Программа психолого-педагогического сопровождения
рабочая программа по психологии на тему
Психолого-педагогическое сопровождение летнего отдыха детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
БОРИСОГЛЕБСКИЙ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ БОРИСОГЛЕБСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Программа психолого-педагогического сопровождения пришкольного лагеря
с дневной формой пребывания детей «Звёздочки»
Возраст детей:7-12 лет
Срок реализации: 1 оздоровительная смена лагеря (21 день, 24 часа)
Автор: педагог-психолог МБОУДОД БЦВР БГО Ларина Т.Г.
г. Борисоглебск, 2015
Пояснительная записка
Летние каникулы - это личное время ребенка, распорядиться которым он имеет право самостоятельно, но содержание и организация летнего отдыха - актуальная жизненная проблема, в решении которой неоценима помощь взрослых, и прежде всего, педагогов.
В условиях, когда состояние здоровья детей вызывает серьезные опасения (уменьшается процент полностью здоровых детей, растет число детей с хроническими заболеваниями), организация сохранения здоровья детей (в том числе и психологического) приобретает первостепенное значение.
Организация психолого-педагогического сопровождения летнего отдыха детей способствует успешной адаптации детей к новым условиям пребывания в детском коллективе, обеспечивает полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка, в том числе и детей с индивидуальными особенностями развития и личностными характеристиками (тревожность, агрессивность, неуверенность, замкнутость и т.п.), способствует социально-психологической грамотности педагогов.
В связи с этим целью программы психолого-педагогического сопровождения летнего оздоровительного лагеря является создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей и для развития личности ребенка.
Задачи программы психологического сопровождения:
- создание благоприятного климата в детском коллективе, помощь в адаптации к новому коллективу;
- разработка и внедрение мероприятий, способствующих развитию индивидуальных способностей детей, позитивных личностных качеств, сплочению коллектива;
- профилактика девиантного поведения детей;
- ориентировка детей на здоровый образ жизни;
- ознакомление детей со способами снятия эмоционального напряжения, тревожности, агрессивности;
- изучение психофизиологического состояния детей;
- повышение психологической компетентности педагогов и родителей.
Данная программа направлена непосредственно на детей в возрасте от 7 до 12 лет, отдыхающих в лагере, а так же опосредовано на родителей и педагогов.
Программа рассчитана на период одной оздоровительной лагерной смены (21 день) и составляет 24 часа, из которых 18 отводится на групповую работу и 6 часов на индивидуальную.
Для реализации обозначенных выше целей и задач работа педагога-психолога проводится по четырем основным направлениям:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- консультативное;
- профилактическое.
Характеристика деятельности по каждому из направлений:
1. Диагностическая работа проводится в организационный период, основной и заключительный. Первичное анкетирование с целью выявления интересов детей, их эмоционального состояния, ожиданий от отдыха проводится в достаточно короткий срок (2-3 день лагерной смены) – время адаптации. Задача педагога – помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные для лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения. Этот период характеризуется:
- неустойчивым общественным мнением;
- адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;
- демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;
- оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.
Основной период (первая половина 4-10 день, вторая половина 11-16 день) в целом – это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.
Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:
- степень деятельностной активности детей;
- дифференциация деятельностных потребностей детей;
- выявление формальных и неформальных лидеров;
- выявление степени сформированности временного детского коллектива, установление коммуникативного потенциала отряда;
- выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, «примыкание» к сильному лидеру и т.д.).
Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:
- выявленностью общих интересов;
- необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;
- повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.
2. Коррекционно-развивающая деятельность проводится в форме индивидуальных и групповых занятий с детьми.
В работе с детьми психологом используются следующие формы и методы:
- игровые тренинги;
- сказкотерапия;
- игротерапия;
- арттерапия;
- релаксационные упражнения.
3. Консультативное направление деятельности психолога способствует повышению психолого-педагогической компетентности, как педагогического коллектива лагеря, в том числе и администрации, так и родителей учащихся.
4. В рамках профилактического направления деятельности, педагогом-психологом лагеря проводятся разного рода игровые мероприятия, направленные на снятие психоэмоционального напряжения и профилактику эмоционального истощения с целью сохранения психологического здоровья.
Ожидаемые результаты
- Укрепление психологического здоровья воспитанников.
- Адаптированность к условиям пришкольного лагеря.
- Стабилизация эмоционального состояния.
- Сформированность навыков эффективного взаимодействия детей и педагогов.
- Сформированность осознанного отношения к здоровью.
Учебно-тематический план работы психологической службы
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Знакомство и входящая диагностика. | 2 |
2. | Адаптационные занятия | 3 |
3. | Поговорим о наших именах | 2 |
4. | Королевство внутреннего мира (арт-терапия, диагностика) | 1 |
5. | Мир эмоций | 1 |
6. | Моя воля | 1 |
7. | Привычки человека | 1 |
8. | Здоровье – главная ценность человека | 1 |
9. | Волшебный цветок здоровья | 1 |
10 | Сказкотерапия «Ёжик» | 2 |
11. | Хоровод дружбы | 2 |
12. | Заключительное занятие (диагностика) | 1 |
13. | Индивидуальная работа | 6 |
14. | ИТОГО: | 24 |
Список литературы.
1. Мищенкова, Л.В. 25 развивающих занятий с первоклассниками. / Л.В. Мищенкова – Ярославль: Академия развития, 2007г. – 160с.
2. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. / Б.П. Никитин – М,: Просвещение, 1991г. – 160с.
3. Писхологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из опыта работы) / авт.-сост. Е.Д. Шваб – Волгоград: Учитель, 2007. – 154с.
4. Узарова, О.В. Пальчиковая гимнастика. / О.В. Узарова – М.: АСТ: Астрель, 2006г. –
5. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога. / Г.А. Широкова, Е.Г. Жадько – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005г. – 314с.
6. http://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/167575
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/07/picture-83450.jpg)
Программа психолого- педагогического сопровождения деятельности обучающихся в 5-6 классах.
Конкурсный материал. Я работала над реализацией этой программы с гимназичским психологом. Надо было помочь детям легко перейти из начальной школы в среднюю....
Программа психолого-педагогического сопровождения выбора профиля обучения и дальнейшего направления образования.
Ценность данной программы состоит в том, что своевременная помощь подросткам в профессиональном самоопределении обеспечит возможность индивидуального подхода к каждому ученику, раскрывая его особеннос...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/05/picture-210689-1362461199.jpg)
Программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения воспитанников ДДТ «В поисках призвания».
Цикл занятий по профориентации.Цель:Формирование у детей стремления к осознанному выбору профессии.Задачи:содействие в определении профессиональных интересов и склонностей;формирование актуально...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-238417-1365423922.jpg)
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения адаптации учащихся 1х классов к школьному обучению
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 1х классов разработана в соответствии с ФГОС начального общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/08/picture-238417-1365423922.jpg)
Рабочая программа психолого-педагогического сопровождения и адаптации к среднему звену школы учащихся 5х классов
Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5х классов разработана в соответствии с ФГОС основного общего образования и направлена на коррекцию недостатков психического развития детей с...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/01/picture-215876-1669893620.jpg)
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению"
Программа "Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к аутоагрессивному поведению", разработанная Хохловой Светланой Васильевной, педагогом психологом ГБС(К)ОУ «С(К)ОШ № 42 VII ви...
Программа психолого-педагогического сопровождения ребенка с тяжелыми нарушениями речи как часть адаптированной образовательной программы
Программа предназначена для работы учителям-логопедам в условиях инклюзивного образования....