Тренинг креативности для учащихся 8-11 классов
план-конспект занятия по психологии по теме

Урсуленко Людмила Михайловна

Данная программа включает в себя разработку двух занятий. Они были составлены в рамках программы летнего психологического лагеря.

Первое занятие представляет собой игру «В поисках источника творчества» и позволяет участникам познакомиться с этапами творческого процесса и препятствиями для креативности. Игры подобраны таким образом, что позволяют актуализировать важнейшие качества творческой личности.

Второе занятие представляет собой игру «Tools for dreamers». Участники этой игры могут применить свои творческие способности для реализации любой своей мечты. В ходе тренинга  они знакомятся со способами воплощения мечты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_kreativnosti.docx101.26 КБ

Предварительный просмотр:

Программа тренинга креативности

Краткая пояснительная записка.

Данная программа включает в себя разработку двух занятий. Они были составлены в рамках программы летнего психологического лагеря.

Первое занятие представляет собой игру «В поисках источника творчества» и позволяет участникам познакомиться с этапами творческого процесса и препятствиями для креативности. Игры подобраны таким образом, что позволяют актуализировать важнейшие качества творческой личности.

Второе занятие представляет собой игру «Tools for dreamers». Участники этой игры могут применить свои творческие способности для реализации любой своей мечты. В ходе тренинга  они знакомятся со способами воплощения мечты.

Игра «В поисках источника творчества»

Основные теоретические положения

Научно-технический прогресс и быстро меняющиеся условия общественной жизни предъявляют человеку определенные требования: он должен чувствовать себя комфортно, встречаясь с изменениями и новшествами, находиться в движении, импровизировать, доверять себе. Некоторые исследователи считают, что это под силу именно творческой личности (Кыштымова И. М., 2002; Маслоу А.Г., 1997). Креативный человек способен быть участником, субъектом процесса перемен, отказываться от фиксированных представлений о порядке вещей и событий, воспринимая актуальное положение дел и тем самым, создавая условия для всестороннего проявления и реализации своих возможностей. Креативный человек обладает большей по сравнению с людьми с не проявленным творческим потенциалом привлекательностью в общении. При этом привлекательность креативного человека связанна не только с его постоянным изменением, развитием, но и с его способностью хранить верность своим ценностям, одновременно будучи открытым восприятию других, отличных от его собственных взглядов на проблему (Хрящева Н. Ю., 2000). К тому же, по данным Л. А. Петровской (2000) в современной коммуникативной практике можно усмотреть крен в сторону некоторого ослабления нормативного начала в построении межличностного контакта с усилением начала творческого, личностного, которое “предполагает конструирование норм в ходе общения исходя из ориентации участников группы в ситуации, в себе, в партнере” (С. 450-451). В. Н. Панферов (2000) выделяет такую функцию человека как субъекта общения как креативную. Она включается в решение проблем, возникающих в контексте соотношения поведение-личность. А Е. В. Сидоренко (2000) среди видов противопоставления чужому влиянию выделяет творчество как “создание чего-то нового, пренебрегающее влиянием образца, примера или моды либо преодолевающее его” (С. 154).

Эти теоретические положения определяют актуальность данного тренинга.

Говоря об онтогенезе развития креативности, авторы  (например, Кыштымова И. М., 2002) указывают, что 13-20 лет наиболее благоприятный период для развития креативности, так как в это время активно осуществляется личностное смыслообразование.

Мы считаем возможным актуализировать креативность через осознание субъектом особенностей креативного процесса. Зная их, человек не будет поддаваться основным препятствиям креативности, что будет способствовать ее реализации.

Данный тренинг разработан в форме квеста. Участники проходят 7 туров, на каждом из которых решают творческие задачи. Задача игры: собрать кубик из пазлов, на котором написан пароль к кладу. После прохождения тура участники получают конверт с пазлами. Если нарушаются правила, баллы теряются. При наборе критического значения потерянных баллов участники попадают на этап «Черная дыра», где рассматриваются основные препятствия креативности.

В конце игры участники могут получить подсказки для сбора кубика, решив четыре задачки. Но если они не получили конверт на одном из туров, задачки они решают, чтобы получить этот конверт.

На каждом туре рассматриваются качества творческой личности, которые помогли участникам его преодолеть.

Таким образом, участники в игровой форме знакомятся с этапами креативного процесса, качествами творческой личности и препятствиями реализации креативности, что способствует ее актуализации.

