Главные вкладки

    Статья по психологии на тему:
    Насилие как социально-психологический феномен

    Формы насилия, Причины агрессивного поведения у детей и подростков

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nasilie.docx55.94 КБ

    Предварительный просмотр:

    Насилие как социально-психологический феномен

    В последние годы все мировое сообщество выражает озабоченность по поводу роста школьного насилия в различных формах. Высокий уровень агрессии и жестокости захлестнул современные школы: учащиеся используют холодное и огнестрельное оружие, высокотехнологичные устройства для демонстрации жестокого поведения по отношению к сверстникам и педагогам в Интернет-сети, преследование с использование социальных сетей и др. В то же время современные отечественные психолого-педагогические исследования практически не затрагивают эту проблему, несмотря на ее несомненную актуальность.

    Подростки 11-14 лет выросли в условиях, когда родители, занятые зарабатыванием денег, практически отстранились от целенаправленного семейного воспитания. Извечный вопрос ребенка «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Весьма часто оставался без ответа.

    Современный подросток владеет информационными технологиями и не обладает элементарной правовой культурой, не в полной мере осознает результаты своих поступков, не знает своих прав и обязанностей. Накладываясь на кризис возраста, проявляющийся в нарушениях поведения, асоциальных проявлениях и общем негативизма, указанные обстоятельства детерминируют всплеск школьного насилия.

    Если раньше учителя чаще всего фиксировали такие нарушения школьного поведения, как невыполнение домашних заданий, гиперактивность на уроках, уклонение от сбора металлолома, отсутствие школьной или спортивной формы, прогулы занятий и др., то сегодня отмечается грубость в отношениях со сверстниками и педагогами, демонстративное подавление личности учителя, драки, ранние беременности школьниц, избиение младших школьников (весьма часто с признаками межнациональной розни), алкоголизм, наркомания, изнасилования и даже убийства. Таким образом, отмечается резкое смещение нарушений нормативного поведения школьников в сторону противоправности.

     Насилие - это психологическое, физическое, социальное воздействие на ребенка, включающее жестокое обращение, угрожающее его физическому или психологическому здоровью и целостности, правам и благополучию, и вынуждающее его прерывать значимую для него деятельность и исполнять другую.

    Комплексное насилие  - сочетает в себе различные виды насилия: эмоциональное (психологическое), физическое, сексуальное, в результате воздействия которого возникают нарушения физического, психологического здоровья ребенка, что приводит к деформации личности, появлению отклонений в поведении, затрудняющих его социальную адаптацию.

    Согласно нашему внутри школьному плану мы рассмотрели проблему школьного насилия со следующих позиций:

    - влияние школьного насилия на психологический статус школьника.

    - возможности педагогической профилактики школьного насилия.

    - возможности педагогической коррекции последствий школьного насилия.

    Виды насилия

    Следует различать психологическое, физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, имеющие разный уровень влияния на психику школьника.

    Виды насилия

    Формы поведения

    1

    Физическое

    насилие

    Все агрессивные формы поведения, представляющие собой физическое воздействие на человека, включая ограничение свободы передвижений. И от обидчиков, и от жертв обычно можно услышать, что толкать, например, не так страшно как бить кулаком. В этой связи нужно заметить, что все формы физического насилия являются чрезвычайно опасными, что человека можно толкнуть так, что он упадет и расшибется насмерть

    2

    Вербальное и

    эмоциональное насилие

    Этот вид поведения включает угрозы, например, угрозы совершения физического насилия, самоубийства, разрыва отношений. Намерение обидчика заключается в том, чтобы контролировать действия партнера и его /ее друзей. Такое поведение часто приводит к тому, что жертва чувствует себя запуганной, беззащитной, подавленной и с низкой самооценкой. Этот вид поведения может выражаться в унижении, принуждении и изолировании. Он имеет большее воздействие, если ему предшествовало физическое насилие, так как появляется элемент страха перед ухудшением ситуации  

    3

    Уничтожение

    личного имущества (вандализм)

    Речь идет об уничтожении имущества, которое дорого другому человеку, например, одежды, украшений, машины, альбома с фотографиями и др. Такая форма насилия не наносит жертве непосредственного физического ущерба, но ее целью является установление контроля над жертвой и причинение ей боли и страданий

    4

    Сексуальное

    насилие

    Эта форма насилия направлена на грудь и половые органы. К ней же относятся оскорбления сексуального характера, принуждение к сексу, связанные с сексом угрозы и использование секса как орудия контроля

    Последствиями психологического насилия выступают периодические депрессии, высокий уровень внутреннего напряжения, сниженная самооценка.

