«Проблема формирования патриотизма у учащихся средней школы».
материал по психологии на тему

ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по дисциплине: «Психологическая проблема социализации современных подростков и юношей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет Психология образования

Кафедра Педагогической психологии

  1. ЗАЧЕТНАЯ РАБОТА по дисциплине:

«Психологическая проблема социализации современных подростков и юношей»

на тему: «Проблема формирования патриотизма у учащихся средней школы».

Работу выполнила студентка Поз-4

2 группы:

Насонова Я.В.

                                               Проверил: Доцент Барабанова В. В.

Москва, 2013

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

      Глава I. Теоретические основы проблемы формирования патриотического воспитания в современной школе.

1.1. Понятие и аспекты патриотизма…………………………………………..5

1.2. Основные направления патриотического воспитания в современной школе …………………………………………………………………………….7

   Глава II. Эмпирическое исследование уровня сформированности патриотических качеств у учащихся средней школы.

2.1.Выяление уровня сформированности патриотических качеств у учащихся средней школы…………………………………………………….……………10

2.2. Выводы и рекомендации по повышению уровня сформированности патриотических качеств у учащихся…………………………………………18

Заключение………………………………………………………………………22

Библиографический список………………………………………………….….23

Введение

        Российская земля – край щедрой природы, незыблемых традиций и богатой событиями историей. Всё дальше вглубь истории уходят героические и трагические события Великой Отечественной войны, но живут в нашей памяти имена тех, кто ценой своей жизни отстоял честь, свободу и независимость нашей Родины. Отечество требует от своих сынов, дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности. Организованности, готовности к труду, высокой работоспособности.

К сожалению события последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают  очевидность всё более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания, следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности у нашей молодёжи возрастает многократно.

Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал глубокого познания  наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.

Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность школ  по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины.

Воспитание – работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Поэтому системообразующим направлением в области патриотизма и гражданственности можно считать воспитание на  боевых и трудовых традициях российского народа и его вооружённых сил, проведение классных часов, экскурсий к памятникам истории и культуры, воспитание здорового гражданина.

Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок, научных работах  педагогов-новаторов. В этом направлении работают

И.А. Пашкович, Т.А. Касимова,  Н.К. Беспятова,  Т.С Буторина,  Т.А. Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения на протяжение многовековой Российской истории.

          Актуальность исследуемой проблемы позволила выбрать тему:

«Проблема формирования патриотизма у учащихся средней школы».

     Цель исследования: рассмотрев теоретические аспекты проблемы патриотического воспитания школьников на современном этапе, разработать программу патриотического воспитания учащихся в современной школе.

Задачи исследования:

1.) выявить и рассмотреть теоретические основания проблемы патриотического воспитания  в современной общеобразовательной школе;

2.) выявить основные методы, направления, формы работы по патриотическому воспитанию;

3.) подобрать методики изучения наличия патриотизма у современных школьников;

4.) разработать план воспитательной работы классного руководителя по патриотическому воспитанию учащихся.

     Значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что  именно в школе воспитание патриота своей страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

Глава I. Теоретические основы проблемы патриотического воспитания в современной школе.

1.1.Понятие и аспекты патриотизма

     Согласно толковым словарям, патриот (от греческого «земляк, соотечественник») - это человек, любящий свое Отечество, преданный своему народу, действующий во имя Родины.

     Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, дополнительного образования,  религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся .

По мнению Л.С.  Выгодского, патриотизм включает в себя :

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и  культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности

Таким образом мы рассмотрели сущность понятие «патриотизм», на основе которого мы и будем строить дальнейшее исследование.

1.2. Основные направления патриотического воспитания в современной школе.

Патриотическое воспитание детей в современной школе направлено на формирование успешности социализации подрастающих поколений в современных условиях и саморазвитии человека как субъекта деятельности, как индивидуальности.      

     Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования  на современном этапе можно определить следующие:

  • Духовно-нравственное, которое предполагает осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
  • Историко-краеведческое, включая система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.
  • Гражданско-патриотическое воспитание, воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиций, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
  • Социально-патриотическое, направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств  благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
  • Военно-патриотическое, ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
  • Героико-патриотическое, составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
  • Спортивно-патриотическое, направлено на развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.

