Методы диагностики волевой регуляция в младшем школьном возрасте
статья по психологии на тему

Герасимова Наталья Викторовна

Младший школьный возраст — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Уже в таком возрасте важно научить ребенка делать осознанный выбор в пользу той или иной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon annotatsiya_i_tezisy.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методы диагностики волевой регуляция в младшем школьном возрасте

Автор: Герасимова Наталья Викторовна

Аннотация:

Волевой регуляции младших школьников это на сегодняшний день достаточно актуальная проблема, ведь  именно воля и волевое усилие , старание влияет на прилежность и успеваемость младших школьников и учит их трудиться  и добывать знания дальше  в средней и старшей школе. Но методов ее диагностики очень мало. Но не для кого не секрет что именно то что заложено в младшем школьном возрасте будет развиваться дальше. Стоит отметить что период младшего школьного возраста имеет огромное значение в процессе всего личностного формирования человека.

Младший школьный возраст — чрезвычайно важный период развития человека. Его существование обусловлено общественно-историческим и эволюционно-биологическим развитием общества и конкретного индивидуума, что определяет задачи и возможности развития ребенка данного возраста. Уже в таком возрасте важно научить ребенка делать осознанный выбор в пользу той или иной ситуации.

Тезисы: 

Как же продиагностировать  наличие волевой волевой  регуляции в младшем школьном возрасте? Проблемой в изучении  волевой регуляции является не разработанность методик, поскольку они направлены на  более сознательный возраст. Исходя из этого, в данной работе поставлена  цель разработать набор методик, направленных на диагностику волевой регуляции в младшем школьной возрасте. Объектом исследования является волевая регуляция у младших школьников. Предметом, методы диагностики волевой регуляции у младших школьников. В соответствии с целью были сформированы задачи:

1.        Проанализировать основные теоретические подходы к изучению волевой регуляции

2.        Составить программу исследования волевой регуляции у младших школьников

3.        Апробировать на младших школьниках составленную программу

Для начала нужно разобраться, что же из себя представляет волевая регуляция и вообще воля. Воля — сознательное управление субъектом своим поведением, способность мобилизовать силы на преодоление трудностей, стоящих на пути к цели. Волевой процесс связан с другими психическими процессами — вниманием, мышлением, воображением, памятью, эмоциями, чувствами и свойствами личности — направленностью, темпераментом, характером и т.д. Специфика волевого психического процесса состоит, в сознательном усилии субъекта, направленном на активизацию всех его возможностей для достижения цели.  Каждый человек на протяжение своей жизни, путем проб и ошибок может классифицировать свои поступки на волевые и неволевые. Волевое действие заведомо требует особого усилия. И такая черта личности, как раз является способностью развивать такие усилия. Говоря о волевом человеке и выделяя в нем это качество становиться понятно что  имеется ввиду не автоматизмы, стереотипы, с помощью которых человек с легкостью проделывает какое либо действие, а наоборот человек ставиться в ситуацию выбора в которой нужно прибегнуть  к своим внутренним ресурсам, произвести усилие над собой, проанализировав ситуацию сделать выбор или принять некое решение. Мало принять это решение, так же надо пытаться вырабатывать навык и привычку выполнения. Постепенно навыки  выполнения должны совершенствоваться и принимать более сложную форму. Прежде всего воля выражается в преодолении препятствий, но мало преодолеть препятствие, надо понять его строение и схему своих решений и поступков. Так как если это был просто приказ, то его выполнение этого действия , а не целенаправленный процесс. В данной работе будет рассмотрена проблема диагностики волевой регуляции в младшем школьном возрасте. Воля относится к такому  качеству личности, которое не берется из неоткуда его нужно формировать и развивать с детства. Стоит отметить, что период младшего школьного возраста имеет огромное значение в процессе всего личностного формирования человека.