    Физическое насилие способствует формированию недоверия к окружающим, страхи по отношению к взрослым, высокий уровень агрессии, резкое снижение способностей ребенка.

    Сексуальное насилие формирует у ребенка амбивалентность реакций по отношению к взрослым, чувство вины, перепады настроения, высокий уровень разговорчивости  либо, наоборот, замкнутость.

    Последствиями эмоционального насилия выступают вербальная агрессия, мстительность, потеря коммуникативного контакта с окружающими, высокий уровень негативизма по отношению к человеку, выступающему источником насилия.

    Общим результатом насилия по отношению к ребенку является нарушение системы доверительных отношений между ним и миром взрослых, которое порождает снижение обучаемости школьника, так как он не принимает помощи учителя, негативно относится к школе и учебе.

    Формы насилия

    Причины агрессивного поведения у детей и подростков

    На агрессивное поведение детей влияет комплекс факторов:

    - Персональные факторы (низкий уровень воспитания, неадекватная заниженная самооценка, высокая импульсивность, злоупотребление алкоголем, наркотиками, компьютерными играми, готовность к риску, ограниченное чувство самосохранения);

    - Поведенческие факторы (поведение, создающие помехи для окружающих, вандализм, бесцельное времяпровождение, прогулы и слабая успеваемость в школе, ранние сексуальные контакты, приводы в милицию, ранняя судимость);

    - Социальные факторы (культ насилия в обществе, влияние СМИ, отклоняющееся поведение родителей, низкий социально-экономический статус семьи, зависимость от социальной помощи, смена воспитателей, (отчим, мачеха), семейное и сексуальное насилие, друзья с отклоняющимся поведением).

    - Внутрисемейные конфликты (развод родителей, появление другого воспитателя, второго ребенка в семье, завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка). Дети из неблагополучных семей имеют больше шансов стать правонарушителями, чем дети, воспитанные в хороших, благополучных семьях. Гиперопека или равнодушие со стороны родителей также могут спровоцировать агрессивное поведение у ребенка.

    - Личные проблемы (наступление фазы полового созревания и связанные с этим проблемы физиологического и психологического характера). Недовольство собственной внешностью, неадекватное восприятие со стороны взрослых: Я взрослый, а Они обращаются со мной как с ребенком. Развитие критического мышления позволяет подростку ставить под сомнение поступки взрослых, протестовать против их морали. Проблемы с успеваемостью и приклеивание ярлыков (учителя и родители говорят, что ребенок неисправим, плохо воспитан или глуп). Для неуспевающих учеников агрессивное поведение является одним из средств, при помощи которых они компенсируют свою неуспеваемость.

    Диагностическая работа

    Результаты анкетирования по выявлению уровня агрессивности среди учащихся. Опрошено 84 учащихся. 6-е, 10 и 11 классы.

    Агрессорами являются примерно 7-8% общей выборки приведённого школьного опроса, а «типичными жертвами» - примерно 5% школьников. 5-6% опрошенных в равной степени являются как обидчиками, так и жертвами. Почти четверть учащихся являются   «эпизодическими обидчиками», так как они нерегулярно проявляют себя в качестве школьных правонарушителей. Более половины школьников характеризуются как «не участвующие». Статус агрессора и жертвы могут быстро меняться или переходить из одного в другой.

    Одной из трудно разрешимых проблем для педагогического коллектива является проблема воспитания у детей миролюбия, гуманного отношения к людям, стремление регулировать конфликтные ситуации или умение их избегать. Разрабатываются разные способы её решения. Безусловно, лучший способ – профилактика.

    Приложение №1

    Цель: Изучение индивидуальных особенностей учащихся. Изучение отношений в коллективе.

    Анкета №1 

    1.Интересно ли тебе на уроках?

    2.Стремишься ли ты узнать новое по школьным предметам?

    3.Пытаешься ли найти ответ – если что-то не понятно?

    4.Пытаешься ли не опаздывать на уроки?

    5.Стремишься ли вести себя так, что – бы не получить замечание?

    6.Переживаешь ли ты, если приходится по какой-либо причине пропускать уроки?    

    7.Принимаешь ли участие в трудовых делах класса?

    8.Помогаешь ли дома по хозяйству?

    9.Пытаешься ли поддержать класс, если его мнение не совсем совпадает с твоим личным интересом?

    10.Тревожит ли тебя, какое мнение о тебе в классе?

