Занятие с подростками «Что такое креативность»
план-конспект занятия по психологии (9 класс) по теме

Савенкова Анна Владимировна

Что такое КРЕАТИВНОСТЬ?

Creative – с английского языка переводится как «творческий».

Креативность – это творческость – способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению.

         Существенным условием актуализации этой способности является уверенность в себе, самообладание.

         Креативность определяет готовность человека изменяться, отказываться от своих стереотипов (А к этому нас принуждает изменчивость современного мира). Соответственно, креативный человек обладает большей привлекательностью в общении, чем человек упертый – ведь он открыт чужому опыту.

         Креативность позволяет находить оригинальные решения сложных технических, организационных, научных проблем, а также создавать произведения искусства. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_takoe_kreativnost.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие с подростками «Что такое креативность»

Автор-составитель: Савенкова Анна Владимировна

                                                

Жизнь бьет ключом и в основном по голове.

                                                Именно после таких раздражителей рождаются

                                                наши самые лучшие и гениальные идеи.

Цель: Ознакомление с понятием и развитие креативности

Задачи:        

– Сформировать понятие креативности;

– Развивать воображение и творческое мышление;

– Формировать толерантное отношение к нестандартным идеям.

Оборудование: Листы бумаги, ручки для каждого ученика, карандаши, анаграмма, бланки заданий «Немыслимые ассоциации», бланки «Солнце и месяц», карточки разных цветов, памятка «Как развивать креативность».

Ход занятия:  

  1. Разминка, установление контакта.

Слова ведущего: Встаньте в круг, взявшись за руки, закройте глаза. С закрытыми глазами попробуйте выстроиться в ровный круг; не расцепляя рук, откройте глаза, посмотрите, что получилось. С закрытыми глазами сделайте квадрат. Посмотрите на результат. Постройтесь с закрытыми глазами в треугольник. Откройте глаза.

Задание меняется. Теперь с открытыми глазами, но молча постройтесь по росту; по первой букве имени; по дате рождения.

Обсуждение упражнения.

– Как можно было выполнить последнее задание? Что было трудно, что понравилось?

Вывод: С помощью данного упражнения мы развивали творческое мышление и воображение, умение понимать другого.

2. Анаграмма.

Из букв предложенных слов составьте новое 12-тибуквенное слово.

«Кость – рев – тина», «Ревность – Кати» = «КРЕАТИВНОСТЬ»

        

3. Мозговой штурм.

В повседневной жизни мы не можем обойтись без креативности.

– А что такое КРЕАТИВНОСТЬ?

Creative – с английского языка переводится как «творческий».

Креативность – это творческость – способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению.

        Существенным условием актуализации этой способности является уверенность в себе, самообладание.

        Креативность определяет готовность человека изменяться, отказываться от своих стереотипов (А к этому нас принуждает изменчивость современного мира). Соответственно, креативный человек обладает большей привлекательностью в общении, чем человек упертый – ведь он открыт чужому опыту.

        Креативность позволяет находить оригинальные решения сложных технических, организационных, научных проблем, а также создавать произведения искусства.

        

Мы с вами сейчас искали определение креативности посредством мозгового штурма – способ генерирования новых идей. Выражение «мозговой штурм» («Брэйн–сторминг») было придумано американцем Алексом Осборном в конце 30-х годов XX века.

Автор сформулировал четыре правила стимулирования творческой активности:

  • исключается критика, можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой;
  • поощряется самое необузданное ассоциирование: чем более «дикой» кажется идея, тем лучше;
  • количество предлагаемых идей должно быть как можно большим;
  • высказанные идеи разрешается как угодно комбинировать, а также видоизменять, улучшать идеи, выдвинутые другими членами группы.

Основная идея этого метода состоит в том, чтобы процесс генерирования идей отделить от процесса их оценки — отсюда запрет на критику. Запрещено и приводить доказательства, так как работа должна идти в быстром темпе. В минуты «коллективного вдохновения» в группе возникает своеобразный творческий ажиотаж, идеи появляются как бы непроизвольно. Именно стихийно прорывающиеся идеи являются самой ценной продукцией «мозгового штурма».

– Что нам нужно для того, чтобы творить? Какие психические процессы задействованы  в процессе творчества?

Вывод: Мы с вами изучили понятие креативности.

4. Практическая часть.

–  А еще сегодня мы будем учиться мыслить креативно.

Упражнение «Немыслимые ассоциации».

Еще в 70-е годы прошлого века украинские ученые провели серию опытов по направленному ассоциированию. Им удалось показать, что между двумя любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиной
в четыре-пять шагов. Если взять, к примеру, слова
«пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевидная связь между этими отдаленными понятиями. Причем каждая промежуточная ассоциация оказывается вполне естественной:

пятерка — хорошая отметка,

хорошая отметка — поощрение,

поощрение — подарок,

подарок — велосипед.

Количество ассоциативных шагов может служить мерой смыслового расстояния между двумя понятиями.

