Главные вкладки

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ педагога-психолога за 2018-2019 учебный год
    методическая разработка по психологии

    Шутова Ирина Юрьевна

    Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.

    Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для успешного обучения, развития и социализации обучающихся.

    Задачи:

    • Создать благоприятные условия обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;
    • Определить уровень готовности детей к школьному обучению, с целью выявления и устранения школьной дезадаптации;
    • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамике его психологического развития в процессе школьного обучения;
    • Выявить причины неуспеваемости школьников;
    • Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
    • Повысить психологическую грамотность всех участников образовательного процесса;
    • Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
    • Повышение уровня родительской компетентности, активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
    • Повысить групповую сплоченность детских коллективов, оптимизировать психологический климат.

    Направления деятельности: психологическое консультирование; психодиагностика; коррекционно-развивающая работа; психологическое просвещение; методическая работа.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл годовой отчет25 КБ

    Предварительный просмотр:

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

    педагога-психолога Шутовой Ирины Юрьевны

    за 2018-2019 учебный год

    Психолого-педагогическая работа проводилась в соответствии с годовым планом работы педагога-психолога.

    Цель: сформировать психологически комфортную развивающую среду в образовательной организации для успешного обучения, развития и социализации обучающихся.

    Задачи:

    • Создать благоприятные условия обучения и пребывания в школе для всех субъектов образовательного процесса;
    • Определить уровень готовности детей к школьному обучению, с целью выявления и устранения школьной дезадаптации;
    • Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребенка и динамике его психологического развития в процессе школьного обучения;
    • Выявить причины неуспеваемости школьников;
    • Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
    • Повысить психологическую грамотность всех участников образовательного процесса;
    • Содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся на каждом возрастном этапе;
    • Повышение уровня родительской компетентности, активизации роли родителей в создании оптимальных условий развития ребенка;
    • Повысить групповую сплоченность детских коллективов, оптимизировать психологический климат.

    Направления деятельности: психологическое консультирование; психодиагностика; коррекционно-развивающая работа; психологическое просвещение; методическая работа.

    Анализ профессиональной деятельности

    по направлениям

    1. Психологическое консультирование, профилактическая работа, психологическое просвещение.

    За прошедший период было проведено 53 консультаций: для родителей 35, для опекунов и представителей ребенка 9, для педагогов 9. Процесс консультирования проходил в два этапа: первичное консультирование и повторное. Повторные консультации в некоторых случаях не ограничивались отдельным приемом, а носили системный характер.

    В течении года проводились индивидуальные консультации по запросам со стороны педагогов, которые обращались за рекомендациями по оказанию педагогической помощи ученикам в процессе обучения и воспитания.

    Родители обращались за психологической помощью по вопросам повышения обучаемости в школе, повышения мотивации к обучению детей, взаимоотношений со сверстниками, воспитанием, детско-родительскими отношениями. Основными формами деятельности, направленной на профилактику, стали выработка рекомендаций по индивидуальной работе с детьми и консультирование участников образовательного процесса.

    Для родителей разрабатывались буклеты с нужной информацией, советами.

    Важная роль в профилактической работе отводится классным часам, которых в этом учебном году было проведено 16. Тематика классных часов разнообразна, планируется и проводится в зависимости от возрастной категории, интересов и потребностей обучающихся, особенностей класса, заявке классного руководителя. В этом учебном году классные часы проводились по следующим темам:

    • 1 классы: «Внимание = успех»;
    • 1 классы: «Знакомство»;
    • 1 «А» класс «Будем добрее»;
    • 2 классы: «Понимаем чувства другого»;
    • 4 классы: «Готовность к переходу в среднее звено».

    Выводы: В целом можно считать, что проведенная за истекший период консультативная работа была достаточно эффективной и позволяла решить все необходимые задачи консультативной деятельности. Однако, большинство консультаций носили разовый характер, что может быть связано либо с недостаточной мотивированностью родителей на дальнейшую работу. В связи с этим в дальнейшем необходимо проанализировать и определить причины сложившейся ситуации. А также уделять больше внимания мотивированию родителей на более глубокую работу. В будущем году необходимо по возможности усилить взаимодействие с родителями учащихся.

    1. Психодиагностика.

    В течение года диагностическая деятельность была представлена как отдельный вид работы (с целью анализа развития познавательных способностей, анализа проблем личностного развития, дальнейшего формирования групп для коррекционно-развивающей деятельности), а так же как составляющая индивидуальных консультаций.

    В начале года была проведена стартовая диагностика в 1 классах:

    1. Рисунок человека;
    2. Графический диктант;
    3. Образец и правило (2 листа);
    4. Первая буква.

