АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ педагога-психолога за 2018-2019 учебный год
методическая разработка по психологии
Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.
Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для успешного обучения, развития и социализации обучающихся.
Задачи:
- Создать благоприятные условия обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;
- Определить уровень готовности детей к школьному обучению, с целью выявления и устранения школьной дезадаптации;
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамике его психологического развития в процессе школьного обучения;
- Выявить причины неуспеваемости школьников;
- Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- Повысить психологическую грамотность всех участников образовательного процесса;
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
- Повышение уровня родительской компетентности, активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
- Повысить групповую сплоченность детских коллективов, оптимизировать психологический климат.
Направления деятельности: психологическое консультирование; психодиагностика; коррекционно-развивающая работа; психологическое просвещение; методическая работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
годовой отчет | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
педагога-психолога Шутовой Ирины Юрьевны
за 2018-2019 учебный год
Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.
Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для успешного обучения, развития и социализации обучающихся.
Задачи:
- Создать благоприятные условия обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;
- Определить уровень готовности детей к школьному обучению, с целью выявления и устранения школьной дезадаптации;
- Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамике его психологического развития в процессе школьного обучения;
- Выявить причины неуспеваемости школьников;
- Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- Повысить психологическую грамотность всех участников образовательного процесса;
- Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
- Повышение уровня родительской компетентности, активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
- Повысить групповую сплоченность детских коллективов, оптимизировать психологический климат.
Направления деятельности: психологическое консультирование; психодиагностика; коррекционно-развивающая работа; психологическое просвещение; методическая работа.
Анализ профессиональной деятельности
по направлениям
- Психологическое консультирование, профилактическая работа, психологическое просвещение.
За прошедший период было проведено 53 консультаций: для родителей 35, для опекунов и представителей ребенка 9, для педагогов 9. Процесс консультирования проходил в два этапа: первичное консультирование и повторное. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер.
В течении года проводились индивидуальные консультации по запросам со стороны педагогов, которые обращались за рекомендациями по оказанию педагогической помощи ученикам в процессе обучения и воспитания.
Родители обращались за психологической помощью по вопросам повышения обучаемости в школе, повышения мотивации к обучению детей, взаимоотношений со сверстниками, воспитанием, детско-родительскими отношениями. Основными формами деятельности, направленной на профилактику, стали выработка рекомендаций по индивидуальной работе с детьми и консультирование участников образовательного процесса.
Для родителей разрабатывались буклеты с нужной информацией, советами.
Важная роль в профилактической работе отводится классным часам, которых в этом учебном году было проведено 16. Тематика классных часов разнообразна, планируется и проводится в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя. В этом учебном году классные часы проводились по следующим темам:
- 1 классы: «Внимание = успех»;
- 1 классы: «Знакомство»;
- 1 «А» класс «Будем добрее»;
- 2 классы: «Понимаем чувства другого»;
- 4 классы: «Готовность к переходу в среднее звено».
Выводы: В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью родителей на дальнейшую работу. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию родителей на более глубокую работу. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.
- Психодиагностика.
В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.
В начале года была проведена стартовая диагностика в 1 классах:
- Рисунок человека;
- Графический диктант;
- Образец и правило (2 листа);
- Первая буква.
Исследование уровня сформированности УУД в начале учебного года у первоклассников:
- Лесенка (В.Г.Щур);
- Кодирование;
- Корректурная проба;
- Найди различия;
- Рукавички (Г.А.Цукерман);
- Домики (А.Эткинд).
Исследование уровня сформированности УУД в конце учебного года учеников начальной школы:
- Лесенка (В.Г.Щур) – в 1-2 классах;
- «Беседа о школе» (Т.А.Нежнова) – в 1 классах;
- Что такое хорошо, что такое плохо (адаптированная Н.В.Кулешовой) – во 2 классах;
- Школьная мотивация (Н.Г.Лусканова) – в 2,4 классах;
- Кодирование (11 субтест Векслера, в версии Панасюка) – в 1,2,4 классах;
- Корректурная проба – в 1-4 классах;
- Проба на внимание (П.Я.Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) – в 1,2 классах;
- Найди различия – в 1 классах;
- Рукавички (Г.А.Цукерман) – в 1,2 классах;
- Домики (А.Эткинд) – в 1 классах;
- Выделение существенных признаков – во 2 классах;
- «Кто я?» ,(модификация методики Куна) – в 3 классах;
- Анкета «Оцени поступок» - в 3 классах;
- Незаконченные предложения – в 3,4 классах;
- Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д.Андреева) – в 3,4 классах;
- Логические закономерности – в 3 классах;
- Задание «Совместная сортировка – в 3 классах;
- Ваза с яблоками (Ж.Пиаже) – в 3,4 классах;
- Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан) – в 4 классах;
- Словесно-логическое мышление (Э.Ф.Замбацявичене) – в 4 классах;
- Тест творческого мышления(оригинальность) (П.Торренса) – в 3 классах;
- Социометрия – во 2-4 классах.