Таким образом мы можем сказать что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.

     Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс. Патриотические качества – это качества личности, характеризующие ее способность к активному проявлению гражданской позиции. Формирование их возможно лишь через вовлечение подростка в специфическую патриотическую деятельность.

Таким образом можно сказать что школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.

Исследуя данную проблему от себя мы можем отметить. Роль патриотизма всегда возрастает в переходные периоды развития государства. Поэтому мы считаем, что патриотическое воспитание в школе на данный момент является приоритетной задачей.

      Необходимость воспитать в человеке любовь к Родине ставилась всегда. Ведь на этой основе человек осознает себя как личность-гражданина, берет на себя ответственность перед другими за свои поступки.  И конечно же лучше всего взращивать патриотизм именно со школьной скамьи.

      Современная школа стремится не только обучить человека ЗУНам, но и воспитать нравственного гражданина. А «нравственность» не может существовать без понятия «патриотизм».  

                                      Выводы по I главе

Исследовав теоретическую основу патриотического воспитания в современной школе мы можем сделать следующие выводы:

  1. Воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры.
  2. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.
  3.  В формировании патриотического мировоззрения в школе необходимо учитывать возрастные особенности школьника и характер изучаемого материала .
  4. В настоящее время школа ориентируется не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма.

Глава II. Эмпирическое исследование уровня сформированности патриотических качеств у учащихся средней школы.

2.1. Выявление уровня сформированности патриотических качеств у учащихся средней школы.

Методика

на определение уровня сформированности патриотических качеств

у учащихся средней школы

Цель: определить уровень сформированности патриотических качеств у учащихся средней школы.

Инструкция: «Вам предлагаются утверждения. Пожалуйста, внимательно прочитайте эти утверждения и 4 варианта ответов. Во всех заданиях нужно выбрать один ответ, который вы считаете подходящим, правильным, и отметить его галочкой. Если вы ошиблись с ответом, можете зачеркнуть его и поставить новую галочку на правильном месте.»

1. Я многим обязан своей стране.

я согласен с этим

мне трудно согласиться с этим в полной мере

так думает только старшее поколение

своей стране я ничем не обязан

2. Молодёжь готова защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.

да, это относится ко мне в полной мере

всё будет зависеть от обстоятельств

большинство моих сверстников так не думает

нет, защищать страну профессиональное дело военных

3. Люди, которые критикуют происходящее в стране и предлагают способы позитивных изменений, являются истинными патриотами.

я согласен с этим утверждением

такие люди препятствуют сплочению общества

я не имею собственного мнения по этому вопросу

не могут считаться патриотами

4. День победы (9 мая) – государственный праздник.

День победы (9 мая) – это великий всенародный праздник

День победы (9 мая) – это праздник, который отмечают в семьях ветеранов войны

День победы (9 мая) – это праздник старшего поколения

День победы (9 мая) – это дополнительный выходной день

5. Мои сверстники, находясь за границей, стараются скрыть, что они россияне.

нет поводов скрывать, откуда ты приехал

в очень редких случаях это можно делать

это возможно в зависимости от страны, где находишься

так и надо поступать

6. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.

это мне свойственно

испытываю волнение очень редко

я не настолько чувствителен

я люблю другую музыку

7. Некоторые мои друзья хотят жить за границей.

я хочу жить в своей стране (в России)

принимать решения буду в зависимости от обстоятельств

я буду жить за границей, если мне предоставят хорошие условия

я бы поступил также, так как там больше возможностей

Интерпретация уровней выраженности патриотических качеств.

Каждому ответу соответствует свой балл: 1 ответ – 4 балла, 2 – 3 балла, 3 – 2 балла, 4 – 1 балл.

Высокий уровень (25 – 28 баллов) – выражено устойчиво-положительное отношение к Родине. Чувство гражданственности и патриотизма развиты. Есть ощущение личной ответственности за судьбу страны.

Достаточный уровень (21 – 24 балла) – учащийся признаёт ценность заявленной категории (Родины). Для него значимо следование социально-одобряемым моделям поведения. В представлениях учащегося события в стране и на малой Родине имеют мало общего.

Низкий уровень (20 баллов и ниже) – к своей стране учащийся испытывает обывательское отношение.

