Профориентационное занятие: "ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ. МОТИВЫ ВЫБОРА"
элективный курс по психологии (8 класс) на тему

Профоринтационное занятия для старшеклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_pr.2.docx18.01 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЕ № 2 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛЕ В МИРЕ ПРОФЕССИЙ.

МОТИВЫ ВЫБОРА

Цель: создание информационного поля в мире профессий; проработка первого элемента структуры профессионального выбора.

Задачи ведущего:

продолжать формировать общность группы;

 учить эффективному поведению для достижения групповой задачи; выявить уровень информированности, стереотипы и мифы существующие в обществе по отношению к профессиональной деятельности.

Необходимое оборудование: тетради для записей и выполнения заданий, тестов; ватманы и маркеры.

Ход занятия

1. Участники сидят в кругу, свободных мест нет, ведущий в центре.

2. Ведущий произносит фразу: «Ветер дует на тех, кто…» ( кто любит математику), и все участники которым подходит данная характеристика меняются местами. Задача ведущего успеть занять освободившееся место. Так появляется новый ведущий.

3. Затем новый ведущий произносит фразу: «Ветер дует на тех, кто…» и даёт ей свое продолжение.

– Мозговой штурм «Самые  самые». Упражнение выявляет уровень информированности, стереотипы и мифы существующие в обществе по отношению к профессиональной деятельности.

1. Познакомьте участников с правилами мозгового штурма:

– называя идеи нельзя повторяться;

– чем больше список идей, тем лучше;

– разрабатывайте проблему, подходя к ней с разных сторон, расширяйте и углубляйте различные подходы;

– идеи не оцениваются и не критикуются.

2. Предложите участникам индивидуально в течении нескольких минут записать в своих тетрадях не менее трёх качеств – характеристик самых престижных профессий (не озвучивая их название) и не менее трёх качеств – характеристик самых не престижных профессий.

3. По кругу опросите участников, попросив их называть одну характеристику престижной и одну не престижной профессии.

4. Продолжайте мозговой штурм до тех пор, пока новые идеи не перестанут появляться.

5. Записывайте все идеи на ватман, разделённый чертой на две колонки «Самые престижные» и «Самые не престижные». Каждой идее присваивайте порядковый номер.

6. Проведите групповую дискуссию, предложив участникам выбрать 5 самых ярких и точных характеристик в каждом столбике. Запишите их на отдельном плакате.

Упражнение «Самые - самые»

1. Объедините участников в четыре группы кооперативного обучения (КО).

2. Затем пусть участники соберутся в группы 3. Предложите группам сесть в разных углах аудитории. Попросите членов каждой группы КО сесть в кружок.

4. Распределите уже знакомым способом роли (ведущий, хронометрист, докладчик, стенографист)

5. Дайте задание 1 и 2 группе составить список «Самых престижных профессий» опираясь на те 5 качественных характеристики, которые отражены на стенде прошедшего мозгового штурма.

6. Дайте задание 3 и 4 группе составить список «Самых не престижных профессий» так же опираясь на те 5 качественных характеристик, которые отражены на стенде прошедшего мозгового штурма.

7. Время на выполнение задания не более 7 минут.

8. По окончании работы в группах КО к стенду «Самые престижные» приглашаются докладчики 1 и 2 группы. Каждый из них по очереди озвучивает и записывает по одной профессии от своей группы. Это продолжается до тех пор, пока идеи не иссякнут.

9. Когда список готов участники 3 и 4 команды задают уточняющие вопросы по списку участникам 1 и 2 команды.

10. По дискуссии к стенду «Самые не престижные» приглашаются докладчики 3 и 4 группы. Каждый из них по очереди озвучивает и записывает по одной профессии от своей группы. Это продолжается до тех пор, пока идеи не иссякнут.

11. Когда список готов участники 1 и 2 команды задают уточняющие вопросы по списку участникам 3 и 4 команды.

12. При необходимости ведущий курса дает свою экспертную характеристику.

Энергизатор «Мяч по кругу»

1. Участники встают в круг, держа руки с открытыми вверх ладонями на уровне талии. Задача: прокатить мяч по ладоням по кругу так, чтобы он не упал на пол.

2. Сначала пустите мяч по кругу по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Желательно, чтобы темп игры был как можно более быстрым.

3. Можно усложнить задачу подставив руки тыльной стороной ладони.

