Целевая образовательная программа "Перспективы"
проект по психологии на тему

Ганьшина Валентина Николаевна

Целевая образовательная программа "Перспективы" - это система профориентационной работы в лицее

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsop_perspektivy.doc556 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«БЕЛОРЕЧЕНСКИЙ ЛИЦЕЙ»

 «УТВЕРЖДАЮ»

Директор МОУ «Белореченский лицей»

______________ М.И. Тараканова

  Приказ № _____

от ________ января 2014 г.

Концепция воспитательной работы

«К вершинам личностного роста»

    Целевая

образовательная                                                  

              программа

       «Перспективы»

                                     Автор программы:

Ганьшина Валентина Николаевна, психолог высшей квалификационной категории, педагог-организатор МОУ «Белореченский лицей»

2013-2014

ПАСПОРТ

программы «Перспективы»

Наименование программы

-программа "Перспективы"

Заказчики программы

-Администрация лицея

-Педагогический коллектив

-Родительская общественность

Основные разработчики
программы

Рабочая группа в составе

  • Ганьшиной В.Н., педагога-организатора,
  • Роголёвой А.А., психолога лицея,
  • Филипповой Е.В., заведующей библиотекой,
  • Волосач Т.Н., руководителя проектом Эко-школа/ Зелёный флаг,
  • Вавилиной Е.Ю., социального педагога,
  • Соколовой Р.П., медицинской сестры,
  • Шевченко Л.Д., педагога дополнительного образования,
  • классных руководителей

Цель программы

создание в лицее психолого-педагогических условий для формирования у обучающихся потребности и готовности к самостоятельному профессиональному выбору в соответствии со своими возможностями, способностями, потенциалом  и с учетом требований рынка труда

Задачи программы

  1. Создание системы профориентационной работы с 1 по 11 класс, которая включает  психологическую диагностику, просвещение, консультирование и основана на активизирующем, диагностико-консультационном, развивающем,  информационном подходах.
  2. Формирование трудового самосознания лицеистов, адекватного представления о своем потенциале и сфере его приложения, рынке труда и т.п.
  3. Проведение системной диагностической работы как  с использованием инновационного инструментария, предложенного ЗАО «Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»  при МГУ им. М.В. Ломоносова, так и традиционными психологическими методами.
  4. Обеспечение системного, широкого информирования за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, на занятиях факультативных курсов и в воспитательной работе.
  5. Широкое привлечение родителей для знакомства лицеистов с профессиями, рынком труда посёлка и района.
  6. Заключение договоров с приёмными комиссиями ВУЗов, колледжей, выработка гибкой системы кооперации средней и  старшей ступени лицея с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями региона.

Срок и этапы реализации программы

-2013 - 2018 годы (этапы не выделяются)

Объемы и источники
финансирования программы

- государственная субвенция, участие в проектах с монетарной поддержкой, спонсорские средства


Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности

  • Повышение компетентности педагогов в области создания системы профориентационной работы с 1 по 11 класс, которая включает  психологическую диагностику, просвещение, консультирование и основаную на активизирующем, диагностико-консультационном, развивающем,  информационном подходах
  • Заключение договоров с приёмными комиссиями ВУЗов, колледжей, выработка гибкой системы кооперации средней и  старшей ступени лицея с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями региона
  • Создание системы социальной профильной практики с привлечением родительской общественности
  • Повышение уровня осознанного выбора профессии у старшеклассников, обучающихся 9 и 11 классов

Введение

Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказываются на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении.

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.

Именно сейчас актуальность профориентации высока как никогда ранее. Многообразие выбора профессий и специализаций, возможности для образования и обучения, новые экономические условия жизни – вот лишь небольшая часть тех причин, побуждающих людей уделять все более пристальное внимание вопросам собственной профессиональной жизни и карьеры. Поэтому несомненна важность адекватного обеспечения этого запроса со стороны психологической и педагогической практики в лицее.

В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди лицеистов, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.

Все более важным в современных условиях труда становятся не столько знания человека, сколько его потенциал и способность обучаться. Важным становится компетентностный подход к обучению. Данный подход позволяет определить потенциал человека, направленность данного потенциала, наиболее выраженные компетенции и сферу их наиболее эффективного трудового приложения. Оптимальность данного подхода оправдывается также тем, что студентов и выпускников трудно оценивать по профессиональному опыту работы (так как не у всех он есть), поэтому единственное, в чем может быть их реальная ценность – это потенциал. И, судя по выше обозначенным тенденциям, именно потенциал и является наиболее интересным для современных работодателей. Таким образом, понятно, что лицеисты должны уметь оценивать, ценить и развивать свой потенциал [1].

Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внеклассную работу с обучающимися.

Ошибка человека при выборе профессии – это ошибка в выборе стиля жизни, последствиями которой могут стать нарушенное физическое и психическое здоровье, общая неудовлетворенность, снижение энергетического тонуса. В связи с этим необходимо предоставить обучающемуся широкие возможности в поиске себя, изучении и развитии своих способностей, склонностей, формировании адекватной самооценки и уровня притязаний, развитии способности делать осознанный выбор и добиваться цели.

