Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" М.М.Безруких (по ФГОС)
календарно-тематическое планирование по психологии (5 класс) на тему

Сафонова Виктория Александровна

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Все цвета, кроме черного" М.М.Безруких составлена в соответствии с ФГОС. Программа направлена на профилактику вредных привычек и формирование ценностного отношения к  здоровью. Приложено календарно-тематическое планирование.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПОВЕДНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

МЫТИЩИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН

                                                                           УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ

Поведниковская СОШ

                                _________________ Н.И. Рыбинцева

(подпись)

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности

«Все цвета, кроме черного»

5 а, б класс

Составитель: Сафонова Виктория Александровна

Педагог-психолог без категории

Программа курса разработана на основе программы М.М.Безруких «Все цвета, кроме черного». (М: Вентана-Граф, 2015г.)

2015г.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» под руководством академика РАО, лауреата премии Президента России М. М. Безруких.

Программа  разработана в соответствии с документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012  №273-ФЗ;
  • Международная конвенция «О правах ребенка» от 20.11.1989г.;
  • «Всеобщая декларация прав человека» от 10.12.1948г.;
  • «Гражданский кодекс РФ» от 30.11.1994 №51-ФЗ;
  • «Основы законодательства РФ о культуре» от 09.10.1992г №3612-I.

Программа направлена на профилактику вредных привычек и формирование ценностного отношения к  здоровью. 
Традиционно педагоги и родители считают, что основная задача ранней профилактики наркотизма заключается в том, чтобы сформировать у ребёнка (подростка) представление о вреде алкоголя, никотина, наркотических и токсических веществ. Если мальчик или девочка узнают о пагубных последствиях употребления наркотических веществ, - рассуждают взрослые, - то этого вполне достаточно ля того, чтобы предотвратить знакомство с ними. Но так ли это на самом деле? Суть педагогической профилактики заключается не только в том, чтобы рассказать детям об опасности одурманивающих веществ, сколько в том, чтобы сформировать у них навыки, позволяющие успешно справляться с возникающими проблемами, реализовать свои желания и потребности за счёт внутренних личностных  ресурсов. Вот почему темы профилактической программы «Все цвета, кроме чёрного» актуальны, так как направлены на развитие у подростков познавательных интересов, способности эффективно строить взаимоотношения с окружающими (в том числе сопротивляться негативному давлению),  умения анализировать свои чувства и переживания. Все эти свойства и качества обеспечивают подростку личностную устойчивость к любым внешним негативным влияниям, а значит, снижают вероятность его знакомства с наркотическими веществами.

Описание места курса в учебном плане

Программа «Все цвета, кроме черного. Познаю свои способности» предназначена для детей в возрасте 11 – 12 лет. Курс рассчитан на 34 часа.

Программа предусматривает профилактику вредных привычек и формирование ценностного отношения к здоровью.

Программа включена в план внеурочной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 35 минут.

Программа курса разработана на основе программы М.М.Безруких «Все цвета, кроме черного». (М: Вентана-Граф, 2015г.)

Отсутствие временного регламента на выполнение каждого задания позволяет подросткам погрузиться в игровую ситуацию, осознать происходящее действие, найти адекватный вариант решения проблемы, выбрать вариант поведения, не задумываясь о том, что задание нужно выполнить как можно быстрее. Благодаря этому появилась возможность включить в работу мини-лекции по темам и осознанное обсуждение затрагиваемых вопросов.

Цель программы: сформировать представления у подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему.

 Программа профилактики  «Все цвета, кроме чёрного» в 5 классе реализует воспитательные и образовательные задачи:

  • развитие представления подростков о ценности здоровья, важности и необходимости бережного отношения к нему;
  • расширение знаний учащихся о правилах здорового образа жизни, воспитание готовности соблюдать эти правила;
  • формирование умения оценивать себя (свое состояние, поступки, поведение), а также поступки и поведение других людей;
  • формирование самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния;
  • развитие коммуникативных навыков (умения строить свои отношения с окружающими в разных ситуациях, избегать конфликтов);
  • формирование умения оценивать ситуацию и противостоять негативному давлению со стороны окружающих;
  • формирование представления о наркотизации как поведении, опасном для здоровья;
  • просвещение родителей в вопросах развития у подростков представлений о здоровом образе жизни, предупреждения формирования вредных привычек.

