Главные вкладки

    Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Кузнецовой М.В. 2013-2014 уч. г.
    материал по психологии на тему

    Кузнецова Мария Викторовна

    Аналитический отчет психологической службы

    2013-2014 учебного года.

    В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых планом учебно-воспитательной работы.  Деятельность педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» в рамках психолого-педагогического сопровождения организуется по следующим направлениям: психологическое консультирование и просвещение, психопрофилактика, психологическая диагностика, развивающая работа. В течение учебного года в учреждении психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие виды деятельности:

    ·        работа с педагогами дополнительного образования;

    ·        работа с обучающимися;

    ·        работа с родителями.

    Психологическая служба центра строилась традиционно по следующим направлениям:

    ·        психолого-педагогическая диагностика;

    ·        развивающая работа;

    ·        психолого-педагогическое консультирование;

    ·        методическая работа;

    ·        просветительская деятельность.

    В течение учебного года педагогом — психологом посещаются занятия педагогов центра с целью оказания методической помощи по психологическим основам построения занятия.

    Для организации психологического сопровождения учебного процесса в следующем учебном году, в мае проводится анкетирование педагогов центра по следующим методикам:

    • уровень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в центре;
    • выявление возможных проблем педагогов профессиональной деятельности;
    • выявление потребностей и запросов в психолого-педагогическом сопровождении деятельности педагогов в следующем учебном году.

    Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:

    • диагностическое;
    • развивающее;
    • профилактическое.

    Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием обучающихся. Повышение психологической грамотности педагогов дополнительного образования центра по вопросам воспитания, формирования здорового образа жизни, межличностного взаимодействия проходит через консультативную работу психолога с педагогами. Консультирование педагогов организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения. В рамках реализации плана работы психологического объединения проводятся тренинги для педагогов.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchet.doc542 КБ

    Предварительный просмотр:

    Утверждаю:

                                                                               Директор ГБОУ ЦДТ «Свиблово»

                                                                                            ___________________

     Ф.И.О. директора

                                                                                           «___» _________201_г.

    Аналитический отчет педагога-психолога

    ГБОУ ЦДТ «Свиблово»

    Кузнецовой М.В.

    2013-2014 уч. г.

    Аналитический отчет психологической службы

    2013-2014 учебного года.

    В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и должностными обязанностями, с учётом задач, определённых планом учебно-воспитательной работы.  Деятельность педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» в рамках психолого-педагогического сопровождения организуется по следующим направлениям: психологическое консультирование и просвещение, психопрофилактика, психологическая диагностика, развивающая работа. В течение учебного года в учреждении психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса осуществляется через следующие виды деятельности:

    • работа с педагогами дополнительного образования;
    • работа с обучающимися;
    • работа с родителями.

    Психологическая служба центра строилась традиционно по следующим направлениям:

    • психолого-педагогическая диагностика;
    • развивающая работа;
    • психолого-педагогическое консультирование;
    • методическая работа;
    • просветительская деятельность.

    В течение учебного года педагогом — психологом посещаются занятия педагогов центра с целью оказания методической помощи по психологическим основам построения занятия.

    Для организации психологического сопровождения учебного процесса в следующем учебном году, в мае проводится анкетирование педагогов центра по следующим методикам:

    • уровень удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в центре;
    • выявление возможных проблем педагогов профессиональной деятельности;
    • выявление потребностей и запросов в психолого-педагогическом сопровождении деятельности педагогов в следующем учебном году.

    Гармоническое развитие личности обучающегося складывается из согласованного функционирования трёх основных сфер: интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой. В работе учитывается влияние каждой из них на процесс обучения ребёнка в объединении, поэтому коррекционная работа включает индивидуальные и групповые формы и проводится по трём направлениям:

    • диагностическое;
    • развивающее;
    • профилактическое.