Профориентационная работа в лицее основывается на следующих подходах

  • Активизирующий подход. Цель данного подхода – сформировать у человека установку на необходимость профессионального самоопределения, побудить к активному поиску, выбору и самостоятельному решению имеющихся проблем. Формат проведения: тесты, игры, обсуждения и т.п. Особенно эффективен на начальных этапах работы, так как создает положительную мотивацию к прохождению дальнейших профориентационных процедур.
  • Диагностико-консультационный подход. Включает в себя проведение психологического тестирования и консультацию по полученным результатам. Может проводиться как в индивидуальном формате, так и в групповом. Основная цель – выявить профессиональную направленность человека на основе объективных тестовых данных, и в процессе консультации решить основной профориентационный запрос человека с использованием полученной информации. В качестве дополнительного результата в рамках данного подхода можно диагностировать выраженность тех или иных компетенций, профессионально важных в рамках получаемой профессии.
  • Развивающий подход. Включает в себя проведение тренингов, решающих различные профориентационные вопросы, а также развитие различных навыков и качеств, которые могут быть полезны в будущей профессиональной жизни (например, умение проходить собеседование). Особенно эффективен после проведения диагностики и консультации для реализации и закрепления полученных результатов, а также развития необходимых компетенций в процессе обучения.
  • Информационный подход. Состоит в проведении различных информационных мероприятий (лекции по планированию карьеры, презентации компаний, информирование о тенденциях на рынке труда, ярмарки вакансий и т.п.). Основной смысл – кратко, но информационно освещать общие тенденции на рынке труда,– где и кем они могут работать в современных реалиях.

Цель профориентационной работы: создание в лицее психолого-педагогических условий для формирования у обучающихся потребности и готовности к самостоятельному профессиональному выбору в соответствии со своими возможностями, способностями, потенциалом  и с учетом требований рынка труда.

Задачи

  1. Создание системы профориентационной работы с 1 по 11 класс, которая включает  психологическую диагностику, просвещение, консультирование и основана на активизирующем, диагностико-консультационном, развивающем,  информационном подходах.
  2. Формирование трудового самосознания лицеистов, адекватного представления о своем потенциале и сфере его приложения, рынке труда и т.п.
  3. Проведение системной диагностической работы как  с использованием инновационного инструментария, предложенного ЗАО «Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»  при МГУ им. М.В. Ломоносова, так и традиционными психологическими методами.
  4. Обеспечение системного, широкого информирования за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, на занятиях факультативных курсов и в воспитательной работе.
  5. Широкое привлечение родителей для знакомства лицеистов с профессиями, рынком труда посёлка и района.
  6. Заключение договоров с приёмными комиссиями ВУЗов, колледжей, выработка гибкой системы кооперации средней и  старшей ступени лицея с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями региона.

Новизна профориентационной работы в МОУ «Белореченский лицей» определяется тем, что на базе лицея с 2010 года работает Региональное представительство  Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии»  при МГУ им. М.В. Ломоносова. Ежегодно заключаются Договоры  о сотрудничестве для использования инновационного компьютерного инструментария для профориентационной работы и бланкового тестирования ОГЭ и ЕГЭ.

Для диагностики используются следующие тестовые комплексы:

  • Профориентатор
                  Позволяет проводить комплексное профориентационное тестирование школьников и абитуриентов 7-11 классов, выявляя потенциал и ведущую направленность человека в профессиональной сфере показывая его интересы, способности и склонности к тем или иным видам деятельности.
    Предназначен для выбора высших учебных заведений, факультетов (специальностей) вузов.
  • Профнавигатор
                  Позволяет проводить профориентационную работу с обучающимися 4-8 классов с целью определения профессиональных склонностей к различным сферам деятельности и обучения, выбора
    профиля дополнительного обучения и развития (кружки, секции).

Немного подробнее о комплексе «Профориентатор»

Основной задачей комплекса «Профориентатор» является определение профессиональной направленности лицеиста. Она существует в двух вариантах – стандартном варианте (которые позволяет определить наиболее подходящие человеку профессии из общего круга специальностей), и в модифицированном варианте (где человеку подбираются наиболее подходящие специализации в рамках конкретного учебного заведения – вуза или ссуза).

 Комплекс «Профориентатор» ориентирован на работу со старшеклассниками (учениками 7-11 классов), рассматривающими вопрос о выборе профессии и соответствующего высшего или среднего специального учебного заведения.

 При выборе профессии очень важно соответствие между психологическими особенностями человека и соответствующими характеристиками профессии. «Профориентатор» позволяет совместить анализ интересов, способностей и личностных качеств обучающихся в рамках диагностики их профессиональных склонностей.

Пройдя комплекс тестирования и побеседовав по его результатам с психологом-профконсультантом, школьник может лучше понять:

  • какой я? (блок «Личность)
  • что я могу? (блок «Структура интеллекта»)
  • чего я хочу? (блок «Интересы») и определить, к каким профессиям и специальностям у него есть склонности.

Таким образом, понятие «профессиональная склонность» следует трактовать как интерес, подкрепленный соответствующими личностными качествами и развитием соответствующих способностей, то есть как совпадение интересов, способностей и характера человека на определенной профессии (группе профессий). Поэтому тестовый материал сфокусирован на интересах и способностях, важных для приобретения образования в соответствующей профессиональной области.