Дополнительно для учеников с ОВЗ проводилось компьютерное тестирование школьной тревожности Филлипса.
Для детей, посещающих школьный лагерь с дневным пребыванием «Остров мечты», проводилась входная и выходная диагностика для изучения ожидания детей от отдыха.
Психолого-педагогическая диагностика готовности к переходу в среднее звено в 4 классах:
- Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона);
- Диагностика слуховой памяти (А.Р.Лурия);
- Диагностика образной памяти (Л.А.Ясюкова);
- Диагностика самостоятельности мышления (Л.А.Ясюкова);
В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика: диагностическая беседа и наблюдения.
Для выявления учеников в низким уровнем адаптации и высоким уровнем тревожности было проведено анкетирование родителей первоклассников.
Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.
Выводы: Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.
- Коррекционно-развивающая работа.
За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 1-4 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 63 групповых и 47 индивидуальных развивающих занятий. Также было проведено 57 индивидуальных развивающих занятий для учеников с ОВЗ.
Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:
- Развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление),
- Коррекция эмоционального состояния,
- Развитие коммуникативных навыков
Занятия строила по определённой структуре, которая включает в себя:
- Эмоциональный настрой на работу (упражнения «Барометр настроения», «Эстафета хороших новостей», «Добрый взгляд, добрая улыбка, ласковые руки», «Передай привет вперед и назад» и др.).
- Разминка, которая может включать элементы психогимнатики, гимнастики мозга, дыхательной, пальчиковой гимнастики, а также артикуляционные упражнения.
- Основная часть. В ней содержаться упражнения на развитие и коррекцию тех или иных функций и процессов.
- Рефлексия. Выяснение того, что понравилось, что не понравилось, что было особенно трудным, что было самым интересным.
- Заключение.
Для детей, посещающих школьный лагерь с дневным пребыванием «Остров мечты», проводились игры и упражнения для адаптации и сплочения коллектива. Также было проведено 3 тренинга с элементами арт-терапии: «Животное-помощник», «Быстрый рисунок», «Групповой рисунок отличного настроения».
Развивающая и коррекционная работа направлена в основном на стабилизацию психоэмоционального состояния, снижение уровня тревожности, агрессивности, развитие навыков конструктивного общения, формирование адекватной самооценки, все это способствует успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Выводы: Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.
В будущем году необходимо сделать акцент на снижение агрессивности учеников и обучению взаимодействию со сверстниками и взрослыми, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы развивающей работы.
- Методическая работа.
Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
- Поиск оптимальных программ для групповой и индивидуальной развивающей работы;
- разработка классных часов для учащихся;
- создание базы диагностических методик;
- обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей;
- анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей;
- оформление документации педагога-психолога;
- посещение конференций и семинаров в целях самообразования;
Выводы: Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.
Перспективный план работы на 2019 – 2020 учебный год:
- Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у обучающихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
- Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения;
- Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения обучающихся «группы риска» и «одарённых учащихся»;
- Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
- Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья обучающихся;
- Осуществление информационной поддержки обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах;
- Распространение опыта сопровождения обучающихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
- Выявление и сопровождение одаренных детей в начальной школе (написание программы сопровождения одаренных детей в начальной школе)
- Сопровождение учебно-воспитательного процесса 1, 2, 3, 4-ых классов в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.
31.05.2019 г.
Педагог-психолог И.Ю.Шутова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Аналитический отчет педагога-психолога МБОУ «Шеморданский лицей Сабинского муниципального района РТ» о проделанной работе за 2011-2012 учебный год
Представлены материалы работы по основным направлениям психологической деятельности...
Аналитический отчет педагога-психолога
Аналитический отчет психолога школы за год....
Аналитический отчет педагога-психолога.
Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....
Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Кузнецовой М.В. 2013-2014 уч. г.
Аналитический отчет психологической службы2013-2014 учебного года.В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и долж...
Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянкая школа-интернат» Денисовой В.А. за 2018 – 2019 учебный год.
Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога...
Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год
Аналитический отчет педагога-психолога за 2021-2022 учебный год...
п.3.1 Аналитический отчет педагога – психолога по работе с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год
п.3.1 Аналитический отчет педагога – психолога по работе с одаренными детьми на 2022-2023 учебный год...