Повышение уверенности в себе у подростков
методическая разработка по психологии (9, 11 класс) на тему

Лавриенко Елена Викторовна

Уверенность, самооценка ,коррекция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povyshenie_uverennosti_v_sebe_dlya_podrostkov.docx113.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

гимназия № 34 г. Орла

Программа развития позитивного самоотношения у старших подростков

Автор-составитель:

педагог-психолог

Дмитриева А.А.

Оглавление

Пояснительная записка        

Тематический план программы развития позитивного самоотношения у старших подростков        

«Будь собой! Будь лучшим!»        

Содержание программы «Будь собой! Будь лучшим!»        

Занятие №1.  «Знаете ли вы себя?».        

Занятие №2. «Путешествие к своему Я».        

Занятие №3. «Кто я?».        

Занятие №4.  «Оценка своего «Я»».        

Занятие №5.  «Маски».        

Занятие №6.  «Я и мой мир».        

Занятие №7.  «Уверенность в себе».        

Занятие №8.  «Быть увереннее».        

Занятие №9.  «Идеальное «Я»».        

Занятие №10.  «Психология счастливого человека».        

Приложение        

Пояснительная записка

Актуальность программы. Подростковый возраст относится к критическому периоду развития личности. Остро протекающий перелом психического развития обусловливает его исключительную сложность и противоречивость. Наиболее важным отличительным признаком подросткового периода являются фундаментальные изменения в сфере самосознания, которые имеют кардинальное значение для всего последующего развития и становления личности. Самосознание – сложное психическое образование, важнейшим компонентом которого является самоотношение, которое активно формируется в старшем подростковом возрасте: вырабатывается собственная независимая система эталонов самооценивания, все более развиваются способности проникновения в свой внутренний мир. Являясь одной из важнейших образующих личности, самоотношение  непосредственно связано с межличностной и социальной позицией, с масштабом и значимостью тех задач и деяний, за которые личность принимает ответственность. Самоотношение непосредственно сказывается на степени активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию.

Позитивное самоотношение, по мнению,  Р. Бернса, А.В. Визгиной, С.Р. Пантилеева, В.В. Столина и др. проявляется в виде гордости, чувстве собственного достоинства, уважения к себе. Личность высоко оценивает принадлежащие ей качества, отличается согласованностью представлений о себе, предполагает, что отношение окружающих является тождественным ее представлениям.  Негативное самоотношение характеризуется презрением, сознанием собственной малоценности. Таким образом, активно развиваясь в подростковом возрасте, самоотношение определяет практически все сферы жизнедеятельности человека, не только на данном этапе, но и в будущем.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в основу положен такой теоретический конструкт, как «самоотношение», тогда как в большинство разработанных программ акцентируют внимание на развитии самооценки подростков. Именно самоотношение является важнейшим компонентом самосознания подростка, сочетает в себе, как когнитивный компонент (знания подростка о самом себе), так и эмоционально-ценностный (отношение к себе, ощущение ценности своего «Я»). Данную программу можно использовать в развивающих, профилактических целях, а также для консультирования и просвещения подростков по вопросам развития самосознания, положительной самооценки, осознания ценности собственной личности.

Цель программы: развитие позитивного самоотношения в старшем подростковом возрасте.

Задачи:

  1. Расширение знаний, представлений подростков о себе.
  2. Формирование способности адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей, взглядов.
  3. Формирование уверенности в себе, ощущения ценности, значимости собственной личности.
  4. Формирование стремления к самопознанию и саморазвитию.

Принципы построения развивающей программы:

  1. Принцип системности коррекционных, развивающих и профилактических задач.

Программа направлена на развитие у подростков  представлений и знаний о себе, стимулирование познавательной активности по отношению к собственному «Я». Профилактический потенциал данной программы заключается в предотвращении возможной социальной дезадаптации, девиантного поведения подростков  вследствие искажения самовосприятия, снижения самоуважения.

  1. Принцип единства диагностики и коррекции.

Развивающая программа разработана на основе исследования особенностей самоотношения подростков 14-16 лет. При разработке программы были учтены результаты исследования: для самоотношения подростков 14-16 лет характерен низкий уровень дифференцированности, неспособность адекватно оценить свои возможности.  Также отмечается внутренняя конфликтность, самообвинительные реакции по отношению к своему «Я», особенно у девочек старшего подросткового возраста.

  1. Деятельностный принцип.

На основе данного принципа, развивающая работа  осуществляется в рамках ведущей деятельности подросткового возраста – личностного общения со сверстниками. Данный вид деятельности обладает большим  развивающим потенциалом и позволяет моделировать определенные ситуации, требующие конструктивного разрешения.

  1. Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей клиента.

При разработке и реализации развивающей программы учитываются возрастно-психологические особенности старшего подросткового возраста:

  1. Формирование нового уровня самосознания;
  2. Потребность в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности;
  3. Переход от оценки, заимствованной у взрослых к самооценке;
  4. Стремление к самовыражению и самоутверждению, самореализации и самовоспитанию, к формированию положительных качеств и преодолению отрицательных.

В ходе непосредственной работы с подростками  необходимо учитывать их индивидуально-психологические особенности.

  1. Принцип комплексности методов психологического воздействия.

При составлении программы по развитию позитивного самоотношения, была предпринята попытка использовать различные методы, приемы, техники, позволяющие оказывать комплексное воздействие на подростков, учитывая сложное структурное строение самоотношения.

  1. Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к участию в коррекционной программе.  

В рамках разработанной развивающей программы привлечение ближайшего окружения не предусматривается, т.к.  в подростковом возрасте ярко выражена реакция эмансипации,  перестройка взаимоотношений со взрослыми. Безусловно, взрослый не перестает быть значимым для подростка, но ведущими являются потребность общения со сверстниками и принадлежности к референтной группе, а также потребность в самостоятельности, поэтому привлечение взрослых может на данном этапе вызвать у подростка негативизм и привести к замкнутости и нежеланию идти на контакт.

  1. Принцип программированного обучения.

В рамках реализации развивающей программы предполагается выполнение упражнений совместно с психологом, моделирование различных ситуаций,  а затем  полученные знания самостоятельно переносятся в реальную жизнь.

  1. Учет эмоциональной сложности материала.

Используемые в программе задания и упражнения направлены на создание мотивации к совместной деятельности, заинтересованности, положительного эмоционального фона.

Контингент:  подростки 14-16 лет.

Форма работы: групповая. Выбор групповой формы работы обусловлен возрастно-психологическими особенностями подросткового возраста и спецификой строения самоотношения: являясь ядром конкретной личности и аспектом внутреннего мира человека, самоотношение формируется в ходе общения с окружающими людьми и определяет успешность и эффективность социального взаимодействия человека.  Возможность сравнить себя с окружающими, получить обратную связь от сверстников будет стимулировать самопознание, стремление к саморазвитию, самосовершенствованию. Групповая форма работы реализуется в форме занятия с элементами тренинга.

Тренинговая форма работы с подростками построена на следующих принципах:

  1. Принцип активности.

Предполагается активность участников тренинговой группы. В тренинге подростки  вовлекаются в специально разработанные действия, проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.

  1. Принцип исследовательской творческой позиции

 В ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, свои личные ресурсы, возможные особенности. Для этого в тренинге  используются  ситуации, позволяющие членам группы осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

  1. Принцип объективации (осознания) поведения.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь.

  1. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок.

Срок реализации программы: 3 месяца.

Частота встреч: 1 раз в неделю.

Длительность встречи: 40-45 минут.

Количество участников в групповой работе: 12-14 человек.

Ожидаемые результаты:

  • расширены знания и представления подростков о себе;
  • сформированы способность адекватно оценить себя на основе внутренней системы ценностей;
  • развита уверенность в себе, ощущение ценности собственной личности;
  • сформировано стремление к самопознанию и саморазвитию.

Для оценки результатов развивающей работы можно использовать следующие психодиагностические методики:

  1. Тест-опросник «Шкала самоуважения Розенберга».
  2. Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан.
  3. «Методика исследования самоотношения (МИС)»  С.Р. Пантилеева.
  4. Методика «Кто я?» (М. Кун и Т. Макпартленд).

      Литература:

  1. Анн Л.Ф Психологический тренинг с подростками, СПб: Питер, 2007.
  2. Гонохова Т. Трудно быть собой // Эл. ресурс. Режим доступа: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200304108
  3. Григоренко Т.А. Программа по развитию позитивной Я-концепции у старших подростков с помощью методов арттерапии "Все грани моего Я". Эл. ресурс. Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602627/
  4. Макартычева Г.И  Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведение. СПб, 2007.
  5. Мартыненко Ю. Познай себя и сделай первый шаг // Эл. ресурс. Режим доступа: http://psy.1september.ru/view_article.php?id=200900413
  6. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., 2000.
  7. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.trepsy.net/razvit/stat.php?stat=777.
  8. Эл. ресурс. Режим доступа: http://www.touching.ru/content/1086.