Комплекс тестирования включает в себя различные типы заданий: это и решение задач, и выбор наиболее привлекательных альтернатив, оценка объектов по заданным параметрам, выбор вариантов поведения в тех или иных ситуациях.

 Первый и третий блоки предъявляются без ограничения времени, на выполнение второго блока – теста способностей – отводится 40 минут. На выполнение всех заданий уходит в среднем от 40 до 60 минут.

 Комплекс снабжен несколькими версиями тестовых норм, которые применяются в зависимости от возраста испытуемого. Приложение 2

Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация факультативных курсов, а также занятий по психологии. Это неслучайно, т. к. только на них происходит прямое воздействие на психику лицеиста через специально организованную деятельность общения. Т. о. можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

 Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
             Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
            Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

 Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей лицеистов можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в лицее:
           
1-4 классы

  • формирование у младших лицеистов ценностного отношения к труду,
  • понимание его роли в жизни человека и в обществе;
  • развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.


   
5-7 классы

  • развитие у лицеистов личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
  • представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);
  • приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

Этому способствует выполнение обучающимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы

  • уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  • формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы

  • Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию,
  • формирование профессиональных качеств в избранном виде труда,
  • коррекция профессиональных планов,
  • оценка готовности к избранной деятельности.
     

Предпрофильная подготовка – это система педагогической, психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности, содействующей самоопределению обучающихся старших классов основной школы относительно избираемых ими профилирующих направлений будущего обучения и сферы последующей профессиональной деятельности.

Задачи предпрофильной подготовки:

  1. ориентация обучающихся на направления образования;
  2. обучение их умению объективно оценивать свои способности, делать соответствующий своим возможностям и потребностям выбор профиля;
  3. формирование высокого уровня мотивации на обучение по избранному профилю (готовности прикладывать усилия для получения качественного образования) и ответственного отношения к своему выбору. Механизм принятия решения: освоение «поля возможностей и ответственности».

Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.
              Решение задач профориентации осуществляется в различных
видах деятельности обучающихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация.  Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальный педагог, психолог, преподаватель ОБЖ, учителя технологии. Тесные контакты лицея с предприятиями, учебными заведениями профтехобразования, средними и высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, областным кадровым центром.

Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в лицее

 Координатор деятельности: педагог-организатор воспитательной работы.

 Педагог-организатор воспитательной работы, в функции которого входят:

  • выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения лицеистов  с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение обучающихся основной и старшей школы;
  • планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией «К вершинам личностного роста»,  целевой образовательной программой «Перспективы» и образовательной программой лицея;
  • осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика,  определение индивидуальной образовательной траектории;
  • проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профильного и профессионального самоопределения старшеклассников;
  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
  • организация системы повышения квалификации классных руководителей (тьюторов, кураторов), учителей-предметников, лицейского психолога по проблеме самоопределения обучающихся;
  • осуществление контролирующих функций работы классных руководителей (тьюторов), учителей-предметников, лицейского психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения обучающихся;
  • организация занятий обучающихся в районной сети предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • курирование преподавания профориентационных курсов в ходе предпрофильной подготовки (“Твоя профессиональная карьера”) и профильного обучения (“Технология профессионального успеха”).

Выполняющие рекомендации координатора
Классный руководитель: опираясь на концепцию «К вершинам личностного роста»,  целевую образовательную программу «Перспективы» и образовательной программой лицея:

  • составляет для конкретного класса  план педагогической поддержки самоопределения обучающихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность лицеистов;
  • организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в общей таблице класса);
  • помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
  • организует посещение обучающимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
  • организует тематические и комплексные экскурсии обучающихся на предприятия;
  • оказывает помощь лицейскому психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению;
  • организует встречи обучающихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники:

  • способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности лицеистов, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
  • обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
  • способствуют формированию у лицеистов адекватной самооценки;
  • проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся;
  • адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей обучающихся.

Заведующая библиотекой

  • регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
  • изучает читальские интересы обучающихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
  • обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)

Социальный педагог:

  • осуществляет консультации обучающихся по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения лицеиста.

Лицейский  психолог:

  • изучает  профессиональные интересы и склонности обучающихся
  • осуществляет мониторинг готовности обучающегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации обучающихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся;
  • способствуют формированию у лицеистов адекватной самооценки;
  • приглашает родителей обучающихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся;
  • создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник:

  • используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у лицеистов установки на здоровый образ жизни;
  • проводит с обучающимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;
  • оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;
  • оказывает помощь классному руководителю, лицейскому психологу и социальному педагогу в анализе деятельности обучающихся.

Направления и формы работы.
Организационно-методическая деятельность 

  • Работа координаторов по профориентационной работе с обучающимися.
  • Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.

Работа с обучающимися

  • Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые).
  • Анкетирование
  • Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.

