Занятие для обучающихся-участников НПК "Психологические особенности публичного выступления"
методическая разработка по психологии на тему

Гогинова Наталия Александровна

Вербальные и невербальные средства передачи информации

Распространенные страхи перед публичным выступлением

Техники совладания с тревожностью

Памятка для обучающихся

Листок обратной связи и развития навыков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл navyki_publichnogo_vystupleniya_npk.rar413.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №3 г. Свирск»

Психологические особенности

 публичного выступления

                                                                                          Подготовила:

                               Гогинова Н.А.,

                                   педагог-психолог

Свирск

 2013


Занятие-тренинг

     Тема: «Психологические особенности публичного выступления»

      Цель: Познакомить учащихся с компонентами и различными стратегиями публичного выступления, развить навыки публичного выступления.

     Задачи: 

  • дать детям опыт личного проживания ситуации публичного выступления;
  • научить учащихся эффективным способам саморегуляции;
  • повышение сопротивляемости стрессу;
  • отработка навыков уверенного поведения;
  • формировать адекватную реакцию на новую ситуацию.  

     Раздаточный материал: бланки обратной связи, памятки по подготовке к публичному выступлению.

    Предполагаемый результат: Отработка тактики и стратегии поведения в период подготовки к публичному выступлению, повышение уверенности в себе и своих силах.

     Ход занятия

     Вступительное слово психолога: каждый из вас в будущем станет студентом, а значит, вам просто необходимо владеть навыками публичного выступления. На этом уроке вы узнаете, как строить свое выступление так, чтобы оно было наиболее выигрышным.

     У вас будет возможность посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки своего выступления и откорректировать их, а так же познакомитесь с конкретными рекомендациями по работе со стрессом при подготовке и при выступлении.

Тело и движения

  • Внешность/одежда (на «ступеньку» параднее слушателей)

- помогают завоевать уважение аудитории (в одежде не должно быть ничего кричащего).

  • Визуальный контакт (примерно по 5 секунд с каждым)

- вовлекает слушателей

- разрушает барьеры между вами и слушателем

  • Поза (не должна быть закрытой)

- позволяет расслабиться вам и вашей аудитории

- демонстрирует вашу компетентность и помогает занять

   устойчивую позицию

- должна быть уверенной

  • Жесты и выражение лица

- выражают ваши чувства и энтузиазм. (Естественный, спонтанный жест, действующий заодно со словом, удваивает силу речи);

- быстрый темп воспринимается слушателями как желание отделаться.

Голос и интонации (должен быть хорошо поставленный голос, умеренный темп).

  • Использование пауз

- позволяет спокойно дышать, трезво и собранно думать

- придает речи расстановку

- помогает избежать слов-паразитов

  • Разнообразие интонаций (вызывает интерес слушателей)

- выражает эмоции

- придает ясность вашему выступлению с помощью четкого  произношения

Содержание

  • Способы привлечения слушателей (большинство людей – визуалы)

- плакаты/иллюстрации/слайды

- графики и диаграммы

- вопросы к аудитории

- раздаточные материалы

- время для вопросов и ответов

  • Юмор

- снимает напряжение как у вас, так и у слушателей

- показывает ваши человеческие стороны

- сближает вас с аудиторией.

     Но, кроме внешней стороны выступления, важное значение играет внутренний настрой.

     Каждый человек в стрессовой ситуации испытывает состояние беспокойства, тревоги, волнения. Это нормально, естественно. Волнение мобилизует, если оно умеренное. Но если человек не может справиться со стрессовым состоянием, то познавательная сфера западает и он забывает то, что учил (график).

     Часто бывает, что выступающего одолевают страхи. Поднимите руку те, кто относит себя к таким людям (оцените себя по 5-ти балльной шкале). В первую очередь нужно понять, что именно вас страшит? Назовите причину своих страхов… Наиболее распространенные страхи перед публичным выступлениям следующие:

- страх потери информации;

- страх значимого лица в зале;

- страх, что в речи есть слова  - паразиты.