Исследование проходило на базе Гимназии №1 города Рузы. В апробации методики приняло участие 30 человек, из 1,3,4 классов. Нами была разработана методика «Самый Самый» она направлена на выявление и в дальнейшем на изучение, социальной смелости  школьников, произвольного самоконтроля, развития физического волевого усилия и интеллектуального волевого усилия. Занятия проводились в форме естественного эксперимента замаскированного под игру.  Проведя исследование, с поставленными задачами мы успешно справились и получись довольно интересные результаты..  Проанализировав результаты упражнений направленных на произвольный самоконтроль мы ,видим что в 4 классе  показатели намного выше нежели в 1 или 3, это связанно с тем, что  в этом возрасте произвольный самоконтроль развит лучшее. В четвертом классе  ученики более внимательны, собранны, и могут ради результата произвести над собой усилие. Но из  третьего упражнения самый выносливый мы видим что показатель у первого класса выше, так кат  в этом возрасте 6-7 лет, для детей ведущей деятельность является все-таки игра, следовательно  высокие результаты являются подтверждением тому ,что о формирование волевой регуляции говорить рано. Так как ведущей деятельностью пока для этих детей является все же игровая ,а не учебная.

По результатам упражнения самый сильный, видим, что как ни странно в первом классе способность к физическому волевому усилию выше, чем в 3 и 4 классах, но не на много. Это можно объяснить тем что, первоклассники были ориентированы на результат, им была поставлена цель, сделать лучше чем сосед, в то время как 3 и 4 классу была поставлена задача, просто выполнить упражнение без характера  соревнований. Я думаю именно поэтому у первого класса результаты получились немного выше, чем остальных. А также  была допущена инструментальная ошибка при проведении эксперимента с динамометром. Поэтому показатели по первому классу получились выше. И, наконец, по упражнению самый умный было выявлено, показатели в 4 класса намного выше чем в первом и в третьем классах так как, для учеников учебная деятельность это ведущая деятельность а у первоклассников она не сформирована, поэтому в четвертом классе проявление волевого усилия выражено гораздо четче, нежели в первом. Подводя итоги можно сказать то , что волевая регуляция формируется после 7-8 лет, когда у ребенка сменяется ведущая деятельность с игровой на ведущую учебную деятельность а это происходит только к окончанию  третьего класса и начала четвертого. Соответственно учебная деятельность продуктивней  при наличии сформированной волевой регуляции.

Список используемой литературы
1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопр. психол. 1979. № 2. С. 47 - 56. № 4. С. 23—35.
2. Шляпников В.Н Статья Культурно- историческая психология воли.
3.
Быков Александр Владимирович. Генезис волевой регуляции : Дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 : Москва, 2003 452 c. РГБ ОД, 71:04-19/6
4. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991..
5. Шульга Т. И. Изменение волевой сферы школьников под влиянием мотивации достижения // Человек как интегральная система / Под ред. В. В. Белоуса, Э. П. Козычевой, Т. И. Шульги. Ростов-на-Дону, 1988

6. С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика умственного развития детей младшего школьного возраста.

Представлена диагностика уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.Диагностические тетради для 1-2классов (Амтхауэра, Антипенко). Есть ещё диагностические тетради для 3-5 кла...

Программа "Диагностика речевого развития детей младшего школьного возраста"

Логопедическая диагностика является важнейшим компонентом логопедической работы. Программа направлена на определение актуального уровня речевого развития ребёнка....

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Формирование эмоционально волевой сферы является одним из важнейших условий становления личности ребенка, опыт которого непрерывно обогащается. Развитие эмоциональной сферы способствует семья, ш...

«Диагностика творческих способностей детей младшего школьного возраста»

Ряд предлагаемых методик диагностики творческих способностей ребенка позволит педагогам определить уровень развития творческого мышления детей младшего школьного возраста...

Особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП

В статье рассматриваются особенности эмоционально-волевой сферы детей младшего школьного возраста с ДЦП, важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП и практические рекомендаци...

Статья на тему: Диагностика эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста на произведения музыкального искусства.

Формирование развития творческого воображения, игровой деятельности, эмоциональной отзывчивости, музыкально-художественного восприятия, абстрактного мышления – актуальнейшая  задача сегодня...