Влияние компьютерных технологий на развитие детей
статья по психологии на тему

Топалер Владимир Львович

Использование компьютера с учетом ограничений и под контролем взрослых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vliyanie_kompyuternyh_tehnologiy_na_razvitie_detey.docx50.36 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………………..3

Глава 1 Развитие ребенка в дошкольном возрасте……………..4

Глава 2 Компьютер и его достоинства…………………………..7

Глава 3 Ребенок и компьютер……………………………………11

Заключение………………………………………………………...22

Список литературы………………………………………………..23


Введение

Компьютер прочно вошел в нашу жизнь. Даже для маленьких детей он стал неотъемлемой составляющей их жизни. Игры, мультфильмы, всевозможные картинки… Ребенок познает мир через экран монитора, ведь компьютер – кладезь информации, которую маленькие дети впитывают, словно губки.

Актуальность нашего исследования:  дети и родители все больше времени уделяют компьютеру, он влияет на жизнь ребенка все больше. Но еще недостаточно исследованы положительные и отрицательные стороны его воздействия на развитие ребенка.

Цель исследования - исследовать влияние компьютера на развитие ребёнка

Гипотеза: использование компьютера с учетом ограничений и под контролем взрослых положительно влияет на развитие ребенка


Глава 1 Развитие ребенка в дошкольном и школьном возрасте

Дошкольное детство — большой отрезок жизни ребенка. Ролевая или, как ее иногда называют, творческая игра появляется в дошкольном возрасте. Это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме, в игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выбирая и исполняя определенную роль, имеет соответствующий образ — мамы, доктора, водителя, пирата — и образцы его действий. Образный план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Но, хотя жизнь в игре протекает в форме представлений, она эмоционально насыщена и становится для ребенка его действительной жизнью.

Восприятие в дошкольном возрасте становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия — наблюдение, рассматривание, поиск. Значительное влияние на развитие восприятия оказывает в это время речь — то, что ребенок начинает активно использовать названия качеств, признаков, состояний различных объектов и отношений между ними. Называя те или иные свойства предметов и явлений, он тем самым и выделяет для себя эти свойства; называя предметы, он отделяет их от других, определяя их состояния, связи или действия с ними, — видит и понимает реальные отношения между ними.

Специально организованное восприятие способствует лучшему пониманию явлений. Например, ребенок адекватно понимает содержание картины, если взрослые дают соответствующие пояснения, помогают рассмотреть детали в определенной последовательности или подбирают картину с особой композицией, облегчающей ее восприятие. В то же время образное начало, очень сильное в этом периоде, часто мешает ребенку сделать правильные выводы относительно того, что он наблюдает. У дошкольников восприятие и мышление настолько тесно связаны, что говорят о наглядно-образном мышлении, наиболее характерном для этого возраста.

Память. Дошкольное детство — возраст, наиболее благоприятный для развития памяти. Как считал Л.С. Выготский, память становится доминирующей функцией и проходит большой путь в процессе своего становления. Ни до, ни после этого периода ребенок не запоминает с такой легкостью самый разнообразный материал. Однако память дошкольника имеет ряд специфических особенностей. У младших дошкольников память непроизвольна. Ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить или вспомнить и не владеет специальными способами запоминания. 

Речь. В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Развивается звуковая сторона речи.

Мышление. Основная линия развития мышления — переход от наглядно-действенного к наглядно-образному и в конце периода — к словесному мышлению. Основным видом мышления, тем не менее, является наглядно-образное, что соответствует репрезентативному интеллекту