       Организация педагогической профилактики среди младших подростков предполагает и решение новых задач:

  • развитие представления подростков о своих способностях и склонностях, расширение сферы их интересов;
  • приобщение подростков к различным формам содержательного досуга;
  • формирование представления о неизбежных негативных последствиях наркотизации для творческих, интеллектуальных способностей человека, возможности самореализации, достижения социального успеха;
  • включение подростков в социально значимую деятельность, позволяющую им реализовать потребность в признании окружающих, проявить свои лучшие качества и способности.

 Формы и методы работы

Работа с комплектом предполагает как индивидуальные, так и коллективные занятия с учащимися. Большинство заданий носит интерактивный, игровой характер, выполняя их, подростки могут проявить свои творческие, организационные способности.

В рабочих тетрадях учащимся предлагаются следующие виды заданий:

•    анализ литературных отрывков — такая форма работы не только помогает подросткам научиться оценивать жизненные ситуации, разбираться в переживаниях других людей, но и пробуждает интерес к чтению, расширяет кругозор;

•    тесты, позволяющие подростку самостоятельно определить уровень сформированности того или иного личностного качества, проанализировать свое поведение и т. д. Основная задача тестовых заданий заключается в развитии навыка самооценки у учащихся;

•    дневниковые формы, предполагающие регулярную оценку подростком своего состояния или организации своей деятельности (оценка режима дня, работоспособности в течение недели, дня и т. д.);

•    творческие задания (составление рассказа, игры и т. д.), направленные на развитие креативных способное гей подростков, умения нестандартно мыслить, находить оригинальные решения проблем;

•    тренинговые задания, направленные на развитие и тренировку определенной способности или качества подростка (памяти, наблюдательности, внимания и т. д.).

   При работе педагог должен учитывать 2 фактора.

   1. Не регламентировать время на выполнение каждого задания. Это  

позволяет подросткам погрузиться в игровую ситуацию, осознать  

происходящее действие, найти адекватный вариант решения проблемы,

выбрать вариант поведения, не задумываясь о том, что задание нужно

выполнить как можно быстрее. В данном случае скорость выполнения    заданий не принципиальна.

      2. Необходимо всегда обсуждать с детьми выполняемые задания. Несмотря на то, что многие тесты и упражнения ребята выполняют самостоятельно, учитель всегда должен быть готов помочь, направить ход мыслей подростков. Очень важно, не навязывая своего мнения, подвести детей к верным выводам, поэтому анализируйте результаты вместе с ребятами, подводите итоги на каждом занятии.

         Коллективная работа в классе предполагает широкое использование различных вариантов игр. Игра выполняет целый ряд важных функций: социализирующую (позволяет подростку «опробовать» различные модели поведения, проверив их эффективность), коммуникативную (в игре ребята общаются между собой), диагностическую (игровая деятельность позволяет педагогу выявить возможные проблемы психологического, социального развития того или иного подростка),коррекционная (игра дает возможность изменить, скорректировать личностные характеристики подростка, при этом процесс изменения проходит естественно и ненавязчиво, незаметно для самого ребенка).

Участники ролевой игры изображают персонажей, действующих в определенных условиях (персонажи и ситуации описаны в задании). Участники игры должны решить поставленную перед ними задачу (избежать ссоры, выработать план действий и т. д.). Результат ребята анализируют вместе, отвечая на вопросы: насколько убедительно они сыграли свои роли, выполнили ли поставленную задачу, как еще могла развиваться ситуация и т. п.

Ролевые игры очень эффективны при освоении подростками навыков поведения в сложных ситуациях (в том числе в ситуации, когда подростку предлагают попробовать наркогенное вещество). Ролевая игра снимает психологический барьер, участники учатся сопротивляться внешнему давлению, отказываться от опасного предложения, от кого бы оно ни исходило.

         В отличие от ролевой игры, в сюжетно-ролевой игре нет четко заданного сценария действий. Обозначаются персонажи,определяется ситуация, в которой они должны взаимодействовать. Развитие же игры и ее конечный результат зависят от схемы поведения, выбранной персонажами. Так, в педагогической профилактике наркотизации сюжетно-ролевые игры могут использоваться для развития коммуникативных навыков, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях.

