Психологическая игра "Алмаз Раджи"
учебно-методический материал по психологии на тему

Дырина Ольга Алексеевна

Навыки взаимодействия в конфликтных ситуациях

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psikhologicheskaya_igra_almaz_radzhi.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая игра  «Алмаз раджи»

Цель: обобщение опыта, полученного  в результате занятий, оптимизация внутригрупповых взаимоотношений.

Задачи: развитие навыков группового взаимодействия, умения считаться с позициями и взглядами других, конструктивно решать конфликтные ситуации.

Оборудование: нагрудные значки (визитные карточки) 3-4 цветов - по количеству команд, бумага, фломастеры, ручки, спички, подносы (по количеству команд) с расставленными на них пронумерованными непрозрачными закрытыми стаканами, в которые  налиты прохладительные напитки (кока-кола, пепси-кола, «Байкал», квас, чай ), телевизор, видеомагнитофон или ДВД, фрагменты фильмов, бланки «лицензий», бланки для ответов на задание второго конкурса, зашифрованное письмо (зашифрованный текст о местоположении алмаза), мяч, стулья, имитация алмаза ражди (бижутерия), музыкальные фрагменты для сопровождения упражнений.

 

Ход игры.

Зарегистрироваться.

   При входе в помещение, где проводиться игра, каждый участник регистрируется  и получает нагрудную визитную карточку одного цвета

 (3 цвета - по количеству команд).

   Вначале выполняются «разогревающие» упражнения: «Электрический ток», «Нос-пол-потолок», «Дирижер оркестра», «Те, кто» с разделением на команды по цвету визитных карточек (последним заданием в этом упражнении будет: «Те, кто  получил красные карточки, переходят в одну часть помещения, синие - в другую» …).

   Сообщение о целях и задачах игры:  ведущий  сообщает участникам игры, что каждая команда представляет собой детективное агенство, у которого истек срок лицензии на детективную деятельность (демонстрируется бланк «лицензии»). Для того, чтобы его продлить , необходимо выполнить ряд заданий. Команды, которые смогут доказать, что они вправе продолжать свою детективную деятельность, получают лицензии и становятся членами ассоциации детективных агенств.  Символом этой ассоциации является алмаз раджи - драгоценный камень уникального цвета и размера, который отныне будет храниться в офисе размера, который отныне  будет храниться в офисе одного из агенств и раз в год, в день профессионального праздника детективов, передаваться по очереди в другое (демонстрируется алмаз раджи).

  По результатам каждого задания ваши агенства будут получать баллы

(min-1балл, max-3 балла). По выполнению всех заданий агенства, получившие от 6 до 11 баллов, продлевают свою лицензию на 1 год, от 12 до 17 - на 5 лет, от 18 до 21 -  на 10 лет.  Решение о присуждении баллов принимает профессиональное жюри в составе (перечислть ведущих, присвоив им имена: Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл, следователь Коломбо ...), при этом вручая им именные визитные карточки.

Дополнительное предупреждение для участников: по ходу работы командам необходимо не только хорошо выполнять задания, но и внимательно наблюдать за работой коллег из других агенств - в будущем, возможно, придется с ними сотрудничать при распутывании загадочных дел.

Задание 1 «Визитная карточка».

Оборудование: листы бумаги для эмблемы и визитных карточек, фломастеры (по одному набору каждой команде).

Инструкция: для успешной работы агенство должно иметь название, эмблему, девиз и свою сферу интересов. Вам дается 10 минут на то, чтобы придумать, нарисовать эмблему и написать девиз на листе бумаги, оформить визитные карточки всех сотрудников агенства в едином стиле. В течение 2 минут вы должны будете рассказать о себе (краткая история агенства и основные направления деятельности - какого  рода преступления раскрывает ваше агенство), объяснить эту эмблему и девиз.

   После выполнения этого упражнения желательно провести небольшую рефлексию, предложив оценить работу коллег из других агенств. («Продолжи фразу: «В работе других агенств мне больше всего понравилось…») Жюри объявляет о присужденных баллах.

Примечание: данное упражнение актуализирует навыки группового сотрудничества, вводит в атмосферу игры.

Задание 2 «Один день из жизни детектива».

Ведущий напоминает, что по долгу службы детектив должен обладать многими качествами: это и профессиональное мастерство, и наблюдательность, и точность движений, и умение сотрудничать. Чтобы убедить жюри, что все это вы умеете, необходимо выполнить ряд заданий.