Диагностика психологической готовности к школе — сложная, но вполне разрешимая проблема.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста стоит начинать активно от 1,5-2 лет, но основные упражнения, конечно, придутся на возраст 4-6 лет. Для младшего возраста чаще наиболее эффективным бывают занятия с мозаикой (особенно термо),игры с крупами, фасолью, орехами, перекладывание в разные сосуды, работа с пуговицами и др. мелкими домашними предметами. Таких упражнений очень много и роли их в активации нервных центров давно доказана. Проводя анализ формы, содержания мозг активно работает, что способствует развитию ребенка.
Когда ребенок приходит в 1 класс учителя часто сталкиваются с необходимостью правильной постановки руки при письме. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6-7-ми годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Психологическая готовность к школе, связанная с успешным началом обучения, определяет наиболее благоприятный вариант развития детей. Но встречаются и другие варианты развития, требующие большей или меньшей коррекционной работы.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребенок сохраняет много детских качеств — легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него — значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус.

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению. У ребенка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции. Однако это еще не формально-логические операции, рассуждать в гипотетическом плане младший школьник еще не может. Операции, характерные для данного возраста, Ж. Пиаже назвал конкретными,[11] поскольку они могут применяться только на конкретном, наглядном материале.

Школьное обучение строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами, то в следующих классах объем такого рода занятий сокращается. Образное начало все меньше и  меньше оказывается необходимым в учебной деятельности, во всяком случае, при освоении основных  школьных дисциплин. Это соответствует возрастным тенденциям развития детского мышления, но, в то же время, обедняет интеллект ребенка.

Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями или образами-воспоминаниями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на произвольную память.

Младшие школьники так же, как и дошкольники, обладают хорошей механической памятью. Многие из них на протяжении всего обучения в начальной школе механически заучивают учебные тексты, что приводит к значительным трудностям в средних классах, когда материал становится сложнее и больше по объему. Они склонны дословно воспроизводить то, что запомнили. Совершенствование смысловой памяти в этом возрасте дает возможность освоить достаточно широкий круг мнемонических приемов, т.е. рациональных способов запоминания. Когда ребенок осмысливает учебный материал, понимает его, он его одновременно и запоминает. Таким образом, интеллектуальная работа является в то же время мнемонической деятельностью, мышление и смысловая память оказываются неразрывно связанными. Следует отметить, что младший школьник может успешно запомнить и воспроизвести и непонятный ему текст. Поэтому взрослые должны контролировать не только результат (точность ответа, правильность пересказа), но и сам процесс — как, какими способами ученик это запомнил. В результате учебный материал понимается, связывается со старым и включается в общую систему знаний, имеющуюся у ребенка. Такой осмысленный материал легко «извлекается» из системы связей и значений и воспроизводится.

В младшем школьном возрасте развивается внимание. Без достаточной сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время, переключает с одного вида работы на другой. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны.

Они уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для них внешние впечатления — сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном сложном материале. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью — они могут сосредоточенно заниматься одним делом в течение 10-20 минут (в то время как подростки — 40-45 минут, а старшеклассники — до 45-50 минут). Затруднены распределение внимания и его переключение с одного учебного задания на другое.

В учебной деятельности развивается произвольное внимание ребенка. Первоначально следуя указаниям учителя, работая под его постоянным контролем, он постепенно приобретает умение выполнять задания самостоятельно — сам ставит цель и контролирует свои действия. Контроль за  процессом своей деятельности и есть, собственно, произвольное внимание ученика.

Глава 2 Компьютер и его достоинства

Персональные компьютеры (ПК) в современной действительности стали неотъемлемым атрибутом. Работа во многих областях человеческой деятельности в настоящее время, просто немыслима без ПК, которые окружают человека дома и на работе, часто со всех сторон.

 Компьютер - это многофункциональное электронное устройство для накопления, обработки и передачи информации.

Компьютеры работают с очень высокой скоростью, составляющей миллионы - сотни миллионов операций в секунду.

Персональные компьютеры, более чем какой-либо другой вид ЭВМ, способствуют переходу к новым компьютерным информационным технологиям, которым свойственны:

        -  дружественный информационный, программный и технический интерфейс с пользователем;

        -  выполнение информационных процессов в режиме диалога с пользователем;

        -  сквозная информационная поддержка всех процессов на основе интегрированных баз данных;

        -  так называемая «безбумажная технология».