 


Картотека игр

Этап

Время,

минуты

Качества творческой личности

Алфавит

20

Беглость, гибкость мышления

Оле Неле Нишиков

15

Чувство юмора

Секрет Джованни

30

Умение собирать и анализировать информацию

Парень и девушка

15

Интуиция

Треугольник

15

Творческое мышление

Ситуации

15

Спонтанность, гибкость, оригинальность

Новый язык символов

10

Абстрактное мышление

Итого:

2 часа

«Черная дыра»

20 минут

Спонтанность, безоценочность, внимательность

Премиальные задачки

5 минут*4

Абстрактное мышление

Итого:

2 часа 40 минут

Алфавит (Хрящева Н. Ю., 1999, упражнение 46)

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Для выполнения предстоящего задания нам понадобится знание алфавита. Все его помнят? (При необходимости, прежде чем продолжить инструкцию, тренер организует в группе повторение алфавита.)

Я начну и, бросив кому-то из нас мяч, скажу существительное, начинающееся на букву „а". Тот, кому достанется мяч, должен будет сказать слово-ассоциацию, возникшую у него в ответ на прозвучавшее слово, но только начинающееся на букву „б". Пусть это тоже будет существительное. Называя его, он бросает мяч следующему, который скажет свое слово-ассоциацию на букву „в" и т. д. Таким образом у нас получится ряд существительных, начальные буквы которых составят алфавит. Например, я бросаю мяч Тане и говорю „арбуз". Таня, твоя ассоциация». (Допустим, Таня говорит «бахча» и бросает мяч Кате, которая, направляя мяч Диме, говорит «вода» или «вор» и т. д.)

Оле Неле Нишиков (Фопель К., 2002)

Расскажите следующую историю: «Это старый кавказский ритуал. Пропал вождь одного племени. Каждый вечер его соплеменники собираются вместе, садятся вокруг костра и спрашивают друг друга, видел ли кто-нибудь Оле Неле Нишиков. Самое главное при этом, что никто из племени не должен смеяться, потому что пропажа вождя - это страшная беда».

Участники усаживаются в круг. Выберите кого-нибудь, кто начнет игру.Он должен обратиться к своему соседу справа и сказать: «Ты не видел Оле Неле Н и ш и к о в ?» При этих словах нельзя улыбаться даже губами, а тем более смеяться.

Сосед справа отвечает установленной фразой: «Жаль, но я не видел его. Я спрошу моего соседа». 3. Он задает тот же вопрос соседу справа, не улыбаясь и не смеясь. Но при этом он может добавить что-то свое, чтобы вызвать смех у остальных участников.

Тот, кто улыбнется или засмеется, выбывает из игры.

Секрет Джованни (Фопель К., 2002)

Прочитайте следующий текст: «Джованни Великий - знаменитый тяжелоатлет. Сегодня он очень взволнован. Взволнован он потому, что отказался выступать сегодня вечером в показательном выступлении, в котором принимает участие его злейший соперник Гарри Питтбул. Джованни сказал: «Я не могу пойти туда, пока я это не нашел».

Задание для группы состоит в том, чтобы вместе раскрыть секрет Джованни. Каждый получает по одной карточке. Чтобы решение задачи было успешным, группа должна свести вместе всю имеющуюся на карточках информацию. Каждый игрок должен прочитать вслух, что написано на его карточке.

При этом действуют три правила:

• Нельзя ничего записывать и составлять в письменном виде картину событий.

• Нельзя заставлять другого читать, что написано у него на карточке, если тот не хочет.

• Никто не должен выпускать свою карточку из рук.

Группа должна ответить на три вопроса:

• Что потерял Джованни?

• Кто это похитил?

• Где это находится?

Каждый участник получает один листочек с информацией и список вопросов для обсуждения.

Список вопросов:

ЧТО БЫЛО ПОТЕРЯНО?

маленький котенок;

билет в оперу; парик;

красный кабриолет;

рецепт кекса;

брильянтовое кольцо.

КТО ЭТО ПОХИТИЛ?

Белло, собака;

Эгон Айгенсинн, тренер Джованни;

Лиза Лангбайн, его подруга;

Гарри Питтбул, его соперник;

его любимая тетя Роза.

ГДЕ ЭТО НАХОДИТСЯ?

в городском парке;

под кроватью;

в стиральной машине;

на дереве;

в его купальном халате.

