Социально-психологические аспекты раннего выявления, реабилитации и сопровождения семей с детьми
статья по психологии на тему

В статье освещены методы  оказания помощи семье в рамках работы отделения службы сопровождения семей с детьми на базе социально-реабилитационного Центра , дано подробное описание метода групповой коррекции взаимоотношений в проблемных семьях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл реабилитация семей с детьми37.95 КБ

Предварительный просмотр:

Логинова Наталья Ивановна, педагог-психолог  отделения методологического сопровождения ОГКУСО СРЦН «Причал надежды» в г. Ульяновске - Центр по профилактике семейного неблагополучия», Россия.

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСМКИЕ АСПЕКТЫ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ,   РЕАБИЛИТАЦИИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ.                                                                    

        В статье освещены методы оказания помощи семье в рамках работы отделения сопровождения семей с детьми на базе СРЦН, дано подробное  описание  метода групповой коррекции взаимоотношений в проблемных семьях.

        Сопровождение, реабилитация, семья с детьми, профилактика сиротства, психологическая помощь.

Проблема раннего выявления семейного неблагополучия является актуальной и значимой в системе профилактической работы по защите прав и интересов несовершеннолетних,

   С 2015 года на базе Центра функционирует отделение сопровождения семей с детьми. Работа специалистов нового отделения чрезвычайно актуальна, ведь  чем  раньше  оказывается социальная поддержка конкретной семье, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями.

Семейное неблагополучие выявляется из следующих источников:

- сообщения граждан,

-  сообщения должностных лиц органов и учреждений,

- в ходе проверок рейдов,

- заявления родственников, родителей,

- в ходе индивидуального консультирования.

Как правило, в выявленных семьях имеет  место разной степени выраженности кризис или  тяжелое обстоятельство, с которым семья по той или иной причине справиться не может.

Важно отметить, что семье и отдельной личности в период жизненных кризисов свойственно искажение центрального образования самосознания —  образа мира, то есть представлений и отношений к себе и окружающему миру в целом, при этом , как правило,  нарушается адаптация человека к жизни.

Потерю себя и мира невозможно восполнить, применяя только  привычные средства социальной помощи : материальную поддержку, профессиональную переподготовку и трудоустройство, или призыв взять себя в руки.

 Чтобы вернуть человека к жизни, реанимировать отношения в семье, необходима специальная работа по возрождению у клиента механизма обретения им ответственности за себя и свой образ жизни, позиции «я — хозяин своей жизни и ее творец». Поэтому основной формой оказания  помощи должен стать специально организованный процесс — а именно, социально-психологическое сопровождение семьи или личности.

В настоящее  сопровождение рассматривают как системную технологию помощи семье . Большинство из них имеют в целом однотипные  этапы сопровождения:

I этап. Знакомство с семьей
II этап. Выезд специалистов на дом
III этап. Обследование родительского контингента
IV этап. Заседание  совета специалистов, совместное планирование работы с семьей
V этап. Групповая  и индивидуальная работа
VI этап. Патронаж
VII этап. Включение семей в сферу культурной жизни.

В сопровождении семьи главная роль принадлежит  руководителю учреждения - ответственному организатору .

  Основной его функцией и задачей является умение собрать и создать единую, слаженную рабочую команду, в которую входят  социальные педагоги, психологи, специализирующиеся по проблемам детства и супружеским взаимоотношениям.

   Главным составляющим эффективности работы Центра по профилактике семейного неблагополучия  является профессионализм специалистов.

Предлагаю рассмотреть более подробно некоторые формы и методы работы с семьей группы риска:

  1. Вмешательство в кризисную ситуацию в семье.

     Оно сводится к оказанию первичной психологической         поддержки и попытке мобилизации усилий членов семьи на преодоление кризиса. В кризисном вмешательстве реализуются как минимум следующие цели:

  • снижение болезненных симптомов (тяжелых переживаний, желания «напиться», отчаяния матери из-за неполноценности ребенка);
  • восстановление докризисного уровня функционирования семьи;
  • осознание семьей тех событий, которые приводят к состоянию дисбаланса;
  • выявление внутренних ресурсов , поиск и использование различных форм  помощи извне для преодоления кризиса.

На данном этапе существует риск отказа семьи от услуг сопровождения. В целях его предупреждения, специалистом важно учитывать следующие особенности взаимодействия с членами семьи:

- безусловное принятие личности родителя,

-доверительный тон взаимодействия,

- отсутствие высокомерия специалиста и желания самоутвердиться за счет клиента, нельзя пользоваться возможностью идеализации себя перед семьей:

-отсутствие нотаций и поучений, ненавязывание своих ценностей и убеждений.