Появление компьютера прежде всего изменило скорость и формы распространения информации, оно изменило состояние, например, печатного дела: многим из молодого поколения, работающим в сегодняшних типографиях сложно представить даже, что такое набор текстов, и какой это был огромный труд раньше. Благодаря компьютеру скорость подготовки к печати любых материалов значительно увеличилась и упростилась. Он предоставил пользователю прекрасную систему контроля правописания, верстки и автоматического переводчика. Кроме того, компьютер сегодня сочетает в себе функции телефона, книги, библиотеки, газеты, печатной машинки, почты, учителя, игрушки и много другого, также позволяет вести бухгалтерский учет, управлять поездами, самолетами и кораблями. Через интернет при помощи компьютера можно делать покупки, оплачивать свои расходы, переводить деньги. Фотография в основном перешла на «цифру» за исключением отдельных фотохудожников. Компьютер позволяет повысить качество снимков и скорость их распространения: от момента получения фотографии с места событий до момента появления ее в печати может пройти всего несколько минут! Компьютеры внедряются во все сферы деятельности человека, а где сегодня они ещё не используются – наверняка уже завтра мы не сможем представить себе, как обходились без них.

В современном компьютере появились мультимедийные возможности, то есть воспроизведение музыки и видео. Для детей он привлекателен как источник игр.

Его можно было бы рассматривать как одно из выдающихся достижений современной научно-технической мысли, если бы не отдельные весьма существенные «но». Последствия воздействия излучения, а также других факторов влияния компьютеров на человека изучены недостаточно, а то, что изучено, практически не известно пользователям.

Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет расширил область его использования.. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое ПК для детей: зло или благо? Можно попытаться дать ответ на этот вопрос, рассмотрев мнения педагогов, психиатров, исследователей в этой области, но следует учесть также всю неоднозначность такого ответа. Современные родители стремятся развить в своих детях самое лучшее, научить их многому, но, к сожалению, не всегда это желание идет на пользу ребенку. Многие считают, что, если они хоть на минуту позже познакомят свое чадо с компьютером и информационными технологиями, их ребенок может что-то упустить и будет отставать от сверстников. Другие же, наоборот, всего боятся. Боятся вредного воздействия компьютера, боятся растлевающего действия Интернета, боятся разрушительного воздействия компьютерных игр. И, оказывается, не всегда этот страх так уж неоправдан [4; с. 6].

Итак, положительные стороны:

  • работа с текстом (обучение буквам)
  • создание рисунков
  • можно использовать дидактические игры
  • современный компьютер может работать в интерактивном режиме
  • мультимедийный компьютер можно использовать для просмотра познавательных фильмов и презентаций

Отрицательные стороны

  • воздействие на зрение
  • электромагнитные излучения
  • занятия за компьютером малоподвижны
  • ограничивают личное общение и физическую активность
  • излишнее увлечение играми и интернетом. Может привести к зависимости.

Для ограничения доступа к нежелательным материалам в интернете родители и учителя могут использовать специальные фильтры [7]. Чтобы устранить негативные последствия для здоровья разработаны специальные физические упражнения [8]

Глава 3 Ребенок и компьютер

В предыдущих главах было рассмотрено развитие ребенка в дошкольном возрасте и возможности компьютера. А в этой главе рассмотрим как можно использовать компьютер в дошкольном и младшем школьном возрасте.

