Методы диагностики волевой регуляция в младшем школьном возрасте
статья по психологии на тему
Младший школьный возраст — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Уже в таком возрасте важно научить ребенка делать осознанный выбор в пользу той или иной ситуации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы диагностики волевой регуляция в младшем школьном возрасте
Автор: Герасимова Наталья Викторовна
Аннотация:
Волевой регуляции младших школьников это на сегодняшний день достаточно актуальная проблема, ведь именно воля и волевое усилие , старание влияет на прилежность и успеваемость младших школьников и учит их трудиться и добывать знания дальше в средней и старшей школе. Но методов ее диагностики очень мало. Но не для кого не секрет что именно то что заложено в младшем школьном возрасте будет развиваться дальше. Стоит отметить что период младшего школьного возраста имеет огромное значение в процессе всего личностного формирования человека.
Младший школьный возраст — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Уже в таком возрасте важно научить ребенка делать осознанный выбор в пользу той или иной ситуации.
Тезисы:
Как же продиагностировать наличие волевой волевой регуляции в младшем школьном возрасте? Проблемой в изучении волевой регуляции является не разработанность методик, поскольку они направлены на более сознательный возраст. Исходя из этого, в данной работе поставлена цель разработать набор методик, направленных на диагностику волевой регуляции в младшем школьной возрасте. Объектом исследования является волевая регуляция у младших школьников. Предметом, методы диагностики волевой регуляции у младших школьников. В соответствии с целью были сформированы задачи:
1. Проанализировать основные теоретические подходы к изучению волевой регуляции
2. Составить программу исследования волевой регуляции у младших школьников
3. Апробировать на младших школьниках составленную программу
Для начала нужно разобраться, что же из себя представляет волевая регуляция и вообще воля. Воля — сознательное управление субъектом своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Волевой процесс связан с другими психическими процессами — вниманием, мышлением, воображением, памятью, эмоциями, чувствами и свойствами личности — направленностью, темпераментом, характером и т.д. Специфика волевого психического процесса состоит, в сознательном усилии субъекта, направленном на активизацию всех его возможностей для достижения цели. Каждый человек на протяжение своей жизни, путем проб и ошибок может классифицировать свои поступки на волевые и неволевые. Волевое действие заведомо требует особого усилия. И такая черта личности, как раз является способностью развивать такие усилия. Говоря о волевом человеке и выделяя в нем это качество становиться понятно что имеется ввиду не автоматизмы, стереотипы, с помощью которых человек с легкостью проделывает какое либо действие, а наоборот человек ставиться в ситуацию выбора в которой нужно прибегнуть к своим внутренним ресурсам, произвести усилие над собой, проанализировав ситуацию сделать выбор или принять некое решение. Мало принять это решение, так же надо пытаться вырабатывать навык и привычку выполнения. Постепенно навыки выполнения должны совершенствоваться и принимать более сложную форму. Прежде всего воля выражается в преодолении препятствий, но мало преодолеть препятствие, надо понять его строение и схему своих решений и поступков. Так как если это был просто приказ, то его выполнение этого действия , а не целенаправленный процесс. В данной работе будет рассмотрена проблема диагностики волевой регуляции в младшем школьном возрасте. Воля относится к такому качеству личности, которое не берется из неоткуда его нужно формировать и развивать с детства. Стоит отметить, что период младшего школьного возраста имеет огромное значение в процессе всего личностного формирования человека.
Исследование проходило на базе Гимназии №1 города Рузы. В апробации методики приняло участие 30 человек, из 1,3,4 классов. Нами была разработана методика «Самый Самый» она направлена на выявление и в дальнейшем на изучение, социальной смелости школьников, произвольного самоконтроля, развития физического волевого усилия и интеллектуального волевого усилия. Занятия проводились в форме естественного эксперимента замаскированного под игру. Проведя исследование, с поставленными задачами мы успешно справились и получись довольно интересные результаты.. Проанализировав результаты упражнений направленных на произвольный самоконтроль мы ,видим что в 4 классе показатели намного выше нежели в 1 или 3, это связанно с тем, что в этом возрасте произвольный самоконтроль развит лучшее. В четвертом классе ученики более внимательны, собранны, и могут ради результата произвести над собой усилие. Но из третьего упражнения самый выносливый мы видим что показатель у первого класса выше, так кат в этом возрасте 6-7 лет, для детей ведущей деятельность является все-таки игра, следовательно высокие результаты являются подтверждением тому ,что о формирование волевой регуляции говорить рано. Так как ведущей деятельностью пока для этих детей является все же игровая ,а не учебная.
По результатам упражнения самый сильный, видим, что как ни странно в первом классе способность к физическому волевому усилию выше, чем в 3 и 4 классах, но не на много. Это можно объяснить тем что, первоклассники были ориентированы на результат, им была поставлена цель, сделать лучше чем сосед, в то время как 3 и 4 классу была поставлена задача, просто выполнить упражнение без характера соревнований. Я думаю именно поэтому у первого класса результаты получились немного выше, чем остальных. А также была допущена инструментальная ошибка при проведении эксперимента с динамометром. Поэтому показатели по первому классу получились выше. И, наконец, по упражнению самый умный было выявлено, показатели в 4 класса намного выше чем в первом и в третьем классах так как, для учеников учебная деятельность это ведущая деятельность а у первоклассников она не сформирована, поэтому в четвертом классе проявление волевого усилия выражено гораздо четче, нежели в первом. Подводя итоги можно сказать то , что волевая регуляция формируется после 7-8 лет, когда у ребенка сменяется ведущая деятельность с игровой на ведущую учебную деятельность а это происходит только к окончанию третьего класса и начала четвертого. Соответственно учебная деятельность продуктивней при наличии сформированной волевой регуляции.
Список используемой литературы
1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1979. № 2. С. 47 - 56. № 4. С. 23—35.
2. Шляпников В.Н Статья Культурно- историческая психология воли.
3. Быков Александр Владимирович. Генезис волевой регуляции : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 : Москва, 2003 452 c. РГБ ОД, 71:04-19/6
4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991..
5. Шульга Т. И. Изменение волевой сферы школьников под влиянием мотивации достижения // Человек как интегральная система / Под ред. В. В. Белоуса, Э. П. Козычевой, Т. И. Шульги. Ростов-на-Дону, 1988
6. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/11/05/picture-30194.jpg)
Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста.
Представлена диагностика уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.Диагностические тетради для 1-2классов (Амтхауэра, Антипенко). Есть ещё диагностические тетради для 3-5 кла...
Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"
Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка....
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/04/picture-396402-1391501776.jpg)
Игровые технологии как один из методов обучения и воспитания детей младшего школьного возраста на уроках иностранного языка
Статья для учителей иностранного языка...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/02/picture-558150-1420225667.jpg)
«Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста»
Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит педагогам определить уровень развития творческого мышления детей младшего школьного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/24/picture-753100-1669298508.jpg)
Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП
В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП, важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП и практические рекомендаци...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/17/picture-1138023-1555489945.jpg)
Статья на тему: Диагностика эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на произведения музыкального искусства.
Формирование развития творческого воображения, игровой деятельности, эмоциональной отзывчивости, музыкально-художественного восприятия, абстрактного мышления – актуальнейшая задача сегодня...