Тематический план программы развития позитивного самоотношения у старших подростков

«Будь собой! Будь лучшим!»

Занятие №1. «Знаете ли вы себя?».

Цель занятия: актуализация знаний и представлений подростков о себе.

Задачи:

  • знакомство, создание положительного эмоционального фона;
  • формирование мотивации к совместной деятельности;
  • формирование представлений о системе знаний человека о себе;
  • стимулирование осознания своего «Я».

Упражнение 1. «Круги».

Упражнение 2. «Я и мой внутренний мир».

Упражнение 3.  «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне».

Упражнение 4. «Походите так, как…»

Упражнение 5. «Интересные вопросы».

Упражнение  6. «Рожицы»

Занятие №2.  «Путешествие к своему Я».

Цель занятия: расширение системы представлений подростков о себе.

Задачи:

  • формирование представления о собственной уникальности;
  • развитие способности к осознанию своего «Я»;
  • актуализация представления об отношении к самому себе;
  • формирование представления о ценности собственной личности.

Упражнение 1. «Ритуалы приветствия».

Упражнение 2. «Я - уникальный».

Упражнение 3. «Самоотношение».

Упражнение 4. «Остров мечты».

Упражнение 5. «Мое самовосприятие».

Упражнение  6. «Спасибо за приятное занятие»

Занятие №3.  «Кто я?».

Цель занятия: расширение системы представлений подростков о себе

Задачи:

  • формирование более полного представления о себе, своих особенностях;
  • раскрытие многоаспектности своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию;
  • формирование представления о своем идеальном «Я».

Упражнение 1. «Эхо».

Упражнение 2. «Кто Я?».

Упражнение 3. «Герб своего «Я»».

Упражнение  4. «Представь себя в виде животного».

Упражнение 5. «Прогулка».

Упражнение  6.  «На занятии было…»

Занятие №4.  «Оценка своего «Я»».

Цель занятия: формирование способности адекватно оценить себя.

Задачи:

  • формирование представления о многоаспектности самоотношения
  • формирование представления о факторах, влияющих на самоотношение;
  • стимулирование осознания влияния окружающих на представления и отношение подростка к самому себе;
  • создание мотивации к  формированию самоотношения на основе внутренней системы ценностей, взглядов, убеждений.

Упражнение 1. «Приветствие».

Упражнение 2.  «Пирог».

Упражнение 3. «Самоисследование».

Упражнение 4. «Мнения».

Упражнение 5.  «Остров».

Упражнение 6. «Притча  про ворону  и павлина»

Упражнение  7.  «На занятии было…»

Занятие №5.  «Маски».

Цель занятия: формирование стремления адекватно оценивать себя, свои возможности.

Задачи:

  • формирование представления о факторах, влияющих на формирование самоотношения;
  • осознание представления о себе в глазах других людей.
  • осознание сущности своего «Я».

Упражнение 1. «Приветствие»

Упражнение 2.  «Волшебное зеркало».

Упражнение 3.  « Маски».

Упражнение 4. «Без маски».

Упражнение 5. «Калейдоскоп»

Упражнение  6. «Рожицы».

Занятие №6.  «Я и мой мир».

Цель занятия: развитие способности к осознанию своего «Я».

Задачи:

  • развитие рефлексивности и критичности по отношению к себе;
  • осознание ресурсов собственной личности;
  • стимулирование развития механизмов самопознания;
  • формирование положительной самооценки.

Упражнение 1. «Приветствие».

Упражнение 2.  «Афоризмы».

Упражнение 3.  «Зато я».

Упражнение 4. «Хромая обезьяна».

Упражнение 5. «Ладошка»

Упражнение  6. «Рожицы».

Занятие №7.  «Уверенность в себе».

Цель занятия: формирование уверенности в себе.

Задачи:

  • формирование способности к безусловному принятию себя;
  • осознание личностных ресурсов, возможностей;
  • овладение навыками саморегуляции;
  • формирование навыков самораскрытия и самопрезентации.

Упражнение 1. «Художники».

Упражнение 2. «Уверены ли вы в себе?»

Упражнение 3. «Мой портрет в лучах солнца».

Упражнение 4.  «Розовый куст».

Упражнение 5. «Путаница».

Упражнение 6. «Символ уверенности»

Упражнение 7.«Я управляю собой».

Упражнение  8. «Рожицы».

        Занятие №8.  «Быть увереннее».

Цель занятия: формирование уверенности в себе.

Задачи:

  • формирование способности к безусловному принятию себя;
  • осознание личностных ресурсов, возможностей;
  • формирование навыков самораскрытия и самопрезентации.

Упражнение 1. «Сигнал».

Упражнение 2. «Письмо себе любимому».

Упражнение 3.  «Объявление в газету».

Упражнение 4. «Карлики и великаны».

Упражнение 5. «Если бы я был».

Упражнение 6.«Скульптура».

Упражнение  7. «Аплодисменты».

Занятие №9.  «Идеальное «Я»».

Цель занятия: формирование стремления к саморазвитию.

Задачи:

  • формирование представления о своем идеальном «Я»;
  • формирование представления о своем потенциале, ресурсах развития личности;
  • создание мотивации для дальнейшей работы над собой.

Упражнение 1. «Меняющаяся комната».

Упражнение 2. «Зеркало».

Упражнение 3.  «Годы юности».

Упражнение 4. «Моя Вселенная».

Упражнение 5. «Бумажные мячики».

Упражнение 6.«Мои жизненные цели».

Упражнение  7. Рефлексия.

Занятие №10.  «Психология счастливого человека».

Цель занятия: формирование мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачи:

  • формирование безусловного самопринятия;
  • формирование представления о возможных путях саморазвития;
  • осознание личностных ресурсов, возможностей;
  • формирование уверенности в себе.

Упражнение 1. «Ассоциация со встречей».

Упражнение 2.  «Манифест свободного человека».

Упражнение 3. «Походите так, как».

Упражнение 4. «Чемодан».

Упражнение  5. « Рефлексия».

Содержание программы «Будь собой! Будь лучшим!»

Занятие №1.  «Знаете ли вы себя?».

Цель занятия: актуализация знаний и представлений подростков о себе.

Задачи:

  • знакомство, создание положительного эмоционального фона;
  • формирование мотивации к совместной деятельности;
  • формирование представлений о системе знаний человека о себе;
  • стимулирование осознания своего «Я».

Оборудование: плакат с принципами работы в группе, листы формата  А4, А5, таблички с вопросами, фломастеры, бланки для рефлексии.

Вводная часть.

Цель: знакомство, создание положительного эмоционального фона.         Здравствуйте, меня зовут Анастасия Андреевна, я педагог-психолог.  Я проведу с вами курс занятий, направленных на самопознание, совершенствование ваших представлений о себе. Занятия будут проходить в группе, поэтому для начала я предлагаю определить правила, которыми мы будем руководствоваться в совместной работе. Я предлагаю следующие правила (они отражены на плакате):

1. Правило активности. В групповой работе участвуют все.

2. Правило искренности. Каждый участник искренен, что способствует установлению доверительных отношений в группе.

3. Правило равноценности. В группе все равны.

4. Правило "здесь и теперь". Обсуждению в группе подлежит только то, что происходит непосредственно в ходе тренинга.

5. Правило конфиденциальности. Информация, обсуждаемая в группе и касающаяся личных жизненных историй каждого, не выносится за ее пределы.

6. Правило конструктивной обратной связи. Участники договариваются не давать общую оценку личности, а говорить о поведении, описывать происходящее

7. Правило «поднятой руки».

У кого-нибудь есть дополнения? Все согласны с предложенными правилами? А теперь давайте познакомимся.

Упражнение 1. «Круги».

Цель: знакомство с участниками занятия.

Участникам предлагается на листах формата А5 нарисовать три круга, в которых указать имя, позитивное качество на первую букву имени, увлечение (хобби). По окончании задания каждый представляется.

Упражнение 2. «Я и мой внутренний мир».

Цель: формирование представления о внутреннем мире, создание мотивации к совместной деятельности.        Как я уже сказала, наши занятия будут посвящены самопознанию. Давайте попробуем определить,  что такое самопознание? Как вы себе представляете? Зачем человеку познавать себя? Ответы учащихся записываются на доске.