Работа с родителями

  • проведение родительских собраний, (общелицейских, классных);
  • лектории для родителей.
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями лицеистов;
  • анкетирование родителей обучающихся;
  • привлечение родителей лицеистов для выступлений перед обучающимися с беседами;
  • привлечение родителей обучающихся для работы руководителями кружков, спортивных секций, художественных студий, ученических театров, общественных ученических организаций;
  • помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
  • помощь родителей в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время.

Критерии оценки эффективности профориентации лицеистов
К основным
результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится:

  • достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах.
  • потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана.
  • уверенность лицеиста в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей обучающихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии.
  • степень самопознания лицеиста. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах.
  • наличие у обучающегося обоснованного профессионального плана. 

Обоснованность профессионального выбора справедливо считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы. Критерий этот, однако, не самостоятелен, а обусловлен реализацией основных направлений профориентационной работы. Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.  

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

  • индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей лицеиста, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);
  • направленность профориентационных воздействий, прежде всего, на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Критерии и показатели готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

Критерии

Показатели

9 класс

10-11 классы

Когнитивный
(К)

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда и профессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

4. Понимание специфики профильного обучения, его значения для профессионального самоопределения.

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно- ценностный
(М-Ц)

1. Заинтересованность в получении знаний.
2. Положительное отношение к продолжению обучения в соответствии с избираемым профилем.
3. Осознанная мотивация на профильное обучение как условие для достижения поставленной цели выбора желаемой профессиональной деятельности.
4. Осознание необходимости выбора профиля обучения на основе соотнесения своих профессиональных намерений с личностными склонностями и возможностями.
5. Адекватное отношение к себе как субъекту выбора профиля обучения, самостоятельность и активность при осуществлении выбора.

1. Устойчивые познавательные интересы.
2. Отношение к избираемой профессиональной деятельности (понимание общественной и личной значимости избираемой профессиональной деятельности, присутствие интереса к избираемой профессии в системе ценностных ориентаций).
3. Адекватная самооценка ПВК.

Деятельностно-практический (Д-П)

1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого потенциала, коммуникативности и самостоятельности в достижении наивысших результатов по интересующим, профессионально значимым учебным дисциплинам.

2. Готовность к исследовательской, преобразовательной и коммуникативной деятельности в избранной сфере.
3. Ориентация на творчество.
4. Стремление к совершенствованию ПВК.

Приложение 1
Примерные мероприятия, включаемые  в план профориентационной работы лицея

Содержание деятельности

Класс

Ответственный

Организационная работа в школе

1

Во время Декады профориентации оформление стенда по профориентации.
“Твоя профессиональная карьера”
“В мире профессий”
“Слагаемые выбора профессии”
“Образовательная карта”
“В помощь выпускнику”, “Куда пойти учиться”.

Ганьшина В.Н., педагог-организатор воспитательной работы

2

Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы поступления в профессиональные учебные заведения выпускников 9, 11 классов)

Антонова И.В., зам.директора по учебной работе

3

Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год.
“Организация профориентационной работы в классе”.

Ганьшина В.Н., педагог-организатор воспитательной работы

4

Обеспечение лицея документацией и методическими материалами по профориентации.

Директор

5

Пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению.

Заведующая библиотекой

6

Обеспечение участия лицеистов в работе ученических трудовых объединений.

Администрация

7

Организация работы предметных кружков на базе лицея, кружков декоративно-прикладного творчества, спортивно-технических, художественных.

Администрация

8

Предусмотреть введение элективных курсов и факультативов. «Мои профессиональные планы"

Администрация

9

Организация ежегодного выпуска "Кем быть" газеты  «Лестница»

Ганьшина В.Н., педагог-организатор воспитательной работы

Редколлегия

10

Вовлечение обучающихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.

Классные руководители

11

Осуществление взаимодействия с учреждениями дополнительного образования, Центром занятости, ВУЗами, средне-профессиональными  учреждениями

Ганьшина В.Н.

12

Проведение тематических профориентационных 15-минуток в 1-4 классах ребятами из числа старшеклассников

13

Активное участие в районном физико-математическом классе

Педколлектив

Работа с педагогическими кадрами

1

Разработать рекомендации классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп.

Ганьшина В.Н.

2

Организовать для педагогов и классных руководителей  цикл семинаров по теме “Теория и практика профориентационной работы".

Ганьшина В.Н.,

Роголёва А.А.

3

Предусмотреть в плане работы методических объединений педагогов рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмен опытом ее проведения:

  • “Подготовка обучающихся к компетентному выбору профессии”;
  • “Методика профориентационной работы по возрастным группам”;
  • “Психологическая и социальная обусловленность выбора профессии старшеклассниками”;
  • “Методические основы профориентации во внеклассной работе”;
  • “Работа с обучающимися по интересам”;
  • “Методы исследований и наблюдений психофизиологических особенностей обучающихся, основы профконсультации”;
  • “Методы работы с родителями по вопросу выбора профессии”;
  • “Профориентация в процессе изучения основ наук”.

Руководители НМО
Психолог Роголёва А.А.

4

Организовать для педагогов профконсультации по изучению личности лицеиста.