    11.Употребляешь ли иногда спиртные напитки?

    12.Куришь ли ты?

    13.Приходилось ли убегать из дома?

    Анкета №2 

    1. Приходилось ли тебе пропускать уроки без уважительной причины?

     2. Занимаешься ли на уроке посторонними делами?

    3. Были ли случаи, когда приходил на урок неподготовленным?

    4. Приходилось ли в кабинете завуча или директора держать ответ за плохое поведение в школе?

    5. Случалось ли быть участником драки в школе?

    6. Доводилось ли помогать проводить классные или школьные мероприятия?

    7. Бывали ли случаи, что ты сбегал с классных мероприятий?

    8. Пытался ли избегать общественных поручений?

    9. Случалось ли с нетерпением ждать часа, когда можно уйти из школы к другим ребятам?

    10.Участвовал ли в делах, которые шли бы вразрез с интересами ребят твоего класса?

    11. Старался ли избежать драки в школе, если представлялась такая возможность?

    12. Можешь ли устоять, если   представляется  возможность присвоить чужую, но нужную тебе вещь?

    Анкета №3

    1. С полной ли отдачей ты работаешь на уроке?

    2. Выполняешь ли ты домашнее задание?

    3. Вежлив ли со  взрослыми вне школы?

    4. Вовремя ли возвращаешься вечером с улицы домой?

    5. Проявляешь ли инициативу в проведении интересных дел в классе?

    6. Выбирают ли тебя в актив класса?

    7. Делаешь ли какие-нибудь полезные дела для класса?

    8. Стремишься ли иметь авторитет у ребят своего класса?

    9. Хочешь ли иметь много друзей в своем классе?

                         Основы социально-педагогической профилактики

    В системе профилактики школьного насилия ведущую роль отводится социальному педагогу, отмечая необходимость специальной организации процесса формирования готовности указанного специалиста к этой работе. Готовность социального педагога к такой деятельности представляет собой необходимое профессионально-личностное образование, выражающееся в целевой направленности на социально-педагогическую поддержку школьника, попавшего в ситуацию насилия, и на предупреждение таких ситуаций через формирование в образовательном пространстве школы гуманистического стиля взаимоотношений и способностей у учителей и учащихся к контролю своего поведения.

    В числе функций социального педагога по педагогической профилактики школьного насилия – диагностическая (анализ ситуации и отношения к ней субъектов образовательного процесса); оценочная (выявление ситуаций насилия и возможностей его нейтрализации); проектировочная (проектирование форм, методов и средств профилактики); исполнительская (реализация проекта профилактики в конкретных условиях).

    Профилактика физического насилия в семье должна включать гармонизацию детско-родительских отношений, просветительскую деятельность с будущими и молодыми родителями в женских консультациях и поликлиниках, а воспитательную работу среди учащихся старших классов общеобразовательной школы и учреждений среднего и высшего профессионального образования.

    Проблема насилия почти не рассматривается современными учеными-педагогами, так как, в основном, ею занимаются те, кто по роду своей профессиональной деятельности в большей степени затронут в системе профилактики и коррекции: криминалисты, правоведы, психологи-криминологи, служители религиозного культа.

    Основным условием педагогической коррекции последствий жестокого обращения с детьми является междисциплинарное согласованное профессиональное взаимодействие команды специалистов школы, с четким определением функций и роли каждого специалиста. В состав такой команды специалистов должны входить люди имеющие общую цель, задачи, идеологию и методологию работы, способные контролировать значимые ситуации в жизни ребенка, эмпатичные и восприимчивые к мнению других.

    Коррекционно-развивающая работа с детьми пережившими различные виды насилия:

    1. При эмоциональном насилии эффективным средством воздействия на личность ребенка дошкольного возраста является игровая терапия, а для ребенка младшего и подросткового возраста – когнитивно-поведенческая психокоррекция.

    2. При физическом насилии для дошкольников и младших школьников предлагается музыкальная психокоррекция, а для более старших детей - когнитивно-поведенческая с моделированием поведения.

    3. При сексуальном насилии для дошкольников и младших школьников вновь предлагается игровая терапия, а для подростков – арттерапетивческая коррекция.

    4. При комплексном насилии – сочетание игровой терапии и арттерапевтической коррекции.

    Профилактическая работа предполагает изменение социальной, семейной, личностной ситуации человека путём применения специальных педагогических и воспитательных мер, способствующих улучшению качества его жизни и поведения.