Индивидуальные карточки:

Джованни слушает только музыку в стиле кантри.

Лизы Лангбайн сейчас нет в городе. Она снимает свой первый фильм «Охотник».

Джованни любит животных.

У Джованни аллергия на кошек.

Гарри Питтбул совершенно невиновен.

У Джованни есть собака Белло. Белло шесть лет.

Джованни лысый.

Джованни очень тщеславный.

Эгон Айгенсинн часто ходит в оперу.

У Джованни нет машины.

Тетя Роза в Африке на сафари.

У Гарри Питтбула есть одна страсть: он печет кексы.

Джованни не умеет готовить.

Джованни никогда не ест суп.

Лиза Лангбайн любит брильянты.

Единственное украшение Джованни — перстень с печаткой.

Поблизости от квартиры Марвина нет деревьев.

Гарри Питтбул часто ходит на рыбалку.

Эгон Айгенсинн — тренер Джованни.

Белло любит играть под кроватью Джованни.

Джованни приобрел государственные ценные бумаги.

Эгон Айгенсинн лежит в постели с гриппом.

Белло не в воде.

Когда группа нашла ответ, подведите итоги:

Как группа организовала свою работу?

Как использовалась содержащаяся в карточках информация?

Все ли участники предоставили свою информацию в распоряжение остальных?

Какой была атмосфера во время работы?

Все ли предложения были серьезно рассмотрены?

Вел ли в какое-то время разговор (а значит, и расследование) кто-то один?

Что могло бы пройти лучше, чем прошло?

Какие выводы лично вы сделали из этого эксперимента?

Ответ: Белло, пес Джованни, утащил его парик; парик лежит под кроватью Джованни.

 

Парень и девушка

Ведущий предлагает участникам проверить свою интуицию. Для этого ему нужен один доброволец. Добровольцу завязывают глаза. Остальные участники по очереди пожимают ему руку. Доброволец должен догадаться, парень это был или девушка.

Треугольник (Фопель К., 2002, упражнение «Слепая геометрия»)

Вам понадобится длинная веревка. Кроме веревки, каждому участнику понадобится повязка на глаза, но они могут и просто закрыть глаза и не открывать их на протяжении всей игры.

Участники встают в круг на расстоянии руки друг от друга. Все закрывают глаза или надевают повязки. Положите веревку на пол перед игроками и свяжите ее концы, например, морским узлом. Участники должны найти веревку и взять ее в руки.

Теперь скажите группе, что из веревки нужно образовывать различные геометрические формы, не кладя ее на пол. При этом все игроки должны координировать свои действия. Каждый держит веревку обеими руками. Если участники группы уверенны, что достигли результата, им можно открыть глаза.

Ситуации (Хрящева Н. Ю., 1999, упражнение 64)

Упражнение проводится в парах.

«Сейчас каждый из вас получит карточку (тренер раздает карточки с текстом). Обратите внимание: на каждой карточке текст разделен на три части: первая часть посвящена общему описанию ситуации, и она зачитывается до на чала разговора. Здесь подчеркнута роль, которую будет играть участник — обладатель карточки. Вторая часть текста содержит то, что вы будете открыто говорить своему собеседнику, а в третьей части текста изложена истинная причина поведения участника в ситуации, которую он не готов сразу открыто высказать. Задача второго участника, принимающего на себя другую роль, указанную в карточке, — понять истинную позицию собеседника. При этом он должен использовать уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника, сообщение о своем состоянии и состоянии собеседника. Еще раз обращаю ваше внимание на задачу: вам не нужно решать проблему собеседника, необходимо только понять, в чем дело.

В ходе работы вы проведете два разговора: сначала один из участников пары будет разбираться в проблеме другого, потом — наоборот».

В процессе выполнения упражнения тренер может подходить по очереди к каждой из пар, при необходимости вносить коррективы в действия того, кто, используя перечисленные приемы, должен понять собеседника.

После завершения упражнения можно предложить его участникам обменяться соображениями по поводу использования в беседе приемов активного слушания.

Пример карточек

Сын (дочь) уговаривает мать (отца) поехать в санаторий. Мать (отец) живет вместе с семьей сына (дочери).

Мать (отец) отказывается, говоря, что семье сына (дочери)будет сложно самой справиться с хозяйством, с детьми.

На самом деле  у нее (него) появился новый знакомый (знакомая), с которым (ой) она (он) не хотел (а) бы сейчас расставаться.

Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет уволиться.

Говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени уделять воспитанию детей.

На самом деле считает, что его работа не оценивается по заслугам, обижен на начальника и решил уволиться именно по этому.

Новый язык символов (Фопель К., 2002)

Группа делится на команды по 3 человека. Команды садятся за один стол и получают копию приложения. Задание таково: команды должны дополнить имеющийся ряд из семи символов отсутствующим восьмым и дать своему решению логическое обоснование.

Команды должны работать совершенно самостоятельно, не вступая ни в какие контакты с остальными.

Та команда, которая решила, что верно справилась с заданием, может покинуть свое рабочее место и молча понаблюдать за процессом решения задачи в других командах. В конце все собираются вместе и демонстрируют решения, описывая ход своих мыслей.

Ответ:

Черная дыра. Препятствия креативности

 Былой успех может стать ограничителем для креативности – даже процессы, зарекомендовавшие себя в прошлом, могут утратить свою эффективность ввиду изменений окружающей среды. Р. Дилтс (2003) выделил 5 уровней креативности и соответствующих им ограничений:

  • Идентификация: «я не творческий человек».
  • Убеждение: «креативность может оказаться трудным и разрушительным делом».
  • Способность: «я не знаю, как можно постоянно мыслить креативно».
  • Поведение: «Я не знаю, что еще можно сделать в этой ситуации».
  • Окружение \ возможность: «у меня было слишком мало времени, чтобы сделать что-то новаторское».

Подведение итогов.

На данном этапе мы рассматриваем, какие стадии творческого процесса прошли участники, с какими проблемами столкнулись.

Многие авторы, говоря о развитии креативности, опираются на ее этапы (Панферов В.Н., 2000):

Подготовка: этот этап связан с проявлением побуждения изменить ту или иную ситуацию, переставшую удовлетворять субъекта творчества. Этот этап характеризуется сознательными усилиями по поиску выхода из проблемной ситуации. На этом этапе возникают и проверяются варианты решения, субъект совершает многократные попытки применить для разрешения проблемы известные ему схемы и алгоритмы. В случае, если задача или проблема действительно относятся к творческим, обнаруживается несостоятельность известных, разработанных ранее способов решения и вариантов поведения.

Фрустрация: переход на этот этап происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся в его распоряжении информацию и проверив возникшие варианты решения, индивид все-таки не находит ответ. То есть он оказывается в тупике. Sapp D. (1992) считает, что в ответ на фрустрацию возникает одна из четырех реакций:

Отрицание (отказ): в этом случае индивид бросает работу и отрицает то, что направление размышлений и пройденный путь были ценными, стоящими;

Рационализация: в этом случае человек избегает фрустрации. Он ошибочно оценивает результат, считая его действительно ценным и творческим;

Принятие стагнации: индивид смиряется даже без попыток отрицания или оправдания проделанной до сих пор работы. Уровень мотивации настолько низок, что размышления над проблемой остаются незавершенными. Индивид не способен противостоять фрустрации и двигаться дальше. Эта реакция является, по-видимому, самой деструктивной, она связана с состоянием апатии или скуки у индивида;

Новый рост: это наиболее желаемый ответ на фрустрацию. Он осуществляется совсем просто – продолжением работы. Индивид начинает искать новые варианты, анализирует свои ресурсы, осознанно отказывается от привычных, хорошо знакомых (и поэтому безопасных) способов решения проблемы. В этом случае индивид принимает осознанное решение двигаться дальше.

Инкубация: он начинается в тот момент, когда индивид прекращает сознательную работу над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария и проблема   «передается» в правое полушарие. Работа над проблемой на подсознательном уровне начинается, конечно, раньше, уже на этапе подготовки, однако она не является для него специфической.

Инсайт: это кратковременный, но очень отчетливый этап креативного процесса, момент  поступления в сферу сознания решения проблемы. Он характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Поступление в сферу сознания ответа нуждается в быстрой фиксации, что повышает вероятность успешного завершения креативного процесса.

Разработка: происходит проверка истинности полученного решения логическими средствами.

Итоговое анкетирование

Ф. И.

Дата рождения

Как изменилось настроение во время мастерской?

Что нового узнали, где будете применять?

Что понравилось больше всего?

Сбылись ли ваши ожидания?