В современном обществе практически все сферы жизни тесно связаны с компьютерными технологиями, не исключение и дошкольные образовательные учреждения. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых доказана возможность и целесообразность применения компьютера в обучении детей, проиллюстрирована его особая роль в развитии креативности, интеллекта, личности ребенка. Получить представления о мире, научиться анализировать и мыслить, развить воображение, память, способности ребенок может, используя доступную, понятную и необходимую ему информацию. Черпать ее можно из детских книг, детских телевизионных программ и развивающих компьютерных игр. Компьютерные игры способны помочь решить задачи формирования информационных качеств личности и информационной культуры, которые предусмотрены целостным подходом к развитию личности и являются одними из основных задач в современной педагогике. Задачей использования компьютерной игры является подготовка дошкольника к жизни в рамках информационного общества, обучение компьютерной грамотности, создание чувства уверенности работы за компьютером и воспитание психологической готовности к его использованию. Исследователи утверждают, что обучение, развитие и воспитание дошкольников при помощи компьютера должно осуществляться в форме игры, а игровую деятельность обеспечивают дидактические компьютерные игры

Компьютерные игры имеют очень большое значение и не только для развития интеллекта ребёнка, но и для развития его моторики,  а точнее для формирования моторной координации а также, координации совместной деятельности и зрительного а также,  моторного анализаторов .

Многочисленные родители дошкольников жалуются на крайнюю неуклюжесть своих детей, на то, что они плохо повторяют какие-то сложные физкультурные упражнения. Многие дети даже к 6-ти годам плохо воспринимают такое понятие, как право и лево. Эти и другие  недостатки ни в коем случае  не свидетельствуют об умственной отсталости или же, задержке развития малыша, но и думать, что они придут сами собой тоже не стоит.

Именно компьютер  может легко и быстро помочь в преодолении таких сложных дефектов, для которых даже самым опытным психологам иногда нужно несколько месяцев. Во всех играх, от самых простых к сложным, детям нужно учиться нажимать пальчиками на определенные клавиши,  а это развивает мелкую мускулатуру руки, и моторику детей.

Действия его рук нужно сочетать с видимым  им действием на экране. Таким образом, совершенно нормально, что без особых дополнительных специальных занятий, развивается  так необходимая малышу зрительно-моторная координация.

Практически все родители знают, как бывает трудно усадить ребёнка за занятия. На компьютере он занимается с удовольствием, и ни за что не будет возражать против ожидаемого предложения позаниматься на компьютере. Это  может быть связано с тем, что компьютер сам по себе очень  привлекателен для детей, как и  любая новая игрушка. Поэтому, и  игры на компьютере не воспринимаются ими в качестве занятий.

В настоящее время существуют специальные приемы знакомства дошкольников с компьютером, например [8]. В них отмечается, что с целью введения компьютера в жизнь дошкольника является «...прежде всего, формирование у него психологической готовности к жизни в обществе, широко использующем информационные технологии».

 Таким образом, интерес, вызываемый занятиями на компьютере, и является основой формирования таких важнейших структур, как познавательные мотивации, произвольная память а также, внимание. Развитие таких качеств крайне важно для 6-ти-летних детей, потому что, именно они во многом могут обеспечивать психологическую подготовку ребенка к школе.

Компьютерные игры составлены так, чтобы ребенок мог представить себе не единичное понятие или конкретную ситуацию, но получил обобщенное представление обо всех похожих ситуациях или предметах. Таким образом, у детей развиваются такие важнейшие операции мышления как обобщение и классификация, которые при стандартном обучении начинаю формироваться с 6-7 лет.

Если родители решили познакомить ребенка с Интернетом, то начинать совместное путешествие по Всемирной паутине лучше всего с сайтов, предназначенных специально для детей. Noggin.com, к примеру, предлагает игры и виртуальные раскраски для дошкольников. Разработчики детского сайта Googles.com — не путать с поисковиком Google.com — заявляют, что их игры и песни развивают у детей самоуважение.

С расширением рынка игрового программного обеспечения компьютерные игры все больше места занимают в жизни ребенка. В настоящее время рынок переполнен играми, насаждающими агрессию и насилие. Психологическая зависимость от компьютерных игр отрицательно влияет на психическое и соматическое состояние ребенка. Чтобы оградить ребенка от негативного влияния компьютерных игр необходимо тщательно следить за выбором игровых программ.

