АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ педагога-психолога за 2018-2019 учебный год
методическая разработка по психологии

Шутова Ирина Юрьевна

Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.

Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для успешного обучения, развития и социализации обучающихся.

Задачи:

  • Создать благоприятные условия обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;
  • Определить уровень готовности детей к школьному обучению, с целью выявления и устранения школьной дезадаптации;
  • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамике его психологического развития в процессе школьного обучения;
  • Выявить причины неуспеваемости школьников;
  • Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • Повысить психологическую грамотность всех участников образовательного процесса;
  • Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
  • Повышение уровня родительской компетентности, активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
  • Повысить групповую сплоченность детских коллективов, оптимизировать психологический климат.

Направления деятельности: психологическое консультирование; психодиагностика; коррекционно-развивающая работа; психологическое просвещение; методическая работа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл годовой отчет25 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

педагога-психолога Шутовой Ирины Юрьевны

за 2018-2019 учебный год

Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.

Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для успешного обучения, развития и социализации обучающихся.

Задачи:

  • Создать благоприятные условия обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;
  • Определить уровень готовности детей к школьному обучению, с целью выявления и устранения школьной дезадаптации;
  • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамике его психологического развития в процессе школьного обучения;
  • Выявить причины неуспеваемости школьников;
  • Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  • Повысить психологическую грамотность всех участников образовательного процесса;
  • Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
  • Повышение уровня родительской компетентности, активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
  • Повысить групповую сплоченность детских коллективов, оптимизировать психологический климат.

Направления деятельности: психологическое консультирование; психодиагностика; коррекционно-развивающая работа; психологическое просвещение; методическая работа.

Анализ профессиональной деятельности

по направлениям

  1. Психологическое консультирование, профилактическая работа, психологическое просвещение.

За прошедший период было проведено 53 консультаций: для родителей 35, для опекунов и представителей ребенка 9, для педагогов 9. Процесс консультирования проходил в два этапа: первичное консультирование и повторное. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер.

В течении года проводились индивидуальные консультации по запросам со стороны педагогов, которые обращались за рекомендациями по оказанию педагогической помощи ученикам в процессе обучения и воспитания.

Родители обращались за психологической помощью по вопросам повышения обучаемости в школе, повышения мотивации к обучению детей, взаимоотношений со сверстниками, воспитанием, детско-родительскими отношениями. Основными формами деятельности, направленной на профилактику, стали выработка рекомендаций по индивидуальной работе с детьми и консультирование участников образовательного процесса.

Для родителей разрабатывались буклеты с нужной информацией, советами.

Важная роль в профилактической работе отводится классным часам, которых в этом учебном году было проведено 16. Тематика классных часов разнообразна, планируется и проводится в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя. В этом учебном году классные часы проводились по следующим темам:

  • 1 классы: «Внимание = успех»;
  • 1 классы: «Знакомство»;
  • 1 «А» класс «Будем добрее»;
  • 2 классы: «Понимаем чувства другого»;
  • 4 классы: «Готовность к переходу в среднее звено».

Выводы: В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью родителей на дальнейшую работу. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию родителей на более глубокую работу. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.

  1. Психодиагностика.

В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.

В начале года была проведена стартовая диагностика в 1 классах:

  1. Рисунок человека;
  2. Графический диктант;
  3. Образец и правило (2 листа);
  4. Первая буква.

Исследование уровня сформированности УУД в начале учебного года у первоклассников:

  1. Лесенка (В.Г.Щур);
  2. Кодирование;
  3. Корректурная проба;
  4. Найди различия;
  5. Рукавички (Г.А.Цукерман);
  6. Домики (А.Эткинд).

Исследование уровня сформированности УУД в конце учебного года учеников начальной школы:

  1. Лесенка (В.Г.Щур) – в 1-2 классах;
  2. «Беседа о школе» (Т.А.Нежнова) – в 1 классах;
  3. Что такое хорошо, что такое плохо (адаптированная Н.В.Кулешовой) – во 2 классах;
  4. Школьная мотивация (Н.Г.Лусканова) – в 2,4 классах;
  5. Кодирование (11 субтест Векслера, в версии Панасюка) – в 1,2,4 классах;
  6. Корректурная проба – в 1-4 классах;
  7. Проба на внимание (П.Я.Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) – в 1,2 классах;
  8. Найди различия – в 1 классах;
  9. Рукавички (Г.А.Цукерман) – в 1,2 классах;
  10. Домики (А.Эткинд) – в 1 классах;
  11.  Выделение существенных признаков – во 2 классах;
  12.  «Кто я?» ,(модификация методики Куна) – в 3 классах;
  13.  Анкета «Оцени поступок» - в 3 классах;
  14.  Незаконченные предложения – в 3,4 классах;
  15.  Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д.Андреева) – в 3,4 классах;
  16.  Логические закономерности – в 3 классах;
  17.  Задание «Совместная сортировка – в 3 классах;
  18.  Ваза с яблоками (Ж.Пиаже) – в 3,4 классах;
  19.  Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан) – в 4 классах;
  20.  Словесно-логическое мышление (Э.Ф.Замбацявичене) – в 4 классах;
  21.  Тест творческого мышления(оригинальность) (П.Торренса) – в 3 классах;
  22.  Социометрия – во 2-4 классах.