Таким способом становится легче предупредить проблему отказа семьи от услуги Центра, нежели пытаться исправить уже состоявшийся отказ.

 Цель сопровождения - не менять или переделывать человека, а создавать возможности и условия стать самим собой в атмосфере доброжелательности , доверия, полного включения в сотрудничество .

Но в особо трудных или экстремальных ситуациях, содержащих угрозу жизни и здоровью в первую очередь детей или представляющих опасность для окружающих, клиент - центрированная поддержка не представляется целесообразной.

Вместо нее  применяется  «директивная поддержка», т.е. занятие  по отношению к клиенту авторитарной позиции в виде указания, директивы, предписания.

Возможна более сглаженная , директивная поддержка в виде договорного соглашения, когда специалист самостоятельно определяет комплекс мер, которые следует предпринять, но договаривается с клиентом о процессе работы и сотрудничает с ним на всем пути продвижения к цели.

2. Решение проблем трудоустройства длительно не работающих взрослых членов семьи.

Перед каждым длительно не работающим клиентом вопросы трудоустройства рано или поздно встают обязательно и неотвратимо.

Длительная безработица, как правило, формирует чувство страха перед контактами с внешним миром. Выпадение длительно неработающих из социального контакта нередко приводит к формированию уверенности, что остальные живут припеваючи, безбедно, имеют много денег, благополучны и счастливы.

Выпивка, наркотики, стремление к перемене мест становятся способом убить свободное время, которого у безработного очень  много.  В отношении работы у таких людей  целое «громадье» ничем не обоснованных фантастических планов, завышенных профессиональных притязаний, начиная с намерений стать не меньше чем менеджерами, гонщиками, и кончая мечтами уехать в Штаты, «жениться на богатой» или выйти замуж за бизнесмена, благодаря чему можно прожить безбедно до конца своих дней.

Поэтому трудоустройство - очень важные аспект в реабилитации семьи.
Активное профессиональное самоопределение- это всегда поэтапный процесс, который  включает:
- мероприятия по выявлению у клиента собственного желания работать,
- выявление склонности клиента к определенному виду деятельности или к профессии, которую он хочет выбрать,
-формирование  у клиента потребности в определенном виде труда на том поприще, которое он избрал для себя.


3.Кураторство с элементами надзора и контроля
.


«Куратор»( наставник) - лицо, назначаемое для оказания персональной помощи несовершеннолетнему или недееспособному человеку, для того, чтобы руководить его действиями с целью охраны общественных интересов.

Кураторство (взятие на поруки, попечительство, частичный надзор, индивидуальное шефство) направлено на поиск альтернативных подходов, способных оградить детей и подростков от совершения в дальнейшем более серьезных правонарушений . Кураторство предполагает вовлечение детей  и подростков в различные виду групповой и индивидуальной деятельности, проводимые учреждениями социального обслуживания. Куратор расширяет  сферу общения своих подопечных или выполнение им режимных моментов.

4. Клубная работа с семьей

На базе Центра функционирует клуб общения для родителей и детей «Радуга». Сотрудничество детей и взрослых в рамках клуба позволяет создать пространство особого смысла и деятельности, решающее многие семейные трудности. Это практикум для всех участников, закладывающий основы семейного творчества и взаимоподдержки .

В рамках работы клуба на базе Центра реализуется программа «Пусть всегда будет семья», целью которой является активизация эффективного социально-ролевого поведения в процессе построения супружеских и   детско-родительских  отношений. Заседания клуба проводятся 1-2 раза в месяц.

 Групповая реабилитация –актуальна и эффективна в работе со взрослыми.

Взаимодействие в группе дает возможность клиенту посмотреть на себя глазами другого, поделиться опытом между более благополучными родителями и менее благополучными, получить поддержку, расширить кругозор , получить общение по душам.

Тематика групповых занятий программы включает в себя реализацию трех разделов:

Раздел 1. «Открываем тайник души»  - с целью коррекции отношения членов семьи к собственному «я» (к себе), изменения мировоззрения;  развитие продуктивной адаптации к жизни.

Задачи раздела:

  1. Расширение «картины мира» родителя, преодоление базового чувства недоверия; коррекция зависимостей, прояснение жизненных ценностей, личностный рост.

Работа по разделу формирует основу для дальнейшей реабилитации и представлена НЛП техниками экстенсивного развития личности.

Раздел 2.«Строим семью»  - посвящен коррекции нарушенной      структуры функционирования семьи.

Задачи раздела :

 помощь семье в обнаружении себя как системы, имеющей собственную структуру, границы, функции, цели, потребности и смыслы существования.