    Применительно к несовершеннолетним профилактическая деятельность может иметь место в двух случаях: когда негативные явления находятся ещё в зародышевом состоянии; когда ещё не проявляются, но высока вероятность их возникновения.  Успешное решение проблемы заключается в своевременном определении «диагноза» при наличии указанных явлений. Это наиболее важно с практической точки зрения, так как позволяет определить соответствующие меры профилактического воздействия, в том числе и медицинского характера: выявить детей с психическими и социальными аномалиями, спрогнозировать их поведение и принять меры по нейтрализации и смягчению наслоения аномального развития.

    Задачи педагогической профилактики:

    - подготовка учителей для работы с трудными детьми; содействие улучшению социального самочувствия;

    - психолого-педагогическое просвещение родителей;

    - устранение психотравмирующей и социально опасной ситуации;

    - снижение риска злоупотребления токсическими веществами, наркотиками и

    алкоголем;

    - развитие и формирование самостоятельности и социальной компетентности;

    - изменение представлений о самом себе и об отношениях с окружающими.

    Сравнивая социальную профилактику агрессии с реабилитацией, направленной на восстановление социальных связей у неблагополучных несовершеннолетних, с основными институтами социализации – семья, школа, группа сверстников.

    Профилактическая работа заключается в раннем выявлении неблагополучных, агрессивных несовершеннолетних, проблемных семей, в оказании им своевременной педагогической, психологической, социальной и юридической помощи. Целью социальной профилактики является создание предпосылок и условий для формирования нормального адекватного человека. Поскольку социальные отклонения обусловлены многими причинами и проявляются в различных формах, следовательно, профилактические мероприятия должны быть также разнообразны. В обобщенном виде они могут быть определены как нейтрализующие и предупреждающие определенные ситуации, которые способствуют социальным отклонениям.

    Методы профилактики:

    - методы, ориентированные на конкретных детей и подростков;

    -методы, ориентированные на семейные отношения;

    - методы, ориентированные на ближайшее окружение подростка (микросоциум).

             Индивидуальные методы профилактики, ориентированные на ребенка, в основном основываются на концепции когнитивной и поведенческой терапии, которая объясняет, что у проблемного ребенка имеются нарушения в области восприятия. Данные нарушения тем более выражены, чем неоднозначней конфликтная ситуация (когда неясно, создана она непреднамеренно или намерено). По мнению психологов, агрессивные дети склонны приписывать окружающим дурные намерения, а неагрессивные – видят в их действиях результат собственной ошибки. К недостаточности когнитивных процессов относятся: неспособность к эмпатии, ограниченность возможных стратегий преодоления конфликтов, фокусирование на конечной цели вместо обдумывания промежуточных шагов; плохое понимание мотивов, определяющих поступки, а также недостаточный самоконтроль.

            Технологии профилактики агрессии и насилия в школе условно можно разделить на следующие типы:

    - проблемно-ориентированные (тренинги социальной компетенции, уроки социального обучения, конфликтология) нацелены на изменение социальных и личностных проблем и соответствующих действий в ситуациях, которые провоцируют у ребенка агрессию. В ходе такого тренинга ребенок или подросток учится:

    - адекватно анализировать ход событий и предвосхищать собственные действия и реакцию социума (дифференцированное восприятие);

    -продумывать отдельные шаги (саморегуляция);

    - прорабатывать правила и структурировать задачи (контроль над действиями и эмоциями).

    Педагоги, психологи, социальные педагоги, родители являются активными трансляторами этих действий и знаний.

    - поведенческие тренинги (тренинги  бесконфликтного общения учащихся).  Поведенческие тренинги основываются на тренировке социально приемлемого поведения у детей и подростков на изменение обстановки, климата, отношений на уровне семьи, школьного и классного коллектива, друзей и посторонних людей.

    В  школе внедряются как отдельные элементы профилактики (индивидуальная работа с неблагополучными школьниками), так и система профилактики, предназначенная для всех участников образовательного процесса (уроки социального воспитания, тренинги по конфликтологии, круглые столы, деловые и интерактивные игры, игротерапия, сказкотерапия). В школу привлекаются узкие специалисты для работы с кризисными ситуациями, способными изменить отношение к насилию, сформировать психолого-педагогическую компетентность у детей, учителей и родителей.

           В рамках профилактической работы проводятся дискуссии, игры-размышления, просмотр видеоматериалов и фильмов, демонстрирующих специфические проблемы молодежи (секс, наркотики, насилие), санитарно-просветительская работа.

           Детям создаются условия, способствующие выплеску агрессивной энергии через социально одобряемые виды деятельности (игры, спорт, досуг).

