Фестиваль педагогических идей
план-конспект по психологии на тему

Фестиваль педагогических идей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_ped.idey_.urok_po_psihologii_v_4.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по психологии в 4-ых классов.

Цель: Развитие наблюдательности, доверия, понимания, уважения и сотрудничества.

Задача:

  • Установление эмоционально-позитивного контакта.
  • Ориентировка детей в правилах и нормах поведения в группе.
  • Знакомство детей культурой другого народа-сказки, подвижные игры.
  • Помочь детям суметь увидеть и признать не только отличия между людьми и их культурами, но и общее в них.

Тема: Развивающие народные игры и сказки.

Ход занятия.

  1. Разминка.

Приветствие. Игра: «Настроение – цвет». (Учитель предлагает детям закончить фразу «Если бы твое настроение было цветом, то каким?».  Дети по кругу отвечают).

  1. Работа по теме.

Пазл из русской народной сказки: « Сестрица Аленушка и братец Иванушка». (Дети разделяются на группы, собирают пазл и должны отгадать картинку . Русская народная сказка в обработке А.Н. Толстого).

Учитель: «Скажите: Дети каких национальностей учатся в нашей школе?»

Ответы детей. На доску вывешивается картинки национальностей, в которых учатся.

(Учитель читает отрывок из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», который переделанный на современный лад. На этом отрывке Аленушка продолжает необычное путешествие в поисках своего брата Иванушки).

Фрагмент к занятию.

Туман стал рассеиваться, и девочка увидела, что стоит среди леса, на полянке. Лес этот почти сказочный - деревья невысокие, сплетаются друг с другом кронами. А растут деревья на каменистой почве. Посмотрела девочка внимательнее- стоит она в горном лесу. Узенькая каменистая тропинка приветливо белеет у самых её ног. Бодрым шагом пошла Аленушка, по тропинке и скоро оказалась у аала, расположившейся у подножия горы. Юрты аккуратные, во дворе каждого-загон для скота. Рядом с юрт лежат ягнята. Около одного из юрт, ребятишки играли какую-то игру. Пригляделась Аленушка - очень похоже на русскую национадьную игру с костями. Алена научилась играть в «кости» прошлым летом, когда ездила на летние каникулы к бабушке Оле в деревню, недалеко от города Рязани.(расположен между рекой Волги и Ока. В центре Восточно-Европейской равнины).

После прочтения обсуждение сказки.

Кто угадает, какую игру играли дети? (подсказка – тувинская игра «Кажык»).

Есть ли сходство в народных играх других народов?

- А давайте сыграть в одну из народных игр?

Например:   У русских: «Шапка-невидимка», а у казахов «Балтам тап», у тувинцев «Чинчи чажырары, или Чинчи-Шуру».

Держа руки за спиной, играющие становятся плечом к плечу по кругу. У одного из них в руках «шапка-невидимка», «чинчи-шуру». Водящий - в середине круга.

По сигналу участники игры начинают передавать за спиной шапку друг другу, стараясь делать это так, чтобы водящий не знал, у кого она находится.

Водящий ходит по кругу и зорко следит за движениями играющих. Время от времени он останавливается и, указывая на одного из игроков, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому обращается водящий, должен сейчас же вытянуть руки вперед. 
Если при этом шапка окажется у игрока, он сменяет водящего. 
В минуту опасности нельзя бросать шапку на пол. Нарушивший это правило выходит из игры. 
Любой участник игры, когда к нему попадет шапка, может надеть ее себе на голову, если только водящий не обращает на него внимания или находится не очень близко. 
Секунду покрасовавшись в шапке, надо снять ее и пустить по кругу. 
Если водящий запятнает, когда шапка на голове, придется уступить ему свое место, а самому водить.

Продолжение сказки: Рассказала Аленушка свою историю и попросила помощи у ребят. Дети ответили, что никакого незнакомого мальчика в их деревне нет, но можно спросить взрослых.

- К тому же ты устала, голодна. А в нашем аале очень любят принимать гостей. Пойдем, отдохнешь с дороги.

Так Аленушка оказалась в юрте, вежливо поздоровалась с хозяином и хозяйкой. Взрослые так же ничего не знали о брате девочки. Но сказали, что обязательно помогут. А для начала предложили всем вместе покушать.

Угощение было очень вкусным. Алена думала о том, какие вокруг добрые, приветливые люди. А когда хозяйка, устроив девочку на ночлег, начала рассказывать сказку.