Следует использовать такие компьютерные игры, которые будут способствовать развитию познавательной активности ребенка и побуждать его к активному пополнению знаний об окружающем мире. Благодаря этому у детей развиваются психические процессы, необходимые для обучения в школе: мышление, память, восприятие, познавательная активность. В этих играх, как и во всякой творческой деятельности, ребенку потребуется активизировать свое мышление, сообразительность, находчивость, умение рассуждать.

Как отмечалось в I главе, ребенок не всегда способен концентрировать свое внимание в течение всего занятия на его содержании. Внимание обладает рядом свойств: концентрация, устойчивость, переключаемость. Обучающие игровые программы позволяют ребенку развивать в игровой форме указанные свойства внимания, что позволит ему быть более усидчивым, сосредоточенным в процессе учебной деятельности. Кроме того, у ребенка задействованы все виды памяти: образная, эмоциональная, зрительная, слуховая, логическая. Одна из основных заповедей улучшения памяти, - повторение. Дети, как правило, с большим интересом играют в одну и ту же игру много раз, тем самым укрепляют свою память. От занятия к занятию перед ребенком ставятся различные дидактические задачи, которые требуют от него определенный объем знаний и умений. В процессе игры начинает формироваться интерес к учебной деятельности, а игровая мотивация ребенка постепенно смещается на учебную.

Примером обучающей  компьютерной игры является Eduplay. Она была разработана в соответствии с теорией когнитивного развития Пиаже. [11] Согласно Пиаже, детское мышление движется от конкретного к абстрактному и наоборот, а использование материальных развивающих материалов поддерживает этот фундаментальный процесс.

Занятия на компьютере имеют большое значение и для развития произвольной моторики пальцев рук, что особенно актуально при работе с дошкольниками. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.

Ребенок овладевает новым способом, более простым и быстрым, получения и обработки информации, меняет отношение к новому классу техники и вообще к новому миру предметов.

Задачами этих занятий являются:

  • развитие и формирование зрительно-пространственной ориентации,
  • формирование и развитие произвольных психических функций (произвольное внимание, мышление, память и поведение),
  • развитие абстрактного, наглядно-образного мышления,
  • формирование и развитие логического мышления (классификация, сравнение, обобщение),
  • закрепление навыков счёта и чтения,
  • приобретение практических навыков при работе с ПК.

Как показывает практика уровень усвоения постоянно повышается. Управление компьютером (клавиатурой, мышью) усваивается детьми автоматически.

Так как у детей дошкольного возраста в обучении все еще ведущую роль оказывает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, то важным моментом на занятии является наглядность материала. Это:

  • магнитофон и CD-ROM для использования музыки на занятиях;
  • принтер для распечатки картинок, букв, цифр и т.д.
  • различный дидактический материал для занятия (картинки, фигурки из бумаги);
  •  использование картинок в домашних заданиях и поощрениях;
  • включение элемента рисования в домашнее задание (рисование в тетрадях);
  • подборка компьютерных программ для занятий (с использованием красочных, ярких картинок, анимации, звуковых эффектов).

Работа с дошкольниками требует гораздо большего внимания, чем с учащимися, и не только из-за возраста. Малыши еще не умеют «работать», не умеют «учиться» целенаправленно, именно по теме занятия. Кроме того, в этом возрасте очень сильно заметна разница в развитии между детьми. Поэтому, целесообразно больше говорить об индивидуальном обучении.

Если работа в ведется в дошкольном учреждении, в группах, лучше их делать небольшими – до 3 человек, чтобы у педагога была возможность в течение занятия каждому уделять внимание, каждому отдельно давать задание, следить за его выполнением.

Индивидуальная работа - это один из самых эффективных способов обучения дошкольников. Она может быть продолжена дома с родителями.