         Образно-ролевые игры позволяют активизировать чувственный опыт подростков, сформировать определенное эмоциональное отношение к тому или иному событию, явлению, фактору. Они эффективны для отработки навыков самооценки и саморегуляции. Так, в образно-ролевой игре подростки могут изображать различные эмоции и состояния (радость, злость и т. п.).

Мини-тренинги или тренинговые игры направлены на отработку какого-либо конкретного поведенческого навыка.

         В работе по программе «Все цвета, кроме черного» используется и метод проектной деятельности школьников. Ребятам предлагается выполнить несколько проектов (исследовательский, информационно-просветительский, творческий) в рамках изучения разных тематических модулей. Так, к примеру, подросткам предлагается провести опрос среди своих сверстников, цель которого — изучение их досуга, круга проблем; подготовить различные коллективные проекты в рамках работы по теме «Секреты сотрудничества». Учитель может расширить по своему усмотрению сферу применения этого метода обучения.

Дискуссионные формы. Дискуссия может быть организована в форме круглого   стола, ток-шоу, брейн-ринга и т. п. Выбранный жанр определяет сценарий проведения дискуссии.

Программа «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» построена по модульному принципу – их основным структурным и содержательным элементом является тематический модуль, отличающийся относительной законченностью и самостоятельностью. Содержание программы охватывает основные сферы социализации подростков и наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития. Информация, связанная с проблемой наркотизации, интегрируется в структуру каждого модуля и рассматривается в рамках конкретной темы.
Работа с УМК предполагает как групповые занятия с обучающимися, так и индивидуальные. Большинство занятий носит игровой характер, выполняя их подростки, могут проявить свои творческие, организационные способности. На занятиях предполагается выполнение следующих видов заданий:

  • анализ литературных отрывков;
  • тестовые задания для развития самооценки;
  • творческие задания (составление рассказа, логические задачи, игры);
  • тренинговые задания.

Содержание и структура программы отвечает следующим принципам:

•    возрастная адекватность — соответствие используемых форм и методов обучения психологическим особенностям младших подростков;

•    научная обоснованность — содержание базируется на данных исследований в области возрастной психологии, физиологии, педагогики;

•    комплексность — у подростков необходимо сформировать представление об опасности любых форм употребления любых одурманивающих веществ, твердое убеждение в том, что нет «безвредных» форм наркотизации. (Любое одурманивающее вещество — алкоголь, никотин, наркотик — чрезвычайно опасно для здоровья!);

•    практическая целесообразность — содержание программы отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с формированием у подростков навыков эффективной социальной адаптации, предупреждения раннего приобщения к одурманивающим веществам;

•    динамическое развитие и системность — содержание, цели и задачи обучения на каждом этапе базируются на сведениях, оценочных суждениях и поведенческих навыках, уже сформированных у подростков в ходе предыдущего этана работы, учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;

•    необходимость и достаточность предоставляемой информации — учащимся предоставляется только тот объем информации, которым они реально могут воспользоваться в жизни, который имеет для них практическую значимость;

•    безопасность информации — полностью исключены сведения, способные пробуждать интерес к наркотизации, облегчить возможность приобщения к употреблению наркогенных веществ (данные о вилах наркогенных веществ, способах их употребления);

•    включенность в процесс педагогической профилактики родителей младших подростков.

      Содержание программы охватывает основные сферы социализации подростков и наиболее актуальные, значимые для них ситуации развития. Информация, связанная с проблемой наркотизации, интегрируется в структуру каждого модуля и рассматривается в рамках конкретной темы. Так, к примеру, в тематическом модуле «Внимание: внимание!» обсуждается негативное влияние употребления наркогенных веществ на способность человека сосредотачиваться в теме «Секреты сотрудничества» — проблемы взаимодействия в рамках совместной работы людей. Эта информация приводится в рубрике «Это важно знать!».