Методика

на определение уровня сформированности патриотических качеств

у учащихся средней школы

Цель: определить уровень сформированности патриотических качеств у учащихся средней школы.

Характеристика класса: в 6 классе обучается 25 человек, возраст учащихся 11 – 12 лет. 13 девочек и 12 мальчиков. 18 полных семей и 7 неполных.

Анализ результатов.

Баллы

баллы

баллы

баллы

баллы

1

27

6

22

11

24

16

21

21

22

2

28

7

21

12

25

17

24

22

22

3

27

8

25

13

25

18

25

23

25

4

19

9

28

14

28

19

26

24

24

5

19

10

25

15

26

20

27

25

27

Средний балл по группе: 25.

Уровень сформированности патриотических качеств

Высокий

Достаточный

Низкий

Кол-во человек

15

8

2

Статистика ответов по утверждению №7: «Некоторые мои друзья хотят жить за границей».

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Кол-во человек

14

7

2

2

 

Мини-исследование на понимание учащимися термина «патриотизм».

Цель: изучить уровень сформированности понимания у учащихся слова «патриотизм».

В мини-исследовании участвовало 22 ученика 5 «Б» класса школа №1361.

Учащимся в течение 7 минут было предложено ответить письменно на вопрос: «Что такое патриотизм?»

Обработка результатов.

Понимание термина «патриотизм».

Понимают значение слова «патриотизм» – 10 человек 45%.

Не правильно дают формулировку слову – 10 человек 45%.

Не понимают значение слова – 2 человека 10%.

Ниже приводим ответы детей: «Что такое патриотизм?»

Дают верное определение.

Рамазанова Мария.

Любовь к своей стране.  Гордость за свою страну. Готовность умереть ради спасения своей страны.  Отдавать все силы на процветание страны.

Колоколкина Дарья.

Любовь, уважение и преданность своей Родине. Когда человек (патриот) готов любой ценой, в том числе своей жизни защитить  свою Родину. Патриот – человек, который гордится, уважает и оберегает свою страну.

Рубинштейн Илья.

Патриотизм – это любовь к Родине. Патриот – это человек любит Родину и считает, что Родина самое важное в его жизни. Собственно патриотизм это любовь к Родине, любовь к своей семье, ближнему, ко всем людям, которые связаны с Родиной.

Мамаева Арина.

Патриотизм – человек, который любит свою Родину, который гордится ею. Постоит за нее. Не уедет, если надо останется и защитить свой родной край.

Ошибочно построен ответ.

Красовская Наташа.

Патриотизм – это, когда люди во что-то верят, например в Бога. Таких людей называют патриотами. Многих людей можно назвать патриотами или когда они любят, верят в свою Родину.

Кондратов Александр.

Патриотизм – это Патриот, который участвовал в войне. Это те, кто сделал очень много для своей страны.

Шайданова Наталья.

Патриотизм – однокоренное слово Патриоту. Это вера в Родину. Патриот верит в Родину и защищает её.

Не понимают  значение слова.

Карачунский Матвей.

Это те люди, которые верят в какие-то данные.

Жунев Николай.

Это когда во что - то верят в Бога. Любовь и преданность своему народу.

Рисуночный тест на тему «Что такое патриотизм?»

Цель: изучить уровень сформированности понимания у учащихся « что такое патриотизм».

В выполнении рисунка участвовало 20 учеников 5 «Г» класса школа №709.

Учащимся было предложено выполнить рисунки на тему: «Что такое патриотизм?»

Обработка результатов.

Учащиеся в рисунке выразили следующее понимание  « патриотизма»:

Знание истории страны  – 2 человека  10%.

Защита Отечества  – 4 человека  20%.

Любовь к стране – 5 человек  25%.

Защитник Родины – 4 человека  20 %.

Культурное наследие – 1 человек 5 %.

Любовь к столице России- 4 человека  20%.

Результаты рисуночного теста на тему «Что такое патриотизм?».

Методика

на определение уровня сформированности толерантности

у учащихся средней школы

Цель: определить уровень сформированности толерантности у учащихся средней школы.