Основной постулат терапии на данном этапе исходит из точки зрения о том, что «Семья- это единение «МЫ» и свободное существование «Я» каждого члена  семьи».

Семья - это система,  т.е.  группа людей, связанных общим местом проживания, совместным хозяйством, а главное – взаимоотношениями .

Хроническая негибкость семейной системы – бросающаяся в глаза особенность семей, члены которых имеют нарушения; вырасти здоровым в таких семьях практически невозможно, потому что они слишком  неподатливы.

Дисфункциональные семьи не способны к независимости или реальной близости. Они не знают себя и не знают друг друга. .

Поэтому на  первой встрече важно  каждому члену семьи  описать свою семью и то, чем они занимаются: «Расскажите о всей семье»; «На что похожа ваша семья?»; «Как она устроена?». Первые сеансы также  включают в себя исследование семейной истории (метод построения генограммы, выстраивание «Линии Времени» с основными событиями жизни родителя)

Работа специалиста по ранней профилактике семейного неблагополучия должна подтолкнуть клиентов к осознанию необходимости введения  правил взаимодействия в семье, коррекции дисфункциональных семейных и личных границ, выстраивания таких важнейших элементов функционирования семейной системы, как традиций и ритуалов.

Важно отметить, что через обращение к ценностям возможно развитие материнской эмпатии.

Нижеприведенные методы  активно используются специалистами в решении проблем недостаточной связи между мамой ми ребенком:

-  техники обращения к собственному детству - воспоминания о  детстве,  о том, как вас воспитывали , о прощении родителей, если с детства запомнились обиды и были получены психологические травмы;

-  воспоминания о самых приятных моментах  детства, их влияние на вашу дальнейшую жизнь,

- воспоминания детства, когда что-то хотелось и не сбылось/ или наоборот, сбылось: «В детстве мне хотелось…», «В детстве я мечтала…»

- незаконченные предложения: «Мамой быть просто…», «Мамой быть сложно...» , «Мои отличия как мамы в том, что…, и я желаю соседке справа….», «Семья нужна человеку для того, чтобы…» и т.д.

-анализ проблемных ситуаций  «Что теряет женщина с приходом материнства, что приобретает? », «Мамой быть сложно, мамой быть просто»

- выявление собственных ресурсов для материнства - дискуссия «Условия успешного материнства»

- Арт- терапия «Маска эффективной матери» ( какая она?  ассоциации,  в чем эффективна?) и так дале..

Раздел 3. «Общаемся с ребенком»- коррекции детско-родительских отношений.

Часть занятий программы  «Пусть всегда будет семья» проходит совместно с детьми, это способствует созданию ситуаций взаимодействия и сотрудничества, позволяет научиться способам эффективной коммуникации для разрешения проблем, которые могут возникать у родителя с ребенком (проблемы родителя).

Эффективными являются техники  гештальт-терапии : рисунки в парах, диалоги в паре ребенок-родитель, телесно-ориентированные упражнения.

Дефекты воспитания - это есть первейший и главнейший показатель неблагополучной семьи. Ни материальные, ни бытовые, ни престижные показатели не характеризуют степень благополучия семьи или неблагополучия - только отношение к ребенку.

В любом детско-родительском взаимодействии во время терапии важен правильный вывод: после занятия с каждым родителем происходит обсуждение по схеме-

  • Что получилось применять в ходе совместного занятия с ребенком?
  • Какие ошибки были вами допущены в ходе выполнения и как ребенок отреагировал на них?
  • Что, по вашему мнению, получил ребенок в ходе вашего с ним общения?

Техник психокоррекции в работе с семьями «группы риска»  множество, но главное в них – возможность вести  диалог  на понятном клиенту языке,  опираясь на его картину мира:

«Лесенка счастья», «Кто Я?»,

 «Линия жизни» (обозначение жизненных перспектив и средств их достижения),

 техники планирования жизненных целей ( цель всей жизни, цели на последующие  5 лет жизни, цели на день),

техники обращения к собственному детству (НЛП ),

 «Рисунок в паре», «Слепой и поводырь»,

«Я и мир вокруг»,

Автобиография «Я и мой жизненный путь» (осознание того, как прошлое влияет на настоящее как продолжает сказываться в настоящем, прощание с прошлым),

«Рамки, через которые мы смотрим на мир»( помощь в  осознании того , как взгляды на мир влияют на восприятие жизни в целом) и так далее.

Главное достоинство занятий по программе «Пусть всегда будет семья»  в том, что они позволяют  членам семьи посмотреть друг на друга иным  взглядом, осознать, изучить, апробировать и принять новые законы семейного и детско-родительского общения.

