Конспект занятия по основам проектной деятельности "Публичное выступление. Вопросы"
план-конспект занятия (9 класс) на тему

Бурментьева Наталья Викторовна

Занятие для учащихся 9 класса, на котором осуществляется защита проектов, подготовленных учениками, и дети учатся выступать публично в соответствии с выработанными ранее критериями успешного публичного выступления.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по основам проектной деятельности

(9 «А» класс)

Тема: Публичное выступление. Вопросы.

Цель: совершенствование умения готовить план и текст публичного выступления, умения пользоваться паузами и интонированием для выделения смысловых частей во время выступления; совершенствование умения использовать наглядные материалы к выступлению и невербальные средства коммуникации; совершенствование умения задавать вопросы разных видов к выступлениям других.

Коррекционная цель: совершенствование словесно-логического мышления: совершенствование умения понимать и задавать вопрос, умения логически выстраивать высказывание, совершенствование логических операций (анализа).

Наглядность: раздаточный материал: критерии успешного публичного выступления, виды вопросов, наиболее распространенные ошибки при задавании вопроса и при ответе на вопрос, бланк анализа выступлений; ноутбук; проектор; презентация PowerPoint.

Наглядность у учащихся к выступлениям: тексты выступлений, презентации PowerPoint, форма одежды.

Ход урока.

1. Организационный момент.

(посадка, проверка готовности к выступлениям, настрой)

2. Вступительная беседа

- В течение полугода на занятиях по основам проектной деятельности мы с вами готовили тексты публичных выступлений и сами выступления. Сегодня у нас итоговый урок по теме «Основы риторики и публичное выступление». И сейчас хотелось бы услышать и увидеть результаты ваших трудов. Но прежде я обращаю внимание на два момента. Первое: мы будем слушать не только ваши подготовленные выступления, но и ваши высказывания относительно того, удались они или нет. Для этого на партах у каждого из вас есть критерии успешного публичного выступления, которые разрабатывали вы же на самом первом уроке ОПД в этом учебном году. И второе: вы также попытаетесь задавать вопросы к выступлениям товарищей. «Попытаетесь», потому что на следующих уроках ОПД мы продолжим работу по темам «Вопросы. Ведение дискуссии». Поэтому, прежде чем переходить к вашим выступлениям, прослушайте небольшую информацию.

3. Изучение нового материала  (сопровождается презентацией PowerPoint со ссылкой на раздаточный материал).

Классификация вопросов.

По цели

По форме

По способу

Уточняющие

На понимание

В развитие темы

На дискредитацию

Риторические

Открытые – закрытые

Развернутые – краткие

Вопрос-цитата

Корректные - некорректные

Виды вопросов по цели:

Вопрос на уточнение (вопрос-переспрашивание; содержит просьбу детализировать/перефразировать, если информация была предъявлена в форме, затрудняющей ее восприятие).

Вопрос на понимание (позволяет выяснить значение понятий, использованных в выступлении, если они употреблены в непривычном контексте; позволяет установить причинно-следственные связи между отдельными частями выступления).

Вопрос в развитие темы (предполагает ответ, в котором идеи, прозвучавшие в выступлении, могут быть приложены к какой-либо принципиально иной ситуации).

Вопрос на дискредитацию (ставит под сомнение позицию, представленную выступающим).

Вопросы по форме делятся на открытые и закрытые.

Закрытые вопросы предполагают односложный ответ («да» или «нет»).

Открытые вопросы предполагают развернутый ответ, поэтому они, как правило, начинаются со специальных слов: «почему», «зачем», «где» и т.п.

- Что вы понимаете под словами «корректный или некорректный вопрос»?

Если вопрос задан так, что его нельзя понять, то он относится к некорректным.

Наиболее распространенные ошибки при задавании вопроса и при ответе на вопрос:

Спрашивающего

Отвечающего

  1. подмена вопроса тезисом;
  2. пропуск логического звена;
  3. переход на личный опыт;
  4. косноязычный вопрос.
  1. необоснованное распространение закрытого вопроса;
  2. краткий ответ на открытый вопрос;
  3. ответ вопросом на вопрос;
  4. пропуск логического звена;
  5. переход на личный опыт или частный пример, когда вопрос касается общей логики.

4. Физпауза. (упражнения для глазных мышц)

5.Выступления учащихся. 

- А теперь давайте перейдем к вашим выступлениям. У вас на парте у каждого есть пустой бланк, куда вы можете вписывать вопросы, возникающие при прослушивании ваших товарищей, и анализировать выступления. (Далее идут: выступления – вопросы – краткий анализ выступлений)

6. Итог урока.

- Какими качествами ораторов вы уже обладаете? А над какими еще предстоит работать?

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) школа-интернат №4 городского округа Тольятти

Конспект междисциплинарного

интегрированного проекта

«Покорение Арктики»

Подготовили и провели

Каримова Т.В.,

Горлинская Л.И.,

Гайрунова Е.А.,

Поникарова Л.Р.,

Гошина О.А.,

Мельченко Л.Г.,

Санталова О.А.

Тольятти, 2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по основам воинской службы для учебных сборов

конспекты для проведения занятий в ходе учебных сборов с юношами 10-го класса...

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности

Тема: Поведение в условиях вынужденной автономии в природе.Цель урока: 1) Продолжить формирование знаний на тему автономное существование в природе.2) Познакомить учащихся с различными способами ориен...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ Курс «Основы тележурналистики» Тема: Интервью. Виды интервью.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯКурс «Основы тележурналистики»Тема:  Интервью.  Виды интервью.Цель занятия:·         1.Познакомить   школьников с телевизион...

Конспект занятия по Основам православной культуры

Цель: духовно-нравственное воспитание обучающихся  по средством реализации проекта «Православные праздники»....

Конспект занятия в рамках проектной задачи «Откуда хлеб пришел?», Станция «Bread&Co», 2 - 3 класс

Конспект занятия в рамках проектной задачи «Откуда хлеб пришел?», Станция «Bread&Co», 2 - 3 класс (в соавторстве с Коваль Н.В.)...

Конспект занятий по составлению связного рассказа по вопросам.

Конспект логопедического занятия во 2 классе для детей с ОНР, обучающихся по адаптированной программе по теме:Составление связного рассказа-описания по вопросам.Цель:Обучить составлению связного расск...