    Целью работы с педагогами дополнительного образования является повышение их психологической компетентности по вопросам, связанным с обучением и развитием обучающихся. Повышение психологической грамотности педагогов дополнительного образования центра по вопросам воспитания, формирования здорового образа жизни, межличностного взаимодействия проходит через консультативную работу психолога с педагогами. Консультирование педагогов организуется по запросу педагога или результатам различных видов работы психолога с детьми: диагностики или коррекционной работы. Консультирование носит преимущественно разовый характер, содержательно связано с ситуациями, вызывающими у педагога профессиональные и личностные затруднения. В рамках реализации плана работы психологического объединения проводятся тренинги для педагогов.

    СТАТИСТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

    Всего детей

    42

    Мальчиков

    11

    Девочек

    31

    Возрастные группы

    5-7 лет

    7-10 лет

    10-12 лет

    12-15 лет

    Старше 15 лет

    1

    16

    12

    9

    4

    Всего приемов взрослых

    19

    Родителей

    12

    Специалистов

    7

    Проведено индивидуальных обследований

    56

    Первичных

    42

    Повторных

    14

    Проведено групповых консультаций

    4

    Детей

    2

    Специалистов/

    родителей

    2

    Проведено групповых диагностик

    4

    Количество детей на групповой диагностике

    27

    Количество специалистов /родителей на групповой диагностике

    2/3

    Проведено индивидуальных развивающих занятий

    97

    С детьми

    87

    Специалисты, родители

    10

    Проведено групповых развивающих занятий

    8

    С детьми

    4

    Специалисты, родители

    4

    Участие, проведение методических заседаний

    2

    Плановых

    2

    Внеплановых

    Проведено семинаров

    7

    Для педагогов

    2

    Для родителей обучающихся

    5

    Проведено психологических анализов занятий по запросам педагогов

    3

    Посещено мастер-классов и круглых столов

    2

    ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    Психологическая диагностика определяется задачами центра и запросом участников учебно-воспитательного процесса (администрацией, педагогами, родителями, учащимися), проводится как индивидуально, так и с группами учащихся.

    По запросу администрации и педагогов ГБОУ ЦДТ «Свиблово» с целью выявления одаренных и талантливых детей было проведено комплексное обследование обучающихся коллектива «Столица» и коллектива «Светлана».

    Для диагностики общей и специальной одаренности использовался следующий пакет методик.

    Основные:

    • Карта интересов для школьников.
    • Методика «Карта одаренности».
    • Опросник для выявления одаренных школьников (по А.А. Лосевой)

               Дополнительные:

    • Самооценка творческих характеристик личности. Опросник.
    • Диагностика коммуникативного контроля (М.Шнайдер).
    • Диагностика «Мотивация успеха и боязнь неудач» (МУН) Опросник А.А.Реана 
    • Тест Д.Голланда по определению типа личности.
    • Тест дивергентного творческого мышления (в рамках теста Креативности Вильямса.
    • Батарея тестов «Творческое мышление.
    • Тест Торренса.

    С целью изучения психологической ситуации были проведены следующие психодиагностические обследования:

    • Анкетирование учащихся с целью изучения адаптации.
    • Рисуночный тест «Несуществующее животное».
    • Собеседование с обучающимися и педагогами.
    • Наблюдение за обучащимися на уроках и внеурочное время.

    Поскольку оценивание одаренности должно быть комплексным и долговременным, необходимо пролонгированное (дополнительное) обследование обучающихся в течение учебного года.

    Результаты исследования демонстрирует следующая диаграмма:

    Одаренные дети-3,7 % от общего числа испытуемых.

    В сопровождении одаренных детей решаются следующие задачи:

    • разработка индивидуальных образовательных маршрутов;
    • формирование адекватной самооценки;
    • охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
    • профилактика неврозов;
    • предупреждение изоляции одаренных детей в группе сверстников.

