Программа психолого-педагогического сопровождения
рабочая программа по психологии на тему

Ларина Татьяна Григорьевна

Психолого-педагогическое сопровождение летнего отдыха детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

БОРИСОГЛЕБСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА

Программа психолого-педагогического сопровождения пришкольного лагеря

с дневной формой пребывания детей «Звёздочки»

Возраст детей:7-12 лет

Срок реализации: 1 оздоровительная смена лагеря (21 день, 24 часа)

Автор: педагог-психолог МБОУДОД БЦВР БГО Ларина Т.Г.

г. Борисоглебск, 2015


Пояснительная записка

Летние каникулы - это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право самостоятельно, но содержание и организация летнего отдыха - актуальная жизненная проблема, в решении которой неоценима помощь взрослых, и прежде всего, педагогов.

В условиях, когда состояние здоровья детей вызывает серьезные опасения (уменьшается процент полностью здоровых детей, растет число детей с хроническими заболеваниями), организация сохранения здоровья детей (в том числе и психологического) приобретает первостепенное значение.

Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, в том числе и детей с индивидуальными особенностями развития и личностными характеристиками (тревожность, агрессивность, неуверенность, замкнутость и т.п.), способствует социально-психологической грамотности педагогов.

В связи с этим целью программы психолого-педагогического сопровождения летнего оздоровительного лагеря является создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и для развития личности ребенка.

Задачи программы психологического сопровождения:

  1. создание благоприятного климата в детском коллективе, помощь в адаптации к новому коллективу;
  2. разработка и внедрение мероприятий, способствующих развитию индивидуальных способностей детей, позитивных личностных качеств, сплочению коллектива;
  3. профилактика девиантного поведения детей;
  4. ориентировка детей  на здоровый образ жизни;
  5. ознакомление детей со способами снятия эмоционального напряжения, тревожности, агрессивности;
  6. изучение психофизиологического состояния детей;
  7. повышение психологической компетентности педагогов и родителей.

Данная программа направлена непосредственно на детей в возрасте от 7 до 12 лет, отдыхающих в лагере, а так же опосредовано на родителей и педагогов.

Программа рассчитана на период одной оздоровительной лагерной смены (21 день) и составляет 24 часа, из которых 18 отводится на групповую работу и 6 часов на индивидуальную.

Для реализации обозначенных выше целей и задач работа педагога-психолога проводится по четырем основным направлениям:

- диагностическое;

- коррекционно-развивающее;

- консультативное;

- профилактическое.

Характеристика деятельности по каждому из направлений:

1. Диагностическая работа проводится в организационный период, основной и заключительный. Первичное анкетирование с целью выявления интересов детей, их эмоционального состояния, ожиданий от отдыха проводится в достаточно короткий срок (2-3 день лагерной смены) – время адаптации. Задача педагога – помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные для лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется:

  • неустойчивым общественным мнением;
  • адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;
  • демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;
  • оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.

Основной период (первая половина 4-10 день, вторая половина 11-16 день) в целом – это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.

Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:

  • степень деятельностной активности детей;
  • дифференциация деятельностных потребностей детей;
  • выявление формальных и неформальных лидеров;
  • выявление степени сформированности временного детского коллектива, установление коммуникативного потенциала отряда;
  • выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, «примыкание» к сильному лидеру и т.д.).

Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:

  • выявленностью общих интересов;
  • необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;
  • повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.

2. Коррекционно-развивающая деятельность проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми.

В работе с детьми психологом используются следующие формы и методы:

  • игровые тренинги;
  • сказкотерапия;
  • игротерапия;
  • арттерапия;
  • релаксационные  упражнения.

3. Консультативное направление деятельности психолога способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как педагогического коллектива лагеря, в том числе и администрации, так и родителей учащихся.

4. В рамках профилактического направления деятельности, педагогом-психологом лагеря проводятся разного рода игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику эмоционального истощения с целью сохранения психологического здоровья.

Ожидаемые результаты

  1. Укрепление психологического здоровья воспитанников.
  2. Адаптированность к условиям пришкольного лагеря.
  3. Стабилизация эмоционального состояния.
  4. Сформированность навыков эффективного взаимодействия детей и педагогов.
  5. Сформированность осознанного отношения к здоровью.


Учебно-тематический план работы психологической службы

№ п/п

Тема

Количество часов

1.

Знакомство и входящая диагностика.

2

2.

Адаптационные занятия

3

3.

Поговорим о наших именах

2

4.

Королевство внутреннего мира (арт-терапия, диагностика)

1

5.

Мир эмоций

1

6.

Моя воля

1

7.

Привычки человека

1

8.

Здоровье – главная ценность человека

1

9.

Волшебный цветок здоровья

1

10

Сказкотерапия «Ёжик»

2

11.

Хоровод дружбы

2

12.

Заключительное занятие (диагностика)

1

13.

Индивидуальная работа

6

14.

ИТОГО:

24


Список литературы.

1. Мищенкова, Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. / Л.В. Мищенкова – Ярославль: Академия развития, 2007г. – 160с.

2. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. / Б.П. Никитин – М,: Просвещение, 1991г. – 160с.

3. Писхологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб – Волгоград: Учитель, 2007. – 154с.

4. Узарова, О.В. Пальчиковая гимнастика. / О.В. Узарова – М.: АСТ: Астрель, 2006г. –

5. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога. / Г.А. Широкова,            Е.Г. Жадько – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г. – 314с.

6. http://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/167575

7.http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/10/13/programma-psikhologicheskogo-soprovozhdeniya-lagerya-s-dnevnym

8. http://psy.1september.ru/article.php?ID=200401711


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа психолого- педагогического сопровождения деятельности обучающихся в 5-6 классах.

Конкурсный материал. Я работала над  реализацией этой программы с гимназичским психологом. Надо было помочь детям легко перейти из начальной школы в среднюю....

Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования.

Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особеннос...

Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».

Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование  у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...

Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению"

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению", разработанная Хохловой Светланой Васильевной, педагогом психологом ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII ви...

Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы

Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....