Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Кузнецовой М.В. 2013-2014 уч. г.
материал по психологии на тему

Кузнецова Мария Викторовна

Аналитический отчет психологической службы

2013-2014 учебного года.

В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых планом учебно-воспитательной работы.  Деятельность педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» в рамках психолого-педагогического сопровождения организуется по следующим направлениям: психологическое консультирование и просвещение, психопрофилактика, психологическая диагностика, развивающая работа. В течение учебного года в учреждении психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие виды деятельности:

·        работа с педагогами дополнительного образования;

·        работа с обучающимися;

·        работа с родителями.

Психологическая служба центра строилась традиционно по следующим направлениям:

·        психолого-педагогическая диагностика;

·        развивающая работа;

·        психолого-педагогическое консультирование;

·        методическая работа;

·        просветительская деятельность.

В течение учебного года педагогом — психологом посещаются занятия педагогов центра с целью оказания методической помощи по психологическим основам построения занятия.

Для организации психологического сопровождения учебного процесса в следующем учебном году, в мае проводится анкетирование педагогов центра по следующим методикам:

  • уровень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в центре;
  • выявление возможных проблем педагогов профессиональной деятельности;
  • выявление потребностей и запросов в психолого-педагогическом сопровождении деятельности педагогов в следующем учебном году.

Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:

  • диагностическое;
  • развивающее;
  • профилактическое.

Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием обучающихся. Повышение психологической грамотности педагогов дополнительного образования центра по вопросам воспитания, формирования здорового образа жизни, межличностного взаимодействия проходит через консультативную работу психолога с педагогами. Консультирование педагогов организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения. В рамках реализации плана работы психологического объединения проводятся тренинги для педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchet.doc542 КБ

Предварительный просмотр:

Утверждаю:

                                                                           Директор ГБОУ ЦДТ «Свиблово»

                                                                                        ___________________

 Ф.И.О. директора

                                                                                       «___» _________201_г.

Аналитический отчет педагога-психолога

ГБОУ ЦДТ «Свиблово»

Кузнецовой М.В.

2013-2014 уч. г.

Аналитический отчет психологической службы

2013-2014 учебного года.

В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых планом учебно-воспитательной работы.  Деятельность педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» в рамках психолого-педагогического сопровождения организуется по следующим направлениям: психологическое консультирование и просвещение, психопрофилактика, психологическая диагностика, развивающая работа. В течение учебного года в учреждении психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие виды деятельности:

  • работа с педагогами дополнительного образования;
  • работа с обучающимися;
  • работа с родителями.

Психологическая служба центра строилась традиционно по следующим направлениям:

  • психолого-педагогическая диагностика;
  • развивающая работа;
  • психолого-педагогическое консультирование;
  • методическая работа;
  • просветительская деятельность.

В течение учебного года педагогом — психологом посещаются занятия педагогов центра с целью оказания методической помощи по психологическим основам построения занятия.

Для организации психологического сопровождения учебного процесса в следующем учебном году, в мае проводится анкетирование педагогов центра по следующим методикам:

  • уровень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в центре;
  • выявление возможных проблем педагогов профессиональной деятельности;
  • выявление потребностей и запросов в психолого-педагогическом сопровождении деятельности педагогов в следующем учебном году.

Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:

  • диагностическое;
  • развивающее;
  • профилактическое.

Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием обучающихся. Повышение психологической грамотности педагогов дополнительного образования центра по вопросам воспитания, формирования здорового образа жизни, межличностного взаимодействия проходит через консультативную работу психолога с педагогами. Консультирование педагогов организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения. В рамках реализации плана работы психологического объединения проводятся тренинги для педагогов.

СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

Всего детей

42

Мальчиков

11

Девочек

31

Возрастные группы

5-7 лет

7-10 лет

10-12 лет

12-15 лет

Старше 15 лет

1

16

12

9

4

Всего приемов взрослых

19

Родителей

12

Специалистов

7

Проведено индивидуальных обследований

56

Первичных

42

Повторных

14

Проведено групповых консультаций

4

Детей

2

Специалистов/

родителей

2

Проведено групповых диагностик

4

Количество детей на групповой диагностике

27

Количество специалистов /родителей на групповой диагностике

2/3

Проведено индивидуальных развивающих занятий

97

С детьми

87

Специалисты, родители

10

Проведено групповых развивающих занятий

8

С детьми

4

Специалисты, родители

4

Участие, проведение методических заседаний

2

Плановых

2

Внеплановых

Проведено семинаров

7

Для педагогов

2

Для родителей обучающихся

5

Проведено психологических анализов занятий по запросам педагогов

3

Посещено мастер-классов и круглых столов

2

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Психологическая диагностика определяется задачами центра и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся.

По запросу администрации и педагогов ГБОУ ЦДТ «Свиблово» с целью выявления одаренных и талантливых детей было проведено комплексное обследование обучающихся коллектива «Столица» и коллектива «Светлана».

Для диагностики общей и специальной одаренности использовался следующий пакет методик.

Основные:

  • Карта интересов для школьников.
  • Методика «Карта одаренности».
  • Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

           Дополнительные:

  • Самооценка творческих характеристик личности. Опросник.
  • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер).
  • Диагностика «Мотивация успеха и боязнь неудач» (МУН) Опросник А.А.Реана 
  • Тест Д.Голланда по определению типа личности.
  • Тест дивергентного творческого мышления (в рамках теста Креативности Вильямса.
  • Батарея тестов «Творческое мышление.
  • Тест Торренса.

С целью изучения психологической ситуации были проведены следующие психодиагностические обследования:

  • Анкетирование учащихся с целью изучения адаптации.
  • Рисуночный тест «Несуществующее животное».
  • Собеседование с обучающимися и педагогами.
  • Наблюдение за обучащимися на уроках и внеурочное время.

Поскольку оценивание одаренности должно быть комплексным и долговременным, необходимо пролонгированное (дополнительное) обследование обучающихся в течение учебного года.

Результаты исследования демонстрирует следующая диаграмма:

Одаренные дети-3,7 % от общего числа испытуемых.

В сопровождении одаренных детей решаются следующие задачи:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
  • формирование адекватной самооценки;
  • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
  • профилактика неврозов;
  • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.

В работе с одаренными детьми педагогам были даны следующие рекомендации:

  • побуждать обучающихся к самостоятельному формированию поисковых вопросов, поощрять оригинальные решений, необычные комбинации, поисковую активность, постановку комплексных заданий достаточного объема и  использование заданий, позволяющих допускать несколько вариантов способов их выполнения, сочетание индивидуальную и групповую работу и корректировка  индивидуального маршрута работы с обучающимися  с учетом сдвигов в их развитии.
  • Необходимость предоставить обучающимся возможность самостоятельного конструирования творческих задач, поэтапное и поэлементное формирование умений творческой деятельности с последующей их интеграцией в способы действий, перекрестная постановка заданий, специфическое структурирование учебного материала и изучение его ребенком в такой последовательности, которая обеспечивала бы не только усвоение, а и синхронное ускоренное развитие его способностей.
  • Использование сравнений, гипербол, метафор, задействование воображения обучающихся, предоставление информации для широкого комплекса ощущений и воображения, моделирование критических моментов для обострения восприятия и реакции.

С целью изучения психологической ситуации по запросу родителей обучающихся были проведены следующие психодиагностические обследования:

  • Рисуночный тест «Несуществующее животное»
  • Рисуночный тест «Клумба».
  • Рисуночные тесты «Дом. Дерево. Человек».
  • Определение уровня и характера тревожности учащихся, связанной со школой, с помощью теста школьной тревожности Филипса.
  • Диагностика показателей и форм агрессии (А.Басс).
  • Рисуночный тест «Моя семья».

Диагностика в педагогическом коллективе включает:

  • Оценку психологического климата в педколлективе;
  • Выявление типологических особенностей личности;
  • Оценку профессиональной направленности личности.

В работе были использованы: 

  • Опросник для оценки синдрома психического выгорания (предназначен  для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений).
  • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания ("напряжение", "резистенция" и "истощение").