           При внедрении профилактических идей и технологий нельзя игнорировать внешкольную деятельность ребенка, его контакты с другими институтами социализации, привлекать дополнительные ресурсы (сотрудников милиции, специалистов из комитета по делам молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних, учреждений дополнительного образования, медицинских работников, родителей).

    Система работы с трудными детьми:

    1. Выявление.

     1) Личные наблюдения классного руководителя и учителей предметников.

     2) Индивидуальная работа с детьми и родителями.

     3) Посещение на дому классным руководителем, соц. педагогом.

    2. Постановка на учет (внутришкольный)

    1) Списки.

    2) Картотека.

    3) Решение Совета профилактики о постановке на  внутришкольный учет.

    4) Составление плана работы.

    3. Профилактическая работа

    1) Индивидуальные беседы.

    2) Посещение на дому.

    3) Контроль за посещаемостью и успеваемостью в школе.

    4) Индивидуальная работа психолога (аутотренинги, анкетирование, заполнение карт).

    5) Работа с семьёй.

    6) Недели правовых знаний с приглашением специалистов (беседы с участковым, инспекторами ОДН, работниками прокуратуры, здравоохранения, просмотр фильмов).

    4. Порядок рассмотрения правонарушений учащихся

    1) Беседа классного руководителя.

    2) Собрание ученического коллектива класса.

    3) Классный родительский комитет.

    4) Социальный педагог, зам. директора по воспитательной работе.

    5) Орган ученического самоуправления школы.

    6) Совет профилактики.

    7) Педсовет.

    8) Общественная комиссия микрорайона.

    9) КДН и ЗП.

    5. Система работы по выполнению решений КДН и ЗП

    1) Выписка из решения КДН и ЗП  доводится до сведения ОУ в 5-ти дневный срок.

    2) Школа информирует КДН и ЗП  в 10-ти дневный срок о выполнении решений.

    3) Отслеживание выполнения решений КДН и ЗП  инспектором ОДН и соц. педагогом.

    4) Школа осуществляет контроль за выполнением решения КДН и ЗП.

    5) Совместные рейды по проверке выполнения решения (КДН и ЗП, ОДН, школа, микрорайон.)

                                                                                                             

    Поведение сотрудника в случае проявления агрессии.

    - Сохраняйте спокойствие. Несмотря на то, что вам будет нелегко сохранять спокойствие внутри, значение будет иметь именно ваше внешнее состояние.

    - Старайтесь дышать нормально, говорить тихо, но уверенно, не вставая со стула, если вы сидите. Часто естественной реакцией на то, что подросток встает и проявляет агрессию, будет желание встать самому. Это расценивается как конфронтация и усугубляет ситуацию.

    - Постарайтесь сохранить между собой и подростком какой-нибудь барьер. Если вы чувствуете, что он может начать проявлять агрессию, важно, чтобы между вами находился стол. Это помогает сохранить дистанцию и позволяет почувствовать себя защищенным. Как последнее средство, необходимо расположить мебель в кабинете так, чтобы у вас был путь отхода; это означает, что вы должны иметь возможность покинуть кабинет. Если конфликт обострится до той точки, когда уже будет существовать угроза вашей личной безопасности.

    - Постарайтесь сохранить диалог. Во время разговора постарайтесь быстро найти что-то общее, что позволит правонарушителю сконцентрироваться на чем-то ином, а не на своих агрессивных чувствах. Необходимо сохранить вежливое обращение и поддерживать связь с подростком во время инцидента.

    - Не идите на компромисс. Вы сотрудник, и вы выполняете свою работу. Вы должны оставаться объективным.

    - Демонстрируйте понимание преступникам, но не сочувствуйте им. Говорите ясно и повторяйте, чего вы ожидаете от них в плане изменения из поведения.

    - Не пытайтесь объяснять им сложные вопросы на данном этапе. Предложите им выбрать какой-либо из вариантов завершения ситуации, приемлемых для вас.

    Не -  принимайте замечания на свой счет

    Не -  показывайте раздражение

    Не -  относитесь к подростку снисходительно

    Не -  принимайте чью-либо сторону/ не противоречьте

    Не -  вторгайтесь в личное пространство преступника

    Не -  делайте ложных заявлений/не давайте обещаний.

          Необходимо предотвратить дальнейшее проявление агрессии в отношении вас. Для этого необходимо использовать приемы активного слушания, которые бывают очень эффективными:

    -  Определение эмоций. Навык требует реакции сотрудника на голос, чем на слова. Например: «Ты расстроен?», или «Я слышу в твоем голосе раздражение».