     Сейчас нужно разбиться на 3 группы, каждой из них я раздам карточку с названием одного из этих страхов.

     Ваша задача, обсудив решить, как можно справиться с этим страхом. На подготовку 5 минут. Затем представители от групп познакомят нас с результатами обсуждений.

  1. Страх потери информации.

Возникает из–за волнения перед публикой, может помочь в этом:

- план ответа,

- опорные слова,

- цветные карточки,

- оформленные схемы, таблицы, приклеенные к доске,

-умение передать текст своими словами,

- заполнять паузы – перефразированием последнего предложения.

  1. Страх значимого лица в зале.

- попробовать решить конфликт с ним перед выступлением;

- идти с установкой «Я тебе докажу, что я лучший»

      - представить ситуацию, что этот человек в неловком, смешном положении.

      - если это человек, в которого вы, например, влюблены, поможет настрой «Смотри на меня и восхищайся!», а для вас шанс блеснуть и таким образом обратить на себя внимание.

3. Страх слов–паразитов в речи.

     Репетировать перед зеркалом, родственниками, друзьями, просить, что бы они заостряли ваше внимание на этих словах, следить за речью. Наказывать себя за каждое сказанное слово – паразит (мыть пол, посуду…).

Техники совладания с тревожностью:

  1. Дыхание (4+4+4), дышать необходимо грудью, а не животом
  2. Приспособление к окружающей среде. Иногда необходимо приспособиться к жизни и окружающей среде так, чтобы избежать столкновения со стимулами, порождающими тревожность. Те, кто боится толпы, могут переехать в маленький городок из большого мегаполиса. Те, кто боится попасть в авиакатастрофу, поступят не слишком умно, если будут жить около аэропорта или будут вынуждены очень много летать на самолетах. Гринберг Д.: «К телевизионным шоу и радиопередачам я приспособился следующим образом: я просто приезжал к студии пораньше и прогуливался рядом. Таким образом я привыкал к месту, и поэтому оно казалось мне уже менее страшным».
  3. Переименование. Вы можете рассматривать негативные происшествия с позитивной точки зрения. Все, что вам нужно, это сфокусироваться на положительных аспектах случая, а не на отрицательных. Если вы страдаете от экзаменационной тревожности, то лучше рассматривать экзамен не как возможность очередного провала, а как шанс узнать нечто новое или блеснуть своими знаниями по данной теме. Вместо того, чтобы рассматривать полет на самолете как событие, сопряженное с риском для жизни, вы можете «переименовать» его в возможность полета в море облаков или в возможность посмотреть на свой родной город с совершенно новой точки зрения. Публичные выступления можно «переименовать» в возможность поделиться своими мыслями, новыми знаниями, полезной для других информацией.
  4. Разговор с самим собой. Существуют волшебные слова, которые тоже могут помочь нам настроиться «Я смогу, я справлюсь, у меня все получится!» (самоприказы).

     Хотите проверить их действие?

     Разбейтесь по парам, сядьте напротив друг друга.

1) 1 ученик протягивает перед собой правую руку, а партнер пытается опустить руку 1 – го ученика вниз.

2) 1 ученик протягивает перед собой правую руку и говорит «Я слабый, у меня не получится» с соответствующей интонацией. А партнер пытается снова опустить руку 1 – го ученика вниз.

3) 1 ученик протягивает перед собой правую руку и говорит «Я сильный, я справлюсь!» Партнер пытается снова опустить руку 1 – го ученика вниз.

     Ну, что заметили разницу? Вот что значит сила самовнушения! Поэтому, готовясь к выступлению, настраиваем себя - «Я сильный! Я справлюсь!» Сделали глубокий вдох - и вперед на сцену.

  1. Мышечная релаксация (сильное напряжение до предела, затем расслабление).
  2. Физическая нагрузка. Подогнать организм под работу сердца.
  3. Начните сами критиковать и оценивать публику.
  4. Разбросать по залу себя восхищенного собою.
  5. Представьте как вы уже уходите с выступления, довольные собой. Увидьте восхищение, одобрительные взгляды.
  6. При сильном волнении можно умыться прохладной водой.