В психологии самопознание  определяется как сложный продолжительный процесс  получения человеком знаний о самом себе. А как вы думаете, какими способами можно осуществлять самопознание? Что для этого нужно? (ответы учащихся). Действительно самопознание осуществляется посредством самонаблюдения, а также общения с другими людьми, так как, сравнивая себя с ними, мы получаем больше информации о своих особенностях, своей индивидуальности.  Процесс самопознания очень тесно связан с самовоспитанием и самосовершенствованием. Только познав себя, мы можем начать работу по самосовершенствованию, достижению своего идеала. В результате самопознания у нас формируется система представлений о себе, которые регулируют всю нашу жизнь: общение с другими людьми, успешность в различных видах деятельность, цели, которые мы ставим перед собой. К сожалению, часто люди не могут адекватно оценить себя, свои возможности, их самоотношение искажено. Это приводит к возникновению различных трудностей.

Основная часть.

Упражнение 3.  «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне».

Цель: самопознание, актуализация своих плюсов и минусов.

Первое упражнение, которое сейчас мы выполним, называется «10 позитивных и 10 негативных «Я» во мне». Сейчас я хочу попросить вас на листочке написать 10 своих положительных качеств и 10 негативных, которые вам не нравятся, мешают.

Обсуждение: В чём были сложности? Вы что-нибудь заметили в себе нового, выполняя это задание? Или может, задумались над чем-нибудь? Все ли качества, которые первоначально воспринимаются как отрицательные таковыми и являются, в чем может быть их польза для человека.

Упражнение 4. «Походите так, как…»

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Мы хорошо потрудились, прекрасно справились с заданиями, а теперь я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте со своих мест и походите по комнате так, как ходили бы: король, грозный  начальник милиции, жираф, маленькая мышка, слон, актер комедийного жанра. Всем спасибо, у вас отлично получилось.

Упражнение 5. «Интересные вопросы».

Цель:  актуализация знаний о себе, осознание своего «Я».        

В центре лежат таблички, на которых написаны вопросы. Сейчас по очереди каждый будет брать по одной табличке, и отвечать на вопрос, который там написан. Только необходимо помнить, что вопросы там необычные, прежде чем отвечать подумайте, возможно, придется использовать фантазию и воображение.

1. С каким цветком вы можете себя сравнить?

2. Каким предметом вы можете себя представить?

3. Каким сказочным героем?

4. Каким животным?

5. Каким временем года?

6. Каким музыкальным инструментом?

7. Каким литературным жанром вы могли бы быть?

8. Каким природным явлением?

9. С каким литературным персонажем вы могли бы себя сравнить?

10. Если бы вы были деревом, то, что это было бы за дерево?

11. Какое качество вам больше всего в себе нравится?

12. Какое качество в себе вы хотели бы развить?

13. Какое качество в людях вам больше всего нравится?

14. Какие у вас увлечения?

15. Чем бы вы хотели еще заниматься и почему?

Заключительная часть.

Упражнение  6. «Рожицы»

Цель: рефлексия проведенных упражнений, получение обратной связи от участников.        В завершении мне бы хотелось узнать ваше мнение о нашем первом занятии. Сейчас я раздам вас листы бумаги, на которых изображены круги. Вам нужно нарисовать «рожицу», которая отражает ваше состояние в конце занятия. Далее каждый по кругу скажет, что он нарисовал и почему, что ему понравилось или не понравилось на нашем занятии. Подводятся итоги занятия.

Занятие №2. «Путешествие к своему Я».

Цель занятия: расширение системы представлений подростков о себе.

Задачи:

  • формирование представления о собственной уникальности;
  • развитие способности к осознанию своего «Я»;
  • актуализация представления об отношении к самому себе;
  • формирование представления о ценности собственной личности.

Оборудование: мячи разного цвета, таблицы с качествами личности, цветные карандаши.

Вводная часть. 

Упражнение 1. «Ритуалы приветствия».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Здравствуйте, ребята, сегодня наше занятие будет называться «Путешествие к своему «Я». В прошлый раз мы говорили о том, как важно знать самого себя, свои особенности, обсудили, что это довольно непросто и многие люди не могут адекватно оценивать свою личность. Мы выполнили несколько упражнений, направленных на самопознание и сегодня продолжим узнавать о себе и других что-то новое. Но для начала давайте поприветствуем, друг друга. Вы, наверное, знаете, что в разных странах используются различные ритуалы приветствия. Например, в Японии распространен такой вариант: легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам, а жители Индии в знак приветствия делают легкий поклон, складывая ладони перед лбом. Сейчас я предлагаю вам попробовать самим придумать какой-нибудь необычный вариант приветствия (обсуждаются варианты, выбирается наиболее интересный). А затем участники становятся в круг и приветствуют друг друга.

Основная часть.

Упражнение 2. «Я - уникальный».

Цель: формирование представления о собственной уникальности. Вот мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь я предлагаю выполнить следующее упражнение, которое называется «Я - уникальный». Как все мы знаем, на планете нет ни одного человека, подобного нам. Каждый человек неповторим. Но иногда мы об этом забываем. Сейчас я дам вам два мяча разного цвета. Один передам налево, другой - направо. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все...». Учащиеся, получившие второй мяч, продолжают высказывание «Я, не как все...». Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать.

В конце упражнения проводится обсуждение, в результате которого психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.

Упражнение 3. «Самоотношение».

Цель: формирование представления о самоотношениие подростка. Сейчас я раздам вам таблицы, в которых перечислены утверждения, отражающие разные личности. Прочитайте список утверждений, подчеркните те характеристики, которые можете отнести к себе и раскрасьте место рядом с ним тем цветом, который наиболее полно выражает ваше отношение к данному утверждению. Помните, что нет правильных или неправильных ответов, подходящих или неподходящих цветов. Старайтесь делать выбор, долго не раздумывая (таблица представлена в приложении).

Обсуждение: теперь внимательно посмотрите на эту таблицу. Какие цвета преобладают в ваших таблицах? Как вы думаете почему? Как это связано с вашим отношением к самим себе?  А теперь давайте немного отдохнем и расслабимся.

Упражнение 4. «Остров мечты».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Закройте глаза. Представьте, что вы находитесь на чудесном тропическом острове, где есть все, чего только можно желать: пальмы и песок, фрукты и море, горы и ручьи, трава и солнце. Поищите для себя на этом острове место, займите его и наслаждайтесь жизнью. Подумайте о тех, кто находится там, рядом с вами – ваши самые близкие люди, любимые предметы. Пауза. Посмотрите вокруг себя. Каждому здесь хорошо. Шум волн, теплое солнышко, белый песок. Вы лежите в тени пальм, каждая клеточка тела расслаблена, вы наслаждаетесь жизнью. Запомните это чувство. Почувствуйте свободу. А теперь медленно открывайте глаза.

Упражнение 5. «Мое самовосприятие».

Цель: развитие способности к осознанию своего «Я».

Сейчас посмотрите на схему (таблица представлена в приложении). Подчеркните те характеристики, которые можете отнести к себе. Отметьте, какие из них, на ваш взгляд, наиболее устойчивы. Распределите выделенные характеристики по трем столбцам, отражающим отношение к собственным качествам. Много ли характеристик, которые вас устраивают? Какие бы качества хотелось развить? Как, это можно сделать? Почему вы считаете, что важны именно эти качества?

Обсуждение: теперь давайте попытаемся сравнить два упражнения, где вы работали с одними и теми же таблицами, но в первом случае, вы выражали свое отношение к тем или иным своим качествам с помощью цвета, а во втором случае уже на словесном, осознанном уровне пытались оценить их. Какое упражнение было наиболее сложным и почему? Совпали ли ваши описания качеств в первом и втором случаях? Если нет, то почему? Всегда ли наше отношение к самим себе является осознанным? Почему?

Заключительная часть.

Упражнение 6. «Спасибо за приятное занятие»

Цель: рефлексия упражнений, получение обратной связи от участников.

Пожалуйста, встаньте в общий круг. Сейчас мы постараемся выразить благодарность друг другу. Я попрошу одного из вас встать в центр, второй человек подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба участника остаются в центре, держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг.

А теперь пусть каждый по кругу выскажется, что понравилось ему на сегодняшнем занятии? Что нового он узнал? Какие трудности возникали при выполнении упражнений?

Занятие №3. «Кто я?».

Цель занятия: расширение системы представлений подростков о себе

Задачи:

  • формирование более полного представления о себе, своих особенностях;
  • раскрытие многоаспектности своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию;
  • формирование представления о своем идеальном «Я».

Оборудование: листы формата А4, ручки, фломастеры.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Эхо».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Здравствуйте, я рада видеть вас на нашем занятии. И для начала предлагаю поприветствовать друг друга. Участники группы по очереди произносят свои имена, сопровождая их определенным жестом. Затем группа хором называет его имя, и повторяют жест.

Основная часть: Упражнение 2. «Кто Я?».

Цель: формирование более полного представления о себе, своих особенностях.