Золотая птичка.

Жили-были старик со старухой. Однажды пошёл старик в лес за дровами. Облюбовал он себе высокое дерево и только взмахнул топором, вдруг из дупла выскочила золотая птичка.
—- Не руби, старик, моё дерево,— заговорила птичка человечьим голосом. Удивился старик, чуть топор на землю не выронил.
Взмолилась птичка и пообещала выполнить всё, что только он захочет.
Согласился старик и говорит: 
— Натаскай к моей юрте дров.
— Ладно, старик, будут тебе дрова. Вернулся старик в свою юрту с пустыми руками.
— Почему вернулся без дров, лентяй? — спросила его старуха.
Рассказал старик про золотую птичку.
На другой день старик со старухой увидели, что вокруг старой юрты навалено много дров. Удивился старик, заткнул топор за пояс и снова отправился в лес. Подошёл он к высокому дереву и ударил топором. Выскочила из дупла золотая птичка и спрашивает:
— Чего тебе нужно, старик?
— Поставь мне белую юрту,— сказал старик.
— Ладно, старик, будет тебе белая юрта,—ответила птичка и спряталась в дупло.
Вернулся старик домой.
На другой день проснулись старик со старухой в большой белой юрте.
Снова отправился старик в лес. Стукнул он по высокому дереву, выскочила золотая птичка и спрашивает:
— Чего тебе нужно, старик?
— Хочу, чтобы у меня белый скот был! — сказал старик.
— Ладно, старик, будет тебе белый скот,— ответила золотая птичка и спряталась в дупло.
Вернулся старик в юрту.
На другой день проснулись старик со старухой и увидели вокруг юрты огромное стадо белого скота.
Стали старик со старухой считать. Весь день скот считали, а сосчитать не могли.
Спрашивает старик у старухи:
— Чего бы нам ещё выпросить у золотой птички?
— Не жадничай, старик,— ответила старуха.— Всего у нас вдоволь, хватит на нашу жизнь.
— Эх ты, старая! От счастья своего отказываешься. Хочу быть ханом — слугам приказывать, а ты должна быть ханшей.
— Опомнись, старик, выбрось эти глупости из головы,—говорит ему жена.
Не послушал её старик и поспешил в лес. Стукнул топором по высокому дереву — нет птички. Ударил он посильнее, но и на этот раз не показалась золотая птичка. В третий раз изо всех сил ударил старик по дереву, чуть не срубил его совсем и стал кликать птичку. Но всё было напрасно. Рассердился старик, повалил дерево, обшарил дупло, но птички там не нашёл.
Вернулся старик и рассказал жене, как было дело. Долго ругала старуха жадного мужа.
Наступило утро. Проснулись старики, глядь — а у них прежняя дырявая чёрная юрта.

Уже засыпая, девочка подумала, что эта тувинская сказка очень напоминает ей какую-то русскую сказку. Название почти всплывало в памяти, но окутавший её тихий сон был таким красивым и спокойным, что название растворилось, словно туман, и девочка поплыла по волнам сна. «Завтра вспомню», - подумала Алена.

Учитель: - Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она вызывала?

- Вспомните, пожалуйста, другие сказки, где происходят подобные события?

- Поступки главных героев похожи?

- Можно ли сказать, что многие сказки похожи?

 «Чивы, чивы, чивычок… (русская народная сказка)»

Жил-был старик со старухой. Жили они бедно и дошли до того — не стало у них ни дров, ни лучины.

Старуха посылает старика:

Поезжай в лес, наруби дров. —

Старик собрался. Приехал в лес, выбрал дерево — и тяп-тяп по нему топором.

Вдруг из дерева выскакивает птичка и спрашивает:

Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок? —

Да вот старухе надобно дров да лучины. —

Поди домой, у тебя много и дров и лучины. —

Послушался старик — не стал рубить дерево. Приезжает домой — у него полон двор и дров и лучины. Рассказал он старухе про птичку, а старуха ему говорит:

У нас изба-то худа — поди-ка, старик, опять в лес, не поправит ли птичка нашу избу. —

Старик послушался. Приезжает в лес, нашел это дерево, взял топор и давай рубить.

Опять выскакивает птичка:

Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок? —

Да вот, птичка, у меня больно изба-то плоха, не поправишь ли ты? —

Иди домой, у тебя изба новая, всего вдоволь. —

Воротился старик домой и не узнаёт: стоит на его дворе изба новая, словно чаша полная, хлеба — вдоволь, а коров, лошадей, овец и не пересчитаешь.

