Психогимнастика. План занятия в мини-группе детей с ОВЗ «Путешествие на далёкий остров».
учебно-методический материал по психологии ( класс) на тему

Попова Маргарита Алексеевна

Психолого -педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с использованием здоровьезберегающих технологий средствами психогимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_sayta_psihogimnastika_no_1.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Психогимнастика.

план занятия в мини-группе детей с ОВЗ

«Путешествие на далёкий остров».

Цель: Психолого -педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с использованием здоровьезберегающих технологий средствами психогимнастики.

Задачи:

1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, профилактика и предупреждение эмоциональных расстройств, снятие психического напряжения.

2. Развитие способности к произвольной саморегуляции и самоконтролю,

3. Развитие навыков коммуникативного взаимодействия со сверстниками, формирование навыков групповой сплочённости, сотрудничества между детьми.

Материалы:

Удобный кабинет, индивидуальные коврики для занятий, музыкальное  сопровождение, массажные мячики,  мыльные пузыри.

Ход занятия:

Мы собираемся отправиться на далёкий остров, где нас ждут встречи с различными животными и много – много интересных приключений. Мы полетим на остров на самолёте.  

Проводятся следующие простые растяжки-разминки с элементами суставной гимнастики:

 1. «Часики» показывают, нам, что осталось мало времени.

Упражнение выполняется сидя. Энергично наклонять голову то к правому, то к левому плечу, стараясь коснуться плеча ухом. Следить, чтобы плечи не поднимались. Делать до 25 движений. Вначале делать осторожно, постепенно добиваясь резкого бросания головы.

Темп переменный, начинать упражнение медленно, затем убыстрять движения, меняя темп, заканчивать медленно. Добавлять слова «Тик – так».

 2. «Бом  – ку – ку» - пора садиться в самолёт.

Упражнение выполняется сидя. Энергично, с усилием забрасывать голову вверх, направляя затылок к спине, и вниз, стараясь достать подбородком груди. Начинать с медленных движений. Делать до 25 движений, считая движение вверх – вниз за одно.

На первых порах делать осторожно.

3. Нужно выполнить упражнение  «Буквы», оно поможет нам выполнять следующие  действия правильно. (Проводится дыхательное упражнение на развитие произвольности и самоконтроля, снижает импульсивность, способствует концентрации внимания и т.д.):

Упражнение выполняется сидя на полу. Глубоко вдохнуть. На выдохе произносить звуки:

пф – пф – пф – пф - пф. Вдох. На выдохе: р – р – р – р – р. Вдох. На выдохе: з –з –з –з –з . Вдох. На выдохе: мо – ме – мэ – му; а – а – а.

4. Следующее упражнение «Продуваем двигатели». (Проводится дыхательное упражнение для активизации работы правого и левого полушарий головного мозга):

Упражнение выполняется сидя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

 5. Массаж мячиками. (Стимулирующее, повышающее энергетический потенциал, необходимо для того, чтобы подготовиться к выполнению более сложных упражнений). Проводится в парах, лёжа на спине. «Постукивания»,  по воротниковой зоне (от плеча к плечу), по спине, по рукам, «Поглаживания», затем учащиеся меняются местами.

6. Проверим, хорошо ли работают наши пальчики, смогут ли они нажимать на  «Кнопки» в самолёте. Проводится упражнение «Кнопки»:

Поочерёдно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Выполняется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному) порядке. В начале методика выполняется каждой рукой отдельно, а затем вместе.

7. «Заводим самолёт». Проводится упражнение «Самолёт»:

Руки к плечам. Вращаем руками вперёд – назад. Затем руки в стороны – изображаем крылья, полёт самолёта. Летим, а наши «Глазки»  внимательно за всем следят.

8. Проводится глазодвигательное упражнение «Глазки»:

Сидя на полу, голова фиксирована, глаза смотрят прямо перед собой. Начинается отработка движений глаз по четырём основным (вверх, вниз, направо, налево) сторонам и четырём вспомогательным (по диагоналям); сведение глаз к центру. (Выполнение упр. «Кнопки» и «Глазки» вызывает стимуляцию вестибулярного аппарата, посредством движения эндолимфы полукружных каналов в них возникают нервные импульсы, которые поступают в головной мозг и осуществляется стимуляция работы нервов).

9. Кто же нас встречает? Это «Аисты и лягушки». (Проводится функциональная игра на тренировку внимания и контроль двигательной активности).

Все участники передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, необходимо принять позу «Аиста», когда ведущий хлопнет два раза – принять позу «Лягушки». На три хлопка -  возобновить ходьбу.

10. Вот появилась «Кошка». (Проводится сложная растяжка, она помогает успокоить нервную систему, развивает гибкость ног и позвоночника.).

 Кошка бывает злая и добрая. Давайте будем с ней дружить. Позовём её к нам жить. Стоя на четвереньках выгибать и прогибать спину в поясничном отделе. Голова при этом движется синхронно с изменением поз: прогибание – голова вверх, выгибание – голова вниз. Можно добавить разворот корпуса,(«кошка смотрит на свой хвост») в одну и другую стороны. Добавить «мурр» при прогибе и «мяу» при выгибании.

11. Давайте погуляем по острову, но сначала проверим, насколько вы внимательны. Знаете ли вы все «Четыре стихии»? (функциональная игра на развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов, а также снижение импульсивности)  проводится игра «Четыре стихии»:

Участники сидят в кругу. Ведущий договаривается, что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, «вода» - вытянуть руки вперёд, «воздух» - поднять руки вверх, «огонь» - потрясти руками, кистями рук.

 12. Высокая «Трава» и «Виноград» растут на острове. Скороговорки «Трава» и «Виноград». Все участники повторяют скороговорки несколько раз:

«На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора».

Скороговорка «Виноград»: «На горе Арарат рвала Варвара виноград».

13. Упражнение  «Мыльные пузыри».

14. А теперь надуем в животе «Воздушный шарик».

Проводится упражнение «Воздушный шарик – 1».

Сесть на пол. Вдох. Расслабить мышцы живота, начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета. Пауза (задержка дыхания). Выдох. Втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и с шумом «пьют» воздух.

15. Мы сегодня очень устали, нам «Пора отдохнуть».

Проводится релаксационное упражнение «Пора отдохнуть»:

Легли на спину. «Закроем глазки, расслабимся. Пусть отдохнут наши ручки и ножки, всё наше тело. Мы сегодня славно потрудились, выполнили все задания и можем отдыхать.

Лежим и слушаем, как весело поют птички. Наши руки становятся тяжелыми, наши ноги становятся тяжелыми. Все наше тело тяжёлое – тяжёлое. Птички поют. А мы отдыхаем.

Постепенно птички поют всё тише и тише. И мы ощущаем себя в нашей комнате (пауза)…

Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся».

 Автор – составитель:                                                                          М.А. Попова

В МБОУ «Кугесьская СОШ №1» для детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется коррекционно-развивающая программа «Нейрогимнастика».

Программа «Нейрогимнастика» предназначена для детей с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями, это дети:

- дети – инвалиды;

- дети, повторяющие класс по решению ПМПК;

- дети с ЗПР;

- дети с ММД;

- часто болеющие дети.

Комплекс методик и упражнений «Нейрогимнастика»

«Нейрогимнастика» - это комплекс специально разработанных нейропсихокорркционных  методик и упражнений, способных оказать большое влияние на улучшение работы мозга ребенка.

 Комплекс «Нейрогимнастика» будет полезен любым детям, в том числе и с серьезными трудностями в развитии. Нейропсихологическая коррекция способствует улучшению процессов нервной деятельности, развитию мелкой и общей моторики, повышению умственных способностей через развитие внимания, памяти, восприятия и других высших психических функций.

Для ребенка с трудностями в развитии важна  не просто двигательная активность, но такие движения, которые способствовали бы повышению уровня нейродинамики (тонуса) и активизации работы его мозга.

придерживаться определенной последовательности выполнения:

В каждый комплекс «Нейрогимнастики» желательно включать следующие виды упражнений и придерживаться определенной последовательности выполнения:

- простые растяжки – разминки;

- массажи;

- глазодвигательные и артикуляционные упражнения;

- упражнения на развитие мелкой и общей моторики;

- сложные растяжки;

- функциональные упражнения;

- скороговорки;

- дыхательные упражнения;

- релаксация.

Примерно в таком порядке упражнения включаются в содержание коррекционно-развивающих занятий с обязательным учетом предпочтения детей.

Простые растяжки-разминки эффективны в оптимизации тонуса мышц и снятии напряжения. Они тренируют вестибулярный аппарат, улучшают синхронность движения, повышают активность, дают прилив бодрости, укрепляют мышцы тела. Оптимизация тонуса является одной из самых важных задач нейрогимнастики, поэтому выполнение растяжек-разминок необходимо не только для «разогрева», но и для поднятия тонуса организма ребенка;

Массаж мячиками и самомассаж помогают подготовиться к выполнению более сложных упражнений, повышают тонус организма;

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие, активизируют процесс обучения и повышают энергетизацию организма;

Артикуляционные упражнения необходимы для укрепления и развития речевого аппарата, улучшения произношения;

Упражнения на развитие мелкой и общей моторики обеспечивают развитие межполушарного взаимодействия, снятие синкинезий (непроизвольных дополнительных движений), обеспечивают развитие высших психических функций и способствуют активизации вестибулярного аппарата и лобных долей мозга, отвечающих в первую очередь за поведение, умение контролировать свои действия.

Мелкая моторика способствует развитию интеллекта. Развитие мелкой моторики является серьезным тонизирующим фактором;

Сложные растяжки предназначены для различных целей, поэтому после каждой сложной растяжки дано описание ее эффекта.

Функциональные игры и упражнения предназначены для развития коммуникативных навыков, рассчитаны на парное или групповое выполнение. Необходимы для развития внимания, снижение импульсивности, агрессивности и гиперактивности;

Скороговорки предназначены для отработки правильного произношения;

Дыхательные упражнения улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль, произвольность, способствуют концентрации внимания, тем самым снижают импульсивность и тревожность ребенка. Увеличивается объем легких, усиливается газообмен, улучшается кровообращение; под воздействием диафрагмы происходит интенсивный массаж внутренних органов, что способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия ребенка;

Функциональные игры и упражнения предназначены для развития коммуникативных навыков, рассчитаны на парное или групповое выполнение. Необходимы для развития внимания, снижение импульсивности, агрессивности и гиперактивности;

Релаксация в конце каждого занятия предназначена для отдыха, расслабления, успокоения детей.  Релаксации достаточно просты и не преследуют более серьезных медитативных или психологических целей.

Каждый из видов упражнений имеет определенный эффект: развивает ту или иную область мозга, усиливает ту или иную часть тела, координирует определенные действия.

Игры и упражнения для занятий с детьми с ОВЗ

1. Упражнение  «Похлопай, как я».

Сделать три тихих быстрых хлопка, один громкий. Варианты могут быть разные.

2. Упражнение «Команды»

Цель: научить вслушиваться в речь педагога и выполнять его инструкции (игры с перебрасыванием, перекатыванием мяча, игры в паре, мини - группе).

3. Пальчиковая гимнастика с заучиванием текста и проговариванием действий.

4.  Упражнение  «Мячики – ёжики».

С мячами – ёжиками выполняется упражнение, развивающее мелкую моторику и массаж кистей рук.

5. Упражнение «Разминка с мячами - ёжиками».

  Цель: развивать мелкую моторику, массажировать ладони и пальцы, ориентироваться «вправо – влево», «вверх – вниз»,  заучивание и проговаривание движений во время выполнения упражнения.                                                                                                            

 «Мячик сильно я сжимаю

                                        И ладошку поменяю».

По столу круги катаю

Из-под рук не выпускаю.

Взад – вперед его качу,

Вправо – влево, как хочу.

                                       «Танцевать умеет танец  

                                        На мяче мой каждый палец».

«Сверху левой, снизу правой,  

Я его катаю – браво».

Поверну, а ты поверь –

Сверху правя теперь!».

6. Упражнение   «Хлопни, топни, подпрыгни».                                     

      Цель: развивать слуховое внимание и память, учить выполнять инструкции в строгой последовательности.                                

Ребенку дается инструкция: «Увидишь  карандаш красного цвета – хлопнешь в ладоши, увидишь зеленый цвет карандаша – топнешь, увидишь желтый цвет – подпрыгнешь».

7. «Кричалки - шепталки - молчалки»

(регулирование поведения, развитие наблюдательности, волевой регуляции);

8. Упражнение «Мастер - фломастер» (взять в правую и левую руки фломастер и одновременно начать рисовать одинаковые фигуры – линии, волны, спирали, круги, квадраты, ромбики,  далее с каждым занятием задание постепенно усложняется,  н-р: - солнышко в облаках,  дождевая  тучка, растения,  домики,  фигурки  животных,  людей, сюжет  картины).

9. Упражнение « Левша» (три варианта)

1вариант. Детям дается задание старательно и красиво нарисовать по образцу простую фигуру, предмет, картинку сначала правой рукой, затем левой рукой.  С каждым разом, при выполнении этого задания будет получаться левой рукой также хорошо, как правой. Если ребенок левша, то пока не начнет получаться лучше правой рукой.

2 вариант «Зеркало».  Детям дается задание внимательно (симметрично) дорисовать недостающую половину фигуры, предмета, картинки, рисунка левой рукой, затем раскрасить обе половинки зеркально друг другу, повторяя направление штриховки и узоры. На листе заранее  прорисовываются половинки фигур, предметов (бабочка, корзинка с яблоками, ваза с цветами, разноцветный платок, тарелка с узорами и т.д.).

3 вариант.  Нарисовать фломастерами на листе половины ватмана (формат А-3, разделить фломастером пополам) или (на доске цветными мелками)  с закрытыми глазами (сначала правой рукой и закрытыми глазами), затем левой рукой и с закрытыми глазами любое животное, которое умеем рисовать (кота, зайца, собаку, медведя и т.д.).                                                                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок английского языка во 2 классе по теме "Путешествие на далёкий остров" УМК "Enjoy English" Биболетовой М. З. и др.

Урок английского языка во 2 классе "Путешествие на далёкий остров" разработан на основе УМК Биболетовой М. З. "Enjoy English".  Форма проведения урока - путешествие на далёкий остров с целью "осв...

Развивающее занятие по психологии для учащихся 5 классов "Путешествие на остров..."

Развивающее занятие по психологии для учащихся 5 классов «Путешествие на остров…» является одним из занятий внеурочной деятельности программы сопровождения учащихся в период адаптации в среднем звене....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ    В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТНР «ПУТЕШЕСТВИЕ НА ОСТРОВ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ».ЦЕЛЬ: создание условий для ...

План занятия курса внеурочной деятельности «МАСТЕРСКАЯ ЮНОГО ХУДОЖНИКА» «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ РИСОВАНИЯ»

Цель: поддерживать у обучающихся интерес к изобразительной деятельности, привлечь большее количество обучающихся к занятиям курса Задачи:...

Открытое занятие на тему: "Путешествие в далёкое прошлое Приангарья".

Данная тема знакомит детей с историей и культурой,одеждой,бытом,традициями народов,населявших территорию Приангарья.Знакомятся и разучивают народные игры,состязаются в различных эстафетах....

Конспект занятия по актёрскому мастерству №1 «Путешествие на необитаемый остров»

Тема: «Взаимодействие на сцене в различных предлагаемых обстоятельствах».Задачи:1. Развивать логику и последовательность действий, внимание, умение действовать в предлагаемых обстояте...