     Теперь попробуем с учетом полученной информации подготовить публичное выступление.

     Вам сейчас нужно будет выбрать тему своего выступления и рассказать в течение 1 минуты, стоя перед аудиторией о том, что вы выбрали. Это выступление будет сниматься на видеокамеру. Для того чтобы затем посмотреть на себя со стороны, отмечая сильные и слабые стороны своего выступления.

      А остальные участники отмечают, что хорошо получилось, а что можно было бы сделать по – другому. При анализе обращайте внимание на схему обратной связи,

     Посмотрим, что получилось? (просмотр видеозаписи и обсуждение увиденного).

     Эта информация останется для вас, как напоминание о том, над чем можно вам поработать, для совершенствования ораторского искусства.

     - Кто хотел бы поделиться впечатлениями от этого упражнения?

     

ПАМЯТКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

При подготовке…

  • Я знаю, что от меня хотят услышать.
  • Я могу свести свою точку зрения к одному предложению, а основные мысли - к трём.
  • У меня увлекательное начало, ясная середина и наводящее на размышления завершение.
  • Положения выступления я написал разными цветами на карточках, чтобы подчеркнуть главное. Я не забыл пронумеровать - это мне поможет, если я их уроню.
  • Я испробовал свою речь на родителях, дедушке, бабушке, собаке, кошке, соседе, дворнике и зеркале. После их критики я всё учёл и попробовал снова.                

При выступлении...

  • Я буду помнить, что выступление начинается с минуты, когда я поднимаюсь со своего места. Я собираюсь уверенно выйти на сцену и осмотреть аудиторию, прежде чем начать.
  • Я глубоко вздохну и начну, достаточно медленно и громко (направив голос на человека в последнем ряду), так, чтобы все услышали речь, над которой я столько работал.
  • Я буду смотреть на каждого слушателя, чтобы донести до них своё выступление.
  • Я не дам своим рукам приклеиться к кафедре или карманам, чтобы жестикулировать и прояснять вещи, которые я говорю.
  • Закончив, я сделаю небольшую паузу, затем уверенно удалюсь со сцены. После выступления я отыщу в зале своего знакомого и спрошу, что прошло неплохо и над чем предстоит в дальнейшем поработать.
  • Что бы ни произошло, я всё равно открою что-то новое в себе и узнаю о других (да при таком отношении понятия «провал» просто не существует). Каждый раз, оказавшись перед публикой, я совершенствую свои навыки выступлений.

Итог урока.

Психолог обсуждает с учащимися, что понравилось на занятии, а что нет, какие новые знания о себе получили, как полученные знания могут пригодиться в жизни.

Навыки выступления

Листок обратной связи и развития навыков

Имя______________________________    Тема____________________________________

ПРИЁМЫ

НАБЛЮДЕНИЯ

Поза

Движения

Жестикуляция

Мимика

Визуальный контакт

Ритм и паузы

Сила голоса и интонации

Юмор и отступления

Общее впечатление

Дополнительные комментарии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Особенности публичного выступления».

Данная презентация поможет учащимся старших классов  овладеть навыками ораторского искусства, навыками управления собой и  мастерством общения  при публичных выступлениях.   З...

Конспект занятия по основам проектной деятельности "Публичное выступление. Вопросы"

Занятие для учащихся 9 класса, на котором осуществляется защита проектов, подготовленных учениками, и дети учатся выступать публично в соответствии с выработанными ранее критериями успешного публичног...

Методическая разработка открытого урока по теме: "Публичное выступление. Его структура и языковые особенности" 6 класс

Этот урок в 6 классе является частью методической разработки, посвященной обучению основным навыкам публичного выступления в 6-8 классах....

Конспект занятия "Публичное выступление. Этапы подготовки публичного выступления"

Цель: 1. Познакомить с этапами подготовки публичного выступления.2. Развивать навыки  публичного выступления.3. Воспитывать положительные коммуникативные отношения внутри коллектива.4. Поддержива...