Используются игры и задания для развития у ребенка:

  • - внимания;
  • - зрительной и слуховой памяти;
  • - навыков простого счета и чтения;
  • - распознавания цветов и геометрических фигур;
  • - логического, образного и ассоциативного мышлений;
  • - творческого подхода к изучению нового;
  • - навыков усидчивости и самостоятельной работы.

В качестве электронной поддержки используются дидактические материалы:

«Компьютер для дошкольников».

«Компьютер для малышей (часть 5). Раскрашиваем на компьютере».

«Я учусь читать слова».

Сборник развивающих игр для детей «Веселые моторы» (часть 1,2).

«Несерьёзные уроки. Учимся мыслить логически».

«Несерьёзные уроки. Учимся считать».

«Художественное творчество. Мурзилка. Рисуем сказку».

«Школа маленьких зверят. Занимательные игры и упражнения для подготовки к школе».

В начальной школе детей уже привлекают для подготовки к изучению курса информатики.

Изучение информационных технологий в начальной школе является неотъемлемой частью современного общего образования и направлено на формирование у подрастающего поколения нового целостного миропонимания и информационного мировоззрения, понимания компьютера как современного средства обработки информации. [13]

Цели изучения общеобразовательных основ информатики в начальной школе:

1) развитие у школьников навыков решения задач с применением таких подходов к решению, которые наиболее типичны и распространены в областях деятельности, традиционно относящихся к информатике:

применение формальной логики при решении задач – построение выводов путем применения к известным утверждениям логических операций «если-то», «и», «или», «не» и их комбинаций — «если … и …, то…»);

алгоритмический подход к решению задач – умение планирования последовательности действий для достижения какой-либо цели, а также решения широкого класса задач, для которых ответом является не число или утверждение, а описание последовательности действий;

системный подход – рассмотрение сложных объектов и явлений в виде набора более простых составных частей, каждая из которых выполняет свою роль для функционирования объекта в целом; рассмотрения влияния изменения в одной составной части на поведение всей системы;

объектно-ориентированный подход – постановка во главу угла объектов, а не действий, умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов этой группы и действия, выполняемые над этими предметами; умение описывать предмет по принципу «из чего состоит и что делает (можно с ним делать»);

2) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой: знакомство с графами, комбинаторными задачами, логическими играми с выигрышной стратегией («начинают и выигрывают»), и некоторыми другими. Несмотря на ознакомительный подход к данным понятиям и методам, по отношению к каждому из них предполагается обучение решению простейших типовых задач, включаемых в контрольный материал, т.е. акцент ставится на умении приложения даже самых скромных знаний;

3) создание у учеников навыков решения логических задач и ознакомление с общими приемами решения задач – «как решать задачу, которую раньше не решали» – с ориентацией на проблемы формализации и создания моделей ( поиск закономерностей, рассуждения по аналогии, по индукции, правдоподобные догадки, развитие творческого воображения и др.).

Примером может служить программа [12]

Математик Сеймур Пейперт поставил задачу, как придать компьютерную форму плодотворным идеям, одинаково важным как поэту, так и инженеру. «В моем понимании компьютер действует как переходный объект по установлению связей, которые в конечном счете оказываются связями между одной личностью и другой». [14] Им была создана среда и язык ЛОГО, представляющая собой среду детского программирования, элементы которой могут быть использованы даже в начальной школе. В настоящее время в школах успешно применяется среда «ЛогоМиры», в которой простейшее программирование сочетается с графическим редактором-конструктором и анимацией, которая управляется программой [15]

Кроме непосредственного изучения информатики компьютерные технологии используются и в программах здоровьесбережения.