  • “Исследование готовности обучающихся к выбору профессии”
  • “Изучение личностных особенностей и способностей обучающихся”,
  • “Изучение склонностей и интересов”,
  • “Изучение профессиональных намерений и планов обучающихся”

5-6кл

7-8кл

9-11кл

Психолог Роголёва А.А.

5

Подготовка рекомендаций классным руководителям по учету профессиональной направленности обучающихся в педагогическом процессе.

Психолог Роголёва А.А.

6

Организовать помощь в разработке классных часов.

Психолог Роголёва А.А.

Ганьшина В.Н.

Работа с родителями

1

Организовать для родителей лекторий по теме "Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении".

Ганьшина В.Н.

2

Проводить индивидуальные консультации с родителями по вопросу выбора профессий обучающимися, факультативных курсов.
“Слагаемые выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования”.

Классные руководители,

Психолог

3

Организовать встречи обучающихся с их родителями - представителями различных профессий.

Классные руководители

4

Привлекать родителей к участию в проведении экскурсий обучающихся на предприятия и учебные заведения.

Классные руководители

5

Спланировать проведение родительских собраний (общелицейских, классных).

  • “Анализ рынка труда и востребованности профессий в регионе”
  • “Медицинские аспекты при выборе профессии”

Классные руководители

6

Привлекать родителей к оформлению профориентационных уголков, профориентационных стендов, к организации экскурсий.

Классные руководители
Учителя-предметники

7

Подготовка рекомендаций родителям по возникшим проблемам профориентации.

Классные руководители
Психолог

8

Привлекать родителей к руководству кружками по интересам.

Классные руководители

9

Организовать для родителей встречи со специалистами.
Круглый стол “ Выбираем свой путь” для обучающихся и их родителей с участием представителей учебных заведений колледжей, ВУЗов.

9 - 11кл

Ганьшина В.Н.

Классные руководители
Психолог

Работа с обучающимися


1

Проведение экскурсий на предприятия и в учебные заведения  района и города


5-11 кл..

Учителя-предметники
Классные руководители

2

Организация тестирования и анкетирования обучающихся с
целью выявления профнаправленности.

  • ИКК «Профнавигатор»
  • ИКК «Профориентатор»
  • Карта интересов Е.Климова
  • ДДО
  • Опросник Йованши
  • Профориентационная активизирующая методика «За и против» Н. Пряжникова
  • Профориентационная активизирующая методика «Будь готов!» Н. Пряжникова
  • Матрица профессий
  • И др.


5-11 кл..

Ганьшина В.Н.,

Роголёва А.А.

Классные руководители

3

Проведение опроса по выявлению проблем обучающихся по
профориентации.

9-11 кл.

Роголёва А.А.

Классные руководители

4

Проведение классных часов по изучению профессиограмм учебных заведений.

9-11 кл.

Роголёва А.А.

Классные руководители

5

Осуществление индивидуальных и групповых консультаций обучающихся.

9-11 кл.

Психолог

6

Проведение декады по профориентации, конкурсов по профессии, конференций, интеллектуальных игр и др.

1-11 классы

Ганьшина В.Н.,

Роголёва А.А.

Классные руководители

7

Организация предметных недель, декады (по направлениям), олимпиады по "Технологии"

5-11 классы

Учителя-предметники

8

Организация и проведение с обучающихся выставок “В мире профессий»

7-11 классы

Заведующая библиотекой

9

Организация и проведение с обучающихся викторин, бесед.

1-11 классы

Заведующая библиотекой

10

Проведение серий классных часов (согласно возрастным особенностям)

5-11кл.

Классные руководители

11

Организация и проведение встреч с представителями
различных профессий.

1-11 классы

Классные руководители

12

Организация экскурсий и встреч со специалистами
“Центра занятости”.

9-11 классы

Классные руководители

13

Обеспечение участия старшеклассников в днях открытых дверей учебных заведений

9-11кл.

Классные руководители

14

Знакомство с профессиями на уроках экономика, чтение, труд и т. д
Расширение знаний обучающихся учителями- предметниками

1-4 кл
6-11кл.

Учителя-
предметники

15

Обеспечение участия обучающихся в работе ярмарки вакансий с целью знакомства с учебными заведениями и рынком труда.

9-11кл.

Классные руководители

16

Создание портфолио обучающегося

1-11 классы

Классные руководители

17

Привлечение к занятиям в кружках РЦВР и спортивных секциях ДЮСШ, в лицее, в учреждениях дополнительного образования.

1-11 классы

Классные руководители

18

Проведение диагностики по выявлению интересов обучающихся

1-11 классы

Психолог

19

Организация пятой трудовой четверти

  • обеспечение участия обучающихся в работе ученических трудовых бригад,

- знакомство со строительными профессиями

- знакомство с профессиями, связанными с растениеводством

  •  работа на прилицейском участке

5-10 классы

Ганьшина В.Н.,

Волосач Т.Н.,

Классные руководители

20

Организация общественно-полезного труда лицеистов, как проба сил дня выбора будущей профессии (общественные поручения и т.д.).

1-11 классы

Классные руководители

21

Изучение читательских интересов лицеистов, составления индивидуальных планов чтения, обсуждение книг, имеющих профорнентационное значение.