Возьмите, пожалуйста, лист бумаги и напишите 20 ответов на вопрос «Кто Я?». Старайтесь отвечать, не задумываясь, и писать первое, что придет в голову. А теперь можете посмотреть все, что вы написали.

Обсуждение: трудно было писать о себе? Какие характеристики вы поставили на первое место? С каких позиций вы рассматриваете себя в данном самоописании и почему? (ученик, сын, спортсмен и т.д.). С какими трудностями вы столкнулись, выполняя данное задание?

Упражнение 3. «Герб своего «Я»».

Цель: раскрытие своего «Я», формирование стремления к самосовершенствованию.

На листах бумаги с помощью фломастеров вам нужно будет изобразить свой личный герб. Материал для вашего герба у вас уже есть. В идеале человек, увидевший ваш герб, смог бы понять, с кем он имеет дело. Нарисуйте контур герба, в любой форме, но при этом соблюдайте одно правило: контур должен быть разделен на несколько областей.

Обсуждение: замечательно, а теперь давай попробуем проанализировать то, что вас получилось. Легко или трудно было рисовать свой герб? Насколько полно, по вашему мнению, вам удалось отразить свои особенности? Как вы думаете, смогли бы ваши близкие и друзья понять, что это именно ваш герб? Какие трудности возникли при создании герба? Что вы пытались отразить в первую очередь? Представлены ли в гербе недостатки? Почему?

Упражнение 4. «Представь себя в виде животного».

Цель: актуализация представлений о себе самом и своем идеальном «Я».

А сейчас попробуйте изобразить себя в виде животного, которым вы бы хотели больше всех быть. Объясните, пожалуйста, причины, по которым вы выбрали именно это животное, какие его черты вас привлекают? Есть ли у вас черты? Какие есть, а каких нет? Как их можно развить? Как вы думаете, окружающие люди видят в вас эти качества?

Упражнение 5. «Прогулка».

Цель: двигательная и эмоциональная разминка.

Представьте себе, что мы находимся в лесу. У нас нет палаток, конечно же, нет зонтов, а гроза надвигается. Мы видим, что недалеко от нас пещера. Мы все дружно бежим туда, прибежали вовремя, началась гроза. Гроза прошла очень быстро, перестал идти дождь. Все мы вышли и увидели просто чудо, перед нами появилось огромное искусственное озеро, ведь мы не заметили, что среди камней имеется «корыто для воды». Давайте поплескаемся! В игре используется народная музыка в эстрадной обработке, поп-музыка. Желательно хиты (учесть интерес подростков).

Заключительная часть.

Упражнение 6. «На занятии было…»

Цель: рефлексия упражнений, получение обратной связи от участников.

По кругу каждому из участников предлагается закончить предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

Занятие №4.  «Оценка своего «Я»».

Цель занятия: формирование способности адекватно оценить себя.

Задачи:

  •  формирование представления о многоаспектности самоотношения;
  • формирование представления о факторах, влияющих на самоотношение;
  •  стимулирование осознания влияния окружающих на представления и отношение подростка к самому себе;
  • создание мотивации к формированию самоотношения на основе внутренней системы ценностей, взглядов, убеждений.

Оборудование: бланки для упражнения «Пирог»,

Вводная часть.

Упражнение 1. «Приветствие».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

 Здравствуйте, сегодня наше занятия называется «Оценка своего «Я». В психологии для определения данного явления используется термин самооценка, однако в повседневной жизни мы постоянно оцениваем себя, не задумываясь о психологических аспектах. В результате у нас формируется самоотношение как совокупность всех знаний о себе и эмоций, которые эти знания вызывают. Но прежде чем мы начнем наше занятие сегодня предлагаю настроиться на совместную деятельность следующим образом: сейчас по кругу мы будем приветствовать друг друга. Наше приветствие должно начинаться со слов: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать тебе, что ты…. (прекрасно выглядишь, как всегда очень весел и энергичен и т.д.).

Основная часть:

Упражнение 2.  «Пирог».

Цель: формирование представления о многоаспектности самоотношения. Наше самоотношение очень многогранно, затрагивает все сферы нашей личности. Каждый человек ведет себя по-разному в различных ситуациях. Например, сильно разнится ваше поведение дома, в школе, в общении с близкими друзьями. У всех нас разные интересы, склонности, увлечения и т.д.

Сейчас мы выполним упражнение, которое называется «Пирог». Каждому из вас я раздам листы бумаги, на который изображен круг, напоминающий бублик. Он разделен на 4 сегмента, а в центре есть круг. Нарисуйте в каждом сегменте картинку, отражающую различные стороны вашей личности.

Когда участники рисуют, внимание обращается на необходимость по завершении работы объяснить, что же находится в центре. Это придает работе интригу и дополнительную мотивацию к выполнению задания. Когда рисунок создан, спрашивается, не забыл ли кто-то еще что-нибудь отразить или что еще следует нарисовать, чтобы придать работе завершенность. Подростки скажут, что остается что-нибудь нарисовать в центре. Ответ: в центре находится глаз пирога, который вы рисуете. Поясняется, что у каждого из нас есть внутренний глаз, позволяющий нам осознавать все стороны своей личности, понимать, что мы переживаем и что мы делаем в тот или иной момент жизни, помогающий нам решать, как поступать в определенной ситуации.

Упражнение 3. «Самоисследование».

Цель: формирование представления о факторах, влияющих на формирование самоотношения. Мы с вами обсудили, что наше самоотношение очень многоаспектно, но при этом есть так называемый «внутренний глаз», о котором знаем только мы. Он где-то глубоко и окружающие люди не могут увидеть его, узнать что-то о нас, если мы сами этого не захотим. Однако в нашей повседневной жизни мы общаемся с разными людьми: родителями, учителями, друзьями, одноклассниками и т.д. Как вы думаете, оказывают ли окружающие влияние на самоотношение человека? Какое влияние? Почему?

Сейчас нарисуйте два круга, один из которых вложен в другой. Внутренний круг описывает границу вокруг вашего «Я». Что он содержит в себе? Нарисуйте, напишите или символически изобразите то, что составляет содержание вашего "Я". Внешний, большой круг – это внешний мир, в котором развивается ваше «Я». Отразите в этом круге то, что оказывает наибольшее влияние на ваше "Я".

Обсуждение: расскажите, что вы нарисовали. У всех ли одинаковое соотношение внутренних и внешних кругов? Почему? Как вы думаете, что или кто в большей степени влияет на самоотношение человека? Какую роль сам человек играет в формировании своего самоотношения?

Упражнение 4. «Мнения».

Цель: стимулирование осознания влияния окружающих людей на самоотношение.

Мы обсудили, кто и что оказывает влияние на формирование самоотношения. Теперь мы попробуем посмотреть, как это происходит в реальной жизни. Для этого сейчас по очереди будем называть одно лучшее качество каждого из участников. В сумме должна получиться привлекательная характеристика. Причем мнение должно выражаться метафорично («колючий ежик», «вечный двигатель», «головоломки»).

Обсуждение: приятно ли говорить человеку о его положительных качествах? Трудно ли выделить эти качества у человека? Как менялось ваше настроение в зависимости от того, как вы слышали хорошие отзывы о себе? Как вы думаете, положительная оценка других влияет на самоотношение? Почему?

Упражнение 5.  «Остров».

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, двигательная разминка. А теперь давайте немного отдохнем. На полу из старых газет выкладывается маленький остров. Объявляется, что группа, попавшая на этот островок, должна дождаться спасателей. Все участники встают на «остров», передвигаются по нему. Начинается «прилив» (убирается часть газет), остров уменьшается, подростки уже не могут двигаться, а только стоят на острове. Затем убирается еще часть газет, «остров» становится совсем маленьким. Уменьшается «остров», насколько это возможно. Наконец, прибывают спасатели и оставшиеся в «живых» и утонувшие переправляются на материк, рассаживаются на стульях.

Упражнение 6. «Притча про ворону и павлина»

Цель: создание мотивации к формированию самоотношения на основе внутренней системы ценностей, взглядов, убеждений.

А сейчас, послушайте пожалуйста притчу про ворону и павлина. В парке дворца на ветку апельсинового дерева опустилась чёрная ворона. По ухоженному газону шествовал павлин. Ворона прокаркала: «Как вообще можно позволять такой странной птице входить в этот парк?

Он выступает так важно, что можно подумать – это сам султан, а при этом у него невероятно некрасивые ноги. А перья, что за жуткий голубой цвет! Такой цвет я бы никогда не надела. Он тянет за собой свой хвост,  как будто он лиса».

Ворона перестала делать замечания и выжидательно замолчала.

Павлин некоторое время ничего не говорил, а затем начал, грустно улыбаясь: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. То, что ты видишь во мне плохого, основывается на неправильном понимании. Ты говоришь, я важничаю, потому что я прямо держу свою голову, так что перья на плечах топорщатся, и на шее появляется второй подбородок.

