Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ
опыты и эксперименты по психологии на тему

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Слайд 2

Если каждый из нас сумеет сделать счастливым другого человека - хотя бы одного, на Земле все будут счастливы. Ю.Никулин

Слайд 3

Система психолого-педагогического сопровождения, это комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребенка в образовательной среде, которая предоставляет особую культуру поддержки в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации

Слайд 4

Направления работы педагога-психолога в оказании психологического сопровождения детей с ОВЗ

Слайд 5

:

Слайд 7

Специальные образовательные условия - организационное обеспечение; - психолого-педагогическое обеспечение; - кадровое обеспечение;

Слайд 8

Технологии психолого-педагогического сопровождения: - построение адаптированной образовательной программы по отдельной компетенции или предмету; -проведение междисциплинарных консилиумов для выстраивания стратегии психолого-педагогического сопровождения; -оценка уровня развития ребенка с выявлением причин и механизмов его проблем; -оценка внутригруппового взаимоотношения; -сетевое сотрудничество; -психологическая работа с учительскими и родительскими ожиданиями.

Слайд 9

Сенсорная комната



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя образовательная школы №2 им А.И. Герцена,

г. Клинцы, Брянской обл.

ТЕМА:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

 СОПРОВОЖДЕНИЕ

ДЕТЕЙ С ОВЗ

Подготовила

педагог-психолог

Голубовская Н.А.

2015 год

Добрый день уважаемые коллеги, темой моего выступления является, психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Если каждый из нас

сумеет сделать счастливым

 другого человека - хотя бы одного, 
на Земле все будут счастливы

Ю. Никулин.

Распространение  в нашей стране процесса инклюзии является не только отражением времени, но представляет собой реализацию прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с законодательством РФ.

Так как в основе инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого обучающегося, поэтому обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка с ОВЗ.

Работа в данном направлении предусматривает создание различных форм педагогической поддержки - специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Особую значимость для данной категории детей приобретает многогранный, комплексный вид помощи.

Комплексная помощь, нацеленная на обеспечение гармоничного развития ребёнка в образовательной среде – это система психолого - педагогического  сопровождения, которая представляет особую культуру поддержки и помощи всем детям, в том числе и детям с ОВЗ и инвалидностью в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Эта система предполагает содружество  учителя с различными специалистами в образовательном пространстве школы (педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными и медицинскими работниками) в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк).

Консилиум координирует работу специалистов  по выбору стратегий социально-психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ,   и является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

На педагога-психолога, как на специалиста сопровождения, возлагается очень большая ответственность при работе в следующих  направлениях:

- комплексная диагностика,

- развивающая и коррекционная деятельность,

- консультирование

-просвещение педагогов, родителей, других участников образовательного процесса.

Но особую актуальность в условиях современной инклюзивной среды приобретает экспертная деятельность специалистов сопровождения  по определению и коррекции программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как компонента адаптированной образовательной программы. (2016 учебного года)

Категории детей с ОВЗ

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года определен статус ребенка с ОВЗ: обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Группа школьников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с различными нарушениями:

  • Слуха
  • Зрения
  • Речи
  • Опорно-двигательного аппарата
  • Задержкой психического развития
  • Интеллекта
  • Эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм
  • Множественными нарушениями развития

Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.

Под специальными условиями  для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую помощь.

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления организационное обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, кадровое обеспечение.

Психолого-педагогическое обеспечение включает в себя программно-методическое обеспечение образовательного процесса и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ.

Рассмотрим технологии психолого-педагогического сопровождения. 

Психолого-педагогическое сопровождение - комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Технологии опираются на скоординированное междисциплинарное взаимодействие субъектов образовательного процесса.

Основные технологии психолого-педагогического сопровождения:

- Построение адекватной возможностям ребенка с ОВЗ адаптированной образовательной программы по каждой отдельной компетенции или предмету;

- Технологию проведения междисциплинарных консилиумов специалистов для выстраивания стратегии психолого-педагогического сопровождения.

- Технологию оценки особенностей и уровня развития ребенка, с выявлением причин и механизмов его проблем, для задач создания адекватной абилитации и сопровождения ребенка и его семьи; 

- Технологию оценки внутригрупповых взаимоотношений, для формирования  эмоционального принятия и группового сплочения;

- Технологии развивающей работы с детьми с особыми образовательными потребностями, при необходимости, с другими субъектами инклюзивного образовательного пространства; 

- Технологии поддержки участников образовательного процесса (педагогов, родителей), психологической работы с родительскими и учительскими ожиданиями.