    -  Перефразирование. Умение сотрудника повторить в сокращенном виде то, что он услышал. Это продемонстрирует подростку, что его слышат. Подобный прием позволяет создать  атмосферу взаимопонимания и показывает, что сотрудник услышал и понял. Например: «Ты говоришь мне, что…?».

    - Отражение. Сотрудник повторяет последние слова, произнесенные подростком. Говорит мягко, медленно и четко. Например: «Итак, ты говоришь, что сердишься из-за того, что ….?»

    -  Эффективные паузы. Молчание будет эффективным, если оно будет служить твоим целям. Большинство людей чувствуют себя неловко при возникновении паузы и будут пытаться заполнить ее разговором. С помощью пауз можно снизить растущее напряжение и разочарование подростка. Паузы имеют максимальную эффективность, если сотрудник собирается сказать что-то важное, подросток пытается манипулировать сотрудником.

    -  Побуждающие реплики. Это звуки, которые вы произносите, чтобы показать, что вы слушаете. Они часто помогают создать взаимопонимание. Побуждающие реплики могут помочь подростку продолжать разговор. Например: «Да-да, я тебя слушаю».

    Выводы

     В настоящее время бичом во всем мире стало жестокое обращение с детьми родителей и иных взрослых, их вербальная агрессия, сексуальное, эмоциональное или физическое насилие над несовершеннолетними. Защита детей и подростков от жестокости, предупреждение преступлений против них является чрезвычайно важной, социально значимой и актуальной задачей, решение которой носит междисциплинарный характер. В деятельность по пресечению насилия должны вовлекаться работники правоохранительной системы, органов опеки и попечительства, представители социальной и педагогической сфер, сотрудники медицинской и психологической служб. Однако зачастую усилия по созданию эффективной системы профилактики и пресечения насилия в отношении детей, оказания помощи жертвам жестокого обращения разбиваются о препятствия, в числе которых:

    - игнорирование профилактической направленности в работе с подрастающим поколением и семьей;

    - отсутствие законодательных норм и правоприменительной практики по защите и реабилитации жертв, что усугубляется правовой грамотностью и недоверием населения к правоохранительным органам, низкими материальными доходами, не позволяющими обращаться за квалифицированной юридической помощью;

    - не сформированность у педагогических, милицейских, социальных, медицинских работников навыков общения с жертвой, что ведет к сокрытию или замалчиванию фактов насилия, особенно при отсутствии личной заинтересованности взрослого в наказании виновного и реабилитации пострадавшего;

    - отсутствие эффективно действующей и целесообразно организованной реабилитационной системы, приводящее к тому, что многие реабилитационные учреждения в действительности являются местом скопления детей, выпавших из нормальной жизни и др.

    Проблема усложняется тем, что значительная часть жертв насилия – выходцы из неблагополучных слоев или «уличные» дети, в судьбах которых лично мало кто заинтересован. Иногда дети оплачивают собственными страданиями и даже жизнями родительскую потребность в самоутверждении, стремление взрослых устроить личную жизнь, становятся заложниками пьяных отцов и постоянно раздраженных матерей. Разрешить проблему насилия над несовершеннолетними можно только при совместной работе педагогов, родителей и всех взрослых, которые так или иначе причастны к детям. Причем целью работы по нивелированию последствий насилия является не замена или устранение родителей, которые не в состоянии нести ответственность за воспитание своих отпрысков, а помощь семье в восстановлении или формировании способности к названной деятельности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие

    педагогическое общение как социально-психологическое взаимодействие...

    Пренебрежение интересами и нуждами ребенка в семье как социально-психологическое явление.

    Сущность и истоки жестокого обращения с ребенком в семье, формы его проявления и индикаторы домашнего насилия. Последствия домашнего насилия для развития ребенка: физического, психологического, сексуа...

    Конспект урока литературы по теме «Роман «Герой нашего времени» как социально – психологический роман. Особенности жанра и композиции»,

    Данный конспект предназначен для проведения урока литературы в 10 классе. Для него разработана презентация....

    СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ КАК УСЛОВИЕ СОЗДАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

    Проблема социально-профессиональной компетентности руководителя рассмотрена в ряде исследователей Ю.Н. Белокопытов, А.Г. Ковалев, Г.В. Панасенко, А. Попов, Э.А. Уткин, М. Вудкок, Д. Фрэнсис, Р. Марр, ...