В действительности, я совсем не важничаю. Я знаю свои недостатки, и я знаю, что мои ноги покрыты сморщенной кожей. Это меня сильно огорчает, поэтому я и держу голову так высоко, чтобы не видеть своих ужасных ног. Ты видишь только мои недостатки, а на мои достоинства и мою красоту ты закрываешь глаза. Ты не задумывалась над этим? То, что ты называешь ужасным, людям очень нравится во мне».

Обсуждение: как вы думаете, в чем смысл этой притчи? Кто прав: ворона или павлин? Почему?

Заключительная часть.

Упражнение 7. «На занятии было…»

Цель: получение обратной связи от участников. По кругу каждому из участников предлагается закончить предложение. «Сегодня на занятии мне было …….(вырази чувство)».

Обсуждение: какое упражнение больше всего понравилось и почему? Какое упражнение было наиболее эффективным для самопознания и почему?

Занятие №5.  «Маски».

Цель занятия: формирование стремления адекватно оценивать себя, свои возможности.

Задачи:

  • формирование представления о факторах, влияющих на формирование самоотношения;
  • осознание представления о себе в глазах других людей.
  • осознание сущности своего «Я».

Оборудование: листы формата А4, картон, фломастеры, карточки с неоконченными предложениями, бланки для рефлексии.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Приветствие».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Здравствуйте, сегодня наше занятия называется «Маски». На прошлом занятии мы начали говорить о влиянии окружающих людей на наше самоотношение и сегодня продолжим наш разговор. Но для начала давайте поприветствуем друг друга. Приветствие  на этот раз мы проводим в виде светского приема. Все члены группы, свободно передвигаясь по комнате, должны подходить друг к другу и обмениваться комплиментами, т.е. подчеркивать лучшие качества партнера, которые вы видите в нем и цените больше всего.

Основная часть:

Упражнение 2.  «Волшебное зеркало».

Цель: осознание представления о себе в глазах других людей.        Сейчас я предлагаю вам представить себя в трех зеркалах

в зеленом - какими их видят родители, учителя;

в красном - такими, какими их видят друзья;

в синем – такими, какими они представляются себе сами. Запишите, желательно в форме метафоры.

Обсуждение: как различаются метафоры, перечисленные черты в разных зеркалах? Почему? Хорошо ли это или плохо? Почему?

Упражнение 3. «Маски».

Цель: формирование представления о факторах, влияющих на формирование самоотношения.        

Сейчас я предлагаю обобщить все те различия, которые были выявлены в восприятии вас окружающими  и теми чертами, свойствами, которыми вы обладаете на самом деле. И я предлагаю вам сделать маску. По типу тех, которые носят на карнавалах. Только это будут те маски, которые вы носите в жизни. Маски должны содержать ту информацию, которую о вас знают окружающие и как они воспринимают вас, вне зависимости так ли это на самом деле или нет. В маске нужно отразить особенности, например: любовь к рисованию — на маске брови изображены в виде карандаша и кисточки;  пунктуальность — на щеке изображены часы; любовь к путешествиям — на другой щеке маски нарисован компас;  музыкальные способности — волосы изображены в виде скрипичных ключей и т.д.

Обсуждение: участникам предлагается надеть маски и обсудить, кто каким образом пытался передать информацию о себе. Участники пытаются угадать, какие особенности были отражены в маске других участников, необходимо выявить их и написать на отдельном листочке. Когда обсудили все маски, переходят к следующему упражнению.

Упражнение 4.  «Без маски».

Цель:  осознание сущности своего «Я».

Сейчас каждому из нас нужно будет снять маску, которую мы одеваем для окружающих. Для этого я дам карточку с написанной фразой, не имеющей окончания.  Попробуйте без подготовки продолжить и завершить фразу, на основе тех расхождений в качествах, свойствах личности, которые видят в вас окружающие, но на самом деле в вас их нет. Постарайтесь, чтобы высказывание было искренним.

 Содержание карточек:

" Люди, окружающие меня, ошибаются в том, что я..."

 «Никто не знает, что я……»

« Люди думают, что я, а на самом деле……»

«Иногда мне кажется, что люди думают обо мне, хотя на самом деле….»

«Надеюсь, что окружающие, наконец, поймут, что я не …, а я ….»

"Мне по-настоящему хочется, чтобы окружающие, наконец поняли, что я..."

"Иногда люди не понимают, что я ..."

"Верю, что друзья, родители, наконец, поймут, что на самом деле я ...".

Обсуждение: Сложно ли вам было завершать высказывания?  Хотелось ли снять маску, или в маске вы чувствовали себя комфортнее? Были ли ребята, у которых мнение окружающих и их реальное самоотношение совпадали? Возможно ли такое? В каких случаях? С чем это связано? Что нового вы узнали о своих товарищах? Сложно ли вам было искренне высказывать свои мысли?

Упражнение 5. «Калейдоскоп».

Цель: снятие эмоционального напряжения. Представьте себя какой-либо частью тела. Я буду называть различные эмоции, а вы попробуйте ее выразить той частью тела, которую вы выбрали.

Обсуждение: какие эмоции сложнее передавать? Важно ли правильно выражать эмоции, чтобы тебя понимали окружающие? Помогают ли эмоции при общении?

Заключительная часть.

Упражнение  6. «Рожицы».

Цель:  рефлексия, получение обратной связи от участников.        

В завершении мне бы хотелось узнать ваше мнение о нашем занятии. Сейчас я раздам вас листы бумаги, на которых изображены круги. Вам нужно нарисовать «рожицу», которая отражает ваше состояние в конце занятия. Далее каждый по кругу скажет, что он нарисовал, почему, что ему понравилось или не понравилось на нашем занятии.

Занятие №6.  «Я и мой мир».

Цель занятия: развитие способности к осознанию своего «Я».

Задачи:

  • развитие рефлексивности и критичности по отношению к себе;
  • осознание ресурсов собственной личности;
  • стимулирование развития механизмов самопознания;
  • формирование положительной самооценки.

Оборудование: листы формата А4, мяч, список афоризмов, бланки для рефлексии.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Приветствие».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Здравствуйте, сегодня мы начнем наше занятие с высказывания друг другу пожелания на сегодняшний день. Оно должно быть коротким, желательно в одно слово. Вы бросаете мяч тому, кому адресуете пожелание и одновременно говорите его. Тот, кому бросили мяч, в свою очередь бросает его следующему, высказывая ему пожелания на сегодняшний день. Будем внимательно следить за тем, чтобы мяч побывал у всех, и постараемся никого не пропустить.

Основная часть:

Упражнение 2.  «Афоризмы».

Цель:  развитие рефлексивности и критичности по отношению к себе.        Перед вами лежит лист, на котором написаны афоризмы, высказывания великих людей. В них отражается понимание тех огромных возможностей, которыми человек располагает для направления своих мыслей, чувств, благоприятных для личностного роста. В них осознается необходимость пытаться переломить обстоятельства в свою пользу, а не подчиняться им. В нашей власти приобрести большую уверенность в себе, изменяя свой стиль мышления и настраивая свои мысли на позитивный лад. Мы часто не осознаем всю полноту своих возможностей сделать себя счастливей, опираясь на механизмы психологической самоподдержки. Нет для человека большей ценности, нет в его психологическом развитии и мотивации фактора более решающего, чем та оценка, которую он сам себе дает.  Прочитайте афоризмы про себя. Какие из них вас  больше привлекают? Почему? Что они значат? Выберите тот афоризм, который мог бы быть твоим девизом и почему? Что для этого нужно сделать? Что ты делаешь сейчас? Как можно сейчас охарактеризовать твой афоризм?

Упражнение 3.  «Зато я».

Цель: осознание ресурсов своей личности, возможностей для саморазвития. Идеальных людей не бывает, у всех нас есть свои недостатки или какие - то качества, которые мы воспринимаем как таковые. Сейчас возьмите лист бумаги, и напишите какие, по вашему мнению, у вас есть недостатки или то, что вам в себе не нравится, начиная со слова «Я». Запишите их. Почему вы думаете, что это недостатки? Чем эти качества мешают вам? А сейчас продолжите каждое предложения, начиная со слов:  «зато я….».

Обсуждение: как можно компенсировать свои недостатки? Все ли, что нам в себе не нравится, является недостатками? Почему?

Упражнение 4.  «Хромая обезьяна».

Цель:  снятие психоэмоционального напряжения.

А теперь представьте себе хромую обезьяну, ее ужимки, походку. А теперь я вам  запрещаю думать об этой обезьяне в течение двух минут (засекается время). Засмеявшиеся выходят в середину круга. Изображать хромую обезьяну не нужно, важно просто  не думать о ней.