    В работе с одаренными детьми педагогам были даны следующие рекомендации:

    • побуждать обучающихся к самостоятельному формированию поисковых вопросов, поощрять оригинальные решений, необычные комбинации, поисковую активность, постановку комплексных заданий достаточного объема и  использование заданий, позволяющих допускать несколько вариантов способов их выполнения, сочетание индивидуальную и групповую работу и корректировка  индивидуального маршрута работы с обучающимися  с учетом сдвигов в их развитии.
    • Необходимость предоставить обучающимся возможность самостоятельного конструирования творческих задач, поэтапное и поэлементное формирование умений творческой деятельности с последующей их интеграцией в способы действий, перекрестная постановка заданий, специфическое структурирование учебного материала и изучение его ребенком в такой последовательности, которая обеспечивала бы не только усвоение, а и синхронное ускоренное развитие его способностей.
    • Использование сравнений, гипербол, метафор, задействование воображения обучающихся, предоставление информации для широкого комплекса ощущений и воображения, моделирование критических моментов для обострения восприятия и реакции.

    С целью изучения психологической ситуации по запросу родителей обучающихся были проведены следующие психодиагностические обследования:

    • Рисуночный тест «Несуществующее животное»
    • Рисуночный тест «Клумба».
    • Рисуночные тесты «Дом. Дерево. Человек».
    • Определение уровня и характера тревожности учащихся, связанной со школой, с помощью теста школьной тревожности Филипса.
    • Диагностика показателей и форм агрессии (А.Басс).
    • Рисуночный тест «Моя семья».

    Диагностика в педагогическом коллективе включает:

    • Оценку психологического климата в педколлективе;
    • Выявление типологических особенностей личности;
    • Оценку профессиональной направленности личности.

    В работе были использованы: 

    • Опросник для оценки синдрома психического выгорания (предназначен  для диагностики проявлений синдрома эмоционального выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, редукция личных достижений).
    • Методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В.Бойко, которая позволяет установить ведущие симптомы, фазы эмоционального выгорания ("напряжение", "резистенция" и "истощение").

                   родителей:  

    1. изучение родительско-детских отношений;
    2. стиль воспитания.

    На основании анализа банка данных по всем видам диагностик, составляются планы коррекционной индивидуальной и групповой работы с обучающимися, планы консультаций педагогов и родителей по разрешению тех или иных проблем.

    ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

    С целью предупреждения «профессионального выгорания» в педагогической среде было проведено анонимное анкетирование педагогов с целью выявления педагогов, находящихся на одной из стадий профессионального выгорания.

    Подготовлены презентации для семинаров:

    • «Профессиональное выгорание. Навыки личной эффективности».
    • «Ресурсный подход к профилактике выгорания».

    Планируемая дата проведения семинаров – II полугодие 2013-2014 уч.г.

    Кроме психологических консультаций и индивидуальных занятий с детьми и взрослыми большое внимание отводится работе по профилактике нарушений психологического здоровья детей и подростков, целью которой является создание условий для переживания жизненных трудностей и восстановление душевного равновесия, преодоления внутренних конфликтов и противоречий во взаимоотношениях.

    РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА

    Развивающее направление включает работу по развитию навыков общения, коррекции эмоциональных состояний и нежелательного поведения. Ведется активная работа с детьми, требующими особого педагогического внимания по созданию социально-психологических условий для оказания им помощи преодоления проблем в психологическом развитии, обучении и поведении.

    Цели развивающей работы:

    • самоактуализация, развитие личности ребенка и раскрытие его потенциала, расширение форм опыта, отличных от интеллектуального, самовыражение;
    • повышение стрессоустойчивости ребенка, совершенствование механизмов психической защиты, формирование аде¬кватной самооценки и форм межличностных отношений (психокоррекция);
    • установление контакта со «своим миром», гармонизация личности и установление взаимодействия с разными субперсоналиями;
    • дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам;
    • проработать мысли и чувства, которые ребенок привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений;
    • сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию;
    • развить художественные способности и повысить самооценку.

    Развивающая работа включала:

    • Работу с метафорическими ассоциативными картами.

    Для детей: Saga, Personita, Morena, Она, Шкатулка доброго волшебника.

    Для родителей и педагогов: Persona, Personita, Morena, Ecco, Он.

    • Работу с песочницей sandplay.

     

    • Изобразительная деятельность: работа с пластилином, графическими материалами, красками, куклами и т.д.