1-11 классы

Заведующая библиотекой

Приложение 2

Рассмотрим теперь каждый из блоков комплекса «Профориентатор» подробнее.

Блок «Интересы»

Профессия должна быть интересна. Если ребенку нравятся животные и растения, ему будет интересно в своей профессиональной деятельности сталкиваться с объектами живой природы. Если он любит технику – интерес к ней будет поддерживать его в деятельности инженера-конструктора или физика-теоретика.

Блок «Интересы» в комплексе «Профориентатор» состоит из 80 утверждений, диагностирующих сферу интересов по 8-ми факторам, условно обозначаемым как «Техника», «Наука», «Искусство», «Общение», «Бизнес», «Знак», «Природа» и «Риск». Выбор восьми шкал осуществлялся с опорой на теоретические подходы отечественной психологии труда (Е.А. Климов) и американской психологии профессионального выбора (Дж. Холланд).

Блок Интересы

На рисунке представлен пример результата по блоку «Интересы». Балл по каждому фактору отображается в стандартной шкале стенов (от 1 до 10), где средним значением является 5,5, а средней зоной – от 3,5 до 7,5 стенов (среднее плюс-минус стандартное отклонение). Такая форма предоставления результатов позволяет каждому испытуемому сравнивать себя со своими сверстниками, так как нормы значений рассчитываются для каждой возрастной группы отдельно, опираясь на данные реальных испытуемых, прошедших тестирование по методике «Профориентатор».

Рассмотрим подробнее содержание шкал блока «Интересы».

Шкала «Техника»: интерес к работе с техникой, техническими системами, электроникой, различными видами энергии, к изготовлению и использованию различных инструментов и оборудования; эксплуатация и ремонт транспорта. Предпочтение точных наук (алгебра, геометрия, физика, информатика); ручная умелость, любовь к конструированию. Примеры профессий: инженерные, технологические, машинист, водитель, программист.

Шкала «Наука»: интерес к исследовательской деятельности, к самообразованию, любопытство, эрудиция, увлеченность, направленность на сбор и анализ информации и знаний в различных предметных областях; обычно сопровождается чтением научно-популярной литературы, энциклопедий, посещением кружков, дополнительных занятий. Примеры профессии: исследовательские, аналитические, наукоемкие.

Шкала «Искусство»: интерес к работе с художественными образами (их создание, организация, оценка). Обычно присуща сильная впечатлительность, эмоциональность, развитое воображение и образное мышление. Примеры профессий: актер, писатель, критик, экскурсовод, ювелир, дизайнер, культуролог.

Шкала «Общение»: интерес к работе с людьми, различными группами и коллективами. Обычно сопровождается развитыми коммуникативными и организационными способностями, хорошей выдержкой, самоконтролем, доброжелательным отношением к окружающим. Примеры профессий: сфера воспитания и обучения (педагогические), здравоохранения (медицинские), правовой защиты (юридические), организации и управления (менеджмент), сфера обслуживания, культурно-просветительская работа.

Шкала «Бизнес»: интерес к управлению и организации работы других людей, стремление к материальному благополучию, способность принимать решения и брать на себя ответственность; активность, лидерские качества, аналитическая направленность ума. Увлечение общественными и экономическими науками. Примеры профессий: экономические, менеджерские, политика.

Шкала «Знак»: интерес к работе с буквами, цифрами, схемами, графиками, текстами, документами, естественными и искусственными языками. Обычно свойственно предпочтение таких предметов, как алгебра, логика, информатика, языки. Примеры профессий: гуманитарная направленность (переводчик, филолог, юрист), экономическая направленность (бухгалтер, маркетолог, экономист), техническая направленность (оператор ПК, программист, диспетчер), кроме того, это работа секретарей, библиотекарей, делопроизводителей.

Шкала «Природа»: интерес к работе с природными объектами (животными, растениями, микроорганизмами, природными явлениями). Увлеченность такими предметами, как биология, химия, медицина, экология. Примеры профессий: биолог, зоолог, генетик, эколог, агроном, ветеринар, геолог, метеоролог.

Шкала «Риск»: желание действовать в стрессовых, неопределенных ситуациях, при высоких физических или психических нагрузках. Обычно сопровождается любовью к спорту (особенно к экстремальным его видам), наблюдается жажда острых ощущений, высокая активность, ловкость, выносливость. Примеры профессий: пожарный, спасатель, врач скорой помощи, спортсмен, летчик, работа в правоохранительных органах.

Блок «Структура интеллекта»

Любая профессия требует, чтобы у человека присутствовали так называемые «профессионально важные качества» – например, корректору важно внимание, художнику – образное мышление и т.д. Поэтому, выбирая определенную профессию, важно осознать, какие способности соответствуют профессионально важным в данной профессии качествам.