Упражнение 5.  «Ладошка».

Цель: стимулирование развития механизмов самопознания, формирование положительной самооценки.        

Возьмите  лист бумаги и  каждый  обведите  ладошку и внутри контура напишете качество, которое вам  нравится в самом себе. Листки передайте по кругу, а остальные участники допишите те качества, которые нравятся в хозяине ладошки. Писать необходимо только положительные качества. Они есть у каждого человека, поэтому даже если вы сразу не можете написать это качество, присмотритесь внимательнее к человеку, будьте более наблюдательными. Постарайтесь не повторять качества в одной ладошке. Качества должны действительно соответствовать хозяину ладошки. Листки подпишите. Когда  ладошки вернутся к своему хозяину, поблагодарите друг друга.

Обсуждение: легко ли анализировать личность другого человека? Приятно ли получать положительные отзывы о себе?

Замечание: важно проследить, чтобы в ладошке действительно были написаны положительные черты. Если группа еще не готова к выполнению такого упражнения, его лучше не проводить.

Заключительная часть.

Упражнение  6.  «Рожицы».

Цель:  рефлексия, получение обратной связи от участников.        

В завершении мне бы хотелось узнать ваше мнение о нашем занятии. Сейчас я раздам вас листы бумаги, на которых изображены круги. Вам нужно нарисовать «рожицу», которая отражает ваше состояние в конце занятия. Далее каждый по кругу скажет, что он нарисовал, почему, что ему понравилось или не понравилось на нашем занятии.

Занятие №7.  «Уверенность в себе».

Цель занятия: формирование уверенности в себе.

Задачи:

  • формирование способности к безусловному принятию себя;
  • осознание личностных ресурсов, возможностей;
  • овладение навыками саморегуляции;
  • формирование навыков самораскрытия и самопрезентации.

Оборудование: листы бумаги формата А4, фломастеры, карандаши, бланк теста, бланки для рефлексии.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Художники».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Здравствуйте, сегодня мы начнем наше занятие с необычного приветствия. Сейчас я дам одному из вас лист бумаги и карандаши. Первый человек нарисует какую-то деталь, передаст следующему, который должен попробовать угадать, что хотел нарисовать его предшественник и продолжить рисунок. И так далее, пока у нас не получится картина. А тема ее будет «Что я жду от сегодняшнего занятия».

Упражнение 2. «Уверены ли вы в себе?»

Цель: осознание личностных ресурсов, возможностей.        

На предыдущих занятиях мы много говорили о самоотношении, самопознании, как важно знать свои особенности, ресурсы, хорошо относиться к себе, ценить свое «Я». Теперь мы попробуем посмотреть, как непосредственно положительное самоотношение влияет на нашу реальную жизнь, поведение, общение с окружающими.  Сейчас я предлагаю провести небольшой тест, чтобы понять, насколько вы уверены в себе (см. приложение).

Основная часть:

Упражнение 3.  «Мой портрет в лучах солнца».

Цель:  формирование способности к безусловному принятию себя.

Нарисуйте солнце, в центре солнечного круга напишите свое имя или нарисуйте свой портрет. Затем вдоль лучей напишите все свои достоинства, все хорошее, что вы о себе знаете. Постарайтесь, чтобы было как можно больше лучей.

Это будет ответ на вопрос: «Почему я заслуживаю уважения?». Сохраните этот рисунок, и когда вам будет грустно, смотрите на него и вспоминайте, что вас есть за что уважать и любить.

Упражнение 4.  «Розовый куст».

Цель: осознание ресурсов своей личности, возможностей.        

Закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и представьте, будто вы превращаетесь в розовый куст. Ты можешь стать любым цветущим кустом, например розовым кустом. В какой же именно куст вы превратились? Этот куст маленький или большой? Сильный или слабый?

Есть ли на этом кусте цветы? Если есть, то какие? Какого они цвета?

Их много или мало? Они полностью распустились или имеются лишь бутоны? Есть ли листья? Как они выглядят? Как выглядят побеги  ветви? Какие корни у этого куста или у него, может быть, вовсе нет корней? Если все же есть, то они длинные и прямые или изогнутые? Как глубоко они проникают в землю? Есть ли на кусте шипы? Где растет этот куст: во дворе, в парке, в пустыне, в поле, под луной или где-нибудь еще? Он стоит в горшке или растет прямо из земли, а может быть, пробивается сквозь бетон или асфальт? Что находится вокруг куста? Есть ли рядом другие розовые кусты, или он стоит один? Есть ли вокруг деревья, животные, птицы или люди? За счет чего живет этот куст? Кто за ним ухаживает? Хорошая ли стоит погода? Есть ли вокруг куста ограда, а может быть, камни или скалы?

Откройте глаза и нарисуйте розовый куст на фоне окружающего пейзажа. Не беспокойтесь за свой рисунок — он вовсе не должен быть лучшей работой; если где-то не получится, о можно объяснить. Далее каждый рассказывает про свой куст, который он нарисовал.

Упражнение 5.  «Путаница».

Цель:  снятие психоэмоционального напряжения.        

Один человек выходит их комнаты, все остальные «перепутываются» не разжимая рук. Задача водящего распутать путаницу».

Обсуждение: легко ли было справиться с заданием? Почему? Что необходимо для успешного выполнения этого упражнения?

Упражнение 6.  «Символ уверенности»

Цель: развитие позитивного принятия себя.        

А теперь закройте глаза и представьте  какой-то предмет, дерево или животное, который вы бы хотели сделать символом своей уверенности. Это может быть что угодно: огромная, мощная сосна, свирепый медведь, покрытый броней танк, суровая скала, о которую разбиваются морские волны. Постарайтесь во всех подробностях увидеть этот символ своим мысленным взором. А затем – слейтесь с ним! Станьте таким же сильным, гибким, мощным, насладись этим ощущением.  Расскажите, что вы видели. Почему вы выбрали именно этот символ. Чем этот символ похож на вас?

Упражнение 7. «Я управляю собой».

Цель: овладение навыками саморегуляции, осознание своих возможностей.        

Сядьте поудобнее и расслабьтесь; сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов. После этого медленно и осмысленно скажите себе следующее.

1. У меня есть тело. Но я – это не мое тело.  Мое тело может быть здоровым или больным, уставшим или отдохнувшим. Мое тело – это только инструмент познания и деятельности в окружающем меня мире. Я берегу его, но я – это не мое тело. Я обладаю своим телом, я могу управлять своим телом, я хозяин своего тела.

2. У меня есть чувства, но я – это не мои чувства.  Мои чувства многообразны и изменчивы. Я могу переживать любовь и ненависть, радость и горе, гнев и восторг. Я могу наблюдать и понимать свои чувства, пользоваться ими и соединять их в себе. Но я – это не чувства. Я обладаю своими чувствами, я могу управлять ими, я хозяин своих чувств.

3. У меня есть ум, но я – это не мой ум.  Мой ум – это ценный инструмент исследования и самовыражения. Его содержание постоянно меняется, обогащается новыми идеями, знаниями и опытом. Это орган познания внешнего и внутреннего мира. Но я – это не мой ум. Я обладаю своим умом, я могу управлять своими мыслями, я хозяин своего ума.

4. У меня есть множество отношений с разными людьми. Но я – это не мои отношения.  Я сын (дочь) своих родителей. Я ученик, я хороший друг. Я вовлечен в разные виды деятельности, я общаюсь с разными людьми. Но я – это не мои отношения. Я имею отношения с людьми, я могу управлять этими отношениями, я хозяин своих отношений.

5. Я – это человек, который имеет тело, чувства, ум, отношения. Я могу управлять всем, что есть у меня. Я хозяин своего тела, своих чувств, ума и своих отношений. Я хозяин самому себе. Я могу управлять собой и своей жизнью. И я понимаю ответственность перед самим собой.

Заключительная часть.

Упражнение  8.  «Рожицы».

Цель:  рефлексия, получение обратной связи от участников.        

В завершении мне бы хотелось узнать ваше мнение о нашем занятии. Сейчас я раздам вас листы бумаги, на которых изображены круги. Вам нужно нарисовать «рожицу», которая отражает ваше состояние в конце занятия. Далее каждый по кругу скажет, что он нарисовал, почему, что ему понравилось или не понравилось на нашем занятии.

Занятие №8.  «Быть увереннее».

Цель занятия: формирование уверенности в себе.

Задачи:

  • формирование способности к безусловному принятию себя;
  • осознание личностных ресурсов, возможностей;
  • формирование навыков самораскрытия и самопрезентации.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Сигнал».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников «отправляет сигнал», легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернуться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

Основная часть:

Упражнение 2.  «Письмо себе любимому».