Дополнительно для учеников с ОВЗ проводилось компьютерное тестирование школьной тревожности Филлипса.

Для детей, посещающих школьный лагерь с дневным пребыванием «Остров мечты», проводилась входная и выходная диагностика для изучения ожидания детей от отдыха.

Психолого-педагогическая диагностика готовности к переходу в среднее звено в 4 классах:

  1. Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона);
  2. Диагностика слуховой памяти (А.Р.Лурия);
  3. Диагностика образной памяти (Л.А.Ясюкова);
  4. Диагностика самостоятельности мышления (Л.А.Ясюкова);

В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика: диагностическая беседа и наблюдения.

Для выявления учеников в низким уровнем адаптации и высоким уровнем тревожности было проведено анкетирование родителей первоклассников.

Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

Выводы: Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.

  1. Коррекционно-развивающая работа.

За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 1-4 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 63 групповых и 47 индивидуальных развивающих занятий. Также было проведено 57 индивидуальных развивающих занятий для учеников с ОВЗ.

Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

  • Развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление),
  • Коррекция эмоционального состояния,
  • Развитие коммуникативных навыков

Занятия строила по определённой структуре, которая включает в себя:

  1. Эмоциональный настрой на работу (упражнения «Барометр настроения», «Эстафета хороших новостей», «Добрый взгляд, добрая улыбка, ласковые руки», «Передай привет вперед и назад» и др.).
  2. Разминка, которая может включать элементы психогимнатики, гимнастики мозга, дыхательной, пальчиковой гимнастики, а также артикуляционные упражнения.
  3. Основная часть. В ней содержаться упражнения на развитие и коррекцию тех или иных функций и процессов.
  4. Рефлексия. Выяснение того, что понравилось, что не понравилось, что было особенно трудным, что было самым интересным.
  5. Заключение.

Для детей, посещающих школьный лагерь с дневным пребыванием «Остров мечты», проводились игры и упражнения для адаптации и сплочения коллектива. Также было проведено 3 тренинга с элементами арт-терапии: «Животное-помощник», «Быстрый рисунок», «Групповой рисунок отличного настроения».

Развивающая и коррекционная работа направлена в основном на стабилизацию психоэмоционального состояния, снижение уровня тревожности, агрессивности, развитие навыков конструктивного общения, формирование адекватной самооценки, все это способствует успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы: Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.

В будущем году необходимо сделать акцент на снижение агрессивности учеников и обучению взаимодействию со сверстниками и взрослыми, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы развивающей работы.

  1. Методическая работа.

Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

  • Поиск оптимальных программ для групповой и индивидуальной развивающей работы;
  • разработка классных часов для учащихся;
  • создание базы диагностических методик;
  • обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей;
  • анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей;
  • оформление документации педагога-психолога;
  • посещение конференций и семинаров в целях самообразования;

Выводы: Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.

Перспективный план работы на 2019 – 2020 учебный год:

  1. Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у обучающихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
  2. Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения;
  3. Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения обучающихся «группы риска» и «одарённых учащихся»;
  4. Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
  5. Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья обучающихся;
  6. Осуществление информационной поддержки обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах;
  7. Распространение опыта сопровождения обучающихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
  8. Выявление и сопровождение одаренных детей в начальной школе (написание программы сопровождения одаренных детей в начальной школе)
  9. Сопровождение учебно-воспитательного процесса 1, 2, 3, 4-ых классов в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

31.05.2019 г.

Педагог-психолог                                                         И.Ю.Шутова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчет педагога-психолога

Аналитический отчет психолога школы за год....

Аналитический отчет педагога-психолога.

Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....

Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Кузнецовой М.В. 2013-2014 уч. г.

Аналитический отчет психологической службы2013-2014 учебного года.В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и долж...

Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянкая школа-интернат» Денисовой В.А. за 2018 – 2019 учебный год.

Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога...

Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год

Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год...

п.3.1 Аналитический отчет педагога – психолога по работе с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год

п.3.1 Аналитический отчет педагога – психолога по работе с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год...