Сценарий урока для учащихся 9 класса «Мой профиль личности»
учебно-методический материал (психология, 9 класс) по теме

Урсуленко Людмила Михайловна

Данное занятие первое во втором году обучения по программе «Профплан». Является ключевым для дальнейшего освоения программы, так как обучающиеся знакомятся с новым предметом, системой преподавания, требованиями к освоению курса, местом данного предмета в Учебном плане лицея. На данном занятии анализируются результаты диагностики учащихся по методике «Профориентатор», динамика показателей за год, проектируются индивидуальные профильные траектории. Каждый обучающийся знакомится с особенностями своего индивидуального профиля личности и проектирует собственную «профильную формулу успеха».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_uroka_moy_profil_lichnosti_9_klass.docx40.93 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока «Мой профиль личности»

(9 класс, 1 час лекция, 3 часа - практика, вводный)

Тема: Введение в курс «Профплан»: 2 год обучения. Индивидуальный профиль личности (по результатам диагностики методикой «Профориентатор» А.Г. Шмелева) и его реализация в профиле.

Актуальность темы, место в УТП:

Данное занятие первое во втором году обучения по программе «Профплан». Является ключевым для дальнейшего освоения программы, так как обучающиеся знакомятся с новым предметом, системой преподавания, требованиями к освоению курса, местом данного предмета в Учебном плане лицея. На данном занятии анализируются результаты диагностики учащихся по методике «Профориентатор», динамика показателей за год, проектируются индивидуальные профильные траектории. Каждый обучающийся знакомится с особенностями своего индивидуального профиля личности и проектирует собственную «профильную формулу успеха».

Основные понятия:  

  • интересы, способности, качества личности, траектории профессионального будущего (1-2 час)
  • индивидуальные профиль личности как профильная «формула успеха» (3-4 час)

Тип урока: урок комплексного применения знаний.

Цель: научить обучающихся интерпретировать результаты диагностики по методике «Профориентатор» и строить траектории профессионального будущего (выбор профиля и направлений профессиональной деятельности)

Задачи:

1. Обучающие: стимулировать обучающихся к овладению знаниями о специфике выбираемого ими профиля, индивидуальном профиле личности; формировать умение работы с результатами диагностики; научить интерпретировать эти результаты.

2. Воспитательные: формировать заинтересованную позицию ученика в профильном обучении.

3. Развивающие: развивать умение анализировать информацию, выделять главное, прогнозировать траектории развития, планировать развитие, умение работать в парах, навык выступления перед аудиторией.

Прогнозируемый результат:

Обучающийся будет знать свой индивидуальный профиль личности, возможные профильные траектории, уметь прогнозировать возможности дальнейшего обучения, получит навык тренировки профильных способностей. Эти знания необходимы для успешного усвоения курса, формирования заинтересованной позиции ученика в профильном обучении, диагностически обоснованного прогнозирования успешности освоения профиля.

Формы работы:

  • групповая консультация;
  • тренинг.
  1. Завершение:

а)  составление «идеального профиля личности» для ученика выбираемого профиля (приложение 5);

б)  домашнее задание: «Сравнить результаты диагностики 2 лет. Описать произошедшие изменения и их причины»;

в) групповая рефлексия: «После занятия я…»

Подготовка к уроку:

В первую неделю сентября учащиеся проходят тестирование по Инновационному компьютерному комплексу «Профориентатор», данные обрабатываются на интернет-сервере г. Москва (МГУ им. Ломоносова, Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии»), распечатываются. Составляется сводная таблица, в которой указываются результаты диагностики в 8  классе, в 9 классе и их динамика.

Оборудование урока:

Бланк ответов диагностической программы для каждого ученика. Раздаточный материал «Определения» для каждого ученика. Компьютер и проектор, презентация Power Point,  индивидуальные результаты диагностики учащихся (протоколы), сводный протокол тестирования, рабочие тетради.

Этапы урока №1-2:

  1. Введение:

а) Диагностическая программа по выявлению эффективности АПР. Входное тестирование.

б) игровые упражнения на концентрацию внимания, активизацию;

БХ-1

Игра «Брусника»

ЭКМ-1

Игра «Калькулятор»

в) мини-лекция об особенностях данного учебного курса с конспектированием основных понятий.

  1. Основная часть:

а) мини-лекция с практикумом «Как «читать» личный профиль?» (схема интерпретации результатов диагностики);

б)  групповая консультация.