Блок «Структура интеллекта» состоит из 72 заданий на определение уровня развития различных способностей – факторов умственной деятельности, условно обозначаемых в методике как «Вычисления», «Лексика», «Эрудиция», «Зрительная логика», «Абстрактная логика» и «Внимание». Кроме того, выдается общий балл по данному блоку, отражающий средний показатель по всем шести факторам в совокупности, – аналог «уровня умственного развития», который принято в нашей лаборатории интерпретировать без особого «пафоса» – как операциональный индикатор актуально достигнутого «уровня обучаемости и умственной работоспособности».
Тест позволяет оценить степени выраженности у лицеиста следующих способностей:

  1. Вычисления
  2. Лексика
  3. Эрудиция
  4. Зрительная логика
  5. Абстрактная логика
  6. Внимание

Блок Структура интеллекта

Рассмотрим подробнее содержание этих шкал.

Шкала «Вычисления»: хорошее умение оперировать числами в уме, производить счетные операции, выявлять закономерности в числовых рядах. Необходимо для технических и экономических профессий.

Шкала «Лексика»: большой объем словарного запаса, легкость его актуализации (возможность легко подбирать слова при общении с людьми, грамотно строить фразы). Необходима для гуманитарных профессий и профессий, связанных с общением с другими людьми.

Шкала «Эрудиция»: широкий кругозор и высокая общая осведомленность о разных сферах жизни, развитая познавательная активность. Необходима практически для всех профессий, связанных с интеллектуальной деятельностью.

Шкала «Зрительная логика»: хорошее пространственное и образное мышление, конструктивно-технические способности. Умение решать геометрические, конструкторские, дизайнерские задачи (мысленно повернуть объект, построить его проекцию на плоскость и т.д.). Необходима в технических и творческих профессиях (строитель, инженер, архитектор, фотограф, дизайнер).

Шкала «Абстрактная логика»: способность логически рассуждать, выявлять причинно-следственные связи, строить и понимать высказывание, мыслить на понятийном уровне. Необходима в научной деятельности, в юриспруденции, журналистике, психологии.

Шкала «Внимание»: умение концентрироваться на выполнении задания (даже в стрессовых условиях), развитые навыки самоконтроля и самоорганизации. Необходимо при выполнении работы монотонной и требующей высокой точности и концентрации внимания.

Блок «Личность»

Тип профессиональной деятельности должен совпадать с личностным складом, характерологическим типом. Скажем, общительным ребятам больше подойдут профессии, связанные с многочисленными контактами, а эмоционально неустойчивым лучше не выбирать рутинные виды деятельности, требующие концентрации в течение длительного времени.

Блок «Личность» состоит из 45 вопросов-утверждений, ориентированных на выявление личностных качеств. Факторы этого блока основываются на Большой Пятерке (Big Five) личностных качеств, за исключением шкалы «Открытость опыту (обучаемость)». Данная структура личностных качеств показала свою состоятельность на отечественной выборке (А.Г. Шмелев, 2002). В комплексе «Профориентатор» эти факторы условно обозначаются как «Активность», «Согласие», «Самоконтроль» и «Эмоциональная стабильность».

Блок Личность

Шкала «Активность»: активность в общении с другими людьми (стремление знакомиться, завязывать связи, проявлять инициативу в общении, организовывать других на какое-нибудь дело). Энергичность, поиск новых впечатлений. В крайних проявлениях – гиперактивность, перевозбуждение. Важна для профессий, предполагающих частые контакты с множеством людей (журналистика, менеджмент, политика).

Слабая выраженность: необщительность, замкнутость, скромность в общении, предпочтение узкого круга большому количеству людей. В крайних проявлениях – закрытость, отгороженность от мира. Важна для профессий, требующих самостоятельной деятельности, в условиях ограниченного общения, при выполнении монотонной деятельности.

Шкала «Согласие»: склонность сотрудничать и соглашаться с другими, умение встать на точку зрения другого, посочувствовать, желание помочь. Желания другого рассматриваются как более важные, нежели свои собственные. В крайних проявлениях – конформизм, ведомость. Важно для профессий, связанных со сферой обслуживания, педагогикой, медициной.

Слабая выраженность: самостоятельность в выборе позиции, отстаивание собственной точки зрения. Индивидуализм, склонность полагаться на себя. Независимость и игнорирование желаний других людей. Трудности при работе в группе. В крайних проявлениях – конфронтация, эгоизм. Подходят профессии, предполагающие самостоятельную работу, вне коллектива, работа в условиях конкуренции.

Шкала «Самоконтроль»: умение организовать себя в пространстве и времени: пунктуальность, целенаправленность, склонность к планированию. Хорошо развит самоконтроль и волевые качества. В крайних проявлениях – педантизм, неумение расслабляться. Необходима в «знаковых» профессиях (библиотекарь, экономист, программист, переводчик, секретарь).

Слабая выраженность: импульсивность, отсутствие организованности, непоследовательность в достижении целей. Часто это сочетается с высокой оригинальностью мыслей и поступков и высокой переключаемостью с одного дела на другое. Способность отклониться от шаблона, развитое творческое начало. В крайних проявлениях – полная дезорганизованность выполнения деятельности. Подходит для творческих профессий и для работы в условиях неопределенности.

Шкала «Эмоциональная стабильность»: устойчивость в стрессовых ситуациях, способность сохранять хладнокровие, хорошая выдержка. В крайнем проявлении – «непробиваемость», эмоциональная холодность. Важна для профессий, связанных с риском для жизни и здоровья, при работе в постоянно изменяющихся или, наоборот, монотонных видах деятельности, а также при взаимодействии с другими людьми.

