"Проектная деятельность в работе педагога-психолога".
проект по психологии на тему

Симоненко Алла Васильевна

В современных условиях одной из наиболее актуальных проблем психологической службы и образования является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и в обществе. В связи с этим,  проектная деятельность  представляет значительный интерес., так как в ней прослеживается соединения исследовательских, образовательных, социально-преобразующих аспектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_psiholog.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

В современных условиях одной из наиболее актуальных проблем психологической службы и образования является поиск средств и методов формирования творческой личности, способной к саморазвитию, к свободному определению себя в профессии и в обществе. В связи с этим,  проектная деятельность  представляет значительный интерес., так как в ней прослеживается соединения исследовательских, образовательных, социально-преобразующих аспектов.

Смысл и содержание проектной деятельности  раскрывает притча о мудреце. Однажды мудрец странствовал в поисках смыслов и добрел до реки.. Ни моста, ни лодки не было видно… Возникла проблема – надо переправиться, но как… Задумался мудрец… Что же сделать? Как связать 2 берега реки? Мудрец закрыл глаза и представил, как он переправился на другой берег и в радостно продолжает свой путь «Эврика» -сказал мудрец – «Надо сделать лодку, которая приведет меня к моей мечте и решит проблему». Сел мудрец нарисовал схему лодки, расчеты произвел, план составил… Тут как раз ученики его подоспели и они вместе начали действовать, периодически заглядывая в план, оценивая правильность и исправляя ошибки.

В команде дело шло быстро, и очень скоро лодка была готова! Со всех сторон осмотрели ее путники –нет ли где трещин, потом спустили на воду -плывет! Можно переправляться! УРРРРА!                                

   Не прошло и 15 минут как мудрец и ученики были на другой стороне реки! Проблема решена и можно было дальше странствовать. Эта притча иллюстрирует нам, как надо создавать и реализовывать проекты и осуществлять проектную деятельность.

Если обратиться к словарю, то проект –в переводе с латинского «брошенный   вперёд», толкуется как план, замысел, предваряющий его создание.

Проектная деятельность – это деятельность по решению возникшей проблемы, реализация плана, предполагающая создание конкретного продукта – строительство спасательной лодки

                             

        Анализ различных подходов ученых к определению проектной деятельности дает возможность рассматривать проектную деятельность педагога-психолога как совокупность действий, заключающихся в достижении поставленной цели по исследованию и разрешению психолого-педагогических ситуаций, направленных на развитие субъектов образовательного процесса.                                             Компонентами проектной деятельности как вида профессиональной деятельности являются: цель проектной деятельности, субъект, объект, предмет, продукт.

Цель проектной деятельности педагога - психолога можно определить как создание психолого-педагогического продукта, обладающего субъективной и объективной новизной, решающего психологические проблемы и задачи.

Объектом проектной деятельности педагога-психолога выступает сфера действительности, некоторая область жизни – образовательная среда, участники образовательного процесса, по отношению к чему будут выполнены преобразующие действия.                                                                        

Под предметом проектной деятельности педагога-психолога понимается замысел проекта, его идея

Под субъектом проектной деятельности педагога-психолога можно иметь в виду человека или группу людей, целью которых выступает проект как некоторое описание будущего объекта.

Продуктом проектной деятельности педагога-психолога может быть осуществление конкретной психологической проблемы (психологические процессы, образовательная среда, отношения между участниками образовательного процесса и др).

 Проектная деятельность педагога-психолога имеет отношение к содержанию образования, социальным контактам, развитию субъектов образовательного процесса, личностному и профессиональному развитию самого психолога. Направленность проектной деятельности представлена на рисунке

Проектный метод может быть использован во всех направлениях работы психолога: Пример

К школьному психологу обратился шестиклассник Никита в вопросом: насколько вредно воздействует рок-и рэп-музыка на человека, какие изменения происходят с человеком, который слушает подобную музыку. Как ему реагировать на то, что родители не разрешают прослушивать любимые музыкальные композиции, объясняя это вредным воздействием на организм. Было предложено попытаться найти ответы на интересующие вопросы самому, работая над проектом «Особенности психологического воздействия музыки на человека».- изучал литературу, проводил анкетирование, тестирование одноклассников и учителей, оформлял м/м презентацию

Успешная презентация проекта, полученные мальчиком ответы на вопросы, взаимопонимание и мир в его семье, появившийся интерес к музыкальным произведениям различных течений, а также заинтересованность современными техническими возможностями их обработки - все это может говорить об успешной работе педагога-психолога с ребенком

Для эффективной реализации проектной  деятельности важны условия, в которых она будет развертываться. Среди условий выделяют внешние и внутренние условия.

В первом случае имеются в виду такие обстоятельства, которые педагог-психолог не может изменить и к влиянию которых ему приходится приспосабливаться. К таким обстоятельствам относятся условия образовательной среды

К внутренним условиям относятся такие характеристики, которые зависят от самих педагогов-психологов:

– содержание опыта профессиональной деятельности;

– познавательные и творческие способности;

– особенности поведения и взаимоотношений, связанные с теми или иными чертами характера;

– сформированность проектной компетенции

структура проекта -  совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта

в структуру входит

 основное содержание

функции и результаты (результатами – формирование компетенции, разрешение проблемы, задачи и др)

какие проекты бывают? Выделяют различные основания для классификации

Индивидуальный проект - если в проекте 1 участник

 Групповой проект – если в проекте участвуют 2 и более участников.