Результат реабилитации семьи зависит от следующих факторов:

  • причина неблагополучия - положительная динамика обозначается   в тех  случаях, когда причинами неблагополучия является педагогическая или экономическая несостоятельность родителя, неожиданная трудная жизненная ситуация, конфликтная ситуация в семье
  • возраст родителей – чем моложе родитель, тем более актуален  для него ресурс на восстановление утраченных ценностей. И наоборот: чем старше клиент, тем устойчивее его ценностный деформации личности и тем ниже мотивация на сотрудничество с психологом
  • психосоматическое здоровье - глубокие интеллектуальные нарушения,  многолетний алкоголизм в тяжелой стадии   значительно снижают результативность.

Но даже и в этом случае  клиенты нуждаются в духовной поддержке по коррекции мировоззрения, поиску смысла жизни, отреагировании чувств и переживаний.

Необходима дальнейшая популяризация проводимых мероприятий в рамках работы отделения сопровождения семей с детьми , это будет способствовать развитию высокого уровня профессионализма специалистов, повышению статуса семьи, укреплению семейных ценностей, формированию ответственного отношения к  родительству и недопущению социального сиротства.

Список использованной литературы:

1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие. М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000.

2.  Барцалкина В. Ад благих намерений. Путь к себе. № 8—9. 1993.

3. Бейкер К.Г. Теория семейных систем М. Боуэна // Вопросы психологии. — 1991. — №6.

4. Вебьер В. Важные шаги к помогающему диалогу. СПб.: РАТЭПП, 1998. с. 69—70.

5. Выготский Л.С. Собрание соч. М.: АПН СССР, 1982. Т. 5. С. 305.

6.Ковалев С. В.  НЛП человеческого совершенства. Психотехнологии экстенсивного развития. Издание второе — исправленное и доработанное — М.: Издательский Дом Профит Стайл», «КСП+», 2007, 496 с.

7.Комплексный подход в социальной работе. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 2. С. 14.

 Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Смысл, 1999.

8. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Наука, 1985. С. 95.

9.Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. М.: НФ «Класс», 1997.

10.Орлова Э.А. Общественный статус социальной работы: культурно-антропологическая интерпретация. Материалы методического семинара. М.: Институт социальной работы, 1996. С. 5—21.

11. Осухова Н.Г. Психологическое сопровождение личности в период адаптации к жизненным изменениям. Профориентация и психологическая поддержка — новые возможности занятости: Тез. докл. межрегиональной научно-практической конференции. М.: Красная площадь, 1996. С. 103—105.

12. Петровская Л.А. Развитие компетентного общения как одно из направлений оказания психологической помощи. Введение в практическую социальную психологию. М.: Смысл, 1996. С. 150—164.

13.Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик: основы психоаналитического процесса. М.: Смысл, 1995

14. Семья как социальный институт и проблемы маргинализации населения. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.

15. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1992

16.Столин В.В. Психологические основы семейной терапии. Вопросы психологии, № 6. 1982. С. 86—87.

17.Фанч Ф. Пути преобразования. Пер. с англ. Киев: Ника-Центр; Вист-С, 1997.

18.Филонов Л.Б. Стратегия контактного взаимодействия и проявления личности. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.: Наука, 1976. С. 296—315.

19.Черников А.В. Системная семейная психотерапия как модель помощи взрослым и детям // Мир  психологии. Научно-методический журнал. — 1996. — №1.

20. Экологический подход. Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей. 1994. Т. 3. С. 440.

21. Ярулов А.А. Коррекция негативной психической напряженности детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях детского дома: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1996.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособие "Социальное сопровождение семей с детьми"

Методические материалы и рекомендации для использования в педагогической деятельности...

Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми».

Доклад на тему: «Раннее выявление семей, склонных к насилию и жестокому обращению с детьми»....

Социально-психологическое тестирование на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ

Презентация для родителей и классных руководителей на тему "Социально-психологическое тестирование на предмет раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных вещест...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «УЧАСТИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ НА ПРЕДМЕТ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «УЧАСТИЕ В СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ТЕСТИРОВАНИИ НА ПРЕДМЕТ РАННЕГО ВЫЯВЛЕНИЯ НЕЗАКОННОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВИ ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ»...

Раннее выявление педагогом-психологом социально-психологических проблем обучающихся

Хочу поделиться своим опытом и считаю это находкой и своим спасением. Я пришла к этому вынужденно, но рада, что нашла этот способ. Я говорю об опосредованном обследовании обучающихся и опосредованном ...