Пожелания ведущей…

Игра «Tools for dreamers»

Основные теоретические положения

В западной психологии мечта понимается как способ разрядки возникшего потребностного напряжения, как квазиудовлетворение потребности (Ильин Е. П., 2000). Б. И. Додонов выделяет следующие характеристики мечты: она всегда проявляется в воображении, рождая образы желаемого будущего; она имеет яркую эмоциональную окраску; она осознанна и прочно закреплена в личности, т.е. обладает устойчивостью. Это одобряемое самим  субъектом желание, всесторонне оцененное личностью, сопоставленное с другими ее стремлениями.

Таким образом, мечта – положительная, эмоционально окрашенная долговременная мотивационная установка, направлена на будущее, но лишенная непосредственного побуждения. «Образ желаемого будущего» - наиболее сильный мотиватор личностного роста, потому, что обладает позитивной окраской. У человека очень велика мотивация его достижения.  

Реализация мечты возможна  благодаря следующим способностям: прогностическим и креативным. Вместе они позволяют не только рассматривать все паттерны реализации мечты, но и ее ограничители, и способы их устранения. Поэтому, игра будет построена на креативных техниках решения проблемы.

Методы и техники

Креативное решение проблем

В основу данной мастерской легли некоторые теории из работы Роберта Дилтса «НЛП: управление креативностью» (2003).

Антрополог Г. Бэйтсон выделил следующие уровни переживания:

Кто я сам? – идентификация – миссия, самосознание

Моя система убеждений – ценности и значения – разрешение, мотивация

Мои возможности – стратегии и состояния – стратегия, план

Что я делаю или уже сделал? – конкретные поведенческие проявления – действия, развитие

Мое окружение – внешние факторы – возможности, ограничители (Дилтс Р., 2003, С. 77)

Схема процесса креативного фантазирования У. Диснея (там же, С. 159, 178-181):

Позиция

Мечтатель

Реалист

Критик

уровень

концентрации

внимания

Что?

Как?

Почему?

когнитивный

стиль

Видение,

большая картина

Действие, короткие сроки, этапы

Логика, стремление избежать проблем путем поиска недостающих элементов

установка

все возможно

действовать «как если бы» это возможно

«что, если» возникнут  проблемы?

вопросы

Что вы хотите делать?

Для чего вы хотите это сделать?

Какую выгоду вы получите от достижения цели?

Как вы узнаете, что получили ее?

Когда следует ее ожидать?

Как бы вы хотели, чтобы ваша идея повлияла на ваше будущее?

Кем бы вы хотели быть применительно к данной идее?

Как именно будет воплощена идея?

Как вы узнаете о том, что цель достигнута?

Как вы будете проверять критерии эффективности?

Кто будет это делать?

Когда будет осуществляться каждая фаза?

Где будет осуществляться каждая фаза?

Почему каждый шаг плана является необходимым?

Почему у кого-либо могут возникнуть возражения против вашей идеи?

На кого повлияет ваша идея?

Кто способен обеспечить ее эффективность или воспрепятствовать ей, каковы потребности и выгоды этих людей?

Где и когда вы бы не захотели воплощать эту идею?

Какие позитивные следствия вам приносит текущая ситуация?

Как бы вы могли воплотить эти позитивные следствия, воплотив новую идею?

физиология положения (невербалика)

отклонен назад, руки опущены на колени

туловище наклонено вперед, руки лежат на коленях

голова наклонена в бок, одна рука подпирает подбородок

базовая

микростратегия

синтезирование чувств – «видение музыки», способность занимать «вторую позицию» - ездок на велосипеде, который чувствует под собой сиденье.

ассоциирование в глубь персонажей, «раскадровка» - способность дробить собственные мечты на элементы приемлемого размера и упорядочивать их

взгляд на ситуацию с точки зрения «публики» - публика проживает эту ситуацию и оценивает – все ли в ней реально

Креативная визуализация

Механизм работы воображения используется в подходе, который можно назвать как созидательная, творческая, управляемая визуализация (Малкина-Пых И. Г., 2004).

Креативная визуализация является способом использования естественной мощи воображения. Воображение является способностью ума создавать идеи или ментальные образы. В креативной визуализации использование воображения происходит, чтобы создать отчетливый образ того, что мы хотим. Затем внимание фокусируется на этой идее или картине постоянно, придавая ей положительную энергию до тех пор, пока она не станет реальностью; другими словами, пока действительно достигается то, что было визуализировано.