Цель: формирование способности к безусловному принятию себя, осознание своих особенностей. Каждый пишет письмо самому себе, любимому. После выполнения упражнения желательно обменяться мнениями, с какими чувствами делали это задание. По желанию можно пересказать или зачитать свое письмо.

Упражнение 3. «Объявление в газету».

Цель: формирование навыков самораскрытия, самопрезентации.

А теперь попробуйте дать объявление о себе в газету. Объявления должны  быть короткими, но информативными. Подумайте ,что бы вы хотели написать о себе в первую очередь? Затем объявления зачитываются и обсуждаются. Важно отметить, что в большей степени нашло отражение в объявлениях участников: черты их характеры, желания, мечты и т.д.

Обсуждение: что вас заинтересовало в объявлениях других ребят? Легко ли было писать объявление? Что пытались отразить в первую очередь? Почему вы думаете, что именно это важно?

Упражнение 4. «Карлики и великаны».

Цель:  снятие психоэмоционального напряжения.        

Все стоят в кругу. На команду: «Великаны!» – все стоят, а на команду: «Карлики!» – нужно присесть. Ведущий пытается запутать участников – приседает на команду «Великаны».

Упражнение 5.  «Если бы я был»

Цель: развитие навыков самопрезентации.        

Теперь вам нужно будет подключить свою фантазию. Выберите себе какой- либо предмет или вещь (мороженое, абажур, стул, ручку и т. д.). Погрузитесь в ее мир, вообразите себя этой вещью, ощутите ее «характер». От лица этой вещи  расскажите, как она себя чувствует в окружающем  мире. О ее заботах, ее прошлом и будущем. Выбирайте только те, предметы, которые не шокируют других.

Обсуждение: по какому принципу вы выбирали предмет? Трудно ли самораскрываться? Трудно ли было проникать в смысл, прогнозировать будущее?

Упражнение 6. «Скульптура».

Цель: формирование навыков самораскрытия, самопрезентации.        Группа делится на две части. Одна должна «вылепить» скульптуру с чувством собственного достоинства, другая – человека, не уважающего себя, неуверенного. Фигура «лепится» из одного участника, остальные придают фигуре необходимую позу, мимику. Далее проходит представление скульптур, проводится обсуждение.

Заключительная часть.

Упражнение  7.  «Аплодисменты».

Цель:  рефлексия, получение обратной связи от участников.        

Мы хорошо потрудились сегодня, и мне хочется предложить вам такую игру.  Сначала я начинаю тихонько хлопать в ладоши и подходить к одному из участников группы, постепенно увеличивая интенсивность хлопков. Затем этот участник выбирает еще одного участника группы и делает тоже самое, но уже вдвоём с первым ведущим. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует вся группа.

Проводится обсуждение проведенного занятия. Участники делятся впечатлениями. Какие упражнения понравились больше всего и почему? Что нового они узнали о себе или о других участниках группы.

Занятие №9.  «Идеальное «Я»».

Цель занятия: формирование стремления к саморазвитию.

Задачи:

  • формирование представления о своем идеальном «Я»;
  • формирование представления о своем потенциале, ресурсах развития личности;
  • создание мотивации для дальнейшей работы над собой.

Оборудование: листы формата А4, фломастеры, список вопросов

Вводная часть.

Упражнение 1. «Меняющаяся комната».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате и приветствовать друг друга. А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее. А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…

Основная часть.

Упражнение 2.  «Зеркало».

Цель:  формирование представления о своем идеальном «Я».        Сейчас вам предлагается написать о себе в двух зеркалах: в одном зеркале отражается то, какие вы есть на самом деле сейчас на данный момент, а в другом зеркале – то какими вы бы хотели стать.

Обсуждение: существенны ли различия в двух зеркалах? С чем они преимущественно связаны? Как можно добиться изменения в себе? Что для этого нужно?

Упражнение 3. «Годы юности».

Цель: осмысление ресурсов личности.        

Знаменитое высказывание Иммануила Канта «Годы юности — самые трудные годы, ибо это годы выбора» записано на доске. Проводится дискуссия: одна группа учащихся должна подтвердить данное высказывание, а другая – опровергнуть.

По итогам дискуссии ведущий делает вывод о влиянии индивидуальности на осознанный выбор и об ответственности каждого за свои решения.

Упражнение 4. «Моя Вселенная».

Цель:  формирование представления о своем потенциале, ресурсах развития личности.

В центре листа формата А4 нарисовать солнце и в нем написать букву «Я». От центра (солнца) прочертить линии — лучи солнца (18–20). Над каждым лучом написать вопрос, а под лучом ответ:

  • Какие способности у меня есть?
  • Какие книги мне нравятся?
  • Какие музыкальные жанры я предпочитаю?
  • О чем я мечтаю?
  • О чем мне приятно вспоминать?
  • Какой у меня характер?
  • С каким настроением я чаще всего просыпаюсь по утрам?
  • Что я умею делать лучше других?
  • Какое у меня хобби?
  • Есть ли у меня интересы и увлечения?
  • Кем я хочу стать в будущем?
  • Чего во мне больше: уверенности в себе или робости?
  • Есть ли у меня чувство юмора?
  • Как я отношусь к самому себе?

Ведущий подводит учащихся к выводу, что «звездная карта» каждого ученика показывает, сколько у него возможностей, насколько он уникален, что является общим для всех, что помогает человеку достичь успеха в жизни.

Упражнение 5. «Бумажные мячики».

 Цель: эмоциональная разрядка.

А сейчас я предлагаю вам сделать из старых газет мячики. Поделитесь пополам и постройтесь в две  линии на расстоянии 4- 5 метров друг напротив друга. На полу мелом проведена «граница», за  которую переступать нельзя, иначе можно оказаться в стане противника. По команде бросайте  свои мячики  в сторону «противника». Задача: перебросить все мячи через границу. По команде «Стоп» вы перестаете бросаться мячами. Выигрывает та команда, на  стороне которой оказалось меньше мячей. Необходимо соблюдать технику безопасности, не цельтесь друг другу в лицо и голову.

Упражнение 6. «Мои жизненные цели».

Цель: создание мотивации для саморазвития и самосовершенствования.

 Сейчас я предлагаю вам поработать с жизненными целями. Запишите цели, которых вы бы хотели добиться в жизни.

  1. Проанализируйте их. Что для вас значит добиться этой цели? Зачем вам это нужно? В чем будет проявляться то ,что вы добились этой цели?
  2. Оцените, где вы находитесь сейчас по отношению к достижению этой цели. Какими необходимыми знаниями и умениями вы обладаете на данный момент, а чего еще предстоит добиться?
  3. Оцените свои возможности (запишите). Постарайтесь выделить как можно больше ваших возможностей, как внутренние ,так и внешние (обстоятельства, помощь друзей, родителей и т.д.).
  4. Определите, что вам нужно сделать, чтобы достичь цели.
  5. Конкретизация каждого из действий по времени, определение того, сколько оно должно продолжаться.

Ну вот, мы проанализировали ваши цели, посмотрите внимательно на них еще раз! А следующий шаг вам нужно сделать самим. Начните реализовывать их уже сегодня, действуйте в соответствии с планом и у вас обязательно все получится.

Заключительная часть.

Упражнение  7.  «Рефлексия».

Цель:  рефлексия, получение обратной связи от участников.        Проводится обсуждение проведенного занятия. Участники делятся впечатлениями. Какие упражнения понравились больше всего и почему? Что нового они узнали о себе или о других участниках группы.

Занятие №10.  «Психология счастливого человека».

Цель занятия: формирование мотивации к саморазвитию и самосовершенствованию.

Задачи:

  • формирование безусловного самопринятия;
  • формирование представления о возможных путях саморазвития;
  • осознание личностных ресурсов, возможностей;
  • формирование уверенности в себе.

Оборудование: листы формата А4, карандаши, фломастеры.

Вводная часть.

Упражнение 1. «Ассоциация со встречей».

Цель: создание положительного эмоционального фона, настроя на работу.

Участникам предлагается высказать свои ассоциации с встречей. К примеру: «Если бы наша встреча была животным, то это была бы... собака».

Основная часть:

Упражнение 2.  «Манифест свободного человека».

Цель: формирование представления о возможных путях саморазвития.

Па протяжении наших занятий вы много узнавали о себе, своих возможностях, ресурсах, учились анализировать свои поступки и поступки других людей. Я надеюсь, вы научились любить и ценить себя, обрели внутреннюю свободу. Сейчас я предлагаю вам самостоятельно выполнить упражнение «Манифест свободного человека. Вы знаете ,что такое манифест? (ответы учащихся). Манифе́ст (от позднелат. manifestum — призыв. Сейчас я предлагаю вам написать манифест свободного человека. Призыв к себе самим жить так, как вам хочется, любить себя и окружающих, ценить мгновения, которые есть у вас в жизни. Манифест должен содержать минимум 10 положений. Примеры: «Я люблю себя таким, какой я есть», «Я поддерживаю проявление свободы в других и уважаю чужое мнение» и т.д.