Литература, использованная при подготовке к уроку:

1. http://school.iot.ru/ - сайт методической поддержки учителей, нормативные документы по профильному обучению.


Приложение №1

Фамилия Имя ___________________________ Группа _______ Дата тестирования __/__/09

Ответ №1 (отметить  галочкой)

  • да, потому что______________________________________________________________________________
  • нет, потому что_____________________________________________________________________________

Ответ №2 (написать 1-2 предложения)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ №3 (написать 1-2 предложения)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ №4 (написать как можно больше вариантов)

  1. __________________
  2. __________________
  3. __________________
  4. __________________
  5. __________________
  6. __________________
  7. __________________
  8. __________________
  9. __________________
  10. __________________
  11. __________________
  12. __________________
  13. __________________
  14. __________________
  15. __________________
  16. __________________
  17. __________________
  18. __________________
  19. __________________
  20. __________________
  21. __________________
  22. __________________
  23. __________________
  24. __________________
  25. __________________
  26. __________________
  27. __________________

Ответ №5 (написать 1-2 предложения)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ №6

Кем я планирую стать по профессии через 20-30 лет?_______________________________________________

Как согласуется эта мечта с другими желаниями? __________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ №7 (назвать этапы на пути к мечте)

  1. __________________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________________
  5. __________________________________________________________________________
  6. __________________________________________________________________________
  7. __________________________________________________________________________
  8. __________________________________________________________________________

Ответ №8 (написать 1-2 предложения)

Я выбираю профиль: ____________________________________________________________________

Его особенности:

  1. __________________________________________________________________________
  2. __________________________________________________________________________
  3. __________________________________________________________________________
  4. __________________________________________________________________________
  5. __________________________________________________________________________

Ответ №9 (написать 1-2 предложения)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ №10 (написать 1-2 предложения)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ №11 (написать 1-2 предложения)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответ №12 (написать 1-2 предложения)

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №2

Игра для учащихся группы БХ, ЛК

«Брусника»

Участники группы садятся в круг.

Инструкция: «Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, т. е. если вам, например, досталась карточка, на которой написано "красный", то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов, и каждый раз должны вставать те цвета, которые соответствуют названным. По ходу упражнения внимательно следите за действиями остальных участников группы. Постарайтесь понять, у кого какой цвет».

В конце упражнения тренер предлагает объединиться в пары тем, кому достались одинаковые цвета. Объединение в пары происходит молча. После того как пары образованы, каждая пара по очереди говорит, какой у них цвет.

  1. Яблоки
  2. Лето
  3. Груши
  4. Черешня
  5. Сливы
  6. Осень
  7. Капуста
  8. Салат
  9. Конфеты
  10. Закат солнца
  11. Мудрость
  12. Девочки
  13. Счастье
  14. Хлеб
  15. Кофе
  16. Чай
  17. Рыба
  18. Помидоры
  19. Радуга
  20. Зима

Красный

Красный

Зеленый

Зеленый

Синий

Синий

Фиолетовый

Фиолетовый

Оранжевый

Оранжевый

Серебряный

Серебряный

Брусничный

Брусничный

Игра для учащихся группы ЭКМ, ФМ

«Калькулятор»

Участники группы садятся в круг.

Инструкция: «Сейчас я раздам вам карточки с номерами от 1 до 14. Затем буду называть число. Вам нужно посчитать, суммой каких чисел оно является, и если у вас есть карточка одним из этих чисел – найти себе пару. Например, цифра 15 – это сумма 7 и 8. Ребята с этими карточками должны стоять рядом».


Приложение №3

Основные понятия

Предпрофильная подготовка - информирование и ориентация учащихся 8-9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования.

Профильное обучение - средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Профильные общеобразовательные предметы — предметы повышенного уровня, определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения. Например, физика, химия, биология — профильные предметы в естественно-научном профиле; литература, русский и иностранные языки — в гуманитарном профиле; история, право, экономика и др. — в социально-экономическом профиле и т. д. Профильные учебные предметы являются обязательными для учащихся, выбравших данный профиль обучения.