Для использования креативной визуализации необходимо иметь желание обогатить свои знания и опыт и быть достаточно открытым для нового. Согласно Шакти Гавэйн, «конечная цель созидающей визуализации — сделать прекрасным каждый момент нашей жизни, когда мы будем вполне естественно выбирать то лучшее, что обеспечивает наибольшую полноту жизни».

Креативная визуализация проводится в 4 этапа:

Поставить задачу. Пациент решает, чего бы ему хотелось достичь, ставя для начала цель, в достижение которой ему легко поверить, которую возможно реализовать в ближайшем будущем.

Создать четкую мысленную картину. Визуализировать предмет или ситуацию в точности так, как пациент того хочет. Думать о желаемом в настоящем времени, как об уже свершившемся, вообразить себя в желаемой ситуации, включив в картину как можно больше деталей.

Сосредотачиваться на ней чаще. Пациенту дается задание чаще представлять свою мысленную картину, пока она не станет неотъемлемой частью его жизни. Нужно сосредоточиться и четко видеть ее, но делать это надо легко и непринужденно.

Передать ей положительную энергию. Сосредоточившись на своей задаче, подбадривать себя положительными мыслями. Давать себе мощные положительные установки, что это уже существует, уже осуществилось или происходит в настоящий момент. Такие положительные установки называются «аффирмации» (утверждения). Использование аффирмаций предполагает временное отбрасывание сомнений и неверия и представление желаемого как реального и возможного.

Психический активизм Мэри Дейли

М. Дейли в своих философских работах использует термин «психический активизм». Его функция – преобразование человеком окружающего пространства, проявление способности влиять на события. Инструменты влияния на реальность – метафоры: «Метафора – это функция слова, она сдвигает значение и соотносится с преобразующим действием. Порой метафоры меняют значение не только слов, но и явлений окружающего мира» (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М., 2003).

Если следовать этой логике дальше, то можно догадаться, что использование метафор влияет на нашу судьбу. В нашем понимании использование метафор – это сочинение сказок.

Опыт  сказкотерапевтов показывает, что сказки, сочиняемые клиентами о своем будущем, очень часто сбываются. Создавая сказку, человек в определенном смысле программирует себя. Именно поэтому важно, чтобы сочиняемые клиентами сказки имели хороший конец. Часто именно хороший конец помогает авторам «подтянуть» сюжет, фактически описывая развернутую программу мероприятий по достижению успеха.

Картотека игр

Игра-разминка «Магическое число»

Участникам нужно встать в тройки. Положить одну руку на плечо соседа, второй – показать любое число. Когда в группе окажется в сумме число 7 – издать победный крик индейца.

Упражнение «Волшебный лист»

Инструкция: я прошу вас написать свою самую заветную мечту на листочке-полосочке. Все мечты, которые вы будете готовы написать сегодня, сбудутся. Поэтому хорошо подумайте и напишите. Все листочки приклеиваются к смайлику, в результате  получается солнышко с лучиками.

Условия мастерской: у каждого из вас есть мечта. Для кого-то она – мечта-игра, для кого-то - мечта-план. На моей мастерской мы будем учиться реализовывать мечты. Решите для себя, хотите ли вы, чтобы ваша мечта сбылась. И только тогда мы пойдем дальше.

Игра-разминка «Грузим баржу» (Хрящева Н. Ю., 1999, упражнение 27)

Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.

«Сейчас мы все займемся тяжелым физическим трудом — будет грузить баржу. Делать это мы будем следующим образом: я назову одну из букв русского алфавита и какое-либо слово, обозначающее предмет, который в принципе может быть погружен на баржу, и брошу мяч кому-то из нас. Тот, в свою очередь, называет предмет, начинающийся на ту же букву, и отправляет мяч дальше. Делать это надо быстро, чтобы погрузка шла без задержек и с участием всех присутствующих. Иногда мы будем менять букву. Кроме того, у нас будут некоторые ограничения: на баржу нельзя грузить то, что может быть на ней перевезено: астероиды, айсберги, а также будем гуманистами и не будем грузить, например, аборигенов и антилоп. Экспертом, разрешающим спорные ситуации, буду я».

 

Упражнение «Волшебная палочка»

Вопросы для размышления:

Что для вас мечта, сбывались ли у вас мечты, хотели бы вы, чтобы они у вас сбылись, готовы ли вы для этого поработать?

Возьмите листочки, ручки,  и напишите: какую вашу потребность удовлетворяет ваша мечта? Почему для вас так важно, чтобы она сбылась?