  1. Выложить колодец из спичек. Каждый по очереди кладет по одной спичке.  Чем выше получится колодец, тем больше баллов получит команда. Время ограничено - 5 минут.
  2.  Вам необходимо как можно быстрее и точнее ответить на вопросы

(5 различных видов заданий).

  1. Необходимо внимательно просмотреть видео записи и запомнить все подробности. Демонстрируются фрагменты фильмов «Джентельмены удачи», в котором главные герои переносят радиаторы. После просмотра команды, посовещавшись, должны ответить, сколько радиаторов перенесли герои.

Другие фильмы

     Во время просмотра фрагментов ведущий незаметно прячет алмаз раджи. После завершения трех упражнений жюри объявляет результаты.

     Данные упражнения мобилизуют умения работать сообща, выполняя точные движения, когда от успеха каждого зависит общий успех, актуализируют навыки логического мышления, дают возможность проявить наблюдательность, выявляют способность распределять внимание.

Задание 3 «Экспертиза».

Инструкция:  ведущий говорит о том, что хороший детектив должен быть экспертом во многих вещах, связанных с преступлениями. В частности, обладать хорошим слухом, обонянием и, например, уметь по вкусу определять напитки (необходимо напомнить, что в реальной жизни нельзя пробовать неизвестные напитки). Каждая команда направляет своего эксперта, который должен на вкус определить содержимое предложенных стаканов и записать название напитков. По завершении жюри объявляет результаты.

     Жюри дает оценку работе команд за этот этап и подводит общий итог, создавая впечатление, что игра подошла к концу. Внезапно выясняется, что во время игры произошло преступление – похищен алмаз раджи.

 

Задание 4 «Преступление и его разгадка».

   Участникам предлагается вспомнить, кто и когда видел алмаз последний раз, какие есть гипотезы о его возможном местонахождении. Подчеркивается, что действовали очень опытные и циничные преступники, которые оставили зашифрованное письмо. Детективам придется объединить свои усилия в разгадывании этого преступления. Каждая команда получает по одной части «шифровки», которые после разгадывания необходимо сложить и после угадать, где спрятан алмаз.

   После того, как алмаз ражди будет найден, ведущий объявляет, что все детективы проявили высочайшее профессиональное мастерство и жюри решило продлить лицензии всех агенств на max срок – 10 лет. Происходит выдача «лицензий», с заполненными названиями агенств. Предлагается заключить договор о сотрудничестве и взаимной помощи в дальнейшей работе.

Рефлексия: ведущий поздравляет всех участников с успешным завершением испытаний, желает успехов. Участники, сидя в кругу, завершают предложения: «Мы смогли найти алмаз, потому что… »,

 «Игра помогла мне увидеть в себе такие качества, как…».

Вопросы для задания «Один день из жизни детектива».

1.Это задание выявит, есть ли у вас «чувство времени».

Участники должны сесть поудобнее и закрыть глаза. Ведущий произносит «Начали», а через 1,5 минуты «Закончили». После этого каждая команда должна записать в свой «бланк ответов», сколько времени прошло. Чем точнее ответ, тем больше присуждается баллов.

2. Это задание поможет узнать, насколько точно вы умеете определять размер предметов «на глаз».

Участникам демонстрируются по 3 книги с разным количеством страниц, в каждой книге – закладка. Необходимо определить «на глаз», сколько страниц в каждой книге и  на какой странице в каждой книге лежит закладка. Брать книги в руки нельзя. После обсуждения каждая команда делает запись в «бланке ответов». Чем точнее ответ, тем больше присуждается баллов.

    3.Это задание покажет, насколько вы внимательны.

 

Среди буквенного текста имеются слова. Необходимо как можно быстрее считать текст и подчеркнуть слова, содержащие 5 и более букв.