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Карандаши, бумага, ПК, методические материалы для сказок, игр и упражнений, цветная бумага, рабочая тетрадь на печатной основе «Все цвета, кроме черного. Познаю свои способности» 5 класс, демонстрационные пособия (карточки, плакаты), музыкальное оборудование, диски.

Описание планируемых результатов:

  • полученные знания позволят обучающимся понять, почему им нужно заботиться о своём здоровье, соблюдать правила здорового образа жизни
  • подростки научатся управлять своим поведением, избегать конфликтов с окружающими;
  • учащиеся получат знания и навыки, связанные с предупреждением возможного приобщения к использованию одурманивающих веществ, научатся отказываться от предложений, которые считают опасными.

Содержание курса

Вводное занятие. «Увлечения мои и моих друзей». 2  часа.

Вводное занятие предполагает знакомство с тематикой проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности». Если обучающиеся  уже знакомы с данным проектом по прошлому году, то можно преступать ко второй части занятия, а если нет, то руководитель подробнее рассказывает о плане работы группы.  Вторая часть занятия  проходит в виде игры «Увлечения мои и моих друзей».

Тема I: «Кто умеет жить по часам?» 6 часов.

О том, что правильно организованный режим дня - непременное условие сохранение здоровья ребёнка, известно всем, но, к сожалению, далеко не в каждой семье соблюдается это условие. Формирование у школьников навыка планирования и умения эффективно распределять собственные дела помогает предотвратить возникновение состояния перегрузки, усталости, неверие в собственные силы, когда подросток считает, что он «всё равно не справится, не стоит и стараться». К тому же соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное развивает у подростка навык самоконтроля, самоорганизации и устойчивости к внешнему давлению. При выполнении заданий, предложенных учителем, или в рабочей тетради предполагается индивидуальная работа - подростки выполняют их самостоятельно. Задача педагога - заинтересовать обучающихся этой работой. Результаты заданий должны быть проанализированы - это поможет подросткам понять, что им нужно исправить в своих режимах дня.

Тема II: «Внимание: внимание!» 8 часов.

Внимание - одна из важнейших психологических функций человека, проявляющаяся в способности сосредоточиться в данный момент на каком-либо реальном или идеальном объекте. Рассматривая данную тему в рамках профилактической программы, необходимо сформировать у учащихся представление о том, что употребление психоактивных веществ негативно отражается на способности человека быть внимательным. Обсудите с подростками причины, по которым запрещается водить машины, управлять приборами и сложными механизмами, человеку, находящемуся в нетрезвом состоянии. Тема включает целый ряд тестовых и тренировочных заданий, которые позволяют обучающимся самостоятельно оценить характеристики своего внимания, но и помогут развить эту способность.

Тема III: «Секреты нашей памяти». 7 часов.

Память - одна из важнейших психических функций, выражающаяся в способности запечатлевать, сохранять и воспроизводить прошлый опыт.
Тема включает тестовые и тренинговые задания, показывающие уровень развития памяти: по способу запоминания, по затрачиванию волевых усилий. Итогом по данной теме предполагается выпуск стенгазеты, куда можно поместить информацию не только об основных правилах и методиках эффективного запоминания, но и  информацию о негативном влиянии употребления психоактивных веществ на память.

Тема IV: «Homo sapiens - человек разумный». 6 часов.

Задания данной темы направлены на развитие мыслительных способностей обучающихся.  Умения человека наблюдать природу помогло ему открыть многие её тайны и законы. Затем у людей появилась необходимость систематизировать свои знания об окружающем мире. Так зарождалась наука. Благодаря научным знаниям и творческому мышлению человек создал вокруг себя новый, рукотворный мир. Творческое мышление проявляется в способности человека создавать что-то новое и в том, умеет ли он в обычных, знакомых для него предметах и явлениях находить новое и необычное.

Тема V: «Какой ты человек». 2 часа. 

Любому человеку необходимо знать свои способности и возможности, т. е. уметь оценивать себя. От самооценки человека зависят его отношения с окружающими, его требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Все мы очень разные, но этим мы и интересны друг другу. 
Эта тема помогает определить черты характера, т. е. совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обуславливая типичные для неё способы поведения. В обычной жизни часто ставится знак равенства между понятиями «темперамент» и «характер». Однако эти понятия далеко не равнозначны. Темперамент - характеристика динамических особенностей деятельности индивида. Темперамент определяет впечатлительность, эмоциональную возбудимость личности. Задания этой темы помогут подростку оценить себя как личность, задуматься над чертами своего характера.