Теперь подумайте, какие еще возможности существуют, реализация которых удовлетворит вашу потребность и принесет не меньшее удовлетворение.

У вас должна получиться следующая схема: 1 средство – 1 результат.

У вас сейчас есть цель – мечта. На данный момент вы видите способ ее реализации?

Реальность самостоятельной реализации мечты.

да

нет

составление dreams-карты

сказкотворчество

 «Dreams-карта»

В основе данной карты лежит метод ментальных карт Тони Бьюзена (2004). Шаги:

В центре напишите основную идею.

Напишите ключевые слова на ветках и прутиках.

Записывайте все мысли, которые случайно пришли в голову.

Используйте цвета и рисунки.

На ветках пишите «что», на прутиках – «как», символами обозначьте помощников и помехи для данной возможности после завершения рисунка. При этом «как» может быть совершенно невероятным.

«Сказка»

Выберите себе сказку, сюжет которой вы будете использовать. Вы – главный герой. Конец сказки – исполнение вашей мечты. Теперь вам нужно написать, как это происходит в сказочных условиях.

Список литературы.

  1. Бьюзен Т. Могущество творческого интеллекта. – Мн.: Попурри, 2004. – 160 с.: ил.+ вкл. 8 с.
  2. Грин Э. Креативность в паблик рилейшнз. 2-е издание./ Пер. с англ. под ред. А. Н. Андреевой. – СПб.: Нева, 2004. – 256 с.
  3. Дилтс Р. НЛП: Управление креативностью – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).
  4. Дилтс Р. НЛП: Управление креативностью – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.: ил. – (Серия «Эффективный тренинг»).
  5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб.: Речь,  2003. – 400 с.: ил.
  6. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).
  7. Кинг Л. Тесты на креативность. – СПб.: Питер, 2005. – 96 с.: ил.
  8. Кыштымова И. М. Креативность: содержание, развитие, диагностика/2-е изд., перераб. И доп. – Иркутск: БГУЭП, 2002. – 220с.
  9. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Эксмо, 2004. – 992 с.
  10. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики/ Перев. С англ. А.А. Татлыдаевой; научн. Ред., вступ. статья и коммент. Н.Н. Акулиной. - СПб.: Евразия, 1997.- 430 с.
  11. Панферов В. Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. – С. 362-376.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  12. Петровская Л. А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. – С. 438-453.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  13. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – СПб.: Ювента, И.Т., 1999. – 256с.
  14. Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию // Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. – С. 148-170.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
  15. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. – М.: Генезис, 2002. – 400 с.
  16. Хрящева Н. Ю. Креативность как фактор самореализации личности в изменчивом мире// Социальная психология в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. – С. 101-105.: ил. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативных способностей учащихся на начальном этапе обучения в классе общего фортепиано

Воспитание  первоначальных  навыков  игры  на  фортепиано  через  игровые  формы,  опираясь  на  основной  дидактический  принцип: «игр...

Методика формирования креативных способностей у учащихся 7-11 классов в процессе решения эвристических задач.

При обучении математике на решение задач отводится большая часть учебного времени. Однако, к сожалению, в массовой школьной практике решение задач чаще всего рассматривается лишь как средство отработк...

Проект « Развитие креативных способностей учащихся в процессе работы в научном обществе учащихся».

Цель проекта- повышение познавательной активности учащихся через углубленное изучение ими  специальных вопросов отдельных областей знаний...

Презентация"Развитие поисково-творческих, исследовательских, креативных способностей учащихся начальных классов на уроках ИЗО, посвященных космической тематике.

   Данная презентация иллюстрирует опыт сотрудничества  начальной школы-детского сада с астрономической школой "Вега".В презентации отражен опыт работы по изобразительному искусс...

Тренинг креативности творческих способностей

Тренинг разработан для учителей изобразительного искусства и музыки....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 7-х классов "Креативное рукоделие"

Рабочая программа "Креативное рукоделие" может быть использована учителем технологии при планировании занятий с учащимися. Представленная программа по внеурочной деятельности познакомит учащ...

Тренинг для учащихся 10 - ых классов: «Soft skills: Креативность речи и мышления»

Пашуева, С. М. Тренинг для учащихся 10 - ых классов «Soft skills»: методическая разработка / С. М. Пашуева – Грозный: «Гимназия №1 им. А. Х. Кадырова», 2022.-  9 с....