегию, вы называете ему слово, каковое он должен написать, и тут же внимательно отслеживаете движения его глаз. И выявляете нечто несуразное: аудиальное конструирование —> кинестетика —> зрительное конструирование. То есть он как бы пытается сначала услышать это слово заново, потом оценивает его своими ощущениями, после чего пытается данное слово опять-таки не вспомнить, но «выстроить» или, точнее, увидеть заново. Естественно, что при такой — совершенно странной— внутренней стратегии он вряд ли когда-либо сможет грамотно писать. Что ж, тогда попробуйте найти у этого ученика какую-нибудь сходную, но эффективную стратегию, например, спросив, что именно другое он опознает и распознает хорошо и точно. Оказывается, он большой дока в марках машин и способен по дизайну определить фирму, выпустившую новую, неизвестную ему модель. Отлично — здесь мы явно имеем дело с эффективной внутренней стратегией. Определите ее, последовательно говоря, скажем, «Ауди»... «Опель»... «Мерседес». Что, оказывается, стратегия, которую он здесь использует, является совсем другой? Естественно. Например, в эффективной стратегии ваш ученик сначала зрительно вспоминает образ машины, потом «уходит» в кинестетику, а далее как бы советуется с собой, опуская глаза влево-вниз. Отлично. Осталось сделать совсем немногое: перенести эту эффективную стратегию в правописание. Последовательно зачитывайте ему слова, которые он потом запишет, но при этом просите или требуйте, чтобы перед этим самым написанием он вспоминал то, как они пишутся, сначала глядя влево-вверх, потом вправо-вниз, а напоследок — влево-вниз (глазодвигательное выражение эффективной стратегии). И не удивляйтесь тому, что буквально через полчаса его грамотность заметно повысится,а еще чуть позже - при условии сохранения и применения эффективной стратегии – эффект  окажется, достаточно стойким.

Упрощенная техника создания мотивации.

Как вежливо выражаются на Востоке, «Сколько не говори халва, а во рту сладко не станет». А как же использовать наши знания для оптимизации педагогического общения с учетом репрезентативных систем. Как говорится

Сегодня мы познакомимся с одной из эффективных техник создания мотивации. Давайте, например, представим, что вы хотите увеличить привлекательность для вас трудного вашего класса (или самого неприятного ученика). Что ж, воспользуйтесь моментом, когда этот класс или ученик занят выполнением какого-либо задания, и сделайте следующее:

1. С открытыми глазами в течение некоторого времени посмотрите на класс или выбранного вами отдельного ученика, одновременно попробовав ощутить то, насколько же они (класс) или он (ученик) вас «достали».

2. Закройте глаза и подумайте о любой ситуации, в которой вы чувствовали благорасположенность и заинтересованность к людям или другие хорошие чувства, которые вы хотели бы ощущать по отношению к этому классу или ученику. Мысленно войдите в себя в этой ситуации и преисполнитесь всеми этими чувствами.

  1. Теперь на 2—3 секунды откройте глаза, посмотрите на класс или ученика и снова вернитесь к своим приятным воспоминаниям (здесь главное, чтобы приятные чувства у вас не успели полностью исчезнуть).
  2. Откройте глаза и посмотрите на класс или ученика 5— 7 секунд, после чего опять вернитесь к тем самым чувствам.

5.Проделайте это еще несколько раз, всякий раз увеличивая «время рассмотрения», после чего, выждав несколько минут, проведите то, что называется «поведенческой проверкой». Отвернитесь к доске или посмотрите в окно, расслабьтесь, успокойтесь, а после этого снова посмотрите на класс или ученика. И отметьте свою реакцию
и чувства.

А как это можно применить в классе? Да практически так же. Просто определите, с чем, например, ассоциируется у ваших подопечных, скажем, нелюбовь к преподаваемому предмету (обычно это образ учебника, доски с материалом или тетради по данному предмету). После чего проделайте вышеописанное, попросив их вспомнить нечто, что вызывает их любознательность (или что-то другое, что нужно вам, включая даже просто понимание).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание"Семья - глаза в глаза"

Форма проведения дискуссия,тренинг,игра. Способствует сближению родителей и детей....

Совместное родительское собрание "Семья - глаза в глаза"

 Родительское собрание "Семья - глаза в глаза" проводится в начале учебного года с целью выявления наиболее существенных проблем в семейных отношениях ваших воспитанников и их родителей, п...

Использование метода десенсибилизации и переработки информации с помощью движений глаз (EMDR) в преодолении предэкзаменационной тревожности у подростков

Предэкзаменационная тревожность – довольно распространённое среди подростков явление, актуализирующееся задолго до непосредственного наступления экзаменов. Подготовка в 9-х классах к ГИА, а в 11-х к Е...

Реферат "Гражданская война глазами лидеров Белого движения"

В реферате рассмотрены вопросы, связанные с возникновением и этапами становления Белого движения, цели, идеология, структура и состав Белого движения, лидеры Белого движения, причины краха Белого движ...

Развитие координации движений рук и глаз (по инструкции педагога).

Учить координировать движения рук и глаза....

участие в V Международной научно-практической конференции «Музыкальное исполнительство и педагогика: история, теория, практика», статья на тему: «Игры и упражнений для организации пианистических движений в донотный период обучения игре на фортепиано

Аннотация: Настоящая статья раскрывает значение использования игровых приемов при обучении детей младшего возраста игре на фортепиано. Приводятся примеры конкретных пальчиковых игр, применяемых педаго...

Консультация для педагогов "Упражнения для развития способностей координировать движения глаз и фокусировать на предмете"

Упражнения для развития способностей координировать движения глаз и фокусировать на предмете...