Так, например, существует довольно популярная в настоящее время технология биологической обратной связи (БОС). Авторы программ [16] связали обучение детей правильному дыханию с элементами программ для начальной школы по чтению и знакомству с окружающим миром. Авторами составлены мультимедийные уроки по этим предметам, включающие указания по системе дыхания. Результаты применения методики БОС для совершенствования речи в норме (специалисты голоса, языка и речи) и коррекции в патологии (заикание и различные функциональные расстройства речи) позволили рекомендовать ее для широкого внедрения как для оздоровления учащихся общеобразовательных школ, так и для лечения больных с различными речевыми расстройствами.

При работе ребенка на компьютере следует применить следующие рекомендации:

1. Не рекомендуется допускать ребенка дошкольного возраста к компьютеру чаще 2-   3 раз в неделю, больше одного раза в течение дня, а также поздно вечером или  перед сном.  

2. Продолжительность разовой работы ребенка на компьютере не должна превышать 10 минут для детей 5 лет, 15 минут – для детей 6 лет.

3. После игры за компьютером полезно провести с ребенком в течение 1 минуты

    зрительную гимнастику, чтобы снять напряжение с глаз, а также выполнить  

    физические упражнения для снятия общего утомления и напряжения с мышц шеи,

    верхнего плечевого пояса. Приведены в литературе [17] упражнения для проведения зрительной гимнастики:

 - Сильно закрыть глаза (зажмурить) на счет 1-4, затем раскрыть глаза, посмотреть вдаль через окно на счет 1-6. Повторить 3 раза.

 - Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Аналогично проводится упражнение с фиксацией взгляда влево.

 - Голову держать прямо. Поморгать на счет 10-15.

 - Не поворачивая головы перевести взор с фиксацией его на счет 1-4 - вверх, на счет 1-6 - прямо, 1-4 - вниз, 1-6 - прямо.

 - На оконном стекле сделать красную круглую метку диаметром 3-5 мм. За окном наметить какой-либо отдаленный предмет для фиксации взгляда вдаль. Ребенок должен стоять на расстоянии 30-35 см от метки и в течение 10 секунд смотреть на красную метку, а затем перевести взгляд на отдаленный предмет за окном и смотреть на него 10 секунд.

Рабочее место ребенка

1. Очень важно правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы не навредить его здоровью и физическому развитию. Ребенок при работе на компьютере должен сидеть правильно:

• стул должен быть со спинкой и желательно с подножкой;

• монитор нужно устанавливать только на верхнюю столешницу, клавиатура и мышь должны располагаться перед монитором так, чтобы было место на столе для опоры предплечий рук ребенка;

• глаза должны быть на уровне середины или 2/3 экрана монитора;

• расстояние от глаз до экрана монитора должно быть в пределах 60-70 см;

• источники освещения в комнате не должны вызывать блики на экране, поэтому монитор нельзя располагать напротив окна или прямого источника света;

• провода и кабеля компьютера должны подводиться к задней панели и не быть в прямом доступе для ребенка.

2. В комнатах, где включен компьютер, достаточно быстро теряет влагу воздух, поэтому чаще проветривайте эти комнаты, проводите влажную уборку, используйте искусственные увлажнители воздуха.

Домашний интернет фильтр

При занятиях на компьютере с детьми, особенно дошкольниками, педагог должен сидеть рядом с ребенком и вести с ним диалог об игре или рассматриваемом материале. Это необходимо, чтобы общение с компьютером не тормошило развитие речи у ребенка


Заключение

В дошкольном и младшем школьном возрасте развиваются следующие функции:

  1. Восприятие
  2. Память
  3. Речь
  4. Мышление

Использование компьютером на занятиях по специальным программам с использованием дидактических игр, способствует развитию перечисленных функций при следующих условиях:

  1. Работа за компьютером не должна превышать возрастных санитарных норм ребенка
  2. Гимнастика
  3. Специальное организованное компьютерное место
  4. Установка интернет фильтра
  5. Контроль со стороны взрослых
  6. Беседы с родителями о том, что ребенок узнал при помощи компьютера.