               родителей:  

  1. изучение родительско-детских отношений;
  2. стиль воспитания.

На основании анализа банка данных по всем видам диагностик, составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с обучающимися, планы консультаций педагогов и родителей по разрешению тех или иных проблем.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

С целью предупреждения «профессионального выгорания» в педагогической среде было проведено анонимное анкетирование педагогов с целью выявления педагогов, находящихся на одной из стадий профессионального выгорания.

Подготовлены презентации для семинаров:

  • «Профессиональное выгорание. Навыки личной эффективности».
  • «Ресурсный подход к профилактике выгорания».

Планируемая дата проведения семинаров – II полугодие 2013-2014 уч.г.

Кроме психологических консультаций и индивидуальных занятий с детьми и взрослыми большое внимание отводится работе по профилактике нарушений психологического здоровья детей и подростков, целью которой является создание условий для переживания жизненных трудностей и восстановление душевного равновесия, преодоления внутренних конфликтов и противоречий во взаимоотношениях.

РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

Развивающее направление включает работу по развитию навыков общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения. Ведется активная работа с детьми, требующими особого педагогического внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и поведении.

Цели развивающей работы:

  • самоактуализация, развитие личности ребенка и раскрытие его потенциала, расширение форм опыта, отличных от интеллектуального, самовыражение;
  • повышение стрессоустойчивости ребенка, совершенствование механизмов психической защиты, формирование аде¬кватной самооценки и форм межличностных отношений (психокоррекция);
  • установление контакта со «своим миром», гармонизация личности и установление взаимодействия с разными субперсоналиями;
  • дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;
  • проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
  • сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию;
  • развить художественные способности и повысить самооценку.

Развивающая работа включала:

  • Работу с метафорическими ассоциативными картами.

Для детей: Saga, Personita, Morena, Она, Шкатулка доброго волшебника.

Для родителей и педагогов: Persona, Personita, Morena, Ecco, Он.

  • Работу с песочницей sandplay.

 

  • Изобразительная деятельность: работа с пластилином, графическими материалами, красками, куклами и т.д.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

В конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (обучающийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.

Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.

Консультировались также учащиеся, педагоги и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.

Консультирование выполнялось с учётом стоящих задач в настоящем и будущем клиента. Стремясь помочь клиенту, психолог выполнял задачу вместе с клиентом, но не вместо него. Консультирование проходило в тесном взаимодействии с выполнением развивающих задач.

Психологическое консультирование преследовало следующие основные цели:

  • способствовать изменению поведения клиента (обучающийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;
  • развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или иными обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы:
  • развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать  возникающие проблемы на разных уровнях общения;
  • облегчать реализацию и повышение потенциала личности.

Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:

  • поведенческую;
  • эмоциональную;
  • конфликтологическую;
  • диагностическую.

Соотношение этих направленностей представим в виде диаграммы:

Поводами для обращения обучающихся за консультативной помощью служили:

  • конфликты с товарищами по классу;
  • конфликтные ситуации в отношениях с учителями;
  • семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;
  • неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;
  • страх самовыражения:
  • излишнее волнение.

Поводами для обращения родителей за консультативной помощью служили:

  • конфликтность ребенка в семье;
  • агрессия ребенка в среде сверстников;
  • невротические проявления у ребенка;
  • страхи у детей.

В течение первого полугодия было проведено 56 индивидуальных консультаций.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Работа с родителями обучающихся направлена на повышение их психологической компетентности в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей, на создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей за воспитание и развитие ребёнка.

В течение первого полугодия были организованы групповые и индивидуальные консультации, круглые столы и тренинги для родителей, проводилась работа по диагностике детско-родительских отношений. 

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Цель: Повышение педагогической и родительской компетентности, психологическое образование родителей и педагогов.

Ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями обучающихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр.

В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической помощи семьям, имеющих проблемы межличностного общения, возникла необходимость в разработке мероприятий для реабилитации семьи.

Среди основных задач работы с семьями, имеющими проблемы межличностного общения, можно выделить следующие направления работы:

1) восстановление механизмов интеграции семьи;

2) работа с  неэффективной родительской позицией.

