"Горячий стул": психологический час для подростков
план-конспект занятия по психологии (5 класс) на тему

Цыбулина Татьяна Николаевна

Психологический час "Горячий стул" предназначен для подростков 10 - 15-летнего возраста. Во время занятия создаются символические портреты подростков, которые затем дарятся тому, кто сидит на "горячем стуле". Будет ли стул "горячим" зависит от участников. У подростков появляется великолепная возможность узнать себя лучше, получить обратную связь от своих сверстников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Горячий стул» или Психологический портрет глазами группы

(Психологический час для подростков 5 – 9 классов)

Цель: развитие умения детей видеть достоинства в других людях, быть внимательными к окружающим. 

Задачи:

  1. Развивать умения: внимательно слушать своих товарищей и благодарить за подарки.
  2. Способствовать осознанию подростками своих качеств.
  3. Оказать психологическую поддержку неуверенным в себе детям.
  4. Способствовать сплочению классного коллектива.

Время проведения: 40–45 минут.

Место проведения: обычное классное помещение.

Оборудование: для каждого участника: листы А4 (допускается использование половины листа А4), простые карандаши, фломастеры или цветные карандаши.

Возраст: 11–15 лет.

Ход занятия:

Инструкция психолога: «Мне нужен один из вас, самый смелый, «камикадзе».

(Один из учащихся, по  желанию, выходит к доске, садится на стул).

«Сегодня я хочу предложить вам нарисовать портрет… (называем имя ученика). Давайте сразу откажемся от фотографической точности изображения, не будем стремиться к портретному сходству, не все из нас – художники. Более того, предлагаю вам нарисовать символический портрет, то есть попробуем определить, с чем, с каким предметом, явлением природы, фигурой, цветом, может быть, архитектурным строением ассоциируется у вас этот человек?

Нарисуйте портрет, подумайте, какие качества присущи этому человеку, почему получился именно такой образ.  Запишите сбоку эти качества. Затем, когда все будут готовы, вы подарите свой портрет и прокомментируете его.

Кроме того, задание получает и тот, кто сейчас сидит на стуле: «Тебе нужно отслеживать то, что ты чувствуешь, пока ребята тебя рисуют, и то, что ты будешь чувствовать потом, когда тебе будут дарить портреты. Нужно будет внимательно выслушать каждого и поблагодарить за подарок».

(Во время выполнения задания очень часто раздается смех, что является нормальной реакцией подростков, это допустимо).

Проходит примерно 15 минут, дети начинают по одному выходить к доске, показывают всем, что получилось, и, обращаясь к «герою» по имени, комментируют свой рисунок.

Психолог следит за тем, чтобы подростки не допускали резких, грубых высказываний в адрес того, кто сидит на «горячем стуле». Говорить об отрицательных качествах можно, но в деликатной форме.

(Психолог также участвует в рисовании и дарении рисунков).

Во время оглашения результатов психолог ведет запись черт характера на отдельном листочке. Затем зачитывает наиболее часто встречающиеся качества, предполагая, что эти качества являются чертами характера сидящего на стуле.

Психолог говорит: «Я думаю, вы обратили внимание на часто повторяющиеся черты. Их подметили несколько человек, например, доброта. Скорее всего, это черта характера данного человека».

Затем наступает момент «обратной связи». «Герой» рассказывает о своих чувствах до и после.

Психолог спрашивает: «А был ли стул, на котором ты сидел, «горячим?»

Все ли качества, которыми ты обладаешь, были названы твоими одноклассниками? Может быть, есть такие качества, о которых они и не догадываются? А ты хотел бы, чтобы о них знали, назови их».

Очень важно, чтобы через эту «процедуру рисования» прошли все подростки. Сначала на стул следует приглашать среднестатусных или высокостатусных детей, а затем, где-то на 4 – 5 занятии – низкостатусных.

Обычно за 40 – 45 минут удается нарисовать портреты двух детей.

У подростков это занятие вызывает повышенный интерес. Об этом говорит стихотворение, которое сочинила Милена Г., пока дети из класса рисовали ее портрет.

На «горячем стуле» я сижу,

Я на одноклассников гляжу,

Все рисуют для меня,

Кто улыбку, кто коня,

Кто свинью, а кто игрушку,

Кто какую-нибудь зверушку.

Нотку кто-то мне рисует,

На волнах, как ветер дует,

Кто ракету, кто кота!

Вот какая красота!

Я сижу и ожидаю:

Что же нарисуют мне?

И стихи я сочиняю!

Холод дует по спине!

***

Какого мненья обо мне?

Волненье, светлое волненье.

Во мне царят сейчас сомненья,

Они не по моей вине!

Ведь кто-то надо мной смеется,

А кто-то любит без ума,

А для чего мне жизнь дается,

Не знаю даже я сама.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для подростков-1

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков-2

Тренинг общения и создания межличностных отношений. Цель: выработать стратегию общения и умение вести себя во вновь созданном классном коллективе....

Психологический тренинг для подростков "Встречают по одежке"

Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне анализировать свою социальную «маску». Помогает установить контакт, вызвать интерес друг к другу....

Психологические особенности старших подростков

В данной работе рассматриваются стили общения родителей с ребёнком, особенности подросткового периода в развитии, даются рекомендации родителям по воспитанию детей....

технология "Горячий стул"

Проводится с целью повторения терминов по пройденным темам, развивает коммуникативные навыки учащихся...

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ...

"Горячий стул" при изучении романа " Герой нашего времени"

 Данное задание позволяет учащимся углубить, расширить знания о психологическом портрете героев романа. Технология "Горячий стул" дает возможность и ученику, и учителю посмотреть...


 

Комментарии

Цыбулина Татьяна Николаевна

Это занятие может проводиться не только психологом, но и любым педагогом. Важно только быть тактичным и внимательным к чувствам ребенка. Я провожу подобные занятия уже несколько лет. Подростки до сих пор помнят об этом. Некоторые из них, кто не успел посидеть на "горячем стуле" спрашивают: "А когда вы к нам придете? Мне тоже хочется, чтобы нарисовали мой портрет". Скоро пойду в этот класс!