Обсуждение: какие трудности у вас возникли при написании манифеста? Что вы хотели отразить в первую очередь и почему? Какие чувства вы испытывали при написании манифеста?

Упражнение 3. «Походите так, как…».

Цель:  снятие психоэмоционального напряжения.        

Мы хорошо потрудились, прекрасно справились с заданиями, а теперь я предлагаю немного отдохнуть. Встаньте со своих мест и походите по комнате так, как ходили бы: король, грозный  начальник милиции, жираф, маленькая мышка, слон, актер комедийного жанра. Всем спасибо, у вас отлично получилось.

Упражнение 4. «Чемодан».

Цель: осознание личностных ресурсов, возможностей.

Мы завершаем нашу работу. И, чтобы не забыть все, чем мы занимались на протяжении наших занятий, я предлагаю каждому собрать чемодан в жизнь с новыми знаниями. У каждого из вас лист бумаги, нарисуйте на нем чемодан, который вам хочется. Подпишите свой чемодан. А сейчас, вы будете передавать свои чемоданы по кругу, и каждый участник группы должен написать в нем одно качество, который он хотел бы вам дать, которое, на его взгляд вам поможет  жизни. При этом надо помнить, что называть следует те качества, которые проявились в ходе работы группы или недостаточно развиты у конкретного человека. В конце упражнения каждому участнику собирается «чемодан» с теми качествами, которые являются его личностным ресурсом.

Заключительная часть.

Упражнение  5.  «Рефлексия».

Цель: рефлексия, получение обратной связи от участников.        Ребята, мы прошли с вами долгий путь самопознания, саморазвития, самосовершенствования. Надеюсь, эти занятия не прошли для вас  даром, и вы получили новую информацию, которая будет полезна для вас. В завершении мне бы хотелось, чтобы каждый высказался относительно наших занятий, что они дали ему в плане саморазвития, личностного роста.

Я в свою очередь хочу поблагодарить вас за приятное общение, за то, что вы старались, успешно выполняли задания и, в соответствии с названием программы наших занятий, хочу пожелать вам: будьте собой! Будьте лучшими!

 

Приложение

Занятие 2. «Путешествие к своему «Я». Упражнение 3 «Самоотношение».

Цвет

Я счастливый

У меня ничего не ладится

Я тугодум

Я неуклюжий

Я зануда

Я неудачник

Я добросовестный

Я обманщик

Я интроверт

Я фантазер

Я оптимист

Я человек надежный

Я раздражительный

Я хороший друг

Я подвержен настроению

Я общителен

Я религиозный

Я умный

Я слабый

Я опрометчивый

Занятие 2. «Путешествие к своему «Я». Упражнение 5 «Мое самовосприятие».

Меня это радует

Мне это безразлично

Мне это неприятно

Я счастливый

У меня ничего не ладится

Я тугодум

Я неуклюжий

Я зануда

Я неудачник

Я добросовестный

Я обманщик

Я интроверт

Я фантазер

Я оптимист

Я человек надежный

Я раздражительный

Я хороший друг

Я подвержен настроению

Я общителен

Я религиозный

Я умный

Я слабый

Я опрометчивый

Занятие 6. «Я и мой внутренний мир». Упражнение 6. «Афоризмы».

Афоризмы:

  1. «Большинство людей счастливы в той мере, в какой они сами решили быть счастливыми» А.Линкольн.
  2. «Не бойтесь того, что ваша жизнь должна окончиться, бойтесь того, что она так и не начнется»  Джон Ньюмен.
  3. «Если тебе когда-нибудь захочется найти человека, который сможет преодолеть любую, самую невероятную беду и сделать тебя счастливым, когда этого не может больше никто - просто посмотри в зеркало и скажи: "Привет!" - Ричард Бах.
  4. «Истинное призвание каждого состоит только в одном – прийти к самому себе, найти собственную, а не любимую судьбу и отдаться ей внутренне, безраздельно и непоколебимо» Герман Гессе.
  5. «Начните доверять себе, и вы сразу поймёте, как надо жить» Иоганн Гёте.
  6. «Мы знаем, кто мы есть, но не знаем, кем мы можем быть.» Вильям Шекспир
  7. «Поверив в то, кем мы можем стать, мы определяем то, кем мы станем». Мишель Монтень
  8.  «Человек – это то, во что он верит». А.Чехов.
  9. «Вы — главный проектировщик своей жизни, независимо от того, понимаете вы это или нет». Роббинс Энтони
  10. «Мы находим в жизни лишь то, что сами в неё вкладываем». Эмерсон Ралф Уолдо

Занятие №7.  «Уверенность в себе». Упражнение 2. «Уверены ли вы в себе?»

Опросник:

Выберите один из предложенных ответов.

1. Вы узнали, что ваш приятель говорил о вас плохо. Как

вы поступите:

а) поищете удобного случая выяснить отношения;

б) перестанете с ним общаться и будете избегать встреч.

2. Когда вы входите в автобус или трамвай, вас грубо толкают. Вы:

а) громко протестуете;

б) молча пытаетесь пробраться вперед;

е) ждете, пока все войдут, и тогда, если получается, заходите сами.

3. Собеседник отстаивает противоположную вашей точку зрения. Вы:

б) не высказываете своего мнения, поскольку считаете, что не сможете убедить его;

д) отстаиваете свои убеждения, стараясь убедить его и других.

4. Вы опоздали на вечер, беседу, собрание. Все места уже заняты, за исключением одного в первом ряду. Вы:

б) стоите у двери и ругаете себя за опоздание;

д) без колебаний направляетесь в первый ряд;

е) долго оглядываетесь вокруг в поисках другого места, а потом все-таки садитесь в первый ряд.

5. Согласны ли вы с тем, что окружающие часто используют вас в своих интересах:

Д) нет;

е) да.

6. Трудно ли вам вступать в разговор с незнакомыми людьми:

Д) нет;

е) да.

7. Вы купили бракованную вещь. Легко ли вам возвратить покупку:

б) нет;

в) да.

8. Можно ли сказать, что другие люди увереннее в себе, чем вы:

Д) нет;

е) да.

9. От вас требуют услуги, которая может принести вам неприятности. Легко ли вам отказаться от ее исполнения:

б) нет;

в) да.

10. У вас есть возможность поговорить с известным человеком. Вы.

д) используете эту возможность;

е) не используете.

11. Вам надо позвонить по телефону в какое-нибудь учреждение. Вы

б) под любым предлогом избегаете этого;

в) звоните без колебаний;

е) звоните после долгих, мучительных колебаний.

12. Вам поставили незаслуженно низкую оценку. Вы:

б) молча переживаете;

г) спорите с преподавателем по поводу этой оценки.

13. Вы не понимаете объяснений. Вы:

б) не будете задавать вопросов, потому что боитесь показаться глупым;

в) спокойно зададите вопрос сразу после объяснений;

г) зададите вопрос после занятий, когда вы останетесь с преподавателем наедине.

14. Люди, сидящие возле вас в кинотеатре, во время сеанса громко разговаривают. Вы:

б) долго терпите, а затем срываетесь на крик;

в) вежливо просите их перестать разговаривать;

е) молча терпите.

15. Кто-то лезет впереди вас без очереди. Вы:

б) глотаете про себя обиду;

д) даете ему отпор.

16. Легко ли вам вступить в разговор с человеком противоположного пола, который для вас очень привлекателен, очень нравится вам:

б) очень трудно; не знаю, что сказать;

в) легко;

г) начинаю с большим трудом, но потом «разговариваюсь» и не испытываю серьезных затруднений.

17. Умеете ли вы торговаться:

а) да;

6) нет.

18. Волнуетесь ли вы, когда выступаете с докладом:

6) да;

д) нет.

19. Вас хвалят за хорошую работу. Вы:

б) не знаете, что сказать в ответ; д) благодарите за похвалу;

е) ужасно смущаетесь и еле слышно бормочете благодарность.

20. При хорошем знании предмета предпочтете ли вы сдавать письменный или устный

экзамен:

а) устный;

б) письменный;

в) мне все равно, это не повлияет на мой ответ.

Теперь подсчитаем полученные баллы. Ответ «а» — 3 балла, «б» — 0 баллов, «в» — 5 баллов, «г»— 2 балла, «д» — 4 балла, «е» — 1 балл. Определите общую сумму. Оценка: менее 12 баллов — сильная неуверенность в себе, 12—32 балла — низкая уверенность в себе, 33—60 баллов — средний уровень уверенности в себе, 61—72 балла — высокая уверенность в себе, более 72 баллов — очень высокий уровень уверенности в себе.