Для педагогов и родителей обучающихся было проведено семинаров:

  • Стили родительского воспитания.
  • Этапы формирования личности и жизненные кризисы.
  • Психологические защиты.
  • Психология общения.
  • Роль семьи в развитии гармоничной личности.

Для педагогов был проведен семинар:

  • Одаренные дети. Как распознать одаренность у детей.

По каждой из тем была составлена презентация, с которой можно ознакомиться на сайте учреждения в разделе «психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса».

Результаты просветительской работы:

  • обращения некоторых родителей за консультационной помощью к психологу;
  • запросы педагогов по выявлению одаренных и талантливых детей с целью составления портфолио одаренного ребенка.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

  • Корректирование и доработка психологической программы «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса».
  • Подборка методик для выявления одаренности у разных возрастных категорий обучающихся.
  • Составление папки «Психологическая диагностика»
  • Составление папки «Психологическая диагностика по запросам педагогов».
  • Составление презентаций в программе PowerPoint.
  • Составление папки «Групповая диагностика и развивающая работа».
  • Составление папки «Индивидуальные занятия».
  • Составление папки «Методические рекомендации по работе с одаренными детьми».
  • Поиск опросников для младших, средних и старших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия, а также подготовка нейропсихологических методов обследования с целью прослеживать протекание психических процессов и отклонения от нормы.
  • Разработка просветительских занятий различной тематики, а также развивающих занятий с учетом результатов, полученных при диагностике.
  • Подготовка специальных методических материалов (по аутотренингу, использованию музыки, песочниц для проективных техник, подбор ассоциативных метафорических карт для работы с детьми и родителями, комплектование фигурок и материалов для работы с песком и пр.).
  • Изучение специальной литературы по выявлению одаренных детей.

ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Мастер-класс «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования». МИОО. 17.12.13.

Круглый стол «Современные ориентиры обновления и развития дополнительного образования детей в контексте модернизации». МИОО. 20.12.13.

  • Семинар-тренинг по программе "Аутичные дети". Психологический центр "Свет маяка", 12 часов.
  • Семинар-тренинг по программе "Интегративная динамическая песочная терапия".  Психологический центр "Свет маяка", 18 часов
  • Семинар-тренинг по программе "Песочная юнгианская терапия, Sandplay". Психологический центр "Свет маяка", 12 часов
  • Семинар-тренинг по программе "Системные семейные расстановочные методики на ассоциативных метафорических картах и куклах". Психологический центр "Свет маяка", 12 часов.
  • Семинар-тренинг по программе "Проективные технологии в консультировании: рисуночные тесты и методики". Психологический центр "Свет маяка", 12 часов.
  • Обучение по программе Европейской ассоциации психотерапии  "Применение OH-CARDS в психотерапии". Соответствует образовательной программе Национального сертификата консультанта. Европейского и Всемирного сертификата психотерапевта.
  • Авторский семинар Леонида Тальписа "Применение OH- СARDS в психотерапии"  10 ч.
  • "Использование изобразительной деятельности в психотерапии и психокоррекции. Венгер А.Л." НОЧУ ВПО "Институт практической Психологии и Психоанализа" 18 ч. 
  • Модульные курсы: «Навыки профессиональной и личной эффективности»; «Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе»; «Стресс-менеджмент, или Приёмы профилактики и преодоления стресса»; «Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время»; «Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций»; «Психология детской лжи, или почему дети говорят неправду.» /Педагогический университет «Первое сентября»; « Как разработать и провести деловую игру». Лицензия 77 №000349, рег. №027477 от 15.09.2010, выдана Департаментом образования г. Москвы/

Подпись педагога-психолога __________               Дата заполнения _________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет педагога-психолога

Аналитический отчет психолога школы за год....

Аналитический отчет педагога-психолога.

Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ педагога-психолога за 2018-2019 учебный год

Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для у...

Аналитический отчет педагога-психолога

Аналитический отчет педагога-психолога средней школы за год...

Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянкая школа-интернат» Денисовой В.А. за 2018 – 2019 учебный год.

Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога...

Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год

Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год...