Инструкция: «Вам предлагаются утверждения. Пожалуйста, внимательно прочитайте эти утверждения и 4 варианта ответов. Во всех заданиях нужно выбрать один ответ, который вы считаете подходящим, правильным, и отметить его галочкой. Если вы ошиблись с ответом, можете зачеркнуть его и поставить новую галочку на правильном месте.»

Интерпретация уровней выраженности толерантности.

Каждому ответу соответствует свой балл: 1 ответ – 4 балла, 2 – 3 балла,   3 – 2 балла, 4 – 1 балл.

Высокий уровень (25 – 28 баллов)

Достаточный уровень (21 – 24 балла)

Низкий уровень (20 баллов и ниже)

Методика

на определение уровня сформированности толерантности

у учащихся средней школы

Цель: определить уровень сформированности толерантности у учащихся средней школы.

Характеристика класса: в 5 классе обучается 27 человек, возраст учащихся 11 лет. 9 девочек и 18 мальчиков. 19 полных семей и 8 неполных.

Анализ результатов.

баллы

баллы

баллы

баллы

баллы

баллы

1

27

6

28

11

27

16

18

21

20

26

24

2

26

7

22

12

25

17

25

22

26

27

28

3

21

8

24

13

26

18

22

23

25

4

21

9

21

14

24

19

28

24

28

5

28

10

24

15

12

20

20

25

27

Средний балл по группе: 24

Уровень сформированности толерантности

Высокий

Достаточный

Низкий

Кол-во человек

14

9

4

Статистика ответов по утверждению №7: «Различие в религиозных взглядах людей являются непреодолимым препятствием объединения общества».

4 балла

3 балла

2 балла

1 балл

Кол-во человек

14

4

4

5

 

2.2. Выводы и рекомендации по повышению уровня сформированности патриотических качеств у учащихся.

Патриотическое воспитание – это одно из приоритетных направлений в воспитательной работе средней общеобразовательной школы. Данные методические рекомендации представляют опыт классных руководителей, работающих в параллели и совместно осуществляющих целенаправленный процесс по формированию у учащихся патриотического сознания. Сущность и содержание патриотического воспитания определена в Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010 годы».

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат подчас  пафосно. Суть же работы в указанном направлении – формирование эмоционального стержня, способного выдержать политические, экономические, социальные и любые изменения в стране и не сломаться.

Основные задачи: формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к семье, городу, стране; к природе родного края; к культурному наследию своего народа; толерантного отношения к представителям других национальностей.

Особенностями проявления патриотических чувств у детей школьного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому необходимо закрепить это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что  они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственных чувств.

В рекомендациях мы представляем результаты работы в данном направлении. Патриотизм нельзя рассматривать обособленно от духовности, гражданственности, социальной активности личности, нравственности, истории России.

Поэтому воспитательную работу с детьми мы осуществляем по следующим направлениям:

1. Патриотическое воспитание через изучение истории родного края.

2. Семья – источник гражданственности.

3. Спортивно – патриотическое направление.

4. Воспитание патриотизма через развитие духовно – нравственных ценностей.

Важно помнить, что мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые сильнодействующие факторы воспитания.

1. Задачи эстетического и нравственного воспитания. Самое существенное в воспитании нравственных чувств – это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.

2. Задачи физического воспитания. Развитие  смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).

3. Задачи трудового воспитания. Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. 4. Формирование бережного отношения к природе. Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству.

Методы работы.

•         Целевые прогулки и экскурсии.

•         Наблюдения

•         Рассказ, объяснения воспитателя в сочетании с показом  и наблюдениями детей.

•         Беседы о родном городе, поселке.

•         Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений (их рассматривание и обсуждение).

•         Разучивание песен и стихов о родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

•         Ознакомление с произведениями народного творчества (роспись, скульптура, вышивка и т. д.).

•         Обогащение и стимулирование детского творчества.

•         Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

•         Поощрение инициативы и стремления детей самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, хорошо вести себя в общественных местах.

•         Воспитание уважения к ветеранам войны и труда.

Эти мероприятия предназначены для работы с детьми 5 – 7 классов и направлены на организацию патриотического воспитания с целью успешной социализации подрастающего поколения в современных условиях и саморазвитии человека как личности, как индивидуальности.