Мозговой штурм «Мотивы выбора профессии»

1. Напомните участникам правила мозгового штурма:

– называя идеи нельзя повторяться;

– чем больше список идей, тем лучше;

– разрабатывайте проблему, подходя к ней с разных сторон, расширяйте и углубляйте различные подходы;

– идеи не оцениваются и не критикуются.

2. Предложите участникам индивидуально в течение нескольких минут составить список мотивов, которыми обычно руководствуются люди при выборе ВУЗа, профессии или места работы.

3. По кругу опросите участников, попросив их называть один из мотивов.

4. Продолжайте мозговой штурм до тех пор, пока новые идеи не перестанут появляться.

5. Записывайте все идеи на ватман. Каждой идее присваивайте порядковый номер.

6. При необходимости дополните список наиболее распространенными мотивами, которых ранее не назвали:

– интерес к работе, удовлетворение от работы;

– наличие способностей к данной деятельности;

– творческий характер работы, разнообразие;

– присутствие четких инструкций, порядка в работе;

– возможность без труда найти работу по специальности;

– возможность без труда получить необходимое образование;

– безопасность работы для здоровья;

– работа не будет утомлять меня;

– высокая оплата труда;

– выбор будет одобрен родителями;

– выбор вызовет уважение моих друзей;

– возможность сделать карьеру;

– профессия считается престижной;

– профессия соответствует моему полу (мужская или женская);

– возможность работать в коллективе, общаться с коллегами;

– быть одной профессии со значимым для меня человеком.

 Предложите учащимся выбрать из списка составленного в ходе мозгового штурма пять актуальных для каждого участника мотива выбора профессии, если мотив в списке не указан, то ведущий предлагает записать мотив собственного сочинения. Эти пять мотивов фиксируются в верхней строке «Выбранные мотивы», каждый в своей ячейке.

 После того как мотивы выбраны, предложите участникам записать в первом столбце две или три профессии которые ученик предполагает выбирать в будущем. Если вариантов нет, предложите пофантазировать и выбрать наиболее привлекательную профессию.

 Дальнейшая работа заключается в том, чтобы оценить каждую из профессий по каждому из критериев в верхней части таблицы. Оценка производится по 5-бальной системе, где 5 баллов – полностью соответствует, 1 балл – вообще не соответствует.

 ПО окончании работы предложите подсчитать сумму баллов по каждой профессии.

Увидев свои собственные результаты учащийся может сделать для себя определенные выводы.

По завершении самостоятельной работы проводится обсуждение полученных результатов. Обсуждение строится в форме дискуссии, при которой ведущий делает упор на соответствие индивидуальных мотивов личностным целям и смыслам. Подчёркивая ответственность за собственный выбор (включая выбор мотивов «выбор будет одобрен родителями, выбор вызовет уважение моих друзей»).

Анализ занятия

Продолжите предложение «Сегодня на занятии я …»

  • научился…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • мои ощущения…

домашнее задание

1. Выписать из рекламных журналов, газет или рекламных роликов (бегущей строки) названия профессий «21 века», т. е. профессии о которых раньше даже и не слышали, а может и слышали но они получили новое, более современное название.

2. Кратко законспектировать для работы на следующем занятии определение, краткую характеристику этим «новейшим профессиям».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Мотивы выбора профессии"

Разработка классного часа для учащихся 9-11 классов...

"Мотивы выбора профессии" (занятие факультатива "Профессиональное самоопределение школьников")

Разработка занятия факультатива для учащихся 9,10 классов по теме "Мотивы выбора профессии". Цель занятия -  сформировать понятие «мотив в выборе профессии»; скорректировать имеющиеся у учащихся ...

Мотивы выбора профессии

Урок из раздела "Профессиональное самоопределение" с использованием СПС КонсультантПлюс...

Конспект урока обществознание (профильный уровень) 10 класс "Мотивы выбора профессии"

Урок обществознания в социально-гуманитарном профильном классе. 10 класс " Мотивы выбора профессии". Тип урока: урок-анализ....

Конспект занятия "Мотивы выбора профессии"

Способствовать формированию представления о сущности понятия «мотивы», познакомить с их классификацией, значением мотивов и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении...

Мотивы выбора профессии

Проблема свободы порождает значительные трудности, т.к. предполагает ответственность за свой выбор. Такая свобода становится для многих выпускников общеобразовательных школ неподъемной ношей, т.к. они...

Проектная работа "Выбор профессии-дело серьезное. Мотивы выбора профессии"

Выбор профессии - наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. Актуальность проблемы выбора профессии в том, что этот выбор приходится на один из самых сложных социальн...