Буквенный текст:

а) БСОЛНЦЕВТРГЩОТСРЭРРАЙОНГУЧНОВОСТЬХЭЬЭЪГЧАРУКАВУДЭКЗАМЕНРОЬРОЧЯГЩ

б) ЕНГКОЛИПРОКУРОРАНГОРАНГОЩТЕОРИЯНКОШЗХВХОККЕЙПРГЩХЪЮБЬТРОИЦАПРОДЩК

в) УНЕГКШТЕЛЕВИЗОРЕНГХЙИТМГПАМЯТЬПРНИГШЩХВОСПРИЯТИЕКНЗЗЙФОРВФКСЬ

г)

ЙЪЭФДВЛЮБОВЬЕНЗСЬБЮЯСПЕКТАКЛЬПРНЕГУШЗЧТБСФЖДЪСТНВТБЬЙЛФЫОРАФ

д) ЙЩДЦШУРКРАДОСТЬЭФЩВОКНАРОДЯДЛАТФЩШФДЛОАРЕПОРТАЖЫЩКШПЩШУЕЗ

е) ШГКНЕЙЖЩКЕРКОНКУРСФДЛАОФЖЩЛПЛИЧНОСТЬФДЛАОУШГЕЛОДЖИЯЙШГЕОПФ

ж) ДКОЕШЦЕГПЛАВАНИЕЖДФЫОКОМЕДИЯЫЛАФКЙЗЩШКПБИЬЩШОЫТЬИШЯМГИФБКЛ

ОТВЕТЫ:

а) солнце, район, новость, рукав, экзамен;

б) прокурор, теория, хоккей, троица;

в) телевизор, память, восприятие;

г) любовь, спектакль;

д) радость, народ, репортаж;

е) конкурс, личность, лоджия;

ж) плавание, комедия.

4.Это задание покажет, умеете ли вы анализировать.

Командам предлагаются анаграммы – слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв. Необходимо как можно быстрее найти исходные слова и записать их в «бланк ответов».

Анаграммы-ответы

лбко – блок

упкс – пуск

раяи – ария

еравшн – реванш

ркдети – кредит

окамднри – командир

вцтеко – цветок

лкбуинак – клубника

умызак – музыка

5.Это задание продемонстрирует ваш профессиональный опыт.

Шерлок Холм, Джеймс Бонд и майор Пронин поспорили: кто из них быстрее без фонаря поймает грабителя, который безлунной ночью должен проникнуть в неосвещенный королевский сад. В ожидании 12 часов криминалисты занимались каждый своим делом: Шерлок Холмс – читал, Джеймс Бонд – смотрел телевизор, майор Пронин отправился в соседнюю комнату, выключил свет и о чем-то задумался. В 12 часов грабитель проник в сад, криминалисты выбежали на улицу, и майор Пронин первым схватил его. Почему он был первым?

Ответ записывается в «бланк ответов».

Правильный ответ: глаза майора Пронина быстрее адаптировались к темноте ночи, так как он до этого находился в темной комнате.

Вместо алмаза – конверт.

В письме содержится намек на место, где спрятан алмаз. При проведении игры алмаз спрятать в вазе с искусственными цветами.  Алмаз назвать «загадочно по-испански» «Эль – Корасон» («Сердце»), рифмованное письмо было с таким текстом:

Бьется сердце матадора

Средь густых лесов Гренады.

Там, где мертвое растенье,

Умные найдут награду.

Каждая из команд получает по одной строчке, которые после расшифровки необходимо сложить вместе.

1). СDЯJFЬЁGТXБNV   11). РCNNVЕИLTЕRHАU   5). UТYСFLЫFХLSУWГ

8). SТDАFGLМJ   6).ВZVСNЛЕОUY

12). URЕGSЫSНZМW   7). АNVДЫUНRГРЕ   3). РАSDДОFТАRАYМ 

13). ТLGGЙДУRRНАR

10). ЕFВОDМЁSРWТQ  4). VЬZДQЕWРRС  2). РДNVNСЕVЦЕNV

14). FУWRДVАNРWГАН   9). ГQДWRЕZVQ

Литература: В.А. Родионов «Я и все-все-все. Тренинговые занятия по формированию социальных навыков для учащихся 5-9 классов», Ярославль:Академия развития:Академия Холдинг:2002.-240с.