Тема VI: «Что я знаю о себе». 3 часа.

На заключительном занятии подводятся итоги работы в течение года. Ребята с помощью учителя обобщают всё, что они узнали о себе, своих психофизиологических особенностях и личностных качествах. Это поможет подростку увидеть все «сильные» и «слабые» стороны.

Критерии оценки результатов

- методика измерения самооценки «Дембо-Рубинштейн;

- методика «Цветовых выборов» (оценка актуального эмоционального состояния);

- методика «Социометрия» Р.В.Овчаровой («Дворец-Шалаш») (изучение межличностных отношений в классе);

- наблюдение за учащимися на уроках и переменах.

Тематическое планирование

Раздел 1. Кто умеет жить по часам

№ п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия

(УУД)

1

Знакомство с курсом

1

Высказать предположения о предстоящем курсе, скорректировать ожидания, договориться о правилах работы на занятиях

Овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками, навыками самоорганизации (РУУД)

Уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей. Уметь планировать свое время (ПУУД)

Доверительно и открыто говорить о себе и  своих чувствах (КУУД)

2

Увлечения мои и моих друзей

1

Участвовать в беседе и в игре «Увлечения мои и моих друзей»

3

4

Для чего человеку нужны часы?

2

Посчитать, сколько времени уходит на приготовление уроков, прогулку, занятия спортом, помощь взрослым. Отметить время начала и окончания занятий, закрасить соответствующий сектор. Составить режим дня. Составить список дел. Работать с отрывком из повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»

5

6

Все ли правильно в твоем режиме дня?

2

7

Оценка своего эмоционального состояния

1

8

Работоспособность человека

1

Выполнить задания для проверки работоспособности. Анализировать результат. Нарисовать плакат «Против курения»

Раздел 2. Внимание: внимание!

9

10

Виды внимания

2

Слушать мини-лекцию о видах внимания. Участвовать в обсуждении. Подготовить сообщение

Планировать цели и пути самоизменения, саморазвития (РУУД)

Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости (ПУУД)

При работе в группе учитывать мнение товарищей (КУУД)

11

12

Свойства внимания

2

 Узнать о свойствах внимания. Описать проявление внимания

13

14

Как проверить свое внимание

2

Провести взглядом все линии слева направо до конца. Записать парами цифры, обозначающие начало и конец каждой линии. Найти, назвать и показать числа от 1 до 25 и наоборот. Оценить результат

15

16

Великая роль внимания

2

Работать с отрывком из романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна». Ответить на вопросы по рисунку. Участвовать в обсуждении причин, по которым запрещается водить машины, управлять приборами и сложными механизмами, человеку, находящемуся в нетрезвом состоянии

Раздел 3. Секреты нашей памяти

17

18

Память – есть кладовая ума

2

Написать профессии, где особенно важно иметь хорошую память. Выделить профессии по рисунку.

Планировать цели и пути самоизменения, саморазвития (РУУД)

Оценивать правильность выполнения действий и корректировать при необходимости (ПУУД)

При работе в группе учитывать мнение товарищей (КУУД)

19

20

Виды памяти

2

Слушать мини-лекцию о видах памяти. Участвовать в обсуждении. Подготовить сообщение о зрительной, слуховой, смысловой и механической памяти

21

Изучение памяти

1

Выполнить задания в паре, меняясь ролями. Читать слова и записывать запомнившиеся. Запомнить фигуры, воспроизвести их по памяти. Оценить результат

22

23

Как развить память

2

Узнать об эффективных способах запоминания учебного материала. Работать со стихотворение С.Я.Маршака «В гостях у королевы»

Раздел 4. Homo sapiens – человек разумный

24

25

Век живи, век учись

2

Узнать о значении «Homo sapiens». Познакомиться с пословицами на разных языках. Написать, какими качествами нужно обладать, чтобы хорошо учиться

Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы. Осознавать свои трудности и стремиться их преодолевать. Овладеть способами самооценки выполнения действия. Осваивать  правила планирования, контроля способа решения. (РУУД)

Учиться рассуждать, строить логические умозаключения (ПУУД)

Осознавать необходимость признания и уважения прав других людей (КУУД)

26

27

Решение логических задач

2

Решать, объяснять и анализировать логические задачи

28

29

Творческое мышление

2

Участвовать в игре «Путешествие в будущее». Показать будущее планеты из разных ролей

Раздел 5. Какой ты человек

30

Самооценка своих способностей

1

Отметить свои качества. Описать свой характер, что хотелось бы изменить, рассказать о своих увлечениях

Извлекать с помощью учителя необходимую информацию из лекции, литературного сюжета (РУУД)

Учиться исследовать свой характер и свой темперамент (ПУУД)

Учиться работать в парах (КУУД)

31

Характер человека

1

Послушать мини-лекцию о характере и темпераменте человека. Анализировать ситуацию, находить эффективный путь решения проблемы за счет собственных сил и умений. Обсудить отрывок из повести А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», басню И.А.Крылова «Мышь и крыса», «Зеркало и обезьяна»

Раздел 6. Что я знаю о себе

32

Исполнение мечты

1

Представить свое ближайшее будущее, отобразить его графически

Учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях (РУУД)

Обогатить представления о собственных возможностях и способностях  (ПУУД)

Учиться самостоятельно решать проблемы общения (КУУД)

33

Мои возможности

1

Обобщить все, что узнали о себе, своих психофизиологических особенностях и личных качествах. Занести сведения в сводную таблицу

34

Итоговое занятие

1

Список литературы:

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей / Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. – М.: Ось – 89. – 1998.
2. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филлипова Т. А. Все цвета, кроме чёрного: 5 – 6 класс/  Безруких М. М., Макеева А. Г., Филлипова Т. А. Пособие для педагогов и родителей – М.: Вентана–Граф. – 2015.

3. Безруких М. М., Макеева А. Г., Филлипова Т. А. Все цвета, кроме чёрного/  Безруких М. М., Макеева А. Г., Филлипова Т. А. Книга для родителей – М.: Вентана – Граф. – 2014. (В помощь образовательной организации: профилактика злоупотребления психоактивными веществами).
4. Рогов Е. И. Я и самопознание / Рогов Е. И. – М.: Март. – 2006.
5. Ускова Г. А. Психолого – педагогическая диагностика младших школьников / Ускова Г. А. – М.: Академический проект. – 2004.



Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по психологии

На 2015-2016 учебный год

5 А класс

Номера уроков

Наименования разделов и тем

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) по теме

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Кто умеет жить по часам? (8ч всего; 1ч в неделю)

1

Знакомство с курсом

Высказать предположения о предстоящем курсе, скорректировать ожидания, договориться о правилах работы на занятиях

01.09.2015-04.09.2015

2

Увлечения мои и моих друзей

Участвовать в беседе и в игре «Увлечения мои и моих друзей»

07.09.2015-11.09.2015

3

4

Для чего человеку нужны часы?

Посчитать, сколько времени уходит на приготовление уроков, прогулку, занятия спортом, помощь взрослым. Отметить время начала и окончания занятий, закрасить соответствующий сектор. Составить режим дня. Составить список дел. Работать с отрывком из повести Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома»

14.09.2015-18.09.2015

21.09.2015-25.09.2015

5

6

Все ли правильно в твоем режиме дня?

28.09.2015-02.10.2015

05.10.2015-09.10.2015

7

Оценка своего эмоционального состояния

12.10.2015-16.10.2015

8

Работоспособность человека

Выполнить задания для проверки работоспособности. Анализировать результат. Нарисовать плакат «Против курения»

19.10.2015-23.10.2015

Внимание: внимание! (8ч всего; 1ч в неделю)

9

10

Виды внимания

Слушать мини-лекцию о видах внимания. Участвовать в обсуждении. Подготовить сообщение