Примерный учебный план социально-экономического профиля

II. Профильные общеобразовательные предметы

Математика

12

Обществоведение

6

Экономика

6

Право

2

География

6

Примерный учебный план физико-математического профиля

II. Профильные общеобразовательные предметы

Математика

12

Информатика и ИКТ

4

Физика

10

Примерный учебный план химико-биологического профиля

II. Профильные общеобразовательные предметы

Математика

12

Химия

6

Биология

6

Примерный учебный план филологического профиля

II. Профильные общеобразовательные предметы

Русский язык

6

Литература

8

Иностранный язык

12

Второй иностранный язык

4


Приложение №4

Схема интерпретации результатов диагностики по ИКК «Профориентатор»

 «Как «читать» личный профиль?»

I. Шкала оценки

Шкала оценки бальная от 1 до 10 баллов. Показатели  «>3,5 балла» - недостаточный уровень развития интереса, способности, качества личности; «3,5-7,5 балла» – возрастная норма, у 70% ребят вашего возраста результаты находятся в этом коридоре нормы, «<7,5 балла» - очень высокий уровень развития.

Для профильных способностей уровень развития должен быть от 5,5 балла и выше.

Все «западающие» способности необходимо тренировать для повышения уровня интеллекта.

II. Общие интеллектуальные способности

Математические способности: вычисление, зрительная логика, внимание.

Гуманитарные способности: лексика, эрудиция, абстрактная логика.

Общий балл: уровень интеллекта, среднее арифметическое 6 показателей.

III. Профильные способности

  • ЭКМ - вычисление, абстрактная логика и внимание
  • ФМ - вычисление, зрительная логика, внимание
  • БХ - эрудиция, абстрактная логика, внимание
  • ЛК - лексика, эрудиция, абстрактная логика

IV. Профильные интересы

  • ЭКМ – знак, бизнес, общение (для профессий типа человек-человек), риск - противопоказан!!!
  • ФМ – техника, наука, знак
  • БХ – природа, наука, общение (для профессий типа человек-человек), риск (для экстремальных профессий – врач скорой помощи)
  • ЛК – знак, общение, искусство

V. Качества личности

Сугубо индивидуальны! В этом блоке нет высоких или низких показателей. Есть ваши личностные особенности.

VI. Профиль обучения (рекомендуемые классы)

Есть ли выбираемый вами профиль и почему?

VII. Списки профессий

Найдите в каждом списке профессий профессии биолого-химического профиля. Сравните итоговый список профессий с рекомендуемым профилем обучения.

VIII. Проблемные вопросы

Любой вопрос по интерпретации своего протокола записать!


Приложение №5

Анкета «Компетенции»

Из предлагаемого списка выберите 5 компетенций и проранжируйте их (поставьте места от 1 до 5), имея ввиду ваше представление о хорошем ученике, идеальном ученике, успешном взрослом, себе самом.

Компетенция

хороший ученик

идеальный ученик

успешный взрослый

Я

дух соперничества

чувство товарищества

креативность, способность к творчеству

способность критически мыслить

любознательность

озабоченность материальным успехом

порядочность

честность

доброта

независимость

умение адаптировать в обществе

интеллектуальная развитость

послушание

предприимчивость

открытость

наличие собственных убеждений

уравновешенность

организованность

чувство юмора

эмоциональность

искренность

воспитанность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект - сценарий урока для учащихся 11 класса по теме: "Мы обретаем ту силу, что преодолели"

Представленный урок является уроком освоения нового способа построения графиков сложных функций. Столкнувшись с проблемой построения графиков сложных функций (к примеру y= lg⁡ сosx, учащимся захочет...

Сценарий урока в 10 классе «Щелочность мыла. Валеологический подход к выбору туалетного мыла» Проблемный урок с элементами исследования. 10 класс

Рассмотреть роль химии в повседневной жизни человека; выявить причинно-следственную связь между составом, строением и свойствами син­тетических моющих средств (на примере туалетного мыла), действие мы...

ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Тезисы к выступлению на Всероссийской конференцииРассматривается практическая реализация принципа гуманитаризации образования при изучении математики в старших классах естественнонаучного профиля....

Применение общепедагогических и специальных методов музыкального образования на уроке музыки в классах эстетического профиля.

Современный опыт по организации профессиональной деятельности учителя музыки в классах эстетического профиля....

Урок в 8 классе по теме "Личностью не рождаются..."

Ключевые компетенции:Научатся: определять признаки, характеризующие человека как  индивидуальность и личность,  этапы, которые проходит личность в процессе становления.Получат возможность на...

Презентация к уроку истории 8 класс коррекционная школа «Личность Петра I»

Презентация к уроку истории 8 класс коррекционная школа...