    Исследование уровня сформированности УУД в начале учебного года у первоклассников:

    1. Лесенка (В.Г.Щур);
    2. Кодирование;
    3. Корректурная проба;
    4. Найди различия;
    5. Рукавички (Г.А.Цукерман);
    6. Домики (А.Эткинд).

    Исследование уровня сформированности УУД в конце учебного года учеников начальной школы:

    1. Лесенка (В.Г.Щур) – в 1-2 классах;
    2. «Беседа о школе» (Т.А.Нежнова) – в 1 классах;
    3. Что такое хорошо, что такое плохо (адаптированная Н.В.Кулешовой) – во 2 классах;
    4. Школьная мотивация (Н.Г.Лусканова) – в 2,4 классах;
    5. Кодирование (11 субтест Векслера, в версии Панасюка) – в 1,2,4 классах;
    6. Корректурная проба – в 1-4 классах;
    7. Проба на внимание (П.Я.Гальперин, С.Л. Кабыльницкая) – в 1,2 классах;
    8. Найди различия – в 1 классах;
    9. Рукавички (Г.А.Цукерман) – в 1,2 классах;
    10. Домики (А.Эткинд) – в 1 классах;
    11.  Выделение существенных признаков – во 2 классах;
    12.  «Кто я?» ,(модификация методики Куна) – в 3 классах;
    13.  Анкета «Оцени поступок» - в 3 классах;
    14.  Незаконченные предложения – в 3,4 классах;
    15.  Мотивация учения и эмоционального отношения к учению (А.Д.Андреева) – в 3,4 классах;
    16.  Логические закономерности – в 3 классах;
    17.  Задание «Совместная сортировка – в 3 классах;
    18.  Ваза с яблоками (Ж.Пиаже) – в 3,4 классах;
    19.  Дембо-Рубинштейн (в модификации А.М.Прихожан) – в 4 классах;
    20.  Словесно-логическое мышление (Э.Ф.Замбацявичене) – в 4 классах;
    21.  Тест творческого мышления(оригинальность) (П.Торренса) – в 3 классах;
    22.  Социометрия – во 2-4 классах.

    Дополнительно для учеников с ОВЗ проводилось компьютерное тестирование школьной тревожности Филлипса.

    Для детей, посещающих школьный лагерь с дневным пребыванием «Остров мечты», проводилась входная и выходная диагностика для изучения ожидания детей от отдыха.

    Психолого-педагогическая диагностика готовности к переходу в среднее звено в 4 классах:

    1. Диагностика скорости переработки информации и уровня концентрации внимания (тест Тулуз-Пьерона);
    2. Диагностика слуховой памяти (А.Р.Лурия);
    3. Диагностика образной памяти (Л.А.Ясюкова);
    4. Диагностика самостоятельности мышления (Л.А.Ясюкова);

    В процессе консультирования для определения проблемы и ее причин проводилась диагностика: диагностическая беседа и наблюдения.

    Для выявления учеников в низким уровнем адаптации и высоким уровнем тревожности было проведено анкетирование родителей первоклассников.

    Для проведения психологической диагностики имелся достаточный набор диагностических методик, которые соответствовали предъявляемым запросам и позволяли дифференцировать трудности и определять их причины. Что, в свою очередь, позволяло планировать дальнейшую развивающую и консультативную работу, а также давать рекомендации по преодолению трудностей.

    Выводы: Оценивая проведенную диагностическую работу, можно сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять различные проблемы и нарушения, имеющиеся у клиентов. Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк диагностических методов для более эффективной диагностики.

    1. Коррекционно-развивающая работа.

    За прошедший период проводилась групповая развивающая работа с учащимися 1-4 классов, направленная на развитие у учащихся необходимых качеств для более успешной адаптации и преодоления трудностей в когнитивной, эмоционально-поведенческой и коммуникативной сферах. Всего за этот учебный год было проведено 63 групповых и 47 индивидуальных развивающих занятий. Также было проведено 57 индивидуальных развивающих занятий для учеников с ОВЗ.

    Основная тематика коррекционно-развивающих занятий:

    • Развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление),
    • Коррекция эмоционального состояния,
    • Развитие коммуникативных навыков

    Занятия строила по определённой структуре, которая включает в себя:

    1. Эмоциональный настрой на работу (упражнения «Барометр настроения», «Эстафета хороших новостей», «Добрый взгляд, добрая улыбка, ласковые руки», «Передай привет вперед и назад» и др.).
    2. Разминка, которая может включать элементы психогимнатики, гимнастики мозга, дыхательной, пальчиковой гимнастики, а также артикуляционные упражнения.
    3. Основная часть. В ней содержаться упражнения на развитие и коррекцию тех или иных функций и процессов.
    4. Рефлексия. Выяснение того, что понравилось, что не понравилось, что было особенно трудным, что было самым интересным.
    5. Заключение.