     

    ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

    В конкретных условиях рассматривалось как совокупность процедур, направленных на помощь субъекту образовательного процесса (обучающийся, педагог, родитель) в разрешении возникающих проблем и принятии решений по вопросам школьного обучения и круга взаимоотношений, сопутствующих получению образования.

    Консультирование ориентировалось на клинически здоровую личность, имеющую в повседневной школьной жизни психологические трудности и проблемы, предъявляющую жалобы невротического характера.

    Консультировались также учащиеся, педагоги и родители, которые чувствуют себя хорошо, однако ставящие перед собой цель дальнейшего развития личности, заинтересованные в нахождении более эффективных путей и способов разрешения жизненных задач.

    Консультирование выполнялось с учётом стоящих задач в настоящем и будущем клиента. Стремясь помочь клиенту, психолог выполнял задачу вместе с клиентом, но не вместо него. Консультирование проходило в тесном взаимодействии с выполнением развивающих задач.

    Психологическое консультирование преследовало следующие основные цели:

    • способствовать изменению поведения клиента (обучающийся, педагог, родитель) таким образом, чтобы он мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворение от процесса обучения, несмотря на все имеющиеся объективные трудности;
    • развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с теми или иными обстоятельствами школьной жизни и требованиями школы:
    • развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения, самостоятельно разрешать  возникающие проблемы на разных уровнях общения;
    • облегчать реализацию и повышение потенциала личности.

    Проблемы, затронутые на консультациях, имели, в основном, следующую направленность:

    • поведенческую;
    • эмоциональную;
    • конфликтологическую;
    • диагностическую.

    Соотношение этих направленностей представим в виде диаграммы:

    Поводами для обращения обучающихся за консультативной помощью служили:

    • конфликты с товарищами по классу;
    • конфликтные ситуации в отношениях с учителями;
    • семейные неурядицы, нарушения отношений с родителями;
    • неразделённые чувства и мировоззренческие позиции;
    • страх самовыражения:
    • излишнее волнение.

    Поводами для обращения родителей за консультативной помощью служили:

    • конфликтность ребенка в семье;
    • агрессия ребенка в среде сверстников;
    • невротические проявления у ребенка;
    • страхи у детей.

    В течение первого полугодия было проведено 56 индивидуальных консультаций.

    РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    Работа с родителями обучающихся направлена на повышение их психологической компетентности в сфере детско-родительских отношений и решения проблем и задач развития их детей, на создание ситуации сотрудничества и формирование установки ответственности родителей за воспитание и развитие ребёнка.

    В течение первого полугодия были организованы групповые и индивидуальные консультации, круглые столы и тренинги для родителей, проводилась работа по диагностике детско-родительских отношений. 

    ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

    Цель: Повышение педагогической и родительской компетентности, психологическое образование родителей и педагогов.

    Ориентирована на создание условий для активного освоения и использования социально-психологических знаний участниками образовательного процесса. Приоритетной в этом направлении является работа с педагогами и родителями обучающихся. Реализация этого направления осуществляется в следующих формах: лекции, беседы, семинары, выставки, подборка литературы, рекомендации и пр.

    В связи с постоянно возрастающей потребностью в психологической помощи семьям, имеющих проблемы межличностного общения, возникла необходимость в разработке мероприятий для реабилитации семьи.

    Среди основных задач работы с семьями, имеющими проблемы межличностного общения, можно выделить следующие направления работы:

    1) восстановление механизмов интеграции семьи;

    2) работа с  неэффективной родительской позицией.

    Для педагогов и родителей обучающихся было проведено семинаров:

    • Стили родительского воспитания.
    • Этапы формирования личности и жизненные кризисы.
    • Психологические защиты.
    • Психология общения.
    • Роль семьи в развитии гармоничной личности.

    Для педагогов был проведен семинар:

    • Одаренные дети. Как распознать одаренность у детей.

    По каждой из тем была составлена презентация, с которой можно ознакомиться на сайте учреждения в разделе «психолого-педагогическая поддержка образовательного процесса».

    Результаты просветительской работы:

    • обращения некоторых родителей за консультационной помощью к психологу;
    • запросы педагогов по выявлению одаренных и талантливых детей с целью составления портфолио одаренного ребенка.

    ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

    • Корректирование и доработка психологической программы «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса».
    • Подборка методик для выявления одаренности у разных возрастных категорий обучающихся.
    • Составление папки «Психологическая диагностика»
    • Составление папки «Психологическая диагностика по запросам педагогов».
    • Составление презентаций в программе PowerPoint.
    • Составление папки «Групповая диагностика и развивающая работа».
    • Составление папки «Индивидуальные занятия».
    • Составление папки «Методические рекомендации по работе с одаренными детьми».
    • Поиск опросников для младших, средних и старших классов, направленных на изучение интеллекта, эмоционально-нравственного развития, потребностно-мотивационной и волевой сфер личности, социального взаимодействия, а также подготовка нейропсихологических методов обследования с целью прослеживать протекание психических процессов и отклонения от нормы.
    • Разработка просветительских занятий различной тематики, а также развивающих занятий с учетом результатов, полученных при диагностике.
    • Подготовка специальных методических материалов (по аутотренингу, использованию музыки, песочниц для проективных техник, подбор ассоциативных метафорических карт для работы с детьми и родителями, комплектование фигурок и материалов для работы с песком и пр.).
    • Изучение специальной литературы по выявлению одаренных детей.

    ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

    Мастер-класс «Психолого-педагогическая компетентность педагога дополнительного образования». МИОО. 17.12.13.

    Круглый стол «Современные ориентиры обновления и развития дополнительного образования детей в контексте модернизации». МИОО. 20.12.13.

    • Семинар-тренинг по программе "Аутичные дети". Психологический центр "Свет маяка", 12 часов.
    • Семинар-тренинг по программе "Интегративная динамическая песочная терапия".  Психологический центр "Свет маяка", 18 часов
    • Семинар-тренинг по программе "Песочная юнгианская терапия, Sandplay". Психологический центр "Свет маяка", 12 часов
    • Семинар-тренинг по программе "Системные семейные расстановочные методики на ассоциативных метафорических картах и куклах". Психологический центр "Свет маяка", 12 часов.
    • Семинар-тренинг по программе "Проективные технологии в консультировании: рисуночные тесты и методики". Психологический центр "Свет маяка", 12 часов.
    • Обучение по программе Европейской ассоциации психотерапии  "Применение OH-CARDS в психотерапии". Соответствует образовательной программе Национального сертификата консультанта. Европейского и Всемирного сертификата психотерапевта.
    • Авторский семинар Леонида Тальписа "Применение OH- СARDS в психотерапии"  10 ч.
    • "Использование изобразительной деятельности в психотерапии и психокоррекции. Венгер А.Л." НОЧУ ВПО "Институт практической Психологии и Психоанализа" 18 ч. 
    • Модульные курсы: «Навыки профессиональной и личной эффективности»; «Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе»; «Стресс-менеджмент, или Приёмы профилактики и преодоления стресса»; «Тайм-менеджмент, или Как эффективно организовать своё время»; «Приёмы конструктивного разрешения конфликтных ситуаций»; «Психология детской лжи, или почему дети говорят неправду.» /Педагогический университет «Первое сентября»; « Как разработать и провести деловую игру». Лицензия 77 №000349, рег. №027477 от 15.09.2010, выдана Департаментом образования г. Москвы/

    Подпись педагога-психолога __________               Дата заполнения _________


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Аналитический отчет педагога-психолога

    Аналитический отчет психолога школы за год....

    Аналитический отчет педагога-психолога.

    Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....

    Годовой аналитический отчет педагога - психолога

    Анализ работы педагога - психолога за учебный год по всем параметрам....

    Аналитический отчет педагога - психолога 2017- 2018

    Анализ работы педагогов-психологов МАОУ СОШ №7 г. Когалыма в 2017-2018  учебном году В МАОУ СОШ № 7 имеется кабинет психологической службы  высшей  категории.Рябцева Екатерина Нико...

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ педагога-психолога за 2018-2019 учебный год

    Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для у...

    Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянкая школа-интернат» Денисовой В.А. за 2018 – 2019 учебный год.

    Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога...