КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ СЕМЬИ С РЕБЁНКОМ С ОВЗ
статья по психологии на тему

Семья - микросоциум, в котором формируются сам ребёнок, его нравственные качества, отношение к людям, представление о характере межличностных отношений. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость особенностей ребёнка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения разфития ребёнка. Поэтому семья, воспитывающая ребёнка с ОВЗ, - реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями создания благоприятных условий для развития и воспитания ребёнка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультирование семьи ребёнка с ОВЗ

        Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму.

        Первый этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Первая фраза, выразительная мимика, улыбка – невербальные средства, используемые психологом для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи и ребёнка с ОВЗ. Необходимо помнить, что для семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, это ещё одно испытание. Поэтому создание атмосферы радости встречи – необходимое условие для установления контакта.

        Второй этап: определение проблем семьи со слов родителей. Психолог беседует со всеми членами семьи, выясняя волнующие их проблемы. Затем беседа продолжается без ребёнка отдельно с каждым взрослым.

        Выделяются группы проблем, с которыми родители детей с ОВЗ обычно обращаются за помощью к психологу:

  1. Трудности, возникающие в процессе обучения ребёнка;
  2. Проблемы, связанные с воспитанием ребёнка;
  3. Проблемы взаимоотношений со сверстниками (здоровые дети стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам; здоровые дети оказывают на больного ребёнка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; сверстники обижают больного ребёнка, не хотят с ним дружить и др.);
  4. Межличностные контакты больного ребёнка с близкими, их отношение к нему (жалость, гиперопека; со стороны больного ребёнка может проявляться грубость и агрессия по отношению к близким);
  5. Заниженная оценка возможностей ребёнка специалистами образовательной организации (родители жалуются, что преподаватель недооценивает возможности их ребёнка, в домашних условиях ребёнок показывает лучшие результаты успеваемости);
  6. Нарушения супружеских отношений между матерью и отцом больного ребёнка, возникшие из-за дефекта ребёнка;
  7. Эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребёнка с ОВЗ, а в крайних случаях даже отказ от его материального обеспечения;
  8. Сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребёнку с ОВЗ и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессивности).

На этом этапе у психолога формируется первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.

Третий этап: психолого-педагогическая особенностей развития ребёнка. На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок. Психолог проводит диагностику интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.  

Четвёртый этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик. Важным этапом консультирования является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей.

Пятый этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологам реальных проблем. Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и переформулирует её. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы.

Шестой этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены. Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, решаются в результате осуществления следующих мер:

  • выбор для ребёнка подходящих программ обучения и вида специальной (коррекционной) образовательной организации;
  • организация коррекционной работы в домашних условиях;
  • выбор адекватной модели воспитания и обучения родителей ребёнка практическим воспитательным приёмам;
  • формирование у ребёнка адекватных отношений с членами семьи и другими значимыми взрослыми;
  • изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития ребёнка.

Седьмой этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога. Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения.

Использованная литература: Ткачёва, В.В. Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 152 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование потенциала семьи, воспитывающей ребёнка с нарушением речи, в системе коррекционно-развивающей работы

Статья посвящена вопросу сотрудничества учителя – логопеда с семьей ребенка, имеющего нарушение речи, систематизации эффективных подходов, форм и принципов взаимодействия. Ведь одной из задач, стоящих...

Если у вас в семье особенный ребёнок…

из опыта работы специалистов Кировского ТСП МБОУ «Центр диагностики и консультирования» с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями...

Здоровая семья - здоровый ребёнок.

Здоровая семья – здоровый ребёнок. Здоровые дети - это великое счастье. Здоровье и физическое состояние школьников вызывают серьезную тревогу. Презентация на тему: "Здоровая семья – здоровый ребё...

Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ

Документация психолога по изучению семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ...

"Семья воспитывает ребёнка в труде"

материал для родителей обучающихся...

Родительское собрание «Счастливая семья – счастливый ребёнок»

Родительское собрание «Счастливая семья – счастливый ребёнок»...