 Урочные проекты - осуществляемые на конкретном занятии, тренинге, семинаре Пример урочного проекта: Дети на уроке психологии исследуют правила управления временем, а затем создают плакаты «Золотые правила времени». Ещё один пример урочного проекта: изучение детьми проблемы компьютерной и Интернет зависимости и создание социального ролика «Безопасный Интернет –детям»

Внеурочные проекты– когда проекты осуществляются за пределами уроков, тренингов и не привязаны к нему  - творческие проектыПример внеурочного проекта: психолог проводит акцию в школе по формированию толерантности.

 Монопредметный проект - проект, реализующийся в рамках одной области знания Пример: на уроке психологии вы решаете проблему, которая касается только вашего предмета –например на психологии дети исследуют вопрос, связанный со способами борьбы со страхами, а затем придумывают свой креативный талисман, который избавляет от страха.

Полипредметный (межпредметный) проект - проект, который касается нескольких областей знания. Пример: в ходе проекта узнали, но и научились работать в Интернете, с офисными программами, а также развили проектное мышление, навыки работы в команде, навыки эффективной коммуникации и презентации.

 И, конечно, проекты могут проходить для одного класса, для всей школы, района, а, может быть, и России.

Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике и его способности решить заданную проблему.

        Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

        Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории

        Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

        Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев с целью воссоздания различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

Основные этапы проектной деятельности

Любой проект состоит из нескольких взаимосвязанных этапов:

  1. Проблематизация - постановка проблемы
  2.  Целеполагание. На этом этапе проблема преобразуется в личностно значимую цель, что еще больше укрепляет мотив к деятельности.
  3. Планирование — составляем план, последовательность действий, определяемся со сроками этапов и ответственными за их проведение. когда имеется план работы, в наличии ресурсы (материалы, рабочие руки, время) и понятна цель, можно приступать непосредственно к работе.
  4.  Реализация имеющегося плана
  5. Рефлексия  -  это этап осмысления, анализа допущенных ошибок, попыток увидеть перспективу работы, оценки своих достижений, чувств, эмоций и личностных изменений, возникших в ходе и по окончании работы. Все это и является содержаниемзавершающего этапа работы.

Виды презентаций, формы продуктов проектной деятельности

Паспорт проектной работы

Существуют определенные правила оформления проектов, в зависимости от типа и особенностей

Паспорт проектной работы используется дважды, а иногда и  трижды.  Вначале — как методическая разработка проекта, которую  руководитель проектной группы утверждает у заместителя директора школы перед началом работы над проектом.

Затем уточненный паспорт проекта становится необходимым  вступлением к проектной папке (портфолио проекта), представляемой на защите проекта.

Наконец, расширенный вариант паспорта проектной работы
может стать описанием проекта, подготовленным для публикации или для хранения в школьной медиатеке.

Как правило, паспорт проектной работы состоит из следующих пунктов*:

  1. Название проекта.
  2. Руководитель проекта.
  3. Консультант(ы) проекта.
  1. Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
  2. Учебные дисциплины, близкие к теме проекта.
  3. Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
  4. Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
  5. Тип проекта (реферативный, информационный, исследовательский,           творческий, практико-ориентированный, ролевой).
  6. Заказчик проекта.
  1. Цель проекта (практическая и педагогическая цели).
  2. Задачи проекта (2-4 задачи, акцент на развивающих задачах!).
  1. Вопросы проекта (3-4 важнейших проблемных вопроса по теме проекта, на   которые необходимо ответить участникам в ходе его выполнения).
  2. Необходимое оборудование.
  3. Аннотация (актуальность проекта, значимость на уровне школы и социума,  личностная ориентация, воспитательный аспект, кратко — содержание).
  4. Предполагаемые продукт(ы) проекта.
  5. Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму,  продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
  6. Предполагаемое распределение ролей в проектной группе.

 В процессе овладения проектной деятельностью выявлены специфические сензитивные периоды усвоения определенных этапов ее структуры (исследовательский, технологический, заключительный этапы) и содержания. В младшем школьном возрасте на первый план выступает психологическое овладение конкретными технологиями, для подростков - овладение третьим, заключительным этапом, содержание которого соответствует становлению ведущей деятельности данного возраста; для старших школьников - первый, исследовательский этап проектной деятельности, который в наибольшей мере связан с творческим поиском, продуцированием идей, формированием мировоззрения.

Важно в работе с детьми учитывать возрастные особенности  - взаимодействие показано в таблице

Краткий обзор проектов:

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в работе педагога-психолога

Выступление на районном семинаре школьных психологов по проблеме "Проектная деятельность в работе педагога-психолога". Включает выступление и презентацию, в которой раскрываеются основные ...

Научно-исследовательская деятельность как способ личностного роста детей и раскрытия их творческого потенциала. (Из опыта работы педагога- психолога МБОУ гимназии «Перспектива» Кривенковой Е.В.)

Доклад посвящен актуальной на сегодняшний день проблеме развития научно- исследовательской деятельности детей как эффективного способа раскрытия личностного потенциала и  способствующего их дальн...

Просветительская деятельность в работе педагога-психолога

Одно из направлений работы педагога-психолога является просветительская деятельность, которая способствует профилактике в ОУ. В статье описывается из опыта работы своей деятельности проводимые меропри...

Презентация для педагогов-психологов МБОУ СОШ на тему: "Система работы педагога-психолога с детьми "группы риска".

Особенностью «детей группы риска» является то, что они находятся под воздействием объективных нежелательных факторов, которые могут сработать или нет. Вследствие этого этой категории детей...

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций. Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первоклассников»

Доклад – выступление на городском методическом объединении педагогов-психологов общеобразовательных организаций.Тема: «Система работы педагога-психолога на пути к успешной адаптации первок...