    Для детей, посещающих школьный лагерь с дневным пребыванием «Остров мечты», проводились игры и упражнения для адаптации и сплочения коллектива. Также было проведено 3 тренинга с элементами арт-терапии: «Животное-помощник», «Быстрый рисунок», «Групповой рисунок отличного настроения».

    Развивающая и коррекционная работа направлена в основном на стабилизацию психоэмоционального состояния, снижение уровня тревожности, агрессивности, развитие навыков конструктивного общения, формирование адекватной самооценки, все это способствует успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Выводы: Проведенную групповую развивающую работу с детьми в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программ и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.

    В будущем году необходимо сделать акцент на снижение агрессивности учеников и обучению взаимодействию со сверстниками и взрослыми, проанализировать трудности и их причины, скорректировать программы развивающей работы.

    1. Методическая работа.

    Методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:

    • Поиск оптимальных программ для групповой и индивидуальной развивающей работы;
    • разработка классных часов для учащихся;
    • создание базы диагностических методик;
    • обработка и анализ результатов диагностики, подготовка рекомендаций для учащихся, педагогов и родителей;
    • анализ литературы по проблемам развития и воспитания детей;
    • оформление документации педагога-психолога;
    • посещение конференций и семинаров в целях самообразования;

    Выводы: Методическую деятельность за истекший период можно оценить как достаточно продуктивную. В дальнейшем необходимо на основании анализа деятельности доработать имеющиеся программы и разработать новые с учетом потребностей участников образовательного процесса. Кроме того, необходимо больше внимания уделить разработке программ взаимодействия с педагогическими кадрами, программам работы с одаренными детьми.

    Перспективный план работы на 2019 – 2020 учебный год:

    1. Осуществление психолого-педагогической диагностики для раннего выявления различного рода проблем у обучающихся, определения причин их возникновения и поиска наиболее эффективных способов их профилактики и преодоления;
    2. Осуществление в разнообразных формах индивидуального сопровождения развития ребенка, направленного на преодоление проблем, возникающих у него в процессе обучения, общения;
    3. Проведение комплекса мероприятий для выявления и сопровождения обучающихся «группы риска» и «одарённых учащихся»;
    4. Обеспечение преемственности в процессе обучения и сопровождения ребенка;
    5. Реализация системно-ориентированных программ сопровождения, направленных на профилактику проблем в учебной, социальной и эмоционально-волевой сферах, сохранение здоровья обучающихся;
    6. Осуществление информационной поддержки обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) по проблемам в учебной, социальной и эмоциональной сферах;
    7. Распространение опыта сопровождения обучающихся, повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
    8. Выявление и сопровождение одаренных детей в начальной школе (написание программы сопровождения одаренных детей в начальной школе)
    9. Сопровождение учебно-воспитательного процесса 1, 2, 3, 4-ых классов в процессе реализации федеральных государственных образовательных стандартов.

    31.05.2019 г.

    Педагог-психолог                                                         И.Ю.Шутова


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Аналитический отчет педагога-психолога

    Аналитический отчет психолога школы за год....

    Аналитический отчет педагога-психолога.

    Аналитический отчет педагога-психолога по окончании учебного года....

    Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ ЦДТ «Свиблово» Кузнецовой М.В. 2013-2014 уч. г.

    Аналитический отчет психологической службы2013-2014 учебного года.В организационно-методическом плане деятельность педагога-психолога строилась в соответствии с утверждённым годовым планом и долж...

    Годовой аналитический отчет педагога - психолога

    Анализ работы педагога - психолога за учебный год по всем параметрам....

    Аналитический отчет педагога - психолога 2017- 2018

    Анализ работы педагогов-психологов МАОУ СОШ №7 г. Когалыма в 2017-2018  учебном году В МАОУ СОШ № 7 имеется кабинет психологической службы  высшей  категории.Рябцева Екатерина Нико...

    Аналитический отчет педагога-психолога ГБОУ РМЭ «Козьмодемьянкая школа-интернат» Денисовой В.А. за 2018 – 2019 учебный год.

    Психолого-педагогическая работа проводилась в течение года согласно годовому плану работы школы и плану педагога-психолога...