26.10.2015-30.10.2015

09.11.2015-13.11.2015

11

12

Свойства внимания

 Узнать о свойствах внимания. Описать проявление внимания

16.11.2015-20.11.2015

23.11.2015-27.11.2015

13

14

Как проверить свое внимание

Провести взглядом все линии слева направо до конца. Записать парами цифры, обозначающие начало и конец каждой линии. Найти, назвать и показать числа от 1 до 25 и наоборот. Оценить результат

30.11.2015-04.12.2015

07.12.2015-11.12.2015

15

16

Великая роль внимания

Работать с отрывком из романа М.Твена «Приключения Гекльберри Финна». Ответить на вопросы по рисунку. Участвовать в обсуждении причин, по которым запрещается водить машины, управлять приборами и сложными механизмами, человеку, находящемуся в нетрезвом состоянии

14.12.2015-18.12.2015

21.12.2015-25.12.2015

Секреты нашей памяти (7ч всего; 1ч в неделю)

17

18

Память – есть кладовая ума

Написать профессии, где особенно важно иметь хорошую память. Выделить профессии по рисунку.

11.01.2016-15.01.2016

18.01.2016-22.01.2016

19

20

Виды памяти

Слушать мини-лекцию о видах памяти. Участвовать в обсуждении. Подготовить сообщение о зрительной, слуховой, смысловой и механической памяти

25.01.2016-29.01.2016

01.02.2016-05.02.2016

21

Изучение памяти

Выполнить задания в паре, меняясь ролями. Читать слова и записывать запомнившиеся. Запомнить фигуры, воспроизвести их по памяти. Оценить результат

08.02.2016-12.02.2016

22

23

Как развить память

Узнать об эффективных способах запоминания учебного материала. Работать со стихотворение С.Я.Маршака «В гостях у королевы»

15.02.2016-19.02.2016

22.02.2016-26.02.2016

Homo sapiens – человек разумный (6ч всего; 1ч в неделю)

24

25

Век живи, век учись

Узнать о значении «Homo sapiens». Познакомиться с пословицами на разных языках. Написать, какими качествами нужно обладать, чтобы хорошо учиться

29.02.2016-04.03.2016

07.03.2016-11.03.2016

26

27

Решение логических задач

Решать, объяснять и анализировать логические задачи

14.03.2016-18.03.2016

04.04.2016-08.04.2016

28

29

Творческое мышление

Участвовать в игре «Путешествие в будущее». Показать будущее планеты из разных ролей

11.04.2016-15.04.2016

18.04.2016-22.04.2016

Какой ты человек (2ч всего, 1ч в неделю)

30

Самооценка своих способностей

Отметить свои качества. Описать свой характер, что хотелось бы изменить, рассказать о своих увлечениях

25.04.2016-29.04.2016

31

Характер человека

Послушать мини-лекцию о характере и темпераменте человека. Анализировать ситуацию, находить эффективный путь решения проблемы за счет собственных сил и умений. Обсудить отрывок из повести А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», басню И.А.Крылова «Мышь и крыса», «Зеркало и обезьяна»

03.05.2016-06.05.2016

Что я знаю о себе (3ч всего; 1ч в неделю)

32

Исполнение мечты

Представить свое ближайшее будущее, отобразить его графически

10.05.2016-13.05.2016

33

Мои возможности

Обобщить все, что узнали о себе, своих психофизиологических особенностях и личных качествах. Занести сведения в сводную таблицу

16.05.2016-20.05.2016

34

Итоговое занятие

23.05.2016-27.05.2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности. 6 класс "Русь и Орда".

Рабочая программа посвящена изучению периода, занявшего в нашей истории более двух веков - времени зависимости от Золотой Орды. В связи с тем, что этот аспект в школьной программе изучен не достаточно...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Исследовательская деятельность»

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности«Исследовательская деятельность» 5 класс...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Планета здоровья ». для 1- 4 класса.

Общеобразовательная школа является одним из важнейших звеньев в цепи формирования основ здорового образа жизни учащихся. Физкультурно-оздор...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности в 5 классе "Путешествие по Америке"

Новые реалии в России и во всем мире потребовали расширения функции иностранного языка и изменение отношения к нему, как к учебному предмету.   Проблема организации обучения иностранным язык...

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности "Английский с удовольствием" по ФГОС.

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности  «Английский с удовольствием» по ФГОС для  4-х  классов....