Слабая выраженность: чувствительность, тонкое переживание происходящих и предполагаемых событий, тревожность. В крайних проявлениях – эмоциональная дезорганизация деятельности. Подходит для профессий, требующих чуткости и тонкости восприятия (творчество, психология), не подходят монотонные виды деятельности.

Результаты тестирования

После прохождения комплексного тестирования по методике «Профориентатор» клиент получает распечатку результатов, куда входит индивидуальный профиль с результатами по каждой шкале, списки сходных профессий по различным критериям, интерпретации результатов по всем шкалам теста, а также информация по рекомендуемым развивающим (тренинговым) программам.

Показатели по отдельным шкалам образуют так называемый факторный профиль, являющийся, по сути, индивидуальным психологическим портретом испытуемого. Факторный профиль сравнивается с «идеальными» профилями различных профессий, созданными экспертами на основе профессиограмм.

Результаты сравнения представляются в виде списка наиболее близких по профилю профессий с соответствующими коэффициентами сходства (полное совпадение – 1) – сначала по каждому блоку, затем программа формирует интегральный список профессий, комплексно оценивая результаты по всем трем тестовым блокам.

На рисунке ниже представлен образец факторного профиля реального испытуемого.

Диагностический профиль

Рассмотрев подробно полученный профиль, консультант может ответить на многие вопросы:

  • какие профессии подходят на основе анализа интересов, способностей и особенностей характера;
  • в каком направлении продолжить обучение;
  • в каких вузах можно получить соответствующее образование;
  • как выбрать школу или колледж;
  • как можно скорректировать выявленные тестом слабые стороны характера;
  • как развить «запущенные» сферы интеллекта;
  • в каких развивающих тренингах рекомендуется принять участие.

Рекомендуемые профили обучения 

Профили обучения

Рекомендуемые профили обучения отражают общую профессиональную направленность лицеиста по 6 основным направлениям: технологическая сфера, физико-математическая сфера, естественнонаучная сфера, гуманитарная сфера, лингвистическая сфера, социально-экономическая сфера.

Профили обучения

По результатам тестирования испытуемые получают список профессий, максимально соответствующих их индивидуальным особенностям. Это возможно благодаря наличию так называемого списка сходных профилей профессий. На настоящий момент в данном списке находится около 90 наиболее распространенных профессий, отражающих основные направления образования и специализации абитуриентов. Этот список отражает содержание стандартного варианта «Профориентатора». Модифицированный вариант содержит только те специализации суза или вуза, которые соответствуют профилю обучения этого учебного заведения.

Итак, для того, чтобы выбрать профессию, школьнику или абитуриенту необходимо не только разбираться в мире существующих профессий, но прежде всего познать себя – свои индивидуальные психические свойства. Комплекс тестирования «Профориентатор» позволяет получить дифференцированное представление об уровне интереса к 8-ми сферам профессиональной деятельности, о выраженности 4-х ортогональных личностных качеств и об уровнях развития по 6-ти основным факторам умственной деятельности. Рекомендации по выбору профессий даются в терминах круга специальностей, отражающих наиболее массовые профили подготовки современного специалиста с высшим и средним специальным образованием.

Использованные источники

  1. Алтухов В., Серебряков А., Орлова Е. Современные подходы к профориентации http://teletesting.ru/modules/articles/index.php?op=viewarticle&artid=6
  2. Программа профессиональной ориентации «Шаги к успеху» http://lib2.podelise.ru/docs/55460/index-16246.html?page=9        
  3. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: МГППИ, 1999. –  97 с.
  4.   Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 246 с.
  5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Учебно-методическое пособие. М.: МГППУ, АНО «Центр «Развивающее образование»», 2007. - 86 с.
  6. Фопель К.На пороге взрослой жизни: Психологическая работа с подростковыми и юношескими проблемами. Книга 1: Ценности, цели и интересы. Школа и учеба. Работа и досуг. М.: Генезис , 2008. - 208 с
  7. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников. М.: Глобус , 2006, 256 стр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-целевая программа "Создание единого образовательного пространства"

Программа содержит рекомендации для администрации школы и психолго-педагогической службы по созданию единого образовательного пространства....

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

"Новая образовательная реальность и новая парадигма школьного историко-обществоведческого образования в контексте Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг."

Изменения в содержании и преподавании курсов истории и обществознания в соответствии с Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 гг....

Программно-целевой метод управления в реализации межсферного взаимодействия образовательного учреждения

Технология взаимодействия образовательного учреждения со сторонними организациями.Целью творческой работы является создание модели взаимодействия учреждения дополнительного образования со сторонними о...

структура и содержательное наполнение целевого, содержательного и организационного разделов основной образовательной программа основного общего образования

Доклад на ШМО учителей - предметников на тему "Структура и содержательное наполнение целевого, содержательного и организационного разделов основной образовательной программа основного общего обра...

Целевые ориентиры в вариативной части образовательной программы относительно спортивной секции «Школа мяча»

Целевые ориентиры в вариативной части образовательной программы относительно спортивной секции «Школа мяча»...