Возьмем другую, странную на первый взгляд, пару слов: «небо» и «чай». Здесь маршрут из естественных ассоциаций может быть следующим:

небо — туча,

туча дождь,

дождь — вода,

вода — питье,

питье — чай.

Попробуйте измерить смысловое расстояние между следующими парами понятий (слова взяты наугад из толкового словаря русского языка):

пейзаж — холодильник,

окурок — лягушка,

зависть — пальма,

гурман — хранилище,

багажник — младенец,

мороз середина,

строитель — освобождение,

джунгли — рекорд,

старшина — драма,

исповедь — оркестр,

поленница — серебро,

телеграмма легенда,

гордец — поход,

тесто криминалист,

сокровище змея,

ворота — литература,

минута — подосиновик,

свидетельство рычаг,

требование хоровод,

человечество остров.

Учащиеся получают пары слов, выполняют задание индивидуально, затем по желанию зачитывают результат.

– Какие процессы были задействованы в ходе выполнения упражнения?

Вывод: У вас получилось выполнить творческое задание, а значит вы люди творческие!

Упражнение «Стратегия мышления».

        – Изучая творческого человека, следует в первую очередь обращаться к его видению мира.

–  Перед вами бланки с рисунком. Вы можете дорисовать все, что считаете нужным, чтоб у вас получился законченный рисунок.

Объединение свидетельствует о склонности к синтезированию, разделение – о склонности к анализу.

Те, кто объединил два символа – одна группа, кто разделил месяц и солнце – другая.

Упражнение «Необычные задачи».

        – Попробуем решить несколько задачек. Но прежде чем приступить к их решению, запомните, что они необычные. Каждая из них предполагает совершенно нестандартное решение.

Задача 1

В одном доме жил карлик, квартира которого располагалась на 20-м этаже. Каждое утро, отправляясь на работу, карлик заходил в лифт, нажимал кнопку первого этажа и шел дальше.

Вечером, возвращаясь с работы, он заходил в лифт, нажимал кнопку 10-го этажа, выходил на нем и шел дальше пешком.

Вопрос:

Почему?

Решение:

  1. Он следил за фигурой.
  2. Он заходил к карлице.
  3. Боялся высоты.

Задача 2

 Вы попали в прерию и видите перед собой табун прекрасных диких лошадей.

Ваши действия: испугаться; покататься; полюбоваться.

Задача 3

Дано:

  • цыган;
  • цыганка;
  • множество цыганят, собрать которых не представляется возможным.

Требуется:

Вымыть детишек.

Решение:

  1. Отлавливать по одному.
  2. Помыть тех, которые попадутся на глаза.
  3. Растянуть процесс до тех пор, пока все не будут вымыты по мере отлова
    (на 1,2,3, 10 лет).

Креативные ответы к задачам:

Задача 1

Он же карлик, поэтому просто не доставал до кнопки 20-го этажа.

Задача 2

Тут же поставить ранчо и стать преуспевающим заводчиком отличных лошадей.

Задача 3

Чем мучиться, проще завести новых, чистых.

Упражнение «Коллективное рисование».

Выберите любой цвет для рисования. По команде начните рисовать (что хотите), через 20 секунд по хлопку передайте свой лист соседу справа, сами продолжайте рисовать на полученном от соседа слева листке. Так до тех пор, пока Ваш листок к Вам не вернется.

 (Дальше можно провести обсуждение или составить из отдельных рисунков совместную творческую картину группы. При этом дополнять рисунки или переделывать нельзя. Из готовых рисунков можно только составить общую картинку!)

Вывод: С помощью этого упражнения мы развивали воображение (Дополнительные его задачи – самопознание и релаксация).

5. Рефлексия

Обсуждение в кругу.

– Что понравилось больше всего? Что было сложно? Какие чувства вы испытывали во время работы?

Вывод: В ходе работы проявилась ваша креативность. Условием креативности является оригинальность и нестандартность. Это отражено в ваших ответах. С креативными людьми общаться интересно, и, наверное, иногда трудно. Но креативные люди предприимчивы и успешны!

Для дальнейшего развития креативности и продуктивного участия в занятиях предлагаю вам пользоваться памяткой.

Благодарю за работу!

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час с подростками "Что такое дружба?"

Форма проведения занятия: этическая коллективная беседа - вопросно-ответное обсуждение фактов, событий, поступков. Основной «красной нитью» беседы  предполагается углубление, обогащение и ...

Занятие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо"

Программные задачи: • Формировать представление, о том , что дети в классе зависят друг от друга. • Научить быть доброжелательными и терпимыми друг к другу, проявлять внимание, сочувст...

Памятка для подростков Что такое кража, грабеж, разбой

Памятка для подростков Что такое кража, грабеж, разбой...

Конспект группового занятия воспитательного характера «Что такое хорошо и что такое плохо?» (для детей 10-12 лет)

Данный материал рекомендуется к использованию на классных часах, во внеурочной деятельности, а так же подобное мероприятие преемлемо для проведения с детьми , организованными на  непродолжительно...

Что такое креативное мышление

Креативное мышление и его аспекты....