БЛАНК ОТВЕТОВ (для 2 задания)

Название детективного агенства______________________________

1.Ответ:

2.Ответы:  1 книга-

                  2 книга-

                  3 книга-

3. Буквенный текст:

а)БСОЛНЦЕВТРГЩОТСРЭРРАЙОНГУЧНОВОСТЬХЭЬЭЪГЧАРУКАВУДЭКЗАМЕНРОЬРОЧЯГЩ

б)ЕНГКОЛИПРОКУРОРАНГОРАНГОЩТЕОРИЯНКОШЗХВХОККЕЙПРГЩХЪЮБЬТРОИЦАПРОДЩК

в)УНЕГКШТЕЛЕВИЗОРЕНГХЙИТМГПАМЯТЬПРНИГШЩХВОСПРИЯТИЕКНЗЗЙФОРВФКСЬ

г)ЙЪЭФДВЛЮБОВЬЕНЗСЬБЮЯСПЕКТАКЛЬПРНЕГУШЗЧТБСФЖДЪСТНВТБЬЙЛФЫОРАФ

д)ЙЩДЦШУРКРАДОСТЬЭФЩВОКНАРОДЯДЛАТФЩШФДЛОАРЕПОРТАЖЫЩКШПЩШУЕЗ

е)ШГКНЕЙЖЩКЕРКОНКУРСФДЛАОФЖЩЛПЛИЧНОСТЬФДЛАОУШГЕЛОДЖИЯЙШГЕОПФ

ж)ДКОЕШЦЕГПЛАВАНИЕЖДФЫОКОМЕДИЯЫЛАФКЙЗЩШКПБИЬЩШОЫТЬИШЯМГИФБКЛ

4. Анаграммы

лбко –

упкс –

раяи –

еравшн –

ркдети –

окамднри –

вцтеко –

лкбуинак –

умызак –

5. Ответ:

ОТВЕТЫ ДЛЯ ЖЮРИ (по 2 заданию)

1.Ответ:1,5 минуты

2.Ответ:

3. Буквенный текст:

а) солнце, район, новость, рукав, экзамен;

б) прокурор, теория, хоккей, троица;

в) телевизор, память, восприятие;

г) любовь, спектакль;

д) радость, народ, репортаж;

е) конкурс, личность, лоджия;

ж) плавание, комедия.

4. Анаграммы

лбко – блок

упкс – пуск

раяи – ария

еравшн – реванш

ркдети – кредит

окамднри – командир

вцтеко – цветок

лкбуинак – клубника

умызак – музыка

5. Ответ: глаза майора Пронина быстрее адаптировались к темноте ночи, так как он до этого находился в темной комнате.

БЛАНК ДЛЯ ЖЮРИ

Задание 1 «Визитная карточка»

1 команда                               2 команда                                    3 команда

Задание 2 «Один день из жизни детектива»

1 команда                               2 команда                                    3 команда

1).

2).

      1.

      2.

      3.

      4.

      5.

3).

Задание 3 «Экспертиза»

1 команда                               2 команда                                    3 команда

     Жюри дает оценку работе команд за этот этап и подводит общий итог, создавая впечатление, что игра подошла к концу. Внезапно выясняется, что во время игры произошло преступление – похищен алмаз раджи.

 

Задание 4 «Преступление и его разгадка».

Подведение итогов, вручение лицензий.

   Чтобы найти, где спрятан алмаз раджи «Эль Корасон» (сердце), надо расшифровать это письмо, в котором находится отгадка.

1). СDЯJFЬЁGТXБNV   11). РCNNVЕИLTЕRHАU   5). UТYСFLЫFХLSУWГ

8). SТDАFGLМJ   6).ВZVСNЛЕОUY

12). URЕGSЫSНZМW   7). АNVДЫUНRГРЕ   3). РАSDДОFТАRАYМ 

13). ТLGGЙДУRRНАR

10). ЕFВОDМЁSРWТQ  4). VЬZДQЕWРRС  2). РДNVNСЕVЦЕNV

14). FУWRДVАNРWГАН   9). ГQДWRЕZVQ

ЛИЦЕНЗИЯ

на детективную деятельность

Выдана команде____________________

 сроком  до______лет,  которая подтверждает право продолжить свою детективную деятельность.

Лицензия зарегистрирована «     »______________20___г.

Выдана членами ассоциации детективных агентов

Шерлок Холмс_________________

Эркюль Пуаро_________________

Мисс Марпл___________________

http://www.psihologu.info/55-biblioteka-psikhologa/v-a-rodionov-ya-i-vse-vse-vse.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический клуб как форма альтернативного психологического сопровождения учащихся»

Представлен опыт работы педагога-психолога со старшеклассниками....

Статья "Социально-психологические показатели эффективности психологической службы общеобразовательного учреждения"

В современных условиях принципиально изменилось образовательное пространство России, при этом произошедшие преобразования во многом выступают в качестве вторичных, по сравнению с тем социально-э...

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...