Таким образом использование компьютера с учетом ограничений и под контролем взрослых положительно влияет на развитие ребенка


Список литературы:

  1. Кулагига И.Ю Возрастная психология, М., 1999.
  2. Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога / под ред. А.А. Кроконина. М., 1993
  3. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика. - М.: Дрофа, 1998.
  4.   Кушниренко А.Г. и др. Информатика. - М.: Дрофа, 1998.
  5. Педагогика. Опыт применения компьютерных игр в развитии дошкольников статья http://paidagogos.com/?p=6088#more-6088
  6.  "Дошкольник и компьютер" Леонова Л.А. О пользе и вреде телевидения, видео, компьютера. http://dou908.narod.ru/frombk2.htm
  7.  Бесплатный интернет-фильтр для детей  http://www.icensor.ru/
  8.  Психологическая консультация восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр и. Г. Белавина http://library.by/portalus/modules/psychology/show_archives.php?archive=01&id=1107079697&start_from=&subaction=showfull&ucat=27
  9.  Педагогика.  Компьютер и дети. Часть 2 статья http://paidagogos.com/?p=3711#more-3711
  10. Столярова Е. Г. Программа "Компьютер для дошкольников" http://cdt-kolomna.edusite.ru/p17aa1.html
  11.  Учение Жана Пиаже об интеллектуальном развитии ребенка. Реферат. http://psinovo.ru/referati_po_psichologii_i_pedagogike/uchenie_zhana_piazhe_ob_intellektualnom_razvitii_rebenka.html
  12. Плотникова И. В. Рабочая программа по информатике по курсу «Информатика в играх и задачах» 1-2 классы (ФГОС)  http://predis.ru/dlya-studenta/4-kurs/rabochaia-programma-12-klass/
  13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа http://1-4.prosv.ru/info.aspx?ob_no=25561
  14. Пейперт с. Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи. М.: «педагогика» 1989
  15. Яковлев И.Н., Яковлева Е.И. ЛогоМиры 3.0: Сборник методических материалов. – М.: ИНТ, 2003.
  16. Сметанкин А.А. Коррекция речи. //Журнал «Биологическая Обратная связь», №1, 2012
  17.  Привалова Э А. Дошкольник и компьютер. http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2012/03/03/doshkolnik-i-kompyuter
  18. Абрамова Г.С. — Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие для студентов 2001 г. Твердый переплет, 320 стр.

ISBN 5-7695-0302-5

  1. Ануфриев, С.Н. Костромина А.Ф. — Как преодолеть трудности в обучении детей. Издательство: Ось-89, 2003 г. Мягкая обложка, 272 стр. ISBN 5-86894-319-8
  2. Доман Г. — Гармоничное развитие ребенка. "Аквариум" Москва 1996
  3. Конева О.Б. — Психологическая готовность детей к школе Учебное пособие" Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние родительских установок на развитие детей

Как влияют родительские установки на развитие ребёнка?...

Влияние компьютерных технологий на эмоциональное состояние учащихся с общим психическим недоразвитием, в условиях занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

В Нововаршавской школе-интернате VIII вида отдельным предметом в начальных классах два раза в неделю проводятся занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов, основной целью которых является...

Статья. "Развитие графической культуры и её влияние на коррекцию и развитие детей с ОВЗ".

Статья. "Развитие графической культуры и её влияние на коррекцию и развитие детей с ОВЗ"....

ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ И КОРРЕКЦИИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИСЛАЛИЕЙ

Своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости, но и гарантией формирования успешной учебной деятельности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем...

Влияние информационных технологий на обучение детей с задержками в развитии

Влияние информационных технологий на обучение детей с задержками в развитии...

Проектная работа по биологии на тему: «Влияние компьютерных игр на здоровье детей»

Невозможно представить современную жизнь без компьютера. Он служит для множества целей — начиная с воспитания и обучения детей и заканчивая контролем над важнейшими военными объектами.В настояще...