Важным аспектом каждой технологии является ее междисциплинарный характер, взаимосвязь деятельности каждого специалиста с другими специалистами сопровождения.

В настоящее время в нашей школе оборудована сенсорная комната, где расставлено оборудование, а именно: водно-пузырьковые колонны, сенсорный дождь, сухой бассейн, мягкие пуфы, набор пертра, звездное небо, лабиринты, массажные мячи, ортопедическая дорожка, цветоотражающий стол «рисование на песке», массажное кресло которое  подключено и функционирует. Оборудован на 1 этаже специальный туалет для детей-инвалидов колясочников, имеются пандусы для колясок

В нашей школе обучаются дети с ОВЗ и дети инвалиды.

С согласия родителей, на детей инвалидов и детей с ОВЗ, обучающихся в школе составлена карта индивидуального развития обучающего,  где собрана социальная, медицинская характеристика на ребенка, какой д/с посещал, уровень готовности, уровень адаптации, речевого развития, социометрический статус, а также психологическая характеристика развития психических познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы, а именно восприятие, внимание, память, мышление, преобладающие эмоции, тревожность, произвольная регуляция деятельности. В карте детей обучающихся в начальной и 5 классах отражается уровень развития универсальных учебных действий, а именно: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, делается заключение.

Обобщая результат исследования детей с ОВЗ и инвалидов, то хочется отметить следующее, не все дети адаптировались  к обучению в школе и к основной школе, у многих детей повышена или высокая тревожность, уровень развития познавательных процессов разный, разная самооценка, хочется отметить, уровень эмоционального развития соответствует норме, дети принятые, отверженных среди них нет, и у всех уровень мотивации разный от средних границ до высоких, негативных и низких категорий нет.

 У нас в школе постоянно собирается ПМПк, где обсуждаются результаты диагностики (готовность к обучению в школе, адаптация 1 класс, адаптация 5 класс, где обсуждая результаты, выделяются дети инвалиды и с ОВЗ) и намечаются маршруты коррекционно-развивающей работы.

С детьми данной категории 1 класса реализую программу О.В. Хухлаевой «Тропинка к своему Я», частота занятий 2 раза в неделю.

С детьми ОВЗ, 5 класса реализую программу «Я и Мы», автор Е.Ф. Федосеенко, занятия проходят 1 раз в неделю с классом.

И по подгруппам в сенсорной комнате  реализую программу «песочная терапия», авторы Т.М. Зинкевич-Евстигнеева Т.М. Грабенко, а также использую игры с сенсорным дождем, лабиринт, сухой бассейн.

Данные занятия организуются  в игровой форме.  Занятия направлены  на снижение тревожности, страхов, агрессивности. Развитию мелкой моторики, воображения, творчества, логики, а для более успешной адаптации приглашаю детей данной категории с одноклассниками.

После проведения  корррекционно-развивающей работы необходимо провести повторную диагностику, где посмотреть динамику психического развития детей.

В заключении хочется отметить, социально - психолого-педагогическое сопровождение является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но и комплексной технологией поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. Это предполагает системный анализ проблемных ситуаций, программирования и планирования деятельности, которая направлена на их решение, соорганизацию в этих целях всех участников образовательного процесса.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогическая характеристика развития детей с нарушением интеллекта

Краткая характеристика детей с нарушением интеллекта....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем...

«Психолого-педагогические аспекты сопровождения инклюзивного образования»

В статье представлена модель психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; рассматриваются общие подходы и основные понятия "психолого-педагогическое сопровождение", его принципы. ...

Статья "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"

Статья на тему "Клинические и психолого-педагогические особенности развития детей с ЗПР"...

Родительское собрание "Психолого-педагогические особенности развития детей с тяжелыми множественными нарушениями"

Полноценное развитие ребёнка как неотъемлемое право человека и одна из важнейших задач образования на современном этапе требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Защита прав чело...

«Формирование единых подходов к психолого-педагогическому (логопедическому) сопровождению детей с особенностями в развитии»

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся общеобразовательных школ - это комплексная технология, особая форма поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания и социа...

Презентация для педагогических работников по теме: "Психолого-педагогические особенности одаренных детей и основные направления работы с ними"

Практические советы и рекомендации для педагогических работников по работе с одаренными детьми....