Социализация личности – это актуальная проблема современного общества. Работая в данном направлении, мы предпринимаем попытку развития у учащихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан.

Таким образом, патриотическое воспитание охватывает очень широкое поле деятельности и как результат, представлено следующими формами работы с детьми:

• Урок – посиделки «Крещение», посвященный 19 января

• Урок — презентация «Не забыть нам этой даты, что покончила с войной», «Дети Сталинграда»

• Образовательный проект «Мой город»

• Образовательный проект «Семейный альбом»

• Проект « C почтение к Вам…»

• Классный час, посвященный Дню пожилого человека «Все начинается с любви».

Материалы, представленные в рекомендациях, предназначены для подготовки к классным часам, факультативным занятиям, творческим мероприятиям.

Рекомендации для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живет, детского сада, школы.

- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

- Дайте представление о работе общественных учреждений.

- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

- Расширяйте собственный кругозор.

- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.

- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

 - Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах.

Заключение

      В нашей работе мы выяснили, что воспитание патриотизма достаточно многогранная и сложная задача, требующая ответственного отношения и достаточно квалифицированные педагогические кадры. Школа выступает одним из важнейших институтов развития патриотического мировоззрения в жизни современного человека, дающая необходимый базис для дальнейшего развития личности.

     Технологический компонент процесса воспитания патриотизма подразумевает использование широкого спектра форм и методов патриотического воспитания, т.е. тех форм и методов работы, которые имеют акцентированную патриотическую направленность.

     Важной стороной содержательной зрелости организации патриотического воспитания в школе является его включенность в основные виды ее деятельности: учебную, методическую, воспитательную.

      Формирование патриотических качеств личности – это целенаправленный, специально организуемый процесс.

      Патриотическое воспитание в современной школе - фактор консолидации всего общества, источник и средство духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.

Библиографический список

  1. Аронов, А. Воспитываем патриотизм //  А.В. Аронов - Дошкольное воспитание, 1988.- № 2.
  2. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С.  Буторина, Н. П. Овчинникова – СПб: КАРО, 2004.  
  3. Пашкович А.П. Как воспитать париота / А.П. Пашкович. – : СПб: КАРО, 2009.

4.Выгодский, Л.С. Нравственное воспитание/ Л.С  Выгодский Пед. психология. – М.,1991.

5.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // А. Замостьянов Народное образование, 2002. - № 4.

6.Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А. Касимова, Д. Е. Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2005.

7.Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт. Сост. И.А. Пашкевич. – Москва: Учитель, 2008.

8.Преображенский, А.А. Патриотические традиции русского народа //  А.А. Преображенский -ПИШ. – 1993.

9. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: ( Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие/ Сост. О.В. Сухомлинская.-М.: Педагогика, 1990.

10.Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения / К.Д. Ушинский. – М.,1974, -т.9 – С.117-118.

11.Шмаков, С.А. Гражданином быть обязан / С.А. Шмаков. – М.: Знание, 1982.\

12.Интернет-ресурсы: http://vertikal.lang-sch4.edusite.ru/p7aa1.html

13. http://5ballov.qip.ru/preview/100748/ -vospitanie-patriotizma


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

В последнее время в литературе появляется всё больше различных методик, подходов по организации обучения школьников. Каждая достойна внимания. И каждая направлена на улучшение знаний учащихся. В связи...

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы

Проект серии урочных занятий по английскому языку, направленных на формирование социокультурной компетенции учащихся средней ступени обучения общеобразовательной школы...

Проблемы формирования связной речи учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы I вида.

Специальное корректирующее обучение детей, частично или полностью лишенных слуха, является одной из самых сложных областей педагогики. Глухота, осложняющая формирование словесной речи и общение с окру...

Значение интегрированных уроков английского языка для формирования коммуникативной компетенции учащихся средней школы

В понимании важности обозначенной темы нашей статья мы исходим, в первую очередь, из того, что междупредметная интеграционная деятельность предоставляет возможность систематизировано обобщать знания у...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛИЧНОСТНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...

Проблемы формирования патриотизма у школьников в условиях современного мира

На сегодняшний день существует огромное количество проблем, которые требуют обсуждения. Однако,  по-моему мнению, одна из самых актуальных проблем – это проблема формирования патриотизма.Па...