Пожили они некоторое время, приелось старухе богатое житье, говорит она старику:

У нас всего довольно, да мы крестьяне, нас никто не уважает. Поди-ка, старик, попроси птичку — не сделает ли она тебя чиновником, а меня — чиновницей. —

Старик взял топор. Приезжает в лес, нашел это дерево и начинает рубить. Выскакивает птичка:

Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок? —

Да вот, родима птичка, нельзя ли меня сделать чиновником, а мою старуху — чиновницей? —

Иди домой, будешь ты чиновником, а старуха твоя — чиновницей. —

Воротился он домой. Едет по деревне — все шапки снимают, все его боятся. Двор полон слуг, старуха его разодета, как барыня.

Пожили они небольшое время, захотелось старухе большего.

Велико ли дело — чиновник! Царь захочет — и тебя и меня под арест посадит. Поди, старик, к птичке, попроси — не сделает ли тебя царем, а меня — царицей. —

Делать нечего. Старик опять взял топор, поехал в лес и начинает рубить это дерево. Выскакивает птичка:

Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок? —

Да вот чего, матушка родима птичка: сделаешь ли ты меня царем, а старуху мою — царицей? —

Ступай домой, будешь ты царем, старуха твоя — царицей. —

Приезжает он домой, а за ним уж послы приехали: царь де помер, тебя на его место выбрали.

Не много пришлось старику со старухой поцарствовать — показалось старухе мало быть царицей:

Велико ли дело — царь! Бог захочет — смерть пошлет, и зароют тебя в сырую землю. Ступай, старик, к птичке да проси — не сделает ли она нас богами... —

Взял старик топор, пошел к дереву и хочет рубить его под корень. Выскакивает птичка:

Чивы, чивы, чивычок, чего надо, старичок? —

Сделай милость, птичка, сотвори меня богом. —

Ладно, ступай домой — будешь ты быком, а старуха твоя — свиньей. —

Старик тут же обратился быком. Приходит домой и видит — стала его старуха свиньей.

- А сейчас предлагаю провести игру «Надувная кукла».

Ведущий играет роль «насоса»: он делает движения руками, имитирующие работу с насосом, и издает характерные звуки. Участники группы сначала расслабленно сидят в креслах, голова опущена, руки вяло висят вдоль тела. С каждым движением «насоса» «резиновые куклы» начинают «надуваться». Дети распрямляются, поднимают голову, напрягают руки и, в конце в концов, встают в полный рост, раскинув руки и расставив ноги. Через несколько секунд ведущий «выдергивает затычку» у «куклы», и игроки с шипением ( «ш-ш-ш!») расслабляются и постепенно опускаются на корточки.

И в конце игра «Настроение - цвет».

На этом наше занятие заканчивается! Спасибо за совместную работу! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль педагогических идей "Шаг к успеху"

    Данный фестивальможет проводится в рамках методического объединения. Такая форма необходима для профессионального роста учителя, для развития коммуникатиной компетенции учителя, д...

Выступление на фестивале педагогических идей. Школьный семинар - это форма учебного процесса.

Школьный семинар - это форма учебного процесса, представляющая собой групповое обсуждение учащимися определённой темы, учебной проблемы под руководством учителя. В современной школе общеприня...

Летний фестиваль педагогических идей в Одессе

Компания Панасоник Россия приглашает педагогов, руководителей образовательных учреждений принять участие в фестивале педагогических идей Ideas for education 2013, который пройдет в Одессе с 7 по...

Сценарий торжественного открытия фестиваля педагогических идей и находок «Шаг к успеху»

Сценарий разработан для проведения торжественного открытия фестиваля педагогических работников....

Выступление на "Фестивале педагогических идей"

На фестивале всегда есть какие-то идеи, которые можно подхватить и работать с ними дальше. Синквейн помогает не только обобщить изученный материал по теме, но и поможет ученикам "полюбить" работу со ...

Диплом и сертификат, удостоверяющий факт публикации в материалах Фестиваля педагогических идей "Открытый урок"

Конспект открытых интегрированных уроков по теме "Что за прелесть эти сказки!"...

Урок биологии по теме"Вирусы"10 класс. Материалы Всероссийского Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2013-2014год.

Разработка урока по теме "Вирусы"Создана технологическая карта урока.Приведён дополнительный материал для использования при подготовке к экзаменам....